Цет (мифология)

В древнегреческом кетос ( κῆτος , множественное число кете/кетеа , κητι/κετεα [ 1 ] ), латинизированный как cetus (мн. ceti или cete = cetea [ 2 ] ), любое огромное морское чудовище . [ 3 ] Согласно мифологии , Персей убил кита, чтобы спасти Андромеду от принесения ему в жертву. Термин «китообразные » (кит) происходит от слова cetus . В искусстве греческом кеты изображались в виде змеевидных рыб. Имя мифологического персонажа Чето происходит от слова «кетос» . От этого слова происходит и название созвездия Кита .
Изображения
[ редактировать ]Кита по-разному описывали как морское чудовище или морскую змею . Другие версии описывают китов как морских чудовищ с головой кабана. [ 4 ] [ 5 ] или борзые и тело китов или дельфинов с разделенными веерообразными хвостами. Говорили, что цетусы были колоссальными животными размером с корабль, их черепа имели длину 40 футов (12 метров), толщину позвоночника составляли локоть, а скелеты в плечах были выше, чем у любого слона. [ 5 ]
Есть заметное физическое и мифологическое сходство между китом и драконом ( драконами в греческой мифологии ) и, в меньшей степени, другими монстрами греческой мифологии, такими как Сцилла , Харибда , Медуза и ее сестры Горгоны . [ 6 ] [ 5 ] [ 7 ]
Греческая мифология
[ редактировать ]
Кита часто изображают сражающимся с Персеем или верхом на Нереиде . [ 8 ]
Царица Кассиопея хвасталась, что она и ее дочь Андромеда были красивее Нереид ( в большинстве более поздних произведений, называемых по римской форме Нереидами ), что вызвало гнев Посейдона , наславшего морское чудовище Кетоса (в гораздо большем количестве европейских произведения переименованы в латинизированный Цет) для нападения на Эфиопию . Посоветовавшись с мудрым оракулом , царю Цефею и царице Кассиопее было приказано принести Андромеду в жертву Китасу. Они приковали Андромеду к скале у океана, чтобы кит мог ее сожрать. Найдя Андромеду прикованной к скале и узнав о ее тяжелом положении, Персей сумел убить Кита, когда существо вышло из океана, чтобы сожрать ее. По одной из версий, Персей убил Кита арфой, одолженной ему Гермесом . По другой версии, он использовал Медузы голову , чтобы превратить морское чудовище в камень .
В другой истории Геракл убил Кита, чтобы спасти Гесиону . [ 9 ]
Также изображался Цет, поддерживающий Ино и Мелицертеса, когда они бросились в море. [ 10 ] вместо дельфина возить Палемона .
Этрусская мифология
[ редактировать ]В этрусской мифологии цетеи считались психопомпами и часто изображались на саркофагах и урнах, наряду с дельфинами и гиппокампами . [ 11 ]
Кроме того, этрусское божество Нетунс иногда изображается в головном уборе с изображением Кита. [ 12 ]
Библия и еврейская мифология
[ редактировать ]Таниновые морские монстры
[ редактировать ]Монстр- таннин в еврейской Библии был переведен как греческий kētos в Септуагинте и cetus в латинской Вульгате .
Танниним ( תַּנִּינִים ) (-им означает еврейское множественное число) появляется в еврейской Книге Бытия , [ 13 ] ExodusИсход [ 14 ] Второзаконие , [ 15 ] Псалмы , [ 17 ] Работа , [ 18 ] Иезекииль , [ 19 ] Исайя , [ 20 ] и Иеремия . [ 21 ] Они явно перечислены среди существ, созданных Богом в пятый день повествования о творении в книге Бытия . [ 13 ] переводится в версии короля Иакова как «большие киты ». [ 22 ] Септуагинта передает оригинальный еврейский текст Бытия 1:21 ( hattanninim haggedolim ) как κήτη τὰ μεγάλα ( kētē ta megala ) на греческом языке, а это, в свою очередь, было переведено как cete grandia в Вульгате. Таннин указан в Апокалипсисе Исайи убьет как один из морских зверей, которых Яхве «в тот день» . [ 23 ] в версии короля Иакова переводится как « дракон ». [ 24 ] [ н 1 ]
Слияние с Левиафаном и Раавом
[ редактировать ]В еврейской мифологии Таннин иногда отождествляется с родственными ему морскими чудовищами Левиафаном и Раавом . [ 16 ] Наряду с Раав, «Таннин» было именем, применявшимся к Древнему Египту после Исхода в Ханаан . [ 27 ] Джозеф Эдди Фонтенроуз отметил, что «Цетус» был аналогом Медузы, основанной на Тиамат , и был создан по образцу Яма , Мота и Левиафана. [ 5 ]
«Большая рыба Ионы»
[ редактировать ]В Ионе 2:1 (1:17 в английском переводе) еврейский текст читается как даг гадол ( דג גדול ), что буквально означает «большая рыба». Септуагинта мега переводит эту фразу на греческий язык как кетос ( μέγα κῆτος ). Это было началом более широкого распространения изображения настоящих китов в Греции, и кетос будет охватывать проверенных китов, акул и старое значение слова «любопытные морские чудовища». Позднее Джером перевел эту фразу как piscis grandis в своей латинской Вульгате . 12:40 он перевел греческое слово kētos как cetus Однако в Евангелии от Матфея . Англичане выбирают первое: «Ибо, как Иона был три дня и три ночи во чреве огромной рыбы, так и Сын Человеческий будет три дня и три ночи в сердце земли». [ 28 ]
В других культурах
[ редактировать ]Историк искусства Джон Бордман предположил, что изображения кетос в Центральной Азии повлияли на изображения китайского дракона и индийского макара . Они предполагают, что после контакта с на Шелковом пути изображениями кетоса китайский дракон стал более похожим на рептилию и изменил форму головы; [ 29 ] Свинья -дракон с головой кабана [ 30 ] по сравнению с рептильной головой современных драконов и головой верблюда .
Корабли и парусный спорт
[ редактировать ]Цетус или мегакетес (μεγακήτης) обычно используется в качестве названия корабля. [ 31 ] или номинальное лицо, обозначающее корабль, не боящийся моря, или безжалостный пиратский корабль, которого следует опасаться. Моряки считали Кетею несчастьем или плохим предзнаменованием, находящимся под сильным влиянием средиземноморских традиций, например, как источник сильного шторма или общий предвестник. Предания и легенды связывали это с потерей груза и сбиванием с курса, даже пираты вступали в союз с такими существами, чтобы стать табу на борту судов. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Кету (мифология)
- Макара
- Кракен
- Таннин (монстр)
- Черная черепаха - Цет и Черная черепаха соответствуют в астрологии , поскольку оба существа обладают связью с водой и путешествуют по подземному миру, чтобы направлять людей. [ 32 ] (см. также: Кита в китайской астрономии )
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Этот отрывок из Исайи прямо параллелен другому отрывку из более раннего цикла Ваала. Еврейский отрывок, описывающий танин, заменяет угаритский отрывок, описывающий «окружающего». [ 25 ] или «могучий с семью головами » ( шлыт д.шбьт рашм ). [ 26 ] И в угаритских, и в еврейских текстах остается спорным, описываются ли три фигуры или же остальные являются эпитетами Лотана или Левиафана .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шелдон-Уильямс, IP, изд. (1981), Йоханнес Скотти Erivgenae Periphyseon (О разделении природы), Книга Tertius , Scriptores Latini Hiberniae Volume XI, L. Bieler., p. 305
- ^ Шелдон-Уильямс, IP, изд. (1847), Теория и практика латинской грамматики , Л. Билер, Р. Грумбридж и сыновья, с. 22
- ^ «κῆτος» у Лидделла, Генри и Роберта Скотта. 19406. Греко-английский лексикон. Отредактировано Х.С. Джонсом и Р. Маккензи. . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- ^ Джон К. Пападопулос, Дебора Руссилло, 2002, Кетос в ранних Афинах: археология китов и морских монстров в греческом мире, Американский журнал археологии, Vol. 106, № 2 (апрель 2002 г.), Археологический институт Америки.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джозеф Эдди Фонтенроуз , 1974, Питон : исследование дельфийского мифа и его истоков, стр. 289–294, издательства Biblo and Tannen Publishers.
- ^ Дэниел Огден, 2013, Дракон: миф о драконе и культ змеи в греческом и римском мирах, Дракон: миф о драконе и культ змеи в греческом и римском мирах, Бои с Кете, морские змеи , стр. 116-147, Оксфордский университет Нажимать
- ^ Шарон Халифа-Гета, 2018, Эволюция западного дракона (PDF), стр. 265-290, Афинский журнал средиземноморских исследований, том 4, выпуск 4, Центр по делам Европы и Средиземноморья, Афинский институт образования и исследований.
- ^ Бордман, Джон (2015). Греки в Азии . Темза и Гудзон. ISBN 978-0500252130 .
- ^ Персей: Аполлодор 2.4.3 . Геракл: Гомер, Илиада 21.441, Аполлодор 2.5.9 .
- ^ Левесон Венейблс-Вернон-Харкорт , 1838, Доктрина Потопа; подтверждение библейского повествования от возникших в нем сомнений, Том 1, стр.385
- ^ Нэнси Томсон де Граммонд , 2006, Этрусский миф, священная история и легенда, Путешествие в загробную жизнь , стр.212, Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета.
- ^ Один из этрусских додекаполей , в северной Этрурии .
- ^ Перейти обратно: а б Gen. 1:21 .
- ^ Исход. 7:9–10:12 .
- ^ Втор. 32:33 .
- ^ Перейти обратно: а б Хайдер, Джордж К. (1999), «Таннин» , Словарь божеств и демонов в Библии, 2-е изд. , Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс, стр. 835–836.
- ^ Пс. 74:13 , 91:13 , 148:7 и, возможно, 44:20 . [ 16 ]
- ^ Иов 7:12 .
- ^ Эти. 29:3 и 32:2 .
- ^ Один. 27:1 и 51:9 .
- ^ Джер. 51:34 .
- ^ Ген. 1:21 ( KJV ).
- ^ Один. 27:1 .
- ^ Один. 27:1 ( KJV ).
- ^ Баркер, Уильям Д. (2014), «Литан в Угарите» , Полемика о царстве Исайи: экзегетическое исследование в Исайи 24–27 , Тюбинген: Мор Зибек, стр. 152, ISBN 978-3-16-153347-1
- ^ Юлингер, К. (1999), «Левиафан» , Словарь божеств и демонов в Библии, 2-е изд. , Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс, с. 512
- ^ Хайдер (1999) « Таннин », с. 836
- ^ Матфея 12:40 ( NIV )
- ^ Бордман, Джон (2015). Греки в Азии . Темза и Гудзон. ISBN 978-0500252130 .
- ↑ Национальная галерея искусств , «Нефритовый свернувшийся кольцами дракон, культура Хуншань (ок. 4700–2920 до н.э.)». Архивировано 13 марта 2007 г. в Wayback Machine , Вашингтон, округ Колумбия, Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Общество «Космос», 2019, Идеализированный корабль | Часть 2: Огромная, пустая и поглощающая , Центр эллинистических исследований , Гарвардский университет.
- ^ Национальный музей Кореи , 2007, Черная черепаха и змей, божество-хранитель Севера.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Цетусом (мифология) на Викискладе?
- Проект Теои - Кетеа