Религиоведение
Религиоведение , также известное как изучение религии , представляет собой научное изучение религии . Не существует единого мнения о том, что можно считать религией, и ее определение весьма спорно. Он описывает, сравнивает, интерпретирует и объясняет религию, подчеркивая эмпирические , исторически обоснованные и межкультурные перспективы.
В то время как теология пытается понять трансцендентное или сверхъестественное согласно традиционным религиозным представлениям, религиоведение использует более научный и объективный подход, независимый от какой-либо конкретной религиозной точки зрения. Таким образом, религиоведение опирается на множество академических дисциплин и методологий, включая антропологию , социологию , психологию , философию и историю религии .
Религиоведение зародилось в Европе XIX века , когда научный и исторический анализ Библии процветал , когда индуистские и буддийские священные тексты впервые переводились на европейские языки. Среди первых влиятельных ученых были Фридрих Макс Мюллер в Англии и Корнелис Петрус Тиле в Нидерландах. Сегодня религиоведение — это академическая дисциплина, которой занимаются ученые во всем мире. [1] В первые годы своего существования она была известна как « сравнительное религиоведение » или наука о религии , и в Соединенных Штатах есть те, кто сегодня также знает эту область как «Историю религии» (связанную с методологическими традициями, восходящими к университетскому Чикаго в частности в целом и Мирчи Элиаде с конца 1950-х до конца 1980-х годов).
Ученый-религиовед Уолтер Кэппс описал цель дисциплины как обеспечение «обучения и практики… в руководстве и проведении исследований по предмету религии». [2] В то же время Кэппс заявил, что его другая цель состояла в том, чтобы использовать «предписанные способы и методы исследования, чтобы сделать предмет религии понятным». [2] Ученый-религиовед Роберт А. Сигал охарактеризовал эту дисциплину как «предмет», «открытый для многих подходов», и, таким образом, она «не требует ни особого метода, ни особого объяснения, чтобы быть достойной дисциплинарного статуса». [3]
У разных ученых, работающих в этой области, разные интересы и намерения; некоторые, например, стремятся защитить религию, другие пытаются ее объяснить, а третьи хотят использовать религию как пример, чтобы доказать свою собственную теорию. [4] Некоторые ученые-религиоведы заинтересованы в первую очередь в изучении религии, к которой они принадлежат. [5] Другие ученые придерживаются более беспристрастного подхода и широко исследуют исторические взаимосвязи между всеми основными религиозными идеологиями на протяжении всей истории, уделяя особое внимание общим сходствам, а не различиям. [6] Религиоведы утверждают, что изучение этого предмета полезно для отдельных людей, поскольку оно предоставит им знания, актуальные в межличностном и профессиональном контексте во все более глобализированном мире . [7] Также утверждалось, что изучение религии полезно для оценки и понимания межконфессиональной напряженности и религиозного насилия . [8] [9] [10]
Этимология
[ редактировать ]Термин « религия » произошел от латинского существительного religio , которое было номинализировано от одного из трех глаголов: relegere (обращаться к постоянно/сознательно наблюдать); religare (связать себя [обратно]); и reeligere (выбрать снова). [11] Из-за этих трех различных потенциальных значений один этимологический анализ не устраняет двусмысленность определения религии, поскольку каждый глагол указывает на различное понимание того, что такое религия. В средние века термин «религиозный» использовался как существительное для описания человека, присоединившегося к монашескому ордену («религиозный»).
Определение понятия «религия».
[ редактировать ]На протяжении всей истории религиоведения предпринималось множество попыток дать определение термину «религия». [13] Многие из них были монотетическими , стремясь определить ключевой, существенный элемент, общий для всех религий, который можно использовать для определения «религии» как категории и который должен быть необходим для того, чтобы что-то было классифицировано как «религия». . [14] Есть две формы монотетического определения; первые являются содержательными и направлены на определение определенного ядра, лежащего в основе религии, такого как вера в Бога или богов или акцент на власти. [15] Вторые являются функциональными и стремятся определить «религию» с точки зрения того, что она делает для людей, например, определяя ее, утверждая, что она существует для того, чтобы успокоить страх смерти, объединить сообщество или усилить контроль одной группы над другой. [15] Другие формы определения являются политетическими , создавая список характеристик, общих для религии. В этом определении нет какой-то одной характеристики, которая должна быть общей для всех форм религии. [15]
Дополнительные осложнения вызывает тот факт, что существуют различные светские мировоззрения, такие как национализм и марксизм , которые имеют многие из тех же характеристик, которые обычно ассоциируются с религией, но которые редко считают себя религиозными. [16]
И наоборот, другие ученые-религиоведы утверждали, что данная дисциплина должна полностью отвергнуть термин «религия» и прекратить попытки дать ему определение. [17] С этой точки зрения «религия» рассматривается как западная концепция, навязанная другим культурам в результате интеллектуального империализма. [18] По словам религиоведа Рассела Т. Маккатчеона , «многие народы, которые мы изучаем с помощью этой категории, вообще не имеют эквивалентного термина или понятия». [19] , нет слова «религия» Например, в таких языках, как санскрит . [18]
Интеллектуальная основа и опыт
[ редактировать ]Прежде чем религиоведение стало отдельной областью и процветало в Соединенных Штатах в конце 1960-х годов, несколько ключевых интеллектуальных деятелей исследовали религию с различных точек зрения. Одной из таких фигур был знаменитый прагматик Уильям Джеймс . Его лекции в Гиффорде 1902 года и книга «Разнообразие религиозного опыта» рассматривали религию с психолого-философской точки зрения и до сих пор оказывают влияние. Его эссе «Воля к вере» защищает рациональность веры.
Макс Вебер изучал религию с экономической точки зрения в «Протестантская этика и дух капитализма своей самой известной работе » (1904–1905). Будучи крупной фигурой в социологии , он, несомненно, оказал влияние на более поздних социологов религии. Эмиль Дюркгейм также продолжает оказывать влияние как один из отцов социологии. Он исследовал протестантские и католические взгляды и доктрины относительно самоубийства в своей работе «Самоубийство» . В 1912 году он опубликовал свой самый запоминающийся труд о религии « Элементарные формы религиозной жизни» .
История
[ редактировать ]Интерес к общему изучению религии восходит, по крайней мере, к Гекатею Милетскому ( ок. 550 г. до н.э. – ок. 476 г. до н.э. ) и Геродоту ( ок. 484 г. до н.э. – ок. 425 г. до н.э. ). Позже, в средние века , исламские ученые, такие как Ибн Хазм (ум. 1064 г.), изучали, среди прочего, персидскую , иудейскую , христианскую и индийскую религии . Первой историей религии стал « Трактат о религиозных и философских сектах» (1127 г.), написанный мусульманским ученым Мухаммадом аль-Шахрастани . Петр Достопочтенный , также работавший в двенадцатом веке, изучал ислам и сделал возможным латинский перевод Корана .
Несмотря на давний интерес к изучению религии, академическая дисциплина «Религиоведение» является относительно новой. Кристофер Партридж отмечает, что «первые профессорские должности были учреждены совсем недавно, в последней четверти девятнадцатого века». [20]
В девятнадцатом веке изучение религии осуществлялось глазами науки. Макс Мюллер был первым профессором сравнительной филологии в Оксфордском университете , кафедра которого была создана специально для него. В своем «Введении в науку о религии» (1873 г.) он писал, что это «долг тех, кто посвятил свою жизнь изучению основных религий мира в их оригинальных документах и кто ценит и почитает их в любой форме». он может появиться, чтобы завладеть этой новой территорией во имя истинной науки».
Многие из ключевых ученых, которые помогли наладить изучение религии, считали себя не религиоведами, а скорее богословами, философами, антропологами, социологами, психологами и историками. [21]
Партридж пишет, что «ко второй половине двадцатого века изучение религии превратилось в видную и важную область академических исследований». Он называет растущее недоверие к эмпиризму девятнадцатого века и растущий интерес к нехристианским религиям и духовности в сочетании с сближением работ социологов и религиоведов как факторы, способствующие развитию религиоведения.
Одним из первых академических учреждений, где религиоведение было представлено как отдельный предмет, был Университетский колледж Ибадана, ныне Университет Ибадана , где Джеффри Парриндер был назначен преподавателем религиоведения в 1949 году. [22]
В 1960-х и 1970-х годах термин «религиоведение» стал обычным явлением, и интерес к этой области возрос. Были основаны новые кафедры и открыты влиятельные журналы по религиоведению (например, «Религиоведение» и «Религия» ). В предисловии к книге «Подходы к изучению религии » Ниниан Смарт писал, что «в англоязычном мире [религиоведение] в основном восходит к 1960-м годам, хотя до этого существовали такие области, как «сравнительное изучение религии», история религии», «социология религии» и так далее...»
В 1980-х годах как в Великобритании , так и в Америке «уменьшение количества заявлений студентов и сокращение ресурсов в 1980-е годы привели к сокращениям, затронувшим факультеты религиоведения». (Партридж) Позже в том же десятилетии религиоведение начало набирать обороты в результате интеграции религиоведения с другими дисциплинами и формирования программ обучения, в которых эта дисциплина сочеталась с более утилитарным обучением.
Философия религии использует философские инструменты для оценки религиозных утверждений и доктрин. Западная философия традиционно использовалась англоговорящими учеными. (Некоторые другие культуры имеют свои собственные философские традиции, включая индийскую , мусульманскую и еврейскую .) Общими вопросами, рассматриваемыми (западной) философией религии, являются существование Бога , вера и рациональность, космология и логические выводы логической последовательности из священных текстов. .
Хотя философия уже давно используется для оценки религиозных утверждений ( например, дебаты Августина и Пелагия о первородном грехе), подъем схоластики в одиннадцатом веке, который представлял собой «поиск порядка в интеллектуальной жизни» (Рассел, 170), более полно интегрировал западную философскую традицию (с введением переводов Аристотеля ) в религиоведение.
Академические дисциплины в рамках религиоведения
[ редактировать ]Существует некоторое совпадение между подкатегориями религиоведения и самой дисциплиной. Религиоведение стремится изучать религиозные явления в целом, а не ограничиваться подходами его подкатегорий.
Антропология религии
[ редактировать ]Антропология религии в основном занимается изучением общих основных человеческих потребностей, которые религия удовлетворяет. Культурная антропология религии в основном занимается культурными аспектами религии. В первую очередь культурного антрополога религий интересуют ритуалы, верования, религиозное искусство и практики благочестия. [23]
Экономика религии
[ редактировать ]Опросы Gallup показали, что беднейшие страны мира могут быть самыми религиозными. Из тех стран, где средний доход на душу населения составляет менее 2000 долларов США, 95% сообщили, что религия играет важную роль в их повседневной жизни. Это контрастирует со средним показателем 47% из самых богатых стран с доходом более 25 000 долларов США (при этом Соединенные Штаты нарушают эту тенденцию, сообщив об этом на уровне 65%). [24] Социологи предположили, что религия играет функциональную роль (помогая людям справляться с ситуацией) в бедных странах. [24] [25]
История религии
[ редактировать ]История религий не занимается богословскими притязаниями, помимо их исторического значения. Некоторые темы этой дисциплины - историчность религиозных деятелей, событий и эволюция доктринальных вопросов. [26]
Межрелигиозные исследования
[ редактировать ]Межрелигиозные исследования — это новая академическая область, которая фокусируется на взаимодействии между религиозными группами, включая, помимо прочего, межрелигиозный диалог . Количество журналов и междисциплинарная организационная деятельность особенно возросли в 2010-е годы. Ключевой антологией в этой области является «Межрелигиозные/межконфессиональные исследования: определение новой области» Пателя, Эбу, Дженнифер Хоу Пис и Ноа Сильвермана. [27]
Литературные подходы
[ редактировать ]Существует множество подходов к изучению священных текстов. Одним из таких подходов является интерпретация текста как литературного объекта. В этом подходе интерес представляют метафора, тематические элементы, а также характер и мотивация персонажей. Примером такого подхода является «Бог: Биография » Джека Майлза .
Неврологические подходы
[ редактировать ]Интерес представляет височная доля , которую назвали «центром Бога» мозга. (Рамачандран, гл. 9) Неврологические данные в отношении религиозного опыта не являются широко распространенной дисциплиной в религиоведении. Научные исследователи использовали ОФЭКТ-сканер для анализа мозговой активности как христианских созерцателей, так и буддийских медитаторов, обнаружив, что они очень похожи. [28]
Происхождение религии
[ редактировать ]«Происхождение религии» относится к возникновению религиозного поведения в доисторические времена , до появления письменных источников.
Психология религии
[ редактировать ]Психология религии занимается психологическими принципами, действующими в религиозных сообществах и практикующих. В книге Уильяма Джеймса « Разнообразие религиозного опыта» личный опыт анализируется в отличие от социального феномена религии. Некоторые вопросы, волнующие психологов религий, - это психологическая природа религиозного обращения , принятие религиозных решений, религия и счастье , а также психологические факторы при оценке религиозных утверждений.
Зигмунд Фрейд был еще одной фигурой в области психологии и религии. Он использовал свою психоаналитическую теорию для объяснения религиозных верований, практик и ритуалов, чтобы оправдать роль религии в развитии человеческой культуры.
Социология религии
[ редактировать ]Социология религии занимается диалектическими отношениями между религией и обществом ; практики, исторический фон, события, универсальные темы и роль религии в обществе. [29] Особое внимание уделяется повторяющейся роли религии во всех обществах и на протяжении всей записанной истории. Социология религии отличается от философии религии тем, что она не ставит целью оценить обоснованность религиозных убеждений, хотя процесс сравнения множества конфликтующих догм может потребовать того, что Питер Л. Бергер назвал присущим «методологическим атеизмом». [30] В то время как социология религии в целом отличается от теологии, предполагая недействительность сверхъестественного, теоретики склонны признавать социокультурную реификацию религиозной практики.
Социология религии также занимается изучением того, как религия влияет на общество, относительно положительных и отрицательных сторон того, что происходит, когда религия смешивается с обществом. Теоретик, такой как Маркс, утверждает, что «религия — это опиум для народа» — идея о том, что религия стала для людей способом решения своих проблем. По крайней мере, одно комплексное исследование опровергает эту идею. Исследования показали, что светские демократии, такие как Франция или Скандинавия, превосходят более теистические демократии по различным показателям общественного здоровья. Авторы поясняют: «Актуальные вопросы включают причины, теистические или нетеистические, того, что исключительно богатые США настолько неэффективны, что испытывают гораздо более высокую степень социальных потрясений, чем менее религиозные, менее богатые и процветающие демократии. И наоборот, как достигают ли последние высшего социального здоровья, не имея при этом ничего общего с религиозными ценностями и институтами?» [31]
Закон и религия
[ редактировать ]Фогель сообщает, что в 1970-х годах новый подход «право и религия» постепенно внес свой вклад в религиоведение. К 1983 году было создано более дюжины научных организаций и комитетов, в том же году впервые вышел научный ежеквартальный журнал « Журнал права и религии» , а « Журнал церковного права» . в 1999 году открылся [32] За последние десятилетия по всему миру было создано множество кафедр и центров. По состоянию на 2012 год в крупные организации по праву и религии в США входило 500 профессоров права, 450 политологов и специалистов во многих других областях, таких как история и религиоведение. В период с 1985 по 2010 год в этой области было опубликовано около 750 книг и 5000 научных статей. [33] Ученые сосредоточены не только на строго юридических вопросах, касающихся свободы вероисповедания или отсутствия истеблишмента, но также на изучении религий, поскольку они квалифицируются посредством судебных дискурсов или правового понимания религиозных явлений. Сторонники рассматривают каноническое право, естественное право и право штата, часто в сравнительной перспективе. [34] [35] Специалисты исследовали темы западной истории, касающиеся христианства, справедливости и милосердия, правления и справедливости, дисциплины и любви. [36] Общие темы, представляющие интерес, включают брак и семью, [37] и права человека. [38] Выйдя за рамки христианства, ученые рассмотрели взаимосвязь права и религии в праве и религии на мусульманском Ближнем Востоке. [39] и языческий Рим. [40]
Религия и кино
[ редактировать ]Самые ранние серьезные работы о взаимодействии религии и кино появились в работах кинокритиков, таких как Жан Эпштейн, в 1920-х годах. [41] Этот предмет стал популярен среди студентов и считается имеющим особую актуальность, учитывая широкое распространение кино в современной культуре. [42] Подходы к изучению религии и кино среди ученых различаются; Функционалистские подходы, например, рассматривают фильм как место проявления религии, тогда как теологические подходы рассматривают фильм как отражение присутствия Бога во всех вещах. [43]
Методологии
[ редактировать ]В религиоведении используется ряд методологий. Методологии — это герменевтика или модели интерпретации, обеспечивающие структуру анализа религиозных явлений.
Феноменология
[ редактировать ]Феноменология «возможно, самый влиятельный подход к изучению религии в двадцатом веке». (Партридж) Этот термин впервые встречается в названии работы влиятельного философа немецкого идеализма Георга Вильгельма Фридриха Гегеля под названием «Феноменология духа» . Феноменология практиковалась задолго до того, как Эдмунд Гуссерль , считающийся ее основателем, сделал ее философским методом. Однако в контексте феноменологии религии этот термин впервые был использован Пьером Даниэлем Шантепи де ла Соссе в его работе «Lehrbuch der Religiongeschichte» (1887). Феноменология Шантепи каталогизировала наблюдаемые характеристики религии так же, как зоолог классифицировал бы животных, а энтомолог классифицировал бы насекомых.
Отчасти из-за влияния Гуссерля «феноменология» стала «относиться к методу, который является более сложным и требует гораздо большего, чем простая каталогизация фактов Шантепи». (Партридж) Гуссерль утверждал, что основой познания является сознание . Он признал, «насколько легко предшествующим убеждениям и интерпретациям бессознательно влиять на мышление. Феноменологический метод Гуссерля стремился отложить все эти предпосылки и интерпретации». (Партридж) Гуссерль ввел термин «эйдетическое зрение», чтобы описать способность наблюдать без «предварительных убеждений и интерпретаций», влияющих на понимание и восприятие.
Другим его основным концептуальным вкладом является идея эпохи : отбросить метафизические вопросы и наблюдать явления сами по себе, без какой-либо предвзятости или обязательств со стороны исследователя. Эпохе, также известная как феноменологическая редукция или брекетинг, предполагает подход к явлению или явлениям с нейтральной точки зрения, а не с нашими собственными особыми взглядами. При выполнении этой редукции любое явление или явления, к которым мы подходим, понимаются сами по себе, а не с нашей собственной точки зрения. В области религиоведения современным сторонником феноменологического метода является Ниниан Смарт. Он предлагает использовать эпоху как средство проведения межкультурных исследований. При этом мы можем принять убеждения, символы, ритуалы и т. д. другого человека с его собственной точки зрения, а не навязывать им свою. Еще одним ранним ученым, применившим феноменологический метод изучения религии, является Герардус ван дер Леу. . В своей книге «Религия в сущности и проявлении» (1933) он обрисовывает, как должна выглядеть феноменология религии:
- Во-первых, утверждает ван дер Леу, изучающий религию должен классифицировать религиозные явления по отдельным категориям: например, жертвоприношение, таинство, священное пространство, священное время, священное слово, фестивали и миф.
- Во-вторых, ученым необходимо интерполировать эти явления в свою собственную жизнь. То есть им нужно эмпатически (Einfühlung) попытаться понять религию изнутри. ... Жизнь, которую изучает ученый-религиовед, настаивает ван дер Леу, должна «завоевать свое место в жизни самого ученика, который должен понять ее из своего внутреннего я».
- В-третьих, ван дер Леу подчеркивает, возможно, фундаментальный феноменологический принцип, а именно эпоху, отказ от оценочных суждений и принятие нейтральной позиции.
- В-четвертых, ученым необходимо прояснить любые очевидные структурные связи и осмыслить информацию. Поступая таким образом, они приближаются к целостному пониманию того, как различные аспекты религии связаны и функционируют вместе.
- В-пятых, это естественным образом приводит к стадии, на которой «все эти действия, предпринятые вместе и одновременно, составляют подлинное понимание [Verstehen]: хаотичная и упрямая «реальность» становится, таким образом, проявлением, откровением» (эйдетическое видение).
- В-шестых, достигнув таким образом этого общего понимания, существует постоянная необходимость убедиться, что оно согласуется с современными исследованиями других дисциплин, таких как археология, история, филология и т. д. Как для ван дер Леу, так и для других феноменологов Постоянная проверка своих результатов имеет решающее значение для поддержания научной объективности. Чтобы избежать вырождения в фантазию, феноменология всегда должна питаться фактами.
- Наконец, пройдя через шесть вышеупомянутых стадий, феноменолог должен быть как можно ближе к пониманию «значения» изучаемых религиозных феноменов и быть в состоянии соотнести свое понимание с другими.
Субъективность, присущая феноменологическому изучению религии, крайне затрудняет полное и всестороннее понимание. Однако феноменологи стремятся отделить формальное изучение религии от своего собственного богословского мировоззрения и устранить, насколько это возможно, любые личные предубеждения (например, христианский феноменолог избегал бы изучения индуизма через призму христианства).
Среди феноменологов распространен ряд как теоретических, так и методологических позиций: источник
- Феноменологи склонны выступать против принятия ненаблюдаемых материй и великих систем, построенных на спекулятивном мышлении;
- Феноменологи склонны выступать против натурализма (также называемого объективизмом и позитивизмом), который представляет собой мировоззрение, вырастающее из современного естествознания и техники и распространяющееся из Северной Европы со времен Возрождения;
- Говоря позитивно, феноменологи склонны оправдывать познание (а некоторые также оценку и действие) ссылаясь на то, что Эдмунд Гуссерль называл Evidenz, то есть осознание самой материи, раскрытой наиболее ясным, отчетливым и адекватным образом для чего-то в своем роде;
- Феноменологи склонны полагать, что не только объекты природного и культурного мира, но и идеальные объекты, такие как числа, и даже сама сознательная жизнь могут быть сделаны очевидными и, таким образом, познаны;
- Феноменологи склонны считать, что исследование должно быть сосредоточено на том, что можно было бы назвать «встречей», поскольку оно направлено на объекты, и, соответственно, на «объекты, с которыми они сталкиваются» (эта терминология не получила широкого распространения, но акцент на двойной проблематике и рефлексивный подход, который для этого требуется;
- Феноменологи склонны признавать роль описания в универсальных, априорных или «эйдетических» терминах, предшествующих объяснению посредством причин, целей или оснований; и
- Феноменологи склонны спорить о том, полезно или вообще возможно то, что Гуссерль называет трансцендентальной феноменологической эпохой и редукцией.
Многие ученые-религиеведы утверждали, что феноменология была «отличительным методом этой дисциплины». [44] В 2006 году феноменолог религии Томас Рыба отметил, что этот подход к изучению религии «вступил в период покоя». [45] Феноменологические подходы были в основном таксономическими: Роберт А. Сигал заявил, что они представляют собой «не более чем сбор данных» наряду с «классификацией собранных данных». [44]
Функционализм
[ редактировать ]Функционализм применительно к религиоведению — это анализ религий и их различных сообществ приверженцев с использованием функций конкретных религиозных явлений для интерпретации структуры религиозных сообществ и их верований. Подход был предложен британским антропологом Альфредом Рэдклиффом-Брауном . [46] Основная критика функционализма заключается в том, что он поддается телеологическим объяснениям. Примером функционалистского подхода является понимание диетических ограничений, содержащихся в Пятикнижии , как имеющих функцию укрепления здоровья или обеспечения социальной идентичности ( т. е. чувства принадлежности через обычную практику).
Живая религия
[ редактировать ]Живая религия — это этнографическая и целостная основа для понимания верований, практик и повседневного опыта религиозных и духовных людей в религиоведении. Название «живая религия» происходит от французской традиции социологии религии «la religion vécue». [47]
Концепция живой религии была популяризирована в конце двадцатого века такими религиоведами, как Роберт А. Орси и Дэвид Холл . Изучение живой религии стало включать широкий спектр предметных областей как средство изучения и подчеркивания того, что делает религиозный человек и во что он верит. Сегодня сфера живой религии расширяется и включает в себя множество тем и ученых.
Религиоведение и теология
[ редактировать ]Западная философия религии, как основной предок современного религиоведения, отличается от теологии и многих восточных философских традиций тем, что обычно пишется с точки зрения третьей стороны. Ученый не обязательно должен быть верующим. Теология контрастирует с философией религии и религиоведением тем, что, как правило, ученый — это прежде всего верующий, использующий как логику , так и Священные Писания в качестве доказательства. Богословие в соответствии с этим пониманием соответствует определению, которое Ансельм Кентерберийский дал ему в одиннадцатом веке, credo ut intelligam , или вера, ищущая понимания (буквально: «Я верю, чтобы понять»). Традиционно считалось, что перед теологом стоит задача сделать понятными или прояснить религиозные обязательства. Однако многие современные богословы не допускают такой дихотомии. Вместо этого ученые теперь понимают теологию как методологию изучения религии, подход, который фокусируется на религиозном содержании любой общины, которую они могут изучать. Это включает изучение их верований, литературы, историй и обычаев. [48]
Критика
[ редактировать ]Такие ученые, как Джонатан З. Смит , Тимоти Фицджеральд, Талал Асад , Томоко Масузава , Джеффри А. Одди, Ричард Э. Кинг и Рассел Т. Маккатчеон , критиковали религиоведение как богословский проект, который фактически навязывает людям свои взгляды. направлен на обследование. Области их исследований во многом пересекаются с постколониальными исследованиями . [49]
В 1998 году Джонатан З. Смит написал главу в книге « Критические термины для религиоведения» , в которой прослеживается история термина «религия» и утверждается, что современное понимание мировых религий — это современный христианский и европейский термин, уходящий корнями в европейскую колониальную экспансию. шестнадцатый век. [50] Тимоти Фицджеральд утверждал в 2000 году, что сравнительное религиоведение двадцатого века на самом деле замаскировало богословскую программу, которая искажает практики обществ за пределами западного мира и интерпретирует их в соответствии с христианскими нормами. [ нужна ссылка ] Фицджеральд утверждает, что эта богословская повестка дня не была преодолена недавними попытками религиоведения выйти за рамки сравнительного религиоведения. [51]
Примечания
[ редактировать ]- ^ CS Адкок (2013). Пределы толерантности: индийский секуляризм и политика религиозной свободы . Издательство Оксфордского университета. стр. 67–70. ISBN 9780199995448 . Архивировано из оригинала 17 июня 2016 г. Проверено 7 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кэппс 1995 , с. xiv.
- ^ Сигал 2021 , с. XVIII.
- ^ Кэппс 1995 , с. xvi.
- ^ Херлинг 2016 , с. 15.
- ^ Гранде, Л. 2024. Эволюция религий. История родственных традиций . Издательство Колумбийского университета.
- ^ Херлинг 2016 , стр. 6–7.
- ^ Доусон 2018 , стр. 141–164.
- ^ Херлинг 2016 , стр. 7–10.
- ^ Мани 2012 , стр. 149–169.
- ^ МакБрайен, Ричард П. Католицизм. Нью-Йорк: ХарперКоллинз, 1994, с. 359.
- ^ Стаусберг 2021 , стр. 109–114.
- ^ Кэппс 1995 , с. XVIII.
- ^ Кэппс 1995 , с. восемнадцатый; Херлинг 2016 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б с Херлинг 2016 , с. 37.
- ^ Смарт 1998 , стр. 22–26.
- ^ Херлинг 2016 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Хиннеллс 2005 , с. 2.
- ^ Маккатчеон 2001 , с. 10.
- ^ «Академическое изучение религии» (PDF) . Доктор Крис Партридж, старший преподаватель теологии и современной религии Честерского колледжа.
- ^ Кэппс 1995 , с. хв.
- ^ Король, Урсула (4 августа 2005 г.). «Некролог: Джеффри Парриндер» . Хранитель . Архивировано из оригинала 10 июля 2017 года . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ «Антропология религии» . Откройте для себя антропологию . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Крэбтри, Стив (31 августа 2010 г.). «Религиозность самая высокая в беднейших странах мира» . Gallup.com . Архивировано из оригинала 23 августа 2017 года . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ Крэбтри, Стив; Пелхэм, Бретт (6 марта 2009 г.). «Религия обеспечивает эмоциональный подъем беднякам мира» . Gallup.com . Архивировано из оригинала 12 сентября 2017 года . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ Кевин М. Шульц и Пол Харви, «Везде и нигде: последние тенденции в религиозной истории и историографии испанцев», Журнал Американской академии религии , 78 (март 2010 г.), 129–62.
- ^ Патель, Эбу, Дженнифер Хоу Пис и Ной Сильверман. Межрелигиозные/межконфессиональные исследования: определение новой области . Бикон Пресс, 2018.
- ^ Ньюберг, Эндрю; Юджин Д'Акили; Винс Раус (2001). Почему Бог не уйдет: наука о мозге и биология веры . Нью-Йорк: Книги Баллантайна. ISBN 0-345-44033-1 .
- ^ Кевин Дж. Кристиано и др., (2-е изд., 2008 г.), Социология религии: современное развитие, Лэнхэм, Мэриленд: Rowman & Littlefield Publishers. ISBN 978-0-7425-6111-3
- ^ Бергер, Питер Л. Священный навес: элементы социологической теории религии (1967). Anchor Books, 1990 г., в мягкой обложке: ISBN 0-385-07305-4
- ^ Грегори С. Пол, «Межнациональные корреляции поддающегося количественной оценке общественного здоровья с народной религиозностью и секуляризмом в процветающих демократических странах», Журнал «Религия и общество» (2005), 1 № 1, стр. 1–17, онлайн. Архивировано 23 января 2014 г. на сайте Машина обратного пути .
- ^ Фогель, Ховард Дж. (1983). «Обзор и комментарии к новой литературе по праву и религии». Журнал права и религии . 1 (1): 79–169. дои : 10.2307/1051074 . JSTOR 1051074 . S2CID 145442103 .
- ^ Джон Витте, «Изучение права и религии в Соединенных Штатах: промежуточный отчет», Журнал церковного права (2012) 14 № 3, стр: 327-354.
- ^ Норман Доу, Закон и религия в Европе: сравнительное введение (2011)
- ^ У. Коул Дарем и Бретт Г. Шарффс, ред. Закон и религия: национальные, международные и сравнительные перспективы (Aspen Pub, 2010).
- ^ Джон Витте-младший и Фрэнк С. Александр, ред., «Христианство и закон: введение» (Cambridge UP, 2008).
- ^ Джон Витте-младший, От таинства к контракту: брак, религия и закон в западной традиции (1997)
- ^ Джон Витте-младший, Реформация прав: закон, религия и права человека в раннем современном кальвинизме (2008)
- ^ Элизабет Майер, Энн (1987). «Закон и религия на мусульманском Ближнем Востоке». Американский журнал сравнительного права . 35 (1): 127–184. дои : 10.2307/840165 . JSTOR 840165 .
- ^ Алан Уотсон, Государство, закон и религия: языческий Рим (University of Georgia Press, 1992)
- ^ Райт 2007 , с. 16.
- ^ Райт 2007 , с. 13.
- ^ Райт 2007 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Сигал 2021 , с. xiii.
- ^ Ryba 2021 , p. 119.
- ^ Питер Коннолли (2001). Подходы к изучению религии . А&С Черный. п. 19. ISBN 9780826459602 . Архивировано из оригинала 23 мая 2020 г. Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ Дэвид Холл, «Живая религия в Америке: к истории практики», Princeton University Press (1997), стр. VII
- ^ Джон М. Риддл (2008). История средних веков, 300-1500 гг . Роуман и Литтлфилд. п. 291. ИСБН 9780742554092 . Архивировано из оригинала 5 мая 2016 г. Проверено 7 ноября 2015 г.
- ^ Даниэль Дюбюиссон. «Экспорт местного населения: последние взгляды на «религию» как культурную категорию». Религия Компас 1.6 (2007), стр. 787-800.
- ^ Смит, Джонатан З. (1998). «Религия, религии, религия». В Тейлоре, Марк С. (ред.). Критические термины для религиоведения . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 269–284.
- ^ Фицджеральд, Тимоти (2000). Идеология религиоведения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 6–7.
Библиография
[ редактировать ]- Кэппс, Уолтер Х. (1995). Религиоведение: создание дисциплины . Миннеаполис: Фортресс Пресс . ISBN 9780800625351 .
- Кристиано, Кевин Дж.; Кивисто, Питер; Сватос, Уильям Х. младший, ред. (2015) [2002]. «Изучение религии» . Социология религии: современные события (3-е изд.). Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс . стр. 29–58. дои : 10.2307/3512222 . ISBN 978-1-4422-1691-4 . JSTOR 3512222 . LCCN 2001035412 . S2CID 154932078 .
- Доусон, Лорн Л. (март 2018 г.). «Вызов любопытному стиранию религии на основе изучения религиозного терроризма». Нумен . 65 (2–3 – Специальный выпуск: Религия и терроризм ). Лейден и Бостон : Издательство Brill : 141–164. дои : 10.1163/15685276-12341492 . eISSN 1568-5276 . ISSN 0029-5973 . JSTOR 26566250 . LCCN 58046229 . OCLC 50557232 . S2CID 149488678 .
- Фицджеральд, Тимоти (2003) [2000]. Идеология религиоведения . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780195167696 .
- Херлинг, Брэдли Л. (2016). Руководство для начинающих по изучению религии (2-е изд.). Лондон: Издательство Блумсбери . ISBN 978-1-4725-0692-4 .
- Хиннеллс, Джон Р. , изд. (2005). "Введение". Routledge Companion по изучению религии . Абингдон, Оксфордшир: Рутледж . стр. 1–3. ISBN 978-0-415-33310-8 .
- Мани, Рама (апрель – июнь 2012 г.). «Лекарство или проклятие? Роль религии в насильственных конфликтах и мирном управлении». Глобальное управление . 18 (2). Лейден и Бостон : Брилл Ниджхофф : 149–169. дои : 10.1163/19426720-01802002 . eISSN 1942-6720 . ISSN 1075-2846 . JSTOR 23269947 . S2CID 143349871 .
- Маккатчеон, Рассел Т. (2001). Критики, а не смотрители: новое описание публичного изучения религии . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 9780791449448 .
- Рыба, Томас (2021) [2006]. «Феноменология религии». В Сигале, Роберт А. (ред.). Блэквеллский спутник по изучению религии (2-е изд.). Молден: Уайли-Блэквелл . стр. 91–121. ISBN 9781405185981 . LCCN 2020036470 .
- Сигал, Роберт А., изд. (2021) [2006]. "Введение". Блэквеллский спутник по изучению религии (2-е изд.). Молден: Уайли-Блэквелл . стр. xiii–xix. ISBN 9781405185981 . LCCN 2020036470 .
- Смарт, Ниниан (1998). Религии мира (второе изд.). Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-63139-4 .
- Смит, Джонатан З. (2013) [1998]. «Религия, религии, религия» . В Тейлоре, Марк С. (ред.). Критические термины для религиоведения . Чикаго: Издательство Чикагского университета . стр. 269–284. ISBN 978-0-226-79157-9 .
- Стаусберг, Майкл (март 2021 г.). Фельдт, Лаура; Валк, Юло (ред.). «Упадок, распад и уничтожение религий» . Нумен . 68 (2–3 – Специальный выпуск: Распад религий ). Лейден и Бостон : Издательство Brill : 103–131. дои : 10.1163/15685276-12341617 . eISSN 1568-5276 . HDL : 11250/2977936 . ISSN 0029-5973 . LCCN 58046229 . OCLC 50557232 . S2CID 233629178 .
- Райт, Мелани (2007). Религия и кино: Введение . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris . ISBN 9781850437598 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кертис, Финбарр (2012). «Изучение американских религий: критические размышления о специализации» . Религия . 42 (3): 355–372. дои : 10.1080/0048721x.2012.681875 . S2CID 145185627 .
- Итон, Марк Э. «Энциклопедизм религиоведения: новейшая история». Справочный библиотекарь (2016): 1-13.
- Элиаде, Мирча и Иоан П. Кулиано. Краткий путеводитель по мировой религии HarperCollins: Энциклопедия всех основных религиозных традиций от А до Я (1999)
- Элиаде, Мирча изд. Энциклопедия религии (16 том 1986 г.; 2-е изд. 15 том 2005 г.; онлайн в виртуальной справочной библиотеке Гейла). 3300 статей на 15 000 страниц от 2000 экспертов.
- Эллиотт, Скотт С. изд. Новое изобретение религиоведения: ключевые труды по истории дисциплины (Acumen, 2013) 280 стр.
- Холл, Уитвуд; и др. (2013). «Религиоведение в 50 лет» . Религиоведение . 49 (4): 437. doi : 10.1017/S0034412513000395 .
- Фицджеральд, Тимоти. Идеология религиоведения (Издательство Оксфордского университета, 2000).
- Харт, Дэррил Г. Университет получает религию: религиоведение в американском высшем образовании (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1999).
- Хафнер, Иоганн. «Связь теологии и религиоведения: размышления о немецком академическом ландшафте». Теологический журнал Торонто (2015): 1-9.
- Маккатчеон, Рассел Т. Религиозная дисциплина: структура, значение, риторика (Routledge, 2003)
- Мартин, Лютер Х. и Дональд Вибе. «Религиоведение как научная дисциплина: устойчивость заблуждения». Журнал Американской академии религии (2012 г.), онлайн- архив, 30 июня 2017 г., в Wayback Machine.
- Майлз, Джек. Бог: Биография . Нью-Йорк: Винтаж, 1996.
- Олсон, Карл. Очарование декадентского мышления: религиоведение и проблема постмодернизма (Oxford University Press, 2013).
- Палс, Дэниел Л. Девять теорий религии . 3-е издание. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2014.
- Шарп, Эрик Дж. Сравнительная религия: история , Лондон: Дакворт, 1975 (2-е исправленное издание, 1986 г.).
- Слоан Уилсон, Дэвид. Дарвиновский собор: эволюция, религия и природа общества . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003.
- Старк, Родни . Открытие Бога: истоки великих религий и эволюция веры . Нью-Йорк: ХарперКоллинз, 2007.
- Торре, Рене де ла и Элоиза Мартин. «Религиоведение в Латинской Америке». Ежегодный обзор социологии 42.1 (2016).
- Вербловски, Р. Дж. Цви (1989). «In nostro tempore: О Мирче Элиаде». Религия . 19 (2): 129–136. дои : 10.1016/0048-721x(89)90035-3 .
- Вербловски, Р. Дж. Цви (1975). «Об изучении сравнительного религиоведения». Религиоведение . 11 (2): 145–156. дои : 10.1017/s0034412500008301 . S2CID 170335842 .
- Витте, Джон. «Изучение права и религии в Соединенных Штатах: промежуточный отчет», Журнал церковного права (2012), 14 № 3, стр. 327–354.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Институт биокультурных исследований религии (IBCSR)
- Обзор исследований IBCSR – кратко аннотирует и предоставляет онлайн-информацию о научных статьях и книгах, связанных с мозгом, поведением, культурой и религией.
- Ассоциация религиозных исследований (архивировано 19 мая 2008 г.)
- Общество научного изучения религии (СССР)
- Институт изучения американской религии ( архивировано 3 февраля 2020 г. в Wayback Machine )
Академические общества
[ редактировать ]- Австралийская ассоциация изучения религий (AASR)
- Американская академия религии (AAR)
- Британская ассоциация изучения религий (BASR)
- Канадская корпорация исследований религии (CCSR)
- Европейская ассоциация по изучению религий (EASR)
- Международная ассоциация когнитивных наук о религии (IACSR)
- Международная ассоциация истории религий (IAHR)
- Международная ассоциация философии религии (IPRA)
- Ирландское общество академического изучения религий (ISASR)
- Новозеландская ассоциация изучения религий (NZASR)
- Североамериканская ассоциация изучения религии (NAASR)
- Общество научного изучения религии (СССР)
- Европейская ассоциация социальных антропологов (EASA) – Антропология религии