Музыкальная история Венгрии
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на венгерском языке . (Март 2021 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
История Венгрии |
---|
![]() |
![]() |
Мало что известно о венгерской музыке до XI века, когда первые короли Венгрии обратились в христианство и было введено григорианское пение . В этот период епископ из Венеции написал первое сохранившееся замечание о венгерской народной песне, отметив своеобразный стиль пения горничной. Церковные школы в Венгрии преподавали западное христианское пение, особенно в таких местах, как Эстергом , Ньитра , Надьварад , Паннонхалма , Веспрем , Вац и Чанад ; [ 1 ] а позже школы начали уделять особое внимание пению, распространяя латинские гимны по всей стране.
Сведения о музыкальном образовании в этот период известны благодаря таким рукописям, как « Записная книжка Ласло Салкая» , Якобуса де Льежа ( «Speculum musicae» ок. 1330–1340), в которых упоминается использование сольмизации. [ 1 ] ), Кодекс Хаот , Кодекс Альбенсис и Сакраментарий Загреба . Молитвенный кодекс представляет собой сборник «литургических мелодий... в невматической нотации... содержащий, среди прочего, самые ранние сохранившиеся письменные записи венгерского языка , Надгробную речь ,... независимые формы нотации и даже независимые мелодии ( Гимн к Марии )». [ 1 ]
Первый известный пример обмена между венгерской и западноевропейской музыкой относится к 13 веку: «первая встреча с более светским мелодичным миром западного мира». [ 1 ]
Самые ранние документированные инструменты венгерской музыки относятся к свистку в 1222 году, за ним следуют кобоз в 1326 году, горн в 1355 году, скрипка в 1358 году, волынка в 1402 году, лютня в 1427 году и труба в 1428 году. [ 1 ] После этого орган стал играть важную роль.
Хотя о них практически ничего не известно, венгерские менестрели существовали на протяжении всего Средневековья и, возможно, поддерживали древние языческие религиозные практики. [ 1 ] На Синоде в Буде в 1279 году церковь запретила прихожанам слушать их, несмотря на то, что они стали работать у дворян в судах. К 14 веку инструментальная музыка стала их самым важным репертуаром, а певцы-менестрели стали известны как игры . [ 2 ] Золотой век куртуазной музыки (которая следовала французским образцам на протяжении большей части раннего средневековья до прибытия музыкантов из Фландрии , Италии и Германии) пришелся на период правления Матиаса Корвина и Беатриче . [ 1 ]
16 век
[ редактировать ]Кодекс Надора 1508 года представляет собой первое использование григорианских мелодий в венгерских текстах. [ 1 ] В тот же период местные народные стили стали более разнообразными, а политические власти выступили против светской музыки. Савольчи отмечает автора Шандорского кодекса (начало 16 века), который описывал светскую музыку как сопровождаемую « скрипкой , лютней , барабанами и цимбалами … и использовал певцов тенора , дисканте и контратенора », то есть она была в стиле мотет . [ 1 ]

В 16 веке Трансильвания, регион, который турки никогда не оккупировали, стала центром венгерской музыки. [ 2 ] а также первые венгерские музыкальные публикации, оба изданные в Кракове . Песенник Иштвана Гальшечи был «первым венгерским переходом к григорианским мелодиям гимнов и немецкой хоровой музыке, новые венгерские переводы которых мы можем увидеть», а «Хроника » Андраша Фаркаша включает первую сохранившуюся историческую песню. [ 3 ] Известно около сорока мелодий этой эпохи, и они уже выполнены в характерном венгерском стиле, который испытал влияние большей части Европы в нескольких десятках различных форм, которые «в основном были записаны жестко и неуклюже», но были «несомненно гораздо более красочными и гибкие в живом исполнении» и на самом деле были «маленькими шедеврами мелодической структуры». [ 3 ] Самым значительным музыкантом этого периода был Себастьен Тиноди Лантос , «величайший стилист и мастер выражения древневенгерской эпической поэзии... чье наследие бессознательно питало народную музыку двух столетий». [ 3 ]
Подчеркнутая декламация была модна в музыкальном образовании в начале 16 века; более жесткий хоровой стиль представлен сборником « Мелопоеи » 1507 года. [ 3 ] Сборник Йоханнеса Хонтеруса был первым венгерским печатным произведением с нотами, датируемым 1548 годом. Эти сборники были обогащены «мелодическими конфигурациями», что, по мнению Бенце Сабольчи , можно объяснить появлением «песенного материала чешской Реформации » , мелодическое сокровище немецкой Реформации и псалтырь французских гугенотов ». [ 3 ] Поэт Балинт Баласси по-прежнему пользуется большим уважением за свои стихи этого периода, которые были основаны на польских, турецких, итальянских и немецких мелодиях и, возможно, также находились под влиянием вилланеллы . [ 3 ] Некоторые песни этого периода, созданные под влиянием музыки дворян и их менестрелей даже из Италии, оставались частью венгерской народной традиции, по крайней мере, до тех пор, пока не появился современный сборник песен. Религиозная и светская музыка в то время были тесно связаны, и документация о первой росла с публикацией множества песенников, наполненных свободными парафразами псалмов, называемых лаудами , что способствовало практике совместного пения среди зарождающихся протестантских церквей. [ 3 ] Это смешение религиозной и светской песни подверглось резкой критике с кафедры как со стороны протестантской, так и со стороны католической церкви. Последний разрешил популярные песни после указа Фердинанда I 1564 года , который разрешал епископам использовать их только после тщательного изучения. [ 3 ] Однако в 1611 году они были снова запрещены, а католический сборник венгерских церковных песен не был согласован до 1629 года на Синоде Надьсомбата . Сборник Бенедека Шёлёси » «Cantus Catholici был опубликован в 1651 году, а протестантская версия не выпускалась в течение примерно 90 лет. [ 3 ]
Венгерская инструментальная музыка была хорошо известна в Европе 16 века. Особой известностью пользовался лютнист и композитор Балинт Бакфарк , известный как виртуозный игрок на лютне; [ 2 ] его произведения были собраны и опубликованы под названиями Intavolatura и Harmoniae musicae (опубликованы в 1553 и 1565 годах соответственно). [ 3 ] Он был одним из пионеров стиля, основанного на вокальной полифонии . Также были отмечены братья-лютнисты Мельхиор и Конрад Нойзидлеры, а также Стефан Монетариус, автор важной ранней работы по теории музыки « Epithoma utriusque musices» . [ 3 ]
17 век
[ редактировать ]В 17 веке Венгрия была разделена на три части: одна — регион Трансильвания, одна — под контролем турок, а другая — Габсбургов . Популярность исторических песен снизилась, их заменила лирическая поэзия. [ 4 ] На смену менестрелям пришли изысканные музыканты, игравшие на трубе и свистке, цимбалах, скрипке или волынке; во многих судах и домах были большие группы инструментов. [ 4 ] Некоторые из этих музыкантов были немцами, поляками, французами или итальянцами, в том числе даже испанский гитарист при дворе Габора Бетлена , принца Трансильвании . Однако о настоящей музыке того времени мало что известно.
Инструментальная музыка 17 века известна из собраний различных верхневенгерских и трансильванских коллекционеров, таких как Янош Кайони , собравший Cantionale Catholicum , Kájoni Codex , Organo Missale и Sacri Concentus . [ 4 ] Коллекционеры Кодекса Виеториса , личности которых неизвестны, и еще один анонимный коллекционер из Лоче также опубликовали «первые примеры автономной, развитой девственной музыки, одинаково выполненной по стилю, мелодической текстуре и технике адаптации». [ 4 ] Эти песни характеризовались «гибкими, тонко раскрашенными мелодиями, тенденцией к созданию более широких и свободных форм и постепенной независимостью формальных (sic) принципов песенных мелодий к явно инструментальной концепции». [ 4 ] В то же время ритм стал более сложным, а обозначения - более общими. В рукописи Лоче также представлена аранжировка танцев, первый пример венгерской циклической формы; [ 4 ] эта музыка и танец имели сходство как с польской музыкой того времени, так и с последующим развитием стиля вербункос.
Венгерская церковная музыка 17-го века произвела революцию после публикации в 1651 году Cantus Catholici , в которой важную роль играли подлинные венгерские мотивы. К 1674 году венгерская месса также стала частью Cantus Catholici , после чего в 1693 году были приняты кальвинистские псалмы и венгерская хоровая музыка в 1695 году. [ 4 ] Янош Кайони Органо Миссале 1667 года был первым экспериментом по созданию нового вида венгерской церковной музыки, стиля, в котором короткие мотивы соединялись, сокращались, расширялись или синкопировались в сложную ритмическую структуру. [ 4 ] Итальянская религиозная музыка сыграла важную роль в этом развитии, что было задокументировано в «беспрецедентном образце древней венгерской музыки», Harmonia Caelestis принца Пала Эстерхази . [ 4 ] который пытался создать отчетливо венгерский стиль церковной музыки, используя влияние оперы , литературы ораторского искусства , немецкой музыки Иоганна Каспара фон Керля и Иоганна Шмельцера , а также стилей оратории и кантаты . [ 4 ] Усилия Эстерхази длились недолго, поскольку в следующем столетии наблюдался приток музыки из Западной Европы при Габсбургах.
Однако примерно в начале 18 века произошло последнее национальное восстание того периода, которое привело к распространению « песен Курука ». Эти песни были подлинно венгерскими и занимали «центральное место между стилем древней и новой народной музыки». [ 4 ] Их влияние включает в себя элементы польской, румынской, словацкой и украинской музыки, а также венгерские мелодии.
18 век
[ редактировать ]В XVIII веке студенты кальвинистских колледжей Венгрии, некоторые из которых, будучи мелкими дворянами, жили в небольших сельских деревнях, приносили с собой в свои школы свои региональные стили музыки. В таких колледжах, как Шарошпатак и Секелюдвархей, были созданы хоры, которые переняли новые элементы, такие как полифония. Дьёрдь Мароти из Дебрецена опубликовал несколько влиятельных произведений, а его французский сборник псалмов стал очень популярным. [ 5 ] Примерно к 1790 году четыре голосовых хора были расширены до восьми с использованием дополнительных голосов, таких как аккантус , субкантус и конкантус , а дискантный голос систематически транспонировался в более низкий тон, создавая новую форму хорового дизайна, имеющую сходство со средневековым органумом и фоксбурдоном . [ 5 ] В этот же период получили распространение песни-омофоны, записанные в студенческих песенниках; обозначения, однако, были грубыми, и обширный сборник не появился до 1853 года, когда была опубликована книга Адама Палоци Хорвата « Отодфельсзаз Энекек ». [ 5 ] Эти песни показывают, что середина-конец 18 века был периодом, когда старые венгерские стили вымерли и появился новый стиль. [ 5 ]
Многие венгерские музыканты и композиторы XVIII века проповедовали более тесные культурные связи с Европой, не веря, что венгерская музыка сможет достичь уровня развития Италии и Германии. [ 5 ] Аристократия интересовалась придворной музыкой Людовика XIV , такой как менуэт и рондо . [ 2 ] Многие из этих людей пытались популяризировать песни в венском стиле с помощью венгерских текстов или использовать немецкие и итальянские формы; среди этих людей были поэт Ласло Амаде , писатель Игнац Месарош и писатель и лингвист Ференц Версеги . [ 5 ] Однако венгерская музыка оказала влияние на композиторов из других стран Европы. Йозефа Гайдна из Примером может служить «Рондо а-ль-онгарезе» Фортепианного трио соль мажор , а также финал ») Бетховена Симфонии № 3 ( «Героическая , в которой используется мадьярский марш, и Симфония № 7 , которая темп 2/4 с синкопированным ритмом. Бетховен также использовал венгерские идиомы в прологе «Короля Стефана» и эпилоке « Руин Афин» . [ 2 ]
В 18 веке также наблюдался рост вербункоса , формы музыки, которую использовали армейские вербовщики. Как и большая часть венгерской музыки того времени, она была сосредоточена на мелодии с подчиненным текстом; несмотря на это, вокал стал основной частью вербункоса. [ 5 ]
19 век
[ редактировать ]К середине XIX века вербункос стал главным символом венгерской культуры, и многие люди публиковали новаторские исследования и коллекции в этой области. в Национальная музыкальная школа Общества музыкантов Пеште , которую после 1840 года возглавил Габор Матрай , одна из «ведущих личностей венгерской музыкальной жизни», много сделала для поощрения этого исследования. [ 6 ] Андраша Бартая Исследование венгерских гармоник 1835 года «Венгерский Аполлон» и его «Эредети Непдалок» 1833-34 годов были новаторскими работами в этой области. [ 6 ]
В 1838 году молодой Ференц Лист решил поехать домой в Венгрию, изучая местную музыку; он продолжил использовать то, чему научился, во многих своих всемирно известных композициях. [ 6 ] Среди других композиторов этого периода были Бени Эгресси , который использовал народные песни 18-го века в своих композициях, Кальман Симонфи , который был «самым оригинальным и самым изобретательным» автором песен той эпохи, чьи произведения «наиболее близко приблизились к идеалу «популярной мелодической культуры». ', а также менее известные личности, такие как Густав Сенфи , Густав Нижняй и Игнац Богнар . [ 6 ] Несмотря на стремление прославить венгерскую народную культуру, музыка, которую использовали эти композиторы, оставалась прежде всего музыкой среднего и высшего классов. [ 6 ] Лишь в самом конце XIX и начале XX веков аутентичная музыка этнических венгров стала основной частью произведений. Другие венгерские композиторы не пытались использовать вербункос или другие венгерские стили в своей музыке. Немецкая музыка оказала гораздо более сильное влияние на музыку католической церкви и песенники Михая Бозоки . [ 6 ]
Драматург Элемер Сентирмай (также известный как Янош Немет ) был очень популярен в свое время, известный своей «формой выражения и масштабом народного характера», чьи «произведения превосходили по популярности все, написанное его современниками». [ 6 ] Венгерская оперетта впервые появилась в 1860-х годах, ее популяризировали Игнац Богнар , Геза Аллага и Йено Хубер , а затем Элек Эркель и Дьёрдь Банфи ; В начале 20 века венский стиль преобладал в творчестве Хушки , Понграца Качоха , Буттикая , Якоби , Кальмана и Легара . [ 6 ] Помимо популярной оперетты, венгерская опера в 19 веке расцвет получила . Ференц Эркель имел большое значение в своей области, создав первую оперу на венгерском языке , используя музыку из популярных песен, традицию вербункос, а также певческие формы итальянской и французской оперы. [ 6 ] Были и другие оперные композиторы, но самым важным был Михай Мошоньи , который много сделал для использования венгерских тем в своем творчестве. [ 6 ]
В конце XIX века наблюдался упадок националистических тенденций в венгерской музыке, которая переросла «в произведения салонных композиторов, в плохо написанный жанр стильных «венгерских фантазий», «цыганских аранжировок» и других стилей, находившихся под большим влиянием зарубежных стран». чем венгерские традиции. [ 7 ] Результатом стал усиление антагонизма между поклонниками зарубежной музыки и культиваторами венгерской (и цыганско-венгерской) музыки, дихотомия, которая «могла привести только к обману страны опиумом полуобразования, с одной стороны, и поверхностным национализмом с другой стороны». другой». [ 7 ] Ганс Кесслер , преподаватель Музыкальной академии, сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы подчеркнуть немецкие классические элементы в венгерской музыке, хотя некоторые из его учеников, такие как Эрнст фон Донаньи , включили выдающиеся венгерские темы в свои произведения. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Сабольчи, Бенце. «Средние века: церковная музыка и музыка менестрелей». Краткая история венгерской музыки . Проверено 2 сентября 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сиса, Стивен. «Венгерская музыка» . Дух Венгрии . Архивировано из оригинала 11 марта 2016 года . Проверено 3 сентября 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Сабольчи, Бенце. «Шестнадцатый век: историческая песня и хоралы». Краткая история венгерской музыки . Проверено 2 сентября 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Сабольчи, Бенце. «Семнадцатый век: девственная литература и церковная музыка». Краткая история венгерской музыки . Проверено 2 сентября 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сабольчи, Бенце. «Восемнадцатый век: песенная и хоровая литература». Краткая история венгерской музыки . Проверено 2 сентября 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Сабольчи, Бенце. «Популярные авторы песен: Эркель и романтическая национальная опера». Краткая история венгерской музыки . Проверено 2 сентября 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Сабольчи, Бенце. «Поздний романтизм: переходный период: западная реакция на рубеже веков». Краткая история венгерской музыки . Проверено 2 сентября 2005 г.