Диплом Леопольдинум

Диплом Леопольдина был юридическим документом, определявшим основные принципы управления Княжеством Трансильвания в составе империи Габсбургов . [ 1 ] [ 2 ] Диплом был составлен Миклошем Бетленом , канцлером Трансильвании . [ 3 ] [ 4 ] Император Священной Римской империи Леопольд I санкционировал его в Вене 16 октября 1690 года. [ 5 ] Диплом объявлен 4 декабря 1691 года. Диплом восстановил гражданскую администрацию в княжестве и подтвердил традиционные свободы Трех Наций Трансильвании , включая свободу четырех «принятых» религий. [ 6 ] [ 7 ]
Фон
[ редактировать ]До 1683 года он стоял на пике могущества Османской империи в Венгрии. Михай I Апафи был повышен на княжескую должность против Яноша Кемени. В 1681 году в обмен на обильные дары Порта признала избрание Михаила Апафи принцем. Однако в 1682 году Сертар-паша Ибрагим провозгласил Имре Тёкёли принцем Венгрии. В 1683 году турки осадили Вену, где трансильванские армии выстроились рядом с турками, однако существовали опасения, что после завоевания Вены турки сделают Тёкёли принцем Трансильвании вместо Апафи. Однако после неудачной осады Вены военная судьба Турции быстро и навсегда изменилась, имперские войска перешли в контратаку и к 1684 году уже осадили Буду. В этой ситуации Апафи начал дипломатические поиски в сторону Вены, откуда в 1685 году к его двору был отправлен посол-иезуит. Посол подписал секретный договор с Михаем Телеки, согласно которому Телеки урегулирует соглашение между Трансильванией и Веной. По настоянию Телеки и в результате подготовки к осаде Буды в 1686 г. было наконец достигнуто соглашение, диплом Галлера (28 июня 1686 г.), согласно которому германский император и венгерский король также осуществляли верховную власть над Трансильванией. , Трансильвания отказалась от независимой внешней политики, в обмен на что в Трансильвании размещается 1/6 немецкой армии для защиты Трансильвании, и привилегии и свобода религии остаются нетронутыми. Трансильвания платит военную «военную службу» вместо турецких налогов. В обмен на формальную зависимость Липот подтвердил право Апафи-младшего на наследство. Однако ее государственность сохранилась, и она вернула себе часть территорий, которые Трансильвания потеряла по Васварскому миру. Судя по всему, Апафи подписал этот договор по двум причинам: с одной стороны, закрытие Буды уже было завершено, на турецкую помощь в дальнейшем рассчитывать было нельзя, а с другой стороны, турки все еще поддерживали Тёкёли против него. В 1687 г. императорская армия, остановившая турецкую контратаку (12 августа 1687 г.), в сентябре, согласно диплому Галлера, двинулась в Трансильванию, что практически означало оккупацию Трансильвании. После оккупации Сомлио, Коложвара и Самосуйвара переговоры в Себене прекратились. Введен в княжеский сан 17 сентября II. Михай Апафи. Карл Лотарингский больше заботился о продовольствии своих солдат, чем об интересах Габсбургов, поэтому заключил со старшим Апафи Балажсфальвский пакт (27 октября 1687 г.), по которому княжество присягало императору и получало немецкие гарнизоны. В обмен на то, что Апафи остался независимым, он взял на себя обязательство снабжать армию. В то же время (31 октября 1687 г.) сейм Пожони провозгласил унаследованное право Габсбургов на корону Святого Стефана, что Липот интерпретировал вместе с Трансильванией. Пакт Балажфальвы, конечно, не был принят Веной, и в 1688 г. Антонио Карафа был отправлен в Трансильванию с назначением главнокомандующего. К маю Трансильвания вернулась к Венгрии в соответствии с Декларацией Фогараша, и турецкое покровительство было прекращено, в результате чего Трансильвания оказалась под защитой Липота (Леопольда I). Трансильвания платит налог Липоту, и имперская армия может записаться на службу. Взамен Липот пообещал лишь сохранение религиозной свободы. Трансильвания стала де-факто провинцией, а не квазиотдельным государством с правами свободы, но где имело значение произвол короля или армии. Михай Апафи умер в 1690 году II. Однако Сулейман не подтвердил ферман Апафи-младшего от 1681 года, а отправил имя Тёкёли. В ответ трансильванские приказы попросили Липота подтвердить Апафи. Содержание ратификационного документа долгое время рассматривалось в Вене, и согласно проекту Карафы, Трансильвания в обмен на ратификацию стала бы простой провинцией Габсбургов. Более мягкий тон Диплома Леопольдина обусловлен тем, что в 1689 году генерал-лейтенант Донат Хейслер Донат Джон, граф Хейслер из Хайтерсхайма, потерпел поражение от Тёкёли в битве при Зерниешти . Битва при Цернесте , который был избран принцем трансильванцами. Имперскую армию, посланную на помощь Нандорфехервару, пришлось повернуть против Тёкёли в Трансильвании, поэтому в начале октября 1690 года Нандорфехервар был отбит турками после непродолжительной осады. Во время этого кризиса Липот подписал хартию, которая оставила Трансильвании внутреннюю независимость. До совершеннолетия Апафи создал губерний (губернаторство), в котором трансильванские ордена избирали губернатора, а Липот только утверждал выборы.
Содержание
[ редактировать ]- Сохраняет права четырех признанных религий (католической, августинской (= лютеранской), гельветической (= реформатской) и унитарной), приобретенных в 1568 году; Католики могут строить церкви там, где их проживает больше. Противоречие между светскими и церковными постановлениями против этого недействительно.
- Дары и привилегии древних королей и принцев передаются их нынешним владельцам.
- Апробаты и компиляты, Тройная книга Вербочи (без учета права сопротивления) и муниципальные права саксов остаются в силе.
- Администрация, законодательная и судебная власть сохранят свою нынешнюю форму.
- На все должности только резиденты, например, назначаемые венграми, секлерами и саксами, независимо от их вероисповедания; Однако Его Величество может, с согласия приказаний, делать предложения с целью национализации.
- Конфискованное вместе с оружием имущество будет безвозмездно возвращено престарелым владельцам, а товары, поступившие в казну в случае перерыва, будут переданы в дар только достойным местным жителям.
- Генерал-губернатор, главнокомандующий трансильванскими армиями, канцлер, судьи и другие бывшие сановники назначаются из реестра кандидатов, только из трансильванцев, без каких-либо религиозных различий. Выборы главных должностных лиц округа или резиденции, а также города останутся в старой свободе и правовом обычае и на будущее.
- Советники и королевский стол (суд), по крайней мере 3-3 члена (saltem) и по крайней мере 1 судья, должны быть католиками; король-судья Сибиу является членом главного совета.
- Сейм (собрание сословий) должен проводиться ежегодно.
- Губернатор должен жить на земле и поклясться соблюдать законы.
- Размер налога — 50 000 талеров в мирное время, 400 000 форинтов в военное; Порядок деления определяется сословиями.
- Никакого нового налога вводить не будут, пошлины и тридцатый налог повышаться не будут.
- Свободные секлеры несут не общественные тяготы, а военные за свой счет защищают свою родину.
- Свобода торговли по-прежнему сохраняется.
- Децимы до сих пор сдаются помещиками в аренду из казны.
- Большим числом армий Величество не обременяет провинцию; главой гвардии будет немецкий генерал, который, однако, будет обращаться к государственному совету только по военным вопросам; не мешает администрации.
- Саксы и дающие налоги люди больше не обязаны предоставлять бесплатный проезд путешественникам [армейцам и бюрократам]; почтовые услуги предоставляются советом штата, а жилье - арендодателями и городами.
Модификации
[ редактировать ]Католиков не устроили пункты 1) и 2) аккредитива. Губернатор Дьердь Банфи [1] и канцлер Миклош Бетлен [2] не смогли выполнить положения о свободной религиозной практике, хотя они предусматривали новое распределение десятины и передачу некоторых церквей и школ. Епархия также была восстановлена, несмотря на то, что бывшая епископская собственность уже давно была секуляризована. Однако некоторые церкви и школы, а также другие имущественные вопросы остались нерешенными. Согласно Диплому Леопольдинума, если губерния не сможет выполнить возложенные на нее задачи, за них будет решать венский суд. Поэтому 9 апреля 1693 г. был выдан дополнительный диплом, согласно которому (цитируется также
- 1 Все четыре признанные религии исповедуются свободно; имущество церквей остается нетронутым.
- 2 Для католиков сдайте Клуж-Напока исх. церковь и общежитие унитарианцев, а также отвесная церковь Кристофа Батори в Дьюлафехерваре и Клуж-Напоке будут выкуплены за них за 15 000 франков.
- 3 Величество должно гарантировать, что кот. молодые люди должны воспитываться заслуживающими доверия церковными лицами, а также чтобы католики имели апостольского викария, подходящего для исполнения их епископских обязанностей.
- 4 Католики, без ущерба для других религий, имеют право строить церкви в любом месте своего дома.
14 мая 1693 года был издан еще один документ, который, поскольку он был ответом на представления Петера Альвинци, уполномоченного посла трансильванских орденов, обычно назывался резолюцией Альвинчианы.
- Правительство решило несколько проблем, в том числе жалобы саксонцев на справедливое налогообложение, но остались и другие нерешенные проблемы, например, проблемы иезуитов. Католики также требовали восстановления монашеских орденов, но Трансильвания отказалась освободить иезуитов. В конце концов, Банфи разрешил их возвращение по прямому императорскому приказу.
О религиозных и национальных причинах
[ редактировать ]Диплом Леопольда 1691 года, обнародованный императором Леопольдом I 4 декабря 1691 года, был актом, согласно которому Княжество Трансильвания было напрямую подчинено Венскому двору после военных и политических успехов против Османской империи, которая с 1541 (или 1529) Заполья), пока однажды не обладал политическим сюзеренитетом над княжеством. В основе Леопольдинского диплома 1691 года лежит Венский мирный договор 1686 года (Галлерианский договор), по которому Трансильвания была передана под защиту Вены, признавшей Михаила Апафи II принцем. В то же время Высокие Ворота Османской империи назначили Эмерик Тёкёли принцем Трансильвании. Благодаря Леопольдинскому диплому 1691 года Трансильвания получила отдельный политический статус от статуса Венгерского королевства, частью которого она была до османской оккупации. Законодательство Венгерского королевства (Утвержденное, Составленное и Кодекс Вербёци) оставалось в силе, а привилегии дворянства, саксов и секлеров были признаны императором. В религиозных вопросах применялись положения Тордского эдикта 1568 года, провозгласившего свободу совести и религиозную терпимость с четырьмя предписанными конфессиями, в отличие от решений Пожоньского сейма 1608 и 1647 годов (действовавших в Венгрии), где они были признаны только три конфессии (римская, августовская и швейцарская). В Трансильвании принято четвертое исповедание, а именно исповедание Унитарной церкви в Трансильвании. Практика греческой религии, цвинглианства, анабаптизма и религии Моисея допускалась как в Венгрии, так и в Трансильвании. Антитринитарный культ, принятый в Трансильвании, имел в Венгрии статус терпимого культа, как и четыре культа, терпимые в Трансильвании. В то же время Венский двор использовал религиозный союз трансильванских румын как инструмент свержения средневековых автаркий в своих политических усилиях по разрушению исторических монополий. В связи с этим первой Леопольдинской грамотой, касающейся конфессиональных вопросов, от 16 февраля 1699 г., император Леопольд I признал за объединенным духовенством те же привилегии, что и за латинским духовенством, а второй от 19 марта 1701 г. признал всех мирян. - включая крестьян, - которые принимают союз с Римом, что с ними больше не будут обращаться как с просто «терпимыми», но что они будут пользоваться всеми «гражданскими» правами. Эта имперская попытка подорвать привилегии дворян, саксов и секлеров не могла быть реализована, потому что румыны в то время не были в состоянии предложить последовательную социальную элиту. Враждебность дворянства (в основном кальвинистского) к Объединенной Румынской церкви возникла в результате восприятия унии с Римом как инструмента политики Вены по свержению политической системы в Трансильвании, возможность, юридически закрепленная даже Дипломом 1691 года.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Андеа 2005 , стр. 354–355.
- ^ Дэвис 2011 , с. 4.
- ^ Андеа 2005 , с. 354.
- ^ Р. Варкони 1994 , с. 371.
- ^ Р. Варкони 1994 , стр. 371, 754.
- ^ Андеа 2005 , с. 355.
- ^ Р. Варкони 1994 , с. 372.
Источники
[ редактировать ]- Андеа, Сусана (2005). «Румынские княжества в 17 веке». В поп-музыке Иоан-Аурел; Болован, Иоанн (ред.). История Румынии: Сборник . Румынский институт культуры (Центр трансильванских исследований). стр. 315–396. ISBN 978-973-7784-12-4 .
- Дэвис, Брайан (2011). Империя и военная революция в Восточной Европе: турецкие войны России в восемнадцатом веке . Континуум. ISBN 978-1-4411-6880-1 .
- Р. Варкони, Агнес (1994). «Конец турецкого правления в Трансильвании и воссоединение Венгрии (1660–1711)». В Кёпечи, Бела; Барта, Габор; Бона, Иштван; Маккай, Ласло; Сас, Золтан; Борус, Юдит (ред.). История Трансильвании . Академическое издательство. стр. 359–411. ISBN 963-05-6703-2 .
- Агнес Р. Варкони: Последние десятилетия независимого княжества (1660–1711). В истории Трансильвании II: 1606–1830 гг. [История последних десятилетий независимого Трансильванского княжества (1660–1711).] Под ред. Ласло Маккай, Золтан Сас. 3-е издание. Будапешт: Академ. 1988. 784–971. он. ISBN 963-05-4885-2