Клятва Берега
Клятва Берега ( венгерский : beregi eskü ), также известная как соглашение в Береге ( венгерский : beregi egyezmény ), была договором, подписанным между Венгерским королевством и Святым Престолом в лесах Берега 20 августа 1233 года. В документе Король Венгрии Андрей II поклялся, что он не будет использовать евреев и мусульман для управления королевскими доходами, что вызвало десятилетние разногласия со Святым Престолом, начиная с начала 1220-х годов, состоящие из дипломатических жалоб и церковных порицаний . Этот документ также является важным источником по истории торговли солью в Венгрии.
Фон
[ редактировать ]С момента создания Венгерского королевства на рубеже X и XI веков венгры демонстрировали толерантное отношение к евреям и мусульманам (также называемым Бёсёрменис). Присутствие в королевстве купцов-нехристиан было обусловлено его ролью как перекрестка торговых путей, ведущих в Константинополь , Регенсбург и Киев . Геза II , правивший Венгрией в середине XII века, даже нанимал солдат-мусульман, набранных из числа народов евразийских степей . [ 1 ] Тем не менее, использование нехристианских чиновников на административных функциях также имело традицию и в Венгрии: в королевской грамоте Коломана, короля Венгрии от 1111 года, упоминаются «агенты» королевской казны, которые были из « хализианцев » (мусульман). [ 2 ]
Андрей II взошел на венгерский престол в 1205 году после многолетней борьбы со своим братом Эмериком . Он ввел новую политику королевских грантов, которую в одной из своих хартий назвал «новыми учреждениями». Он раздал большие части королевских владений - королевские замки и все присоединенные к ним поместья - в качестве наследуемых даров своим сторонникам, заявив, что «лучшая мера королевского гранта - это его неизмеримость». [ 3 ] Королевские доходы сократились, что привело к введению новых налогов и отдаче их в откуп богатым мусульманам и евреям. Новые методы сбора средств для королевской казны вызвали массовые волнения. Андрей также нанимал евреев и мусульман для управления королевскими доходами, что вызвало разногласия между монархом и Святым Престолом, начиная с начала 1220-х годов. [ 4 ] Первым известным признаком этого является то, что в апреле 1221 года папа Гонорий III обратился к королю Андрею II и королеве Иоланде Куртенэ с просьбой отказаться от использования евреев и мусульман в королевской администрации. [ 5 ] Он также стремился запретить нехристианам держать христианских рабов. [ 4 ] Жалобы пап отражали решения Четвертого Латеранского собора (1215 г.) против нехристианских подданных. [ 5 ]
Когда весной 1222 года к власти пришла группа недовольных лордов, они вынудили Андрея издать Золотую буллу 1222 года , запрещавшую прием на работу мусульман и евреев в королевской администрации. [ 2 ] Андрей продолжал нанимать их в последующие годы, согласно письму Папы Гонория III Угрину Чаку, архиепископу Калочи , и его подчиненным в августе 1225 года: [ 6 ] обвиняя прелата в том, что он терпит нарушение запрета в королевстве и даже в своей архиепархии. [ 4 ] Папа Григорий сослался на Толедские соборы и на подтверждение Четвертым Латеранским собором того, что нехристианам запрещено занимать государственные должности. [ 7 ] Этот запрет был подтвержден, когда Андрей II, по настоянию прелатов, издал в 1231 году новый вариант Золотой буллы , которая уполномочила архиепископа Эстергомского отлучить его от церкви в случае отступления от ее положений. [ 8 ]
Непосредственные события
[ редактировать ]Роберт, архиепископ Эстергомский, в 1231 году подал жалобу в Римскую курию на то, что Андрей II продолжал нанимать евреев и мусульман, несмотря на вышеупомянутые запреты и его предыдущий конфликт со Святым Престолом по этому поводу. [ 9 ] Папа Григорий IX поручил Роберту в марте 1231 года принять меры, поскольку, согласно жалобам, христиане в Венгрии понесли различный вред из-за евреев и мусульман. Смешение людей разных религий также рассматривалось Папой как источник опасности, поскольку он считал, что это могло увеличить риск отхода от веры. Папа также заявил, что беспорядок в положении нехристиан препятствует делу крещения половцев . [ 10 ] Даже с 1232 года сохранились имена нехристианских чиновников: Самуил был «сарацинского» происхождения, перешедший позднее в католицизм , а Теха (или Тека) был евреем, оба были испанцами царской палаты ( лат. : comites Camere ). [ 11 ] Их функцию отражают сохранившиеся королевские монеты с еврейскими буквами и надписями. [ 12 ]
Хотя Андрей II в своих двух «Золотых буллах» обещал уважать привилегии священнослужителей и увольнять своих нехристианских чиновников, последнее обещание он так и не выполнил. В результате архиепископ Роберт отлучил от церкви ключевых финансовых советников Андрея – Палатина Дени, сына Ампуда , магистра казначейства Николая, и вышеупомянутого бывшего камергера Самуила «сарацинского» происхождения – и наложил на Венгрию интердикт. 25 февраля 1232 года действия ролью измаильтян в царском управлении, особенно в чеканке монет. Он также обвинил Самуила в ереси и поддержке мусульман и «лжехристиан». [ 10 ] Однако он воздержался от отлучения от церкви самого короля Андрея II. [ 13 ] Андрей II обратился с прошением в Римскую курию с жалобой на поступки архиепископа. В ответ папа Григорий в июле 1232 года направил архиепископу Роберту письмо, в котором обвинил его в превышении своих полномочий. Папа подчеркнул, что юрисдикция Роберта как папского легата ограничивается территорией, населенной половцами, и приказал ему не применять дальнейших церковных наказаний. [ 14 ] Папа пообещал Андрею, что никто не будет отлучен от церкви без специального разрешения папы. Поскольку архиепископ обвинил мусульман в том, что они убедили Андрея захватить церковное имущество, Андрей вернул имущество архиепископу, который вскоре приостановил действие интердикта по указанию папы. [ 13 ] [ 15 ]
Папа Григорий IX одновременно со своим письмом направил также своим папским легатом в Венгрию Иакова Пекорарского , кардинала-епископа Палестрины , которому было поручено достичь соглашения между королем Андреем II и архиепископом Робертом. Кардинал прибыл в Венгрию в сентябре 1232 года. В последующие месяцы король избегал встреч с ним. [ 14 ] таким образом, кардинал мог заниматься только внутренними делами церкви в Венгрии. По словам историка Тибора Алмаси, Андрей II, обладая папскими заверениями, стремился до конца задержать весь прогресс в переговорах, а Яков Пекорарский не мог даже грозить более суровыми санкциями. [ 15 ] В начале 1233 года Яков встретился с архиепископом Робертом и венгерскими прелатами. Они совместно записали и подтвердили дарение Андреем 1222 привилегий Венгерской церкви в марте 1233 года. Кардинал также занимался делом Тевтонских рыцарей , изгнанных из Венгрии в 1225 году. [ 14 ] Кардинал отправил своего капеллана Роджера Торре-Маджоре в Рим сообщить, что Андрей II не решается на примирение со Святым Престолом и уже несколько месяцев различными способами саботирует переговоры. [ 16 ]
Чтобы вывести переговоры из тупика, папа Григорий 12 августа 1233 года направил в Венгрию три письма. Адресатами двух писем были папские легаты. [ 16 ] В первом письме Папа Григорий уполномочил Иакова Пекорарского при необходимости возобновить запрет и отлучение от церкви членов королевского окружения, чтобы обеспечить соблюдение короля, но во втором письме прямо запретил отлучение от церкви самого короля. или его сыновья — князья Бела , Коломан и Андрей . [ 17 ] Король Андрей получил третье письмо: папа перечислил «ужасные» злоупотребления, вынудившие архиепископа Роберта перед этим провозгласить церковные порицания и которые Андрей даже не исправил, несмотря на предостерегающие слова легата. Папа заверил короля, что искренне любит свою персону, но так как папа должен одинаково оценивать действия каждого, то вердикт, который вынесет легат против «бунтующих» элементов, он тоже вынужден будет утвердить. [ 18 ] Степень, в которой письма способствовали достижению соглашения, сомнительна, поскольку до принятия присяги Берега прошло всего восемь дней. По словам историков Нандора Кнауза, Лайоша Балича и Вилмоса Фракноя , Андрей уже мог узнать мнение папы через своих послов. [ 19 ]
Хотя Андрей отправился в Галич, чтобы поддержать своего младшего сына Андрея в борьбе против Даниила Романовича , он был готов встретиться с представителями папского легата Варфоломеем, епископом Веспремским и Когносценским, каноником Эстергомским . 20 августа 1233 года два папских посланника догнали Андрея II и его сопровождающих в лесах Берега в северо-восточной части Венгерского королевства перед его отъездом, чтобы возглавить военную кампанию против Галича. По словам Алмаси, Варфоломей и Когносценс вынудили Андрея выбирать между немедленным соглашением и наложением церковного порицания. Представленный проект заверил Джеймса, что окончательное подтверждение соглашения состоится в его присутствии. [ 19 ] Через два дня после встречи в лесу Берег, наследник Андрея и политический соперник, герцог Бела также прибыл на место происшествия со своей свитой - например, Мойсом и Денисом Тюрье - и также присягнул на соглашение два дня спустя, 22 августа 1233 года. . [ 20 ] Венгерский король лично встретился с Яковом Пекорарским только в Эстергоме в сентябре 1233 года, где были согласованы экономические детали и бароны королевства – в том числе Николас Сак , Симон Надьмартони , Петер Тетени , Морис Пок , Болдуин Рато , Файле Шеретвай и ранее отлученный от церкви. казначей Николай присягнул уставу. [ 21 ] В документе папский легат прямо требовал, чтобы Палатин Денис – ключевой реформатор экономики, участвовавший во многих конфликтах с церковью в предыдущие годы – также принес присягу Берега. [ 19 ]
Содержание
[ редактировать ]Текст присяги Берега сохранился в двух оригинальных грамотах и двух переписанных экземплярах. Он был издан 20 августа 1233 года, а затем в сентябре 1233 года он был переписан Андреем в письме папскому легату Иакову Пекорарскому и, наконец, архиепископу Роберту Эстергомскому 19 февраля 1234 года. [ 22 ] Оно было сформулировано целиком согласно требованиям легата; он состоял из двух основных частей: одна касалась нехристиан, а другая - привилегий, особенно доходов от соли, церкви в Венгрии. [ 17 ] Герцог Бела закрепил свое ранее обещание в своем дипломе, выданном 23 февраля 1234 года. Кроме того, в его клятве также говорилось, что он будет действовать против еретиков и приводить непослушных к послушанию церкви в своих владениях. [ 21 ] Папа Григорий также подтвердил присягу в своем письме архиепископу Роберту в январе 1234 года. [ 23 ]
Дела нехристиан
[ редактировать ]«Мы больше не назначаем евреев, сарацинов или измаильтян главой нашей палаты, монетного двора, не позволяем им собирать нашу соль, доходы и занимать какие-либо государственные должности, и не поручаем им помогать начальству, и не делаем не совершать никакого мошенничества, с помощью которого они могли бы притеснять христиан». |
1.абзац Береговой клятвы (20 августа 1233 г.) [ 24 ] |
Андрей II, подобно положениям золотых булл 1222 и 1231 годов, поклялся, что не будет нанимать евреев и мусульман в качестве чиновников царской казны (палаты) и чеканки монет, администраторов соляной добычи и сборщиков налогов, даже подчинив их христианскому начальству на этих королевских должностях. Андрей также запретил ставить во главе государственных должностей евреев и сарацин, или измаильтян. [ 20 ]
Клятва Берега также предписывала отличать и отделять обе нехристианские группы от христиан с помощью значков, а также запрещала евреям и сарацинам покупать или нанимать христианских рабов. Тем епископам, в епархиях которых проживало значительное количество мусульманских или еврейских общин, было разрешено требовать отделения этих людей от христианских поселений. Клятва запрещала брак, сожительство и любые деловые отношения между христианами и нехристианами. В соответствии с соглашением палатин или другой назначенный королевский придворный должен был ежегодно отправляться для проверки нарушения закона; каждый нарушитель, будь то еврей, мусульманин или христианин, потеряет собственность и будет приговорен к вечному рабству на всю жизнь. [ 20 ]
Привилегии церкви
[ редактировать ]юрисдикция церковной судебной власти в отношении утреннего дара (приданого), приданого В соглашении была закреплена и супружеских дел. Эндрю подчеркнул, что не позволит светским судам рассматривать эти дела, "потому что мы не хотим в них вмешиваться и не компетентны". Андрей пообещал не ущемлять церковные привилегии. Венгерский монарх установил, что церковные лица (священнослужители и их подданные) могут быть осуждены только церковными судами, за исключением исков, касающихся владения имуществом и землевладениями, поскольку это было обычным правилом короля с самого начала. Присяга также гарантировала полное освобождение от налогов церковников и духовенства. Король также оговорил, что члены церкви должны были проконсультироваться с ним по поводу введения собственного налога, после чего они совместно могли обратиться к Папе за решением. [ 21 ]
Соглашение было направлено на устранение предполагаемого ущерба экономической структуре церкви, поскольку монарха и его светскую элиту обвиняли в незаконной конфискации и узурпации значительной части доходов католической церкви в Венгрии. Джеймс Пекорара стремился к тому, чтобы ни монарх, ни его бароны не присваивали церковные доходы, в первую очередь добычу соли и торговлю из Трансильвании через реку Марош (Муреш) . Андрей II пообещал выплатить всего 10 000 марок через пять лет (1234–1238) в качестве компенсации за уже присвоенные доходы, которые были эквивалентны доходам от соли, которые король удержал от церквей в Венгрии. [ 17 ] Епископу Чанада , аббату Паннонхалмы и аббату Эгреса было поручено получить сумму в установленные сроки в доминиканском монастыре в Пеште . Андрей разрешил церквям свободно провозить соль в свою церковь, где чиновники соляной палаты были обязаны оплатить ее по установленному тарифу в установленный срок (8 сентября и 21 декабря), включая расходы на доставку и хранение. Церкви могли свободно распоряжаться солью до тех пор, пока королевские чиновники не воспользовались правом преимущественной покупки. Король также постановил, что церкви должны оплачиваться серебряными фризахерскими пфеннигами хорошего качества или серебром одной десятой пробы. [ 22 ]
По словам историка Беатрикс Ф. Ромханьи, соглашение в Береге охватывало только транспортировку соли по реке Марош, в то время как существовали и другие наземные маршруты, в первую очередь маршрут через ворота Месеш (сегодня в горах Месеш ) в Салач (современная Салача). , Румыния ). имелись соляные склады. Ф. Ромханьи утверждал, что церкви в целом хранили соль, привезенную из Трансильвании, почти три четверти которой было доставлено по маршруту Салач, и лишь немногим более ¼ ее поступило по маршруту Марош, в то время как в Прессбурге (сегодняшний день) Братислава, Словакия ) и Шопрон . [ 25 ] В следующих списках указаны доли различных церквей от торговли и хранения соли через реку Марос согласно присяге Берега и некоторым прилагаемым грамотам (изданным 1 октября 1233 г.), а также доля по типам учреждений: [ 26 ]
|
|
Последствия
[ редактировать ]Конфликт между Андреем II и Святым Престолом продолжился после отъезда папского легата Иакова Пекорарского из Венгрии в 1234 году. [ 20 ] Монарх не выплатил взятую на себя Церковь компенсацию (10 000 марок). [ 23 ] Иоанн Вильдесхаузенский , епископ Боснии, в первой половине 1234 года подверг Венгрию новому интердикту, поскольку Андрей не уволил своих нехристианских чиновников, несмотря на свою присягу Берега. [ 27 ] Однако теперь архиепископ Роберт поддержал короля, который протестовал против поступка епископа в Святом Престоле. Историк Нора Беренд считает, что клятва Берега и последующий интердикт стали главой борьбы за власть между папством, венгерскими прелатами и королевским двором. По просьбе Андрея Папа Григорий IX разрешил проводить расследование разделения нехристиан один раз в два года. [ 27 ] Хотя папа приказал епископу Иоанну снять интердикт в августе 1234 года, этого не произошло. [ 23 ] В августе 1235 года папа поручил Андрею не угрожать тем, кто будет соблюдать положения интердикта, но позволил королю отсрочить выплату взятой им компенсации. [ 28 ]
На протяжении всего XIII века царский двор продолжал нанимать чиновников-нехристиан, несмотря на присягу Берега. Во время правления Белы IV, взошедшего на венгерский престол после смерти своего отца Андрея II в 1235 году, часто назначал евреев придворными камергерами, например, Хенуля, Влюлиуса и Альтмана. Бела также доверил монетный двор евреям; а монеты с еврейскими буквами этого периода до сих пор находят в Венгрии. [ 29 ] Хотя в 1239 году Бела официально обратился к папе за разрешением нанимать нехристиан и передавать им королевские доходы, папа Григорий отклонил его. [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Энгель 2001 , стр. 64–65.
- ^ Перейти обратно: а б Беренд 2001 , с. 121.
- ^ Энгель 2001 , стр. 91–92.
- ^ Перейти обратно: а б с Беренд 2001 , с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б Барабас 2015 , с. 147.
- ^ Вайс 1999 , с. 151.
- ^ Беренд 2001 , с. 153.
- ^ Энгель 2001 , с. 96.
- ^ Беренд 2001 , с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б Барабас 2015 , стр. 148–149.
- ^ Вайс 1999 , стр. 153–154.
- ^ Беренд 2001 , с. 126.
- ^ Перейти обратно: а б Беренд 2001 , с. 157.
- ^ Перейти обратно: а б с Барабас 2015 , с. 150.
- ^ Перейти обратно: а б Алмаси 1986 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Алмаси 1986 , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б с Беренд 2001 , с. 158.
- ^ Алмаси 1986 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с Алмаси 1986 , стр. 34–36.
- ^ Перейти обратно: а б с д Беренд 2001 , с. 159.
- ^ Перейти обратно: а б с Барабас 2015 , с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б Ф. Ромханьи 2016 , стр. 266–267.
- ^ Перейти обратно: а б с Барабас 2015 , с. 153.
- ^ Маккай и Мезей 1960 , стр. 137–138.
- ^ Ф. Ромханьи 2016 , с. 271.
- ^ Ф. Ромханьи 2016 , стр. 295–296.
- ^ Перейти обратно: а б Беренд 2001 , с. 160.
- ^ Перейти обратно: а б Барабас 2015 , с. 154.
- ^ Вайс 1999 , стр. 156–158.
Источники
[ редактировать ]- Алмаси, Тибор (1986). заключения соглашения на Береге «Дипломатические моменты ». Acta Universitatis Szegediensis. Acta Historica (на венгерском языке). 83 . MTA-SZTE-MOL Венгерская исследовательская группа средневековья: 31–40. ISSN 0324-6965 .
- Барабас, Габор (2015). Папство и Венгрия в первой половине XIII века. Папское влияние – сотрудничество – конфликт интересов [Папство и Венгрия в первой половине XIII века. Папское влияние – сотрудничество – столкновение интересов] (на венгерском языке). Культурная историческая ассоциация Печа. ISBN 978-963-89482-5-0 .
- Беренд, Нора (2001). У ворот христианского мира: евреи, мусульмане и «язычники» в средневековой Венгрии, ок. 1000 –ок. 1300 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-02720-5 .
- Энгель, Пал (2001). Царство святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 гг . Издательство ИБ Таурис. ISBN 1-86064-061-3 .
- Ф. Ромханьи, Беатрикс (2016). «Соглашение в Береге и торговля солью в Венгрии в эпоху Арпада ». В Кёвере, Дьёрдь; Пэгани, Агнес; Вайс, Богларка (ред.). Ежегодник экономической истории Венгрии за 2016 год - Кризис - Торговля (на венгерском языке). Центр гуманитарных исследований МТА. стр. 265–301. [ ISBN отсутствует ]
- Маккай, Ласло; Мезей, Ласло (1960). Письма периода Арпада и периода Анжу: XI–XIV. сазад [Письма эпох Арпада и Анжуйцев: 11–14 века] (PDF) (на венгерском языке). Издательство «Мысль».
- Вайс, Лютик (1999). «Еврейские испанцы палаты в эпоху Арпада ». В Гомонне, Саролта; Пити, Ференц; Тот, Ильдико (ред.). Исследования по средневековой венгерской истории. Лекции 1-й докторской конференции по средневековью (Сегед, 2 июля 1999 г.) (на венгерском языке). Университет Сегеда . стр. 151–161. ISBN 963-482-421-8 .
- 1233 в Европе
- 13 век в Венгрии.
- Отношения Святого Престола и Венгрии
- Договоры Венгерского королевства (1000–1918 гг.)
- Договоры Святого Престола (754–1870 гг.)
- Еврейская венгерская история
- Ислам в Венгрии
- Христианский антииудаизм в средние века
- Документы 13 века.
- 1233 работы
- Клятвы
- История соли
- Экономическая история Венгрии