Бану Такиф
Бану Такиф Бану Такиф | |
---|---|
арабы | |
Этническая принадлежность | араб |
Нисба | Сакафи (Аль-Сакафи) |
Расположение | Таиф , Саудовская Аравия |
Происходил от | Хавазин , Кайс |
Язык | арабский |
Религия | ислам |
Бану Сакиф ( араб . بنو ثقيف , латинизированный : Бану Сакиф ) — арабское племя , населявшее и до сих пор населяющее город Таиф и его окрестности в современной Саудовской Аравии и сыгравшее заметную роль в ранней исламской истории.
В доисламский период сакифы соперничали и сотрудничали с племенем курайшитов из Мекки в торговле и землевладении. Племя первоначально выступало против исламского пророка Мухаммеда , но после мусульманской осады Таифа в 630 году они пришли к соглашению и приняли ислам. Межплеменные связи Сакифов и их относительно высокое образование помогли им быстро продвинуться в зарождающемся мусульманском государстве. Они взяли на себя особенно важную роль в завоевании и управлении Ираком, предоставив халифам Рашидун и Омейядам способных и влиятельных губернаторов этой провинции и восточного халифата.
Среди их известных губернаторов в Ираке были аль-Мугира ибн Шуба (638, 642–645), Зияд ибн Абихи (665–673) и аль-Хаджадж ибн Юсуф (694–714), а среди основных сакафитских командиров был Усман ибн Аби аль-Ас , руководивший первыми мусульманскими военно-морскими экспедициями в 630-х годах, Мухаммад ибн аль-Касим , завоеватель Синда в 710-х годах, и проалидский революционер Аль-Мухтар ибн Аби Убайд .
Происхождение
[ редактировать ]Сакиф — ветвь Хавазинов , крупной племенной группы Кайсов . [ 1 ] но в традиционных арабских источниках его часто считают отдельно от Хавазина. [ 2 ] Согласно арабской генеалогической традиции, прародителем Сакифа был Каси ибн Мунаббих ибн Бакр ибн Хавазин, чей эпитет был «Сакиф». [ 3 ] Эта предполагаемая генеалогия сделала их «племянниками» Бану Саад и двоюродными братьями Бану Наср и Бану Амир .
Сакифы, возможно, переняли свое происхождение от Хавазина, чтобы заключить союз с кочевым племенем Хавазинов Бану Амир. До этого, когда Сакиф жил на окраине Таифа , племя заявляло о своем происхождении от Ияда . Когда Бану Амир изгнал доминирующее племя Таифа, Адван, Сакиф предложил поселиться в городе и обрабатывать его земли под защитой Бану Амира в обмен на отдачу второй половины урожая. Хотя это повествование может быть связано с полемикой против племени, например, с другим сообщением, в котором утверждается, что Сакиф произошел от Самуда , историк Майкл Лекер предполагает, что оно может отражать реальный этап в истории племени. [ 4 ]
В отличие от своих кочевых собратьев-хавазинов, сакифы были оседлым или «городским» племенем доисламского периода , жившим в городе Таиф , вокруг которого они построили стену. Племя получило выгоду от приема паломников, посещающих идола аль-Лата, расположенного в городе, а также паломников, проходящих через него по пути в близлежащий город-святилище Мекка . Племя процветало за счет возделывания садов и сельскохозяйственных земель Таифа, а также за счет караванной торговли. Сакифы сотрудничали и конкурировали с курайшитами Мекки как в сельском хозяйстве, так и в торговле, эти два племени часто участвовали в совместных караванах, а также конкурировали за владение сельскохозяйственными поместьями Таифа. [ 5 ] До и после появления ислама в ок. В 630 году последнего Сакиф и Курайшиты, особенно влиятельный дом Омейядов , установили значительные брачные узы. [ 1 ]
Филиалы
[ редактировать ]Сакиф был разделен на две части: более престижную Бану Малик или Бану Хутайт, которая состояла из клана Малик ибн Хутайт ветви Джушам, и Ахлаф («Союзники»), которая состояла из остальной части ветви Джушам и всех филиала Awf. Хотя между двумя сторонами часто происходили столкновения, накануне захвата Таифа мусульманами в 630 году обе стороны находились на относительно равном уровне в своем контроле над Таифом. [ 1 ]
Ранний мусульманский период
[ редактировать ]Отношения с Мухаммедом
[ редактировать ]Сакиф предоставил курайшитам несколько человек против Мухаммеда во время битвы при Бадре в 624 году. [ 6 ] После того, как Мухаммед захватил Мекку и добился подчинения курайшитов, его зарождающееся мусульманское государство оказалось под угрозой со стороны Сакифа в Таифе и кочевников-союзников племени Хавазин. Они с тревогой наблюдали за значительно возросшим положением Мухаммеда, теперь за которым стоял их главный соперник, курайшиты. [ 7 ] Мухаммед предпринял попытку подчинить себе Сакифа и Хавазина в последовавшей битве при Хунайне . Коалиция Сакифа и Хавазина под руководством Малика ибн Ауфа ан-Насри получила преимущество на раннем этапе, но ситуация изменилась, и мусульмане разгромили коалицию, взяв в плен тысячи женщин и детей Хавазина и значительную добычу. Мусульмане приступили к осаде Таифа , где укрылись многие бедуинские воины Хавазина. [ 8 ] Многие курайшиты в мусульманской армии были заинтересованы в том, чтобы помешать сакафитам захватить их поместья возле Таифа. Когда осада сорвалась, Мухаммеду удалось настроить Малика ибн Ауфа и его воинов-бедуинов против Сакифа, и они заблокировали дороги, ведущие в Таиф. [ 1 ]
Осада вынудила Сакифа послать к Мухаммеду делегацию во главе с одним из своих вождей, Абд Ялилем , для переговоров об их обращении в ислам. [ 1 ] [ 9 ] После подчинения Сакифа его идолы в Таифе были уничтожены, и племя утратило религиозный престиж, который оно ранее имело как хранители идолов. [ 7 ] Несмотря на свое поражение, Сакифы прочно вошли в мусульманскую общину, и, по словам историка Хью Н. Кеннеди , Мухаммед «заручился преданностью и услугами» другой «способной и опытной группы», как он сделал с курайшитами. . [ 7 ] Как и в случае с последним, сакафиты использовали свои политические ноу-хау и племенные контакты на службе мусульманского государства по мере его формирования и расширения своей территории. [ 7 ]
Роль в завоевании Ирака
[ редактировать ]Среди делегатов-сакафитов Мухаммеду был Усман ибн Аби аль-Ас из Бану Малик, которого Мухаммед назначил своим амилем (агентом, губернатором или сборщиком налогов) над сакифом. Когда большинство арабских племен отказались от власти мусульманского государства после смерти Мухаммеда в 632 году в ходе так называемых войн Ридда , Усман сыграл важную роль в предотвращении аналогичного дезертирства Сакифа. [ 10 ] После завершения войн Ридда в 633 году Усман и несколько такафитов играли командные роли в первых мусульманских завоеваниях и занимали видные роли в формирующемся Халифате, особенно в богатом регионе Ирака. [ 1 ] Курайшиты уделяли меньше внимания Сасанидскому Ираку, чем Византийской Сирии, в преддверии завоевания этих двух регионов в середине-конце 630-х годов. По мере того, как мусульманские военные действия в Ираке начали усиливаться, такафиты, а также ансары, уроженцы Медины, играли руководящие роли и предоставили туда значительное количество мужчин, наряду с кочевым племенами, которые жили недалеко от региона, такими как бану. Тамим и Бану Бакр . Халиф Умар назначил сакафита Абу Убайда ибн Масуда главнокомандующим завоевания в 634 году, но он был убит во время битвы у моста , где сасаниды победили мусульман. [ 11 ]
В то время как общее командование в Ираке в конечном итоге перешло к курайшиту, сподвижнику Мухаммеда, Сааду ибн Аби Ваккасу , сакафиты играли центральную роль на фронте, который был открыт на юге Ирака, вокруг порта аль-Убулла и соседнего Хузистана . Тамошний командир Утба ибн Газван аль-Мазини был женат на сакифе, а его преемником стал сакафитский сподвижник Мухаммеда аль-Мугира ибн Шуаба . Эти такафиты основали Басру , главный гарнизон арабов-мусульман на юге Ирака, в ок. 638 г. и продолжал занимать видное место в городе на протяжении последующих десятилетий. [ 12 ]
Администрация Ирака и востока
[ редактировать ]Грамотность сакифа в доисламский и ранний исламский периоды была на одном уровне с курайшитами и была ключевым фактором в вербовке мусульманским государством представителей племен сакафитов на важные административные должности. [ 5 ] Аль-Мугира основал налоговую администрацию в Басре. [ 13 ] Позже он был назначен губернатором Куфы в 642 году и оставался на этом посту до тех пор, пока не был уволен в 645 году. Зная персидский язык , язык бюрократии в Ираке, и приобретя значительный опыт среди солдат арабских племен, поселившихся в Ираке, он был повторно назначен халифом Муавией I ( годы правления 661–680 ) губернатором Куфы в 661 году и занимал этот пост до своей смерти в 671 году. [ 14 ]
Благодаря добрым услугам аль-Мугиры по отношению к халифу он добился в 664 году помилования своего протеже, приемного сакафита Зияда ибн Абихи . [ 15 ] Зияд получил образование у двоюродного брата аль-Мугиры, Джубайра ибн Хайи ибн Масуда ибн Муаттиба, который занимал должность секретаря в иракской администрации. [ 5 ] Зияд стал могущественным губернатором Басры в 665 году, а после смерти аль-Мугиры ему также был назначен губернатор Куфы, что сделало его наместником Ирака и восточного Халифата. Он провел серьезные реформы военной организации Ирака и возобновил мусульманские завоевания Центральной Азии. После его смерти в 673 году ему наследовал его сын Убайд Аллах ибн Зияд , а еще несколько его сыновей получили должности заместителей губернатора и важные командования. [ 15 ] Их образование, опыт ведения дел в Ираке и тесные связи с курайшитами, особенно с их домом Омейядов , позволили такафитам управлять Ираком и его восточными зависимостями под властью халифов Омейядов. По словам Кеннеди, Муавия свел управление Ираком и востоком к «тому, что должно было рассматриваться как мафия Такафи». [ 15 ]
Халиф Омейядов Абд аль-Малик ( годы правления 685–705 ) назначил такафита аль-Хаджаджа ибн Юсуфа над Ираком и востоком в 694 году. Хотя аль-Хаджадж был родом из Таифа, он извлек выгоду из своих племенных связей с сакифами Ирака. . [ 16 ] Как и другие сакафиты, управлявшие Ираком, аль-Хаджадж был литератором, в его случае работал учителем, прежде чем сделать военную карьеру. [ 5 ] Он женился на нескольких курайшитских женщинах, в том числе на омейядке, а его племянница, дочь Мухаммада ибн Юсуфа аль-Сакафи , вышла замуж за омейядского халифа Язида II ( годы правления 720–724 ) и была матерью его сына, халифа аль-Валида II. ( р. 743–744 ). Аль-Хаджадж в целом не был приверженцем племени в своих административных и военных назначениях. [ 17 ] но, тем не менее, оказал особую милость своим родственникам-сакафитам. Он назначил троих сыновей аль-Мугиры, своего брата Мухаммеда и нескольких других членов семьи губернаторами округов, а своего способного племянника Мухаммада ибн аль-Касима назначил завоевателем и губернатором Синда . [ 18 ]
Современный
[ редактировать ]Во время своего путешествия в Аравию, включая Таиф, Иоганн Людвиг Буркхардт отмечал, что Сакиф оставался «очень могущественным племенем», которое контролировало большую часть садов и сельскохозяйственных угодий Таифа, а также других мест вдоль восточных хребтов гор Хиджаза. В то время они составляли половину жителей Таифа, в то время как часть племени жила как бедуины за пределами города, где у них были большие стада коз и овец. В военном отношении им не хватало лошадей и верблюдов, но они могли мобилизовать около двух тысяч стрелков, вооруженных фитильными ружьями. [ 19 ] В настоящее время члены Сакифа, как оседлые, так и кочевники, продолжают проживать в Таифе. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Вкусно 2000 , с. 432.
- ^ Ватт 1971 , стр. 285.
- ^ Вкусно 2016 .
- ^ Вкусно 2016 , стр. 88–89.
- ^ Jump up to: а б с д Вкусно 2016 , с. 84.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 2004 , с. 43.
- ^ Ламменс и Камаль 1971 , с. 578.
- ^ Вкусно 2016 , с. 83.
- ^ Исхак 1945 , с. 109.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 66.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 67, 76.
- ^ Вкусно 2016 , с. 84, примечание 652.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди, 2004 г. , стр. 85–86.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 100.
- ^ Кроун 1994 , с. 17.
- ^ Кроун 1980 , стр. 131, 133, 135.
- ^ Буркхардт 2010 , стр. 44–45.
Библиография
[ редактировать ]- Буркхардт, Иоганн Людвиг (2010) [1830]. Записки о бедуинах и ваххабитах: собранные во время путешествий по Востоку . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-02290-3 .
- Кроун, Патрисия (1980). Рабы на лошадях: эволюция исламского государства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52940-9 .
- Кроун, Патрисия (1994). «Были ли Кайи и Йемен в период Омейядов политическими партиями?». Дер Ислам . 71 (1). Уолтер де Грюйтер и компания: 1–57. дои : 10.1515/islm.1994.71.1.1 . ISSN 0021-1818 . S2CID 154370527 .
- Исхак, Мохаммед (1945). «Взгляд на первые арабские экспедиции в Индию под руководством сподвижников Пророка» . Исламская культура . 19 (2): 109–114.
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Кистер, М.Дж. «Некоторые сообщения о Таифе». Иерусалимские исследования арабского языка и ислама .
- Ламменс, Х. и Камаль, Абд аль-Хафез (1971). «Хунайн» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 578. OCLC 495469525 .
- Лекер, М. (2000). «Такиф» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 432. ИСБН 978-90-04-11211-7 .
- Лекер, Майкл (2016) [2005]. Люди, племена и общество в Аравии во времена Мухаммеда . Абингдон: Рутледж. ISBN 0-86078-963-2 .
- Ватт, В. Монтгомери (1971). «Хавазин » В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 100-1 285–286. OCLC 495469525 .