Умм эль-Джималь
Умм эль-Джималь Мать красоты | |
---|---|
Деревня | |
Координаты: 32 ° 19'36 "N 36 ° 22'11" E / 32,32667 ° N 36,36972 ° E | |
Страна | Иордания |
провинция | Мухафаза Мафрак |
Официальное название | Умм Аль-Джималь |
Критерии | Культурные: (iii) |
Назначен | 2024 г. (46-я сессия ) |
Справочный номер. | 1721 |
Область | арабские государства |
Умм эль-Джималь ( араб . ام الجمال , «Мать верблюдов»), также переводимая как Умм эдж Джемал, Умм аль-Джималь или Умм идж-Джималь, — это деревня на севере Иордании примерно в 17 км к востоку от Мафрака . В первую очередь он примечателен солидными руинами византийского и раннего исламского города, которые хорошо видны над землей, а также более старой римской деревней (местное название аль-Херри), расположенной к юго-западу от византийских руин.
Обзор
[ редактировать ]Умм-эль-Джималь — большая деревня, расположенная на севере Иордании менее чем в 10 км от сирийской границы. Он расположен в Хауране , северном пустынном регионе страны. Несмотря на эту засушливость, Умм-эль-Джималь на удивление хорошо подходит для сельского хозяйства, а его средства к существованию и экономика в значительной степени основаны на сельском хозяйстве и скотоводстве. Руины древней деревни лежат посреди современного Умм-эль-Джималя. Руины датируются периодом от Набатеи до Аббасидов . Землетрясение около 749 года нашей эры нанесло серьезный ущерб, но община сохранилась до периода Аббасидов . В начале двадцатого века этот район был заселен друзами , а затем бедуинским племенем мсаид.
История
[ редактировать ]Деревня Умм-эль-Джималь возникла в первом веке нашей эры как сельский пригород древней набатейской столицы Бостра . Ряд греческих и набатейских надписей, найденных на этом месте, датируют деревню этим временем. В течение первого столетия население этого места оценивается в 2 000–3 000 человек. После основания Провинции Аравия в 106 году нашей эры римляне захватили деревню, когда император Траян включил окружающие земли в состав империи. В деревне римляне построили ряд зданий, в том числе преторий и большой водоем возле замка . После восстания царицы Зенобии в 275 году римские контрмеры включали строительство форта ( Tetrarchic castellum ), в котором размещался военный гарнизон. Поскольку римское влияние в этом районе постепенно уменьшалось, этот район снова стал сельской деревней. В течение V и VI веков Умм-эль-Джималь процветал как фермерский и торговый город, население которого выросло примерно до 4 000–6 000 человек. Однако после В результате мусульманских завоеваний VII века население деревни уменьшилось, хотя строительные проекты и ремонт продолжали осуществляться. Примерно в 749 году землетрясение разрушило большую часть территории, и Умм-эль-Джималь был заброшен, как и другие города и деревни. Деревня оставалась необитаемой почти одиннадцать столетий, пока в двадцатом веке не возникло современное поселение.
Предыстория
[ редактировать ]Мало что известно о доисторических временах в Умм-эль-Джимале, за исключением нескольких разбросанных остатков того, что, по-видимому, является поселениями кочевых племен охотников-собирателей . В некоторых из этих мест можно найти кремниевые камни и некоторые доисторические орудия. В близлежащих вади останки воздушных змеев были найдены , представляющих собой большие ловушки для животных. Доисторические люди использовали их, чтобы ловить сразу большие группы животных. [1]
Набатейский
[ редактировать ]Набатейские народы были первыми, кто построил постоянные усадьбы в этом районе в первом веке нашей эры. Поселение представляло собой в основном фермерское поселение и торговый форпост, зависевший от Бостры, близлежащей столицы набатеев. Хотя свидетельства об этой деревне сохранились лишь фрагментарно, существуют многочисленные набатейские надписи этого периода, в основном надгробные камни. По крайней мере двое упомянутых в них мужчин были членами городского совета Бостра. [2]
Ранний римский
[ редактировать ]Поскольку римляне продолжали завоевание окрестностей, набатейский царь считал упадок своего государства неизбежным, поэтому в 106 году нашей эры он уступил свое королевство римскому императору Траяну . Римляне назвали недавно приобретенную территорию Провинцией Аравия и быстро создали местные органы власти. . Преторий , названный так Х. К. Батлером в 1905 году, возможно , был построен для этой цели в третьем веке нашей эры. [2]
Поздний римский
[ редактировать ]Все изменилось после восстания, которое возглавила королева Зенобия Пальмиры в 275 году нашей эры. Местным жителям больше не разрешалось управлять собой, и они были вынуждены подчиняться жесткому иностранному правлению. Благодаря своему расположению на окраине Империи, Умм-эль-Джимал стал военным форпостом с гарнизоном и новым фортом эпохи Тетрархии . Когда власть Римской империи начала уменьшаться, этот ранний замок утратил свою военную функцию, и Умм-эль-Джималь постепенно превратился из военной станции в гражданский город. Парадоксально, но с точки зрения местных арабских жителей Хаурана это изменение могло рассматриваться как освобождение, а не упадок. [2]
византийский
[ редактировать ]римских провинциальных администраторов сменили византийские В пятом веке правители. Один из правителей, Дукс Пелагиус, построил военные кварталы меньшего размера. Эти помещения были более поздним замком , который теперь известен как казармы . По мере того как местное население постепенно обращалось в христианство, город вновь превратился в процветающее сельскохозяйственное и торговое поселение. 150 домов, сохранившихся до наших дней, были построены в этот период, в пятом и шестом веках. В шестом веке произошел бурный рост церковного строительства, 15 из которых можно увидеть и сегодня. Население продолжало расти, достигнув примерно 6000 жителей. Однако в седьмом веке власть в регионе перешла к исламской империи Омейядов . [2]
Омейяды
[ редактировать ]Исламская эпоха в Умм-эль-Джимале началась в 640 году, когда Рашидун халифы взяли под свой контроль эту территорию. На территории была проведена большая реконструкция, чтобы перепрофилировать здания в соответствии с их собственными потребностями. Преторий в и Дом XVIII являются примерами зданий, переоборудованных в жилые помещения, а Дом 53, возможно, был перепрофилирован мечеть . Несмотря на все это, население уменьшилось, и это место постепенно было заброшено из-за землетрясения около 749 года, которое разрушило многие здания и вывело из равновесия большую часть архитектуры. Это место было полностью заброшено при Аббасидов халифах в девятом веке. [2]
Т. Э. Лоуренс писал о «разрушенном Ум-эль-Джемале»: «Казалось, в этих римских пограничных городах, Ум-эль-Джемале, Ум-эль-Сурабе, Умтайе, были свидетельства тупости ума. их строители бесчувственны; почти вульгарное утверждение права человека (римского права) жить неизменным во всем своем имуществе». [3] [4]
Религия
[ редактировать ]Набатейский
[ редактировать ]расположено несколько алтарей набатейским богам На месте Петры , в том числе Душара Аарра. Душара , бог Петры , связан с Ааррой, богом-покровителем Бостры, который стал уникальным региональным божеством. И набатейскую, и греческую версии его имени можно увидеть на плашке (средней части) алтаря, найденного в западной части руин. Еще один бог, присутствующий на этом месте, — Зевс Эпикос, смесь Зевса и местного божества Эпикоса. В данном случае во дворе был найден алтарь, представляющий регионального бога. Алтарь, найденный в Умм-эль-Джимале, предполагает личную преданность местного жителя этому божеству. Третье божество, найденное в Умм-эль-Джимале, — это Солмос, который нигде больше не известен и также может быть местным божеством, которому, возможно, поклоняются только жители Умм-эль-Джималя и его ближайших окрестностей. Его имя встречается только один раз, на алтарной надписи в главных руинах Умм-эль-Джимал. Поскольку это единственное известное свидетельство поклонения Солмосу, разумно предположить, что его поклонники были относительно немногочисленны и локализованы. На надгробиях и небольших алтарях, разбросанных по всей территории, есть свидетельства, свидетельствующие о поклонении другим божествам, возможно, личным или семейным богам, которым не поклоняются коллективно. [5]
Ранний римский язычник
[ редактировать ]Из-за толерантного характера ранней римской оккупации в этот период мало что оспаривалось. Жители региона смогли продолжить свою религиозную практику, которой они следовали до римской оккупации. Таким образом, вполне вероятно, что многим региональным богам, таким как Зевс Эпикос и Солмос, все еще поклонялись как местным божествам. [5]
Поздний римский
[ редактировать ]После восстания Пальмиры большая часть региональных религиозных практик вообще прекратилась. Это произошло из-за жестких ограничений, которые были введены римским правительством, чтобы гарантировать, что люди не восстанут снова. Однако есть свидетельства того, что небольшая римская святыня , сохранившаяся в Доме 49, возможно, служила гарнизону, дислоцированному в Тетрархическом замке . [5]
Христианство/Византия
[ редактировать ]Византийская империя является представителем христианизации Римской империи Константином в . начале четвертого века нашей эры Смена религиозной принадлежности повлияла даже на отдаленные уголки Империи и поэтому очевидна здесь, в Умм-эль-Джимале. Христианские символы можно найти повсюду, высеченные в камне и под влиянием архитектуры. Доктринальный сдвиг в отношениях духовенства и мирян (прихожан) представлен добавлением алтарных перегородок перед храмами и притворов к их входам. Помимо влияния христианства, связанного со строительством на этом месте множества церквей, некоторые комплексы, возможно, использовались монастырями . Более поздний замок ( Казармы ) был преобразован в монастырь путем пристройки часовни к главному зданию . На башнях, которые также были добавлены, написаны имена четырех архангелов и другие христианские надписи. Надписи создают впечатление, что эти успешные жители полагались на защиту скорее непосредственно на Бога , к которому они чувствовали близость, а не императора , который казался таким далеким. [5]
ислам
[ редактировать ]Омейяд Умм эль-Джималь, по-видимому, был наполовину христианином, наполовину мусульманином, причем две религиозные группы сосуществовали под властью Дхиммы . Ученые обсуждают идею о том, что некоторые церкви в Умм-эль-Джимале были превращены в мечети . В этих бывших церквях апсида была перекрыта и фокус пространства сооружения был смещен на юг, в сторону Мекки . Так это или нет, но более очевидно, что два дома были преобразованы в мечети с типичными для Омейядов планами, а небольшая башня на внешней стороне западного фасада указывает на наличие минарета . Преобладающую современную мусульманскую общину обслуживают несколько недавно построенных мечетей за пределами старинных зданий. [5]
Расположение
[ редактировать ]Деревня Умм-эль-Джимал расположена в полузасушливом регионе Иордании, известном как Южный Хауран , на западной окраине пустынного региона Бадия. Район состоит в основном из магматической породы базальта , которая использовалась в качестве основного строительного материала. Базальт также служил естественным изоляционным материалом, что было чрезвычайно важно в этом районе. В прохладные зимние месяцы базальтовые блоки будут улавливать солнечное тепло, а затем излучать его по всей конструкции, действуя таким образом как естественный источник тепла. В жаркие летние месяцы он служил охлаждающим устройством, поскольку плотная структура блоков удерживала прохладный воздух внутри конструкции, несмотря на то, что температура превышала 100 °F. Вулканическая природа почвы сделала ее одним из самых плодородных районов Иордании и Сирии.
Демография
[ редактировать ]Предполагаемая численность населения в набатейский период неизвестна, поскольку свидетельства существования жилого сообщества были уничтожены на более поздних этапах строительства. Однако, поскольку город, вероятно, был крупным торговым центром на том же маршруте, что и Бостра, население могло составлять несколько тысяч человек. Об их присутствии свидетельствуют многочисленные набатейские и греческие надгробия. Судя по количеству построек, пиковая численность населения, вероятно, составляла в шестом веке около 3 000–7 000 человек. В периоды Византии и Омейядов в домах жили как люди, так и пастушеские животные. В период Омейядов в Умм-эль-Джимале выжило меньшее количество людей. Хотя некоторые здания не были заселены, это все еще было процветающее место, и было построено несколько новых домов фермерского типа с характерными Омейядов яслями . К 900 году город был заброшен. Неизвестно, почему, но, скорее всего, это произошло по тем же причинам, что и большая часть населения более обширного региона Сирии . то есть чума, засуха, землетрясения и т. д. Помимо этих основных цифр, общий диапазон бедных и богатых домохозяйств в большинстве случаев неизвестен для большинства различных эпох оккупации. Расположение памятника позволяет предположить, что оно было довольно небольшим, но количество зданий и церквей говорит об обратном. [6]
Археология
[ редактировать ]Умм-эль-Джималь был вновь открыт в девятнадцатом веке, во времена интереса Запада к древностям. Первое систематическое исследование было проведено экспедицией Принстонского университета в Южную Сирию в 1905 и 1909 годах. Первое зарегистрированное посещение этого места было совершено Уильямом Джоном Бэнксом (1786–1855) в 1818 году, который провел краткое описание Умм-эль-Джималя. Между 1818 и 1905 годами многие жители Запада проходили через это место и сделали несколько записей, но все они были краткими и неубедительными. Говард Кросби Батлер возглавлял Принстонскую экспедицию, и его документы (PES II: 151) содержат более исчерпывающий отчет о тех, кто прибыл в Умм-эль-Джималь между 1818 и 1905 годами. Батлер оставался на этом месте в течение двух недель, картографируя это место и рисуя диаграммы. несколько зданий. Работа Батлера оказалась неоценимой, поскольку она помогла другим найти это место и вызвала дальнейший интерес к его изучению. Его исследование 1905 года заложило основу для полевых работ, которые ведутся до сих пор.
Дж. Корбетт приехал в Умм-эль-Джимал в 1956 году для изучения церкви Джулианос, и большая часть его работы исправила ошибки, допущенные Батлером. Корбетт также уточнил, как сегодня думают об Умм-эль-Джимале, продемонстрировав, что многие здания были построены с использованием частей более ранних зданий. начал комплексную работу в Умм-эль-Джимале В 1972 году Берт де Врис из Кальвин-колледжа . Древняя деревня была дополнительно нанесена на карту и проведена детальная работа по уточнению теорий, касающихся природы и истории деревни. Работа включала методы консервации. В 1977 году стены казармы были укреплены цементом, чтобы предотвратить дальнейшее обрушение. Ворота Дома XVIII также были укреплены в 1983 году современным цементом. Раскопки проводились во время полевых работ в период с 1972 по 1998 год, хотя характер раскопок был направлен на обследование и исследование, а не на обнаружение погребенных руин. С 1998 года работа сосредоточена на презентации и визуальной документации сайта. Начиная с 2009 года, в настоящее время предпринимаются усилия, чтобы сделать сайт более презентабельным для публики. [7] Важным компонентом этих усилий является создание виртуального музея с экскурсиями, подборкой исследований и публикаций, а также представлением наследия современного сообщества и его связи с древностями. [8]
В 2014 году расхитители гробниц нанесли этому месту значительный ущерб. Вдохновленные слухами о золоте, грабители разрушили множество гробниц. «Мародеры ищут не только золото, но и керамику, стеклянную посуду, лампы, каменную кладку и кусочки ювелирных изделий, и все это быстро попадает в мировую торговлю антиквариатом». [9]
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
[ редактировать ]Запрос на статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО был подан в 2022 году. [10] В июле 2024 года Умм эль-Джимал была принята на 46-й сессии, проходившей в Индии. [11] [12]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бенджамин Хоксберген, «Самые древние компоненты: палеолит в Умм-эль-Джимале», Ежегодник Департамента древностей Иордании 54 (Амман, 2010 г.).
- ^ Jump up to: а б с д и Берт де Врис и др., Умм-эль-Джималь: набатейский, римский, византийский и раннеисламский город в Северной Иордании, Vol. I, Приложение, Журнал римской археологии, 1998.
- ^ Лоуренс, TE (1935). Семь столпов мудрости . Город-сад: Doubleday, Doran & Company, Inc., с. 588.
- ^ Фолкнер, Нил (2016). Лоуренс Аравийский: арабы, британцы и преобразование Ближнего Востока в Первой мировой войне . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 428. ИСБН 9780300226393 .
- ^ Jump up to: а б с д и Берт де Врис, «Между культами Сирии и Аравии: следы языческой религии в Умм-эль-Джимале». Исследования по истории и археологии Иордании X. Амман: Департамент древностей Иордании (2009): 177–192.
- ^ Берт де Врис, «Парадокс власти: между местным и имперским в Умм-эль-Джимале», глава 53 в книге «Пересечение Иордании: вклад Северной Америки в археологию Иордании». Под редакцией Томаса Э. Леви, премьер-министра Мишель Давио, Рэндалла В. Юнкера и Мэй Шаер. Equinox Publishing, Ltd, 2007. [1] Архивировано 5 июня 2021 г. в Wayback Machine.
- ^ Берт де Врис, «Проект Умм-эль-Джимал, полевые сезоны 1993 и 1994 годов», Ежегодник Департамента древностей Иордании, 39, 1995, стр. 421–435.
- ^ «Проект Умм эль-Джималь» . ummeljimal.org. Архивировано из оригинала 29 декабря 2011 г. Проверено 21 января 2012 г.
- ^ Уильям Бут и Тейлор Лак (30 октября 2014 г.). «Мародеры совершают набеги на иорданские склепы в поисках золота, драгоценностей и артефактов» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 2 ноября 2014 года . Проверено 2 ноября 2014 г.
- ^ «Умм-эль-Джималь внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО» . Ройские новости. 26 июля 2024 года. Архивировано из оригинала 27 июля 2024 года . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ «Умм аль-Джималь» . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 26 июля 2024 года . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ «Иорданская деревня Умм-эль-Джималь внесена в список наследия ЮНЕСКО» . Аль Джазира . 28 июля 2024 года. Архивировано из оригинала 28 июля 2024 года . Проверено 28 июля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энно Литтманн, Дэвид Мэги-младший и Дуэйн Рид Стюарт, Греческие и латинские надписи - Проект Умм-эль-Джимал . Археологические экспедиции Принстонского университета в Сирию в 1904–1905 и 1909 годах.
- Фотографии Умм эль-Джималя в Американском центре исследований
- Фотографии Умм эль-Джималя в Манар аль-Атар фотоархиве