Нилотский пейзаж
Нилотский пейзаж — это любое художественное изображение пейзажей, имитирующее реку Нил в Египте или вдохновленное ею . Этот термин был придуман для обозначения в первую очередь таких пейзажей, созданных за пределами Египта, особенно в Эгейском море , и вообще в римском искусстве , хотя иногда он используется для обозначения сцен охоты и рыбалки в египетском искусстве . Нилотский пейзаж — это речная сцена с богатым и обильным растительным и животным миром, большая часть которого произрастает в Египте. Общие иконографические элементы включают папирус, пальмы, рыб и водоплавающих птиц, а в некоторых случаях кошек, обезьян и/или крокодилов. В сценах императорской Римской империи больше внимания уделяется свирепым животным, обычно включая хотя бы одного крокодила и бегемота .
Археологические данные свидетельствуют о наличии нарисованных изображений Нила в египетских гробницах еще в додинастический период. Нилотские сцены остаются популярными во всем Старом и Среднем царствах и процветают в Новом царстве . Особое место занимают пейзажи на гробницах XVIII династии Египта. Нилотские пейзажи впервые были адаптированы за пределами Египта, в Эгейском море, особенно в минойском искусстве . Этот предмет переживает эпоху Возрождения в эллинистическом и римском искусстве , когда нилотские сцены становятся обычным предметом для мозаик I века до нашей эры , наиболее известной из которых является Нильская мозаика Палестрины . Были и картины, которые сохранились гораздо реже. Эти изображения подчеркивали экзотичность Нила, а также его занятость как водного пути. Сцены водного транспорта изображены рядом с обильной и часто опасной дикой природой.
Создание нилотских пейзажей, а также их иконография и интерпретации зависят от происхождения произведения и культуры, в которой оно было создано, но большинство сцен в целом подтверждают и прославляют изобилие природы.
Иконография
[ редактировать ]Наиболее важной особенностью нилотского ландшафта является его речное расположение, которое является основным источником любой сопутствующей растительной и животной жизни. Ежегодное разлив реки Нил в Египте было не только источником пищи и урожая для древней цивилизации, но и обеспечило ей надежный циклический календарь. Считается, что большая часть преемственности Египта в древности, как в обществе, так и в искусстве, связана с отношением людей к Нилу.
Нилотские ландшафты наполнены обильным растительным и животным миром. В сцене часто доминируют синие и зеленые пигменты. Растение папирус и пальмы являются наиболее узнаваемыми ботаническими особенностями нилотского ландшафта, наряду с другими растениями, часто тщательно изображенными и узнаваемыми. Представлены различные животные, которые различаются в зависимости от конкретной сцены. В сценах можно встретить множество разновидностей рыб и водоплавающих птиц, а сцены охоты и рыбалки обычно включают кошек. Другие нилотские пейзажи, особенно за пределами Египта, включают экзотических, иностранных животных, таких как обезьяны и крокодилы, а также часто фантастических существ или монстров, таких как грифоны и сфинксы.
Нилотские пейзажи Египта
[ редактировать ]Словосочетание «нилотский пейзаж» используется в египетских исследованиях для описания сцен на росписях гробниц, где умерший занимается охотой и рыбалкой. Эти сцены подчеркивают элитарный характер и важность умершего, который покоряет природу и доминирует над ландшафтом, участвуя в деятельности, предназначенной для высшего класса. [1] Многие сцены симметричны, в них повторяется образ умершего, сначала охотившегося на птиц, а затем пронзающего рыбу. Птицы и рыбы часто появляются в больших количествах. Покойный легко захватывает их, поскольку кажется, что они буквально летают вокруг него или подплывают прямо к его копью. Таким образом, человек показан в состоянии контроля над природой и миром природы, подчиненным своему собственному существованию.
Хотя эти сцены имеют многовековую традицию, они становятся все более популярными в 18-й династии Нового царства, причем яркие примеры этих сцен были обнаружены в гробницах некрополя древних Фив в Долине царей . [2] В художественном отношении сцены характеризуются ощущением движения и живости, которое обычно не наблюдается в большинстве египетских произведений, которые на протяжении веков изображали статичные, стоические фигуры и существа. [3] Большое внимание уделяется деталям, различимым в реалистичной визуализации отдельных видов растений и животных. Разнообразие достигается за счет тщательно продуманных деталей и индивидуальных характеристик.
Нилотские пейзажи Эгейского моря
[ редактировать ]Речные сцены, напоминающие о мире природы и его пышной растительности, начинают появляться за пределами Египта одновременно с 18-й династией, причем первые дошедшие до нас свидетельства происходят из фресок фрагментов минойских . Эгейская версия нилотского пейзажа сохраняет многие ключевые иконографические элементы египетской версии, но минойцы часто делают предметом сюжета сам пейзаж, подчеркивая растения и дикую природу над человеческими фигурами (которые обычно не учитываются в работе). Композиции характерны для минойского художественного стиля , более нерегулярны и неформальны. Внимание уделяется деталям и цвету растений и животных, но точно прорисованные узоры возникают редко, а фон и обстановка могут быть очень творческими. Это настоящие фрески, написанные на влажной штукатурке, так что цвет химически прилипает к поверхности, в отличие от египетских версий.
Нилотские пейзажи в минойском искусстве являются свидетельством контактов минойцев и египтян, как посредством торговли, так и обмена идеями. Растения, такие как папирус, и животные, такие как обезьяны, не были местными жителями Крита . Многие виды растений и животных можно идентифицировать, что подтверждает не только то, что художники уделяли пристальное внимание деталям, но и то, что они, должно быть, были знакомы с этими видами либо посредством изучения египетской живописи, либо, что кажется более вероятным, посредством прямой контакт с этими существами, растениями и египетской культурой. [4]
В «Доме фресок», расположенном недалеко от Минойского дворца в Кноссе , были обнаружены фрагменты фрески, изображающие голубых обезьян и синих птиц на скалистом ландшафте с извилистой голубой рекой, а также различные виды растений, в том числе папирус. [5] Эту сцену археологи и искусствоведы окрестили «нилотским пейзажем» из-за присутствия голубых обезьян и папируса в речной обстановке.
Раскопки в Акротири на острове Тера сохранили ряд фресок, относящихся к позднему бронзовому веку. Одну из таких сцен из «Западного дома» на восточной стене комнаты 5 назвали нилотским пейзажем. В нем представлены как реальные, так и воображаемые существа. Грифон летает над извилистой рекой, дикая кошка преследует уток, и повсюду растут пальмы. В отличие от двух других фресковых сцен в этой комнате, нилотский пейзаж лишен человеческих фигур и повествования, вместо этого он фокусируется на дикой природе и окружающей среде и прославляет мир природы. [6] Отсутствие человеческих фигур в этих минойских нилотских пейзажах побудило многих археологов предположить присутствие богини природы или божества в минойской религии. [7]
Позднее искусство
[ редактировать ]Действие ряда библейских сюжетов в искусстве, таких как « Нахождение Моисея» , происходит в Египте, и христианские художники постепенно выработали скромные методы передачи незнакомого пейзажа. Процесс ускорился после эпохи Возрождения , когда Николя Пуссен нарисовал множество сюжетов из жизни Моисея , который стал пионером в разработке более аутентичного декора. Но этот процесс был медленным до начала 19-го века, с увеличением количества путешествий по Западу, появлением современной египтологии и развитием ориентализма в искусстве . К концу XIX века экзотический и тщательно изученный декор часто доминировал в изображениях как пейзажа, так и человеческих фигур, будь то древних или современных. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тирадритти, Франческо. (2007). Египетская настенная живопись . Нью-Йорк: Издательская группа Abbeville (твердый переплет, ISBN 0-7892-1005-3 )
- ^ Примеры: Охота на болоте , фрагмент расписной штукатурки из гробницы Небамуна, Охота и рыбалка на болоте , расписной гипс с гробницы Нахта и Охота и рыбалка на болоте , Расписной гипс из гробницы Менны)
- ^ Кляйнер, Фред С. и Кристин Дж. Мамия. (2004). Искусство Гарднера сквозь века , Том. 1. Бельмонт: Wadsworth Publishing (твердый переплет, ISBN 0-534-64095-8 )
- ^ Дэвис, В. Вивиан и Луиза Шофилд. (1995). Египет, Эгейское море и Левант: взаимосвязи во втором тысячелетии до нашей эры . Лондон: British Museum Press (твердый переплет, ISBN 0-7141-0987-8 )
- ^ Эванс, Артур. (1936). Дворец Миноса в Кноссе , I-IV. Лондон: Макмиллан и Ко.
- ^ Думас, Кристос. (1983) Тера. Помпеи древнего Эгейского моря. Раскопки в Акротири, 1967-79 гг . Лондон: Thames and Hudson Ltd (твердый переплет, ISBN 0-500-39016-9 )
- ^ Маринатос, Нанно. (1993). Минойская религия: ритуал, образ и символ . Колумбия: Издательство Университета Южной Каролины (твердый переплет, ISBN 0-87249-744-5 )
- ^ Томпсон, Джейсон, Замечательные вещи: История египтологии 1: От древности до 1881 года , 255, 2015, Американский университет в Каире Press, ISBN 9774165993 , 9789774165993, книги Google ; Троманс, Николас и другие, Соблазн Востока, Британская живопись востоковедов , 2008, Tate Publishing , ISBN 9781854377333
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бетанкур, Филип П. (2007). Введение в эгейское искусство . Филадельфия: INSTAP Academic Press. (твердый переплет, ISBN 1-931534-21-7 )
- Дэвис, В. Вивиан и Луиза Шофилд. (1995). Египет, Эгейское море и Левант: взаимосвязи во втором тысячелетии до нашей эры . Лондон: British Museum Press (твердый переплет, ISBN 0-7141-0987-8 )
- Иммервар, Сара. (1988). «Возможное влияние египетского искусства на создание минойской настенной живописи», в L’Iconographie Minoenne (Bulletin de Correspondance Hellenique, Приложение 11), О. Пикард, изд., Афины, стр. 41–50 (твердый переплет, ASIN B000J0E7B4) )
- Иммервар, Сара. (1990). Эгейская живопись бронзового века . Университетский парк: издательство Penn State University Press (твердый переплет, ISBN 0-271-00628-5 )
- Тирадритти, Франческо. (2007). Египетская настенная живопись . Нью-Йорк: Издательская группа Abbeville (твердый переплет, ISBN 0-7892-1005-3 )
- Верслуйс, MJ (2002). Aegyptiaca Romana: нилотские сцены и римские виды Египта . Бостон: Brill Publishing (твердый переплет, ISBN 90-04-12440-3 )