Игра в шахматы
![]() | |
Жанры | Настольная игра Абстрактная стратегическая игра |
---|---|
Игроки | 2 |
Время установки | 1 минута |
Время игры | Неизвестный |
Шанс | Никто |
Навыки | Стратегия , тактика |
Синонимы | Шахматисты грабители |
Ludus latrunculorum , latrunculi , или просто latrones («игра в разбойников », или «игра в солдат» от latrunculus , уменьшительного от latro , наемник или разбойник с большой дороги для двух игроков, ) — стратегическая настольная игра в которую играли на всей территории Римской империи . Говорят, что она напоминает шахматы или шашки игрой , поскольку общепринято считать ее военной тактической . Из-за нехватки источников реконструкция правил и базовой структуры игры затруднена, и поэтому существует множество интерпретаций имеющихся свидетельств.
История
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]Считается, что игра в латрункулы является вариантом более ранних греческих игр, известных под разными названиями: петтея , пессои , псефои , полисы и пенте граммаи , упоминания о которых встречаются еще во времена Гомера . [1] В » Платона «Республике противники Сократа сравниваются с «плохими игроками Петтейи, которые в конце концов загнаны в угол и лишены возможности двигаться». В « Федре » Платон в похожую на шашки игру под названием «Сига» играли пишет, что эти игры пришли из Египта, и известно, что в древнем Египте . [ нужна ссылка ]
В своем «Ономастиконе» греческий писатель Юлий Поллукс описывает полисы следующим образом:
Игра со многими фигурами представляет собой доску с пробелами, расположенными между линиями: доска называется «город», а каждая фигура называется «собакой»; фигуры двух цветов, и искусство игры состоит в том, чтобы взять фишку одного цвета и заключить ее между двумя фигурами другого цвета.
У римлян первое упоминание о латрункулах встречается у римского автора Варрона (116–27 до н.э.) в десятой книге его De Lingua Latina («О латинском языке»), где он вскользь упоминает об игре, сравнивая сетка, на которой он воспроизводится, с сеткой, используемой для представления склонений . [2] Отчет об игре в латрункулы дан в «Laus Pisonis » I века нашей эры :
Когда вы утомлены бременем учебы, если, возможно, вам приятно не бездействовать, а начать игры на ловкость, вы более умным способом меняете ходы своих фишек на открытой доске, и войны ведутся стеклянная армия, так что в один момент белая стойка ловит черных, а в другой - черная ловушка для белых. Но какой же счетчик не убежал от тебя? Какая стойка поддалась, когда вы были ее лидером? Какая контратака [ваша], хотя и была обречена на смерть, не уничтожила своего врага? Ваша боевая линия вступает в бой тысячами способов: тот встречный, улетая от преследователя, сам производит захват; другой, стоявший на выгодной позиции, происходит из весьма удаленной должности; этот смеет довериться борьбе и обманывает врага, наступающего на добычу; что один рискует попасть в опасные ловушки и, очевидно, загнав себя в ловушку, контр-ловит двух противников; этот выдвинут на большие дела, чтобы при разрушении строя он мог быстро ворваться в колонны, и чтобы, когда вал будет свергнут, он мог опустошить сомкнутые стены. Между тем, как бы ни была ожесточена битва с изрезанными солдатами, вы побеждаете отрядом, полным или лишенным лишь нескольких солдат, и в каждой вашей руке гремит группа пленников. [3]
Намеки на игру можно найти в произведениях таких писателей, как Марциал и Овидий , и они служат идеальным доказательством метода захвата, используемого в игре, с такими отрывками, как: unus cum gemino Calculus Hoste Perit , Ov. Ars amatoria 3.358 («когда один противник погибает от двойного врага»); cum medius gemino Calculus Hoste Perit , Ov. Тристия 2.478 («когда противник погибает посреди врага-близнеца»); и исчисление hae (sc. tabula) gemino discolor hoste perit , Mart. 14.17.2 («на этой [доске] с двойным врагом погибает фишка разного цвета»).
Овидий также пишет о попытках спасти изолированную фигуру подальше от остальных: «как солдаты разного цвета маршируют вперед по прямой линии; когда фигура, зажатая между двумя противниками, подвергается опасности, как один наступающий может быть умелым атаковать и спасти фигура двинулась вперед, а отступающие могут двигаться безопасно, не будучи раскрытыми» (Tristia II 477–480). По словам Ульриха Шедлера, это указывает на то, что фигуры в игре перемещались только на одно поле за ход вместо использования хода ладьи , иначе побег изолированной фигуры был бы относительно легким. [4] Шедлер также делает вывод из этого, что фигуры могли перепрыгивать через другие фигуры на пустое поле за ней, в противном случае спасательная фигура могла бы в конечном итоге заблокировать другую фигуру, нуждающуюся в спасении.
Последнее упоминание о латрункулах , сохранившееся от римского периода, находится Сатурналиях Макробия в . [5] [6]
Долгое время считалось, что восемнадцатая книга « содержит Исидора Севильского Этимологии» упоминание о latrunculi , [7] и это использовалось, чтобы доказать, что фигуры с обеих сторон были разной силы и класса, как фигуры в шахматах. Р. Г. Остин, однако, утверждал, что отрывок из Исидора, на котором было основано это убеждение, относится к ранней форме Табулы . [8]
- О движении исчисления Исчисления движутся частью по порядку, частью смутно: поэтому одних они называют обычными, другие неясными; но о тех, кого вообще нельзя сдвинуть с места, говорят, что они движимы. Поэтому возмущенными называются и нуждающиеся люди, у которых не остается никакой надежды на дальнейший прогресс.
- О движении камней. Некоторые камни движутся рядами, некоторые свободно; таким образом, одни называются обыкновенными, другие свободными; и действительно, те, которые вообще невозможно сдвинуть с места, называются inciti . Поэтому даже действующие люди, у которых не остается никакой надежды на дальнейшее развитие, называются inciti .
Дичь Стэнвея, раскопанная недалеко от Колчестера , была идентифицирована такими учеными, как Дэвид Парлетт , возможно, как пример латрункулов . [9] Если это правда, то, возможно, существовала вторая фигура, отличная от солдат, используемых в игре, и в некоторых реконструкциях она интерпретировалась как фигура, изображающая « Дукса » (лидера) или « Аквилу » (орла). Однако Ульрих Шедлер предполагает, что вместо этого игра может быть примером игры тафл , такой как fidhcheall или gwyddbwyll, поскольку нет никаких свидетельств наличия дополнительной фигуры, кроме латронов или пессоев, ни в одной из древнегреческих и римских игр. [10]
шахматы
[ редактировать ]Latrunculi, как и latrones, много раз упоминается в классической работе Рюи Лопеса де Сегуры 1561 года «Libro de la invencion libro y arte del juego del axedrez» , а также упоминается в проповедях Якобуса де Сессолиса на тему шахмат в более поздние времена. тринадцатый век.
Латрункули упоминается на первой странице классической работы Филидора 1774 года «Анализ игры в шахматы».
Мирон Дж. Самсин и Юрий Авербах поддержали теорию о том, что Петтейя могла оказать влияние на историческое развитие ранних шахмат, особенно на движение пешек. Игры Петтейи , безусловно, могли быть принесены в Центральную Азию и северную Индию во времена правления Греко-Бактрийского царства и Индо-Греческого царства, которые, как известно, сочетали индийские и греческие элементы в своем искусстве, чеканке монет и религиозных практиках. [11] [12]
Когда шахматы пришли в Германию , шахматные термины «шахматы» и « шахма » (которые возникли на персидском языке ) вошли в немецкий язык как Schach . Но «Шах» уже было родным немецким словом, обозначающим грабеж . В результате ludus latrunculorum часто использовался как средневековое латинское название шахмат. [13]
Геометрия доски
[ редактировать ]Поскольку при археологических раскопках обычно трудно определить, для какой игры использовалась доска с сеткой, трудно определить размер доски, на которой в латрункули играли . Р.С. Белл в своей статье в 1960 году упомянул доски размером 7×8, 8×8 и 9×10, распространенные в Римской Британии. У. Дж. Ковальски ссылается [14] к « Игре Стэнуэя », археологической находке 1996 года в Стэнуэе, Эссекс , Англия, и полагает, что игра велась на доске размером 8×12 клеток; того же размера, который тысячу лет спустя использовался для курьерских шахмат . [15] Позже он [16] разрешена доска размером 10×11 клеток. Правила могли сильно различаться на территории Римской империи и с течением времени.
Реконструкция правил игры
[ редактировать ]Реконструкция Эдварда Фолкенера (1892 г.)
[ редактировать ]- Игра ведется на доске, состоящей из 144 клеток или квадратов.
- У каждого игрока есть пять рядов фигур, начиная с левого угла, они располагаются поочередно.
- Фигуры движутся и перемещаются во всех направлениях: перпендикулярно, горизонтально, по диагонали, вперед и назад.
- Фигуры атакуют друг друга, когда они находятся в смежных клетках, а когда на противоположной стороне появляется еще одна фигура, промежуточная фигура удаляется.
- Фигура может пройти между двумя противоположными фигурами, не будучи взятой.
- Когда одна из сторон безнадежно разбита или замыкается в себе, игра проиграна. [17]
Реконструкция RC Bell (1960–1969)
[ редактировать ]- На доске 8×7 (или предположительно 8×8) у каждого игрока есть 17 фигур: одна синяя, остальные белые или черные. Белые и черные фигуры размещаются по две штуки поочередно в любом месте на доске. На этом первом этапе захваты не производятся.
- Когда 32 фишки оказываются на своих местах, каждый игрок добавляет свою синюю фишку, Дукс .
- Фигуры движутся вперед, назад или в стороны по одному квадрату за раз. Диагонального движения нет.
- Фигура захватывается, когда противник заключает ее перпендикулярно между двумя фигурами противника или между фигурой противника и угловым (но не боковым) полем. Дукс . захватывается, как и любой другой предмет Фигура, совершившая взятие, получает немедленный второй ход.
- Дукс может двигаться, как и остальные фигуры, или перепрыгивать через вражескую фигуру, находящуюся на соседнем поле. Перепрыгнутая фигура не захватывается ходом. Конечно, этот ход может повлечь за собой взятие еще одной фигуры.
- Если фигура добровольно перемещается между двумя фигурами противника, она не захватывается.
- Игрок, потерявший все свои фигуры, проигрывает. Если за тридцать ходов не было взято ни одного взятия, игра заканчивается, и побеждает игрок, у которого на доске больше фигур. [18]
Реконструкция В. Дж. Ковальского
[ редактировать ]- На доске восемь рядов и двенадцать рядов. У каждого игрока есть двенадцать человек и дукс, черный с одной стороны и белый с другой. В стартовом ряду мужчины занимают первую шеренгу, а дукс стоит на второй, на клетке справа от центральной линии (с точки зрения каждого игрока). На доске десять клеток на одиннадцать дукс начинает игру в центре заднего ряда, в окружении пяти человек с каждой стороны. Черные ходят первыми.
- Каждая фигура может перемещаться на любое беспрепятственное расстояние по ряду или шеренге (как ладья в шахматах).
- Человек попадает в плен, если противник размещает прилегающую к нему фигуру с каждой стороны по ортогональной линии. Несколько человек в очереди могут быть пойманы вместе (позже Ковальский отказался от этой функции).
- Если фигура добровольно перемещается между двумя фигурами противника, она не захватывается, но игрок, перемещающий таким образом, должен указать на этот факт, чтобы избежать последующих споров.
- Человек в углу захватывается, если противник размещает своих людей на двух клетках, прилегающих к углу.
- Повторение последовательности ходов не допускается: если одна и та же позиция встречается три раза, и один и тот же игрок должен двигаться, он должен изменить свою атаку.
- Дукса невозможно поймать. Он обездвижен, если заблокирован со всех четырех сторон. Игрок, который обездвиживает дукса противника, выигрывает игру, даже если часть препятствий создается собственными людьми дукса. Если игру невозможно выиграть, обездвижив ни одного из дуксов, побеждает игрок, у которого на доске осталось больше людей. (Позже Ковальский изменил это, сказав, что игра продолжается до тех пор, пока один игрок не сможет двигаться и не проиграет.)
Реконструкция Ульриха Шедлера (2001)
[ редактировать ]Используйте обычную шахматную доску с клетками 8х8. Два игрока договариваются о количестве фигур: не менее 16, но не более 24 для каждого игрока. Если доска больше, то количество фигур тоже увеличивается. Используйте такие детали, как монеты или полусферы с разными сторонами, которые можно переворачивать...
- Игроки по очереди ставят по одной фишке на любое свободное поле. По словам епископа Севильского Исидора («Происхождение», глава 64; VII век) эти кусочки назывались ваги . На этом этапе захваты не производятся.
- Когда все фигуры расставлены, игроки по очереди перемещают фигуры по доске. Фигуры можно перемещать ортогонально к любому соседнему квадрату. Исидор называл эти произведения ординариями . Фигура может перепрыгнуть через любую фигуру любого цвета, если клетка позади нее не занята. Возможно несколько прыжков за один ход (как в шашках).
- Если игрок может заманить вражескую фигуру между двумя своими фигурами, вражеская фигура блокируется и не может быть перемещена. Такой кусок называется alligatus или, по мнению Исидора, incitus . Чтобы было понятно, что деталь — аллигат , ее переворачивают.
- В свой следующий ход вместо перемещения фигуры игрок может захватить захваченную фигуру, удалив ее с доски, при условии, что две его окружающие фигуры все еще свободны. Захваченная фигура немедленно освобождается, если один из двух ее врагов сам окружен.
- Игрок может переместить фигуру между двумя врагами («самоубийство») только в том случае, если этим ходом один из двоих окажется в ловушке.
- Игрок, у которого на доске осталась только одна фигура, проигрывает. [4]
Реконструкция музея Кинтана
[ редактировать ]Это правила из музея Кинтана в Кюнцинге (на фото выше):
- У двух игроков по шестнадцать фишек, которые расположены в два ряда лицом друг к другу. Цель игры – захватить все фигуры противника.
- Фигуры движутся ортогонально на любое свободное расстояние. Фигура считается захваченной, когда она оказывается между двумя противостоящими фигурами на соседних полях в ряду или шеренге. Захваченная фигура убирается с доски. Победа достигается путем захвата большего количества фигур, чем у противника, или путем зажатия фигур противника так, что движение становится невозможным.
Похожие игры
[ редактировать ]В Китае различные настольные игры семейства Фан Ци имеют схожие правила. Обычно размер доски варьируется от 4×4 в Корее (Гону) до 17×17 в Тибете. У большинства разновидностей есть начальная фаза «Установка камня», за которой следует фаза «Удаление камня» (если таковая имеется), а затем, наконец, фаза «Захват камня».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пек, Гарри Терстон (1898). «Латрунцули» . Словарь классических древностей Харперса . Нью-Йорк: Харпер и братья . Проверено 23 ноября 2006 г.
- ^ Белл, Р.К. (1980). Настольные и настольные игры многих цивилизаций . Дувр. ISBN 0-486-23855-5 .
- ^ Ричмонд, Джон, The Ludus Latrunculorum и Laus Pisonis 190-208 , 1994, Museum Helveticum: Швейцарский журнал классической античности = Revue suisse pour l'étude de l'antiquité classique = Rivista svizzera di filologia classica. 51 (1994), 164–179.
- ^ Jump up to: а б Шедлер, Ульрих; Латрункули, реконструированная забытая римская стратегическая игра; в «Абстрактных играх», выпуск 7, осень 2001 г., стр. 10–11. http://history.chess.free.fr/papers/Schadler%202001.pdf
- ^ Ковальский, Владислав Ян. «Латрункули» . Архивировано из оригинала 15 сентября 2006 г. Проверено 26 ноября 2006 г.
- ^ Феодосий, Макробий Амвросий Тайер, В.П. (ред.). «Сатурналии» (на латыни ) Проверено 26 ноября 2006 г.
Но хотите ли вы, чтобы на другой день, когда большинство людей разобьет его счетами и шахматными фигурками, мы потребовали бы этих трезвых рассказов от первых лучей солнца до времени ужина, самого ужина, не переполненного чашами, не распутного тарелками, но целомудренного? с заученными вопросами и взаимоотношениями с постели?
- ^ Тилли, Артур (октябрь 1892 г.). «Людус Латрункулорум» . Классический обзор . 6 (8): 335–336. дои : 10.1017/s0009840x00186433 . JSTOR 690534 .
- ^ Остин, Р.Г. (февраль 1935 г.). «Римские настольные игры. II». Греция и Рим . 4 (11): 76–82. дои : 10.1017/s0017383500003119 . JSTOR 640979 .
- ^ Парлетт, Д. Оксфордская история настольных игр, стр. 234-238.
- ^ Шедлер, Игра доктора – новый взгляд на историю древних настольных игр.
- ^ Самсин, Майрон Дж. «К предыстории шахмат, 2002» (PDF) .
- ^ Авербах, Ю. История шахмат от Чатуранги до наших дней, 2012, Russell Enterprises.
- ^ Мюррей, HJ R (1913). История шахмат . Издательство Оксфордского университета. стр. 397, 400.
- ^ Ковальский, Владислав Ян. «Латрункули» . Архивировано из оригинала 3 октября 2008 г. Проверено 14 июля 2008 г.
- ^ «Варианты шахмат: Игра курьера» .
- ^ Ковальски, Уолли Дж . «Направления Latrunculi» . Проверено 31 июля 2008 г.
- ↑ Канадский игрок в шашки, том II, январь-декабрь 1908 г., стр. 90.
- ^ Белл, RC; Настольные и настольные игры многих цивилизаций, исправленное издание, стр. 86.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ludus latrunculorum: Правило латинской игры Гудрун Эгер- Харш
- Игра Доктора Доктор Ульрих Шедлер утверждает, что игра Стэнвея не была латрункулы и не проводилась на доске 8×12.
- Варрона De Lingua Latina в Латинской библиотеке
- Лаус Пизонис в Лакусе Курциусе
- Похвала Пизону в Библиотеке Августана
- 고누 Gonu, 팔꼰자, традиционная корейская настольная игра, похожая на ludus latrunculorum (на корейском языке).