Jump to content

Тафл игры

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Тафла )

камень
Реконструированная игровая доска Хнефатафл.
Годы активности 4–12 вв.
Жанры
Игроки 2
Время установки < 1 минута
Время игры Обычно 5–20 минут
Шанс Никто
Навыки Стратегия , тактика
Синонимы Кулачная сила

Тафл игры ( произносится [тавл] ), также известные как игры хнефатафл , представляют собой семейство древних североевропейских стратегических настольных игр, в которые играют на клетчатой ​​или решетчатой ​​игровой доске с двумя армиями нечетных чисел. Скорее всего, они основаны на римской игре Ludus latrunculorum . Названия различных вариантов Тафла включают Хнефатафл, Таблут, Таулбврдд, Брандуб, Ард Ри и Алеа Евангелии. Игры в семье тафла проводились в Норвегии , Швеции , Дании , Исландии , Великобритании , Ирландии и Сапми . [ 1 ] Тафл-игры в конечном итоге были вытеснены шахматами в XII веке. [ 2 ] но вариант тафла саамского народа , таблут, использовался, по крайней мере, до 18 века. Правила таблута были записаны шведским натуралистом Линнеем в 1732 году и переведены с латыни на английский в 1811 году. Все современные игры тафл основаны на переводе 1811 года, в котором было много ошибок. Были добавлены новые правила для устранения проблем, возникших в результате этих ошибок, что привело к созданию современного семейства тафл-игр. Кроме того, в таблут теперь играют по первоначальным правилам, которые были переведены заново. [ 3 ]

Этимология

[ редактировать ]

Термин тафл ( произносится [тавл] ; Древнескандинавское слово «стол») [ 4 ] [ 5 ] это оригинальное норвежское название игры.

Хнефатафл (примерно [хневатавл] , [ 5 ] правдоподобно реализовано как [n̥ɛvatavl] ), стал предпочтительным термином для игры в Скандинавии к концу эпохи викингов , чтобы отличить ее от других настольных игр, таких как Skáktafl ( шахматы ), Kvatrutafl ( столы ) и Halatafl ( игры с лисами ) , как они стали известны. [ 2 ] Видовое название Хнефатафл , возможно, возникло как означающее «настольная игра кулака» от hnefi («кулак») + тафл , [ 6 ] где «кулак» относился к центральной королевской фигуре.

Точная этимология не совсем определена. [ 7 ] но хнефи определенно имел в виду королевскую фигуру, [ 8 ] и несколько источников [ ВОЗ? ] называйте Хнефатафл «царским столом». В англосаксонской Англии термин tæfl также относился ко многим настольным играм. Неизвестно, было ли у англосаксов особое название для игры или они вообще называли ее tæfl, как современные люди называют «карты».

Некоторые игры можно спутать с играми тафл из -за включения слова тафл в их названия или других сходств. Халатафл — это древнескандинавское название « Лисы и гуси» , игры, датируемой по крайней мере 14 веком. Его до сих пор знают и играют в Европе. Кватрутафл — древнескандинавское название столов (средневековый предшественник нард ). Скактафл — древнескандинавское название шахмат. В Фидчелл или Фитчил ( современный ирландский язык : Ficheall ) играли в Ирландии. Валлийским эквивалентом был Gwyddbwyll , а бретонским эквивалентом Gwezboell ; все термины означают «чувство дерева». [ 9 ] В эту популярную средневековую игру играли равные силы с обеих сторон, и поэтому она не была вариантом тафла , а скорее могла быть средневековым потомком римской игры Latrunculi или Ludus latrunculorum . [ 10 ]

Варианты Тафла

[ редактировать ]

Единственный вариант тафла, в котором относительно однозначный набор правил сохранился до наших дней, — это таблут, саамский вариант игры, который был записан Линнеем во время его экспедиции в Лапландию в 1732 году.

Что касается средневековой игры, то полного и однозначного описания правил не существует. [ 11 ] но целью короля было сбежать (по-разному) к периферии или углам доски, в то время как целью более крупных сил было захватить его. Хотя размер доски и количество фигур различались, во всех играх соотношение фигур составляло 2:1, при этом на меньшей стороне была королевская фигура, начинавшаяся в центре.

Существуют некоторые разногласия по поводу того, могли ли в некоторых играх тафл (например, Хнефатафл и Таулбврдд) использоваться кости . [ 12 ] [ 13 ]

Эти Евангелия

[ редактировать ]

Alea evangelii , что означает «игра в Евангелие». [ 14 ] был описан с рисунком в Колледже Корпус-Кристи XII века, Оксфордская рукопись 122, из англосаксонской Англии. [ 15 ] В нее играли на пересечениях доски размером 18х18 клеток. В рукописи расположение доски описано как религиозная аллегория , но ясно, что это была игра в семье Тафлов.

Верховный король

[ редактировать ]

Ард Ри (гэльский: Верховный король ) — шотландский вариант тафла, в который играли на доске 7×7 с королем и восемью защитниками против шестнадцати нападающих. Это наименее документированный из известных вариантов тафла. [ 16 ] Одно из общепринятых правил, [ 17 ] убегание короля на любое крайнее поле, а не только на угловое, дает защищающейся стороне непреодолимое преимущество. Это преимущество настолько велико, что игра решена : король всегда может убежать, и, таким образом, защитник всегда побеждает.

Брандуб (или брандуб) ( ирл .: bran dubh ) был ирландской формой тафла. Из двух стихотворений [ 18 ] известно, что в нее играли пять человек против восьми, и что один из пяти был «Бранан», или вождь. Было найдено несколько досок размером 7×7, самой известной из которых является сложная деревянная доска, найденная в Баллиндерри в 1932 году, с отверстиями для прикрепленных фигур, возможно, для обеспечения портативности игры. [ 19 ] Имя Брандубх означает «черный ворон». [ 20 ]

Оригинальных правил обнаружено не было, но, взяв за основу эти доски 7×7, текст двух стихотворений и правила Таблута, Всемирная федерация тафла смогла реконструировать сбалансированные правила, подтвержденные несколькими тестами. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]

Несмотря на небольшой размер доски и скорость игры, Брандуб предлагает неоспоримое тактическое и стратегическое упражнение, где первая ошибка очень часто приводит к поражению. Небольшое количество фигур означает, что каждой из них часто приходится одновременно защищаться и атаковать: поэтому легко забыть одну из этих задач, если одна слишком много внимания уделяет другой. Как и в великих партиях Тафл, жертвы полезны, особенно для защитников, но имея всего четыре фигуры, важно не ослабить короля слишком рано в игре. [ 24 ]

Кулачная сила

[ редактировать ]

Хнефатафл (иногда называемый шахматами викингов ) [ 25 ] была популярной игрой в средневековой Скандинавии и упоминалась в нескольких скандинавских сагах. Некоторые из этих отсылок к сагам способствовали разногласиям по поводу возможного использования игральных костей при игре в хнефатафл. [ 26 ] Правила игры никогда не были четко записаны. [ 27 ] Сохранились только игровые фигуры и фрагментарные доски, поэтому точно неизвестно, как велась игра. Если игральные кости действительно использовались, то о том, как они использовались, ничего не сохранилось. Археологические и литературные источники указывают на то, что в хнефатафл можно было играть на доске 13×13 или 11×11. [ 28 ]

Хнефатафл стала популярной игрой в Северной Европе в эпоху викингов (конец 8-го века – 1000 г. н.э.), в неспокойное время, полное конфликтов. Когда в средние века шахматы стали популярной игрой, правила хнефатафла со временем были забыты. Хнефатафл был особенно популярен в странах Северной Европы и последовал за цивилизацией викингов в другие части Европы, в первую очередь на Британские острова и в страну викингов Гардарики , которая сейчас является частью России. [ 29 ]

В разных локациях игра развивалась по-разному. Археологи находили издания в таких местах, как Ирландия и Украина. Хнефатафл буквально переводится как «кулачный стол» от древнескандинавского (эквивалентно современному исландскому) hnef «кулак» и tafl «стол». [ 29 ]

Современный хнефатафл

[ редактировать ]

Правила скандинавского тафла были утеряны, но в 1900-х годах были предприняты попытки реконструировать игру на основе правил саамской игры тафл таблут. Правила таблута были записаны в 1700-х годах и переведены с латыни на английский в 1800-х годах (см. § Таблут ). К сожалению, правила были плохо переведены с латыни и давали несбалансированный геймплей , в основном из-за ошибочного представления о том, что для захвата короля необходимо окружить с четырех сторон — вместо двух. [ 30 ] Для создания игры, которая меньше благоприятствовала бы стороне защитников, были внесены различные нововведения, такие как ограничение возможностей побега короля углами (а не всем краем доски), создание короля «безоружным» (неспособным участвовать в захвате), делая начальные исходные точки нападающих недоступными для короля и облегчая захват короля у угловых полей доски. [ 31 ]

Сегодня существует множество различных версий современного хнефатафла – как онлайн, так и на физических досках, которые продаются на коммерческой основе. Одним из вариантов, используемых на турнирах, является копенгагенский хнефатафл, который также имеет механизм «стены щитов» для одновременного захвата нескольких солдат и правило «выхода из форта», которое позволяет королю убежать на краю, в то время как в противном случае он ограничен бегством по углам. . [ 32 ]

Этот вариант из Сапми является наиболее документированным историческим вариантом тафла. [ 33 ] Она уникальна среди игр тафл тем, что, как известно, в нее играли еще в 18 веке. Возможно, он сохранился и до конца 19 века. П. А. Линдхольм (1884) писал, что саамы играли в игру, подобную шахматам, в которой фигуры назывались «шведы и русские», что соответствует саамской терминологии тафла. [ 34 ]

Карл Линней записал правила таблута и рисунок доски и фигур в своем дневнике во время своей « Экспедиции в Лапландию » 1732 года, где он путешествовал по территории саамов Луле – вдоль реки Луле на шведской стороне границы. и в Зальтене на датско-норвежской стороне границы. [ 35 ]

Саамы, возможно, называли эту игру иначе, чем «таблут», поскольку слово «таблут» (также переводится как «даблут ») просто означает «играть в настольные игры». Линней, вероятно, неправильно понял слово, описывающее общую деятельность, как название игры. Однако таблут стал его современным названием, поскольку другого названия для него не известно. По той же причине другая традиционная саамская настольная игра сегодня называется дабло или даблот , что аналогично означает «игровая доска» и «игра в настольную игру». [ 36 ]

Игра проводилась на коврике размером 9х9 из вышитой оленьей шкуры. [ 37 ] В своем дневнике Lachesis Lapponica Линней объяснил, что игроки называли фигуры защиты « шведами », а фигуры нападения — « москвичами ». [ 38 ] Название последних произведений отражает Великое княжество Московское, регионального соперника Швеции. Линней не описывает фигуры как разноцветные, но на его рисунке видно, что фигуры с одной стороны отличаются насечкой (москвичи). [ 30 ] Этот способ различения фигурок в настольных играх известен из других традиционных саамских настольных игр (ср. Сахкку и Дабло ).

Lachesis Lapponica была переведена на английский язык в 1811 году Джеймсом Эдвардом Смитом . [ 39 ] Перевод правил таблута (который был выполнен шведским купцом в Лондоне Карлом Троилиусом) содержал множество ошибок, которые стали проблемой не только для игры в таблут, но и для последующих попыток реконструировать другие исторические игры тафл на основе правила таблута. Основная ошибка в переводе Троилия заключается в том, что для захвата царя всегда необходимы четыре нападающих, тогда как исходные правила требуют только двоих, за исключением особых случаев. Следующие правила основаны на современных переводах Джона К. Эштона (2007 г.), Николя Картье (2011 г.) и Олли Салми (2013 г.): [ 30 ]

Настраивать

[ редактировать ]
Стартовая позиция таблута: более легкие «шведы» стартуют в центре; более темные «Москвичи» начинаются с краев доски. На основе эскизов Линнея, воспроизведенных Смитом (1811).
  • Игра ведется на доске 9×9. Первоначальная настройка такая, как показано.
  • Король ( конакис , современный луле-саамский gånågis ) начинает на центральной площади или замке (лат. Arx ).
  • Восемь защитников, называемых шведами , начинают с восьми квадратов, примыкающих к гонаги , в форме креста.
  • Шестнадцать нападающих, называемых москвичами , стартуют группами по четыре человека в центре каждого края доски, в прямом контакте со шведским «крестом».
  • Шведы выигрывают, если король убежит на любое из полей на краю доски.
  • Москвичи выиграют, если захватят царя.

Движение и захват

[ редактировать ]
  • Любая фигура может перемещаться на любое количество свободных мест по любой прямой [ ←↑→↓ ], но не по диагонали. (Ср. ладья в шахматах.)
  • Ни одна фигура не может пересекать другую фигуру на своем пути.
  • Игрок захватывает вражескую фигуру и удаляет ее с доски, перемещая фигуру так, чтобы вражеская фигура была окружена с двух противоположных сторон (по горизонтали или вертикали, а не по диагонали) двумя своими фигурами. Таким же образом захватывают и короля, за исключением нескольких избранных случаев, когда его защищает замок. Фигура может перемещаться между двумя фигурами противника или останавливаться между ними, не будучи захваченной.

Захват вокруг замка

[ редактировать ]
  • Когда замок не занят королем, он «враждебен» всем воинам – нападающим и защитникам. Это означает, что вражеского солдата можно захватить, зажав его (горизонтально или вертикально) между своей фигурой и замком.
  • Если король находится на клетке, примыкающей к замку (по горизонтали или вертикали), он должен быть окружен с трех оставшихся сторон своими врагами, чтобы его можно было захватить.
  • Если король находится внутри замка, его не поймают, пока не окружат со всех четырех сторон.
  • Если король находится в замке и окружен с трех сторон нападающими, но защищен защитником с последней стороны, можно захватить последнего защитника, зажав его между атакующей фигурой и занятым замком.
  • Последнее — единственная ситуация, в которой нападающие могут захватить защитника оккупированного замка. Защитники могут захватить нападавшего между своим и занятым замком, поскольку тогда в захвате участвует король.

Передвижение по замку

[ редактировать ]
  • Единственная неясность в современном переводе правил таблута касается замка. В результате в таблут в настоящее время играют в двух вариантах: в одном варианте в замок не может войти ни одна фигура, даже король, как только король его покинул. В другом варианте король может снова войти в замок, и как нападающие, так и защитники могут пройти через него, но не остановиться в нем. [ 40 ]

Правила предупреждения

[ редактировать ]
  • Если у короля когда-либо появится беспрепятственный путь к краю доски, он должен произнести «райчи» (современное написание: rájgge ), что означает «отверстие» или «дыра», и если у него есть два пути бегства, то он должен произнести «туйчу» (современное написание дуйгу ) (ср. « шах » и « мат » в шахматах).

В этот вариант (произносится [ˈtau̯lbʊrð] ) играли в Уэльсе . В ней играют 8 фигур на стороне короля и 16 на стороне нападающего. Правила были взяты из неполного описания игры Роберта ап Ифана с рисунком в рукописи, датированной 1587 годом, а пробелы были заполнены с помощью правил Таблута. В его версию играли на доске 11×11 с 12 фигурами на стороне короля и 24 фигурами на стороне противника. В его отрывке говорится: [ 41 ]

В приведенный выше таулбврдд следует играть с королем в центре и двенадцатью мужчинами в местах рядом с ним, и двадцать четыре человека стремятся захватить его. Они расположены по шесть в центре каждой стороны доски и в шести центральных позициях. И двое передвигают шашек в игре, и если одна [фигура], принадлежащая королю, встанет между нападающими, то он мертв и выброшен из игры, и то же самое, если один из нападающих встанет между двумя нападающими таким же образом. И если сам король встанет между двумя нападающими, и если вы скажете: «Следите за своим королем», прежде чем он двинется в это пространство, и он не сможет убежать, вы захватите его. Если другой скажет: «Я твой сюзерен» и встанет между двумя, в этом нет никакого вреда. Если король сможет пройти по [неразборчиво] линии, эта сторона выигрывает игру.

Другие современные игры семейства тафл.

[ редактировать ]

Некоторые современные настольные игры, обычно не называемые «тафл», «таблут» или «хнефатафл», тем не менее, основаны на правилах таблута или правилах других игр тафл, реконструированных на основе таблута. Они во многом похожи на другие игры тафл, но имеют некоторые важные отличия.

Примерно в 1960 году Милтон Брэдли опубликовал «Мечи и щиты» , которые по сути представляли собой Таблут, записанный Линнеем и ошибочно переведенный Троилием, но со шведами, преобразованными в щиты (с королевским щитом), а москвичами, преобразованными в мечи.

Breakthru была разработана в 1960-х годах как часть серии книжных игр 3M . Он имеет симметрию, подобную тафлу, [ 42 ] но с двенадцатью защитниками плюс один «флагман» (ср. король ) против двадцати атакующих на многоуровневой доске, так что цель защитников - сопроводить флагман из центра во внешнюю зону доски. [ 43 ] Помимо разделения внутренней и внешней зон, на поле «Прорыв» нет отдельных ячеек. В «Прорыве» также присутствует характерный двойной ход, хотя ни в одной из исторических игр нет доказательств наличия такого хода.

Thud , современная игра, вдохновленная серией фэнтезийных романов Терри Пратчетта (которые, в свою очередь, были вдохновлены историческими тафл-играми, что отражено в названии игры Dwarfish, Hnaflbaflsniflwhifltafl ), также отличается общей симметрией тафл-игр, хотя играл на восьмиугольной доске, где всего восемь защитников противостояли тридцати двум нападающим. В Таде также есть «Тадстоун» (ср. Конакис ), но нет королевской фигуры. Есть также важные различия в движениях и атаках в Thud.

Баланс игры

[ редактировать ]
Предметы тафла из Бирки в Шведском музее национальных древностей в Стокгольме

Уже давно существуют разногласия по поводу дисбаланса игры, поскольку правила некоторых современных игр тафл явно отдают предпочтение защитникам. [ 44 ] Этот дисбаланс является результатом неправильного перевода правил Линнея для таблута, саамской игры в тафл 1700-х годов, которые впоследствии были использованы в качестве основы для реконструкции правил средневекового тафла. Новые переводы правил таблута Линнея показывают сбалансированную игру. [ 30 ] После этого изменения можно сказать, что таблут немного в пользу нападающих, а не защитников: согласно статистике, нападающие в целом выигрывают немного чаще (в среднем на 9% больше). [ 45 ]

Несколько модификаций правил могут обеспечить более сбалансированную игру, чем неправильный перевод правил таблута. К ним относятся король без оружия (король не может участвовать в захватах), бегство в углы (а не по краям) или лагеря враждебных атакующих (король и защитники могут быть захвачены на пустом поле лагеря атакующих). [ 46 ] Шмиттбергер (1992) даже предлагает некоторые обходные пути, позволяющие добиться более сбалансированной игры без изменения правил игрового процесса.

Одним из таких решений являются ставки: игроки по очереди делают ставки на то, сколько ходов им потребуется, чтобы выиграть игру. Тот, кто предложит самую низкую цену, получит короля. Таким образом, один игрок может начать игру со ставкой в ​​15 ходов, другой игрок может ответить с ставкой в ​​14 ходов, а первый игрок, более уверенный в своей способности сбежать за 13 раундов, чем в своей способности сдерживать в течение 14 ходов, может сделайте ставку 13 и встаньте на сторону короля. Если этот игрок не сбежит в течение 13 ходов, побеждает другой игрок. [ 47 ] Другой обходной путь — сыграть матч из двух раундов, в котором игроки меняются сторонами после первого раунда. Если король сбежит в обоих раундах, победителем станет игрок, чей король сбежал за наименьшее количество ходов. [ 48 ]

Тафл в саговой литературе

[ редактировать ]
Иллюстрация людей, играющих в игру Тафл, из Рунного камня Окельбо , Швеция.

Хнефатафл упоминался в нескольких средневековых сагах , в том числе в «Саге об Оркнейинге» , «Саге о Фридьофе» , «Саге о Хервараре» и других. Эти три периода обработки Хнефатафла дают некоторые важные подсказки об игре, в то время как множество других случайных упоминаний о Хнефатафле или Тафле . в литературе саг существует [ 49 ] Саги помогают указать на широкое распространение настольных игр, просто упомянув о них — хотя ритуалы в период викингов различались от региона к региону, в культуре существовали некоторые основополагающие основы. Тот факт, что в сагах упоминаются настольные игры, указывает на такое использование, поскольку саги читает и понимает очень большая аудитория.

В «Саге об Оркейинге» известность Хнефатафла очевидна в девяти похвалах ярла Рёгнвальда Кали Колссона , который возглавляет свой список мастерством в Тафле . [ 50 ] В саге о Фридьофе разговор во время игры в Хнефатафл показывает, что люди короля красные, а нападающие белые, и что слово «хнефи» действительно относится к королевской фигуре. [ 51 ] Наиболее показательные – и в то же время самые двусмысленные – ключи к разгадке Хнефатафла лежат в серии загадок, задаваемых персонажем, идентифицированным как Один замаскированный (см. Гестумблинди ) в саге о Хервараре . [ 52 ]

Одна загадка, как сказано в Hauksbók , относится к « безоружным служанкам, которые сражаются вокруг своего господина, [коричневые/красные] всегда укрываются, а [прекрасные/белые] всегда нападают на него», хотя существуют разногласия по поводу того, ли слово «безоружный» относится к горничным или, как в других версиях, самому королю, что может служить подтверждением аргумента о том, что «безоружный король» не может принимать участие в захватах (см. Баланс игры выше). [ 52 ] Можно также отметить, что присвоение коричневого или красного цвета защитникам и светлого или белого цвета нападающим соответствует саге о Фритьофе .

Другая загадка Гестумблинди спрашивает: «Что это за зверь, весь опоясанный железом, который убивает стада? У него восемь рогов, но нет головы, и он бегает, как ему заблагорассудится». [ 53 ] Здесь ответ является спорным, поскольку его переводили по-разному: «Это хунн в хнефатафле. У него имя медведя, и он бежит, когда его бросают»; или: «Это хунн в хнефатафле. У него имя медведя, и он убегает, когда на него нападают». [ 54 ] Первая проблема заключается в переводе слова húnn , которое может относиться к игральной кости (как предполагалось в предыдущем переводе), «восемь рогов» относятся к восьми углам шестигранной игральной кости, а «стада», которые он убивает, относятся к к ставкам, которые проигрывают игроки. [ 55 ] В качестве альтернативы, хунн может относиться к королю, а его «восемь рогов» относятся к восьми защитникам, что более соответствует последнему переводу: «Он носит имя медведя и убегает, когда на него нападают». [ 56 ] В конечном счете, литературные ссылки не дают убедительных данных об использовании игральных костей в Хнефатафле.

Тафл в археологических находках

[ редактировать ]

Было сделано множество археологических находок тафл-игр и игровых предметов, найденных в различных воинских захоронениях . Одним из примеров была деревянная доска и одиночная игровая фигура из рога, найденные в корабельном захоронении в Гокстаде на юго-востоке Норвегии. Другим примером были двадцать две игровые фишки из китового уса, найденные на Оркнейских островах. [ 57 ]

Некоторые находки были сделаны на религиозных объектах. Игровая доска, датируемая 8-м веком или ранее, была раскопана в 2018 году на месте более позднего шотландского монастыря Оленей . [ 58 ] Другой пример: небольшой кусок обработанного стекла был обнаружен в 2019 году на Святом острове Линдисфарн , месте знаменитого набега викингов в 793 году нашей эры. Кусок был синего цвета, с выгравированными на стекле завитками и был покрыт сверху небольшим белым стеклом. капли, которые, как полагают, символизируют корону. Этот предмет, предположительно являющийся игровым предметом для Хнефатафла или связанной с ним игры, был найден в траншеи, датируемой восьмым-девятым веками. [ 59 ]

Материал, из которого изготавливались как настольная игра, так и игровые детали, был разным: от моржовой кости до кости, от янтаря до дерева. [ 60 ]

В некоторых захоронениях лодок найдены деревянные настольные игры. В этих захоронениях было найдено очень мало настоящих досок, а это означает, что наличие этих настольных игр было крайне редким явлением. Однако считается, что это связано с тем, что древесина легко разрушается в результате кремационных пожаров или разлагается с течением времени.

Наследие

[ редактировать ]

Первой крупной попыткой оживить тафл стала публикация «Игры викингов» в 1981 году. По сути, это был саамский игровой таблут 1700-х годов, неверно переведенный Троилием в 1811 году, и с современными нововведениями, которыми возможности короля побега были ограничены. углы. Последнее было сделано для того, чтобы компенсировать несбалансированный игровой процесс, возникающий из-за представления о том, что король должен быть окружен со всех четырех сторон. В «Игре викингов» фигуры, нарисованные Линнеем и отражавшие традиционный дизайн саамских игровых фигур (см. Таблут), были заменены фигурами, вдохновленными скандинавской средневековой эстетикой. В буклете к игре не сообщалось игрокам, что правила взяты из саамской таблицы игры, и утверждалось, что в последний раз в «хнефатафл» играли «в Лапландии в 1732 году», вообще не упоминая саамов. Саамская игровая терминология, такая как «райчи», «туйчу» и «конокис», также не была включена в буклет.

Эта игра во многом пробудила интерес к играм тафл, а также положила начало современной эволюции игры, поскольку игроки пытались исправить игру, которая все еще была несбалансированной в пользу короля. [ 31 ]

В 2008 году Хнефатафл был возрожден Питером Келли на острове Фетлар на Шетландских островах , где теперь каждое лето под эгидой Группы Фетлар Хнефатафл проводится ежегодный чемпионат мира по быстрой игре по Хнефатафлю. Термин «быстрая игра» относится к ограничению времени в десять секунд на ход, отмеченному звуком гонга. [ 61 ] Правила Фетлара какое-то время были стандартом в международной игре в хнефатафл, но с тех пор их в значительной степени заменил Копенгагенский Хнефатафл, основанный на Фетларе Хнефатафле. [ 62 ]

После того, как правила таблута были переведены и опубликованы в Интернете (2007–2013 гг.), Эта историческая игра также приобрела популярность. В 2017 году турнир проводился в Англии. [ 63 ]

В игры Тафл можно играть онлайн на сайтах, подобных Chess.com . Оге Нильсен создал свой сайт в 1998 году и в настоящее время проводит турнир чемпионата Всемирной федерации тафла по Хнефатафлу. [ 64 ] Еще один игровой сайт Hnefatafl был запущен в 2014 году Джейкобом Тилом и Джоном Карлайлом. Варианты тафла, в которые сегодня можно играть онлайн, включают Copenhagen Hnefatafl, Tablut и многие другие.

Всемирная Федерация Тафла

[ редактировать ]

В августе 2011 года была создана ассоциация «Всемирная федерация тафла», председателем которой стал Тим Миллар, а вице-председателем — Адам Бартли. С 2011 года Всемирная федерация тафла проводит ежегодные чемпионаты мира по хнефатафлу. [ 65 ]

Чемпионы Мировой Федерации Тафла [ 66 ]

[ редактировать ]
Год Чемпион мира Правила Участники
2011 Тим Миллар («Краст»), Сомерсет, Великобритания Фетлар Хнефатафл 11х11 8 взрослых
2012 Тим Миллар («Краст»), Сомерсет, Великобритания Фетлар Хнефатафл 11х11 13 взрослых
2013 Арне Роланд («Нат»), Берлин, Германия Копенгаген Хнефатафл 11×11 13 взрослых
2014 Джон Доу (неизвестное имя «Шахус»), Берлин, Германия. Копенгаген Хнефатафл 11×11 23 взрослых
2015 Адам Бартли («Адам»), Тёнсберг, Норвегия Копенгаген Хнефатафл 11×11 19 взрослых
2016 Лео Коласса («Херьян»), Формби, Великобритания Копенгаген Хнефатафл 11×11 29 взрослых
2017 Александр Бур («Плантагенет»), Шалон-ан-Шампань, Франция Копенгаген Хнефатафл 11×11 29 взрослых
2018 Марио Алуизо («Касшерн»), Лос-Анджелес, США Копенгаген Хнефатафл 11×11 26 взрослых
2019 Марио Алуизо («Касшерн»), Лос-Анджелес, США Копенгаген Хнефатафл 11×11 25 взрослых
2020 Марио Алуизо («Касшерн»), Лос-Анджелес, США Копенгаген Хнефатафл 11×11

Исторический Хнефатафл 9×9 (саамская табличка)

34 взрослых
2021 Пламен Драганов («Драганов»), София, Болгария. Копенгаген Хнефатафл 11×11

Исторический Хнефатафл 11×11 (Валлийские нарды)

30 взрослых
2022 Марио Алуизо («Касшерн»), Лос-Анджелес, США Копенгаген Хнефатафл 11×11

Исторический Хнефатафл 11×11 (саамский таблут и валлийские нарды)

33
2023 Пламен Драганов («Драганов»), София, Болгария. Копенгаген Хнефатафл 11×11


36 взрослых

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мюррей 1951 , с. 56, Хелмфрид 2005 , с. 2 Дагган 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б Мюррей 1951 , стр. 56–57.
  3. ^ Уокер, Дамиан. «Таблут» . Хнефатафл – Игра викингов .
  4. ^ Ellis 1869 , стр. 554, 559. Произношение f как [v] включено в таблицу на стр. 554 (также приписывается здесь Якобу Гримму ) и подтверждается сравнительным переводом на стр. 559.
  5. ^ Jump up to: а б Норин, А. (1923). «36». Древнескандинавская грамматика Древнеисландская и древненорвежская грамматика (на немецком языке) (4-е изд.). f обозначает два разных звука: 1. Bilabiales, позже labiodentales f в начальном звуке (слова или составного члена), перед к, с, т и в удвоении, напр. Например , фара, рифка, лиуфс, лиуфт, оффра . 2. Двугубное v (ƀ), позже губно-зубное v в других положениях... напр. Например , хафа, эрфа, кельфа, гефа, гаф, хуарф . [f представляет два различных звука: 1. Двугубный, позже губно-зубной f в начале (слова или компонента сложного слова), перед k, s, t и при удвоении, например , фара, рифка, liúfs, liúft, offra . 2. Двугубное v (ƀ), позднее губно-зубное v в обычных местах... напр. hafþa, erfa, kelfa, gefa, gaf, huarf .]
  6. ^ Хелмфрид 2005 , с. 1 обсуждает эту этимологию, элементы которой подтверждены Zoëga 1910 : «хнефа»/»-тафл»/«хнефи».
  7. ^ Мюррей 1951 , с. 60, говорится « хнефи (что означает сомнительный, но используемый в отношении королевской фигуры)», а Хелмфрид 2005 , стр. 1, отмечает, что хнефа является формой родительного падежа от исландского хнефи (кулак), но отмечает, что «поскольку хнефи играло роль, соответствующую королю в шахматах, его часто переводят как король».
  8. ^ Мюррей 1951 , с. 60. Хельмфрид, Белл и «Сага о Хервараре» согласны в этом вопросе.
  9. ^ Бэйлесс 2005 , с. 17.
  10. ^ Хелмфрид 2005 , с. 7 и Мюррей 1951 , с. 35. Также Бэйлесс 2005 , с. 17, далее обсуждается связь между Фидчеллом и Латрункули и разница между этими играми и семейством тафл .
  11. ^ Мюррей 1951 , с. 61, говорится, что из многих упоминаний о Тафле в сагах единственный ключ к разгадке игры дан в саге о Фридьофе , хотя это тоже двусмысленно и было истолковано как ссылка на шахматы.
  12. ^ Helmfrid 2005 , стр. 10–11, обсуждает ряд интригующих, но в конечном итоге загадочных загадок, связанных с «Сагой о Хервараре», со ссылкой на хнефатафл.
  13. ^ Бэйлесс 2005 , стр. 15–16, предполагает, что несколько археологических находок в Скандинавии обнаруживают наборы хнефатафл, включающие игральные кости, и обсуждает разногласия по поводу того, предполагает ли само название tawlbwrdd бросание игральных костей.
  14. ^ Хелмфрид 2005 , с. 9
  15. ^ Мюррей 1951 , с. 61
  16. ^ Несмотря на недостаток информации в опубликованных источниках, Ард Ри кратко описан и проиллюстрирован в четырех веб-статьях:
    1. Лейф Беннетт. «Ард-Ри» . Архивировано из оригинала 17 марта 2008 года.
    2. Стюарт, Колин. «Семейство игр Тафл: правила и краткая история с упором на таблут» . Архивировано из оригинала 21 ноября 2008 года.
    3. Уокер, Дамиан. «Другие раскладки платы» . Хнефатафл . Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года.
    4. Ворошоу, Эрик. «Верховный король» . Архивировано из оригинала 13 июля 2009 года.
  17. ^ «Играйте в настольную игру викингов Хнефатафл онлайн | Шахматы викингов | Таблут | Нефатавль | Стол королей» . aagenielsen.dk . Проверено 21 января 2023 г.
  18. ^ Хелмфрид 2005 , стр. 7–8. В Бэйлессе 2005 , с. 17, эти отрывки воспроизведены и снабжены хорошими ссылками.
  19. ^ Мюррей 1951 , с. 59, обсуждается доска Баллиндерри с сопроводительным эскизом доски. Эта плата также обсуждается Хелмфридом 2005 , с. 12 и Бэйлесс 2005 , с. 14, называет это «самой знаменитой находкой» в Ирландии.
  20. ^ Бэйлесс 2005 , с. 17, Хелмфрид 2005 , с. 7
  21. ^ «Турнир Ирландского Брандуба 2015» . aagenielsen.dk .
  22. ^ «Ирландский Брандуб 7х7» .
  23. ^ «Измеренные игровые балансы тафла» .
  24. ^ «Брандуб» . cyningstan.com .
  25. ^ «Хнефатафл – шахматы викингов» . Исторические предприятия Джеймса Адамса. 2013.
  26. ^ Helmfrid 2005 , стр. 10–11, обсуждаются загадки из саги о Хервараре, которые были интерпретированы как предполагающие использование игральных костей в хнефатафле.
  27. ^ Белл 1979 , с. 77
  28. ^ Бэйлесс 2005 , с. 15 упоминается доска Хнефатафл 11×11 XII века, найденная недалеко от Тронхейма, и Helmfrid 2005 , стр. 7 сообщает, что Роберт ап Ифан нарисовал в своей рукописи доску размером 11×11, а Мюррей 1951 , стр. В № 58 сообщается, что доска, найденная на гокстадском корабле, имела с одной стороны квадраты 13×13, а девять мужских моррисов . с обратной стороны —
  29. ^ Jump up to: а б С. Хильбертссон и Б. Гуннарссон, англо-исландский/исландско-английский ордабок (Рейкьявик: Ordabokautgafan, 1996).
  30. ^ Jump up to: а б с д «Переводы дневникового описания Таблута Линнея» . aagenielsen.dk .
  31. ^ Jump up to: а б Уокер, Дамиан. «Четыре школы Хнефатафла» . Хнефатафл – Игра викингов .
  32. ^ «Правила Копенгагена Хнефатафл 11×11» . aagenielsen.dk .
  33. ^ Хелмфрид 2005 , с. 2
  34. ^ Хелмфрид 2005 , с. 5. Линдхольм (1884) утверждает: «Если карт не хватит на всех, может случиться так, что несколько человек сядут и начнут играть в своего рода шахматы, где фигуры называются русскими и шведами, и попытаются победить друг друга. Здесь идут напряженные бои, что легко наблюдать по игрокам, которые порой настолько поглощены, что не могут больше ничего видеть и слышать».
  35. ^ Белл 1979 , с. 77.
  36. ^ Кейланд, Н. (1921). «Даблот прежесне и Даблот дуолжесне». Объяснены и проиллюстрированы две лапландские игры . Этнологические исследования, посвященные Нильсу Эдварду Хаммарстеду. 3/3. Гетеборг. стр. 35–47.
  37. ^ Белл 1979 , с. 78
  38. ^ Смит 1811 , с. 56
  39. ^ Смит 1811 , стр. 55–58.
  40. ^ Уокер, Дамиан. «Турнир Халл Хнефатафл 2017» . Хнефатафл – Игра викингов .
  41. ^ Ифан 1587 , с. 4, цитируется у Мюррея 1951 , с. 63.
  42. ^ Прорыв на BoardGameGeek
  43. ^ «Как играть в прорыв» . Прорыв: стратегическая игра по уклонению или захвату (1965). Книжные полочные игры 3М. Миннесотская горно-производственная компания.
  44. ^ Шмиттбергер 1992 , с. 24.
  45. ^ «Измеренные игровые балансы тафла» . aagenielsen.dk .
  46. ^ Каждый из этих вариантов правил встречается в современных вариантах tafl, которые можно найти в #Externallinks . Также все эти правила являются доступными параметрами в этом апплете . Эти варианты правил также обсуждались Хелмфридом.
  47. ^ Шмиттбергер 1992 , с. 25.
  48. ^ Шмиттбергер 1992 , с. 28.
  49. ^ Хелмфрид 2005 , с. 11
  50. ^ Петерсон 2005 , Хелмфрид 2005 , с. 11. Первоисточник: Ронгвальдр ярл кали Колссон 1158, Оркнесский ярл ог скьялд. Оригинальный текст. Архивировано 7 февраля 2012 года в Wayback Machine ( исландский ). Английский перевод широко представлен в статье Viking Answer Lady's King's Table .
  51. ^ Хелмфрид 2005 , с. 10
  52. ^ Jump up to: а б Хелмфрид 2005 , с. 10 воспроизводит приведенную выше цитату из Хауксбока и обсуждает спор о «безоружии».
  53. ^ Цитируется по Helmfrid 2005 , с. 10. Альтернативный перевод есть здесь в сети .
  54. ^ Оба перевода предложены в Helmfrid 2005 , стр. 10–11.
  55. ^ Хелмфрид 2005 , с. 11. Это точный перефраз собственных слов Хельмфрида.
  56. ^ Хелмфрид 2005 , с. 11. Идею о том, что хунн – король, поддерживает Мюррей (с. 61).
  57. ^ Уиттакер, Хелен (2006). «Игровые доски и игровые предметы в погребальном контексте железного века Северной Европы» . Nordlit: Tidsskrift I Litteratur og Kultur . 10 (2): 103–112. дои : 10.7557/13.1802 . ISSN   0809-1668 .
  58. ^ Солли, Мейлан (2020). «Лучшие настольные игры древнего мира» . Смитсоновский журнал . Проверено 10 февраля 2020 г.
  59. ^ Аддли, Эстер (6 февраля 2020 г.). "Фрагмент настольной игры периода первого набега викингов, найденный на Линдисфарне" . Хранитель .
  60. ^ «Археологические находки» . Хнефатафл – Игра викингов .
  61. ^ «Скульптор по стеклу из Сомерсета сохраняет титул чемпиона мира по шахматам викингов» . Шетланд Таймс . 2 августа 2010 г. Проверено 29 мая 2013 г.
  62. ^ Уокер, Дамиан. «Фетлар Хнефатафл» . Хнефатафл – Игра викингов .
  63. ^ Уокер, Дамиан. «Брошюра к турниру Халл Хнефатафл» . Хнефатафл – Игра викингов .
  64. ^ «Играть в Хнефатафл онлайн | Нефатавль | Королевский стол | Игра викингов» . aagenielsen.dk . Проверено 28 октября 2015 г.
  65. ^ «Всемирная федерация тафла» . aagenielsen.dk . Проверено 23 мая 2022 г.
  66. ^ «Чемпионы Тафла» . aagenielsen.dk . Проверено 23 мая 2022 г.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce050998c3bf93534d9a851387da706e__1723118100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/6e/ce050998c3bf93534d9a851387da706e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tafl games - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)