Отлично
![]() Набор Сакку. Слева направо: мужчина-солдат, королева мужчин, король, королева женщин, женщина-солдат. Спереди: игральные кости сакку. | |
Годы активности | Впервые задокументировано в 1600-х годах. |
---|---|
Жанры | Настольная игра Игра «Бег-драка» Игра в кости |
Игроки | 2 |
Время установки | 30 секунд - 1 минута |
Время игры | 30–60 минут |
Шанс | Средний ( бросание кубиков ) |
Навыки | Стратегия , тактика , подсчет , вероятность |
Синонимы | «Бирку», «Перцк», «Игра дьявола». |
Сакку — настольная игра саамского народа . Эта игра традиционна среди северных саамов, скольт-саамов, инари-саамов и луле-саамов, но, возможно, в нее также играли и в других частях Сапми .
Правила
[ редактировать ]Сакку — это игра в жанре «драки» , в которой игроки перемещают свои фигуры по дорожке с целью уничтожить фигуры других игроков. В разных частях Сапми разыгрывали множество различных вариантов сакку. Устная передача правил сакку между поколениями была в значительной степени прервана в 1900-х годах (см. Сакку сегодня ). Лишь немногие местные варианты сохранились до нашего времени, другие местные варианты реконструированы на основе сочетания воспоминаний и письменных источников, а для некоторых мест из старых документов известны лишь фрагменты местных правил.
Доска
[ редактировать ]Доска сакку ( сахккуфиеллу , биркунфиеллу или сахккулавди ) традиционно может быть спроектирована разными способами. В самом простом виде доска сакку имеет три параллельных ряда коротких линий, и фигуры размещаются на этих линиях. Линии на саамском языке называются саргат (один сарггис ).
Короткие линии обычно рисуют вертикально соединенными друг с другом, так что кажется, что доска состоит всего из одного ряда очень длинных линий, но игра по-прежнему ведется так, как если бы это были три отдельных ряда коротких линий. На таких досках часто также имеются три горизонтальные линии, пересекающие вертикальные линии, чтобы проиллюстрировать, что на практике линии все еще делятся на три параллельных ряда. На некоторых досках есть только центральная горизонтальная линия, пересекающая соединенные вертикальные линии, но игра по-прежнему ведется так, как если бы было три ряда коротких линий.
Особым типом доски сакку является так называемая доска Навуотна имеются три ряда квадратов ( рувттат , ланят , в которой вместо линий ).
Центральная линия/квадрат среднего ряда, иногда называемый «Замком», обозначается символом сакку («X»), символом солнца или другим орнаментом.
Куски
[ редактировать ]В игре есть несколько галгутов («женщин») и олбматов («мужчин»), а также один гонага («король»). В большинстве вариантов мужчин и женщин вместе называют «солдатами». Обычное количество солдат с каждой стороны — пятнадцать, но это число варьируется в зависимости от длины доски. Наименьшее количество задействованных солдат — восемь ( «Борис Глеб» ), а наибольшее — двадцать. Последний описывается как «используемый в рыболовстве Финнмарка» без каких-либо дополнительных географических указаний. [ 1 ]

Фигуры сакку, изготовленные в соответствии с традиционной саамской настольной игрой дуоджи (ремесло), имеют не форму диска, как фигуры в шашках и нардах, а «стоячие» фигуры, более похожие на шахматные фигуры. В самом простом типе дизайна верхняя часть каждой детали заканчивается заостренной «пирамидкой», в которой у женщин есть выемка. Также можно «уточнить» эту выемку, чтобы у женских фигур было по два «рога», торчащих с каждой стороны. Другая традиция - вырезать верхушки в форме традиционных саамских головных уборов, произрастающих в районе добычи дичи, например, конусообразные вершины для мужчин и крючкообразные вершины для женщин, что символизирует ладджогахпир. исчезнувшую традиционную северно-саамскую шляпу в конце 1800-х годов, потому что христианские миссионеры и евангелисты критиковали этот дизайн как символ «рога дьявола». [ 1 ]
Что касается формы короля, то она сильно различается в разных игровых наборах. В самом простом виде королевская фигура представляет собой высокую стройную «пирамиду» с четырьмя сторонами. Чаще орнаменты вырезаются по бокам. Многие из фигур короля настолько искусно вырезаны, что пирамидальная форма лишь намекает. [ 2 ]
Настраивать
[ редактировать ]В начале игры ряды мужчин и женщин стоят лицом друг к другу на противоположных рядах коротких линий (один сарггис , несколько саргатов ). Замок занят королем. Бросаются игральные кости, чтобы определить, кто начнет игру. Игрок, который первым бросает сакку (X), может начать игру.
Кости
[ редактировать ]
используемые Игральные кости, четырехгранные для сакку, представляют собой длинные игральные кости или «игральные кости». Они имеют форму слегка вытянутых кубов, короткие концы которых заострены до остроты, так что они могут приземляться только на четыре стороны. На одной стороне каждого кубика имеется знак «X», символ сакку . Известно, что числа на других сторонах игральной кости различаются. Распространенной комбинацией является X-II-III-0, но известно, что существует множество других комбинаций. [ 3 ] Количество используемых игральных костей также варьировалось: три — довольно обычное число. [ 4 ] [ 5 ] Кости традиционно бросают в миску, а не на стол. [ 6 ]
Движение
[ редактировать ]Фигуры перемещаются в соответствии со значениями, указанными на кубиках после броска. Некоторые наборы правил требуют, чтобы игрок использовал значения кубиков в определенном порядке, например, например. X-III-II-0, в то время как в других наборах правил такие правила не упоминаются. Можно переместить одну фигуру несколько раз за свой ход или использовать значения разных кубиков для перемещения нескольких солдат. [ 4 ] [ 7 ] [ 5 ] В некоторых вариантах нескольким фигурам разрешено занимать одну и ту же сарггис (короткую линию), тогда как в других наборах правил это неясно или явно запрещено. [ 6 ] [ 5 ]
Солдаты
[ редактировать ]Когда игра начинается, солдаты неактивны, то есть не могут двигаться. Игрок может активировать солдата, бросив сакку. При активации солдат перемещается на один сарггис вперед.
Местные правила различаются в зависимости от того, является ли активация принудительной или бесплатной, т. е. нужно ли активировать солдат по очереди, начиная с переднего солдата игрока и продолжая по направлению к спине, или если любой солдат в домашнем ряду может быть активирован независимо от его места в ряд.
После активации кубики используются для определения того, сколько солдат саргата смогут продвинуться вперед во время своего хода. [ 5 ] [ 6 ] Солдаты перемещаются по заданному шаблону или по доске. Форма этой «дорожки» отличается от варианта к варианту. [ 4 ] [ 5 ]
Король
[ редактировать ]
Правила использования короля сакку различаются в зависимости от местных вариантов. Во всех вариантах король начинает нейтрально и не контролируется ни одним из игроков.
Вербовка короля
[ редактировать ]Почти во всех вариантах король набирается игроком, который перемещает одну из своих фигур на сарггис, занятый в данный момент королем. Есть также несколько известных исторических вариантов, когда короля можно завербовать другими способами. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ]
Перемещение короля
[ редактировать ]Существует несколько различных правил перемещения короля. Следующий обзор не является исчерпывающим.
- (A) Король движется как солдаты игрока, который в данный момент его контролирует. [ 6 ]
- (B) Король движется назад или вперед.
- (C) Король может двигаться ортогонально вправо, влево, вверх и вниз. [ 4 ]
Судьба короля
[ редактировать ]То, что происходит с королем в ходе игры, также может варьироваться. В большинстве вариантов сакку лояльность короля может меняться в ходе игры. Игрок, который в данный момент не играет с королем, может, например, завербовать его, переместив солдата на сарггис, который в данный момент занят им. Затем король становится частью армии этого игрока, пока его снова не завербует противостоящий игрок. Почти во всех вариантах игры короля нельзя захватить, его можно только нанять. [ 4 ] [ 6 ]
Захват солдат
[ редактировать ]Цель игры — захватить всех солдат противника, то есть убрать их с доски. Солдат противника захватывается, когда игрок перемещает солдата или завербованного короля на сарггис , занятый противником. Если рассматриваемый сарггис занят несколькими солдатами противника (в тех случаях, когда такое «совместное проживание» разрешено), все эти солдаты попадают в плен. Захваченный солдат удаляется с доски и больше не вводится. На саамском языке захват солдата называется годдит – «убить». [ 5 ]
В некоторых районах правила запрещали захват бездействующих солдат, [ 8 ] в то время как в других районах был разрешен захват бездействующих солдат или правила были неясно написаны. Неизвестно, какое правило было наиболее распространенным или оригинальным. [ 4 ]
Типы третьих частей
[ редактировать ]Некоторые варианты игры помимо фигур короля и солдата включают в себя и другие фигуры. В единственном сохранившемся варианте, в котором есть такие фигуры, - Lágesvuotna sáhkku - их называют «ферзями».
Исследователи ранее называли такие «третьи детали» в игровых наборах сакку «королевскими детьми». [ 9 ] выдвигая теорию, что фигуры были импортированы из другой саамской настольной игры, дабло , в которой есть такие детали. [ 10 ] Однако королевы в Лагесвуона сакку имеют совершенно иную функцию, чем дети короля дабло.
Варианты
[ редактировать ]Иск Штраф
[ редактировать ]

Лагесвуотна сакку представляет собой реконструкцию того типа сакку, в который играют в районе Лагесвуотна . Реконструкцию провел местный старейшина Эдмунд Йохансен. [ 11 ]
Дизайн
[ редактировать ]В игре используется стандартная доска сакку, то есть удлиненная доска, на которой нарисованы три ряда по пятнадцать саргатов (коротких вертикальных линий - сарггис в единственном числе ), на которых могут стоять фигуры. Средний сарггис среднего ряда — это «Замок» ( Шлоахтта ), отмеченный символом солнца или другим символом. С каждой стороны Замка, на расстоянии пяти саргатов , находятся два саргата , отмеченные знаком X (символ сакку) или другим символом.
Плата и настройка
[ редактировать ]Есть 3×15 саргатов . В начале игры 15 солдат размещаются на 15 саргатах , которые составляют «домашний ряд» их игрока. Солдат называют «мужчинами» и «женщинами» ( olbmát и gálgut ). Армию каждой стороны возглавляет ферзь ( дроннет ), которого игроки размещают на крайнем правом сарггисе , отмеченном X, в среднем ряду. Король ( гонагас ), который начинает нейтрально, помещается в Замок.
Кости
[ редактировать ]Есть три кубика с надписью X-III-II-пробел. X означает «переместить активированную фигуру на 1 саргис », «активировать фигуру» или «перебросить кубик». Последнее означает, что когда игрок выбрасывает X, ему разрешается повторно бросить кубик, дающий X, в надежде получить другое значение, и он может бросать снова, пока на кубике не окажется значение, отличное от X.
Необязательно, какое значение кубика используется первым. Сначала нужно использовать кубики, показывающие X, затем кубики, показывающие III, а после этого использовать кубики, показывающие II. Если у вас есть III, который вы не можете использовать для выполнения легального хода, и II, с которым вы могли бы выполнить легальный ход, то вы не можете использовать II.
Солдатское движение
[ редактировать ]Солдаты должны быть активированы по порядку: сначала самый правый солдат. Неактивированных солдат нельзя перемещать и захватывать. Никогда не разрешается передвигать фигуру на сарггис, занятый неактивированным солдатом.
«След» солдат заключается в том, что они движутся вправо по своему домашнему ряду, влево по среднему ряду и вправо по вражескому ряду.
Если солдату удастся выжить во вражеском ряду, он перемещается в средний ряд и снова идет влево. Когда он достигнет конца среднего ряда во второй раз, он должен двигаться вниз, а не вверх. Он возвращается в исходный ряд и повторяет схему движения.
Если вы потеряете всех своих солдат, вы проиграете игру.
Движение короля
[ редактировать ]Король ходит аналогично тому, что описано в пункте (С). Он может двигаться ортогонально вверх и вниз, используя точные значения кубика: из исходного ряда ему нужно II, чтобы перейти непосредственно к вражескому ряду, и X, чтобы перейти непосредственно к среднему ряду, в то время как из среднего ряда ему нужно X, чтобы перейти к домашнему ряду или ряду противника. Кроме того, король может двигаться как вперед, так и назад в рамках схемы движения солдат в форме цифры «8».
Вербовка короля
[ редактировать ]Когда игра начинается, король нейтрален. Когда вы перемещаете своего солдата или королеву на сарггис, занятый королем, вы вербуете его. С этого момента вы можете использовать его как свое собственное произведение. Король никогда не может быть захвачен, но ваш противник может в любой момент вернуть его обратно.
Движение королевы
[ редактировать ]Ферзь ходит так же, как король. Когда игра начинается, ферзь неактивен. Это означает, что ее нельзя переместить и взять в плен, и ни одну фигуру нельзя положить на сарггис , где она стоит. Ее можно активировать с помощью сакку (X). Ее активационный ход может быть вверх, вниз, влево или вправо – в зависимости от того, какие движения допустимы для нее в конкретной ситуации. В отличие от короля, королеву можно взять в плен, как обычного солдата. Если вы потеряете ферзя, вы проиграете игру.
Сожительство
[ редактировать ]может быть несколько активных солдат На одном сарггисе где они стоят, перемещается вражеская фигура , но все они попадают в плен, если на сарггис, .
Королевская фигура не может иметь общий сарггис с какой-либо другой фигурой. Единственным исключением из этого правила является то, что вы можете переместить своего солдата или королеву на сарггис, занятый королем, контролируемым противником, после чего вы нанимаете короля. Ни при каких других обстоятельствах не разрешается передвигать другую фигуру на сарггис , занятый королевской фигурой, или перемещать королевскую фигуру на сарггис, занятый в настоящее время фигурой, которая является частью его собственной армии.
Правило, гласящее, что королевская фигура не может делить сарггис с другой фигурой в своей армии, а также вышеупомянутое правило, гласящее, что в саргис , где стоит неактивированная фигура, не может войти ни одна активная фигура, приводит к тому, что королевские фигуры не очень подвижен в начале игры сакку, но по мере того, как фигуры активируются или захватываются, королевские фигуры становятся все более свободными в перемещении по доске.
Вуовдагуойка или Гавкевуотна штраф
[ редактировать ]Эта версия сакку традиционна как в районе Вуовдагуойка в Оцейохке на финской стороне Сапми, так и у фьорда Гавкевуотна возле мыса Нордкап на норвежской стороне Сапми. Вполне вероятно, что в нее играли и в нескольких других местах между этими двумя деревнями. В отличие от Лагесвуотна сакку, представляющей собой реконструированную игру, и Навуотна сакку, правила которой были записаны до того, как игра вышла из игры на несколько десятилетий, - этот вариант сакку передается из поколения в поколение по непрерывной линии до сегодняшнего дня. Правила были также задокументированы в 1970-х годах саамским писателем Оахптии Гансой (Ханс А. Гутторм), который научился игре у своего отца. [ 12 ] [ 13 ]
Дизайн
[ редактировать ]Дизайн игрового набора принципиально аналогичен дизайну Lágesvuotna sáhkku.
Плата и настройка
[ редактировать ]Есть 3×15 саргатов . В начале игры 15 солдат размещаются на 15 саргатах , которые составляют «домашний ряд» их игрока. Солдат можно назвать «мужчинами и женщинами», а также их можно вместе именовать « соахтевеагат » (армии) игроков. В этом варианте в игре нет ферзя. Король ( гонагас ), который начинает нейтрально, помещается в Замок.
Кости
[ редактировать ]Есть три кубика с надписью X-III-II-пробел.
X ( sáhkku или ruossa ) означает «переместить активированную фигуру на 1 сарггис » или «активировать фигуру». Кости можно бросать повторно только в том случае, если игроку выпало 3*X.
Пробел означает «ход четыре» вместо «нет хода».
Вы можете использовать кубики в любом порядке.
Солдатское движение
[ редактировать ]Солдаты должны быть активированы по порядку: первым солдат.
В отличие от Лагесвуотна сакку, неактивированные солдаты вполне могут быть захвачены.
Не разрешается передвигать фигуру на саргис, занятый солдатом вашей армии.
Кроме того, солдат не может перепрыгнуть (пройти мимо) солдата своей армии. Игроки могут согласиться не использовать это правило до начала игры.
Схема движения солдат отличается от схемы движения Лагесвуотна Сахкку. Солдаты движутся вправо в своем исходном ряду, влево в среднем ряду и вправо в вражеском ряду, но, вернувшись из исходного ряда противника и во второй раз пройдя средний ряд, солдаты возвращаются обратно в снова в исходный ряд противника и никогда не возвращайтесь в свой исходный ряд.
Этот движущийся шаблон называется vuosttut . В игру также можно играть mieđut . В последнем случае один игрок следует описанному выше шаблону, а другой игрок движется в противоположном направлении: влево в домашнем ряду, вправо в среднем ряду, влево во вражеском ряду. Это заставляет солдат игроков «преследовать» друг друга через средний ряд и заходить в исходные ряды друг друга «сзади».
Движение короля
[ редактировать ]Король движется, как описано в правилах в пункте (А) – как обычный солдат. Главное исключение состоит в том, что, в отличие от обычного солдата, он может проходить (перепрыгивать) солдат своей армии. Кроме того, у него есть специальная функция «тарана», о которой будет рассказано ниже.
Вербовка короля
[ редактировать ]Когда игра начинается, король нейтрален. Когда вы перемещаете солдата на точку, занятую королем, вы его нанимаете. С этого момента вы можете использовать его как свое собственное произведение. Король никогда не может быть захвачен, но ваш противник может в любой момент вернуть его обратно.
Перемещая солдата на место, занимаемое королем, независимо от того, кому оно в данный момент принадлежит, солдат «толкает» ( каджат ) короля на один сарггис вперед. Если на этом саргисе окажется вражеский солдат, король «таранит» его и он попадает в плен.
Годовой штраф
[ редактировать ]
Эта версия сакку является традиционной для фьорда Навуотна в Северном Тромсе . Он существует в двух подвариантах, один из которых известен как Раиса Сакку, а другой - Мазе Сакку. Правила были записаны в 1950-х годах исследователем Ингваром Мейландом из Раисы. [ 14 ] В 1980-х годах местный вариант был разработан в деревне Мазе во Внутреннем Финнмарке . [ 13 ]
Дизайн
[ редактировать ]Доска Návuotna sáhkku состоит из клеток, как в шахматах, а не из sargát . [ 1 ] Короля часто увенчивают епископским посохом. [ 2 ]
Плата и настройка
[ редактировать ]Есть квадраты 3×13, по двенадцать солдат в исходных рядах каждой стороны. В исходной позиции самый правый квадрат (с точки зрения игрока) остается открытым. [ 2 ] [ 15 ] [ 7 ]
В варианте «Мазе» солдат называют «ахкут» (бабушки) и «аджат» (дедушки), а в неактивном состоянии их кладут «лицом вниз» (лежа) на свои места. Тогда говорят, что они «спят» ( oađđit ), а их активация называется «пробуждением» ( boktet ). [ 13 ]
Кости
[ редактировать ]Návuotna sáhkku требует двух кубиков вместо трех. На кубиках выпадают XI-II-III. X означает «переместить активированную фигуру на 1 клетку», «активировать фигуру» или «перебросить кубик». Последнее означает, что когда игрок выбрасывает X, ему разрешается повторно бросить кубик, дающий X, в надежде получить другое значение, и он может бросать снова, пока на кубике не окажется значение, отличное от X. [ 6 ]
В варианте Раиса необязательно, какое значение кубика используется первым. Сначала нужно использовать кубики, показывающие X, затем кубики, показывающие I, после этого использовать кубики, показывающие II, и только потом использовать кубики, показывающие III. [ 7 ]
В варианте «Лабиринт» порядок использования кубиков совершенно необязателен. С точки зрения конкретных правил, это единственная разница между вариантами Навуотна сахкку «Мазе» и «Райса». [ 13 ]
Солдатское движение
[ редактировать ]Солдаты могут быть активированы в любом порядке по желанию игрока. Неактивированные солдаты не могут двигаться, но могут быть взяты в плен. В варианте Máze захват неактивных фигур называется «убийством в спальнях» ( goddit oađđenlanjain ).
Солдаты движутся вправо в своем исходном ряду, влево в среднем ряду и вправо во вражеском ряду.
Вернувшись из исходного ряда противника и вторично пройдя средний ряд, солдаты снова направляются обратно в исходный ряд противника, никогда не возвращаясь в свой исходный ряд. [ 6 ]
Движение короля
[ редактировать ]Король ходит так, как описано в правилах (А) – как обычный солдат. Если у игрока остался только король, он проиграл игру. [ 7 ] Таким образом, король является более слабой фигурой, чем обычные солдаты, поскольку владение солдатом предотвращает проигрыш игрока, а владение королем - нет.
Вербовка короля
[ редактировать ]Когда игра начинается, король нейтрален. Когда вы перемещаете солдата на точку, занятую королем, вы его нанимаете. С этого момента вы можете использовать его как свое собственное произведение. Король никогда не может быть захвачен, но ваш противник может в любой момент вернуть его обратно.
История
[ редактировать ]Имя
[ редактировать ]Северосаамское слово «sáhkku», которое является названием игры и броска «X», означает « штраф », как в «mulct» или «штраф». Исследователи зафиксировали, что в одном районе саамов Луле ( Хуттан ) глаголом для игры в сакку был «саккотет». Это похоже на сахккудит в современном саамском написании луле, что означает «штрафовать». [ 15 ] С другой стороны, северосаамский глагол, обозначающий игру сахкку, — это сахкосталлат , который не имеет другого значения. [ 16 ]
Обоснование этого названия было предметом некоторых спекуляций и споров. Одна из теорий, выдвинутая Эдмундом Йохансеном, ветераном игры, французскому исследователю Алану Борво, заключается в том, что «штраф» в данном случае является эвфемизмом для «приношения», используемым, чтобы избежать гнева христианских священников и евангелистов. Такие люди считали Сакку греховной игрой, видели в ней следы саамского дохристианского богослужения и называли ее «Игрой дьявола». Согласно теории Йохансена, на самом деле было правильно, что фигура «Король» ранее рассматривалась игроками как олицетворение нехристианского божества в игре, и что «вербовка» ее мужчинами и женщинами неявно происходит посредством подношений. [ 17 ]
... этот царь вполне мог иметь в виду бога в том значении, которое саамиты придают этому слову, то есть природную силу, ни хорошую, ни плохую, с которой в любом случае приходится иметь дело, делая подношения. На нашем языке сакку означает «наказание». Возможно, вы знаете, что саамиты часто дают вещам новые имена, просто чтобы избежать гнева министра и чтобы они могли произнести наказание, хотя на самом деле они думают о приношении. [ 18 ]
В подтверждение этой теории Борво отметил сходство между некоторыми деревянными сиеди (предметами, которым приносятся в жертву) и формами, придаваемыми некоторым фигурам короля сакку. [ 19 ]
Эту игру также называли «birccut» , что на северном саамском языке просто означает «игра в кости». Альтернативное название игры на скольт-саамском языке — percc — означает то же самое. [ 3 ] [ 20 ]
Слово Sáhkku не связано с отдаленно похожими названиями шахмат , происходящими от древнеперсидского языка (такими как немецкое Schach , из которого были заимствованы финское shakki и венгерское sakk ).
Похожие игры
[ редактировать ]
Сакку является частью семейства игр с беговыми боями, древнейшие корни которых можно проследить в Восточном Средиземноморье , и в которые играют, по крайней мере, с 1300-х годов. Члены этого семейства имеют очевидное сходство с римской игровой табулой (предком нард ), а игровые доски часто имеют сходство с доской вероятного предка табулы, римской игры XII scripta . Было много научных дебатов, но не было убедительных ответов относительно того, как игры распространились из Средиземноморья в Северную Европу. [ 21 ]
Африканские и азиатские родственники
[ редактировать ]
Таб (также известный как «делеб» или «сиг») — игра, в которую играют в Северной Африке и Юго-Западной Азии . Очень похожая игра — таблан — традиционна для Индии. [ 22 ] По сравнению с сакку, таб имеет несколько другие правила перемещения фигур и использует палки вместо игральных костей. Доска часто больше, на ней используются четыре ряда вместо трех, хотя варианты игры с тремя рядами также встречаются в Северной Африке. Части можно складывать и перемещать вместе, рискуя, что все из них, кроме одной, будут потеряны, если стопка будет помещена в точку, где одна из частей была раньше. В игре нет короля или детей королей — эта функция эксклюзивна для сакку. [ 23 ]
Первое описание игры, которая наверняка называлась таб, произошло в 1694 году, то есть через несколько десятилетий после того, как в книге Шефферуса « Лаппония » описано использование игральных костей сакку в Сапми (см. Ниже). [ 24 ] Однако игра, предположительно являвшаяся предшественницей таба, упоминается в стихотворении уже в 1310 году. [ 25 ] Исследователь Тьерри Деполис утверждает, что в эту игру играли «по крайней мере, к 10 веку». [ 21 ]
Европейские родственники
[ редактировать ]Игра «далдос» , в которую играют в некоторых частях Дании и южной Норвегии , является очевидным родственником сакку и таб. Далдос использует игральные кости, которые более или менее идентичны кубикам сакку. Ее правила больше похожи на «Райса-сакку», чем на то, как в нее обычно играют, но все же достаточно отличаются, чтобы ее можно было назвать принципиально иной игрой, чем «Райса-сакку». Вместо перемещения фигур по коротким линиям или клеткам на доске Дальдёс применяет колышки, которые перемещаются от отверстия к отверстию на доске. Нескольким колышкам не разрешается занимать одну и ту же лунку (чего они явно не могут делать физически), а колышки, принадлежащие одному и тому же игроку, не могут проходить друг через друга. Кроме того, колышки движутся в одном направлении: один игрок входит в средний ряд слева, а другой входит в средний ряд справа. Средний ряд также на одну лунку длиннее основных рядов, что схоже с версией таба, в которую играют в Алжире. Наконец, в дальдёсе нет ни короля, ни королев, ни, если уж на то пошло, «королевских детей». [ 26 ] [ 6 ]
Дальдёс впервые упоминается вскользь в датском художественном произведении 1876 года, сюжет которого разворачивается в 1600-х годах. Правила не были объяснены автором, но заинтересованный читатель нашел человека, знавшего правила в 1920-е годы. Самый старый сохранившийся игровой набор не старше начала 1800-х годов. [ 15 ]
Помимо сакку и далдоса, в Северной Европе сохранилась еще одна традиционная настольная игра-драки: исландская игра ad elta stelpur . Эта игра отличается от двух других, среди прочего, тем, что в ней всего два ряда. Фигуры движутся в одном направлении, гоняясь друг за другом по доске. [ 27 ]
Проблема предков
[ редактировать ]Принято считать, что таб, далдос и сакку не возникли отдельно, а связаны друг с другом, и что игра возникла на Ближнем Востоке. Было выдвинуто несколько теорий относительно того, как традиция таб распространилась из таких южных широт в самые северные районы Сапми . [ 21 ] Борво назвал три возможности «поморской тропой», «квенской тропой» и «тропой викингов». [ 19 ] в то время как Депаулис выступал за «варяжский след» и добавил гипотетический «вандальный след». [ 21 ]
Восточные треки
[ редактировать ]«Варяжский путь», предпочитаемый Депаулисом, утверждает, что викинги, путешествовавшие по Восточной и Юго-Восточной Европе между 800-ми и 1000-ми годами, возможно, выучили игру семейства табов в Византии , привезли ее домой, и что из этого произошли дальдёс и сакку. . Депаулис отмечает, что возражения против этой теории включают отсутствие доказательств того, что игры типа таб существовали на Ближнем Востоке в такой ранний период истории, и что продвигавшиеся на восток викинги были в основном выходцами из современной Швеции , тогда как дальдёс и сакку Общеизвестно, что в нее играли только в пределах современных границ Норвегии и Дании - подтвержденными исключениями из последней являются населенные пункты в Финляндии и России, которые были непосредственными соседями прибрежных саамов Норвегии. [ 23 ]
«Поморский след» утверждает, что игра типа таб была представлена саамам русскими купцами через поморскую торговлю (ок. 1740-1917). «Квенский след» предполагает, что квены , иммигранты из Финляндии, прибывшие в 1700-х и 1800-х годах, принесли игру с собой. В Сахкку обычно играли на северном побережье Сапми, в районах, где саамы были наиболее вовлечены в поморскую торговлю и которые были объектом иммиграции квенов. Борво отмечает, что отсутствие какой-либо традиционной таб-игры в России, кроме сахку русских саамов, говорит против поморского следа, и то же самое относится и к квенскому следу, поскольку у финнов нет собственных таб-игр. . [ 19 ] Депаулис также сомневается в квенском и поморском следах, поскольку ему трудно представить, что норвежцы и датчане основывали свою игру далдос на саамской игре сахкку, но он не приводит никаких аргументов относительно того, почему это менее вероятно, чем противоположное; он также не рассматривает возможность того, что дальдёс и сакку могли развиваться отдельно, но имея корни у одного и того же ближневосточного прародителя. [ 23 ]
Западные треки
[ редактировать ]
«След викингов», предпочитаемый Борво, утверждает, что норвежские мореплаватели, идущие на запад, изучили эту игру на юге, адаптировали ее к далдосу и познакомили с ней саамов, которые снова создали сакку на этой основе. Если это произошло в эпоху викингов , то игры типа табуляции должны быть старше, чем указывают письменные источники. Депаулис дополняет теорию «следов викингов» Борво, указывая на отношения между западными викингами (современной Дании и Норвегии) и исламской Испанией в 800-х годах. [ 23 ] хотя это опять-таки предполагает, что таб старше, чем указывают письменные источники. Борво отмечает, что отсутствие традиций сакку и далдос на длинном участке береговой линии между Джереном на юге и Ивгувуотной на севере не говорит в пользу этой теории, как и любой теории, предполагающей, что в какой-то момент играли в игры типа таб. вдоль всего западного побережья Скандинавии. Он предполагает, что игра, возможно, вымерла к югу от Ивговуотны, потому что только на крайнем севере прибрежные саамы внесли в игру определенные нововведения, которые сделали ее достаточно интересной, чтобы продолжать играть на протяжении веков (т. свобода хода фигур). Это объяснение ставит вопрос о том, почему менее «захватывающая» версия, дальдёс, все же сохранилась в южной Скандинавии. [ 19 ]
Общая идея о том, что игра распространилась из Африки и Азии вдоль западного побережья Европы, находит некоторую поддержку в находках того, что, как предполагается, является родственными игровыми досками, происходящими из сообществ мореплавателей на юге Англии: в этой же семье был найден на обломках английского военного корабля « Мэри Роуз» , затонувшего к югу от Англии в 1545 году. [ 28 ] Точно так же рукопись XIII века из Дорсета включает рисунок игровой доски, которая, вероятно, использовалась для игры этой семьи. [ 29 ] Это последнее открытие предшествовало первому упоминанию игры под названием «таб», и оба открытия предшествовали первому описанию таба. Как и дальдёс, и на игровом поле Мэри Роуз, и на игровом поле Дорсета есть «дополнительная» точка в среднем ряду. [ 19 ]
Северный трек
[ редактировать ]Наконец, Депаулис указывает на спекулятивное противоположное направление распространения этого семейства игр - «Вандальскую тропу», в которой трехрядная игра-драка была занесена с Севера в Северную Африку вандалами в период 400-500 гг. н.э. и распространился оттуда на Ближний Восток. Это означало бы, что таб возник из североевропейской игровой традиции, а не наоборот. Это также означает, что сакку и его северные родственники могут быть прямыми потомками оригинальной североевропейской игры в беговые бои. [ 23 ]
Отсутствие источников и артефактов
[ редактировать ]
Все эти теории объединяет то, что практически нет текстовых или материальных доказательств, подтверждающих любую из них. Помимо скудных письменных источников, ключевая трудность заключается в том, что игры типа таб обычно изготавливались из «эфемерных» материалов, не оставляющих долговременных остатков материала: часто на Севере древесина, [ 30 ] а на Ближнем Востоке игру часто просто рисовали на песке, используя ветки и камни вместо фигур и игральных костей. [ 23 ]
Что касается Сакку, то проблема нехватки материальных артефактов усугубилась после сожжения нацистской Германией Финнмарка и Северного Тромса в 1944–45 годах. Операция «Нордлихт» была нацелена на регион с помощью тактики выжженной земли и почти полностью уничтожила материальную культуру прибрежных саамов до Второй мировой войны. Вермахт прежде сделал то же самое в финской Лапландии, чем приступить к разрушению Финнмарка и Северного Трумса. Поскольку это бедствие поразило именно тот регион, где в основном играли в сакку, маловероятно, что какие-либо игровые наборы старше 1944 года сохранились, за исключением тех, которые хранились в музеях за пределами региона.
Развитие и распространение сакку
[ редактировать ]Первые упоминания об игре
[ редактировать ]
Неизвестно, как долго саамы играют в сакку. Самое раннее письменное упоминание о том, что могло быть сакку, было сделано Иоганнесом Шефферусом в его книге «Лаппония» (1673 г.), где он утверждает, что саамы используют игральные кости, которые, по его описанию, имеют форму и маркировку современных игральных костей сакку. Он благодарит Олауса Сирму за предоставление ему этой информации. Однако Шефферус не описал ни одной игры, похожей на сакку. [ 31 ] [ 23 ] После этого только в 1841 году в письменном источнике говорится об игре под названием сакку, в которую играли тогда в районе саамов Луле. Обычно предполагается, что это была та же игра, что и описанная здесь, хотя дальнейшего описания этой игры не приводилось. [ 3 ] [ 15 ] Первое однозначное описание сакку было сделано Я. А. Фриисом в 1871 году, который подробно описал версию, сыгранную в Финнмарке (см. рисунок ниже).
Введение короля и других типов новых фигур.
[ редактировать ]
Описание Фрииса показывает, что к тому времени была изобретена королевская фигура, уникальная для этой игры типа таб, но он не упоминает ни о ферзях, ни, если уж на то пошло, о «королевских детях». Однако на самой старой из существующих досок для сакку (1876 г.) есть отметки, указывающие место, где установлены ферзи в сакку Лагесвуотна , хотя в набор не входят сами фигуры.
Самый старый существующий полный набор сакку, подаренный музею Исаком Сабой в 1906 году (изображен вверху этой статьи), включает в себя солдат, короля, три игральные кости и доску с отметками, где разместить короля и, возможно, королев. Существуют также неполные наборы фигур - солдаты, король и третьи типы фигур, датируемые 1800-ми годами. [ 32 ]
Микаэльсен и Борво утверждают, что введение короля в этот родственник таба могло быть вдохновлено саамской настольной игрой « таблут» , в которой фигура короля имеет форму, аналогичную некоторым фигурам короля сакку. [ 2 ] [ 9 ]
Точно так же Михаэльсен предполагает, что в некоторых вариантах третьими фигурами могли быть не королевы, а дети короля, вдохновленные саамской настольной игрой дабло , в которой есть такие фигуры. Таблут был задокументирован в 1700-х годах, а дабло - в основном в 1800-х и начале 1900-х годов. Обе эти игры, как и сакку, представляют собой специфически саамские настольные игры, принадлежащие к более широкому семейству игр: таблут принадлежит к североевропейскому семейству тафл , а дабло принадлежит к семейству алькерке , первые корни которого можно проследить на Ближнем Востоке. в Европу через Испанию. [ 33 ]
Географическое распространение игры
[ редактировать ]Хотя описания таблута и дабло, как правило, происходят из южносаамского региона, точнее, из Емтланда и южной шведской Лапландии , [ 34 ] Насколько нам известно, в сахкку обычно играли на побережье и в восточной части территории северных саамов и скольт-саамов, в регионе от Ивгувуотны до Печама . По словам Андерса Ларсена, в эту игру также играли прибрежные саамы южнее, в Нурдланд . графстве [ 35 ] Таким образом, в сакку, по крайней мере, в течение последних двух столетий играли в основном в основной зоне культуры прибрежных саамов. Однако известно, что в эту игру играли в северных частях финской Лапландии , точнее, в Оцейохке и Аанаре , а также среди скольт-саамов современной Норвегии, Финляндии и России. [ 36 ] См. также вышеприведенное упоминание об игре под названием сакку, в которую играют саамы-луле из Хухтана , шведская Лапландия . [ 3 ] [ 15 ]
(1890 г.) было найдено то, что предположительно является королем сакку За пределами Сапми на Шпицбергене , хотя эта фигура также может быть шахматным королем. [ 3 ] Однако это было задокументировано В. Карлхаймом-Гилленшельдом (цитируется исследователем Питером Михельсеном). [ 37 ] ), что русские на Шпицбергене действительно играли в сахкку в 1890-х годах. В этом варианте использовались 2*13 солдат и один король на доске с 3*13 линиями. Уникально то, что они также использовали шестигранные игральные кости. Одна из сторон была отмечена знаком «Х», одна была пустой, а остальные стороны отмечены штрихами (I-II-III-IIII). Русские называли «Х» сакко — имя, подтверждающее, что эти русские действительно научились игре у саамов или, альтернативно, что они сами были русскими саамами.
Сакку сегодня
[ редактировать ]

евангелисты считали сакку греховной игрой Христианские миссионеры и восточные . [ 17 ] В результате этого религиозного давления – в дополнение к давлению официальной политики норвегизации, направленной на отказ от всех аспектов саамской культуры и идентичности, а также уничтожению материальной культуры прибрежных саамов во время Второй мировой войны – сакку начало выходить из употребления в саамских общинах после 1950-е годы. В некоторых местах в эту игру все еще регулярно играли в 1960-е годы (часто в секрете, чтобы избежать негативной реакции со стороны тех, кто имел религиозные возражения против нее), но со временем она вышла из широкого распространения. [ 36 ]
Культурное возрождение саамов начало набирать обороты в 1970-х и 1980-х годах, и в этот период было изготовлено несколько копий старых игровых наборов сакку. В течение 1980-х и 1990-х годов в игру снова начали время от времени играть в Мазе , Внутренний Финнмарк, и Лагесвуотна , прибрежный восточный Финнмарк. [ 38 ] [ 15 ]
В период смены тысячелетия исследователи начали проявлять интерес к сакку и его истории, что привело к публикации нескольких статей по этой теме на английском и французском языках. С тех пор несколько небольших интернет-игроков начали предлагать на продажу наборы сакку, но игра до сих пор не получила широкого распространения на рынке.
В 2018 году в Сапми и на юге Норвегии было проведено несколько мероприятий по игре сакку, в том числе открытый кубок, проведенный саамскими организациями в Осло. Кубок разыгрывался по правилам Лагесвуотны. [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]- Дальдёс , южноскандинавский родственник Сакку.
- Таб , возможный ближневосточный родственник Сакку.
- Таблут , саамская версия скандинавских игр Тафл, на основе которых взяты правила современного Хнефатафла. Хотя название похожее, таблут не является родственником таба.
- Даблот Прейесне , саамская игра, похожая на алькерк и шашки .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Борво 2001, с. 43
- ^ Перейти обратно: а б с д и Борво 2001, с. 44
- ^ Перейти обратно: а б с д и Борво 2000, с. 42
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Борво 2001: с. 49-52
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фрис 1871: 164–167.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Михаэльсен 2000, с. 22-25
- ^ Перейти обратно: а б с д Мейланд, 1953 год.
- ^ Борво 2001, с. 34
- ^ Перейти обратно: а б Михаэльсен 2000, с. 28
- ^ Михаэльсен 2010, с. 218-221
- ^ Берг-Нордли, Миккель (2018) «Теперь вы говорите! Ежегодные рынки 2018 » .
- ^ Берг-Нордли 2018
- ^ Перейти обратно: а б с д Берг-Нордли 2018b
- ^ Михаэльсен 2000
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Михаэльсен 2001, с. 19-21
- ^ Ларсен 1950, с. 171. Для сравнения, современное северосаамское слово, означающее «штрафовать», — это сахккохит.
- ^ Перейти обратно: а б Борво 2001, с. 33
- ^ Йохансен, цитируется в Борво, стр. 45
- ^ Перейти обратно: а б с д и Борво 2001, с. 46-47
- ^ Борво, с. 48
- ^ Перейти обратно: а б с д Депаулис «Арабская игра», 2001, с. 82
- ^ Уокер, 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Депаулис «Арабская игра» 2001, с. 77-81
- ^ Деполис "Jeux" 2001, стр. 56.
- ^ Деполис "Jeux" 2001, стр. 54.
- ^ Остергаард и Гастон 2001
- ^ Белл 1979, с. 37-38
- ^ «Дальдёс в Англии XVI века» . Блог о настольных играх Левингстона . Январь 2010 года . Проверено 8 декабря 2015 г.
- ^ Михаэльсен 2001, стр. 26–27.
- ^ Хотя королей можно было сделать из более прочного материала, такого как оленьий рог, а в одном отмеченном случае - из свинца. См. Михаэльсен, 2000, стр. 26 (со ссылкой на Мейланда)
- ^ Борво 2001, с. 37; Казо, с. 90
- ^ Борво 2001, с. 35
- ^ Михаэльсен 2010
- ^ Хотя Андерс Ларсен описал игру под названием cuhkkálávdi , по существу дабло без офицерских фигур и на меньшей доске, как в нее играют прибрежные саамы Северного Тромса , ср. Михаэльсен 2010, с. 218, 220; Ларсен 1950, 171
- ^ Ларсен 1950, с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б Борво 2001, с. 39-40
- ^ Михаэльсен 2003, с. Обратите внимание, что в статье вместо «Шпицберген» указано «Сибирь», но это опечатка – книга Карлхайма-Гилленшельда, на которую ссылается Михаэльсен, касается именно Шпицбергена.
- ^ Хансен 2013
- ^ Бренли, Эрик: «Мировая премьера». Сагат 19.10.2018 ; Бренли, Эрик: «Первый в мире кубок по борьбе в Осло: Фурули на вершине»
Ссылки
[ редактировать ]Саамы
[ редактировать ]- Ларсен, Андерс (1950), О морских саамах. О море саамы - и другие сочинения. Под редакцией Ивара Бьорклунда и Харальда Гаски (2014). , том. 4, Карасьок: Институт писателей SÁMIacademia.
- Берг-Нордли, Миккель (2018), Ná šostalat! , Даабло/Весенние рынки
датский и норвежский
[ редактировать ]- Берг-Нордли, Миккель (2018b), Как играть в дабло и сакку. Подробнее о саамских настольных играх. , Дабло
- Фриис, Дж. А. (1871), Лапландская мифология. Сказки и народные сказки. , Христиания: Алб. Каммермейер
- Хансен, Йостейн (2013), «Саамское отделение и саамские студенты в Læreturdanninga в Альте» в Лунде, С. «История саамской школы 6» , Карасьок: Давви Гирджи
- Мейланд, Ингвар (1953), «Сакко», Быгд ог бы , т. 8, Осло
- Микаэльсен, Питер (2000), «Дальдёс и Сакку - две старые скандинавские игры», Ord & Sag , vol. 19, Орхус: Институт исследований языка и культуры Ютландии, стр. 15–29, ISSN 0108-8025.
немецкий
[ редактировать ]- Лагеркранц, Элиэль (1939), саамский словарь , Хельсинки
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Английский
[ редактировать ]- Борво, Алан (2001), « Сакку , «Игра дьявола» » (PDF) , Исследования настольных игр , том. 4, Лейден: Публикации CNWS, стр. 33–52, ISBN. 90-5789-075-5 , ISSN 1566-1962
- Деполис, Тьерри (2001), «Арабская игра на Северном полюсе?» (PDF) , Исследования настольных игр , том. 4, Лейден: Публикации CNWS, стр. 77–82, ISBN. 90-5789-075-5 , ISSN 1566-1962
- Микаэльсен, Питер (2001), « Дальдёс , почти забытая настольная игра в кости» (PDF) , Board Games Studies , vol. 4, Лейден: Публикации CNWS, стр. 19–31, ISBN. 90-5789-075-5 , ISSN 1566-1962
- Микаэльсен, Питер (2003), «О некоторых необычных типах игральных костей». (PDF) , Исследования настольных игр , том. 6, Лейден: Публикации CNWS, стр. 9–24, ISSN 1566–1962.
- Михаэльсен, Питер (2010), «Дабло - саамская игра», Вариант шахмат , том. 64, Сент-Леонардс-он-зе-Си, Восточный Суссекс, стр. 218–221.
- Уокер, Дамиан (2011), Таблан , том. 43, Синнингстан. Традиционная серия настольных игр.
- Остергаард и Гастон, Эрик и Энн (2001), «Дальдёс — правила» (PDF) , Исследования настольных игр , том. 4, Лейден: Публикации CNWS, стр. 15–17, ISBN. 90-5789-075-5 , ISSN 1566-1962
Французский
[ редактировать ]- Казо, Жан-Луи (2012), Курсовые игры. Через века и континенты. , Тулуза: Пиониссимо, стр. 87–90, ISBN 978-2-9541313-1-3
- Деполис, Тьерри (2001), «Курсовые игры арабо-мусульманского мира (Северная Африка и Ближний Восток)» (PDF) , Исследования настольных игр , том. 4, Лейден: Публикации CNWS, стр. 53–76 (резюме на английском языке, стр. 149), ISBN. 90-5789-075-5 , ISSN 1566-1962