Jump to content

Даблот Прейсне

дабло
Годы активности Впервые описан посторонними людьми в 1800-х годах.
Жанры Настольная игра
Абстрактная стратегическая игра
Игроки 2
Время установки 1–2 минуты
Время игры 15–60 минут
Шанс Никто
Навыки Стратегия , тактика

Dablo (также называемый Dablot Prejjesne ) — семейство стратегических настольных игр для двух игроков саамского народа . В разных частях Сапми играли в разные варианты игры.

Слово «дабло» представляет собой несаамскую попытку написать южносаамское слово daabloe и луле-саамское слово dábllo . На самом деле это слово означает просто «настольная игра» или «игровая доска». На южносаамском языке даабло может также означать «сетка».

Другой термин для обозначения игры — dablot prejjesne , что в современном южносаамском написании daablodh prejjesne . Это просто означает «играть в настольную игру на доске», в отличие от daablodh duoljjesne , детского варианта игры, в который играют на оленьей шкуре, а не на доске.

Вероятно, у саамов игра имела другое название, чем эти, но сторонние исследователи путали название общего вида деятельности «настольные игры» с названием конкретных игр. Это также было сделано, когда сторонние исследователи записали правила саамской игры тафл, которая теперь называется «Таблут». В этом случае луле-саамское слово dábllut («играть в настольную игру») было ошибочно принято за название игры.

На севере саамов Дабло было известно как cuhkka , слово, означающее «сломанный» или «разрушенный». Об игроке, проигравшем игру, говорят, что он «чукка», ср. Мат .

Описание

[ редактировать ]

Ниже описывается одна версия южносаамского варианта игры и не характерно для других вариантов дабло.

Саамы представлены в этой игре одной фигурой, представляющей саамского короля («ганнека»), одной фигурой, представляющей саамского принца («ганнекан алке»), и 28 фигурами, представляющими их солдат или воинов («дораке»). Помещики представлены одной фигурой, изображающей помещика, одной фигурой, изображающей сына помещика, и 28 фигурами, изображающими своих крестьян. Игра является родственником шашек и Алькерка . Части прыгают друг через друга, чтобы захватить. Однако на этом сходство в основном заканчивается. В шашках и Алькерке любая фигура может взять любую вражескую фигуру, независимо от того, является ли эта вражеская фигура королем или нет. В Dablot Prejessne фигуры могут захватывать друг друга только в том случае, если они одного ранга или ниже. Они не могут захватывать фигуры более высокого ранга. Саамский король и землевладелец имеют фигуры с самым высоким рейтингом и равны по рангу, поэтому они могут захватывать друг друга и все остальные фигуры. Саамский принц и сын землевладельца занимают второе место по рейтингу и имеют одинаковый ранг. Саамский принц не может захватить землевладельца, равно как и сын землевладельца не может захватить саамского короля. Однако они могут захватывать друг друга и все остальные фигуры. 28 солдат или воинов и 28 крестьян имеют самый низкий рейтинг. 28 солдат или воинов не могут захватить помещика или помещичьего сына. Точно так же 28 крестьян не могут захватить саамского короля или саамского принца. Однако они могут поймать друг друга. Все фигуры движутся одинаково и могут двигаться и захватывать в любом направлении. В Dablot Prejjesne нет продвижения произведений.

Его ближайшим родственником в драфте могут быть Итальянские Шашки и Итальянские Дамоны . Во всех этих играх фигура более низкого ранга не может захватить фигуру более высокого ранга. Однако в Dablot Prejjesne ранги предопределены и никогда не меняются, тогда как в итальянских шашках фигуры должны быть повышены до короля, чтобы получить более высокий ранг. В итальянском Дамоне также есть заранее определенные ранговые фигуры, однако в нем играют на шашечной доске 8х8 с гораздо меньшим количеством фигур по сравнению с Даблотом Прежесне.

Используемая доска очень похожа на доску Харбаги . Разница в том, что в Харбаге доска имеет размер 4 х 4 или 5 х 5, а в Даблоте Прейесне — 6 х 7.

Игрок выигрывает, если захватывает все фигуры противника. Существуют дополнительные условия выигрыша, общие для вариантов; см. раздел правил ниже. Ничья возможна по обоюдному согласию или после ряда ходов, сделанных каждым игроком без взятия.

Оборудование

[ редактировать ]

Используемая доска представляет собой сетку размером 6 (ширина) x 7 (длина) с диагональными линиями, проходящими через каждый «квадрат» доски. Части размещаются на пересечениях линий сетки, как в Алькерке и его вариантах, а не внутри квадратных пространств, как в других вариантах шашек .

Всего у каждого игрока по 30 штук. Один игрок традиционно играет за племя саамов, которое может представлять собой фигуры красного или белого цвета, а другой игрок играет за партию землевладельцев, представляющую собой фигуры черного цвета.

Племя саами состоит из 1 фигуры саамского короля, 1 фигуры саамского принца и 28 солдат или воинов (в этой статье называемых солдатами).

Помещичья партия состоит из 1 помещичьей части, 1 части помещичьего сына и 28 крестьян.

Для простоты фигуры обеих сторон можно называть по именам саамской стороны (король, принц и солдаты), поскольку различие между названиями фигур каждой стороны не имеет существенного внутриигрового значения. Однако в этой статье для каждой стороны будут использоваться соответствующие имена.

Правила и игровой процесс

[ редактировать ]

1. Игроки решают, какими цветами играть и кто начинает первым.

2. 28 солдат или крестьян изначально расставляются на половине доски каждого игрока, на каждом пересечении линий сетки первых 5 рядов (включая пересечения диагоналей между «основной» ортогональной сеткой). Саамский принц размещается на шестом ряду, на пересечении диагоналей в крайнем правом углу от этого игрока. Король Саамов размещается на седьмом ряду, у правого края игрового поля (пожалуйста, обратитесь к изображению выше и первой внешней ссылке ниже для визуального описания первоначальной настройки как для племени Саами, так и для партии землевладельцев). Аналогичным образом, Сын землевладельца и Землевладелец размещаются в крайнем правом углу от игрока на шестом и седьмом ряду соответственно.

3. Все фигуры ходят одинаково. Фигура перемещается на одно пространство вдоль одной из линий сетки к любому соседнему незанятому пересечению. Все фигуры могут двигаться вперед или назад в любой момент. За ход можно переместить только одну фигуру или использовать ее для захвата.

4. Фигуры могут захватывать другие фигуры, перепрыгивая через них, аналогично шашкам . Фигура должна перепрыгнуть через одну соседнюю фигуру противника и приземлиться на незанятое место на противоположной стороне от прыгнутой фигуры от ее исходного местоположения. Выскочившая фигура противника удаляется из игры. Фигура не может перепрыгнуть через две противоположные фигуры за один прыжок, а также не может перепрыгнуть через фигуру своего цвета или перепрыгнуть через фигуру в занятое пространство (будь то этим игроком или его противником). Фигура может совершать несколько прыжков за один ход, даже меняя направление от одного прыжка к другому, если соблюдаются предыдущие правила.

4а. Поскольку первоначальные правила Даблота Прейесне полностью не известны, неизвестно, был ли отлов изначально обязательным. Однако в современной игре, как и в других вариантах шашек, игрок, у которого есть доступный захват или цепочка захватов, должен совершить захват(ы). Если у игрока есть выбор между двумя или более фигурами, которые можно использовать для захвата, или между двумя или более «путями» для многократного захвата одной фигурой, игрок может свободно выбирать, какую фигуру использовать или какую последовательность захватов совершать. , но не может отказаться от захвата, если это возможно.

5. Фигуры могут захватывать только противостоящие фигуры равного или более низкого ранга. Саамский король и землевладелец имеют самый высокий рейтинг и имеют равный ранг друг другу, поэтому они могут захватывать друг друга и все остальные фигуры. Саамский принц и сын землевладельца являются фигурами второго по рангу и не могут захватить саамского короля или землевладельца; однако они могут захватывать друг друга и другие нижние фигуры. Саамские солдаты и крестьяне имеют самый низкий рейтинг. Они не могут захватить саамского короля или саамского принца, землевладельца или сына землевладельца; однако они могут захватывать друг друга. Это основное отличие Даблота от большинства других вариантов шашек.

6. В этой игре нет продвижения фигур; игрок не может вернуть захваченного короля, землевладельца, принца или сына или увеличить количество этих фигур.

Вариации

[ редактировать ]

Некоторые варианты этой игры включают дополнительные условия выигрыша, которые еще больше ускоряют темп игры, например:

  • Захват всех оставшихся фигур противника, чтобы противник не мог сделать ход. Это обычное вторичное условие победы, которое делает пат победой для игрока, который его форсирует, а не ничьей.
  • Взятие противостоящего короля или землевладельца — это в любом случае обычно сокрушительный удар для игрока, так как он уже не может выиграть, захватив все фигуры противника; он может сделать это, только заманив в ловушку оставшиеся силы своего противника, как указано выше.
  • Захват противостоящего короля/землевладельца и принца/сына. На этом этапе в конфликте, моделируемом в игре, силы более низкого ранга, скорее всего, сдадутся. Опять же, все еще возможно, хотя и труднее выиграть после потери короля и принца, поймав все противостоящие фигуры в ловушку и зайдя в тупик.

См. также

[ редактировать ]
  • Белл, Р.К. (1983). Книга настольных игр . Эксетерские книги. ISBN  0-671-06030-9 .
  • Уилкинс, Салли (2002). Спорт и игры средневековых культур . Издательская группа Гринвуд. стр. 101–102.
  • Парлетт, Дэвид (1999). Оксфордская история настольных игр . Издательство Оксфордского университета. стр. 247-8 .
  • Итконен, Т.И. (1941). «Игры, развлечения и демонстрации силы лопарей». Журнал общества Finno-Ougrienne . 51 . Хельсинки: 110-114.
  • Кейланд, Нильс (1921). «Dablot prejjesne и dablot duoljesne. Две саамские игры из Фроствикена, объясненные и проиллюстрированные». Этнологические исследования, посвященные Нильсу Эдварду Хаммарстеду . 3/3 . Гетеборг: 35–47.
  • Микельсен, Питер (2010). «Дабло - саамская игра». Вариант шахмат . 64 . Сент-Леонардс-он-зе-Си, Восточный Суссекс: 218–221.
  • Ларсен, Андерс (1950), О морских саамах. О море саамы - и другие сочинения. Под редакцией Ивара Бьорклунда и Харальда Гаски (2014). , том. 4, Карасьок: Институт писателей SÁMIacademia.
  • Берг-Нордли, Миккель (2018), Как играть в Дабло или Чукку , Даабло
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 744a9f4831a8132d504e642876380306__1611716940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/06/744a9f4831a8132d504e642876380306.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dablot Prejjesne - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)