Jump to content

Шанта Раса

Шантараса ( санскрит : शान्तरस , иногда пишется шантараса , сантараса ; перевод: воображаемый опыт спокойствия, эмоция отсутствия эмоций ) [1] [2] рассматривается как девятая раса , концепция эстетического вкуса в санскритской литературе . Согласно переводу Абхинавабхарати , Абхинавагупты комментария к Натьяшастре , сделанному некоторыми экспертами, шантараса может быть определена как: «то, что приносит счастье и благополучие всем существам и что сопровождается стабилизацией ( самстхита ) в Самости». [3] Его устойчивой эмоцией ( стхайибхава ) является бесстрастность ( сама ), достигающая кульминации в непривязанности ( вайрагья ), возникающей из знания истины и чистоты ума. [4] По мнению Дж. Л. Массона и М. В. Патвардхана, собравших оригинальные рукописи и переведших произведения Абхинавагупты, наблюдают: зрители переживают трансцендентальное переживание, которое является основой всех эстетических переживаний в пьесе, основанной на Шантарасе . [5] Она не была включена в список рас, упомянутых Бхаратой в его эпосе «Натьяшастра». Включение этой расы в санскритскую поэзию и драматургию как выдающуюся расу приписывается Удбхате, президенту при дворе короля Кашмира Джаяпиды в 779-813 годах нашей эры и современнику Ваманы . [6] [7] Большая часть литературной критики этого направления была продолжена Анандавардханой в его комментариях к Махабхарате и Рамаяне , а затем Абхинавагуптой в Натьяшастре.

Этимология

[ редактировать ]

Термин раса впервые появляется в эпическом тексте Бхараты, древности Натьяшастры , который варьируется от 500 г. до н.э. до 500 г. н.э. [8] Бхараты В Натьяшастре обсуждается только восемь рас. После Бхараты многие поэты говорили только о тех же восьми расах. Хотя некоторые эксперты намекают на многих более ранних поэтов до Бхараты, которые принимали шантарасу как девятую расу. [9] V Рагхаван , ученый-санскритист, приписывает признание шантарасы девятой расой Удбхате, поэту из Кашмира конца восьмого века нашей эры, который подробно обсуждал девять рас в своем комментарии к Натьяшастре . [7] Он также предполагает, что девятая раса является основной темой в драматургии и поэзии некоторых буддийских или джайнских поэтов и драматургов, сделавших ее ведущей расой. [10]

В ней нет ни печали, ни счастья, ни беспокойства, ни гнева, ни страсти, и никогда не бывает тоски — так описывает мирная раса величайший из мудрецов, которая имеет те же основания, что и все другие эмоции.

Анандавардхана определяет шантарасу как аромат, изображая достижение счастья через разъединение со всеми мирскими желаниями. Тогда как более поздний знаток санскрита Абхинавагупта связывает его со средствами достижения мокши, достигаемой в результате познания истины ( таттваджняна ). [12] Абхинавагупта, в соответствии с предшествующими ему поэтами, считает эстетическое удовольствие основным аспектом драмы и поэзии. Он считает шантарасу неотъемлемым средством достижения духовного освобождения через спокойствие. По его мнению, все эстетические оттенки в драме направлены на конечную цель достижения спокойствия и, таким образом, целью всех рас является шантараса . Следовательно, он считает девятую расу высшей среди других, поскольку она является средством достижения мокши . [13] Подобным же образом некоторые комментаторы утверждают, что эмоция отстранённости от всех связанных чувств и страстей с мирскими желаниями является устойчивой эмоцией ( нирведой ) этой расы, которая в конечном итоге приводит к миру и спокойствию. [14]

Комментарии

[ редактировать ]

В «Свете на импликатуру» Анандавардханы ( Дхваньялока ), где раса является центральным явлением, он утверждает, что доминирующей расой в «Махабхарате» и «Рамаяне» является шантараса , а не вирараса и карунараса соответственно. Он классифицирует Махабхарату на три категории, а именно: предписывающая работа Шастра , история акхьяна и поэзия кавья . Его интерпретация устойчивой эмоции этой расы - это удовольствие, получаемое от прекращения всех желаний ( тришнакшайасукха ). [15] Он обращает внимание на одну из многих кульминаций эпоса «Махабхарата» , где все Вришни и Пандавы встречают свой несчастный конец. Он аналогичным образом строит историю Рамаяны, где Рама отделяется от Ситы , которая, согласно Анандавардхане, достигает кульминации в обеих кавьях , изображает шантарасу как доминирующий аромат разочарования в мире, ведущий в конечном итоге к освобождению от мирских удовольствий ( мокша ), тогда как другие расы занимают подчиненное положение. Гэри Табб в своей научной работе утверждает, что устойчивую эмоцию «удовольствия, получаемого от прекращения желания», следует рассматривать не как эмоцию, испытываемую персонажами, а как эмоциональное состояние, которое призвано вызвать у самих читателей. [16] [17]

«Раджатарангини» Калханы, написанная в середине двенадцатого века нашей эры, является еще одним литературным произведением о Шантарасе , хотя среди ученых ведутся споры о том, следует ли считать «Раджатарангини» историческим произведением или литературой. Судя по объему и содержанию произведения, сам автор считает его художественной литературой ( кавья ). Во вступительном стихе своей кавьи он объявляет шантарасу доминирующей эстетической целью своей работы. Калхана заимствует устойчивую эмоцию для своей кавьи из комментария Анандавармы к Махабхарате: удовольствие, получаемое от прекращения желаний. Хотя большинство центральных персонажей его произведений не проявляют никаких признаков таких эмоций, но здесь Калхана подразумевает, что эмоции нужно вызывать у читателей, а не испытывать персонажи, как предлагает Гэри Табб. Поскольку Калхана намеревается написать достоверный исторический отчет о кашмирских царях, он не может изменить эмоциональное настроение своей работы. Следовательно, несмотря на сильную тенденцию избегать неприятных эмоциональных оттенков, что подтверждалось преобладающей в то время литературной теорией и поэтической практикой. Калхана, будучи последовательным в изложении фактов о кашмирских царях, он подчеркивает неприятный привкус ( вирараса ) как подчиненный шантарасе как эстетической цели его творчества. [18]

Критики Шантарасы возражали против того, чтобы считать ее девятой расой. Некоторые объясняют это тем, что Бхарата, которому приписывают определение только восьми рас, не говорил о шантарасе . Но одно из главных возражений связано с определением стхайибхавы как непривязанности ( сама ). Многие комментаторы утверждают, что изобразить такое состояние прекращения или отрешенности от всех мирских желаний невозможно на сцене, следовательно, оно не могло быть эстетическим привкусом в поэтике и драматургии. Этот аргумент опровергается сторонниками шантарасы , приводя контраргументы: шрингара-раса не отрицает статус расы, поскольку она не может изображать реальный половой акт ( сампройогу ) на сцене, так как Рудра [ необходимо определение ] и убийство. Таким образом, утверждают сторонники шантарасы как расы, цель драмы - не представить невозможный аромат на этой сцене, а изобразить «пылкий дух в поисках истины и спокойствия». [19] По словам Шелдона Поллока, была создана новая категория эстетических вкусов, хотя большая часть религиозной поэзии была основана на страсти и желании Бога, а не на бесстрастии. Далее он цитирует Маммату , где замечает: «Когда желание направлено на божество, у нас есть «эмоция», а не раса». [20]

  1. ^ Массон и Патвардхан 1969 , Введение-III.
  2. ^ Поллок 2016 , с. 15.
  3. ^ Массон и Патвардхан 1969 , с. 90-93.
  4. ^ Массон и Патвардхан 1969 , с. 92.
  5. ^ Героу, Эдвин; Аклюкар, Ашок (март 1972 г.). «О шанта-расе в санскритской поэтике». Журнал Американского восточного общества . 92 (1): 81. дои : 10.2307/599651 . JSTOR   599651 .
  6. ^ Симха, Лала Рамаядупала (1958). «Удбхата и Расавада» . Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 39 (1/2): 118 . Проверено 27 июня 2020 г.
  7. ^ Jump up to: а б Рагхаван 1975 , с. 13.
  8. ^ Дэйс, Уоллес (октябрь 1963 г.). «Понятие «Раса» в санскритской теории драмы» . Учебно-театральный журнал . 15 (3): 249–254. дои : 10.2307/3204783 . JSTOR   3204783 .
  9. ^ Рагхаван 1975 , с. 11-12.
  10. ^ Рагхаван 1975 , с. 23.
  11. ^ Поллок 2016 , с. 179.
  12. ^ Рустомджи, Рошни (1981). «РАСА» И «ДХВАНИ» В ИНДИЙСКОЙ И ЗАПАДНОЙ ПОЭТИКЕ И ПОЭЗИИ» . Журнал южноазиатской литературы . 16 (1): 87.
  13. ^ Хиггинс, Кэтлин Мари (2007). «Алхимия эмоций: Раса и эстетические прорывы» . Журнал эстетики и художественной критики . 65 (1): 49. doi : 10.1111/j.1540-594X.2007.00236.x .
  14. ^ Рама Кант Шарма (2003). Харди и теория Раса . Саруп и сыновья. стр. 33–34. ISBN  978-81-7625-377-2 .
  15. ^ Поллок 2016 , с. 87.
  16. ^ Салливан, Брюс М. (апрель 2011 г.). «Махабхарата»: перспективы ее концов и концовок» . Международный журнал индуистских исследований . 15 (1): 2. дои : 10.1007/s11407-011-9097-4 . S2CID   170763219 . Проверено 27 июня 2020 г.
  17. ^ Табб, Гэри А. (1985). «Шанта раса в «Махабхарате» ». Журнал южноазиатской литературы . 20 (1): 141–168. JSTOR   40872716 .
  18. ^ МакКри, Лоуренс (2013). «ШантаРаса в Раджатарангини: история, эпос и моральный упадок». Обзор экономической и социальной истории Индии . 50 (2): 179–199. дои : 10.1177/0019464613487099 . S2CID   146497587 .
  19. ^ Рагхаван 1975 , с. 25.
  20. ^ Поллок 2016 , с. 22.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eadf4b5e549a853981a83a22a292a426__1712017200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/26/eadf4b5e549a853981a83a22a292a426.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shanta Rasa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)