Стаибхава
Стхайибхава или Стхи-бхава ( санскрит : स्थायिभाव — IAST Sthayibhāva, перевод: Устойчивая эмоция, прочное психологическое состояние ) — одно из важнейших художественных понятий в санскритской драматургии . Происхождение этой концепции приписывается Бхарате , когда он формулировал свой эпос по теории Раса в Натьяшастре около 200 г. до н.э. - 200 г. н.э. [1] Бхарата назвал восемь стхайибхав, соответствующих каждой расе. По его мнению, все остальные эстетические эмоции в драме именно. Вибхавы, Анубхавы и Вьябхичарибхавы объединяются и усиливают Стхайибхаву, которая в конечном итоге превращается в аромат (Раса) в пьесе.
Обзор
[ редактировать ]Раса является важным аспектом любого хорошего искусства, и реализация Расы является результатом интеграции стимула (Вибхава), непроизвольной реакции (Анубхава) и преходящих психологических состояний или произвольных реакций (Вьябхичарибхава). При смешивании различных специй в деликатесе получаются разные вкусы; аналогичным образом, когда эти различные бхавы объединяются, возникает стхайибхава, которая трансформируется в расу. [2] [3] Концепция стхайибхав для создания расы первоначально применялась к драме, но позже она использовалась в большей части санскритской литературы. Хотя ранее к «Натья-шастре» Бхараты было написано множество комментариев, на которые ссылается Абхинавагупта , где он утверждает, что сама по себе Стхайибахва, дополненная другими эмоциями, является основой Расы. Таким образом, Стхайибхава достигает господства над всеми остальными сорока девятью эмоциями (бхавами), как это подробно описано им в Натья Шастре. [4] [5]
Бхарата в своей Натья Шастре упоминает восемь Стхайибхав: (i) Рати (Любовь), (ii) Хаса (Веселость), (iii) Кродха (Гнев), (iv) Утсаха (Мужество), (v) Бхайя (Страх), ( vi) Джугупса (Отвращение), (vii) Вишмайя (Чудо) и (viii) и Сока (Печаль), каждая из которых соответствует восьми расам. Позднее поэты добавили к Бхарате спокойствие (Сама) или Разочарование (Нирведа) как девятую Стахибхаву, соответствующую Шантарасе . [6] Бхатта Лоллата в своих комментариях к пьесе «упачитивада» раса возникает, когда любая из восьми стхайибхав усиливается исполнителем с помощью «мимесиса» или анукрити. [7] Подобно тому, как различные специи, смешанные в деликатесе, дают множество вкусов, так и чувствительный человек наслаждается разными вкусами и испытывает удовольствие. точно так же чувствительный зритель наслаждается различными эмоциями, изображенными художниками в пьесе. Следовательно, комментирует Абхинавагупта, превращение Стхайибхавы в Расу зависит от способности публики получать удовольствие от пьесы. [8] [3]
Современные критики санскритской литературы утверждают, что Бхарата намеренно не обсуждал Стхайибхвы в своем произведении, поскольку он не намеревался объединить Расу, доминирующую тему в драме, и «обычную» устойчивую эмоцию (Стайибхаву). [9] На этот аргумент некоторые эксперты, поддерживающие происхождение Стхайибхавы от Бхараты, комментируют: когда Бхарата говорит о союзе Вибхавов, Анубхавов и Вьябхичарибхавов в Раса Сутре. Речь идет не только об объединении этих эмоций, но и о согласовании этих эмоций с постоянной эмоцией, известной как Стхайибхава. [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чавада, Мрунал (2016). «Натьяшастра и тело в представлении: очерки индийских теорий танца и драмы под редакцией Шринатха Наира». Обзор современного театра . 26 (3): 337–338. дои : 10.1080/10486801.2016.1187514 . S2CID 193587660 .
- ^ Гупта 1987 , с. 215 .
- ^ Jump up to: а б Шехнер, Ричард (2001). «Расэстетика». ТДР . 45 (3). MIT Press: 29. JSTOR 1146911 .
- ^ Гупта 1987 , Притворная жизнь.
- ^ Поллок, Шелдон (26 апреля 2016 г.). Читатель расы: классическая индийская эстетика . Издательство Колумбийского университета. п. 15. ISBN 978-0-231-54069-8 .
- ^ СК. Де 1960 , стр. 30, 343.
- ^ Чакрабарти 2016 , с. 83.
- ^ С. К. 1960-е , с. 327.
- ^ Чакрабарти 2016 , с. 8.
- ^ Гупта 1987 , с. 216.
Библиография
[ редактировать ]- Гупта, Манджул (1987). Исследование Абхинавабхарати по «Натьяшастре» Бхараты и Авалоке по «Дашарупаке» Дхананджаи: драматические принципы . Издательство Джан. ISBN 978-81-212-0086-8 .
- С. К. Де, Сушил Кумар (1960). История санскритской поэтики-- Том2 . Фирма КЛ Мухопадхьяй.
- Чакрабарти, Ариндам (25 февраля 2016 г.). Справочник Блумсбери по исследованиям индийской эстетики и философии искусства . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4725-2430-0 .