Кудияттам
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2019 г. ) |
Кудияттам | |
---|---|
![]() Гуру Мани Мадхава Чакьяр и его труппа исполняют Торанаюдхам (часть Бхасы пьесы «Абхишека Натака » по мотивам эпоса « Рамаяна» ) Кудияттам (1962, Ченнаи) | |
Середина | Санскритский театр с Куту |
Зародившаяся культура | Керала |
Начальная эпоха | Сангам был |
Кутияттам, санскритский театр | |
---|---|
Страна | Индия |
Домены | Исполнительское искусство |
Ссылка | 00010 |
Область | Азия и Тихоокеанский регион |
История надписи | |
Надпись | 2001 г. (3-я сессия) |
Список | Представитель |
Кудияттам ( малаялам : കൂടിയാട്ടം ; IAST : kūṭiyaṭṭaṁ ; букв. « совместное действие » ) — традиционная форма исполнительского искусства в штате Керала, Индия . Это сочетание древнего санскритского театра с элементами куту , древнего исполнительского искусства эпохи Сангама . Он официально признан ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества . [1]
Источник
[ редактировать ]
означает «совместное действие» Кудияттам, что на малаялам , сочетает в себе санскритское театральное представление с элементами куту. Его традиционно исполняют в храмовых театрах, известных как кутамбаламы . Это единственная сохранившаяся форма искусства, в которой используется драматургия древнего санскритского театра. Он имеет документированную тысячелетнюю историю в Керале, но его происхождение неизвестно. Кудияттам и Чакьяр Куту были одними из театральных танцевальных богослужений в храмах древней Индии, особенно Кералы. И кудияттам, и Чакьяр куту произошли от древней художественной формы куту , которая несколько раз упоминается в литературе Сангама, а также в эпиграфах последующих периодов Паллава, Пандиян , Чера и Чола . Надписи, связанные с куту, можно увидеть в храмах в Танджоре , Тирувидаймарутуре, Ведараньяме, Тируваруре и Омампулиюре. К ним относились как к неотъемлемой части богослужений, наряду с пением гимнов Теварам и Прабандам. [ нужна ссылка ]
Древние короли входят в число авторов произведений для этих служб. Есть свидетельства этого на древнем субконтиненте в периоды Чола и Паллава. Царю Паллавов по имени Раджасимха приписывают авторство пьесы «Кайласодхаранам» на тамильском языке, в которой рассказывается о том, как Равана становится объектом гнева Шивы и за это безжалостно подчиняется.
Считается, что Куласекхара Варма , средневековый король из династии Чера Перумал, реформировал кудияттам, введя для Видусаки местный язык и структурировав изложение пьесы на четко определенные единицы. Он сам написал две пьесы, «Субхадрадхананджаям» и «Тапатисамварана», и организовал их представление на сцене с помощью друга -брамина ( Тожана ). Эти пьесы ставятся до сих пор. Помимо них, традиционно представляемые пьесы включают «Ачарьякудамани » Шактибхадры, «Кальянасаугандхика» Нилакантхи, «Бхагавададжжука , » Бодхаяны « Нагананда » Харсы и многие пьесы, приписываемые Бхасе , в том числе «Абхишека» и «Пратима» .

Инструменты
[ редактировать ]
Традиционно основными музыкальными инструментами, используемыми в кудияттам, являются мижаву , кужиталам , эдакка , курумкужал и санкху . Мижаву, наиболее известный из них, представляет собой ударный инструмент, на котором играет человек из касты Амбалавас Намбиар в сопровождении Нангьяраммы, играющего на кужиталаме (разновидность тарелок).
Стиль исполнения
[ редактировать ]
Традиционно кудияттам исполняли чакьяры ( подкаста Кералы индусов ) и нангьярамма (женщины касты Амбалаваси Намбиар ). Считается, что название «кудияттам», означающее совместную игру или выступление, относится к присутствию на сцене нескольких актеров, которые действуют в ритме ритма барабанщиков мижаву. Альтернативно, это также может быть отсылкой к обычной практике в санскритской драме, когда к одному актеру, выступавшему сольно в течение нескольких вечеров, присоединяется другой. [2]
Главный актер — чакьяр, который совершает ритуальные куту и кудияттам внутри храма или в кутамбаламе. Женщины Чакьяра, Иллотаммас , не допускаются к участию. Вместо этого женские роли исполняет Нангьярамма. Представления Кудияттам часто бывают продолжительными и тщательно продуманными: от 12 до 150 часов, растянутыми на несколько ночей. Полное представление Кудияттама состоит из трех частей. Первый из них — это пураппаду , где актер исполняет куплет вместе с нритта-аспектом танца. Далее следует нирваханам , где актер, используя абхиная , передает настроение главного героя пьесы. Затем следует нирваханам , ретроспектива, которая подводит зрителей к моменту, когда начинается настоящая пьеса. Заключительная часть спектакля — кудияттам , то есть сама пьеса. Хотя первые две части представляют собой сольные выступления, в кудияттаме может быть столько персонажей, сколько необходимо для выступления на сцене. [3]
Старейшины общины Чакьяр традиционно обучали этому виду искусства свою молодежь. До 1950-х годов его исполняли только чакьяры. В 1955 году Гуру Мани Мадхава Чакьяр впервые исполнил Кутияттам за пределами храма. [4] из-за чего он столкнулся со многими проблемами со стороны жесткого сообщества Чакьяра. По его собственным словам:
Мой народ осудил мой поступок (исполнение Кутху и Кутияттама за пределами храмов). Однажды, после того, как я дал представления в Вайккоме, они даже подумывали меня отлучить от церкви.Я хотел, чтобы это искусство выдержало испытание временем. Именно поэтому я рискнул выйти за пределы храма. [5]
В 1962 году под руководством искусствоведа и санскритолога В. Рагхавана санскрит Ранга из Мадраса пригласил Гуру Мани Мадхаву Чакьяра провести кудияттам в Ченнаи. Таким образом, впервые в истории кудияттам был проведен за пределами Кералы. [6] [7] В течение трёх вечеров они представляли сцены кудияттам из пьес «Абхишека» , «Субхадрадхананджайя» и «Наганда» . [8]

В начале 1960-х годов Мария Кристофер Бирски, польская студентка, занимавшаяся исследованием индийских театров в индуистском университете Банарас , изучала кудияттам у Мани Мадхава Чакьяра и стала первым человеком, не принадлежащим к чакьярам/намбиярам, изучившим этот вид искусства. Он остался в доме Гуру в Килликкуруссимангаламе и учился традиционным способом гурукулы . [ нужна ссылка ]
Известные художники
[ редактировать ]

- Мани Мадхава Чакьяр [9]
- Амманнур Мадхава Чакьяр , который в 1980-х годах стал одним из первых исполнителей кудияттам, представивших это искусство международной публике.
- Муожиккулам Кочукуттан Чакьяр , который в 1981 году стал первым резидентным гуру в Марги, представляет собой учреждение, продвигающее традиционные формы искусства Кералы. Он был двоюродным братом Амманнура Мадхавы Чакьяра.
- Мани Дамодара Чакьяр , ученик и племянник Мани Мадхавы Чаккиара, также является исполнителем традиционных религиозных кудияттам.
Отклонить
[ редактировать ]Кудияттам традиционно представлял собой эксклюзивный вид искусства, который исполнялся в специальных местах, называемых кутамбалам, в индуистских храмах, и доступ к этим представлениям был ограничен только кастовыми индуистами. Кроме того, выступления могут занять до сорока дней. Крах феодального строя в девятнадцатом веке в Керале ограничил покровительство художникам кудияттам, и они столкнулись с серьезными финансовыми трудностями. После возрождения в начале двадцатого века Кудияттам снова столкнулся с нехваткой финансирования, что привело к кризису в профессии. [10] ЮНЕСКО призвала к созданию сети учреждений кудияттам и гурукаламов для содействия передаче этого вида искусства будущим поколениям и развития новой аудитории, а также для содействия расширению академических исследований в этом направлении. Натанакайрали в Иринджалакуде - одно из самых известных учреждений в области возрождения кудияттам. Театральная группа Марги в Тируванантапураме — еще одна организация, занимающаяся возрождением катхакали и кудияттом в Керале . [11] Кроме того, Непатия - это учреждение, продвигающее кудияттам и связанные с ним виды искусства в Муожиккуламе. [12] Сангит Натак Академи , Национальная академия музыки, танца и драмы Индии, вручила премию Сангит Натак Академи , высшую награду для артистов-исполнителей, таким артистам-кутияттам, как Каламандалам Сиван Намбудири (2007), Пейнкулам Раман Чакьяр (2010) и Пайнкулам Дамодара. Чакьяр (2012). [13]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ЮНЕСКО – Кутияттам, санскритский театр» . ich.unesco.org . Проверено 21 февраля 2022 г.
- ^ Шульман, Дэвид. «Создание и разрушение Вселенной за двадцать девять ночей» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 9 декабря 2012 года .
- ^ «Все как дома» . Индус . 13 июля 2012 г.
- ^ * Бхаргавинилаям, Дас (1999), Мани Мадхавиям , Департамент культуры, правительство Кералы , ISBN 81-86365-78-8 , заархивировано из оригинала 15 февраля 2008 г.
- ^ Мани Мадхава Чаккьяр: Мастер за работой , К. Н. Паникар, Сангит Натак Академи, Нью-Дели, 1994 г.
- ^ Ежегодник Самскрита Ранга , Самскрита Ранга, Мадрас, 1963, стр. 89
- ^ Венкатарама Рагхаван, А.Л. Мудалиар (1968), Библиография книг, статей и других материалов доктора В. Рагхавана , New Order Book Co., Индия, стр. 370
- ^ Ежегодник Самскрита Ранга , Самскрита Ранга, Мадрас, 1967, стр. 77
- ^ Мани Мадхава Чаккьяр: Мастер за работой (английский фильм), Кавалам Н. Паникар , Сангит Натак Академи , Нью-Дели , 1994.
- ^ «Кутияттам, санскритский театр» .
- ^ «Добро пожаловать в Маргитеатр» .
- ^ «Фестиваль Кудияттом начинается в Муожикуламе - Индусе» . Индус . 30 июля 2012 г.
- ^ «СНА: Список лауреатов Академии» . Академии Сангит Натак Официальный сайт . Архивировано из оригинала 31 марта 2016 года.
- Чакиар, Мани Мадхава (1975), Натьякальпадрумам , Сангит Натак Академи , Нью-Дели
- Раджа, Кунджунни (1964), Введение в Кутияттам , Сангит Натак Академи , Нью-Дели
- Кавалам Н. Паникар (1994), Мани Мадхава Чакьяр: Мастер за работой , Сангит Натак Академи , Нью-Дели
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Натьякалпадрума (1975), книга о Кудияттаме , удостоенная премии Керала Сахитья , написанная Гуру Мани Мадхавой Чакьяром и считающаяся авторитетной среди ученых.
- Натья Шастра , древний труд по теории драмы, в котором Бхарата Муни описывает санскритский театр Империи Гуптов ; Считается, что Кудияттам сохранил некоторые аспекты стиля исполнения того периода.
- Абхиная Дарпана Нандикешвары , еще один труд по теории драмы , сравнимый с Натья Шастрой .
- Фарли Ричмонд , Кутияттам: Санскритский театр Индии (издательство Мичиганского университета, 2002). CD-ROM с видео и текстом.
- Раджендран С., «Традиционный санскритский театр Кералы» (Университет Каликута, 1989)
- Виржини Йохан, «Кутту-Кутияттам: классические театры Кералы». Обзор истории театра 216, 2002–4: 365–382.
- Виржини Йохан, «Для театра глаз: пример Индии». За кулисами 33 , 2006: 259–274.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Wikiquote:Гуру Мани Мадхава Чакьяр/Кутияттам
- Кудияттам: междисциплинарный подход к живому санскритскому театру Кералы
- Шульман, Дэвид (24 ноября 2012 г.), «Создание и разрушение Вселенной за двадцать девять ночей» , The New York Review of Books