Воздух во дворе
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2018 г. ) |
Air de cour был популярным типом светской вокальной музыки во Франции в период позднего Возрождения и раннего барокко , примерно с 1570 по 1650 год. Примерно с 1610 по 1635 год, во время правления Людовика XIII , это была преобладающая форма светской вокальной музыки. вокальный состав во Франции, особенно при королевском дворе.
Функции
[ редактировать ]Впервые термин air de cour был использован в книге Адриана Ле Роя « Airs de cour miz sur le luth» («Книга придворных мелодий для лютнов»). [ 1 ] сборник нот, опубликованный в 1571 году. Самые ранние примеры этой формы относятся к сольному голосу в сопровождении лютни ; [ 2 ] к концу XVI века обычно встречаются четыре или пять голосов, иногда сопровождаемых (или инструментальное сопровождение могло быть необязательным); а к середине 17 века большинство аров снова было для сольного голоса с аккомпанементом. Начиная с 1608 года, airs de cour часто заимствовались из балетов de cour — формы балета, которая быстро становилась популярной при французском дворе.
В музыкальном плане они были строфическими , т. е. последовательные стихи текста были наполнены одинаковой музыкой. В то время как более ранняя музыка, особенно для нескольких голосов, была полифонической , примерно после 1610 года музыка обычно была гомофонной , исполнялась слогово и без размера , с явным влиянием mesurée musique , которая возникла в Париже около 1570 года. Существуют сборники, которые значительно отклоняются от однако эти тенденции; несколько типографий специализировались на полифонических арах де кур в начале 17 века, а Le Roy & Ballard опубликовало восемь томов, которые являются монофоническими - для одного голоса без аккомпанемента .
Airs de cour демонстрирует на удивление небольшое влияние итальянских тенденций раннего барокко монодии и мадригала , как в его полифонической, так и в концертной форме. пользовались большим влиянием в Германии Это тем более удивительно, что итальянские музыканты часто работали во Франции, а полифоническая и концертная формы мадригала в то же время . Эмоциональное выражение в airs de cour , по сравнению с выражением современных итальянских мадригалистов, холодное, классическое и сдержанное, что соответствует современному французскому вкусу. Вокальный диапазон музыки обычно ограничен одной октавой ; диссонанс и хроматизм редки; и общая простота выражения поражает.
Влияние air de cour распространилось за пределы Франции. Сборники издавались в Германии и, что более важно, в Англии, где переводы пользовались большой популярностью, о чем свидетельствуют несколько публикаций и копий. Существует издание с восхитительным названием: Французские придворные певцы с их англоязычными частушками , (Эдвард Филмер, 1629 г.). Air de cour оказал значительное влияние на развитие английского языка .
Атмосфера этих песен сильно отличается от английской лютневой песни, а лютневая техника имеет некоторые новые особенности. Есть нотные удары 1-го пальца как вверх, так и вниз. В журналах английского и французского лютневого общества было опубликовано несколько статей о тонкостях этого явления, а также о точном значении этого обозначения.
Композиторы
[ редактировать ]Среди композиторов air de cour были:
- Адриан Ле Рой (ок. 1520–1598)
- Николя де Ла Гротт (1530 – ок. 1600)
- Шарль Тессье (ок. 1550 г. - после 1604 г.)
- Жак Модюи (1557–1627)
- Пьер Гедрон (ок. 1570 – ок. 1620)
- Франсуа Ришар (ок. 1585–1650)
- Антуан Бессе (1586–1643)
- Этьен Мулинье (ок. 1600 – ок. 1669)
- Жан де Камбефор (ок. 1605 – 1661)
- Жак де Гуи (около 1610 г. - после 1650 г.)
- Доброкачественный из Бацилли (около 1625–1690)
- Жозеф Шабансо де ла Барр (1633–1678)
- Габриэль Батай (ок. 1575 – 1630)
- Мишель Л'Аффилар (ок. 1656–1708)
- Жан-Батист Друар де Буссе (1662–1725)
СМИ
[ редактировать ]Дискография
[ редактировать ]- Этьен Мулини: Арии с лютневой табулатурой, Первая книга (Musica Viva B000003XT6)
- Этьен Мулинье, Airs de Cour (Отпечаток пальца, изд. 13010)
- Airs de Cour, Спор пастухов/Философский камень Les Arts Florissants/Уильям Кристи (Эрато 3984-25485-2)
- Airs de Cour Orinda: песни французского ренессанса с участием Дженнифер Лейн можно послушать онлайн (бесплатно и легально!) на этом сайте.
- Антуан Бессе: Воздух, который производит так много вещей: Бессет Моники Занетти, ансамбль A Deux Violes Esgales
- Amour Cruel: мелодии Мишеля Ламбера и Себастьяна Ле Камю / Сьюзи ЛеБлан, Стивена Стаббса, Les Voix Humaines (ATMA ACD2 2216)
- Сердце, французский придворный эфир конца XVI века, Винсент Дюместр, Le Poème Harmonique (Альфа 213) [1]
Сноски
[ редактировать ]Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джон Х. Барон, «Air de cour», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Манфред Букофзер , Музыка эпохи барокко . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1947 год. ISBN 0-393-09745-5
- Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в средние века и эпоху Возрождения (Очерки музыкальной литературы, серия I). Блумингтон, Индиана. Франжипани Пресс, 1986. ISBN 0-89917-034-X
- Джинис Брукс, Куртуазная песня во Франции конца шестнадцатого века . Чикаго, Издательство Чикагского университета, 2000. ISBN 0-226-07587-7
- Первоисточники опубликовали королевские издатели Ле Рой и Баллард. В наше время Гарланд опубликовал многие из них в виде факсимиле.
- Джордж Дж. Бюлоу. История музыки барокко Indiana University Press, 2004, стр. 156–158. ISBN 0-253-34365-8
- Дайана Мори Робин; Энн Р. Ларсен, Кэрол Левин, ABC-CLIO, 2007 г. ISBN 1-85109-772-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на французском языке) musicologie.org Air de cour