Николас Ла Гротт
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( январь 2023 г. ) |
Николя де Ла Гротт (также Ла Кротт ) (1530 — ок. 1600) — французский композитор и клавишник эпохи Возрождения . Он был хорошо известен как исполнитель на органе и спинете , а также как автор шансона ; кроме того, он был одним из очень немногих французских композиторов XVI века, у которых сохранилось сочинение, написанное специально для клавира.
Жизнь
[ редактировать ]О его молодости ничего не известно; Первые записи о жизни Ла Грота относятся к 1557 году, когда он работал клавишником (органом и спинетом) у короля Наварры Антуана де Бурбона в По на юго-западе Франции. В 1562 году он получил должность при герцоге Анжуйском вместе с Гийомом Костли , а когда герцог Анжуйский стал королем Франции Генрихом III в 1574 году, Ла Гротт получил престижную должность «vallet de chambre etorganiste ordinaire».
Его репутация как органиста, кажется, была высокой; несколько писателей начала 1580-х годов, такие как Ла Круа дю Мэн и Жан Дорат , хвалили его игру. Между 1586 и 1589 годами он пытался купить землю за пределами Парижа (неизвестно, добился ли он успеха) и отправился в Тур во время осады Парижа в 1590 году, где остановился у еще не коронованного Генриха IV Французского (Анри де Наварра). Остальная часть его карьеры и обстоятельства смерти до сих пор не исследованы биографами.
Музыка
[ редактировать ]Ла Гротт был известен своими шансонами, из которых сохранилось около 100, а также игрой на клавишных, особенно на органе . Хотя известно, что он написал музыку для органа, сохранилось только одно сочинение: четырехчастная фантазия на мадригал Ancor che col partire Чиприано де Роре . Это одно из немногих французских произведений XVI века, написанных специально для клавишных инструментов. Подавляющее большинство клавишных произведений Франции XVI века представляют собой голосовые транскрипции, особенно шансона.
Шансоны Ла Гротта по стилю были переходными между французским шансоном середины века и air de cour, который должен был стать преобладающим типом светской вокальной музыки во Франции около 1600 года. Многие из его шансонов имеют заметную мелодию в супериусной партии ( самый высокий голос) с относительно простым аккордовым аккомпанементом в других голосах, что позволяет легко транскрибировать их для лютни. Действительно, именно это и произошло со многими из них, и в этом смысле шансон Ла Грота подобен более позднему air de cour, в котором голос сопровождался лютней. Кроме того, он комбинировал двойные и тройные ритмы в нерегулярных узорах, следуя декламации текста, в манере композиторов, писавших musique mesurée à l'antique , таких как Клод Ле Жен .
Первая книга шансонов Ла Грота (1569, для четырех голосов) основана на стихах Пьера де Ронсара . Его поздние шансоны задают самых разных поэтов, причем некоторые стихотворения имеют религиозный характер, в отличие от чрезвычайно светского содержания французского шансона начала и середины 16 века. Что необычно для того времени, Ла Гротт, кажется, не написал никакой музыки в специфически священных формах, включая мессу и мотет .
Многие шансоны Ла Грота были позже снова опубликованы в аранжировках для голоса и лютни, как airs de cour , под именем Адриана Ле Руа , известного французского музыкального печатника.
Ссылки
[ редактировать ]- Фрэнк Доббинс: «Николя де Ла Гротт», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 2 января 2006 г.), (доступ по подписке)
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4