Габриэль Батай
Габриэль Батай | |
---|---|
Рожденный | С июня 1574 г. по июнь 1575 г. Вероятно, в Бри , Франция. |
Умер | 17 декабря 1630 г. Париж |
Занятия |
|
Габриэль Батай (между июнем 1574 г. и июнем 1575 г.) [ 1 ] — 17 декабря 1630) — французский музыкант, лютнист и композитор аров де кур . Его не следует путать с его сыном Габриэлем II Батаем .
Биография
[ редактировать ]Аллюзии на Бри в его стихах позволяют предположить, что Габриэль Батай был уроженцем этой провинции. У него был брат Луи, портной, упомянутый в акте 1621 года. [ 2 ] и сестра Екатерина, вышедшая замуж за Дидье Дютура, хранителя счетов и сокровищ в Париже, и умершая до 1600 года. [ 3 ]
На момент женитьбы на Катрин Карре, 12 февраля 1600 года, он уже был парижанином, но в его брачном контракте было указано, что он тогда был клерком парламентского советника Жермена Рено; таким образом, он еще не был профессиональным музыкантом. [ 4 ] Когда в 1608 году Пьер I Баллар опубликовал первые тома своих Airs de différents autheurs , он, вероятно, стал таковым: с 1614 года он числился мастером музыки .
С 1617 года до своей смерти он был мастером музыки дома Анны Австрийской (1601–1666), по семестрам, попеременно с Антуаном Бессе . С последним он подписал контракт, который тоже был нацелен на этот пост, чтобы тот, кто его получит, разделил его с другим (что и произошло). [ 5 ] Ему пришлось давать показания 9 июня 1617 года на суде над Леонорой Галигаи и описывать непомерные условия, наложенные маршалом д'Анкром на музыкантов, подавших заявление об обвинении музыкантов дома королевы (целый год заработной платы ). [ 6 ]
отрывок из стихов, восхваляющих Жака Ле Февра. Батай вставил в свои «Месланжи» [ 7 ] датировано 1613 г.; по завещанию последний оставил ему 22 декабря 1627 г. часть нотной книги, в которой собраны все его произведения. [ 8 ] В 1617 и 1618 годах Батай также опубликовал отрывки стихов в начале книг Антуана Бессе. [ 9 ] и Пьер Гедрон . [ 10 ] Таким образом, необходимо видеть этих троих музыкантов в центре своей сети друзей.
5 февраля 1614 года он был свидетелем на свадьбе Жана Роше, сьера де Брео, агента Финансового совета. [ 11 ] Его дружба с Пьером I Балларом, которая способствовала его карьере, проявляется в его спонсорстве Маргариты, дочери печатника и Сансон Кулон, датированной 11 февраля 1619 года. 22 января 1624 года Габриэль Батай снова стал свидетелем свадьбы Николя Шастле (как и он музыкант королевы) с Мари Соди [ 12 ] затем, 5 февраля того же года, свидетель невесты на свадьбе Томаса Вассетца, нотариуса в Гранд Шатле , с Мари Карре, вероятно, сестрой его жены. [ 13 ]
У него было четверо живых детей: [ 14 ] Пьер, обыкновенный музыкант королевской музыки, Мадлен, [ 15 ] Габриэль II , сменивший его на посту мастера музыки королевы (что предполагает, что он получил этот заряд «выживания» от своего отца), и Франсуазу.
Его жена Катрин Карре была похоронена 8 февраля 1624 года; он умер 17 декабря 1630 года и был похоронен в церкви Сен-Поль . на следующий день [ 16 ] Он жил на улице Жоффруа-л'Анье (по крайней мере, с 1611 года). Опись его имущества, [ 17 ] составленный 14 февраля 1631 года, содержал пять лютн, 29 комплектов нот и интересную библиотеку.
Работает
[ редактировать ]Придворные арии на лютне
[ редактировать ]Самый активный период производства Батая приходится на период с 1605 по 1620 год; После этой даты и до его смерти у нас очень мало информации о его жизни. В 1608 и 1615 годах он опубликовал сборник придворных арий, составленных виднейшими мастерами того времени и переложенных им для голоса и лютни. В него вошли шесть книг, некоторые из которых были переизданы, что является признаком настоящего успеха. Вот список:
- Арии разных авторов в переложении на лютню Ж. Батая, Ier livre , RISM 1608(10), Guillo 2003 n° 1608-A.
- Арии разных авторов в постановке на лютню Ж. Батая, I книга , reed., RISM 1612(7), Guillo 2003 n° 1612-A.
- Арии разных авторов в постановке на лютню Ж. Батая, IIe livre , RISM 1609(13), Guillo 2003 n° 1609-A.
- Арии разных авторов в постановке на лютню по книге Ж. Батая IIe , reed., RISM 1614(8), Guillo 2003 n° 1614-A.
- Арии разных авторов в постановке на лютню Г. Батая IIIe livre , RISM 1611(10), Guillo 2003 n° 1611-A.
- Арии разных авторов в постановке на лютню Г. Батая IIIe livre , reed., RISM 1614(9), Guillo 2003 n° 1614-B.
- Арии разных авторов в переложении на лютню Ж. Батая, Ie livre , RISM 1613(9), Guillo 2003 n° 1613-A.
- Арии разных авторов в постановке на лютню Ж. Батая, Книга Пятая , RISM 1614(10), Guillo 2003 n° 1614-C.
- Арии разных авторов в постановке на лютню Ж. Батая VIe livre , RISM 1615(11), Guillo 2003 n° 1615-A [ 18 ]
- Ансамбль был переиздан в факсимиле Минковым в Женеве; Кроме того, дважды публиковалась подборка произведений: французские эры из «Арий разных авторов» Габриэля Батая (1608-1618), изд. Питер Уорлок (Лондон: Издательство Оксфордского университета, около 1926 г.) В «Airs de cour» для голоса и лютни (1607–43), изд. А. Верчали (Париж: Société Française de Musicologie , 1961).
Они содержат в основном арии де кур, автономные или отрывки из балетов, представленных в то время при дворе Франции. Есть также девять псалмов, переведенных на стихи Филиппом Депортом .
В этих куртуазных мелодиях Батай взял немало произведений Пьера Гедрона . Разумеется, он включил в свои сборники несколько собственных сочинений. Он проявил уважение к оригинальной вокальной мелодии, значительно украсив ее. Играя на лютне, он уважал оригинальную басовую партию, но легче адаптировал промежуточные голоса.
Многие произведения из этих коллекций вошли в сборники современных духовных арий, таких как « La Pieuse Alouette» печатника Жана Вервлие (Валансьен, 1619–1621), что является признаком довольно широкого распространения.
Арии свои
[ редактировать ]Габриэль Батай также сочинял свои собственные мелодии.
- 16 мелодий для четырех голосов, сгруппированных в начале Airs à quatre разных авторов и составленных Пьером Балларом (Париж: Pierre I Ballard, 1613, RISM 1613(8), Guillo 2003 No 1613-B).
- 34 мелодии для одного голоса, опубликованные в 1615 и 1626 годах, из которых 21 появляется в Airs de cour et de différents auteurs [1-я книга] (Париж: Пьер Баллард, 1615, RISM 1615 (12), Гийо 2003, № 1615-B). .
- Под его именем в упомянутых выше сборниках, изданных между 1608 и 1615 годами, содержится 43 мелодии для голоса и лютни, написанные им самим для лютни. Среди этих напевов есть 10 псалмов на стихи Депорта, которые Вершалий все приписывает Батаю, тогда как под его именем опубликован лишь последний (в сборнике 1615-А).
- Еще 9 мелодий для голоса и лютни, изданных между 1617 и 1620 годами, в следующих сборниках:
- Арии разных авторов, отдельно включенные в лютневую табулатуру (7-я книга) (Париж: Пьер I Баллард, 1617, RISM 1617 {(8), Guillo 2003, № 1617-A).
- То же, (8-я книга) (то же, 1618, RISM {(9), 1618-A).
- Арии разных авторов, отдельно включенные в лютневые табулатуры (9-я книга) (там же, 1620, RISM 1620(11), Guillo 2003 n° 1620-A).
В этих последних сборниках некоторые мелодии взяты из современных придворных балетов: Ballet du roi (ок. 1616), Ballet de La Liberation de Renaud (1617), Ballet de Monseigneur le Prince (1620).
Библиография
[ редактировать ]- Лоран Гийо, Пьер I Баллард и Робер III Баллард: королевские печатники музыки (1599–1673) . Льеж: Мардага и Версаль: CMBV, 2003. 2 тт.
- Джорджи Дюрозуар. Придворный воздух во Франции, 1571-1655 гг . Льеж: Мардага, 1991.
- Дэвид Танли, Публикации Балларда, написанные разными авторами (1608–1632): некоторые размышления , Miscellanea Musicologica (Университет Аделаиды) 15 (1988), стр. 15. 100–113.
- Маргарет Макгоуэн, Искусство придворного балета во Франции, 1581–1643 гг . Париж: Éditions du CNRS, 1978.
- Музыканты Парижа 1535–1792 по файлу Лаборда. [ 19 ] [ 20 ] Опубликовано Иоландой де Броссар. [ 21 ] Париж: Пикард, 1965.
- Мадлен Юргенс, Документы из центрального протокола истории музыки, 1600–1650 гг . [ 22 ] Париж: 1967, 1974.
- Мишель Ле Моэль. Исследование музыки короля и нескольких его великих офицеров с 1600 по 1660 год . Диссертация Школы чартов , 1954 г.
- Андре Вершали, Габриэль Батай и его личная работа для голоса и лютни , Revue de Musicologie 26 (1947), стр. 1–24 и 72–88.
- Фернан Хайем, Маршал д’Анкр и Леонора Галигай. Биографическая заметка г-на Абеля Лефранка . Париж: Plon, Nourrit et Cie, 1910.
- Жюль Экоршевиль, Документы о гражданском состоянии музыкантов, обнаруженные в Шатле де Пари . Париж: Л. М. Фортен, 1907.
- Джал, Огюст. Критический биографический и исторический словарь, Vol. 1 (АК) . Париж: 1967.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Согласно его показаниям на суде над Леонорой Галигай: 9 июня 1617 г. ему исполнилось 42 года.
- ^ Париж ANF: MC XVIII, 172, цитата из Jurgens 1974 p. 305.
- ↑ Кроме того, неизвестно, был ли Габриэль родственником Дэмиена Батая, клерка часовни простого пения короля, о котором 13 июня 1547 года сообщалось о его зарплате в 22 лита и 10 солей за октябрь 1547 года. Ср. . Парижский БНФ (г-жа): г-жа. фр. 5127 ф. 41v, цитата из Handy 2008 (стр. 236).
- ↑ Брачный контракт с Катрин Карре, дочерью купца. Он жил на улице де ла Шанврери. Париж ANF: MC III, 463, цитата из Jurgens 1967 (стр. 305).
- ^ Париж ANF: MC XV, 26, контракт от 2 марта 1617 г., цитата из Jurgens 1974 (стр. 129).
- ^ Хайем 1910 (стр. 256-257).
- ^ RISM L 1434, Гильо 2003, № 1613-I.
- ^ Париж ANF: MC LIV, 510, цитата из Jurgens 1974 (стр. 156),
- ^ RISM B 3272, Гильо 2003, № 1617-C.
- ^ RISM G 4823, Гильо 2003, № 1618-C; Эти три документа переписаны в Верчалах 1947 г. (стр. 4–77);
- ^ Париж ANF: MC II, 80, цитата из Jurgens 1967 (стр. 305).
- ^ Париж ANF: Y 164 ф. 239, инсинуация от 15 мая 1624 г., цитата из Écorcheville 1907 (стр. 26–27),
- ^ Париж ANF: MC V, 61, цитата из Jurgens 1967 (стр. 306).
- ^ К этому добавлен ребенок, умерший в младенчестве в 1611 году, цитируемый Верчали 1947 (стр. 3), после файла Лаборда, упоминание не найдено в Brossard 1975.
- ↑ Она стала крестной матерью племянницы в 1618 году (ср. Brossard 1965 (стр. 22)) и жены Матье Лалемана, рядового музыкальной палаты Короля: MC LXXXVII, 452, цитируется по Verchaly 1947 (стр. 9),
- ^ Январь 1867 г. (стр. 125);
- ^ Париж ANF: MC LXXXIV, 114, цитата из Jurgens 1967, (стр. 307), примечание 1.
- ^ Этот сборник мелодий, «положенных на лютню», был продолжен двумя сборниками мелодий разных авторов, «положенными на лютню самими собой» (Книги VII-VIII, 1617-1618), а затем 8 сборниками мелодий, «положенных на лютню». А. Бессе» (книги IX-XVI, 1620-1643). Между тем Жан Бойе и Этьен Мулинье опубликовали по сборнику придворных мелодий в такой форме (1621 и 1624 гг.).
- ^ Музыканты Парижа. 1535-1792 (отчет) о Персее (веб-портал) | Персей
- ^ Музыканты Парижа 1535–1792 гг.
- ^ Иоланда де Броссар на data.bnf.fr
- ^ Центральные минутные записи, относящиеся к истории музыки, 1600–1650 гг., На сайте academia.edu.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Габриэль Батай в опере барокко
- Моя несветлая пастушка на Филидоре
- Кто хочет избавиться от мигрени на data.bnf.fr
- Дискография Габриэля Батая на Discogs
- Габриэль Батай о HOASM
- Габриэль Батай в энциклопедии Ларусса
- ТАЙР РАЗНЫХ АВТЕВРОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ГАБРИЭЛЕМ БАТАЙ... в книгах Google
- Бесплатные партитуры Габриэля Батая в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)