Жан Бойе (композитор)
Жан Бойе (родился до 1600 г. - умер в 1648 г.) был французским скрипачом и композитором, работавшим в Париже в первой половине 17 века.
Его не следует путать с Ноэлем Бойером, который был мастером музыки герцогини Савойской и который в 1631 году пытался сменить Поля Оже на посту суперинтенданта музыки королевской палаты. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Первое упоминание о Жане Бойере происходит, когда он вмешался в отношении своего двоюродного брата Жана Бернара (ок. 1631 - после 1711), который отказался от своих обязанностей кантора Королевской палаты и часовни в пользу Жана. В законе уточняется, что Жан Бойер был сыном покойного Филиберта Бойера, прокурора парламентского суда, и что он «имеет опыт в музыкальном искусстве, даже в игре на лютне и альтах». [ 2 ]
Лишь в феврале 1617 года он появился в балете де кур , сочинив в том же году арию для неопознанного балета и еще одну для Ballet des Forgerons . Он участвовал в создании других балетов: в 1618 году арию для «Балета де ла Фоли», а затем еще одну для «Балета господина де Немура», в 1621 году арию для неопознанного балета и еще одну для «Балета Индийцев», наконец, в 1626 году для Ballet du Grand bal de la Douairière de Billebahaut .
Посвящение его книг арий, опубликованных в 1619 и 1621 годах, показывает, что он, вероятно, работал на Генриха I, герцога Немурского (1572–1632), который был обычным распорядителем королевских балетов и мог представить его двору в более активно, чем ему позволяла кантора.
13 декабря 1629 года он был назначен ординарным секретарем Королевской палаты. [ 3 ] и 18 февраля 1636 года он получил половину гонорара обычного скрипача из Королевского дома, принадлежавшего Габриэлю Канье, старому , после отставки последнего. Эта плата принесла ему 450 литров за семестр. [ 4 ] Он также стал рядовым музыкантом королевы Анны Австрийской с годовым заработком в 1200 литров.
Тем временем умер Генрих Савой-Немурский, и Бойе, похоже, примкнул к дому Гастона Орлеанского , брата короля. Два сборника песен, которые он опубликовал в 1636 и 1642 годах, раскрывают связи с его окружением.
7 января 1640 года Жан Бойе купил дом в Виссусе , к югу от Парижа. [ 5 ] В феврале он женился на Жанне Эмар (вдове Джеймса де Мезьера). [ 6 ] У него была сестра Маргарита, замужем за Франсуа Готье, прокурором парламента, брат Леон, конюший, советник короля и военный инспектор, и единоутробная сестра Сюзанна Могарс, жена Жана Биго, юриста в парламенте. Возможно, последний принадлежал к семье Андре Могарса (ок. 1580 – ок. 1645), известного альтиста.
Он умер в мае 1648 года, когда еще был рядовым Музыкального короля и королевы. Его инвентарь после смерти (16 мая 1648 г.) был найден. [ 7 ] В то время он жил на улице Мармусе. В этом инвентаре обнаружены две теорбы, лютня, две альты, две гитары, блокфлейты, а в Виссусе еще теорба, виолончель, гобой и мюзет.
Во время его женитьбы [ 8 ] его музыкальные книги включали светские и духовные произведения Клода Ле Жена , лютневые табулатуры, мелодии и песни, светские песни Ролана де Лассуса или их духовные пародии, а также итальянские мадригалы. Значительная часть духовных противоречий может свидетельствовать о том, что он был протестантом.
В 2019 году лютнист Флорис Дерикер и его ансамбль Ratas del Viejo Mundo посвятили целый компакт-диск «Chansons à boire» и «Airs de Cour» Жана Бойера.
Работает
[ редактировать ]Придворные арии
[ редактировать ]Бойер опубликовал несколько сборников полифонических мелодий (для четырех голосов или для голоса и лютни), изданных под его именем или в коллективных сборниках. Он проявил прекрасную изобретательность и настоящую чувствительность к выразительности текстов, которые он вкладывал в музыку. [ 9 ]
- Мелодии разных авторов, сами по себе заключенные в лютневые табулатуры. Восьмая книга . Париж: Пьер I Баллар , 1618. 1 т. 4°. RISM 1618 exp 9 и S 3419, Guillo 2003, № 1618-A.
- Включает 8 арий Бойера, среди других арий Пьера Гедрона , Антуана Бессе , Поля Оже, Винсента, Гран-Рю, Николя Синьяка , Саворни и Клода Гроба .
- Выходит в 4-х частях парижанина Жана Бойера . [Первая книга]. Париж: Пьер I Баллар, 1619. 4 тт. 8° обязателен RISM B 4181, Гильо 2003, № 1619-B.
- Посвящение принцу Анри I, герцогу Немурскому , герцогу Женевуа и Немурскому, с различными вступительными произведениями, восхваляющими Бойера, одним из них самого Бойера и одним из его анаграммы «J'é bon air». Издание с предисловием Томаса Леконта: Версаль: CMBV, 2003 ( Cahiers de musique , E01).
- Содержит 37 арий, в том числе одну из « Балета господина де Немура» (1619 г.), одну из «Балата де ла Фоли» (1618 г.), одну из «Балата Форжеронов» (1617 г.) и три духовные пьесы, сгруппированные вместе в конце.
- Арии парижанина Жана Бойера, собственноручно переложенные в лютневую табулатуру . Париж: Пьер Баллар, 1621. 1 т. 4°. RISM B 4182, Гильо 2003, № 1621-D.
- Посвящение г-же Анне де Лотарингии , герцогине Женевуа и Немурской, со строфами на арии М. Бойера "ДИ"
- Содержит 27 пьес для голоса и лютни, одну из неопознанного балета, другую из « Балета месье де Немура» (1619 г.) и три духовные пьесы, сгруппированные вместе в конце. В этом сборнике представлено множество созвучий с его мелодиями для одного голоса.
- Второй сборник мелодий в 4-х частях Жана Бойера . Париж: Пьер I Баллард, 1627. 4 тт. 8° обязателен Пропал без вести в RISM, Гильо, 2003 г., номер 1627-A.
- Посвящение г-ну Л'Арше, председателю Счетной палаты, с четверостишием, подписанным «IDM», и октавой, подписанной Ш. Морен.
- Содержит 36 пьес, включая несколько застольных песен, сгруппированных в конце. только партия Taille Известна , но остальные голоса примерно пятнадцати голосов можно реконструировать с помощью контрафактов , опубликованных в Philomèle séraphique (Турне: Адриен Кенке, 1632 и 1640).
Более того, между 1618 и 1628 годами его мелодии вставлены в сборники эфиров на один голос:
- III книга придворных песен и разных авторов [1 т.]. Париж: Пьер I Баллар, 1619. 1 т. 8°. RISM 1619 exp 10, Guillo 2003, № 1619-A.
- Содержит девять мелодий Бойера, среди арий Пьера Гедрона , Антуана Бессе , Габриэля Батая , Винсента, Гран-Рю, Николя Синьяка, Саворни, Клода Гроба и Поля Оже.
- Эфиры разных авторов [1 т.]. Париж: Пьер Баллар, 1621. 1 т. 8°. RISM 1621 exp 13, Гильо 2003 1621-B.
- Содержит восемь мелодий Бойера, включая балетную сказку, а также придворные и застольные мелодии Клода Гроба, Grand-Rue и Sauvage.
- Пятая книга придворных эфиров и разных авторов [1 т.]. Париж: Пьер Баллар, 1623/1624. 1 том. 8°. RISM 1623 exp 5, Гильо 2003, № 1623-B.
- Содержит от четырех до десяти арий Бойера, а также других арий Антуана Бессе и Гран-Рю.
- VII книга придворных эфиров и разных авторов [1 т.]. Париж: Пьер Баллар, 1626. 1 т. 8°. RISM 1626 exp 11, Guillo 2003, № 1626-B. Издание переиздано в 1628 году (RISM 1628 exp 8, Guillo 2003, № 1628-B).
- Содержит две мелодии Бойера, среди французских и испанских мелодий Этьена Мулинье , Антуана Боэссе, Франсуа Ришара , Бокана, Гийома Барберона , Габриэля Батая или Жака Лефевра. В переиздании 1628 года мелодии Бойера стали анонимными.
- VIII книга придворных эфиров разных авторов [1 т.]. Париж: Пьер Баллар, 1628. 1 т. 8°. RISM 1628 exp 9, Гильо 2003, № 1628-C.
- Содержит 27 арий Бойера, среди которых придворные и застольные мелодии Антуана Бессе, Поля Оже и Франсуа Ришара.
Песни
[ редактировать ]
Песни, изданные Бойером, более поздние и менее сложные, чем его мелодии:
- Сборник застольных и танцевальных песен Жана Бойера из «Музыки королевской комнаты» и «Королевы» [1-2 т., 1-я книга]. Париж: Пьер Баллар, 1636. 1 т. 8°. RISM B 4183, Гильо 2003, № 1636-D.
- Посвящение г-ну де Флотту, рядовому дворянину из дома Гастонов, герцога Орлеанского , с некоторыми вступительными отрывками.
- Содержит 26 застольных песен для двух голосов, в том числе три для Гастона Орлеанского, и 25 танцевальных песен для одного голоса.
- II сборник танцевальных и застольных песен Жана Бойера из «Музыки царской палаты» [1-2 т.] . Париж, Роберт III Баллард, 1642. 1 т. 8°. RISM B 4184, Гильо 2003, № 1642-B. Это издание было собрано в 1644 году Робертом III Баллардом (Guillo 2003 n° 1644-E) и в 1699 году Кристофом Баллардом (Guillo 2003 n° 1699-F).
- Содержит 31 танцевальную песню, четыре танцевальные куранты, две сарабанды, все одноголосные, и семь танцевальных песен для двух голосов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О нем см. Юргенс 1974 (стр. 105 и 324) и Букет 2010 (стр. 14). Massip 1976 предполагает (стр. 140–142), что Леон был никем иным, как братом Жана и что он сменил бы его на посту скрипача в Палате после его смерти в 1648 году.
- ^ Париж AN: MC/ET/LXXIII/168, ф. 1304 (21 сентября 1611 г.), частично цитируется Cazaux 2002 (стр. 92).
- ↑ Об этом свидетельствует сертификат, подписанный Анри де Савойей, приложенный к его описи после смерти.
- ↑ Акт цитируется в его описи после смерти: Paris AN, MC VI, 241, номер 24 (16 мая 1648 г.), цитируется по Юргенсу 1967 г. (стр. 288), оригинал не сохранился.
- ^ Париж ANF: MC/ET/C/190, цитируется по Юргенсу (стр. 288).
- ↑ Контракт от 7 февраля 1644 г.: Париж ANF: MC/ET/XXXIII/282, цитируется по Юргенсу 1967 г. (стр. 287), и инвентаризация имущества мужа 10 февраля следующего года.
- ^ Париж ANF: MC/ET/VI/241, частично переписано в Jurgens 1967 (стр. 286–288).
- ^ Стенограмма описи книг Юргенса, 1967 г. (стр. 287).
- ↑ О его композиторских качествах см. Durosoir 1991 (стр. 157–161).
Библиография
[ редактировать ]- Кристель Казо, Музыка при дворе Франсуа I. Париж: Школа Шартов; Туры: программа Ricercar, 2002 г.
- Мари-Тереза Буке, Некоторые франко-пьемонтские музыкальные отношения в 17 и 18 веках , в «Исследованиях классической французской музыки» 10 (1970), стр. 5–18.
- Джорджи Дюрозуар, «Воздух во Франции», 1571–1655 гг . Льеж: Мардага, 1991.
- Лоран Гийо: Пьер I Баллард и Роберт III Баллард: королевские печатники для музыки (1599–1673) . Льеж: Мардага и Версаль: CMBV, 2003. 2 тт. ISBN 2-87009-810-3 .
- Мадлен Юргенс, Документы из центрального протокола истории музыки, 1600–1650 гг . 1: Исследования IX. Париж: Национальный архив, 1967.
- Мадлен Юргенс, Документы из центрального протокола истории музыки, 1600–1650 гг . 2: Этюды XI-XX. Париж: Национальный архив, 1974.
- Катрин Массип , Жизнь парижских музыкантов во времена Мазарини (1643-1661): социальный очерк . Париж: Пикард, 1976.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жан Бойе о «Царстве Астре»
- Жан Бойе в опере в стиле барокко
- Музыкант с оригинальным талантом : Жан Бойе в «L'air de Cour en France»: 1571–1655 гг.