Джордж Данден или растерянный муж
Джордж Данден или муж Расстроенный [ 1 ] ) — французская комедия-балет в трёх действиях Мольера на музыку Жана-Батиста Люлли , хореографию Пьера Бошана и архитектуру/постановку Карло Вигарани и Анри де Жисси . [ 2 ] Премьера состоялась в Версальском дворце , ее увидели Людовик XIV и гости, числом, возможно, до 3000 человек. [ 3 ] 18 июля 1668 года во время Королевского дивертисмента Le Grand (Grand Royal Entertainment), организованного придворным финансистом Жаном-Батистом Кольбером , в честь заключения мира по Аахенскому договору . [ 4 ] Без балета и музыки комедия предстала перед парижской публикой в театре Пале-Рояль с 9 ноября 1668 года.
Придворный историк Андре Фелибьен так резюмировал пьесу в официальной брошюре (1668 г.): «Речь идет о том, что богатый крестьянин, женившийся на дочери сельского джентльмена, не получает ничего, кроме презрения со стороны своей жены, а также своего красивого отца. и тещи, которые приняли его в зятя только из-за его имущества и богатства». [ 5 ]
Современный ученый Ролан Рачевскис резюмировал это так: «Действие сосредоточено на горе [Жоржа Дандена], богатого крестьянина, который вступил в мезальянс, женившись на Анжелике, дочери пары карикатурных провинциальных дворян, месье и мадам де Сотенвиль. [последний играл в женском переодевании] ... Дандену приходится неоднократно терпеть унижение признания социального превосходства Сотенвиллей и извиняюсь перед женой, которая все время делает ему рога». [ 6 ]
Что касается претензий Дандена на роль нувориша , особенно его костюма (в исполнении драматурга Мольера), описанного в описи труппы М. Е. Сули: «Штаны и плащ из светло-коричневой тафты с таким же воротником; все украшено с кружевом и серебряными пуговицами, такой же поясок из малинового шелка; еще один камзол из разноцветной парчи и серебряного кружева, чтобы носить поверх него; большой ерш и туфли». [ 7 ] По этому поводу Роже Шартье писал: «Такой костюм, в котором нет ничего крестьянского, можно было бы сразу признать эпатажной, вынужденной, старомодной имитацией аристократического наряда». (Чартье, 1994, стр. 302) [ 8 ]
Персонажи и оригинальный актерский состав
[ редактировать ]- Жорж Данден ( George Dandin ), муж Анжелики: Мольер
- Анжелика ( Анжелика ), жена Жоржа Дандена: мисс Арманда Бежар Мольер
- Сэр Сотенвиль ( месье де Сотенвиль ), отец Анжелики: Дю Круази
- Миссис Сотенвиль ( мадам де Сотенвиль ), жена сэра Сотенвиля: Луи Бежар , позже Андре Юбер (оба мужчины -переодетые мужчины ) [ 9 ]
- Клитандра ( Clitandre ), обаятельный галантный, влюбленный в Анжелику: Ла Гранж
- Клодин , служанка Анжелики: мадемуазель де Бри
- Любен , слуга Клитандра: Торильер
- Колин , слуга Дандина
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ В переводе Джеймса Ф. Гейнса, 2002 г.
- ^ Барбара Койман, «Социальный танец на Версальском празднике 1668 года : контекст архитектуры и исполнения», Early Music (май 1998 г.), 281.
- ^ Джерри Маккарти, Театры Мольера (Routledge, 2002), 125.
- ^ Барбара Койман, «Социальный танец на Версальском празднике 1668 года : контекст архитектуры и исполнения», Early Music (май 1998 г.), 267.
- ^ Андре Фелибьен, Сообщение о Версальском празднике восемнадцатого июля 1668 года (Париж, Пьер Ле Пети, 1668).
- ^ Джеймс Ф. Гейнс, изд., Энциклопедия Мольера (Нью-Йорк: Гринвуд, 2002), 196. ISBN 0313312559
- ^ Цитируется по Мадлен Юргенс и Элизабет Максфилд-Миллер, Сто лет исследований Мольера, его семьи и актеров его труппы (Париж: SEVPEN, 1963), 567.
- ^ Роджер Шартье, «Жорж Данден, или социальное в представлении», Анналы: История, социальные науки , 49/2 (1994), 277-309 (302).
- ^ Джулия Прест, Театр при Людовике XIV: перекрестный кастинг и представление гендера в драме, балете и опере (Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, 2006), 31–32. ISBN 978-1-4039-7518-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]