Розали Левассер

Мари-Роуз-(Клод-)Жозеф [ 1 ] Левассёр (или Ле Вассёр ), известная в своё время как мадемуазель Розали , [ 2 ] и позже обычно называемая Розали Левассер (8 октября 1749 - 6 мая 1826), была французской сопрано , которую больше всего помнят по ее работе с композитором Кристофом Виллибальдом Глюком .
Биография
[ редактировать ]Родившись в Валансьене в 1749 году, она впервые появилась в Парижской опере в возрожденной опере Кампра « Галантная Европа» в 1766 году. После ничем не примечательного начала своей карьеры, когда она появлялась лишь в второстепенных ролях, таких как Амур в «Бертоне» и «Процессе». Теониса (1767 г. ) и Борда Ла « Ismène et Isménias» (1770 г.) [ 3 ] ее статус в компании быстро улучшился после прибытия Глюка в Париж в 1774 году.
Новый маэстро и действующая примадонна Софи Арну терпеть не могли друг друга. [ 4 ] в то время как Левассер была любовницей австрийского посла и соотечественника Глюка Флоримона де Мерси-Аржанто , который, кроме того, оказал сильное влияние на дофину Марию-Антуанетту , бывшую ученицу пения немецкого капельмейстера . [ 5 ] Сначала «Мадемуазель Розали» снова получила незначительную роль (гречанки) на премьере «Ифигении в Авлиде» в апреле, но четыре месяца спустя она исполнила гораздо более важную партию Купидона в «Орфее и Эвридике» , будучи наделенной второй дополнительная ария. В следующем году она сменила у Арну главные партии Ифигении и Эвридики в новой версии первой оперы и в возрождении второй, после чего ее повысили до главного сопрано труппы, и ей было поручено создание заглавных партий. в последующих основных операх Глюка: «Альцеста» 23 апреля 1776 г., «Армида» 23 сентября 1777 г. и «Ифигения ан». Таврический 18 мая 1779 года. [ 6 ] Она также появлялась в операх соперника Глюка Никколо Пиччинни , а также Иоганна Кристиана Баха , Андре Гретри и Антонио Саккини .
В 1783 году она передала Антуанетте Сен-Юберти роль Армиды в опере Саккини «Рено» после ее третьего исполнения, и неизвестно, пыталась ли она после этого возобновить свою ведущую позицию в Парижской опере. [ 3 ] просто все реже и реже появляясь в пробуждениях. В июне 1784 года она в последний раз выступала при дворе на гала-вечере в честь короля Швеции Густава III . [ 7 ] и официально вышел в отставку в 1785 году. [ 3 ]
Джулиан Раштон описывает Левассера как «скорее мощного, чем гибкого певца, с хорошим умением держаться на сцене, хотя и с непривлекательными чертами лица». [ 6 ]
Она умерла в Нойвиде-на-Рейне в 1826 году.
Созданы другие роли
[ редактировать ]- 1768: Спинетт Венетьенне Доверня в [ 8 ]
- 1770: Флор на празднике Флоры в суде
- 1774: Амур в Азолане работы Флоке.
- 1775: Прокрис в «Цефале» и «Прокрис» Гретри .
- 1775: Хлоя на Кифере, осажденная Глюком ( завершено Пьером Монтаном Бертоном )
- 1775: Бавкида в «Филемоне и Бавкиде Госсека »
- 1777: главная роль в Эрнелинда, принцесса Норвежская» (3-я редакция). опере Филидора «
- 1778: Анжелика в «Ролане Пиччинни »
- 1779: Ориана в опере «Амадис де Голль» Баха И. К.
- 1780: главная роль в «Андромахе» Гретри.
- 1780: Андромеда в Персее Филидора
- 1782: главная роль в опере Лемойна «Электр »
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Так заявил Раштон 1992 ; Кампардон 1880 , с. 127 и Питу 1985 , с. 347, сообщайте вместо «Мари-Клод-Жозеф» (последней написано без тире); и, наконец, Продом 1916 , с. 211 , указано «Мария Роуз Жозеф».
- ↑ Не путать с другой «мадам Розали» (полное имя которой было Розали де Сент-Эвре), которая почти в тот же период работала в « Итальянской комедии» в качестве комического оперного сопрано.
- ^ Jump up to: а б с Особенно 1985 , с. 347–349
- ↑ Сообщается , что мадемуазель Арну, которая настаивала на том, чтобы в «Ифигении в Авлиде» пелись новые великие арии вместо вечного речитатива, сварливый Глюк однажды ответил, что, прежде всего, нужно уметь петь ( Антония Фрейзер , Мария Антониетта. La solitudine di una regina , Милан, Мондадори, 2004, стр. 130. ISBN 88-04-51311-X ).
- ^ Питу 1985 , стр. 347–349. Мария-Антуанетта взошла на трон как супруга королевы в мае 1774 года после смерти ее деда Людовика XV , из-за чего французские театры были закрыты, а первый показ «Ифигении в Авлиде» был прерван после ее четвертого представления. .
- ^ Jump up to: а б Раштон 1992 , с. 1158
- ^ Prod'homme 1916 , стр. 239 и след. .
- ^ Оригинальное либретто, с. 4 (бесплатный доступ онлайн на сайте Gallica — BNF ).
Источники
- Кампардон, Эмиль, изд. (1880). «Левассер (Мари-Клод-Жозеф, известная как Розали)» . Королевские комики итальянской труппы за последние два столетия: неопубликованные документы, собранные в Национальном архиве (на французском языке). Полет. II. Париж: Берже-Левро. стр. 127–139.
- Питу, Шпиль (1985). Парижская опера. Энциклопедия опер, балетов, композиторов и исполнителей – рококо и романтика, 1715–1815 гг . Вестпорт/Лондон: Greenwood Press. ISBN 0-313-24394-8 .
- Жак-Габриэль Прод'омм (апрель 1916 г.). «Розали Левассер, посол оперы». Музыкальный ежеквартальный журнал . 2 (2): 210–243. дои : 10.1093/mq/ii.2.210 . JSTOR 737954 .
- Раштон, Джулиан (1992). «Лифтер, Розали». В Стэнли Сэди (ред.). Оперный словарь Нью-Гроув . Лондон. ISBN 0-333-73432-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )