Пэрис и Хелен
Пэрис и Хелен ( Итальянское произношение: [ˈpaːride ed ˈɛːlena] ; Париж и Елена ) — опера Кристофа Виллибальда Глюка . Это третья из так называемых реформаторских опер Глюка для Вены после «Орфей и Эвридика» и «Альцеста» и наименее часто исполняемая из трех. Как и его предшественники, либретто было написано Раньери де Кальзабиджи . Опера повествует о событиях между Судом Париса и бегством Париса и Елены в Трою . Премьера состоялась в Бургтеатре 3 ноября 1770 года в Вене.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 3 ноября 1770 г. [ 1 ] (Дирижер: – ) |
---|---|---|
Парид ( Парис , сын Приама царя Трои ) | сопрано кастрированное | Джузеппе Миллико |
Елена ( Елена ), царица Спарты | сопрано | Катерина Шиндлер |
Аморе ( Купидон ), под именем Эрасто, доверенное лицо Елены. | сопрано ( в трансвестите ) | Тереза Шорт |
Афина Паллада , богиня | сопрано | Габриэлла Тальяферри |
Троянец | сопрано |
Краткое содержание
[ редактировать ]Герой Парис находится в Спарте , избрав Афродиту выше Геры и Афины , принося Афродите жертву и добиваясь, при поощрении Эрасто, любви Елены . Пэрис и Хелен встречаются в ее королевском дворце, и каждый поражен красотой другого. Она призывает его судить спортивные соревнования, и когда его просят спеть, он делает это, восхваляя ее красоту, признавая, что цель его визита - завоевать ее любовь. Она увольняет его. В отчаянии Парис умоляет ее, и она начинает уступать. В конце концов, благодаря вмешательству Эрасто, который оказывается Купидоном , она уступает, но Афина Паллада (Афина) предупреждает их о грядущем горе. В финальной сцене Парис и Елена готовятся отправиться в Трою .
Арии
[ редактировать ]Арии из оперы, имеющие самостоятельное концертное существование, включают минорное признание Париса в любви «O del mio dolce ardor» («О моей нежной любви») в первом акте. Вторая его ария — «Spiagge amate» («Любимые берега»). Во втором акте, опять же в миноре, Парис опасается, что может потерять Елену в «Le belle immagini» (Прекрасное подобие), а в четвертом предпочел бы смерть жизни без Елены: «Di te scordarmi, e vivere» ( Забыть тебя и жить). Роль Пэрис сопряжена с трудностями при подборе актеров, поскольку она написана для относительно высокого голоса кастрата . Арии Парижа были адаптированы для теноров с транспозицией на октаву ниже или присвоены сопрано и меццо-сопрано .
Ария «O del mio dolce ardor» была переложена для оркестра Чайковским в октябре 1870 года. [ 2 ]
История выступлений
[ редактировать ]После премьеры в Бургтеатре в Вене в 1770 году до 1800 года в Вене было еще 25 представлений (по сравнению с более чем 100 его «Орфеем и Эвридикой» и более чем 70 « Альцестами» ).
Похоже, что Глюк не привез эту оперу в Париж — он был в Париже с 1773 года, но в это время она там не исполнялась.
Опера была поставлена в Неаполе в 1777 году, но других постановок не наблюдалось до 1901 года, когда она была возобновлена в Праге, и 1905 года, когда она была поставлена в Гамбурге (на немецком языке, в сокращенном двухактном варианте). Тем не менее критик New York Times написал, что оно было исполнено в Берлине в 1863 году. [ 3 ] [ н 1 ]
Первое исполнение оперы в США состоялось в 1954 году в Ратуше Манхэттена. [ 5 ] Еще одна постановка была дана в Музыкальном колледже Маннеса в Нью-Йорке в 1991 году. [ 6 ]
В Великобритании первое выступление состоялось в Манчестере в ноябре 1963 года. [ 7 ] Судя по всему, лондонская премьера состоялась 21 октября 2003 года в Барбикан-холле . [ 8 ]
Время от времени проводились концертные выступления, а за одним в 1983 году последовала запись. Опера была поставлена в театре Дроттнингхольм в Стокгольме в 1987 году с Магдаленой Коженой в роли Пэрис. [ 9 ] [ 10 ]
В 2014 году Essential Opera исполнила оперу в Торонто и Китченере , Канада. [ 11 ] [ 12 ]
Театр «Одиссей» поставил оперу в Бостоне в феврале 2019 года. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Бэмптонская классическая опера планирует исполнить оперу летом 2021 года. [ 19 ] выступления 2020 года перенесены. [ 20 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Критик, возможно, имел в виду концерт в Берлине 28 ноября 1863 года, когда Ганс фон Бюлов дирижировал своей аранжировкой увертюры « Париж и Елена » с Рихардом Вагнером в зале. Вагнер записал в своих мемуарах : «Поскольку Бюлову нужно было подготовиться к концерту, я снова отправился кататься в красивой карете наедине с Козимой [фон Бюлов, которая позже вышла замуж за Вагнера]. На этот раз мы замолчали, и все шутки прекратились. Мы молча смотрели друг другу в глаза, и сильное стремление к полнейшему признанию истины заставило нас признаться, не требуя никаких слов, в том несоизмеримом несчастье, которое тяготило нас. Со слезами и рыданиями мы скрепили клятву принадлежать каждому. Только одно это сняло тяжесть с наших сердец. Наступившее глубокое спокойствие дало нам возможность присутствовать на концерте без какого-либо чувства угнетения. По сути, это чувственное и жизнерадостное исполнение небольшой концертной увертюры Бетховена (до мажор). мажор) вместе с очень искусной аранжировкой увертюры Ганса Глюка к Пэрис и Хелен даже сумели привлечь мое пристальное внимание. [ 4 ]
Записи
[ редактировать ]- Франко Бонисолли (Париж), Илеана Котрубаш (Елена), Габриэле Фонтана (Паллада), Сильвия Гринберг (Любовь); Симфонический оркестр и хор ORF, Лотар Загросек (Орфео, 2002)
- Магдалена Кожена (Париж), Сьюзен Гриттон (Хелен), Кэролайн Сэмпсон (Любовь), Джиллиан Вебстер (Паллада/Троян); Габриэли Консорт и игроки, Пол Маккриш (Архив Deutsche Grammophon, 2005) [ 21 ] [ 22 ]
- Париж: Лайош Козма, Елена: Магда Ласло , Эрос/Аристео: Валерия Мариконда, Молодой троян: Лоренца Канепа, Паллада: Линда Вайна, Троян: Доро Антониоли. Миланский хор и оркестр RAI — дирижер: Марио Росси . Записано 5 сентября 1968 года. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Роли и премьерный состав оригинального либретто: Paride e Елена, драма на музыку , Вена, Траттнерн, 1770, доступно бесплатно онлайн на веб-сайте Австрийской национальной библиотеки .
- ^ «О, del mio dolce ardor (Глюк)» . Чайковское исследование . Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Олин Даунс (10 января 1954 г.). «РЕДКАЯ ОПЕРА ГЛЮКА: «ПАРИЖ И ЕЛЕНА» В США ПРЕМЬЕРА» . Нью-Йорк Таймс . ПроКвест 113158247 . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ ДиГаэтани, Джон Луи (2013). Рихард Вагнер: Новый взгляд на музыкальную жизнь . МакФарланд и Ко. с. 145. ИСБН 9780786445448 .
- ^ Ховард Таубман (16 января 1954 г.). «Работа Глюка покорила США через 183 года после венской премьеры» . Нью-Йорк Таймс . ПроКвест 113158247 . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Журнал New York Magazine, 8 апреля 1991 г., стр. 103.
- ^ «Язык Глюка – воплощение его цели» . Таймс . 28 ноября 1963 г. с. 17 . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ «Опера», декабрь 2003 г., стр. 1530-32.
- ^ «Paride ed Елена («Париж и Елена»)» . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O003956 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Хью Каннинг (28 августа 1998 г.). «Требуется миллиардер для ночей страсти» . Таймс . п. 36 . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ «Париж и Елена» . Проверено 12 декабря 2020 г.
- ^ Лесли Барча (28 сентября 2014 г.). «Париде эд Елена: празднование дня рождения Глюка» . барчаблог . Проверено 12 декабря 2020 г.
- ^ «Глюк: Парид эд Елена | Одиссея Опера» . www.odysseyopera.org . Архивировано из оригинала 23 июня 2018 года.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Об опере: Парид эд Елена» . Ютуб . 6 февраля 2019 г.
- ^ Кевин Уэллс (18 февраля 2019 г.). «Ромком-реформа: опера Одиссея «Paride ed Елена» » . Бахтрек . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Кейт Пауэрс (18 февраля 2019 г.). «Преамбула Глюка к Троянской войне современна по духу» . Классический голос Северной Америки . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Стивен Ледбеттер (18 февраля 2019 г.). «Глюк рассказывает великолепную историю о соблазнении» . Бостонский музыкальный разведчик . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Джордж Лумис (21 февраля 2019 г.). «Очень серьезная оперная реформа» . Новый критерий . Проверено 20 мая 2020 г.
- ↑ Салазар, Дэвид (16 марта 2020 г.). Бэмптонская классическая опера представляет актерский состав для предстоящей постановки Глюка, OperaWire . Проверено 22 апреля 2020 г.
- ^ «Париж и Елена» . Проверено 15 ноября 2020 г.
- ^ Джон фон Рейн (29 июля 2005 г.). «Глюк: Париде и Елена» . Чикаго Трибьюн . Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Джек Камнер (перепечатано из Fanfare журнала ). «Глюк: Парид Эд Елена / МакКриш, Козена, Гриттон» . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Paride ed Елена , RAI Milan, 1968 на YouTube
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Paride ed Елена : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Либретто