Лодовико Агостини
Лодовико Агостини (1534 — 20 сентября 1590) — итальянский композитор, певец, священник и учёный эпохи позднего Возрождения . Он был близким сподвижником двора Феррары Эстенсе и одним из наиболее искусных представителей прогрессивного светского стиля, развившегося там в конце 16 века.
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Ферраре и провел там большую часть своей жизни. Он был внебрачным сыном Агостино Агостини . [ 1 ] певец и священник Феррары, в основном действовавший в 1540-х годах. Лодовико, возможно, какое-то время учился в Риме , судя по свидетельствам опубликованного там мадригала, и стал священником. К 1572 году он пел в часовне Феррарского собора , а к 1578 году состоял на жалованье у герцога Альфонсо II д'Эсте , одного из самых известных покровителей музыки конца 16 века. Очевидно, Лодовико был фаворитом герцога и оставался у него на службе до конца своей жизни.
В 1580-х годах он был учителем композиции у герцога Мантуанского ; Гульельмо Гонзаги книгу мадригалов Агостини посвятил ему . Гонзага сам стал композитором мадригалов и, кроме того, был близким соратником Палестрины .
Агостини был в хороших отношениях со многими представителями аристократии, а также со знаменитыми поэтами Тассо и Гуарини , и другими придворными музыкантами, включая Луццаско Луццаски , самого известного из феррарских мадригалистов .
Сохраняя связь с крайне светским двором Эстенсе, он также сделал выдающуюся церковную карьеру, в конечном итоге став монсеньором и апостольским протонотарием .
Музыка и влияние
[ редактировать ]Феррара в 1580-х и 1590-х годах была одним из самых развитых и изысканных в музыкальном отношении городов Европы. Под покровительством герцога Альфонсо II д'Эсте двор превратился в место музыкальных экспериментов с группой виртуозных певиц ( concerto di donne ), доступной столь же виртуозной группе композиторов, в которую входили Луццаски, Агостини и другие композиторы. 1590-е годы, Карло Джезуальдо . Все они писали музыку для удовольствия небольшой группы ценителей, включая самого герцога. В этой утонченной атмосфере процветал авангардный стиль музыки, и Агостини был одним из самых смелых в музыкальном плане в группе. В некотором смысле сцена в Ферраре напоминала деятельность в Авиньоне в конце 14 века, которая породила музыкальный стиль, известный как ars subtilior ; действительно, феррарская сцена напоминает некоторые движения 20-го и 21-го веков.
Агостини любил музыкальные загадки, головоломки, неожиданности и двусмысленность, и его многочисленные музыкальные сборники демонстрируют это. Enigmi musici и L'echo, et enigmi musici — это каноны , которые нужно разгадывать с помощью загадок. [ 2 ] полный необычных хроматических прогрессий, инструментальных вставок и других музыкальных диковин. Некоторые из его книг мадригалов написаны виртуозным певческим стилем, очевидно, предназначенным для трёх нынешних участниц concerto di donne ( Лауры Певерара , Анны Гуарини и Ливии д’Арко ). Его третья книга мадригалов для шести голосов (1582 г.), по-видимому, является самым ранним собранием реального репертуара этого ансамбля.
Агостини также был автором сольной песни; поскольку многие придворные исполнители были не только певцами, но и инструменталистами (например, Ливия д'Арко была виртуозной игрой на скрипке ) , он писал как для лютни , так и для скрипки в качестве аккомпанемента сольным певцам.
Хотя литургическая музыка Агостини не сохранилась (возможно, ни одна из них не была написана), одно из его последних произведений — « Le lagrime del peccatore» , постановка стихов Луиджи Тансильо , как набор духовных мадригали ; по замыслу, если не по музыкальным средствам, он похож на набор «Лагрим ди Сан Пьетро» Орландо ди Лассо , также основанный на стихах Тансилло.
Агостини умер в 1590 году, а в 1598 году умер Альфонсо, и Феррара была присоединена к Папской области , что фактически положило конец музыкальным экспериментам там. [ 3 ] [ 4 ]
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ^ Кателийне Шильц; Би Джей Блэкберн; Бонни Дж. Блэкберн (2007). Каноны и канонические техники, 14-16 века: теория, практика и история рецепции; Материалы международной конференции, Левен, 4-6 октября 2005 г. Издательство Питерс. п. 358. ИСБН 9789042916814 . OCLC 1073273498 . Архивировано из оригинала 2 июня 2019 года . Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Страс, Лори (2005). История старинной музыки, Том 24 . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Сэди, Стэнли Сэди, изд. (1980). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Macmillan Publishers Ltd. ISBN 1-56159-174-2 .
- ^ Риз, Гюстав (1954). Музыка эпохи Возрождения . WW Norton & Co. ISBN 0-393-09530-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Опасные грации: Женщины-музыканты при дворах Феррары и Пармы, 1565–1589 гг. Содержит биографии Агостино и Луццаски, а также обширную информацию об участниках Concerto di Donne .
- Бесплатные партитуры Лодовико Агостини в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)