Роберт Эскарпит
Робер Эскарпит , родился 24 апреля 1918 года в Сен-Макере ( Жиронда , Франция ) — 19 ноября 2000 года в Лангоне (Жиронда), французский учёный, писатель и журналист. Он наиболее известен публике своими сатирическими статьями в таких газетах, как Le Monde , в которых он писал около двадцати колонок в месяц с 1949 по 1979 год. [1]
Жизнь
[ редактировать ]Молодость
[ редактировать ]Детство и юность Эскарпит провел в Жиронде . В восемнадцать лет (1936 г.) он решил изучать английский язык, скорее по необходимости и интересу, поскольку хотел продолжить учебу. Он закончил аспирантуру, аспирантуру и аспирантуру, получив степень доктора литературы . Он работал учителем средней школы в Аркашоне (Жиронда) с 1943 по 1945 год. Как специалист по английской литературе , он является автором около пятидесяти книг, включая художественную литературу и социологические эссе и романы.
Журналист
[ редактировать ]Эскарпит стал известен своими сатирическими рассказами в Le Monde и как литературный критик многих журналов, обозреватель в Le Matin 1983 году, затем Sud-Ouest .
Профессор и социолог
[ редактировать ]После Второй мировой войны он был генеральным секретарем и директором Французского института Латинской Америки в Мексике . Позже он был доцентом английского языка и профессором сравнительной литературы на факультете искусств Бордо (1951–1970) и основателем Социологического центра литературы, открывшегося в 1960 году (позже Институт литературы и искусства массовых технологий).
Эскарпит был научным руководителем проекта «Международный словарь литературных терминов» (DITL V.2), текущего проекта, финансируемого Международной ассоциацией сравнительного литературоведения, продолженного с 1988 года Жаном-Мари Грассеном . [2]
По его собственным словам: «Чтобы измерить ставки письма, нужно понять, что такое чтение, как получить текстовое сообщение. Это строго научный подход». Он опубликовал статьи в журнале Белградского университета « Филолошки преглед » в 1963 году. Его книга «Социология литературы» ( французский : La социология де ла литература ), опубликованная на французском языке в 1958 году, была переведена на 23 языка.
В 1965 году он написал по заказу ЮНЕСКО ( «Революцию книги» фр . La révolution du livre ). В книге, переведенной на 20 языков, анализируется феномен массовой книги в мягкой обложке и последствия прихода в мир недорогих книг. Он обнаружил, что проблему книги следует изучать как проблему общения посредством письма. Так, погрузившись в литературу по « коммуникологии », он стал одним из первых учёных, внедривших и продвигавших во Франции науку о коммуникации.
Карьера и признание СНГ
[ редактировать ]В 1960 году он основал «Центр социологии литературных фактов», который в 1965 году стал «Институтом массовых техник литературы и искусства», а в 1978 году — «Научной лабораторией информации и коммуникации» ( французский : Laboratoire des Sciences de L'information). и др. коммуникации ). Этот центр будет признан двигателем «Школы Бордо», лидера в этой дисциплине.
В 1967 году ему было поручено создать «Школу Бордо», ориентированную на социальные и социокультурные развлечения, и он был ее директором с 1970 по 1975 год.
В 1972 году в сотрудничестве с другими писателями, исследователями и учеными, в том числе Жаном Мейриа и Роланом Бартом, он создал группу давления , цель которой — добиться академического признания информационных и коммуникационных наук.
Это привело к созданию Комитета по информатике и коммуникации, который стал Французским обществом информатики и коммуникации (SFSIC).
Эскарпит стал президентом Университета Бордо и профессором информатики и коммуникаций с 1975 по 1978 год.
Его исследования и теория информатики и коммуникации.
[ редактировать ]В 1976 году он был пионером, по крайней мере во Франции, выпустившим «Общую теорию информатики и коммуникации». Это исследование, в котором представлен обзор информатики и коммуникации на сегодняшний день, остается важной книгой для всех, кто интересуется этой областью науки. Это подтверждает необходимость учета как информационных явлений, так и документации в целом, и тех, которые относятся к коммуникации.
Как он сам говорит: «Для меня информация — это содержание общения, а общение — это носитель информации». [3]
Политическая приверженность
[ редактировать ]Роберт Эскарпит был активистом SFIO ( Французской секции международного сотрудничества) во времена Народного фронта . Участвуя во французском Сопротивлении , он участвовал в 1945 году в боях Медока с Бриградом Карно . Он был редактором газеты Le Canard enchaîné во время войны за независимость Алжира . Последователь Французской коммунистической партии (ФКП), Роберт Эскарпит в конечном итоге стал членом Регионального совета Аквитании (1986–1992) и советником по спискам ФКП.
Эскарпит был соучредителем «Общества франко-албанской дружбы», директором газеты «Албания » (Албания), поддерживал коммунизм в Албании . В марте 1990 года он опубликовал в ежедневной газете Le Monde свое видение будущего тогдашних коммунистических стран в связи с перестройкой . Сравнивая коммунистические партии с церквями, полезными для того, чтобы услышать другой голос, но ставшими жертвами их бюрократического функционирования и стратегий сохранения устройства, он процитировал Рамиза Алиа , преемника Энвера Ходжи во главе Албанской Лейбористской партии в сентябре 1989 года, который подтвердил, что «... .Дебаты и конфронтация идей, решений, альтернатив, практик вполне нормальны». [4]
Писатель
[ редактировать ]Эскарпит получил в 1960 году премию «Peinture fraîche». Он опубликовал несколько романов, в том числе « Молодой человек и ночь» (Jeune Homme et la nuit) (1980) и «Прекрасный день, чтобы умереть » (Un si beau jour pour mourir) (1992).
В 1964 году он опубликовал один из своих самых известных романов « Литтератрон» . Minitricule последовал после смены правительства в 1968 году и высмеивал политиков и бизнесменов.
В 1980-х годах он писал детские книги, которые сам иллюстрировал, включая серию Rouletabosse . Затем он написал трилогию « Путешествия Азембата, бискайского моряка» ( фр . Voyages d'Azembat, marin de Gascogne ).
В 1953 году, с согласия Жана Брюэля, директора-основателя парижского Бато Муш , Робер Эскарпит написал биографию вымышленного Жана-Себастьяна Муша , в которой он одновременно сотрудничал с Жоржем-Эженом Османом , изобретателем речных судов, и создатель полицейской инспекции, специализирующейся на разведке, «печенья». На приеме в честь столетия Жана-Себастьяна Муша присутствовал даже министр.
Котировки
[ редактировать ]*Секуляризм — это универсальная доступность человеческого наследия, это закон, согласно которому каждый человек является хозяином своей собственности и что ее собственность находится там, где есть люди.
- Вполне вероятно, что если какая-нибудь случайность лишит меня ноги, у меня нет другого ресурса, чтобы не потерять равновесие, так как я получаю одного искусственного [Бога] и полагаюсь на него, как на истинного. Эта ортопедическая концепция божественности не лишена силы, и я уважаю ее так же, как и анестезирующую концепцию, которая верит в вашу [Богу] помощь умереть.
- Нет никаких доказательств того, что Ты [Бог] не будешь маленьким розовым слоненком, рожденным изо рта моего метафизического леса.
- Это литературное произведение, обладающее способностью к измене.
— Литературное и социальное , 1978.
Публикации
[ редактировать ]- Социология литературы , Париж, Presses Universitaires de France, 1958.
- Юмор (L'Humour), Париж, Presses Universitaires de France, 1960 [10-е издание: 1994 г.]
- Революция книги (La Révolution du livre), Париж, ЮНЕСКО, 1965 г. [2-е издание, исправленное и обновленное: ЮНЕСКО, 1969 г.]
- Литературное и социальное: элементы социологии литературы, под ред. Роберт Эскарпит. Париж, Фламмарион, 1970 г. Новое издание: Фламмарион, 1977 г. (5-е поле социологической области)
- Зови меня Тереза , Париж, Фламмарион, 1975 год.
- Французская книга: Международный год книги 1972 года, балансовый отчет, подготовленный под руководством Жюльена Кейна, Роберта Эскарпита, Анри-Жана Мартена. Париж, правительственная типография, 1972 г.
- The Written and communication , Париж, Presses Universitaires de France, 1973. [4-е издание: 1983].
- Книга вчера, сегодня, завтра, Париж, Р. Лаффон; Лозанна, Граммон, 1975. (Основная тема библиотеки Лаффона; 37) [Содержит текст интервью с Робертом Эскарпитом].
- Общая теория информации и коммуникации , Париж, Hachette, 1976. [Новое издание под названием: Информация и коммуникация: общая теория, Hachette, 1991. (Hachette Communication University.)].
- Теория политической и практической информации, Париж, Сей, 1981.
- Белая книга по коммуникации , Talence, LASIC, 1982.
Библиография
[ редактировать ]- Мари-Франс Бланке, Робер Эскарпит, SavoirsCDI , апрель 2008 г. [5]
- Жан Мейриа, Роберт Эскарпит, Документация и науки Inforcom , Документалист - Информационные науки, 2000, том. 37, №5-6, с.|326-328.
- Жан Девез и Анн-Мари Лолан, Интервью с Робертом Эскарпитом в 1992 году , опубликованное SFSIC.
- Жан Девез, «Исчезновение мастера-основателя» , Hermès (CNRS), 2001.
- Анн-Мари Лолан, Вокруг Роберта Эскарпита: бурление Бордо (1960-1972) , Париж, Hermès (CNRS), 2007.
- Протоколы Дня памяти Роберта Эскарпита от 23 октября 1998 г., Коммуникация и организация (ISIC-GRECO, Университет Бордо 3), специальный выпуск, выпуск 2e, семестр 2000 г.
- Николь Робин, Дань памяти Роберту Эскарпиту, академику, писателю, журналисту , Бордо, PUB, 2001.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Николь, Робин (2001), Посвящение Роберту Эскарпиту , Talence: Presses universitaire de Bordeaux, ISBN 2-911185-06-4
- ^ DITL www.ditl.info
- ^ Жан Девез и Анн-Мари Лолан, Интервью с Робертом Эскарпитом в 1992 году , опубликовано SFSIC.
- ↑ См. его статью в Le Monde от 14 марта 1990 года с любопытным названием: «Для избранного коммуниста, не являющегося членом Коммунистической партии, события в Восточной Европе поднимают некоторые вопросы, которые мы должны попытаться рассмотреть хладнокровно».
- ^ www.cndp.fr