Сенсорный анализ
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Октябрь 2021 г. ) |
Сенсорный анализ (или сенсорная оценка ) — это научная дисциплина, которая применяет принципы планирования эксперимента и статистического анализа к использованию человеческих чувств ( зрения , обоняния , вкуса , осязания и слуха ) для целей оценки потребительских товаров. Эта дисциплина требует наличия групп людей-оценщиков, на которых тестируются продукты и которые записывают полученные ими ответы. Применяя статистические методы к результатам, можно сделать выводы и получить представление об тестируемых продуктах. Большинство крупных компаний, производящих потребительские товары, имеют отделы, занимающиеся сенсорным анализом. Сенсорный анализ можно в основном разбить на три подраздела:
- Аналитическое тестирование (работа с объективными фактами о продуктах)
- Аффективное тестирование (работа с субъективными фактами, такими как предпочтения)
- Восприятие (биохимические и психологические аспекты ощущений)
Аналитическое тестирование
[ редактировать ]Этот тип тестирования направлен на получение объективных фактов о продуктах. Это может варьироваться от базового тестирования на распознавание (например, отличаются ли два или более продукта друг от друга?) до описательного анализа (например, каковы характеристики двух или более продуктов?). Тип комиссии, необходимой для такого типа тестирования, обычно представляет собой обученную комиссию.
Существует несколько типов сенсорных тестов. Самым классическим является сенсорный профиль. В этом тесте каждый дегустатор описывает каждый продукт с помощью анкеты. Анкета включает список дескрипторов (например, горечь, кислотность и т. д.). Дегустатор оценивает каждый дескриптор каждого продукта в зависимости от интенсивности дескриптора, который он воспринимает в продукте (например, 0 = очень слабый или 10 = очень сильный). В методе профилирования «Свободный выбор» каждый дегустатор строит свою анкету.
Другое семейство методов известно как целостное , поскольку оно ориентировано на общий внешний вид продукта. Это случай категоризации и дневного сна .
Аффективное тестирование
[ редактировать ]Этот тип тестирования, также известный как потребительское тестирование , направлен на получение субъективных данных или того, насколько хорошо продукты могут быть приняты. Обычно для такого типа тестирования набираются большие группы (50 и более) неподготовленного персонала, хотя более мелкие фокус-группы для получения более глубокого представления о продуктах можно использовать и . Диапазон тестирования может варьироваться от простого сравнительного тестирования (например, что вы предпочитаете, А или Б?) до структурированных вопросов относительно степени принятия индивидуальных характеристик (например, оцените «фруктовый аромат»: не нравится|ни|не нравится).
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2009 г. ) |
См. также
[ редактировать ]- Европейская сенсорная сеть
- Качество и предпочтения еды
- Журнал сенсорных исследований
- Симпозиум по сенсорным наукам в Пэнгборне
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- ASTM MNL14 «Роль сенсорного анализа в контроле качества», 1992 г.
- ISO 16820 Сенсорный анализ. Методология. Последовательный анализ.
- ISO 5495 Сенсорный анализ. Методология. Парные сравнения
- ISO 13302 Сенсорный анализ. Методы оценки изменения вкуса пищевых продуктов из-за упаковки.
- Методы сенсорной оценки - Мортен К. Мейлгаард, Гейл Вэнс Сивилл, Б. Томас Карр - 4-е издание, 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ISO 67.240 – Сенсорный анализ – Серия стандартов ISO
- Практика сенсорной оценки ; Герберт Стоун, Джоэл Л. Сайдел