Психология питания
Часть серии о |
Психология |
---|
![]() |
Психология питания — это психологическое исследование того, как люди выбирают пищу, которую они едят ( выбор еды ), а также еды и пищевого поведения. [1] Психология питания — это прикладная психология , использующая существующие психологические методы и открытия для понимания выбора пищи и пищевого поведения. [2] Факторы, изучаемые пищевой психологией, включают тягу к еде , сенсорные ощущения от еды, восприятие продовольственной безопасности и безопасности пищевых продуктов , цену, доступную информацию о продукте, такую как маркировка пищевой ценности , и среду покупок (которая может быть физической или онлайн). Психология питания также охватывает более широкие социокультурные факторы, такие как культурные взгляды на еду, [3] осведомленность общественности о том, «что представляет собой устойчивое питание », [4] и маркетинг пищевых продуктов , включая « пищевое мошенничество », когда ингредиенты намеренно мотивируются ради экономической выгоды, а не ради пищевой ценности. [5] [6] Считается, что эти факторы взаимодействуют друг с другом вместе с историей выбора продуктов питания человеком, формируя новый выбор продуктов питания и пищевое поведение. [5]
Считается, что развитие выбора продуктов питания можно разделить на три основные категории: свойства продуктов питания, индивидуальные различия и социокультурные влияния. [1] [7] Психология питания изучает психологические аспекты индивидуальных различий, хотя из-за взаимодействия между факторами и различий в определениях психологию питания часто изучают наряду с другими аспектами выбора продуктов питания, включая психологию питания . [7]
По состоянию на 2022 год [update]Специализированных журналов по психологии питания не существует, а исследования публикуются как в журналах по питанию, так и в журналах по психологии. [4] [8]
Пищевое поведение, которое анализируется пищевой психологией, включает в себя расстройство пищевого поведения , поведение, связанное с пищевой неофобией , а также публичную трансляцию еды ( мукбанг ). [9] [10] [11] Психология питания широко изучалась с использованием теорий когнитивного диссонанса и ошибочных рассуждений . [9] [12]
COVID-19
[ редактировать ]Психология питания использовалась для изучения того, как пандемия COVID-19 повлияла на пищевое поведение во всем мире . Было обнаружено изменение пищевых предпочтений из-за COVID-19, которое оказало как благотворное, так и вредное влияние на выбор продуктов питания. [13] [14] Исследования в Испании и Саудовской Аравии выявили снижение потребления обработанных пищевых продуктов и нездоровой пищи , а также более высокий уровень устойчивых диет. [15] [13] тогда как было обнаружено, что жители Великобритании и студенты университетов США меньше влияют на выбор продуктов питания в семье, чаще перекусывают и в целом увеличивают потребление нездоровой пищи. [14] [16] В исследовании, проведенном в Великобритании, 48% жителей сообщили об увеличении потребления пищи, особенно высокоэнергетических продуктов, и такой же процент сообщил об увеличении тяги к еде. [17] Также наблюдалось увеличение запасов продовольствия и снижение влияния знакомства на выбор продуктов питания. [13] [16]
В то время как некоторые участники, похоже, преуспели в этом контексте благодаря более здоровому образу жизни и принятию решений, другие набрали вес, испытывали недостаток в разнообразном питании и боролись с расходами на еду. [16]
Обзор 2020 года показал, что наибольшие последствия COVID-19 для выбора продуктов питания связаны с карантином , потерей доходов, ведущей к снижению продовольственной безопасности, и тяжелыми утратами из-за COVID-19. [18] Например, одно исследование, проведенное в Иране, показало, что 61% выборки населения испытывает отсутствие продовольственной безопасности, что является следствием как экономических, так и психологических последствий. [19]
Было обнаружено, что потребность человека в закрытости , психологическая мера стремления к уверенности, предсказывает накопление запасов еды и ее расточительство . [20] Исследование, проведенное в Чили, показало, что повышенная тревожность является предиктором потребления фаст-фуда и выпечки, что позволяет предположить, что эмоциональное переедание усилилось из-за COVID-19. [21] Для сравнения, британское исследование показало, что более низкий уровень контроля тяги к еде является наиболее точным предиктором увеличения потребления высокоэнергетических сладких и соленых продуктов, наряду с эмоциональным перееданием, эмоциональным недоеданием , ощущением сытости и удовольствием от еды, которые считаются плохими предикторами. [17]
Тенденция к накоплению или накоплению продуктов питания также была объяснена с помощью теории запланированного поведения , используя данные, собранные во Вьетнаме , которые предполагают, что восприятие высокого риска коррелирует с накоплением продуктов питания и паническими покупками . [22] Восприятие нехватки еды было обнаружено выше у женщин в США , чем у мужчин в США, и выше у индийских мужчин по сравнению с индийскими женщинами, что позволяет предположить, что страна проживания может быть модератором того, как пол влияет на потребность в еде, исходя из ролей в семье. [20]
Италия
[ редактировать ]Во время пандемии COVID-19 Италия уделяла особое академическое внимание исследованиям выбора продуктов питания, поскольку эта страна была одной из наиболее сильно пострадавших от COVID-19. Результаты одного исследования показали, что «около 40% [итальянского] населения считают, что укрепление иммунной защиты с помощью питания не важно для снижения риска заболевания коронавирусом». [23] Результаты опроса показывают, что кулинарное поведение увеличилось, а потребление нездоровой пищи сократилось. [24] наряду с повышенным общественным интересом к вопросам устойчивого развития, включая экологически чистые продукты питания . [25]
Этноцентризм был предложен в качестве объяснения значительных изменений в выборе продуктов питания и пищевом поведении итальянцев во время COVID-19. [26]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шеперд, Р.; Раатс, М., ред. (2006). Психология выбора еды . дои : 10.1079/9780851990323.0000 . ISBN 9780851990323 .
- ^ Карфора, Валентина; Сисия, Джанни; Коннер, Марк (20 сентября 2021 г.). «Редакционная статья: Помните об устойчивом питании: новые идеи в пищевой психологии» . Границы в психологии . 12 : 725579. doi : 10.3389/fpsyg.2021.725579 . ISSN 1664-1078 . ПМЦ 8488082 . ПМИД 34616341 .
- ^ де Риддер, Дениз; Гиллебарт, Марлин (август 2022 г.). «Как чрезмерное потребление еды пошатнуло наши представления о еде как о приятном занятии» . Современное мнение в психологии . 46 : 101324. doi : 10.1016/j.copsyc.2022.101324 . ISSN 2352-250X . ПМИД 35339981 .
- ^ Jump up to: а б Карфора, Валентина; Сисия, Джанни; Коннер, Марк (20 сентября 2021 г.). «Редакционная статья: Помните об устойчивом питании: новые идеи в пищевой психологии» . Границы в психологии . 12 : 725579. doi : 10.3389/fpsyg.2021.725579 . ISSN 1664-1078 . ПМЦ 8488082 . ПМИД 34616341 .
- ^ Jump up to: а б Цай, Фу-Шэн; Вэнь, Сяо-Вэй; Шривастава, Шалини (18 ноября 2021 г.). «Редакционная статья: Психология безопасности пищевых продуктов и потребления» . Границы в психологии . 12 : 767212. doi : 10.3389/fpsyg.2021.767212 . ISSN 1664-1078 . ПМЦ 8638618 . ПМИД 34867669 .
- ^ Миллс, СДХ; Таннер, LM; Адамс, Дж. (9 января 2013 г.). «Систематический обзор литературы о влиянии рекламы продуктов питания и напитков на поведение, отношения и убеждения взрослого населения, связанные с едой и напитками». Обзоры ожирения . 14 (4): 303–314. дои : 10.1111/обр.12012 . ISSN 1467-7881 . ПМИД 23297736 . S2CID 24310212 .
- ^ Jump up to: а б Чен, Пин-Джейн; Антонелли, Марта (18 декабря 2020 г.). «Концептуальные модели выбора продуктов питания: факторы влияния, связанные с продуктами питания, индивидуальными различиями и обществом» . Еда . 9 (12): 1898. doi : 10.3390/foods9121898 . ISSN 2304-8158 . ПМЦ 7766596 . ПМИД 33353240 .
- ^ ван ден Хеувел, Эмми; Ньюбери, Энни; Эпплтон, Кэтрин (12 января 2019 г.). «Психология питания в пожилом возрасте: фокус на пищевой неофобии» . Питательные вещества . 11 (1): 151. дои : 10.3390/nu11010151 . ISSN 2072-6643 . ПМК 6356997 . ПМИД 30642027 .
- ^ Jump up to: а б Онг, Энди Суи-Джин; Фруэр, Линн; Чан, Мэй-Йен (15 мая 2015 г.). «Когнитивный диссонанс в еде и питании – обзор» . Критические обзоры в области пищевой науки и питания . 57 (11): 2330–2342. дои : 10.1080/10408398.2015.1013622 . ISSN 1040-8398 . ПМИД 25976736 . S2CID 4138376 .
- ^ ван ден Хеувел, Эмми; Ньюбери, Энни; Эпплтон, Кэтрин (12 января 2019 г.). «Психология питания в пожилом возрасте: фокус на пищевой неофобии» . Питательные вещества . 11 (1): 151. дои : 10.3390/nu11010151 . ISSN 2072-6643 . ПМК 6356997 . ПМИД 30642027 .
- ^ Киркабурун, Каган; Харрис, Эндрю; Каладо, Филиппа; Гриффитс, Марк Д. (06 января 2020 г.). «Психология просмотра мукбанга: обзор академической и неакадемической литературы» . Международный журнал психического здоровья и наркомании . 19 (4): 1190–1213. дои : 10.1007/s11469-019-00211-0 . ISSN 1557-1874 . S2CID 209893148 .
- ^ Кестер, Эгон Питер (июль 2003 г.). «Психология выбора еды: некоторые часто встречающиеся заблуждения». Качество и предпочтения продуктов питания . 14 (5–6): 359–373. дои : 10.1016/s0950-3293(03)00017-x . ISSN 0950-3293 .
- ^ Jump up to: а б с Хешам, Фазель; Риад, Харизи; Сихем, Наср Хуаджа (13 апреля 2021 г.). «Что мы узнали о влиянии пандемии COVID-19 на поведение потребителей?» . Устойчивость . 13 (8): 4304. doi : 10.3390/su13084304 . ISSN 2071-1050 .
- ^ Jump up to: а б Пауэлл, Патрисия К.; Лоулер, Шели; Дарем, Джо; Каллертон, Кэтрин (июнь 2021 г.). «Выбор продуктов питания студентами университетов США во время COVID-19» . Аппетит . 161 : 105130. doi : 10.1016/j.appet.2021.105130 . ISSN 0195-6663 . ПМЦ 9756128 . PMID 33484787 . S2CID 231667509 .
- ^ Альварес-Гомес, Кармен; Из Ла-Игеры Магдалена; Ривас-Гарсия, Лоренцо; Диас-Кастро, Хавьер; Морено-Фернандес, Хорхе; Лопес-Фриас, Магдалена (14 октября 2021 г.). «Изменил ли COVID-19 образ жизни и пищевые привычки населения Испании после карантина?» . Еда . 10 (10): 2443. doi : 10.3390/foods10102443 . ISSN 2304-8158 . ПМЦ 8535706 . ПМИД 34681491 .
- ^ Jump up to: а б с Снаггс, Сара; МакГрегор, Софи (апрель 2021 г.). «Принятие решений о еде и питании в условиях изоляции: как и на кого повлиял Covid-19?» . Качество и предпочтения продуктов питания . 89 : 104145. doi : 10.1016/j.foodqual.2020.104145 . ISSN 0950-3293 . ПМЦ 7685931 . ПМИД 33250586 .
- ^ Jump up to: а б Бакленд, Никола Дж.; Суиннертон, Люси Ф.; Нг, Квок; Прайс, Менна; Уилкинсон, Лаура Л.; Майерс, Анна; Далтон, Мишель (март 2021 г.). «Восприимчивость к увеличению потребления высокоэнергетических сладких и соленых продуктов в ответ на изоляцию COVID-19: роль контроля тяги и стратегий преодоления принятия» . Аппетит . 158 : 105017. doi : 10.1016/j.appet.2020.105017 . ISSN 0195-6663 . ПМК 8580210 . ПМИД 33161044 .
- ^ Бене, Кристоф (11 июля 2020 г.). «Устойчивость местных продовольственных систем и связь с продовольственной безопасностью – обзор некоторых важных концепций в контексте COVID-19 и других потрясений» . Продовольственная безопасность . 12 (4): 805–822. дои : 10.1007/s12571-020-01076-1 . ISSN 1876-4517 . ПМЦ 7351643 . ПМИД 32837646 .
- ^ Пакраван-Чарваде, Мохаммад Реза; Савари, Мозельм; Хан, Хайдер А; Голамрезай, Саид; Флора, Корнелия (15 марта 2021 г.). «Детерминанты уязвимости домохозяйств к отсутствию продовольственной безопасности во время карантина из-за COVID-19 в среднесрочном периоде в Иране – ОШИБКА» . Здравоохранение . Питание. 24 (7): 1972. doi : 10.1017/s1368980021000872 . ISSN 1368-9800 . ПМЦ 8094438 . ПМИД 33715666 . S2CID 232230530 .
- ^ Jump up to: а б Бризи, Амбра; Биралья, Алессандро (январь 2021 г.). « Достаточно ли у меня еды?» Как необходимость в когнитивной замкнутости и гендерном воздействии накопления запасов и пищевых отходов во время пандемии COVID-19: межнациональное исследование в Индии и Соединенных Штатах Америки» . Личность и индивидуальные различия . 168 : 110396. doi : 10.1016/j.paid.2020.110396 . ISSN 0191-8869 . ПМК 7501171 . ПМИД 32982000 .
- ^ Ландаэта-Диас, Лесли; Гонсалес-Медина, Габриэль; Агуэро, Самуэль Дуран (сентябрь 2021 г.). «Тревога, ангедония и потребление пищи во время карантина COVID-19 в Чили» . Аппетит . 164 : 105259. doi : 10.1016/j.appet.2021.105259 . ISSN 0195-6663 . ПМК 8050603 . ПМИД 33857546 .
- ^ Хой, Буй Гуй; Лонг, Нгуен Нгок (24 апреля 2020 г.). «Эмпирическое исследование о намерении копить еду во время пандемии COVID-19» . Евразийский журнал математического, научного и технологического образования . 16 (7): em1857. doi : 10.29333/ejmste/8207 . ISSN 1305-8223 . S2CID 219038977 .
- ^ Саварезе, Мариаросария; Кастеллини, Грета; Морелли, Лоренцо; Граффигна, Гендалина (февраль 2021 г.). «Болезнь COVID-19 и выбор питания: как пандемия изменит нашу пищевую психологию и привычки? Тематическое исследование итальянского населения» . Питание, обмен веществ и сердечно-сосудистые заболевания . 31 (2): 399–402. doi : 10.1016/j.numecd.2020.10.013 . ISSN 0939-4753 . ПМЦ 7577214 . PMID 33358715 .
- ^ Касо, Даниэла; Гуидетти, Маргарита; Капассо, Мириам; Кавацца, Николетта (январь 2022 г.). «Наконец-то появился шанс питаться здоровой пищей: продольное исследование потребления продуктов питания во время и после первой изоляции из-за COVID-19 в Италии» . Качество и предпочтения продуктов питания . 95 : 104275. doi : 10.1016/j.foodqual.2021.104275 . ISSN 0950-3293 . ПМЦ 8443069 . ПМИД 34539093 .
- ^ Кастеллини, Грета; Саварезе, Мариаросария; Граффигна, Гендалина (09 марта 2021 г.). «Влияние вспышки COVID-19 в Италии на стремление к устойчивому потреблению продуктов питания с точки зрения «Единого здоровья»» . Границы в питании . 8 : 622122. дои : 10.3389/fnut.2021.622122 . ISSN 2296-861X . ПМЦ 8006295 . ПМИД 33791331 .
- ^ Мильоре, Джузеппина; Риццо, Джузеппина; Скифани, Джорджо; Кватрози, Джузеппе; Ветри, Луиджи; Теста, Риккардо (22 октября 2021 г.). «Влияние этноцентризма на поведение потребителей во время пандемии COVID-19» . Экономика . 9 (4): 160. doi : 10.3390/economies9040160 . hdl : 10447/556557 . ISSN 2227-7099 .