Jump to content

Экспериментальная эстетика

Экспериментальная эстетика — область психологии, основанная Густавом Теодором Фехнером в XIX веке. Согласно Фехнеру, эстетика — это эмпирическое восприятие, которое эмпирически постижимо в свете характеристик субъекта, переживающего опыт, и характеристик объекта . Экспериментальная эстетика — вторая старейшая область исследований в психологии, психофизика . единственная более древняя — [1] В своей центральной работе «Введение в эстетику» ( Vorschule der Ästhetik ) Фехнер широко и подробно описывает свой эмпирический подход. Экспериментальная эстетика характеризуется предметным, индуктивным подходом.

Сегодня психологи и нейробиологи определяют область эстетики более узко, рассматривая восприятие, создание и оценку объектов, вызывающих сильные чувства. [2] Это специализированная область эмпирической эстетики, которая отличается использованием экспериментов для проверки причинных гипотез. Напротив, эмпирическая эстетика также включает в себя обзорные исследования, полевые наблюдения и другие неэкспериментальные методы. Эта область значительно развилась за последние несколько десятилетий. С одной стороны, посредством непрерывного развития когнитивных и эмоциональных моделей описания эстетического опыта, [3] [4] принимая во внимание различные психологические переменные. С другой стороны, посредством изысканных лабораторных экспериментов, касающихся конкретных вопросов, а также разнообразных попыток исследовать эстетические переживания в типичных для них контекстах, таких как музеи. [5] ).

Экспериментальная эстетика сильно ориентирована на естественные науки . Современные подходы в основном исходят из областей когнитивной психологии или нейробиологии (также известной как нейроэстетика ). [6]

Методология

[ редактировать ]

Анализ индивидуального опыта и поведения, основанный на экспериментальных методах, является центральной частью экспериментальной эстетики. В частности, восприятие произведений искусства, [7] музыка или современные предметы, такие как веб-сайты [8] или другие ИТ-продукты [9] изучается. Данные можно изучать и анализировать на трех уровнях:

  1. Физиологический уровень
  2. Феноменологический уровень (опыт)
  3. Поведенческий уровень

Здесь сложно придать эстетике предмета абсолютное значение. Однако можно измерить, например, какой процент испытуемых считает объект красивым или сколько предпочитают этот объект другим.

В зависимости от подхода в экспериментальной эстетике используется ряд различных методов, таких как парные сравнения , методы рангового порядка, шкалы Лайкерта и семантические дифференциалы , методы производства, статистические сравнения групп, измерения времени реакции , а также более сложные методы, такие как отслеживание движений глаз , электроэнцефалография и функциональная магнитно-резонансная томография .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фехнер, GT (1860), Элементы психофизики Breitkopf , & Härtel, Лейпциг
  2. ^ Чаттерджи, Анджан (январь 2011 г.). «Нейроэстетика: история взросления» . Журнал когнитивной нейронауки . 23 (1): 53–62. дои : 10.1162/jocn.2010.21457 . ISSN   1530-8898 . ПМИД   20175677 . S2CID   16834885 .
  3. ^ Ледер, Х. и Надаль, М. (2014). Десять лет модели эстетического восприятия и эстетических суждений: Эстетический эпизод – Развитие и проблемы эмпирической эстетики. Британский журнал психологии. 443-464. два : 10.1111/bjop.1208
  4. ^ Пеловски М., Марки П., Форстер М., Гергер Г. и Ледер Х. (2017). Переместите меня, поразите меня… порадуйте мои глаза и мозг: Венская интегрированная модель нисходящих и восходящих процессов в восприятии искусства (VIMAP) и соответствующие аффективные, оценочные и нейрофизиологические корреляты. Обзоры физики жизни. Доступно онлайн 27 февраля 2017 г., DOI: dx.doi.org/10.1016/j.plrev.2017.02.003.
  5. ^ Пеловски М., Ледер, Х., Митшке, В., Спекер, Э., Гергер, Г., Тинио, ППЛ, Вапорова, Э., Биг, Т. и Хусслейн-Арко, А. (2018). Запечатление эстетического опыта с помощью искусства инсталляции: эмпирическая оценка эмоций, оценок и мобильного отслеживания глаз в книге Олафура Элиассона «Барокко, барокко!». Пограничная психология, 9:1255. дои : 10.3389/fpsyg.2018.01255
  6. ^ Мартиндейл, К. (2007), Последние тенденции в психологическом исследовании эстетики, творчества и искусства . В «Эмпирических исследованиях искусств» , 25(2), с. 121-141.
  7. ^ Кобберт, М. (1986), Психология искусства ( психология искусства ), Научное книжное общество, Дармштадт
  8. ^ Тильш, MT (2008), Эстетика веб-сайтов. Восприятие эстетики и ее связь с содержанием, удобством использования и личностными качествами. («Эстетика веб-сайтов. Восприятие эстетики и ее связь с содержанием, удобством использования и личностными качествами.»), М. В. Виссеншафт, Мюнстер.
  9. ^ Хассенцаль, М. (2008), Эстетика в интерактивных продуктах: корреляты и последствия красоты . В HNJ Шифферштейн и П. Хеккерт (ред.): Опыт продукта. (стр. 287-302). Эльзевир, Амстердам

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аллеш, К.Г. (1987), История психологической эстетики. («История психологической эстетики»), Издательство психологии, Геттинген.
  • Аллеш, К.Г. (2006), Введение в психологическую эстетику. («Введение в психологическую эстетику»), WUV, Вена
  • Фехнер, GT (1876), Дошкольное учреждение эстетики. («Введение в эстетику»), Breitkopf & Härtel, Лейпциг
  • Кебек, Гюнтер и Шролл, Хеннинг, Экспериментальная эстетика («Экспериментальная эстетика»), Facultas Verlag, Вена, ISBN   978-3-8252-3474-4
  • Ледер Х., Белке Б., Оберст А. и Огюстен Д. (2004), Модель эстетической оценки и эстетических суждений . В Британском журнале психологии , 95, с. 489–508.
  • Надаль М. и Вартанян О. (ред.) (2022): «Оксфордский справочник по эмпирической эстетике» . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Ребер Р., Шварц Н. и Винкельман П. (2004), Беглость обработки информации и эстетическое удовольствие: является ли красота частью опыта обработки воспринимающего? В «Обзоре личности и социальной психологии» , 8, с. 364–382.
  • Сков М. и Надаль М. (ред.) (2022): «Международный справочник Routledge по нейроэстетике» . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 910a62212f00cd0c1e2d6c1fd54945fa__1714053120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/fa/910a62212f00cd0c1e2d6c1fd54945fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Experimental aesthetics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)