Экспериментальная эстетика
Экспериментальная эстетика — область психологии, основанная Густавом Теодором Фехнером в XIX веке. Согласно Фехнеру, эстетика — это эмпирическое восприятие, которое эмпирически постижимо в свете характеристик субъекта, переживающего опыт, и характеристик объекта . Экспериментальная эстетика — вторая старейшая область исследований в психологии, психофизика . единственная более древняя — [1] В своей центральной работе «Введение в эстетику» ( Vorschule der Ästhetik ) Фехнер широко и подробно описывает свой эмпирический подход. Экспериментальная эстетика характеризуется предметным, индуктивным подходом.
Сегодня психологи и нейробиологи определяют область эстетики более узко, рассматривая восприятие, создание и оценку объектов, вызывающих сильные чувства. [2] Это специализированная область эмпирической эстетики, которая отличается использованием экспериментов для проверки причинных гипотез. Напротив, эмпирическая эстетика также включает в себя обзорные исследования, полевые наблюдения и другие неэкспериментальные методы. Эта область значительно развилась за последние несколько десятилетий. С одной стороны, посредством непрерывного развития когнитивных и эмоциональных моделей описания эстетического опыта, [3] [4] принимая во внимание различные психологические переменные. С другой стороны, посредством изысканных лабораторных экспериментов, касающихся конкретных вопросов, а также разнообразных попыток исследовать эстетические переживания в типичных для них контекстах, таких как музеи. [5] ).
Экспериментальная эстетика сильно ориентирована на естественные науки . Современные подходы в основном исходят из областей когнитивной психологии или нейробиологии (также известной как нейроэстетика ). [6]
Методология
[ редактировать ]Анализ индивидуального опыта и поведения, основанный на экспериментальных методах, является центральной частью экспериментальной эстетики. В частности, восприятие произведений искусства, [7] музыка или современные предметы, такие как веб-сайты [8] или другие ИТ-продукты [9] изучается. Данные можно изучать и анализировать на трех уровнях:
- Физиологический уровень
- Феноменологический уровень (опыт)
- Поведенческий уровень
Здесь сложно придать эстетике предмета абсолютное значение. Однако можно измерить, например, какой процент испытуемых считает объект красивым или сколько предпочитают этот объект другим.
В зависимости от подхода в экспериментальной эстетике используется ряд различных методов, таких как парные сравнения , методы рангового порядка, шкалы Лайкерта и семантические дифференциалы , методы производства, статистические сравнения групп, измерения времени реакции , а также более сложные методы, такие как отслеживание движений глаз , электроэнцефалография и функциональная магнитно-резонансная томография .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фехнер, GT (1860), Элементы психофизики Breitkopf , & Härtel, Лейпциг
- ^ Чаттерджи, Анджан (январь 2011 г.). «Нейроэстетика: история взросления» . Журнал когнитивной нейронауки . 23 (1): 53–62. дои : 10.1162/jocn.2010.21457 . ISSN 1530-8898 . ПМИД 20175677 . S2CID 16834885 .
- ^ Ледер, Х. и Надаль, М. (2014). Десять лет модели эстетического восприятия и эстетических суждений: Эстетический эпизод – Развитие и проблемы эмпирической эстетики. Британский журнал психологии. 443-464. два : 10.1111/bjop.1208
- ^ Пеловски М., Марки П., Форстер М., Гергер Г. и Ледер Х. (2017). Переместите меня, поразите меня… порадуйте мои глаза и мозг: Венская интегрированная модель нисходящих и восходящих процессов в восприятии искусства (VIMAP) и соответствующие аффективные, оценочные и нейрофизиологические корреляты. Обзоры физики жизни. Доступно онлайн 27 февраля 2017 г., DOI: dx.doi.org/10.1016/j.plrev.2017.02.003.
- ^ Пеловски М., Ледер, Х., Митшке, В., Спекер, Э., Гергер, Г., Тинио, ППЛ, Вапорова, Э., Биг, Т. и Хусслейн-Арко, А. (2018). Запечатление эстетического опыта с помощью искусства инсталляции: эмпирическая оценка эмоций, оценок и мобильного отслеживания глаз в книге Олафура Элиассона «Барокко, барокко!». Пограничная психология, 9:1255. дои : 10.3389/fpsyg.2018.01255
- ^ Мартиндейл, К. (2007), Последние тенденции в психологическом исследовании эстетики, творчества и искусства . В «Эмпирических исследованиях искусств» , 25(2), с. 121-141.
- ^ Кобберт, М. (1986), Психология искусства ( психология искусства ), Научное книжное общество, Дармштадт
- ^ Тильш, MT (2008), Эстетика веб-сайтов. Восприятие эстетики и ее связь с содержанием, удобством использования и личностными качествами. («Эстетика веб-сайтов. Восприятие эстетики и ее связь с содержанием, удобством использования и личностными качествами.»), М. В. Виссеншафт, Мюнстер.
- ^ Хассенцаль, М. (2008), Эстетика в интерактивных продуктах: корреляты и последствия красоты . В HNJ Шифферштейн и П. Хеккерт (ред.): Опыт продукта. (стр. 287-302). Эльзевир, Амстердам
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аллеш, К.Г. (1987), История психологической эстетики. («История психологической эстетики»), Издательство психологии, Геттинген.
- Аллеш, К.Г. (2006), Введение в психологическую эстетику. («Введение в психологическую эстетику»), WUV, Вена
- Фехнер, GT (1876), Дошкольное учреждение эстетики. («Введение в эстетику»), Breitkopf & Härtel, Лейпциг
- Кебек, Гюнтер и Шролл, Хеннинг, Экспериментальная эстетика («Экспериментальная эстетика»), Facultas Verlag, Вена, ISBN 978-3-8252-3474-4
- Ледер Х., Белке Б., Оберст А. и Огюстен Д. (2004), Модель эстетической оценки и эстетических суждений . В Британском журнале психологии , 95, с. 489–508.
- Надаль М. и Вартанян О. (ред.) (2022): «Оксфордский справочник по эмпирической эстетике» . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Ребер Р., Шварц Н. и Винкельман П. (2004), Беглость обработки информации и эстетическое удовольствие: является ли красота частью опыта обработки воспринимающего? В «Обзоре личности и социальной психологии» , 8, с. 364–382.
- Сков М. и Надаль М. (ред.) (2022): «Международный справочник Routledge по нейроэстетике» . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.