Теория беглости обработки эстетического удовольствия
Эта статья может быть слишком технической для понимания большинства читателей . ( январь 2017 г. ) |
Теория беглости обработки эстетического удовольствия [1] — это теория психологической эстетики о том, как люди воспринимают красоту . Беглость обработки — это легкость, с которой информация обрабатывается в сознании человека.
Обзор [ править ]
Теория : основана на четырех основных предположениях
- Объекты различаются по скорости обработки. Переменные, которые способствуют плавной обработке, включают объективные характеристики стимулов , такие как качество формы , симметрия , контраст фигуры и фона , а также опыт работы со стимулом, например многократное воздействие или прототипичность.
- Беглость обработки информации сама по себе гедонически отмечена (то есть обладает присущим ей аффективным качеством ), а высокая беглость субъективно воспринимается как позитивная. [2]
- В соответствии с концепцией «чувства как информация», [3] Беглость обработки информации способствует формированию суждений об эстетической оценке, поскольку при вынесении оценочных суждений люди опираются на свой субъективный опыт, если только информационная ценность опыта не ставится под сомнение.
- Влияние беглости речи смягчается ожиданиями и атрибуцией . С одной стороны, беглость речи оказывает особенно сильное влияние на эмоциональный опыт, если нет никаких ожиданий (т. е. ее источник неизвестен и беглость обработки становится неожиданностью). С другой стороны, аффективный опыт, основанный на беглости речи, не принимается во внимание как источник релевантной информации, когда воспринимающий приписывает этот опыт нерелевантному источнику. Это помогает объяснить перевернутую U-образную функцию, часто встречающуюся в исследованиях влияния сложности на предпочтения: [4] очень сложные узоры не считаются красивыми, потому что они теряют плавность, а узоры считаются более красивыми, когда они становятся менее сложными. Когда зрители воспринимают простой узор, они часто способны обнаружить источник беглости — простоту узора — и не используют это ощущение легкости для суждения о красоте узора.
Теория беглости обработки эстетического удовольствия подчеркивает взаимодействие между зрителем и объектом, поскольку она объединяет теории и широкий спектр эмпирических данных , которые фокусируются на влиянии атрибутов объективных стимулов на воспринимаемую красоту. [5] с теми, которые подчеркивают роль опыта, например, ссылаясь на прототипичность. [6] В этой теории красота рассматривается как опыт, не имеющий ничего общего с художественными достоинствами: красивые произведения искусства могут быть лишены каких-либо достоинств, тогда как хорошее искусство не обязательно красиво.
Теория разрешает очевидный парадокс врожденных и приобретенных предпочтений . Например, младенцы предпочитают созвучные мелодии. Согласно оценке беглости речи, это происходит потому, что у младенцев имеется общий аппарат восприятия, который позволяет им легче воспринимать созвучие в музыке, чем диссонанс. Когда дети вырастают, они знакомятся с музыкой своей культуры, что приводит к беглости музыкальной культуры, специфичной для этой культуры. Это знакомство объясняет, почему представители разных культур имеют разные музыкальные вкусы. Кроме того, теория помогает объяснить, почему красота (в широком смысле; возможно, термин элегантность более уместен) является сигналом истины в решении математических задач и научных открытиях. [7] [8]
Теория и ее последствия оказали влияние на теорию и исследования в области психологии восприятия . [9] когнитивная психология , [10] социальная психология , [11] эмпирическая эстетика , [12] веб-дизайн , [13] [14] маркетинг , [15] [16] финансы , [17] и археология . [18]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Ребер, Рольф; Шварц, Норберт; Винкельман, Петр (2004). «Беглость обработки информации и эстетическое удовольствие: красота в опыте обработки воспринимающего?». Обзор личности и социальной психологии . 8 (4): 364–382. дои : 10.1207/s15327957pspr0804_3 . HDL : 1956/594 . ПМИД 15582859 . S2CID 1868463 .
- ^ Винкельман П., Шварц Н., Фазендейро Т. и Ребер Р. (2003). Гедонистическая оценка беглости обработки информации: последствия для оценочного суждения . В книге Дж. Муш и К.К. Клауэр (ред.), «Психология оценки: аффективные процессы в познании и эмоциях» . (стр. 189-217). Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
- ^ Шварц, Н., и Клор, Г.Л. (2007). Чувства и феноменальные переживания . В ET Higgins & AW Kruglanski (ред.), Социальная психология: Справочник основных принципов (2-е изд., стр. 385-407). Нью-Йорк: Гилфорд.
- ^ Берлин, Делавэр (1971). Эстетика и психобиология . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
- ^ Биркгоф, GD (1933). Эстетическая мера . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Мартиндейл, Колин; Мур, Кэтлин (1988). «Прайминг, прототипичность и предпочтение». Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность . 14 (4): 661–670. дои : 10.1037/0096-1523.14.4.661 .
- ^ Шварц, Норберт (2006). «О суждениях об истине и красоте» . Дедал . 135 (2): 136–138. дои : 10.1162/daed.2006.135.2.136 . S2CID 57570724 .
- ^ Ребер, Рольф; Брун, Мортен; Миттерндорфер, Каролина (2008). «Использование эвристики в интуитивном математическом суждении». Психономический бюллетень и обзор . 15 (6): 1174–1178. дои : 10.3758/PBR.15.6.1174 . HDL : 1956/2734 . ПМИД 19001586 . S2CID 5297500 .
- ^ Тополински, Саша (2010). «Движение глаза смотрящего: двигательные компоненты зрения определяют эстетические предпочтения». Психологическая наука . 21 (9): 1220–1224. дои : 10.1177/0956797610378308 . ПМИД 20639401 . S2CID 19130129 .
- ^ Опачич, Таяна; Стивенс, Кэтрин; Тиллманн, Барбара (2009). «Невысказанное знание: неявное изучение структурированных человеческих танцевальных движений». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 35 (6): 1570–1577. дои : 10.1037/a0017244 . ПМИД 19857027 . S2CID 10128242 .
- ^ Рубин, Марк; Паолини, Стефания; Крисп, Ричард Дж. (2010). «Беглое объяснение предвзятости в отношении мигрантов». Журнал экспериментальной социальной психологии . 46 : 21–28. дои : 10.1016/j.jesp.2009.09.006 . hdl : 1959.13/930247 .
- ^ Пламхофф, Джордан Э.; Ширилло, Джеймс А. (2009). «Мондриан, движения глаз и косой эффект» . Восприятие . 38 (5): 719–731. дои : 10.1068/p6160 . ПМИД 19662947 . S2CID 12298649 .
- ^ Тильш, Мейнальд Т.; Хиршфельд, Геррит (2010). «Высокие и низкие пространственные частоты в оценках веб-сайтов». Эргономика . 53 (8): 972–978. дои : 10.1080/00140139.2010.489970 . ПМИД 20658391 . S2CID 14549076 .
- ^ Тильш, Мейнальд Т.; Хиршфельд, Геррит (2012). «Пространственные частоты в эстетических оценках веб-сайтов - объяснение того, как формируются сверхбыстрые оценки». Эргономика . 55 (7): 731–742. дои : 10.1080/00140139.2012.665496 . ПМИД 22506586 . S2CID 36987533 .
- ^ Ли, Анджела Ю.; Лабру, Апарна А. (2004). «Влияние концептуальной и перцептивной беглости на оценку бренда». Журнал маркетинговых исследований . 41 (2): 151–165. дои : 10.1509/jmkr.41.2.151.28665 . S2CID 143345174 .
- ^ Лабру, Апарна А.; Дхар, Рави; Шварц, Норберт (2008). «О лягушачьих винах и нахмуренных часах: семантическая подготовка, беглость восприятия и оценка бренда». Журнал потребительских исследований . 34 (6): 819–831. дои : 10.1086/523290 .
- ^ Альтер, Алабама; Оппенгеймер, Д.М. (2 мая 2006 г.), «Прогнозирование краткосрочных колебаний запасов с помощью беглости обработки» (PDF) , Proceedings of the National Academy of Sciences , 103 (24): 9369–9372, Bibcode : 2006PNAS..103.9369A , doi : 10.1073/pnas.0601071103 , PMC 1482615 , PMID 16754871
- ^ Ходжсон, Дерек (2009). «Симметрия и люди: ответ на «теорию сексуального топора» Митена ». Античность . 83 (319): 195–198. дои : 10.1017/S0003598X00098197 . S2CID 162734849 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Газзанига, М.С. (2008). Человек: наука, лежащая в основе того, что делает нас уникальными . Нью-Йорк: Ecco Books, Харпер Коллинз.
- Сонг С. и Шварц Н. (февраль 2010 г.). Если это легко читать, то это легко и сделать, это красиво, хорошо и правдиво: беглость влияет на суждения, выбор и стиль обработки информации . Психолог, 23, 108–111.
Внешние ссылки [ править ]
- Презентация в PowerPoint по теории беглости обработки эстетического удовольствия.
- Улучшение графического дизайна . Практическое руководство по использованию навыков обработки для улучшения графического дизайна.