Повседневная эстетика
Эстетика повседневности — это новая область философской эстетики, способность чувствительности фокусирующаяся на повседневных событиях, обстановке и деятельности, в которых на карту поставлена . Александр Баумгартен основал эстетику как дисциплину и определил ее как scientia cognitionis sensitivae , науку о чувственном познании . в своей основополагающей работе «Эстетика» (1750) [1] С тех пор эта область была посвящена выяснению изобразительного искусства , красоты и вкуса, лишь незначительно касаясь эстетики в дизайне , ремеслах , городской среде и социальной практике до появления повседневной эстетики в 90-х годах. Как и другие подобласти, такие как эстетика окружающей среды или эстетика природы , эстетика повседневности также пытается уравновесить почти исключительное внимание эстетики к философии искусства.
Основание эстетики на опыте
[ редактировать ]Эстетическое исследование повседневной жизни во многом обязано своим подходом прагматической эстетике Джона Дьюи (1934), даже если он был заинтересован в обосновании главным образом художественного опыта. Дьюи указал на множество обстоятельств, в которых присутствует чувствительность, подчеркивая важность чувств, энергии и ритма во взаимодействии каждого существа с окружающей средой. Таким образом, он подчеркивал не только художественные, но и повседневные действия и переживания, которые требуют бдительности и интенсивности переживаний. [2] Дьюи исследовал эстетику на основе опыта испытуемых, а не на основании статуса объектов как произведений искусства и музейных коллекций. Этот поворот позволил бы преодолеть объектно-центричные подходы к эстетике, которые препятствовали любому рассмотрению эстетики за пределами художественных и красивых вещей, оправданных внутренними качествами, отнесенными к категории эстетических. [3]
Социальное измерение повседневной эстетики
[ редактировать ]На пренебрежение эстетической теорией к рассмотрению роли чувственности в повседневной жизни впервые указала Катя Мандоки, которая в 1994 году придумала слово «Прозаика». [4] (проводя отличие от « Аристотеля » Поэтики [5] ориентированный на искусство) для обозначения субдисциплины, которая конкретно исследует эстетику повседневной деятельности, подчеркивая стили и формы выражения при личном и контекстно-зависимом взаимодействии. Прозаика или теория повседневной эстетики анализирует в этом и последующих текстах социальные конвенции о том, что считается приемлемым или нет по неявным стандартам вкуса в каждой институциональной среде (школа, семья, религия, политика, мир искусства, медицинская практика, спорт). Шесть книг и несколько статей : «Эстетика повседневности»; Прозаика, социальные идентичности и игра культуры (2007) [6] последовательно анализировать широкий спектр нехудожественного в личном и коллективном опыте. Роль эстетики исследуется через символическое взаимодействие, согласование идентичности и драматургическое представление, призванное произвести специфические чувствительные эффекты и повлиять на чувствительность. Будучи мультисенсорным феноменом, прозаика обращает внимание на весь спектр сенсорных проявлений, воздействующих на чувствительность участников (язык тела, визуальные эффекты, обстановка и реквизит, интонация и стили речи), а не только на зрение и слух, как это было принято в эстетика.
Политическое измерение, насилие и негатив в повседневной эстетике
[ редактировать ]Подход к повседневной эстетике включает как положительные, так и отрицательные, обогащающие и токсичные эффекты, действующие на чувствительность. Джозеф Х. Купфер привлек внимание эстетических исследователей к важности сосредоточения внимания на последствиях насилия и ультранасилия в современном обществе. Купфер выявляет эстетическую основу насилия в обществе и подчеркивает разрушение как эстетический процесс, вызывающий яркие ощущения. [7] Он также подчеркнул необходимость включения эстетики в образование не только посредством преподавания искусства, но и эстетически, т.е. в самой манере обучения через ритм, организацию предмета и метод подачи, чтобы вовлечь учащихся в содержание обучения. Мандоки указывает на негативное использование эстетики для манипулирования эмоциями в политической сфере и ссылается на нацистскую пропаганду как на пример преднамеренного использования эстетики для проявления насилия. [8] Этот автор занимается использованием эстетики в политических целях, в частности, в легитимации национального государства. [9] Арнольд Берлеант подчеркнул негативный аспект повседневной эстетики, указав на важность эстетического воздействия терроризма, а также использования эстетики в политической сфере. Берлеант упоминает и другие экстремальные ситуации, которые провоцируют травму или ущерб восприятия, такие как современная перенаселенность городов и зрительная стимуляция, загрязнение пространства, клаустрофобия и репрессивные условия. [10] Для Берлеанта эстетика подразумевает активное, интенсивное эстетическое участие и, таким образом, участвует как в положительных, так и в отрицательных последствиях повседневной современной городской среды. [11] Для Берлеанта эстетика окружающей среды была постоянным объектом исследований на протяжении более двух десятилетий. [12] С 1970 года он настаивал на важности эстетики как области опыта и активного участия, от которой зависит качество нашей жизни. [13]
Красота в повседневной жизни, экологическая эстетика и искусство.
[ редактировать ]И-Фу Туан предложил нам применять традиционные эстетические категории красоты, созерцания, бескорыстия и дистанцирования при оценке повседневной жизни через различные нехудожественные объекты и места. [2] [14] Уже в 1974 году он настаивал на необходимости уделять должное внимание окружающей среде как объекту эстетического восприятия. [15] В этом же духе Криспин Сартвелл также предложил в 1995 году применить эстетику к самой жизни. [16] Юрико Сайто, эстетист-эколог, специализирующийся на японской эстетике, выступает за то, чтобы обращать внимание на погоду как на достойную эстетической оценки и выносить моральные и эстетические суждения о повседневных артефактах, пейзажах, лужайках и бельмох на глазу окрестностей. [17] которые противоречат гармонии окружающей среды. [18] Сайто выступает за самокритичную артификацию повседневной жизни и предупреждает о рисках артификации бизнеса. [3] Архивировано 10 ноября 2012 г. в Wayback Machine. Паулина Раутио провела качественный анализ путем интервью и эпистолярного обмена с женщинами относительно их опыта красоты через нехудожественные предметы и их контексты, такие как развешивание белья в Лапландии, где появилась возможность сушить одежду под солнцем приходится редко. [19] Существует общий интерес к этому подходу к пониманию эстетики как теории искусства и красоты, следующей традиционным категориям и в то же время пытающейся выйти за рамки обычных границ искусства, артифицируя неискусство и распространяя его сферу на повседневные объекты, окружающую среду и мир. живущий сам по себе. Так обстоит дело с Орасио Пересом-Энао, который пытается интерпретировать литературу в рамках повседневной эстетики, указывая на то, как вымышленные персонажи переживают эстетику в своей повседневной жизни. [20]
Спорт и еда как искусство
[ редактировать ]Каждое произведение искусства, начиная с эпохи Возрождения, пыталось расширить темы, достойные художественного выражения, и концепции художественной ценности, включив в него новые сюжеты, техники и стили в живописи и скульптуре, новые гармонии, созвучия или диссонансы в музыке, новые взгляды, жесты. и разные жанры и требования к качеству. Однако инициатива применения концепции искусства буквально к нехудожественной деятельности в рамках теоретической основы, связанной с повседневной эстетикой, исходила от таких философов, как Дэвид Бест, Вольфганг Уэлш и Лев Крефт, которые предлагали рассматривать спорт как форму искусства. [21] [22] [23] Эстетики-феминистки также выступают за включение других чувств, помимо двух традиционных зрения и слуха, например, вкуса ( Кэролин Корсмейер ) и обоняния (Эмили Брейди), которые могут передавать эстетические переживания в повседневной жизни. [24] Кэролин Корсмейер, М. Кине и Гленн Кюн выступают за включение еды в число эстетически значимых объектов и переживаний. [25] [26]
Категории обыденного как эстетического.
[ редактировать ]Другая линия, возникшая в аналитической эстетике и Американском обществе эстетики, недавно обсуждала расширение репертуара категорий эстетики за счет включения других качеств (привлекательность, миловидность, беспорядок, аккуратность, приятность, привлекательность, организованность, неорганизованность). [27] [28] а также другие виды обычных переживаний (например, почесывание зуда, игра с карандашом). [29]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Эстетика написана Александром Готлибом Бавмгартеном . расходы ИК Клейб. 1750 г.
- ^ Дьюи, Джон Арт как опыт (Нью-Йорк: Перигей, 1934)
- ^ Обновляя прагматизм Дьюи, Ричард Шустерман подтверждает эстетический опыт и подчеркивает роль тела в том, что он определяет как эстетику сомы, также связанную с повседневной жизнью. К.Ф. Шустерман, Ричард Сознание тела: философия осознанности и сомаэстетики (издательство Кембриджского университета, 2008). См. также Шустерман, Ричард. 1992. Прагматическая эстетика: живая красота, переосмысление искусства . Кембридж: Блэквелл.
- ^ Мандоки Катя, Прозаика; введение в эстетику повседневной жизни (Мексика: Грихальбо, 1994)
- ^ Поэтика (Аристотель)
- ^ Мандоки Катя, Эстетика повседневности; Прозаика, социальные идентичности и игра культуры (Олдершот: Эшгейт, 2007), Повседневная эстетика и игры культуры: Prosaica I (Мексика: редакторы Siglo XXI, 2006, Эстетические практики и социальные идентичности: Prosaica II (Мексика: редакторы Siglo XXI, 2006), Эстетическая конструкция государства и национальной идентичности: Prosaica III (Мексика: редакторы Siglo XXI, 2007), Эстетика и коммуникация; действие, страсть и соблазнение (Богота: Norma, 2007), «Повседневная эстетика» Новые перспективы в эстетике. и Философия искусства. Анналы эстетики . Том 42/2003–2004. Афины: Фонд Панайотиса и Эффи Микелис, стр 103–110 . .
- ^ Купфер Джозеф Х., Опыт как искусство: эстетика в повседневной жизни (Олбани: State University of New York Press, 1983)
- ^ Катя Мандоки, «Террор и эстетика: нацистские стратегии массовой организации», в « Фашизм: критические концепции в политической науке», том. III, Фашизм и культура, Часть 7: Фашизм как отрицание или революция культуры, изд. Роджер Гриффин (Нью-Йорк: Routledge, 2003), стр. 21–38. Вернуться к тексту
- ^ Катя Мандоки, Эстетическое конструирование государства и национальной идентичности . (Мексика: редакторы Siglo двадцатьюно, 2007 г.)
- ^ Берлеант, Арнольд «Чувствительность и смысл»; Эстетическая трансформация человеческого мира (Выходные данные Академик 2010)
- ^ Берлеант, Арнольд. 1991. Искусство и участие. Филадельфия: Издательство Университета Темпл.
- ^ Арнольд Берлеант Эстетика окружающей среды (Филадельфия: издательство Temple University Press, 1992. Издание в мягкой обложке, 1994). Греческий перевод (Афины: Институт Микелиса, 2004). Китайский транс. (Издательская группа Хунань, 2006 г.). ISBN 978-1-56639-084-2 . Китайский перевод (Пекин: Коммерческая пресса, 2011 г.), Арнольд Берлеант «Эстетика и окружающая среда, темы и вариации искусства и культуры» (Олдершот: Эшгейт, 2005). Арнольд Берлеант «Жизнь в ландшафте: к эстетике окружающей среды» (Лоуренс: Университетское издательство Канзаса, 1997).
- ^ Эстетическое поле: феноменология эстетического опыта (Спрингфилд, Иллинойс: CC Thomas 1970). 2-е издание (Cybereditions 2001. ISBN 978-1-877275-25-8 , Искусство и взаимодействие Арнольда Берлеанта (Филадельфия: издательство Temple University Press, 1991. Издание в мягкой обложке, 1991)
- ^ Туан И-Фу, проходящий странно и чудесно; Эстетика, природа и культура (Нью-Йорк, Токио, Лондон: Коданша, 1995).
- ^ Туан, И-Фу. топофилия; Исследование восприятия, отношения и ценностей окружающей среды (Энглвуд Клифф, Нью-Джерси: Прентис Холл, 1974).
- ^ Сартвелл, Криспин Искусство жизни: эстетика обыденного в мировых духовных традициях . (Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 1995 г.)
- ^ Боль на глазу
- ^ Сайто, Юрико. 2008. Эстетика повседневности . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Раутио, Паулиина, Раутио, П. (2010). Красота в контексте конкретных жизней. Журнал эстетического воспитания , Том 44, №4, Раутио, П. (2009). О развешивании белья. Место красоты в управлении повседневной жизнью. Современная эстетика, Том 7, №9.
- ^ Перес-Энао, Орасио. «Бытовая эстетика и художественная литература: климат как элементзначение в романе Витора Рамиля «Пекод». Якоря XX. 1 (январь-апрель2016): 20-34.DOI: https://dx.doi.org/10.19137/anclajes-2016-2012.
- ^ С уважением, Дэвид. 1988. «Эстетика в спорте», в журнале «Философские исследования в спорте» , под ред. Уильям Дж. Морган и Клаус В. Мейер. Шампанское: Издательство Human Kinetics
- ^ Уэлш, Вольфганг «Спорт – эстетический взгляд и даже как искусство?» в книге «Лайт», Эндрю и Смит, Джонатан М. (ред.) «Эстетика повседневной жизни» (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2005).
- ^ Крефт, Лев «Эстетика красивой игры» Soccer & Society 2012: 1-23
- ^ Брэди, Эмили «Нюхание и наслаждение: эстетика запахов и вкусов» в журнале Light, Эндрю и Смит, Джонатан М. (ред.) «Эстетика повседневной жизни» (Нью-Йорк: Columbia University Press, 2005); Корсмейер, Кэролайн. Ощущение вкуса: еда и философия (Нью-Йорк: издательство Корнельского университета, 1999).
- ^ Кине, М.Л. 1981. «Еда как искусство: проблема функциональности». Британский журнал эстетики с. 21, 1:159-171
- ^ Кюн, Гленн «Как еда может быть искусством?» в книге «Лайт», Эндрю и Смит, Джонатан М. (ред.) «Эстетика повседневной жизни» (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2005).
- ' ^ Ледди, Томас. 1995. «Повседневные эстетические качества поверхности: «аккуратный», «грязный», «чистый», «грязный» Журнал эстетики и художественной критики , 53, 259–68.
- ^ См. также Ледди, Томас «Необычайное в обычном: эстетика повседневной жизни» (Broadview Press, 2012).
- ^ Ирвин, Шерри «Почесав зуд», Журнал эстетики и художественной критики, 66, 1 (2008), 25-35.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бурдье, Отличие Пьера : социальная критика вкусовых суждений (Лондон: Routledge Kegan Paul, 1984).
- Де Серто, Мишель «Практика повседневной жизни» (Беркли: Калифорнийский университет, 1998).
- Дики, Джордж «Миф об эстетическом отношении» Филип Альперсон (редактор). Философия визуальных искусств (Нью-Йорк / Оксфорд: Oxford University Press, 1992).
- Дюфренн, Микель В присутствии чувственного Робертса, Марк.С. Галлахер, Деннис. (ред.). (Нью-Джерси: Humanities Press International, 1987).
- Гоффман, «Ритуалы взаимодействия Эрвинга» (Нью-Йорк: Doubleday, 1967).
- Колнаи, Аурел о отвращении Корсмейер, Кэролайн и Барри Смит (ред.). (Open Court Press, 2004).
- Науккаринен, Осси «Эстетика неизбежного»; Эстетические вариации внешности человека . (Лахти: Международный институт прикладной эстетики, 1998).
- Парре, Герман Возвышенное повседневной жизни (Париж: Адес, 1988).
- Верчеллони, Лука Изобретение вкуса. Культурный отчет о желании, восторге и отвращении к моде, еде и искусству (Лондон: Bloomsbury, 2016).