Jump to content

Повседневная эстетика

Эстетика повседневности — это новая область философской эстетики, ​​способность чувствительности фокусирующаяся на повседневных событиях, обстановке и деятельности, в которых на карту поставлена . Александр Баумгартен основал эстетику как дисциплину и определил ее как scientia cognitionis sensitivae , науку о чувственном познании . в своей основополагающей работе «Эстетика» (1750) [1] С тех пор эта область была посвящена выяснению изобразительного искусства , красоты и вкуса, лишь незначительно касаясь эстетики в дизайне , ремеслах , городской среде и социальной практике до появления повседневной эстетики в 90-х годах. Как и другие подобласти, такие как эстетика окружающей среды или эстетика природы , эстетика повседневности также пытается уравновесить почти исключительное внимание эстетики к философии искусства.

Основание эстетики на опыте

[ редактировать ]

Эстетическое исследование повседневной жизни во многом обязано своим подходом прагматической эстетике Джона Дьюи (1934), даже если он был заинтересован в обосновании главным образом художественного опыта. Дьюи указал на множество обстоятельств, в которых присутствует чувствительность, подчеркивая важность чувств, энергии и ритма во взаимодействии каждого существа с окружающей средой. Таким образом, он подчеркивал не только художественные, но и повседневные действия и переживания, которые требуют бдительности и интенсивности переживаний. [2] Дьюи исследовал эстетику на основе опыта испытуемых, а не на основании статуса объектов как произведений искусства и музейных коллекций. Этот поворот позволил бы преодолеть объектно-центричные подходы к эстетике, которые препятствовали любому рассмотрению эстетики за пределами художественных и красивых вещей, оправданных внутренними качествами, отнесенными к категории эстетических. [3]

Социальное измерение повседневной эстетики

[ редактировать ]

На пренебрежение эстетической теорией к рассмотрению роли чувственности в повседневной жизни впервые указала Катя Мандоки, которая в 1994 году придумала слово «Прозаика». [4] (проводя отличие от « Аристотеля » Поэтики [5] ориентированный на искусство) для обозначения субдисциплины, которая конкретно исследует эстетику повседневной деятельности, подчеркивая стили и формы выражения при личном и контекстно-зависимом взаимодействии. Прозаика или теория повседневной эстетики анализирует в этом и последующих текстах социальные конвенции о том, что считается приемлемым или нет по неявным стандартам вкуса в каждой институциональной среде (школа, семья, религия, политика, мир искусства, медицинская практика, спорт). Шесть книг и несколько статей : «Эстетика повседневности»; Прозаика, социальные идентичности и игра культуры (2007) [6] последовательно анализировать широкий спектр нехудожественного в личном и коллективном опыте. Роль эстетики исследуется через символическое взаимодействие, согласование идентичности и драматургическое представление, призванное произвести специфические чувствительные эффекты и повлиять на чувствительность. Будучи мультисенсорным феноменом, прозаика обращает внимание на весь спектр сенсорных проявлений, воздействующих на чувствительность участников (язык тела, визуальные эффекты, обстановка и реквизит, интонация и стили речи), а не только на зрение и слух, как это было принято в эстетика.

Политическое измерение, насилие и негатив в повседневной эстетике

[ редактировать ]

Подход к повседневной эстетике включает как положительные, так и отрицательные, обогащающие и токсичные эффекты, действующие на чувствительность. Джозеф Х. Купфер привлек внимание эстетических исследователей к важности сосредоточения внимания на последствиях насилия и ультранасилия в современном обществе. Купфер выявляет эстетическую основу насилия в обществе и подчеркивает разрушение как эстетический процесс, вызывающий яркие ощущения. [7] Он также подчеркнул необходимость включения эстетики в образование не только посредством преподавания искусства, но и эстетически, т.е. в самой манере обучения через ритм, организацию предмета и метод подачи, чтобы вовлечь учащихся в содержание обучения. Мандоки указывает на негативное использование эстетики для манипулирования эмоциями в политической сфере и ссылается на нацистскую пропаганду как на пример преднамеренного использования эстетики для проявления насилия. [8] Этот автор занимается использованием эстетики в политических целях, в частности, в легитимации национального государства. [9] Арнольд Берлеант подчеркнул негативный аспект повседневной эстетики, указав на важность эстетического воздействия терроризма, а также использования эстетики в политической сфере. Берлеант упоминает и другие экстремальные ситуации, которые провоцируют травму или ущерб восприятия, такие как современная перенаселенность городов и зрительная стимуляция, загрязнение пространства, клаустрофобия и репрессивные условия. [10] Для Берлеанта эстетика подразумевает активное, интенсивное эстетическое участие и, таким образом, участвует как в положительных, так и в отрицательных последствиях повседневной современной городской среды. [11] Для Берлеанта эстетика окружающей среды была постоянным объектом исследований на протяжении более двух десятилетий. [12] С 1970 года он настаивал на важности эстетики как области опыта и активного участия, от которой зависит качество нашей жизни. [13]

Красота в повседневной жизни, экологическая эстетика и искусство.

[ редактировать ]

И-Фу Туан предложил нам применять традиционные эстетические категории красоты, созерцания, бескорыстия и дистанцирования при оценке повседневной жизни через различные нехудожественные объекты и места. [2] [14] Уже в 1974 году он настаивал на необходимости уделять должное внимание окружающей среде как объекту эстетического восприятия. [15] В этом же духе Криспин Сартвелл также предложил в 1995 году применить эстетику к самой жизни. [16] Юрико Сайто, эстетист-эколог, специализирующийся на японской эстетике, выступает за то, чтобы обращать внимание на погоду как на достойную эстетической оценки и выносить моральные и эстетические суждения о повседневных артефактах, пейзажах, лужайках и бельмох на глазу окрестностей. [17] которые противоречат гармонии окружающей среды. [18] Сайто выступает за самокритичную артификацию повседневной жизни и предупреждает о рисках артификации бизнеса. [3] Архивировано 10 ноября 2012 г. в Wayback Machine. Паулина Раутио провела качественный анализ путем интервью и эпистолярного обмена с женщинами относительно их опыта красоты через нехудожественные предметы и их контексты, такие как развешивание белья в Лапландии, где появилась возможность сушить одежду под солнцем приходится редко. [19] Существует общий интерес к этому подходу к пониманию эстетики как теории искусства и красоты, следующей традиционным категориям и в то же время пытающейся выйти за рамки обычных границ искусства, артифицируя неискусство и распространяя его сферу на повседневные объекты, окружающую среду и мир. живущий сам по себе. Так обстоит дело с Орасио Пересом-Энао, который пытается интерпретировать литературу в рамках повседневной эстетики, указывая на то, как вымышленные персонажи переживают эстетику в своей повседневной жизни. [20]

Спорт и еда как искусство

[ редактировать ]

Каждое произведение искусства, начиная с эпохи Возрождения, пыталось расширить темы, достойные художественного выражения, и концепции художественной ценности, включив в него новые сюжеты, техники и стили в живописи и скульптуре, новые гармонии, созвучия или диссонансы в музыке, новые взгляды, жесты. и разные жанры и требования к качеству. Однако инициатива применения концепции искусства буквально к нехудожественной деятельности в рамках теоретической основы, связанной с повседневной эстетикой, исходила от таких философов, как Дэвид Бест, Вольфганг Уэлш и Лев Крефт, которые предлагали рассматривать спорт как форму искусства. [21] [22] [23] Эстетики-феминистки также выступают за включение других чувств, помимо двух традиционных зрения и слуха, например, вкуса ( Кэролин Корсмейер ) и обоняния (Эмили Брейди), которые могут передавать эстетические переживания в повседневной жизни. [24] Кэролин Корсмейер, М. Кине и Гленн Кюн выступают за включение еды в число эстетически значимых объектов и переживаний. [25] [26]

Категории обыденного как эстетического.

[ редактировать ]

Другая линия, возникшая в аналитической эстетике и Американском обществе эстетики, недавно обсуждала расширение репертуара категорий эстетики за счет включения других качеств (привлекательность, миловидность, беспорядок, аккуратность, приятность, привлекательность, организованность, неорганизованность). [27] [28] а также другие виды обычных переживаний (например, почесывание зуда, игра с карандашом). [29]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Эстетика написана Александром Готлибом Бавмгартеном . расходы ИК Клейб. 1750 г.
  2. ^ Дьюи, Джон Арт как опыт (Нью-Йорк: Перигей, 1934)
  3. ^ Обновляя прагматизм Дьюи, Ричард Шустерман подтверждает эстетический опыт и подчеркивает роль тела в том, что он определяет как эстетику сомы, также связанную с повседневной жизнью. К.Ф. Шустерман, Ричард Сознание тела: философия осознанности и сомаэстетики (издательство Кембриджского университета, 2008). См. также Шустерман, Ричард. 1992. Прагматическая эстетика: живая красота, переосмысление искусства . Кембридж: Блэквелл.
  4. ^ Мандоки Катя, Прозаика; введение в эстетику повседневной жизни (Мексика: Грихальбо, 1994)
  5. ^ Поэтика (Аристотель)
  6. ^ Мандоки Катя, Эстетика повседневности; Прозаика, социальные идентичности и игра культуры (Олдершот: Эшгейт, 2007), Повседневная эстетика и игры культуры: Prosaica I (Мексика: редакторы Siglo XXI, 2006, Эстетические практики и социальные идентичности: Prosaica II (Мексика: редакторы Siglo XXI, 2006), Эстетическая конструкция государства и национальной идентичности: Prosaica III (Мексика: редакторы Siglo XXI, 2007), Эстетика и коммуникация; действие, страсть и соблазнение (Богота: Norma, 2007), «Повседневная эстетика» Новые перспективы в эстетике. и Философия искусства. Анналы эстетики . Том 42/2003–2004. Афины: Фонд Панайотиса и Эффи Микелис, стр 103–110 . .
  7. ^ Купфер Джозеф Х., Опыт как искусство: эстетика в повседневной жизни (Олбани: State University of New York Press, 1983)
  8. ^ Катя Мандоки, «Террор и эстетика: нацистские стратегии массовой организации», в « Фашизм: критические концепции в политической науке», том. III, Фашизм и культура, Часть 7: Фашизм как отрицание или революция культуры, изд. Роджер Гриффин (Нью-Йорк: Routledge, 2003), стр. 21–38. Вернуться к тексту
  9. ^ Катя Мандоки, Эстетическое конструирование государства и национальной идентичности . (Мексика: редакторы Siglo двадцатьюно, 2007 г.)
  10. ^ Берлеант, Арнольд «Чувствительность и смысл»; Эстетическая трансформация человеческого мира (Выходные данные Академик 2010)
  11. ^ Берлеант, Арнольд. 1991. Искусство и участие. Филадельфия: Издательство Университета Темпл.
  12. ^ Арнольд Берлеант Эстетика окружающей среды (Филадельфия: издательство Temple University Press, 1992. Издание в мягкой обложке, 1994). Греческий перевод (Афины: Институт Микелиса, 2004). Китайский транс. (Издательская группа Хунань, 2006 г.). ISBN   978-1-56639-084-2 . Китайский перевод (Пекин: Коммерческая пресса, 2011 г.), Арнольд Берлеант «Эстетика и окружающая среда, темы и вариации искусства и культуры» (Олдершот: Эшгейт, 2005). Арнольд Берлеант «Жизнь в ландшафте: к эстетике окружающей среды» (Лоуренс: Университетское издательство Канзаса, 1997).
  13. ^ Эстетическое поле: феноменология эстетического опыта (Спрингфилд, Иллинойс: CC Thomas 1970). 2-е издание (Cybereditions 2001. ISBN   978-1-877275-25-8 , Искусство и взаимодействие Арнольда Берлеанта (Филадельфия: издательство Temple University Press, 1991. Издание в мягкой обложке, 1991)
  14. ^ Туан И-Фу, проходящий странно и чудесно; Эстетика, природа и культура (Нью-Йорк, Токио, Лондон: Коданша, 1995).
  15. ^ Туан, И-Фу. топофилия; Исследование восприятия, отношения и ценностей окружающей среды (Энглвуд Клифф, Нью-Джерси: Прентис Холл, 1974).
  16. ^ Сартвелл, Криспин Искусство жизни: эстетика обыденного в мировых духовных традициях . (Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 1995 г.)
  17. ^ Боль на глазу
  18. ^ Сайто, Юрико. 2008. Эстетика повседневности . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  19. ^ Раутио, Паулиина, Раутио, П. (2010). Красота в контексте конкретных жизней. Журнал эстетического воспитания , Том 44, №4, Раутио, П. (2009). О развешивании белья. Место красоты в управлении повседневной жизнью. Современная эстетика, Том 7, №9.
  20. ^ Перес-Энао, Орасио. «Бытовая эстетика и художественная литература: климат как элементзначение в романе Витора Рамиля «Пекод». Якоря XX. 1 (январь-апрель2016): 20-34.DOI: https://dx.doi.org/10.19137/anclajes-2016-2012.
  21. ^ С уважением, Дэвид. 1988. «Эстетика в спорте», в журнале «Философские исследования в спорте» , под ред. Уильям Дж. Морган и Клаус В. Мейер. Шампанское: Издательство Human Kinetics
  22. ^ Уэлш, Вольфганг «Спорт – эстетический взгляд и даже как искусство?» в книге «Лайт», Эндрю и Смит, Джонатан М. (ред.) «Эстетика повседневной жизни» (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2005).
  23. ^ Крефт, Лев «Эстетика красивой игры» Soccer & Society 2012: 1-23
  24. ^ Брэди, Эмили «Нюхание и наслаждение: эстетика запахов и вкусов» в журнале Light, Эндрю и Смит, Джонатан М. (ред.) «Эстетика повседневной жизни» (Нью-Йорк: Columbia University Press, 2005); Корсмейер, Кэролайн. Ощущение вкуса: еда и философия (Нью-Йорк: издательство Корнельского университета, 1999).
  25. ^ Кине, М.Л. 1981. «Еда как искусство: проблема функциональности». Британский журнал эстетики с. 21, 1:159-171
  26. ^ Кюн, Гленн «Как еда может быть искусством?» в книге «Лайт», Эндрю и Смит, Джонатан М. (ред.) «Эстетика повседневной жизни» (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2005).
  27. ' ^ Ледди, Томас. 1995. «Повседневные эстетические качества поверхности: «аккуратный», «грязный», «чистый», «грязный» Журнал эстетики и художественной критики , 53, 259–68.
  28. ^ См. также Ледди, Томас «Необычайное в обычном: эстетика повседневной жизни» (Broadview Press, 2012).
  29. ^ Ирвин, Шерри «Почесав зуд», Журнал эстетики и художественной критики, 66, 1 (2008), 25-35.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бурдье, Отличие Пьера : социальная критика вкусовых суждений (Лондон: Routledge Kegan Paul, 1984).
  • Де Серто, Мишель «Практика повседневной жизни» (Беркли: Калифорнийский университет, 1998).
  • Дики, Джордж «Миф об эстетическом отношении» Филип Альперсон (редактор). Философия визуальных искусств (Нью-Йорк / Оксфорд: Oxford University Press, 1992).
  • Дюфренн, Микель В присутствии чувственного Робертса, Марк.С. Галлахер, Деннис. (ред.). (Нью-Джерси: Humanities Press International, 1987).
  • Гоффман, «Ритуалы взаимодействия Эрвинга» (Нью-Йорк: Doubleday, 1967).
  • Колнаи, Аурел о отвращении Корсмейер, Кэролайн и Барри Смит (ред.). (Open Court Press, 2004).
  • Науккаринен, Осси «Эстетика неизбежного»; Эстетические вариации внешности человека . (Лахти: Международный институт прикладной эстетики, 1998).
  • Парре, Герман Возвышенное повседневной жизни (Париж: Адес, 1988).
  • Верчеллони, Лука Изобретение вкуса. Культурный отчет о желании, восторге и отвращении к моде, еде и искусству (Лондон: Bloomsbury, 2016).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 73363c6cfc342ed33185859694a6251c__1722266940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/1c/73363c6cfc342ed33185859694a6251c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Everyday Aesthetics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)