И-Фу Туан
И-Фу Туан | |
---|---|
![]() Сэр в 2012 году | |
Рожденный | |
Умер | 10 августа 2022 г. | (91 год)
Национальность | Американский |
Гражданство | Американский |
Академическое образование | |
Альма-матер | |
Академическая работа | |
Дисциплина | Гуманистическая география |
И-Фу Туан ( китайский : 段義孚 ; 5 декабря 1930 — 10 августа 2022) — американский географ и писатель китайского происхождения. Он был одной из ключевых фигур в человеческой географии и, возможно, самым важным создателем гуманистической географии .
Молодость образование и
Он родился в 1930 году в Тяньцзине , Китай , в семье высшего сословия , получил образование в Китае, Австралии, на Филиппинах и в Великобритании. Он учился в Университетском колледже Лондона , но окончил Оксфордский университет со степенью бакалавра и магистра в 1951 и 1955 годах соответственно. [1] Оттуда он отправился в Калифорнию, чтобы продолжить свое географическое образование. Он получил докторскую степень. в 1957 году из Калифорнийского университета в Беркли .
Карьера [ править ]
Из Нью-Мексико , где он преподавал в Университете Нью-Мексико с 1959 по 1965 год, Туан затем переехал в Торонто между 1966 и 1968 годами, преподавая в Университете Торонто . [2] [3] Он стал профессором Университета Миннесоты в 1968 году. В том же году он получил стипендию Гуггенхайма . Именно во время пребывания в Миннесоте он стал известен своими работами в области гуманистической географии, но его набеги на этот подход начались ранее со статьи о топофилии, опубликованной в журнале « Пейзаж» . [4] В письме «Дорогой коллега» 2004 года он описал разницу между человеческой географией и гуманистической географией :
Человеческая география изучает человеческие взаимоотношения. Оптимизм человеческой географии заключается в ее вере в то, что асимметричные отношения и эксплуатацию можно устранить или обратить вспять. Чего не учитывает человеческая география и что учитывает гуманистическая география, так это роль, которую [отношения] играют почти во всех человеческих контактах и обменах. Если мы внимательно их рассмотрим, никто не почувствует себя комфортно, бросая первый камень. Что касается обмана, то примечательно, что только зороастризм среди великих религий имеет заповедь: «Не лги». В конце концов, обман и ложь необходимы для сглаживания образа жизни общества.Отсюда я делаю вывод, что гуманистической географией пренебрегают, потому что она слишком сложна. Тем не менее, оно должно привлекать трезвомыслящих и идеалистов, поскольку в конечном итоге оно основано на вере в то, что мы, люди, можем без отчаяния смотреть в лицо самым неприятным фактам и даже что-то с ними делать. [5]
После 14 лет работы в Университете Миннесоты он переехал в Мэдисон, штат Висконсин , и продолжил свою профессиональную карьеру в Университете Висконсин-Мэдисон в качестве профессора географии Дж. К. Райта и Виласа (1985–1998). Он был избран членом Американской ассоциации содействия развитию науки в 1986 году, Британской академии в 2001 году и Американской академии искусств и наук в 2002 году. Туан был награжден Географической медалью Каллума Американским географическим обществом в 1987 году и премия Вотрена Люда в 2012 году.
Туан был почетным профессором Университета Висконсин-Мэдисон. Время от времени он читал лекции, продолжал писать письма «Дорогому коллеге» и публиковать новые книги по геософии. Его последние книги — «Человеческая доброта» (2008) и «Религия: от места к безместности» (2010). Он проживал в Мэдисоне, штат Висконсин.
Личная жизнь [ править ]
И-Фу Туан всю свою жизнь оставался холостым. В своей автобиографии , [6] Туан раскрыл свою гей-сексуальность впервые :
Когда я был школьником в Австралии, меня тянуло к другому мальчику. Но тревожного звонка не прозвучало, потому что другие мальчики... тоже тянулись к нему. ... Но мое отношение к другому мальчику, спортсмену с гладкой красотой хорошо смазанной машины, было другим делом. Я даже тогда не мог убедить себя, что это всего лишь вытесненная тоска по женской красоте. ... Мне было тогда пятнадцать.
Туан в своих исследованиях не уделял внимания ни своей этнической принадлежности, ни сексуальной ориентации. Вместо того, чтобы подчеркивать различия или отношения социальных сил, он попытался охватить универсальный человеческий опыт. Он работает, чтобы показать нюансы общих явлений, таких как опыт «дома», которые преодолевают культурные различия, даже если они обнаруживают различные проявления в разных местах и время.
Туан умер 10 августа 2022 года в возрасте 91 года. [7] [8]
Ключевые идеи и подходы [ править ]
Гуманизм [ править ]
Туан описывает свой подход как гуманистический, однако его гуманизм не влечет за собой замену духовности рационализмом или продвижение человека как полностью самостоятельного человека. [9] Вместо этого он рассматривает гуманистическую географию как способ раскрыть, «как географическая деятельность и явления раскрывают качество человеческого сознания» и показать «человеческий опыт в его двусмысленности, двойственности и сложности». [9] Для этого требуется сочувствие, и для этого он обращается за помощью к литературе, искусству, истории, биографии, общественным наукам, философии и теологии. Подход Туана является качественным, но скорее повествовательным и описательным, чем философским, в свете его беспокойства о том, что философская теория может стать «настолько высокоструктурированной, что кажется, что она существует сама по себе, почти «твердая» и, таким образом, способная (парадоксально) тень на явления, которые она призвана осветить», тогда как он предпочитает, чтобы теории «поддерживающе парили на заднем плане». [10]
Противоречия и парадоксы [ править ]
Туана больше всего интересуют амбивалентные человеческие переживания, которые резонируют с противоположными притяжениями пространства и места, интимного и далекого. Его подход подсказан такими названиями, как « Сегментированные миры и личность», «Непрерывность и прерывистость», «Мораль и воображение», «Космос и очаг», «Доминирование и привязанность» и, прежде всего, «Пространство и место» . [11] [12] [13] [14] [15] Эта экзистенциальная диалектика перемещает людей между полюсом опыта, характеризующимся укорененностью, безопасностью и обоснованностью, с одной стороны, и полюсом, характеризующимся охватом, потенциальностью и экспансивностью, с другой стороны. Эти противоположности взаимодействуют: есть определенная дистанция в том, что рядом, и некоторая близость в том, что далеко. Таким образом, амбивалентность является нормой, когда речь идет о человеческом опыте проживания в мире с его экзистенциальными притяжениями между пространством и местом, мобильностью и застоем, дальним взглядом и воплощенной вовлеченностью.
Оптимизм [ править ]
Туан по своей сути оптимист. Даже самая мрачная книга Туана «Пейзажи страха » приходит к выводу, что в прошлом дела обстояли хуже. [16] По мнению Туана, исторические изменения в целом были к лучшему: «В более широком смысле человеческая история — это история прогрессивного чувственного и умственного сознания… культура, пройдя трудоемкие и лабиринтные пути, пройденные на протяжении тысячелетий, значительно и разнообразно усовершенствовала наши чувства. и разум». [17] Сам прогресс зависит от конкретных способов решения противоречий между пространством и местом, космосом и очагом, доминированием и привязанностью, моралью и воображением. Перспектива будущего заключается в признании экзистенциальных полюсов близости и удаленности и того, как они отражаются друг в друге.
Конструктивизм [ править ]
Туан подчеркнул важность языка в создании места. [18] В его произведениях такие тексты, как стихи, романы, письма и мифы, рассматриваются как неотъемлемые элементы создания ощущения места. Человеческое общение формирует основу социальных процессов воображения, понимания, планирования и замысла мест. Репрезентации направляют человеческие и материальные взаимодействия, создавая, поддерживая и разрушая места. Глубокие размышления Туана о роли репрезентации в создании места составляют важную основу для географии средств массовой информации и коммуникации .
Избранная библиография [ править ]
- Романтическая география: в поисках возвышенного пейзажа. 2013. Университет Висконсина , Мэдисон, Висконсин. ISBN 978-0-299-29680-3
- Гуманистическая география: поиск смысла человеком. 2012. Издательство Джорджа Ф. Томпсона, Стонтон, Вирджиния. ISBN 978-0-9834978-1-3
- Религия: от места к безместности. 2010. Центр американских мест , Чикаго, Иллинойс. ISBN 978-1-930066-94-6
- Человеческое добро. 2008. Университет Висконсина , Мэдисон, Висконсин. ISBN 978-0-299-22670-1
- Возвращение домой в Китай. 2007. Университет Миннесоты , Миннеаполис, Миннесота. ISBN 0-8166-4992-8
- Место, искусство и личность. 2004. Университет Вирджинии Пресс, Санта-Фе, Нью-Мексико, совместно с Колумбийским колледжем, Чикаго, Иллинойс. ISBN 1-930066-24-4 .
- Уважаемый коллега: Общие и необычные наблюдения. 2002. Университет Миннесоты , Миннеаполис, Миннесота. ISBN 0-8166-4055-6 .
- Кто я?: Автобиография эмоций, разума и духа. 1999. Университет Висконсина , Мэдисон, Висконсин. ISBN 0-299-16660-0 .
- Эскапизм. 1998. Издательство Университета Джонса Хопкинса, Балтимор, Мэриленд. ISBN 0-8018-5926-3 .
- Космос и очаг: точка зрения космополита. 1996. Университет Миннесоты, Миннеаполис, Миннесота. ISBN 0-8166-2730-4 .
- Проходя странно и чудесно: эстетика, природа и культура. 1993. Island Press, Shearwater Books, Вашингтон, округ Колумбия. ISBN 1-55963-209-7 .
- Мораль и воображение: парадоксы прогресса. 1989. Университет Висконсина , Мэдисон, Висконсин. ISBN 0-299-12060-0 .
- Хорошая жизнь. 1986. Университет Висконсина , Мэдисон, Висконсин. ISBN 0-299-10540-7 .
- Доминирование и привязанность: создание домашних животных. 1984. Издательство Йельского университета , Нью-Хейвен, Коннектикут. ISBN 0-300-03222-6 .
- Сегментированные миры и Я: групповая жизнь и индивидуальное сознание . 1982. Университет Миннесоты, Миннеаполис, Миннесота. ISBN 0-8166-1109-2 .
- Пейзажи страха. 1979. Книги Пантеона, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. ISBN 0-394-42035-7 .
- Пространство и место: перспектива опыта. 1977. Университет Миннесоты, Миннеаполис, Миннесота. ISBN 0-8166-0808-3 .
- Топофилия: исследование восприятия, отношения и ценностей окружающей среды. 1974. Прентис-Холл, Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси. ISBN 0-13-925248-7 .
- Климат Нью-Мексико. 1973. Управление государственного планирования, Санта-Фе, Нью-Мексико.
- Человек и Природа. 1971. Ассоциация американских географов , Вашингтон, округ Колумбия. Справочный документ № 10.
- " Китай ." 1970. В пейзажах мира. Харлоу, Лонгманс. ISBN 0-582-31153-5 .
- Гидрологический цикл и мудрость Божия. 1968. Университет Торонто, Торонто, Онтарио. ISBN 978-0-8020-3214-0 .
Ссылки [ править ]
- ^ «Биографическая справка И-Фу Туан» (PDF) . 8 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2011 г. . Проверено 20 февраля 2011 г.
- ^ «И-Фу Туан» . Китай Кто есть кто . Проверено 12 февраля 2018 г.
- ^ Бринели, Аманда. «Биография известного китайско-американского географа И-Фу Туана» . МысльКо . Проверено 12 февраля 2018 г.
- ^ Туан, И-Фу (1961). «Топофилия, или Внезапная встреча с пейзажем». Пейзаж . 11 : 29–32.
- ^ «И-Фу Туан – Дорогой коллега» .
- ^ Туан, И-фу (1999). Кто я?: Автобиография эмоций, разума и духа . Мэдисон: Издательство Висконсинского университета. п. 84 . ISBN 0-299-16660-0 .
- ^ «Некролог» . Факультет географических наук Пекинского педагогического университета . 11 августа 2022 г. . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ Чжан Цзинь (12 августа 2022 г.). «И-Фу Туан: Чтобы избежать клаустрофобии, людям нужно относиться ко всей Вселенной как к игровой площадке |Мертвые» . The Beijing News (на китайском языке (Китай)) . Получено 14 августа 2022 г. .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Туан, И-Фу (1976). «Гуманистическая география» . Анналы Ассоциации американских географов . 66 (2): 266–276. дои : 10.1111/j.1467-8306.1976.tb01089.x .
- ^ Туан, И-Фу (1991). «Язык и создание места: повествовательно-дескриптивный подход». Анналы Ассоциации американских географов . 81 (4): 684–696. дои : 10.1111/j.1467-8306.1991.tb01715.x .
- ^ Туан, И-Фу (1977). Пространство и место: перспектива опыта . Миннеаполис: Университет Миннесоты Press.
- ^ Туан, И-Фу (1982). Сегментированные миры и Я: групповая жизнь и индивидуальное сознание . Миннеаполис: Университет Миннесоты Press.
- ^ Туан, И-Фу (1984). «Непрерывность и прерывность». Географическое обозрение . 74 (3): 245–256. Бибкод : 1984GeoRv..74..245T . дои : 10.2307/214937 . JSTOR 214937 . S2CID 163836652 .
- ^ Туан, И-Фу (1989). Мораль и воображение: парадоксы прогресса . Мэдисон: Издательство Висконсинского университета.
- ^ Туан, И-Фу (1996). Космос и очаг: взгляд космополита . Миннеаполис: Университет Миннесоты Press.
- ^ Туан, И-Фу (1979). Пейзажи страха . Нью-Йорк: Книги Пантеона.
- ^ Туан, И-Фу (1993). Проходя странно и чудесно: эстетика, природа и культура . Вашингтон, округ Колумбия: Island Press.
- ^ Туан, И-Фу (1991). «Язык и создание места: повествовательно-дескриптивный подход». Анналы Ассоциации американских географов . 81 (4): 684–696. дои : 10.1111/j.1467-8306.1991.tb01715.x .
Внешние ссылки [ править ]

- 1930 рождений
- 2022 смертей
- Американские учёные XX века
- Американские учёные XXI века
- Американские географы
- Китайские эмигранты в США
- Преподаватели из Тяньцзиня
- Ученые-экологи-социологи
- Члены Американской академии искусств и наук
- Члены Американской ассоциации содействия развитию науки
- Члены Британской академии
- Человеческие географы
- Люди, получившие образование в школе Крэнбрук, Сидней.
- Лауреаты Географической медали Каллума
- Лауреаты Международной географической премии Вотрена Люда
- Ученые из Тяньцзиня
- Факультет Университета Миннесоты
- Академический состав Университета Торонто
- Факультет Университета Висконсин-Мэдисон
- Писатели из Тяньцзиня
- Выпускники Оксфордского университета
- Выпускники Калифорнийского университета в Беркли