Jump to content

История эстетики

(Перенаправлено из «Истории эстетики до 20 века »)

Это история эстетики .

Древнегреческая эстетика

[ редактировать ]

Обычно считается, что первый важный вклад в эстетическую теорию был сделан философами Древней Греции , среди которых наиболее заметными являются Платон , Аристотель и Плотин . При интерпретации произведений этого времени стоит отметить, что остается спорным вопрос о существовании точного эквивалента термина красота в классическом греческом языке. [1]

Ксенофонт считал прекрасное совпадающим с добром, при этом оба эти понятия разрешимы к полезному. Каждый красивый объект называется так потому, что служит какой-то рациональной цели: либо безопасности, либо удовлетворению человека. Сократ скорее подчеркивал силу красоты, способствующую достижению более необходимых целей жизни, чем немедленное удовлетворение, которое красивый объект доставляет восприятию и созерцанию. Его учение выдвигает относительность красоты. Платон , напротив, признавал, что красота существует как абстрактная Форма . Следовательно, оно абсолютно и не обязательно связано с воспринимающим умом. [2]

Что касается взглядов Платона на этот предмет, то получить ясное представление из « Диалогов» едва ли не менее трудно , чем в случае с этическим добром. В некоторых из них различные определения прекрасного отвергаются платоническим Сократом как неадекватные. В то же время мы можем заключить, что сознание Платона решительно склонялось к концепции абсолютной красоты, которая занимала свое место в его схеме идей или самосуществующих форм. Эта истинная красота не может быть обнаружена как атрибут другой вещи, поскольку это всего лишь красивые вещи, а не само прекрасное. Любовь ( Эрос ) порождает стремление к этой чистой идее. В другом месте интуиция души о своей красоте считается воспоминанием о ее пренатальном существовании. Что касается точных форм, в которых проявляется идея красоты, Платон не очень решителен. Его теория абсолютной красоты нелегко приспособиться к идее, что она приносит всего лишь разновидность чувственного удовольствия, к которому он, кажется, склоняется в некоторых диалогах. Он склонен отождествлять самопрекрасное с представлениями об истине и добре, и таким образом возникла платоновская формула. калокагатия . Поскольку его произведения воплощают идею любого общего элемента в красивых объектах, это пропорция, гармония или единство их частей. Он подчеркивает единство в его самом простом аспекте, проявляющемся в ровности линий и чистоте цвета. Местами он признает красоту ума и, кажется, думает, что высшую красоту пропорций можно найти в союзе прекрасного ума с прекрасным телом. Он имел плохое мнение об искусстве, считая его уловкой подражания ( mimesis ), которая уводит нас еще на шаг дальше от светлой сферы рационального созерцания в темную область видимости смысла. Соответственно, в своей схеме идеальной республики он предусматривал самую неумолимую цензуру поэтов и т. д., чтобы сделать искусство, насколько это возможно, орудием морального и политического воспитания. [2]

Пример размышлений Платона о поэзии: «Ибо авторы тех великих стихов, которыми мы восхищаемся, не достигают совершенства посредством правил какого-либо искусства; но они произносят свои прекрасные мелодии стихов в состоянии вдохновения и, как они были одержимы чужим духом». [3]

Аристотель

[ редактировать ]

Аристотель , в отличие от Платона, разработал определенные принципы красоты и искусства, наиболее ярко это проявилось в его трактатах о поэзии и риторике. Еще одной характеристикой прекрасного он считал отсутствие всякой похоти или желания в удовольствии, которое оно доставляет. Аристотель находит (в « Метафизике ») универсальными элементами красоты порядок ( таксис ), симметрию и определенность или определенность ( орисменон ). В «Поэтике» он добавляет еще одно существенное, а именно, определенную величину; предмет не должен быть слишком большим, а ясность восприятия требует, чтобы он не был слишком маленьким. [4]

Аристотель страстно любил доброту в людях, поскольку он ценил «считать [ее] добродетели центральным элементом хорошо прожитой жизни». [5] В «Политике» он пишет: «Опять же, люди в целом желают добра, а не только того, что было у их отцов». [6] Чтобы досконально постичь добро, Аристотель изучал и Красоту . Более того, как отмечено в Британской энциклопедии (1902 г.), Аристотель «игнорирует все концепции абсолютной Красоты и в то же время стремится отличить Прекрасное от Доброго». Аристотель объясняет, что люди «будут лучше способны достичь [своего] блага, если [они] разовьют более полное понимание того, что значит процветать». [5] Тем не менее он стремится (в « Метафизике ») различать добро и прекрасное, говоря, что первое всегда находится в действии ( «en praxei »), тогда как последнее может существовать и в неподвижных вещах ( «en akinetois» ). В то же время он допускал, что добро при определенных условиях можно назвать прекрасным. Он также отличал красивое от подходящего и в отрывке из « Политики» ставил красоту выше полезного и необходимого. [2]

Взгляды Аристотеля на изобразительное искусство отчетливо признавали (в «Политике» и других изданиях), что целью искусства является непосредственное удовольствие, в отличие от полезности, которая является целью механических искусств. Он придерживался более высокого взгляда на художественное подражание, чем Платон, считая, что оно предполагает знание и открытие, что его объекты не только включают в себя отдельные вещи, которые случайно существуют, но и созерцают то, что вероятно и что необходимо существует. В «Поэтике» он объявляет поэзию более философским и серьезным делом ( spoudaiteron ), чем история. Он не дает нам полной классификации изящных искусств, и сомнительно, насколько его принципы, например его идея очищения страстей трагедией, могут быть применимы к иному искусству, кроме поэтического. [7]

неоплатоника Плотина Из более поздних греческих и римских писателей следует упомянуть . По его мнению, объективный разум (нус), будучи самодвижущимся, становится формирующим влиянием, приводящим мертвую материю к форме. Материя, сформированная таким образом, становится понятием (логосом), а ее форма — красотой. Объекты уродливы, поскольку на них не воздействует разум, и, следовательно, они бесформенны. Творческий разум — это абсолютная красота, и ее называют более чем прекрасной. Есть три степени или стадии проявленной красоты: ступень человеческого разума, которая является высшей; о человеческой душе, которая менее совершенна из-за своей связи с материальным телом; и реальных объектов, что является низшим проявлением всего. Что касается точных форм красоты, то он в противоположность Аристотелю предполагал, что одна вещь, не разделяемая на части, может быть прекрасной в своем единстве и простоте. Он отдает высокое место красоте красок, в которой материальная тьма побеждается светом и теплом. Говоря о художественной красоте, он сказал, что, когда художник использует идеи в качестве моделей для своих творений, они могут стать более красивыми, чем естественные объекты. Это явно шаг в сторону от учения Платона к нашей современной концепции художественной идеализации. [7]

Западная средневековая эстетика

[ редактировать ]
Евангелия Лорша 778–820. Придворная школа Карла Великого .

Сохранившееся средневековое искусство имеет в первую очередь религиозную направленность и финансируется в основном государством , Римско -католической или православной церковью, влиятельными духовными лицами или богатыми светскими покровителями. Эти произведения искусства часто выполняли литургическую функцию, будь то чаши или даже сами церковные здания . Предметы изобразительного искусства этого периода часто изготавливались из редких и ценных материалов, таких как золото и лазурит , стоимость которых обычно превышала заработную плату художника.

Средневековая эстетика в области философии основывалась на классической мысли, продолжая практику Плотина , используя теологическую терминологию в своих объяснениях. В книге Св. Бонавентуры «Возврат искусства к теологии», главном примере этого метода, навыки ремесленника рассматриваются как дары, данные Богом с целью раскрытия Бога человечеству, и эта цель достигается посредством четырех источников света: света мастерства в области механического искусства, раскрывающего мир артефактов; какой свет направляется светом чувственного восприятия , раскрывающего мир природных форм; этот свет, следовательно, направляется светом философии, раскрывающей мир интеллектуальной истины; наконец, этот свет направляется светом божественной мудрости, раскрывающей мир спасительной истины.

Эстетика святого Фомы Аквинского — вероятно, самая известная и влиятельная теория среди средневековых авторов, ставшая предметом пристального внимания после нео-схоластического возрождения конца 19 — начала 20 веков и даже получившая одобрение знаменитый писатель-модернист Джеймс Джойс . Томас, как и многие другие средневековые деятели, никогда не дает систематического описания красоты как таковой, но некоторые ученые традиционно систематизировали его мысли – хотя и не всегда с едиными выводами – используя соответствующие наблюдения, охватывающие весь корпус его работ. Хотя теория Фомы Аквинского в целом следует модели Аристотеля , он развивает особую эстетику, которая включает в себя элементы, уникальные для его мысли. Умберто Эко В книге «Эстетика Фомы Аквинского» определяются три основные характеристики красоты в философии Фомы Аквинского: integritas sive Perfectio (целостность или совершенство), consonantia sive debita proportio (созвучие или пропорция) и claritas sive splendor formae. (яркость или форма). В то время как Аристотель также определяет первые две характеристики, Св. Фома рассматривает третью как заимствование принципов, разработанных неоплатоническими и августинианскими мыслителями. С переходом от Средневековья к [Ренессансу] искусство также изменило свою направленность как в своем содержании, так и в способе выражения.

Барокко и неоклассицизм

[ редактировать ]

Тезаурус

[ редактировать ]

В семнадцатом веке эстетические концепции классической античности в западном искусстве, включая пропорции, гармонию, единство, декорум , были оспорены новыми стилями, такими как барокко, которые приняли новые стили и технику, чтобы отличиться от предыдущих форм искусства. [8] Ключевые понятия эстетики барокко , такие как « самонадеяние » ( concetto ), « остроумие » ( acutezza , ingegno ) и « чудо » ( meraviglia ), не получили полного развития в теории литературы до выхода в свет книги Эмануэле Тезауро « Иль». Cannocchiale aristotelico (Аристотелевский телескоп) в 1654 году. Этот основополагающий трактат, вдохновленный Джамбаттисты Марино эпопеей « Адоне» и работами испанского философа-иезуита Бальтазара Грасиана , разработал теорию метафоры как универсального языка образов и как высшего интеллектуального акта. , одновременно искусственный и эпистемологически привилегированный способ доступа к истине.

к воюющей стороне

[ редактировать ]

В 1664 году Джованни Пьетро Беллори , теоретик римского искусства и близкий друг Пуссена , прочитал лекцию в Римской академии Сан-Лука под названием «L'idea delpittore, dello scultoe e dell'architetto». « Идея» была опубликована в 1672 году как предисловие к книге Беллори « Le vite de'pittori, scultori et Architetti Moderni» . С тех пор оно приобрело почти канонический статус как одна из самых ранних деклараций принципов классицизма. [9]

Для Беллори под влиянием неоплатонической эстетики Плотина «высший и вечный интеллект» создал из своего собственного существа высшие архетипы многообразной природы, «Идеи», как «совершенство природной красоты», и художники древности смотрели за пределы природы и смотрели на высшую «Идею». [10]

Беллори оказал огромное влияние на развитие концепции «идеальной красоты». По словам Эрвина Панофски , Беллори является предшественником Винкельмана как теоретика искусства . [11] Теория Винкельмана об «идеально прекрасном», изложенная им в Geschichte der Kunst des Altertums , вполне согласуется с содержанием « Идеи Беллори» (которой Винкельман обязан также своим знакомством с письмами Рафаэля и Гвидо Рени ). Сам Винкельман откровенно признает эту задолженность. [12] В эссе «Параллель поэзии и живописи», которое предшествует его переводу Дю Френуа латинского стихотворения «De arte Graphica» , Драйден Беллори» включает длинный отрывок из «Идеи . [13] Именно благодаря формулировке Беллори понятие идеальной красоты было введено во Франции , Германии и Англии , в художественной критике в целом, и сохранилось на протяжении всего XIX века.

Эпоха Просвещения

[ редактировать ]

Джозефа Аддисона «Очерки воображения» , представленные в журнале «Зритель » , хотя и относятся к популярной литературе, содержат зародыш научного анализа в утверждении, что удовольствия воображения (которые возникают первоначально от зрения) делятся на два класса — (1 ) первичные удовольствия, целиком исходящие от предметов, находящихся перед нашими глазами; и (2) вторичные удовольствия, вытекающие из представлений о видимых объектах. Последние значительно расширяются добавлением надлежащего наслаждения сходством, которое лежит в основе всякой мимики и остроумия. Аддисон также в некоторой степени признает влияние ассоциаций на наши эстетические предпочтения. [14]

Шефтсбери

[ редактировать ]

Шефтсбери — первый из интуитивных писателей о красоте. В его «Характеристиках» прекрасное и добро объединены в одну идеальную концепцию, как и у Платона . Материя сама по себе уродлива. Мировой порядок, в котором действительно обитает вся красота, есть духовный принцип, а всякое движение и жизнь являются продуктом духа. Принцип красоты воспринимается не внешним чувством, а внутренним, или нравственным чувством, воспринимающим и добро. Такое восприятие приносит единственное истинное наслаждение, а именно духовное наслаждение. [15]

Хатчесон

[ редактировать ]

Фрэнсис Хатчесон в своей «Системе моральной философии» , хотя и перенимает многие идеи Шефтсбери, явно отрицает любую независимую, самосущую красоту в объектах. «Вся красота», говорит он, «относится к ощущению, воспринимающему ее каким-то разумом». Одну причину красоты следует искать не в простом ощущении, таком как цвет или тон, а в определенном порядке между частями или «однородности среди разнообразия». Способность различать этот принцип — это внутреннее чувство, которое определяется как «пассивная способность воспринимать идеи красоты от всех объектов, в которых есть единообразие в разнообразии». Это внутреннее чувство сходно с внешними чувствами непосредственностью удовольствия, которое приносит его деятельность, и, кроме того, необходимостью его впечатлений: красивая вещь всегда, хотим мы того или нет, прекрасна. Он различает два вида красоты: абсолютную, или первоначальную, и относительную, или сравнительную. Последнее обнаруживается в предмете, который рассматривается как имитация или подобие другого. Он отчетливо заявляет, что «точная имитация все же может быть красивой, даже если оригинал был полностью лишен ее». Он пытается доказать универсальность этого чувства красоты, показывая, что все люди, по мере расширения их интеллектуальных способностей, больше радуются единообразию, чем наоборот. [15]

Александр Готлиб Баумгартен

[ редактировать ]

Пожалуй, первым немецким философом, разработавшим самостоятельную эстетическую теорию, был Баумгартен . В своей самой известной работе «Эстетика » он дополнил теорию познания Лейбница - Вольфа , добавив к ясному научному или «логическому» знанию понимания знание чувств, которым он дал название «эстетическое». Говорят, что именно по этой причине Баумгартен «ввел» термин « эстетика » . Красота для него соответствует совершенному чувственному знанию. Баумгартен сводит вкус к интеллектуальному акту и игнорирует элемент чувства. Для него природа — высшее воплощение красоты, и поэтому искусство должно искать свою высшую функцию в строжайшем подражании природе. [7]

Берка Рассуждения в его «Исследовании о происхождении наших идей о возвышенном и прекрасном » иллюстрируют тенденцию английских писателей рассматривать эту проблему как психологическую и вводить физиологические соображения. Он считает, что элементами красоты являются: (1) малость; (2) гладкость; (3) постепенное изменение направления пологих кривых; (4) деликатность или видимость хрупкости; (5) яркость, чистота и мягкость цвета. Возвышенное довольно грубо сводится к изумлению, которое, по его мнению, всегда сохраняет элемент ужаса. Таким образом, «бесконечность имеет тенденцию наполнять разум восхитительным ужасом». Берк ищет то, что он называет «действенными причинами» этих эстетических впечатлений, в некоторых поражениях зрительных нервов, аналогичных поражениям других органов чувств, а именно в успокаивающем эффекте расслабления нервных волокон. Произвол и узость этой теории не могут ускользнуть от внимания читателя. [14]

Иммануила Канта Теория эстетических суждений до сих пор остается широко обсуждаемой эстетической теорией. Важно отметить, что Кант использует термин «эстетика» («Ästhetik») для обозначения любого чувственного опыта. [16] Наиболее важной работой для эстетики как направления философии является первая половина его «Критики силы суждения» , «Критики эстетической силы суждения» . Он разделен на две основные части — « Аналитику прекрасного» и «Аналитику возвышенного» , но также посвящен опыту изобразительного искусства.

Для Канта красота не находится внутри объекта, а определяется как удовольствие, возникающее в результате «свободной игры» воображения и понимания, вдохновленной объектом, который в результате мы назовем прекрасным. Такое удовольствие — это нечто большее, чем просто приятность, поскольку оно должно быть бескорыстным и свободным, то есть независимым от способности объекта служить средством для достижения цели. Хотя чувство красоты субъективно, Кант выходит за рамки понятия «красота в глазах смотрящего»: если что-то красиво для меня, я также думаю, что так должно быть и для всех остальных, даже если я не могу доказать красота кому угодно. Кант также настаивает на том, что эстетическое суждение всегда является «индивидуальным», то есть единичным, в форме « Этот объект (например, роза) прекрасен». Он отрицает возможность достижения действительного универсального эстетического суждения вида «Все предметы, обладающие такими-то и такими-то качествами, прекрасны». (Суждение такой формы было бы логичным, а не эстетическим.) Природа в эстетике Канта является основным примером красоты, стоящей как источник эстетического удовольствия выше искусства, которое он рассматривает только в последних частях третьей книги. Критика эстетического суждения . Именно в этих последних абзацах он обращается к своим более ранним работам, когда утверждает, что высшее значение красоты состоит в том, чтобы символизировать моральное добро; идет в этом отношении даже дальше, чем Рёскин . [7]

Немецкие писатели

[ редактировать ]

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг — первый мыслитель, попытавшийся создать философию искусства. Он развивает это как третью часть своей системы трансцендентального идеализма, следующей за теоретической и практической философией. (См. также Schelling's Werke , Bd. v., и J. Watson, Schelling's Transcendental Idealism , ch. vii, Chicago, 1882.) Согласно Шеллингу, новое философское значение искусству придает учение о том, что тождество субъекта и объект, наполовину замаскированный в обычном восприятии и волении, ясно виден только в художественном восприятии. Совершенное восприятие себя интеллектом в произведении искусства сопровождается чувством бесконечного удовлетворения. Искусство, таким образом осуществляя раскрытие абсолюта, кажется, достигает достоинства не только выше, чем у природы, но и выше, чем у самой философии. Шеллинг мало освещает конкретные формы красоты. Его классификация искусств, основанная на противоположности объекта и субъекта, представляет собой диковинку в замысловатом расположении. Он суггестивно применяет свою концепцию к классической трагедии. [7]

В системе философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля искусство рассматривается как первая ступень абсолютного духа. (См. также Верке , Bd.x., и « Введение Бозанке в философию изобразительного искусства Гегеля ».). На этой стадии чувственному восприятию непосредственно присущ абсолют, идея, которая показывает полный разрыв писателя с кантовским учением о «субъективности» красоты. Красивое определяется как идеальное, проявляющееся в чувстве или через чувственную среду. Говорят, что оно живет в видимости или видимости (Schein) и поэтому отличается от истины, которая в действительности не является чувственной, а представляет собой всеобщую идею, содержащуюся в смысле для мысли. Форма прекрасного — это единство многообразного. Понятие (Begriff) дает необходимость во взаимной зависимости частей (единство), тогда как действительность требует видимости (Schein) свободы в частях. Он очень полно обсуждает красоту природы как непосредственное единство понятия и реальности и уделяет большое внимание красоте органической жизни. Но именно в искусстве Гегель, как и Шеллинг, находит высшее откровение прекрасного. Искусство восполняет недостатки природной красоты, яснее освещая идею, показывая внешний мир в его жизненном и духовном одушевлении. Несколько видов искусства в древнем и современном мире зависят от различных комбинаций материи и формы. Он классифицирует отдельные искусства в соответствии с тем же принципом относительного превосходства формы и материи: низшим из них является архитектура, высшим — поэзия. [7]

Диалектика гегельянцев

[ редактировать ]

Любопытное развитие гегелевской концепции можно найти в диалектической трактовке красоты в ее отношении к уродливому, возвышенному и т. д. у учеников Гегеля, например, у К. Вейсе и И. К. Ф. Розенкранца . Важнейшим продуктом гегелевской школы является тщательно продуманная система эстетики, опубликованная Ф. Т. Вишером ( «Эстетик» , 3 Theile, 1846–1834). Он иллюстрирует трудности гегелевской мысли и терминологии; тем не менее, когда дело касается искусства, оно полно знаний и весьма показательно. [7]

Шопенгауэр

[ редактировать ]

Эстетическая проблема рассматривается также двумя другими философами, чья мысль исходила из определенных тенденций в системе Канта, а именно Шопенгауэром и Гербартом . Шопенгауэр (см. также «Мир как воля и идея » в переводе Р.Б. Холдейна, особенно том I, стр. 219–346), отказавшись также от учения Канта о субъективности красоты, нашел в эстетическом созерцании совершенное освобождение интеллекта от воли. . При этом созерцании разум наполняется чистыми интеллектуальными формами, «Платоническими идеями», как он их называет, которые представляют собой объективацию воли на определенной степени полноты представления. Он превозносит состояние художественного созерцания как состояние, в котором благодаря чистому интеллекту, освобожденному от воли, преодолеваются страдания существования и достигается нечто вроде блаженного экстаза. Он считает, что все вещи в некоторой степени прекрасны, а уродство рассматривается как просто несовершенное проявление или объективация воли. Таким образом реабилитируется красота природы, несколько пренебрегаемая Шеллингом и Гегелем. [7]

И. Ф. Гербарт наметил еще один способ уйти от кантовской идеи чисто субъективной красоты (издание Кербаха «Верке» , Bd. II, стр. 339 и след.; Bd. IV, стр. 105 и след., и Bd. IX, стр. 339 и след.); .92 и далее). Он действительно принял точку зрения Канта на эстетическое суждение как на единичное («индивидуальное»); хотя он обеспечивает ему определенную степень логической универсальности, подчеркивая тот факт, что предикат (красота) постоянно истинен для одного и того же эстетического объекта. В то же время, относя красоту конкретных предметов к определенным эстетическим отношениям, он фактически допускал возможность универсальных эстетических суждений (ср. выше). Поскольку он таким образом сводит красоту к абстрактным отношениям, он известен как формалист и основатель формалистической школы в эстетике. Он исходит из идеи, что доставляют удовольствие только отношения — в кантовском смысле, когда он доставляет удовольствие, лишенное желания; и его цель — определить «эстетические элементарные отношения», или простейшие отношения, которые производят это удовольствие. К ним относятся и волевые, так что, как он признает, этические суждения в некотором смысле приведены в эстетическую форму. Его типичный пример эстетических отношений предметов чувственного восприятия — гармония тонов. Наука о По его мнению, тщательный бас сделал для музыки то, что следует сделать и для других областей эстетического опыта. Это учение об элементарных отношениях ставится в связь с психологическим учением автора о представлениях с их тенденциями к взаимному торможению и слиянию, а также о различных тонах чувств, порождаемых этими процессами. Этот способ рассмотрения проблемы красоты и эстетического восприятия был широко развит и переработан в законченную систему эстетики одним из учеников Гербарта, Робертом Циммерманом ( «Астетик» , 1838). [17]

Готхольд Эфраим Лессинг в своем «Лаокооне» и других работах стремился вывести особую функцию искусства из рассмотрения средств, находящихся в его распоряжении. Он приложил все усилия, чтобы определить границы поэзии, а также цели и средства искусства. Среди них непреходящее значение имеет его различие между искусством, использующим сосуществующее в пространстве, и искусством, использующим последовательное (например, поэзию и музыку). В своей драматической критике он также стремился разработать ясные общие принципы по таким вопросам, как поэтическая истина, развивая Аристотеля, на учение которого он главным образом опирался. [15]

Гете и Шиллер

[ редактировать ]

Иоганн Вольфганг фон Гете написал несколько трактатов на эстетические темы, а также множество афоризмов. Он пытался стать посредником между требованиями идеальной красоты, как учил Дж. Дж. Винкельманн , и целями дуализации. Шиллер в ряде разрозненных эссе и писем обсуждает некоторые основные вопросы философии искусства. Он смотрит на искусство со стороны культуры и сил человеческой природы и находит в эстетически развитой душе примирение чувственного и разумного. Его письма об эстетическом воспитании ( Uber die asthetische Erziehung des Menschen , пер. Дж. Вайса, Бостон, 1845) ценны, поскольку выявляют, среди прочего, связь между эстетической деятельностью и всеобщим стремлением к игре (Spieltrieb). Мысли Шиллера на эстетические темы проникнуты духом философии Канта. [15]

Жан Поль Рихтер

[ редактировать ]

Другой пример такого рода рефлексивного обсуждения искусства литераторами мы можем увидеть в «Vorschule der Asthetik» Жана Поля Рихтера . Это довольно амбициозная дискуссия о возвышенном и смешном, которая, однако, содержит много ценных материалов о природе юмора в романтической поэзии. Среди других писателей, более или менее философски размышляющих о проблемах, порождаемых современной поэзией, — Вильгельм фон Гумбольдт , два Шлегеля ( Август и Фридрих ) и Гервинус . [15]

Вклад немецких ученых

[ редактировать ]

В заключение можно сказать несколько слов о попытках немецких ученых применить знание физиологических условий к исследованию чувственных элементов эстетического воздействия, а также ввести в изучение более простых эстетических форм методы естествознания. Классическое произведение Гельмгольца «Ощущения тона» представляет собой в высшей степени музыкальное произведение по физике и физиологии. и более поздних исследователей определить с такой же степенью точности физиологические условия приятного воздействия цветов и их комбинаций Попытка Э. У. Брюке , Эвальда Геринга до сих пор не смогла реализовать требование, выдвинутое Гербартом, о том, что должно быть теория цветовых отношений, равная по полноте и точности теории тоновых отношений. Экспериментальное исследование простых эстетически приятных форм было начато Г.Т. Фехнером, стремившимся проверить обоснованность гипотезы Адольфа Цейзинга о том, что наиболее приятной пропорцией при разделении линии, скажем, вертикальной части креста, является «золотое сечение», где меньшее деление относится к большему, как последнее к сумме. Он описывает в своей работе «Экспериментальная эстетика» ( Auf Experimenten Asthetik ) серия экспериментов, проведенных на большом количестве людей, имеющих отношение к этому вопросу, результаты которых он считает в пользу гипотезы Цейзинга. [15]

Французские писатели

[ редактировать ]

Во Франции эстетические спекуляции выросли из дискуссий поэтов и критиков об отношении современного искусства; и Буало в 17 веке, развитие спора между «древними» и «современными» в конце 17 века Б. ле Бувье де Фонтенелем и Шарлем Перро и продолжение дискуссии о целях Работы по поэзии и искусству вообще XVIII века, написанные Вольтером , Бэйлем , Дидро и другими, не только предлагают современным теоретикам ценный материал в виде записей экспертов об их эстетическом опыте, но и раскрывают проблески важных эстетических принципов. » Ива Мари Андре представляло «Эссе о красоте собой исследование визуальной, музыкальной, моральной и интеллектуальной красоты. Более систематическое исследование нескольких искусств (соответствующее исследованию Лессинга ) можно найти в «Курсе изящной словесности» Шарля Батте (1765), в котором дополнительно разъясняются значение и ценность подражания природе искусством, и искусства классифицируются (по Лессингу) в зависимости от того, используют ли они формы пространства или формы времени. [15]

Теории органической красоты: Баффье

[ редактировать ]

Начало более научного исследования красоты вообще связано с именем Пере Баффье (см. Первые истины ), формирующего и иллюстрирующего его теорию человеческим лицом. Красивое лицо — одновременно самое распространенное и самое редкое явление среди представителей этого вида. Кажется, это неуклюжий способ сказать, что это ясное выражение типичной формы вида. [15]

Ипполит Тэн

[ редактировать ]

Эта идея типичной красоты (которая была принята Рейнольдсом ) была разработана совсем недавно Ипполитом Тэном . В своем труде «Идеал в искусстве» (пер. И. Дюрана) он поступает, как ботаник, к определению шкалы характеров в физическом и нравственном человеке. Степень универсальности или важности персонажа, а также его благодеяния или приспособления к целям жизни определяют меру его эстетической ценности и делают произведение искусства, которое стремится представить его в его чистоте, идеальным произведением. . [15]

Французские системы эстетики: спиритуалисты

[ редактировать ]

Единственные разработанные системы эстетики во французской литературе — это системы, построенные спиритуалистами , писателями-философами, которые под влиянием немецких мыслителей выступили против грубой сенсации XVIII века. Они стремятся пролить свет на высший и духовный элемент эстетических впечатлений, по-видимому, игнорируя любую способность чувственного материала доставлять истинное эстетическое наслаждение. Виктор Кузен и Жан Шарль Левек — ведущие писатели этой школы. Последний разработал сложную систему предмета ( La Science du beau ). Всякая красота считается духовной по своей природе. Несколько прекрасных качеств органического тела, главными из которых являются величина, единство и разнообразие частей, интенсивность цвета, изящество или гибкость и соответствие окружающей среде, могут быть подведены под понятие идеального величия и порядка вида. . Разум воспринимает их как проявления невидимой жизненной силы. Точно так же красоты неорганической природы следует рассматривать как величественные и упорядоченные проявления нематериальной физической силы. Таким образом, всякая красота по своей объективной сущности есть либо дух, либо бессознательная сила, действующая полно и упорядоченно. [15]

Британские писатели

[ редактировать ]

В английской литературе нет ничего, отвечающего немецкой концепции системы эстетики. Исследования английских мыслителей были направлены по большей части на такие скромные проблемы, как психологический процесс, посредством которого мы воспринимаем прекрасное, — дискуссии, которые немецкие историки склонны рассматривать как лишенные реальной философской ценности. Авторов можно удобно разделить на две группы, соответствующие двум противоположным направлениям английской мысли: (1) интуиционисты, те, кто признает существование объективной красоты, которая является простым не поддающимся анализу атрибутом или принципом вещей; и (2) аналитические теоретики, те, кто следует аналитическому и психологическому методу, интересуются чувством красоты как сложным развитием более простых элементов. [18]

Интуиционисты

[ редактировать ]

В своих «Очерках интеллектуальных способностей » (viii «О вкусе») Томас Рид применяет свой принцип здравого смысла к проблеме красоты, утверждая, что объекты красоты сходятся не только в том, чтобы вызывать определенную приятную эмоцию, но и в возбуждении, сопровождающем ее. эмоция веры в то, что они обладают некоторым совершенством или превосходством, что красота существует в объектах независимо от нашего сознания. Его теория красоты глубоко духовна. Вся красота заключается прежде всего в способностях ума, интеллектуальных и моральных. Красота, растекающаяся по лицу видимой природы, есть эманация этой духовной красоты и является красотой, потому что она символизирует и выражает последнюю. Таким образом, красота растения заключается в его идеальном приспособлении к своему назначению, совершенстве, которое является выражением мудрости его Создателя. [15]

Гамильтон

[ редактировать ]

В своих «Лекциях по метафизике» сэр У. Гамильтон дает краткое описание чувств вкуса, которые (при поверхностном сходстве с Кантом) он считает обслуживающими как вспомогательные, так и развивающие способности познания, то есть воображение и понимание. Активность первого соответствует элементу разнообразия в прекрасном предмете, активность второго — его единству. Он явно исключает все другие виды удовольствия, например чувственные, из надлежащего удовлетворения красоты. Он отрицает, что атрибут красоты принадлежит фитнесу. [19]

Хорошо известные рассуждения Джона Раскина о природе красоты в произведениях современных художников («Об идеях красоты»), хотя, к сожалению, и лишены научной точности, имеют определенную ценность в истории божественных атрибутов. Ее истинная природа оценивается теоретической способностью, которая занимается моральным представлением и оценкой идей красоты, и ее следует отличать от творческой или художественной способности, которая используется для рассмотрения определенным образом и объединения идей, полученных из внешних источников. природа. Он различает типичную и жизненную красоту. Первое — это внешнее качество тел, которое символизирует некий божественный атрибут. Последнее заключается в «появлении успешного выполнения функций у живых существ». Формы типичной красоты таковы: (1) бесконечность, тип божественной непостижимости; (2) единство, тип божественной полноты; (3) покой, тип божественного постоянства; (4) симметрия, тип божественной справедливости; (5) чистота, тип божественной энергии; и (6) умеренность, тип правления, основанный на законе. Жизненная красота, опять же, рассматривается как относительная, когда оценивается степень возвышения функции, или родовая, если принимается во внимание лишь степень соответствия индивида назначенным функциям вида. Работы Рёскина иллюстрируют крайнюю тенденцию отождествлять эстетическое с моральным восприятием. [14]

Аналитические теоретики

[ редактировать ]

В «Элементах критики Генри Хоума» (лорда Кеймса) делается еще одна попытка разложить удовольствие от красоты на ее элементы. Красота и уродство — это просто приятное, и он, по-видимому, не признает никаких общих характеристик красивых объектов, кроме способности приносить удовольствие. Подобно Хатчесону, он разделяет красоту на внутреннюю и относительную, но под последней понимает видимость приспособленности и полезности, которую Хатчесон исключает из прекрасного. [14]

Проходя мимо имени сэра Джошуа Рейнольдса , чья теория красоты очень напоминает теорию Пере Баффье , мы приходим к высказываниям другого художника и живописца, Уильяма Хогарта . он обсуждает В своем «Анализе красоты» все элементы визуальной красоты. Он находит в этом следующие элементы: (1) соответствие частей какому-либо замыслу; (2) разнообразить как можно больше способов; (3) единообразие, регулярность или симметрия, которые прекрасны только тогда, когда помогают сохранить характер приспособленности; (4) простота или отчетливость, которая доставляет удовольствие не сама по себе, а потому, что позволяет глазу легко наслаждаться разнообразием; (5) сложность, обеспечивающая использование нашей активной энергии, ведущая взгляд к «бессмысленной погоне»; (6) количество или величина, которая привлекает наше внимание и вызывает восхищение и трепет. Красоту пропорций он превращает в потребность в физической форме. Хогарт применяет эти принципы к определению степени красоты линий, фигур и групп форм. Среди линий он особо почитает змеевик (образующийся путем проведения линии от основания к вершине длинного тонкого конуса). [14]

Элисон в своих знаменитых «Очерках о природе и принципах вкуса » исходит из метода, прямо противоположного методу Хогарта и Бёрка. Он пытается проанализировать психический процесс, а затем обнаруживает, что он состоит в своеобразной операции воображения, а именно в прохождении через ум цепочки идей, причем эти идеи всегда соответствуют какому-то простому чувству или эмоции (например, веселью, печали, трепету). ) пробуждается объектом. Таким образом, он делает ассоциацию единственным источником эстетического наслаждения и отрицает существование первоисточника в самих ощущениях. Он подробно и умело иллюстрирует действие принципа ассоциации; однако его попытка сделать его уникальным источником эстетического удовольствия полностью терпит неудачу. Фрэнсиса Джеффри ( «Очерки красоты» в «Эдинбургском обозрении» и «Британской энциклопедии», 8-е издание) представляют собой не более чем модификацию теории Элисон. «Философские очерки» состоят в указании на необоснованное предположение, скрывающееся в учении о едином качестве, присущем всем разновидностям красивых объектов. Он стремится показать, как возникли последовательные изменения значения термина «красивое». Он предполагает, что изначально это означало удовольствие от цвета. Ценность его дискуссии заключается больше в критике его предшественников, чем во вкладе новых идей. Его концепция возвышенного, подсказанная этимологией слова, подчеркивает элемент высоты в предметах. [14]

Из психологов ассоциации Джеймс Милль мало что сделал для анализа чувства красоты, кроме повторения доктрины Элисон. Александр Бейн в своем трактате « Эмоции и воля » («Эстетические эмоции») продвигает это исследование значительно дальше. Он стремится отличить эстетику от других разновидностей приятных эмоций по трем характеристикам: (1) их свобода от жизненно важных целей, поскольку удовлетворение ищется ради них самих; (2) их чистота от всех неприятных сопутствующих обстоятельств; (3) их в высшей степени сочувствующий или открытый характер. Он всесторонне рассматривает составляющие эстетического наслаждения, включая удовольствия от ощущений и их возрожденную или «идеальную» форму; возрожденных эмоциональных состояний; и, наконец, удовлетворение тех широких восприимчивостей, которые мы называем любовью к новизне, контрасту и гармонии. Эффект возвышенности связан с проявлением высшей силы в ее высших степенях, проявление которой возбуждает у смотрящего сочувственный восторг. Опять же, смешное определяется Бэйном, развивая Аристотеля и Гоббса, как деградацию чего-то, обладающего достоинством, в обстоятельствах, которые не вызывают никаких других сильных эмоций. [14]

Герберт Спенсер в своих «Первых принципах» , «Принципах психологии» и «Очерках » дал интересный поворот психологии эстетики, применив свою доктрину эволюции. Приняв идею Шиллера о связи эстетической деятельности и игры, он стремится сделать ее исходным пунктом в прослеживании эволюции эстетической деятельности. Игра определяется как результат избыточной энергии организма: как деятельность органов и способностей, которые благодаря длительному периоду бездействия стали особенно готовы к выполнению своей функции и, как следствие, выражают себя в моделируемых действиях. Эстетическая деятельность обеспечивает аналогичный способ самоосвобождения высших органов восприятия и эмоций; и они, кроме того, согласны с игрой в том, что не способствуют непосредственно каким-либо процессам, способствующим жизни; в том, что удовольствия ищут только ради них самих. Спенсер стремится построить иерархию эстетических удовольствий в соответствии со степенью сложности задействованных способностей: от ощущений до возрожденных эмоциональных переживаний, составляющих собственно эстетическое чувство. К числу более смутно возрожденных эмоций Спенсер относит более устойчивые расовые чувства, передаваемые по наследству; например, когда он относит глубокую и неопределимую эмоцию, вызываемую музыкой, к ассоциациям с голосовыми тонами, выражающими чувства, возникшие в истории нашего вида. Эта биологическая обработка эстетической деятельности оказала широкое влияние, например, на Грант Аллен доволен разработкой своего эволюционного метода. Тем не менее, как было сказано выше, сейчас признается, что его теория ведет нас лишь на небольшой путь к адекватному пониманию нашего эстетического опыта. [14]

История культуры до 20 века

[ редактировать ]

Какие-либо эстетические доктрины, которые руководили созданием и интерпретацией доисторического искусства, по большей части неизвестны. Косвенную озабоченность эстетикой можно заключить из древнего искусства многих ранних цивилизаций, включая Египет , Месопотамию , Персию , Грецию , Китай , этрусков , Рим , Индию , кельтские народы и майя , поскольку каждая из них развивала уникальные и характерный стиль в его искусстве.

Африканское искусство — это культурное выражение огромного и богатого континента. Это продукт тысячелетий перемен, миграций, международной и межконтинентальной торговли, дипломатии и культурных норм. В исследованиях, посвященных африканскому искусству, есть некоторые сомнения в использовании слова «искусство» для его описания. Малидома и Сонбофу Соме, [20] [21] Представители культуры Дагара Буркина-Фасо считают, что в их культуре самым близким словом для обозначения искусства является просто слово «священный». Объекты власти Конго нкиси иллюстрируют это. Это предметы, продаваемые на рынке современного искусства по эстетической ценности, однако их целью было служить в ритуалах личного и общественного исцеления. При рассмотрении африканских культурных продуктов необходимо учитывать основную функцию этих объектов, содержащихся в самих культурах.

В африканской материальной культуре существует чудесное взаимодействие практичности и эстетики. Рассмотрим табурет Akan , ткань и расчески Yoruba adire или Gio ложки . Вот вам пример африканского гения, способного оживить самый обыденный предмет и придать ему эстетическую ценность. Скульптура и перформанс занимают видное место, а абстрактные и частично абстрактные формы ценятся, и ценились задолго до того, как влияние западной традиции стало всерьез. Культура Нок является тому подтверждением. Мечеть Тимбукту показывает, что определенные районы Африки имели уникальную эстетику.

Древняя картина с изображением египетской богини Маат .

Египетская эстетика

[ редактировать ]

Термин маат занимал центральное место в Древнем Египте и имел тесную связь с эстетикой и искусством. Маат была концепцией, олицетворяющей порядок, баланс, справедливость и истину во вселенной и человеческой жизни. Маат также была божественной фигурой, олицетворяющей эти идеалы. Термин маат имел решающее значение в египетской культуре, включая их искусство и архитектуру. Художники стремились создать гармоничные и сбалансированные композиции, использовали цвета и пропорции, соответствующие маату. Произведения искусства и архитектура Древнего Египта стремились отразить этот порядок и баланс в своих пропорциях, узорах и композициях. Например, в египетском искусстве, таком как фрески и рельефы, люди часто изображались с четкими пропорциями и расположенными позициями, символизирующими гармонию и красоту. Искусство и архитектура сыграли жизненно важную роль в сохранении маат, передавая людям космологические идеи, духовные послания и моральные ценности. Создавая эстетически привлекательные и значимые произведения искусства, египтяне помогали поддерживать гармонию и справедливость в обществе и во Вселенной. [22]

Маска йоруба для короля Обалуфона II .

Эстетика йоруба

[ редактировать ]

Слово ẹwà занимает центральное место в эстетической структуре культуры йоруба . Это слово используется для описания красоты и эстетического качества в искусстве и культуре йоруба в целом. Ẹwà — это не только описание визуальной красоты; оно также включает в себя эмоциональное и духовное измерение. В культуре йоруба красота не просто поверхностна, но также связана с более глубокими ценностями и значениями. Быть ẹwà также включает в себя верность своей природе и душе. Речь идет о жизни в гармонии с самим собой, своими ценностями и своими духовными убеждениями. Быть ẹwà означает находиться в гармонии со своей сокровенной сущностью и быть верным себе.

Красота в культуре йоруба часто ассоциируется с гармонией, балансом и пропорциями. Художественные произведения, которые считаются ẹwà, хорошо сбалансированы, имеют эмоциональный резонанс и находятся в гармонии с эстетическими традициями искусства йоруба. Это может относиться ко всему: от скульптур и масок до текстиля и архитектуры. [23]

Ацтекский солнечный камень .

Ацтекская эстетика

[ редактировать ]

Теотль — это термин ацтеков, обозначающий высшую божественную силу или божество, лежащее в основе всего мира и вселенной. Это всеобъемлющая и трансцендентная сила, присутствующая во всем и наблюдающая за космосом. Теотль — это одновременно творческая сила, создавшая мир, и сила, поддерживающая баланс и порядок в космосе. В эстетике ацтеков художественные произведения считались эстетически ценными, если они искренне и правдиво раскрывали теотль. Это означало, что произведения искусства и красоты в ацтекской культуре считались истинными, если они достоверно представляли божественную силу, ее баланс и чистоту. Таким образом, Теотль был самой основой эстетических ценностей и суждений в ацтекском искусстве.

Теотль был не только эстетической силой, но также моральной и эпистемологической силой. В философии ацтеков то, что было эстетически ценным, было также ценным морально и эпистемологически, и наоборот. Творческая деятельность и ее продукты считались морально и эпистемологически квалифицированными, если они имели глубокую связь с теотлем. Теотль также олицетворял баланс и чистоту, которые были центральными эстетическими идеалами ацтекского искусства. Эстетически ценными были творения, которые достоверно и искренне раскрывали баланс и чистоту, внося положительный вклад в поддержание баланса и порядка в космосе. [24]

Народ навахо известен своим текстильным искусством.
[ редактировать ]

Понятие хожо́g (иногда пишется «ходжо») имеет центральное значение в культуре навахо и имеет глубокую связь с эстетикой, но оно также охватывает многие другие аспекты жизни и ценностей народа навахо. Хожэ́г нелегко перевести одним словом, но его можно понимать как всеобъемлющую философию и идеал. Хожжу́г — это жизненная философия, которая стремится понять и практиковать красоту и баланс во всех аспектах жизни, а не только в искусстве. Это руководство для жизни в гармонии с собой, другими людьми и окружающим миром. Хожо́г также связан с культурной самобытностью народа навахо и его способностью сохранять свою культуру и традиции. Создавая искусство, соответствующее хожу́г, они сохраняют своё культурное наследие и передают свои ценности будущим поколениям.

Хожжу́г подчеркивает глубокую связь с природой. Люди навахо видят в природе источник красоты и вдохновения. Многие узоры и символы в искусстве навахо взяты из форм и узоров, встречающихся в природе, включая звезды, перья и растения. Хожо́г также тесно связан с духовными верованиями народа навахо. Это предполагает пребывание в гармонии с духовными силами и окружающим миром. Произведения искусства иногда используются как способ общения со сверхъестественным и почтиния богов и духов. [25]

Арабская эстетика

[ редактировать ]
Великой мечети Фирменное трио минаретов возвышается над центральным рынком Дженне . Уникальная малийская эстетика

Арабское искусство имеет контекст ислама , возникшего в VII веке, иногда его называют исламским искусством , хотя многие арабские художники во все времена не были мусульманами. Термин «исламский» относится не только к религии, но и к любой форме искусства, созданной людьми исламской культуры или в исламском контексте, независимо от того, является ли художник исламистом или нет. Не все мусульмане согласны с использованием искусства в религиозных обрядах, о надлежащем месте искусства в обществе или о связи между светским искусством и требованиями, предъявляемыми к светскому миру в отношении соответствия религиозным заповедям.

Исламское искусство часто использует светские элементы и элементы, которые не одобряются, если не запрещаются, некоторыми исламскими богословами . [26] Хотя часто упоминаемое противодействие в исламе изображению человеческих и животных форм справедливо и для религиозного искусства и архитектуры, в светской сфере такие изображения процветают почти во всех исламских культурах. Сопротивление ислама изображению живых существ в конечном итоге проистекает из веры в то, что создание живых форм принадлежит только Богу, и именно по этой причине роль изображений и создателей изображений вызывает споры. Наиболее сильные высказывания на тему фигурального изображения сделаны в Хадисах (Преданиях Пророка), где художникам предлагается «вдохнуть жизнь» в свои творения и грозит наказанием в Судный день . Коран менее конкретен, но осуждает идолопоклонство и использует арабский термин мусаввир («творец форм» или художник) в качестве эпитета Бога. Частично из-за этого религиозного чувства фигуры в живописи часто были стилизованы, а в некоторых случаях происходило разрушение фигуративных произведений искусства.

Иконоборчество было ранее известно в византийский период, а аниконизм был характерной чертой иудейского мира, что помещало исламское возражение против образных представлений в более широкий контекст. Однако в качестве украшения фигуры в основном были лишены какого-либо большего значения и, возможно, поэтому представляли меньшую проблему. [27]

Человеческие изображения можно найти в ранних исламских культурах с разной степенью признания религиозными властями. Представление людей с целью поклонения повсеместно считается идолопоклонством , запрещенным законами шариата . [28] [29]

Арабский язык пишется справа налево, как и другие семитские письменности , и состоит из 17 символов, которые с добавлением точек, расположенных над или под некоторыми из них, образуют 28 букв арабского алфавита. Краткие гласные не включены в алфавит и обозначаются знаками, расположенными над или под согласной или долгой гласной, за которой они следуют. Некоторые символы могут быть присоединены к своим соседям, другие — только к предыдущему, третьи — только к последующему. Написанные буквы претерпевают небольшие внешние изменения в зависимости от их положения в слове. Когда они стоят отдельно или встречаются в конце слова, они обычно заканчиваются жирной чертой; когда они появляются в середине слова, они обычно присоединяются к букве, следующей за ней небольшой изогнутой вверх черточкой. За исключением шести букв, которые могут быть соединены только с предыдущими, начальная и средняя буквы значительно сокращены, а конечная форма состоит из начальной формы с торжествующим расцветом. Однако основная часть персонажей осталась неизменной. [30]

Китайская эстетика

[ редактировать ]

Китайское искусство имеет долгую историю разнообразных стилей и направлений. Конфуций подчеркивал роль искусства и гуманитарных наук (особенно музыки и поэзии) в расширении человеческой природы и помощи ли (этикет, обряды) в возвращении нас к тому, что важно для человечества. Его оппонент Мози , однако, утверждал, что музыка и изобразительное искусство были классическими и расточительными, принося пользу богатым по сравнению с бедными. К IV веку нашей эры художники также начали письменно обсуждать истинные цели искусства. Гу Кайчжи оставил три сохранившихся книги по теории живописи.

Несколько более поздних художников и ученых одновременно создавали искусство и писали о его создании. Религиозное и философское влияние на искусство было обычным (и разнообразным), но никогда не универсальным. Современная китайская эстетическая теория сформировалась в ходе модернизации Китая от империи к республике в начале 20 века. Таким образом, такие мыслители, как Кант, Гегель, Маркс и Хайдеггер, были включены в современную китайскую эстетическую теорию через таких философов, как Ли Цзэхоу . [31]

Индийская эстетика

[ редактировать ]

Индийская эстетическая традиция восходит к ведической эпохи текстам индуизма . Например, Айтарейя Брахман (~ 1000 г. до н. э.) в разделе 6.27 утверждает, что искусства — это усовершенствование личности ( атма -самскрти ). [32] Самая старая сохранившаяся полная рукопись на санскрите, в которой обсуждается теория эстетики, — это «Натья Шастра» , завершенная, по оценкам, между 200 г. до н.э. и 200 г. н.э. [33] эта теория называется раса В тексте . Раса — это древняя концепция индийского искусства об эстетическом вкусе любого визуального, литературного или музыкального произведения, которое вызывает эмоции или чувства у читателя или аудитории, но которые невозможно описать. [34] Согласно Натья-шастре , цель искусства — усилить эстетическое переживание, доставить эмоциональную расу (сок, вкус). Во многих случаях искусство стремится дать отдых и облегчение тем, кто изнурен трудом, или обезумел от горя, или обременен несчастьем, или поражен суровыми временами. [32] развлечение — это эффект, а не основная цель искусства Однако, согласно Натья шастре, . Основная цель — создать расу , чтобы поднять и перенести зрителей к выражению высшей реальности и трансцендентных ценностей. [35] [36]

Наиболее полное изложение эстетики драмы, песни и других исполнительских искусств можно найти в трудах кашмирского шиваитско -индуистского философа Абхинавагупты (ок. 1000 г. н.э.). [34] [35] [36] проведенный Абхинавагуптой, Анализ Натьяшастры, примечателен обширным обсуждением эстетических и онтологических вопросов. [37] [38]

Концепция расы является фундаментальной для многих форм индийского искусства, включая танец , музыку , театр, живопись, скульптуру и литературу . Интерпретация и реализация конкретной расы различаются в зависимости от стиля и школы. [39] [40] [41] В индийской классической музыке каждая рага представляет собой вдохновенное творение для определенного настроения, в котором музыкант или ансамбль создает расу в слушателе. [42] [43]

смысл текста, так и переживание расы . В эстетических теориях индийской поэтики ее древние ученые обсуждают как то, что говорится, так и то, как это говорится (слова, грамматика, ритм), предполагая, что важны как [41] Среди наиболее известных в индуистских традициях теории поэтики и литературных произведений - Бхартрихари V века и Анандавардхана IX века, но теоретическая традиция интеграции расы в литературные произведения, вероятно, восходит к более древнему периоду. Обычно это обсуждается в рамках индийских концепций Дхвани , Сабдататтвы и Сфоты . [44] [41] [45]

В индийских теориях скульптуры и архитектуры ( Шилпа Шастры ) теории раса отчасти управляют формами, очертаниями, расположением и выражением в изображениях и структурах. [46] [47]

Японская керамика и фарфор часто изготавливаются по принципу ваби-саби.

Японская эстетика

[ редактировать ]

Важным понятием японской эстетики является ваби-саби , представляющее особую эстетическую философию, которая ценит красоту простого, неправильного и непостоянного. Он находит красоту в том, что естественно состарено и несовершенно. Термин «ваби» относится к уединению и простоте, а «саби» описывает красоту, которая приходит с возрастом и патиной. Пустота, или «саби», также является важным аспектом ваби-саби. Он включает в себя пространство или паузу в композиции, которая дает зрителю время поразмыслить и созерцать. Пустота является важным эстетическим принципом японского искусства, а также связана с философией присутствия и осознания дзен-буддизма. Минимализм — важный аспект японской эстетики, ориентированный на сведение к основам и упрощение, что можно увидеть в японской архитектуре, дизайне и искусстве.

Важнейшая часть ваби-саби — это принятие непостоянства и старения. Объекты, имеющие следы возраста, такие как трещины, пятна и патина, считаются красивыми, потому что они рассказывают историю объекта и его прожитую жизнь. Эта концепция имеет эстетическое значение и проявляется во многих формах японского искусства и мастерства, таких как керамика и резьба по дереву. Ваби-саби также включает в себя эстетику баланса и асимметрии. Вместо стремления к идеальной симметрии ценятся асимметричные и неправильные формы, как в искусстве, так и в садовом дизайне, целью которого является создание естественного ощущения движения и баланса. [48]

Аборигенная религиозная живопись.

Аборигенная эстетика

[ редактировать ]

Дадирри — это концепция, происходящая из культур аборигенов северной Австралии, особенно Арнемленда. Он описывает глубокую и молчаливую практику слушания и размышления, позволяющую соединиться с землей и духовностью. Дадирри — это форма эстетики, которая предполагает понимание красоты и значимости природы и духовности посредством молчания и восприимчивости. Это включает в себя понимание природных узоров, цветов, звуков и форм, которые нас окружают. Это эстетическое измерение предполагает видение красоты в простом и повседневном. Для многих культур аборигенов искусство является средством выражения дадирри. Многие произведения искусства аборигенов, в том числе картины, корзины, керамика и текстиль, отражают красоту и духовность природы и земли. Эти произведения искусства не только эстетичны, но и несут глубокий символический и духовный смысл.

Дадирри – это также ощущение более глубокой связи с природой и духовным измерением существования. Эта связь выходит за рамки чисто физического и распространяется на эстетический опыт принадлежности к чему-то большему и прекрасному, чем мы сами. Речь идет об переживании эстетически удовлетворяющего духовного присутствия. [49]

Западная эстетика

[ редактировать ]
Бронзовая скульптура , предположительно Посейдон или Зевс , Национальный археологический музей Афин.

Западная эстетика обычно обращается к греческим философам как к самому раннему источнику формальных эстетических соображений. Платон верил в красоту как форму , в которой участвуют красивые объекты и которая делает их красивыми. Он чувствовал, что красивые объекты сочетают в себе пропорции, гармонию и единство своих частей. Точно так же в «Метафизике » Аристотель обнаружил, что универсальными элементами красоты являются порядок, симметрия и определенность.

Кубистическая картина Жоржа Брака « Скрипка и подсвечник» (1910)

С конца 17-го до начала 20-го века западная эстетика претерпела медленную революцию в то, что часто называют модернизмом . Немецкие и британские мыслители подчеркивали красоту как ключевой компонент искусства и эстетического опыта и считали искусство обязательно стремящимся к абсолютной красоте.

Для Александра Готлиба Баумгартена эстетика — это наука о чувственных переживаниях, младшая сестра логики, и красота, таким образом, есть наиболее совершенный вид познания, которым может обладать чувственный опыт. Для Иммануила Канта эстетическое переживание красоты есть суждение о субъективной, но сходной человеческой истине, поскольку все люди должны согласиться с тем, что «эта роза прекрасна», если это действительно так. Однако красоту нельзя свести к какому-то базовому набору функций. Для Фридриха Шиллера эстетическое понимание красоты есть наиболее совершенное примирение чувственной и разумной частей человеческой натуры.

Для Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга философия искусства является «органоном» философии, касающимся отношений между человеком и природой. Таким образом, эстетика стала теперь названием философии искусства . Фридрих фон Шлегель , Август Вильгельм Шлегель , Фридрих Шлейермахер и Георг Вильгельм Фридрих Гегель также читали лекции по эстетике как философии искусства после 1800 года.

Для Гегеля всякая культура — это вопрос «абсолютного духа», который шаг за шагом проявляется сам в себе, превращаясь в совершенство , к которому может приблизиться только философия. Искусство — это первая стадия, на которой абсолютный дух непосредственно проявляется чувственному восприятию и, таким образом, представляет собой скорее объективное, чем субъективное откровение красоты.

Для Артура Шопенгауэра эстетическое созерцание красоты есть самое свободное, что может быть у чистого интеллекта от велений воли; здесь мы созерцаем совершенство формы без каких-либо мирских целей, и поэтому любое вторжение полезности или политики разрушило бы суть красоты. Таким образом, для Шопенгауэра это один из способов борьбы со страданиями .

Британцы в значительной степени разделились на интуиционистский и аналитический лагеря. Интуиционисты считали, что эстетический опыт раскрывается какой-то одной умственной способностью. Для Энтони Эшли-Купера, 3-го графа Шефтсбери , это было идентично моральному чувству: красота — это просто чувственная версия морального добра. Для Людвига Витгенштейна эстетика заключалась в описании целой культуры, что является лингвистической невозможностью. Следовательно, его точку зрения можно перефразировать так: «То, что составляет эстетику, лежит за пределами языковой игры».

Уильям Хогарт , автопортрет, 1745 год.

Для Оскара Уайльда созерцание красоты ради красоты (дополненное поисками морального обоснования Джона Раскина ) было больше, чем просто основой для большей части его литературной карьеры; однажды он заявил: «Эстетизм — это поиск знаков прекрасного. Это наука о прекрасном, с помощью которой люди ищут взаимосвязь искусств. Точнее говоря, это поиск тайны жизни». . [50]

Уайльд совершил поездку по Соединенным Штатам в 1882 году, распространяя идею эстетики в речи под названием «Английский ренессанс». В своей речи он предположил, что Красота и Эстетика «не вялы, а энергичны. Украшая внешние аспекты жизни, можно украсить внутренние». Английский Ренессанс, по его словам, был «как и итальянский Ренессанс до него, своего рода возрождением духа человека». [51]

Для Фрэнсиса Хатчесона красота раскрывается внутренним умственным чувством, но является скорее субъективным фактом, чем объективным. Теоретики-аналитики, такие как Генри Хоум, Лорд Кеймс , Уильям Хогарт и Эдмунд Берк , надеялись свести красоту к некоторому списку атрибутов. Хогарт, например, считает, что красота состоит из (1) соответствия частей какому-либо замыслу; (2) разнообразить как можно больше способов; (3) единообразие, регулярность или симметрия, которые прекрасны только тогда, когда помогают сохранить характер приспособленности; (4) простота или отчетливость, которая доставляет удовольствие не сама по себе, а потому, что позволяет глазу легко наслаждаться разнообразием; (5) сложность, которая обеспечивает использование нашей активной энергии, направляя взгляд на «бессмысленную погоню»; и (6) количество или величина, которая привлекает наше внимание и вызывает восхищение и трепет. [14] Более поздние эстетики-аналитики стремились связать красоту с некоторой научной теорией психологии (например, Джеймса Милля ) или биологии (например, Герберта Спенсера ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Констан, Дэвид (2014). Красота – судьба древнегреческой идеи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 30–35. ISBN  978-0-19-992726-5 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Салли 1911 , с. 285.
  3. ^ Платон. Ион Ор: Об «Илиаде»
  4. ^ Салли 1911 , стр. 285–286.
  5. ^ Перейти обратно: а б Краут, Ричард (май 2001 г.). «Этика Аристотеля» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 22 октября 2013 г.
  6. ^ Аристотель. Политика . стр. Книга II, 1269.a4.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Салли 1911 , с. 286.
  8. ^ Джон Р. Снайдер, L'estetica del Barocco (Болонья: Il Mulino, 2005), 21–22.
  9. ^ Рабен, Ганс (2006). «Искусство Беллори: вкус и отвращение искусствоведа семнадцатого века в Риме». Симиолус: Ежеквартальный журнал по истории искусства Нидерландов . 32 (2/3): 126–146. JSTOR   20355327 .
  10. ^ Предисловие к «Жизни современных художников, скульпторов и архитекторов» (1672 г.), из лекции «Идея художника, скульптора и архитектора», прочитанной в Риме в 1664 г.
  11. ^ Эрвин Панофски (1968). Идея: концепция в теории искусства . Издательство Университета Южной Каролины . п. 242.
  12. ^ Иоганн Иоахим Винкельманн, Заметки по истории древнего искусства (1767), стр. 36.
  13. ^ Кеннеди, Джордж Александр; Нисбет, HB; Роусон, Клод; Селден, Раман (1989). Кембриджская история литературной критики . Том. 4. Издательство Кембриджского университета. п. 110. ИСБН  9780521317207 . {{cite book}}: Неизвестный параметр |agency= игнорируется ( помогите )
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Салли 1911 , с. 288.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Салли 1911 , с. 287.
  16. ^ Эйслер, Рудольф. «Эстетика» . Кантовский лексикон . Рудольф Эйслер . Проверено 11 июня 2015 г.
  17. ^ Салли 1911 , стр. 286–287.
  18. ^ Салли 1911 , стр. 285–289.
  19. ^ Салли 1911 , стр. 287–288.
  20. ^ Некоторые, Малидома (1999). Исцеляющая мудрость Африки ТарчерПеригей. стр. 100-1 352 страницы ISBN  087477991X .
  21. ^ Соме, Сонбофу (2000). Дух близости . Публикации Уильяма Морроу. п. 160. ИСБН  0688175791 .
  22. ^ [«Концепция Маат в древнеегипетском искусстве» Эмили Титер]
  23. ^ [ Понятие ìwà в эстетике йоруба: идентичность и художественный процесс Роуленда Абодиуна]
  24. ^ Интернет-энциклопедия философии ацтекской философии
  25. ^ Кан-Джон (Дине), М.; Койтан, М. (2015). «Жизнь в здоровье, гармонии и красоте: философия здоровья Дине (навахо) Хожо» . Глобальные достижения в области здравоохранения и медицины . 4 (3): 24–30. дои : 10.7453/gahmj.2015.044 . ПМЦ   4424938 . ПМИД   25984415 .
  26. ^ Дэвис, Пенелопа Дж. Э. Денни, Уолтер Б. Хофрихтер, Фрима Фокс. Джейкобс, Джозеф. Робертс, Энн М. Саймон, «История искусства Дэвида Л. Янсона», Прентис-Холл; 2007, Аппер-Сэддл-Ривер, Нью-Джерси. Седьмое издание, ISBN   0-13-193455-4 стр. 277
  27. ^ «Фигурное изображение в исламском искусстве» . Отдел исламского искусства . Метрополитен-музей. Октябрь 2001 года . Проверено 23 августа 2021 г.
  28. Вклад арабов в исламское искусство: с седьмого по пятнадцатый века , Видждан Али , Американский университет в Каире Press, 10 декабря 1999 г., ISBN   977-424-476-1
  29. ^ От буквального к духовному: развитие образа Пророка Мухаммеда от ильханидских миниатюр 13-го века до османского искусства 17-го века. Архивировано 1 декабря 2007 г. в Wayback Machine , [Стив Мваи], EJOS (Электронный журнал востоковедения) , том IV, вып. 7, с. 1–24, 2001 г.
  30. ^ «Введение в исламскую каллиграфию» . CalligraphyIslamic.com . Архивировано из оригинала 31 октября 2018 года . Проверено 23 августа 2021 г.
  31. ^ Ли Цзэхоу
  32. ^ Перейти обратно: а б Ариндам Чакрабарти (2016). Справочник Блумсбери по исследованиям индийской эстетики и философии искусства . Академик Блумсбери. стр. 1–2. ISBN  978-1-4725-2430-0 .
  33. ^ Наталья Лидова 2014 .
  34. ^ Перейти обратно: а б Раса: индийская эстетическая теория , Британская энциклопедия (2013)
  35. ^ Перейти обратно: а б Сьюзан Л. Шварц (2004). Раса: проявление Божественного в Индии . Издательство Колумбийского университета. стр. 12–17 . ISBN  978-0-231-13144-5 .
  36. ^ Перейти обратно: а б Даниэль Мейер-Динкгрефе (2005). Подходы к актерскому мастерству: прошлое и настоящее . Академик Блумсбери. стр. 73, 102–106, 120, 155–156. ISBN  978-1-4411-0381-9 .
  37. ^ Ананда Лал 2004 , стр. 308, 492.
  38. ^ Тарла Мехта 1995 , стр. 22–24.
  39. ^ Уоллес Дэйс 1963 , стр. 249–252.
  40. ^ Роуэлл 2015 , стр. 327–333.
  41. ^ Перейти обратно: а б с WS Хэнли (2012). Анна-Тереза ​​Тименецка (ред.). Аналекта Гуссерлиана, Ингардениана III: Исполнительское искусство, изобразительное искусство и литература . Спрингер. стр. 299–300, 295–309. ISBN  978-94-011-3762-1 .
  42. ^ Питер Лавеццоли (2006). Рассвет индийской музыки на Западе . Академик Блумсбери. п. 23. ISBN  978-0-8264-1815-9 .
  43. ^ Эмми Те Нейенхейс 1974 , стр. 34–42.
  44. ^ Себастьян Алакапалли (2002). Бытие и смысл: реальность и язык у Бхартрихари и Хайдеггера . Мотилал Банарсидасс. стр. 78–97. ISBN  978-81-208-1803-3 .
  45. ^ Гарольд Г. Кауард (1980). Сфота-теория языка: философский анализ . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 17–23. ISBN  978-81-208-0181-3 .
  46. ^ Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма; Беттина Боймер (1996). Сущность формы в сакральном искусстве . Мотилал Банарсидасс. стр. 72–78, 45–46, 57–58, 115–116, 121–122. ISBN  978-81-208-0090-8 .
  47. ^ Ариэль Глюклих (1994). Чувство Адхармы . Издательство Оксфордского университета. стр. 30–31. ISBN  978-0-19-508341-5 .
  48. ^ Стэнфордская энциклопедия философии о японской эстетике
  49. ^ Значение дадирри
  50. ^ «Оскар Уайльд» Ричарда Эллмана, стр. 122, паб Alfred A Knopf, INC., 1988 г.
  51. ^ Эллман, стр. 164.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 44034385a0ca66445d986b3bf89b7285__1719279060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/85/44034385a0ca66445d986b3bf89b7285.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of aesthetics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)