Цзяннань Сычжу
Цзяннань сычжу (англ. У китайское произношение: [koŋ nø sɨ d̥zoʔ] ) — стиль традиционной китайской инструментальной музыки из региона Цзяннань в Китае . [ 1 ] [ 2 ]
Имя
[ редактировать ]Имя Цзяннань сычжу (江南丝竹 пиньинь : Jiāngnán sīzhú) состоит из двух частей. Цзяннань — традиционное название территории к югу от нижнего течения реки Янцзы на юге Цзянсу , Шанхае и северном Чжэцзяне . Сычжу , буквально «шелк и бамбук», относится к струнным и духовым музыкальным инструментам, шелк — традиционный материал, из которого исторически изготавливались струны в Китае, а бамбук — материал, из которого китайские флейты, такие как дицзы и сяо. изготавливаются . Термин сичжу в более широком смысле также стал обозначать инструментальную музыку в целом, особенно ту, которая исполнялась в помещении. Существуют и другие традиции сычу , особенно в юго-восточных прибрежных районах Китая – Фуцзянь и Гуандун .
История
[ редактировать ]Сычжу — термин XX века, обозначающий народные ансамбли, которые впервые появились при династиях Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911/12) и существуют по сей день. [ 3 ] Существует множество региональных вариантов, но наиболее влиятельным был Цзяннань сычжу, который в 19 веке обосновался к югу от реки Янцзы, особенно в городах юго-восточных провинций Цзянсу и северного Чжэцзяна. К началу 20 века Шанхай стал центром деятельности сычжу; городская элита организовала многочисленные любительские клубы, выполнявшие общественные функции и для собственного развлечения. Шанхайский сичжу стал основой современного китайского оркестра в середине 20 века.
Инструменты
[ редактировать ]Инструменты, обычно используемые в Цзяннань сычжу, включают щипковые, смычковые, струнные инструменты, на которых играют и ударяют; флейты, а иногда и ротовые органы; и небольшие ударные инструменты. Наиболее часто используемые инструменты:
- Дизи с одинаковой темперой - поперечная бамбуковая флейта, чаще всего с традиционными одинаковыми отверстиями для пальцев, что не обеспечивает равного темперамента, хотя дизи является стандартным для профессионалов.
- Сяо - бамбуковая флейта с выдутым концом, как и в случае с дизи , для профессионалов предпочтительны одинаковые удаленные отверстия для пальцев со стандартом одинакового типа.
- Эрху – двухструнная вертикальная скрипка, стандартный эрху D4, строй А4. Иногда используется второй эрху, известный как фанху (反胡) или фан эрху (反二胡), что означает «контр-скрипка» или «перекрестная скрипка»; у него более толстые струны, настроенные на второстепенную треть (B3, F4#) или четвертую (A3, E4) ниже ведущей эрху .
- Пипа – лютня грушевидной формы с четырьмя струнами, использует стандартный строй A2, D3, E3, A3. Хотя иногда используются G2, C3, D3, G3, на целый тон ниже, другие струнные инструменты также настраиваются на тон ниже.
- Янцинь - чеканные цимбалы, меньшие по размеру, чем большие профессиональные сольные цимбалы, имеют диапазон в две октавы и одну пятую; от D3 до A5
- Шэн - ротовой орган со свободным язычком, чаще всего с 17 трубками.
- Саньсянь – щипковая лютня с тремя струнами, используется маленькая «южная» лютня, настроенная на D3, A3, D4.
- Циньцинь – щипковая лютня, настроенная на D3, A3 (дополнительная третья струна настроена на D3)
- Губан — деревянная колотушка ( пайбан ) и небольшой барабан ( бицигу , дяньгу или хуайгу ).
Иногда также используются несколько других инструментов:
- Чжунху - двухструнная скрипка, больше и ниже по звучанию, чем эрху.
- Руан – щипковая лютня с четырьмя струнами.
- Люцинь – маленькая щипковая лютня с четырьмя струнами.
- Гучжэн – щипковая цитра с подвижными мостиками.
- Пэнлинг – пара маленьких колокольчиков.
Как и в сеансе ирландской традиционной музыки , инструменты не фиксированы и поэтому могут различаться в зависимости от музыкантов, которые доступны для конкретного исполнения. Обычно используется только один инструмент каждого вида, а ансамбль может включать от двух до десяти и более музыкантов, при этом эрху , дицзы или сяо , пипа и янцинь основными инструментами являются . Иногда игроки могут переключать инструменты между пьесами.
Репертуар
[ редактировать ]Восемь великих пьес
[ редактировать ]В центре репертуара находятся Восемь великих пьес (Ба Да Цюй, 八大) или Восемь великих знаменитых пьес (Ба Да Минцю, 八大 Знаменитые пьесы):
- Хуа Сан Лю 花三六 (Хуа Сан Лиу, «Украшенные «Три шесть»»)
- Счастливая песня Хуан Ле Ге (Huān Lè Gē, «Песня радости»)
- Ман Лю Бань Медленный «Шесть ударов» (Màn Liù Bώn, «Медленный «Шесть ударов»)
- Сан Лю 三六 (Сан Лиу, «Три шесть»)
- Си Хэ Ру И 四合如意 (Сы Хэ Ру Йи, «Вчетвером, как вы пожелаете»)
- Син Цзе 行街 (Син Цзе, «Прогулка по улице», «Свадебная процессия» или «Уличная процессия»)
- Юнь Цин 云庆 (Юнь Цин; «Праздник облаков»)
- Чжун Хуа Лю Бань Чжунхуа Любань (Чжун Хуа Лиу Бон, «Умеренно украшенные «Шесть долей»»; также называемый Сюнь Фэн Цю, «Мелодия теплого ветерка») (Витцлебен, стр. 61)
Репертуар основан на старых мелодиях, таких как «Лао Лю Бан» («Старые шесть ударов»), также называемых «Лао Ба Бан» («Старые восемь ударов»). [ 4 ] Они были разработаны для создания новых произведений, таких как «Чжун Хуа Лю Бань» («Шесть умеренно украшенных долей»), последняя из которых является самой важной пьесой из всех пьес, заимствованных из «Лао Лю Бань» («Старые шесть долей») (Джонс 276). ).
Другие произведения
[ редактировать ]Это другие произведения, которые играют в музыкальных клубах Цзяннань сычжу . Он включает в себя пьесы, которые изначально были инструментальными соло, музыку повествовательных жанров, а также пьесы сичжу из Цзяннани и других областей.
- Чжун Лю Бань (также называемый Хуа Лю Бань, 花 Любань)
- Куай Хуа Лю Бан (Kuai Hua Liu Ban)
- Куай Лю Бан (Куай Лю Бан; также называемый Куай Хуа Лю, Куай Хуа Лю)
- Лао Лю Бань (老 Любань)
- Ман Сан Лю (Ман Сан Лю)
- Чун Цзян Хуа Юэ Е 春江花月夜 (Чун Цзян Хуа Юэ Йе, «Весенняя река, цветок, лунная ночь») адаптирована из древнего соло на пипе в 1925 году музыкальным клубом Датун.
- Дэн Юэ Цзяо Хуэй 灯月交辉 (Dēng Yuè Jiāo Huī, «Меняющиеся фонари и луна в сиянии»), ансамблевая пьеса из района Цзяннань ( Ханчжоу )
- Хан Цзян Цан Сюэ Хан Цзян Цан Сюэ (Хан Цзян Цан Сюэ, «Холодная река и остатки снега»)
- Хуай Гу怀古 (Хуай Го, «Думая о прошлом»), родом из Фуцзянь Хакка ( Кецзя ). музыки
- Ни Чан Цюй 霓裳曲 (Ни Чан Цю, «Радужные юбки»), ансамбль из района Цзяннань, как говорят, родом из Ханчжоу.
- Сюй Хуа Луо 絮花落 (Xù Huā Luò, «Падающие цветы серёжки»), происходит от Лао Лю Баня .
- Музыка Ян Ба Цюй (Yáng Ba Qǔ, « Yang Eight Tune»), также называемая Fan Wang Gong Entertainment или Просвещение (Fan Wang Gōng, «Fa as Mi») или Entertainment (Fan Huang Gong), ансамблевое произведение из района Цзяннань. аранжировал Последнюю быструю часть Не Эр в пьесу «Танец Золотой Змеи».
- Чжэ Гу Фэй 鹧鸪飞 (Чжэ Гу Фэй, «Летающая куропатка») из провинции Хунань , обычно исполняется как дизи или сяо . соло
Новые Jiangnan sizhu композиции включают:
- Чун Хуэй Цюй Чун Хуэй Цюй (Чун Хуи Цю, «Весеннее солнце»)
- Хао Цзяннань (Hώo Jiāngnán, «Добрый Цзяннань»)
Социальный контекст
[ редактировать ]Цзяннань сычжу обычно считается народной традицией, а не профессиональной, и чаще всего исполняется любителями. Обычно его исполняют на неформальных собраниях, часто в чайных домах . К середине 20-го века он также вошел в учебную программу китайских консерваторий, где его по-прежнему исполняют большие ансамбли традиционных инструментов в полноценных аранжировках.
Известные музыканты
[ редактировать ]Во второй половине ХХ века квартет из Китая, исполнявший репертуар Цзяннань сычжу , а также недавно сочиненные пьесы, состоял из четырех человек: Лу дицзы Чуньлин (1921–2018), пипаист Ма Шэнлун (马圣龙, 1934–2003), янцинь. игрок Чжоу Хуэй (周惠, 1922–2011) и игрок на эрху Чжоу Хао (周皓, р. 1929). Они представили этот стиль новой публике и много лет выступали вместе.
Связанные жанры
[ редактировать ]Шанхайская опера , возникшая в середине 20 века, имеет музыкальный стиль и сопровождение, тесно связанное с Цзяннань сычжу .
Ссылка и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ^ Трэшер 2008 , с. 5-7.
- ^ Музыка, Мировая энциклопедия Garland (февраль 2013 г.). Краткая энциклопедия мировой музыки с гирляндами . Рутледж. стр. 1115–1117. ISBN 978-1-136-09594-8 .
- ^ Трэшер 2008 , с. 72-73.
- ^ Трэшер 2008 , с. 44.
- Трэшер, Алан Роберт (2008). Инструментальная музыка Сычжу Южного Китая: этос, теория и практика . Брилл. ISBN 9789004165007 .
- Джонс, Стивен (1995). Народная музыка Китая . Оксфорд: Clarendon Press OUP.
- Витцлебен, Дж. Лоуренс (1995). Музыка «Шелк и бамбук» в Шанхае: традиция инструментального ансамбля Цзяннань Сычжу . Кент, Огайо: Издательство Кентского государственного университета