Jump to content

Музыка Тибета

(Перенаправлено с тибетской поп-музыки )

Монахи играют на тибетских длинных трубах дунчэн с крыши Медицинского колледжа, Лхаса, 1938 год.
Уличный музыкант, играющий на драмине , Шигадзе , Тибет, 1993 год.

Музыка Тибета отражает культурное наследие трансгималайского региона с центром в Тибете , но также известно везде, где этнические тибетские встречаются группы: в Непале , Бутане , Индии и за рубежом. Тибета Религиозная музыка отражает глубокое влияние тибетского буддизма на культуру.

» нового века Музыка « поющих чаш , продаваемая на Западе как «тибетская музыка», зародилась в США 1970-х годов.

Западные исследования истории тибетской музыки часто фокусируются больше на религиозной, чем на светской музыке. [ 1 ] Было высказано предположение, что тибетская религиозная музыка могла находиться под сильным влиянием музыки Западной Азии , в том числе музыки домусульманской Персии (и, возможно, даже Византии ). [ 2 ] Было также высказано предположение, что ландшафт – и в частности резонанс пещер с их естественными ударно звучащими камнями – оказали формирующее влияние на обертонное пение, встречающееся в тибетских буддийских песнопениях (и, вероятно, также в доисторических шаманских заклинаниях), которое производится путем искусного формования полости рта . [ 3 ] Усердное заимствование и развитие индийских буддийских традиций и культуры в Тибете между XII и серединой XX веков – в период, когда буддизм исчез на большей части Индийского субконтинента – позволило тибетцам увековечить музыкальные практики из Индии, которые в противном случае были бы потеряны, и развивать их разными способами. [ 2 ] Хотя тибетская религиозная музыка может казаться совершенно отдельной от основных традиций , возникших в индийской музыке, некоторые музыкальные инструменты на самом деле происходят из индийского монашеского и буддийского контекста, включая, например, дрил-бу колокольчик тантрического , характерный часовой колокольчик. стеклянные барабаны, называемые дамару , и труба из бедренной кости ( канлинг ), используемая в практике чод . [ 4 ]

Традиция Ламы Мани – рассказывания буддийских притч посредством песни – восходит к XII веку. Песни исполнялись странствующими рассказчиками, которые путешествовали из деревни в деревню, опираясь на свое зачастую скромное происхождение, чтобы общаться с людьми любого происхождения. Ярко иллюстрированные буддийские картины тханки отражали повествование и помогали аудитории понять, что по сути является учением.

Тибетские «уличные песни» были традиционной формой выражения, особенно популярной как средство политических и других комментариев в стране, которая раньше не имела газет или других средств массовой коммуникации. Они предоставили политические и социальные комментарии и сатиру и являются хорошим примером бардской традиции, сродни той, что существовала в средневековой Европе или, в последнее время, роли, которую калипсо играли в Вест-Индии . Поскольку тексты песен в Тибете обычно содержали строфы из 4 строк по 6 слогов в каждой, текст можно было легко адаптировать практически к любой мелодии. [ 5 ]

Светскую тибетскую музыку пропагандируют такие организации, как -ламы Далай Тибетский институт исполнительских искусств . Эта организация специализировалась на лхамо , оперном стиле, прежде чем перейти к другим стилям, включая танцевальную музыку , такую ​​как тоэшей и нангма . Нангма особенно популярна в караоке- барах городского центра Тибета, Лхасы . Другая форма популярной музыки — классический стиль гар , который исполняется во время ритуалов и церемоний. Лу — это тип песен, в которых присутствуют голосовые вибрации и высокие тона. Есть также эпические барды, воспевающие национального героя Тибета Гесара .

Музыкальные инструменты

[ редактировать ]
Монах в Гьялинге и шляпах. Ключевой монастырь Спити, Химачал-Прадеш, Индия
  • Дунгчен (dungchen) или тряпка-дунг (rag dung) — длинный рог из меди и/или латуни.
  • Дунг-кар или дунг-дкар (དུང་དཀར་, буквально «белая раковина») - рог раковины.
  • Гялинг (Китай) – шаум
  • Канглинг (kang gling) или кан-дун (kang dung) — труба, сделанная из кости человеческой ноги, а иногда и из дерева.
  • Линбу ( གླིང་བུ་ ) — флейта из бамбука, а иногда и из дерева.
    • Дунг-рус глинг-бу — флейта, сделанная из кости ноги орла или стервятника.
  • Ха-ван или гугзи - варган
  • Драмыин или сгра-снян ( སྒྲ་སྙན་ ) — безладовая щипковая лютня с длинной шеей и 6 или 7 струнами.
  • Пиван ( པི་ཝང་ ) — двухструнная вертикальная скрипка.
  • Ргьюд-манг (много струн, буквально «много струн») — чеканные цимбалы.

Перкуссия

[ редактировать ]
  • Чёнга или лак нга — двуглавый барабан, который обычно держат за ручку в левой руке и по нему ударяют изогнутой палкой, удерживаемой в правой руке.
  • Дамару (damaru) — небольшой барабан в виде песочных часов.
  • Дхьянгро — барабан, используемый гималайскими шаманами.
  • Бур-колокольчик ( колокольчик ) — колокольчик
  • Гьер-ха ( གཡེར་ཁ་ ) — небольшой декоративный колокольчик.
  • Кхар-нга (барабан) – гонг
  • Нга или рнга ( རྔ་ ) — термин, обозначающий любой барабан или ритуальный ударный инструмент.
    • Нга чен или рнга-чен (རྔ་ཆེན་) - большой двуглавый барабан, подвешенный в раме, на котором играют двумя палочками.
    • Рнга-чунг — небольшой двуглавый барабан.
  • Лда ман (ལྡ་མན་) — пара литавр.
  • Рёлмо ( རོལ་མོ་ ), также называемый бук чёль , буп чал или сбуб-чал — полусферические тарелки.
  • Силньен или сил-снян (сил снян или сил снян) — плоские тарелки
  • Тинша или тинг-шагс ( ting shags ) — маленькие тарелки.
  • Мкхар-рнга бчу-па - набор из 10 настроенных гонгов в рамке.
[ редактировать ]
Уличные музыканты. Лхаса. 1993 год
Мать и сын играют на лютне. Лхаса 1993 г.

Тибетцы имеют очень сильную [ нужны разъяснения ] популярной музыкальной культуры, а также хорошо представлены в китайской популярной культуре. Тибетские певцы особенно известны своими сильными вокальными данными, которые многие объясняют большой высотой Тибетского нагорья. Цетен Долма (才旦卓玛) прославилась в 1960-х годах благодаря своей музыкально-танцевальной сюите «Восток красный». Келсанг Меток (格桑梅朵) — популярный певец, сочетающий вокальные традиции Тибета с элементами китайской , индийской и западной поп-музыки . Пурба Ргьял (Пубаджия или 蒲巴甲) был победителем в 2006 году Цзяю Хаонанер ( китайский : 加油!好男儿 ), китайского реалити-шоу талантов. В 2006 году он снялся в фильме Шервуда Ху « Принц Гималаев» , экранизации шекспировского « Гамлета» , действие которого происходит в древнем Тибете, а актерский состав состоит исключительно из тибетцев.

В многоэтнических провинциях Цинхай и Сычуань , тибетские жители которых считаются частью культурной традиции « Амдо », существует очень сильная местная жизнь, которая в основном демонстрируется через видео в местных автобусах. Звездами Амдо среди прочих являются Шертен (сокращение от Шераб Тендзин). [ 6 ] и Yadong , которые со своей музыкой вышли за пределы Китая.

Первым слиянием с западной музыкой стал альбом Tibetan Bells , выпущенный в 1972 году Нэнси Хеннингс и Генри Вольфом . Саундтрек к фильму «Кундун » Филипа Гласса помог популяризировать тибетскую музыку.

Иностранные стили популярной музыки также оказали большое влияние на тибетскую диаспору , где индийская газель и фильми очень популярны, а американский рок породил базирующуюся в Индии группу Rangzen Shonu . В самом Тибете среди рок-групп двуязычные секстанты Ваджара (Тянь Чу) являются старейшими и наиболее известными коллективами. [ 7 ] После смягчения некоторых законов в 1980-х годах тибетская поп-музыка стала популяризироваться такими музыкантами, как Ядун (Тибет), Дадон (ныне проживающий в США), Джампа Церинг (Тибет), группа из 3 человек AJIA , группа из 4 человек Гао Юань. Хун , группа из пяти человек Гао Юань Фэн , хорошо известны. Gaoyuan Hong, в частности, привнесли в свои синглы элементы тибетского рэпа . Алан Дава Долма - первый и в настоящее время единственный артист тибетской национальности, активно работающий как в китайской, так и в японской музыкальной индустрии.

Тибетские танцы

Западные представления

[ редактировать ]

Хотя иногда утверждается, что « тибетские поющие чаши » восходят к добуддийской шаманской традиции Бон-По , изготовление и использование чаш специально для «пения» (в отличие от стоячих колокольчиков/чаш, предназначенных для быть пораженным) считается современным и нетибетским явлением. [ 8 ] Исторические записи и описания музыки Тибета ничего не говорят о поющих чашах. Такие чаши не упоминаются ни Персевалем Лэндоном (посетителем в 1903–1904 гг.) в его заметках о тибетской музыке, ни кем-либо другим посетителем. [ 8 ]

За плодотворной записью Вольфа и Хеннингса « Тибетские колокола » последовало развитие уникального стиля американской музыки поющих чаш, которую часто называют «тибетской музыкой». [ 9 ] Это остается очень популярным в США, и многие записи продаются как мировая музыка или музыка Нью-эйджа с момента введения этих терминов в 1980-х годах. [ 10 ] В результате «тибетские поющие чаши» стали выдающимся визуальным и музыкальным символом Тибета. [ 9 ] до такой степени, что наиболее распространенным современным изображением Тибета в США являются чаши, на которых играют американцы. [ 11 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ву, Бен (1998). «Музыкальная стипендия, Запад и Восток: тибетская музыка как пример» . Азиатская музыка . 29 (2): 31–56. дои : 10.2307/834363 . JSTOR   834363 .
  2. ^ Jump up to: а б Снеллгроув, Дэвид Л.; Ричардсон, Хью (2015). Культурная история Тибета (4-е изд.). Бангкок: Орхидея Пресс. стр. 100-1 281–282, 287. ISBN.  9789745240339 .
  3. ^ Спитцер, Майкл (2021). Музыкальный человек: история жизни на Земле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Издательство Bloomsbury. стр. 145–146. ISBN  9781526602749 .
  4. ^ Эллингсон, Тер (1982). «Индийские влияния в тибетской музыке» . Мир музыки . 24 (3): 85–93. ISSN   0043-8774 . JSTOR   43560853 .
  5. ^ Гольдштейн, Мелвин К. (1982). Уличные песни Лхасы: политическая и социальная сатира в традиционном Тибете . Тибетский журнал . Том. VII № 1 и 2. Весна/лето 1982 г., стр. 56–66.
  6. ^ Мое свидание с поп-звездой , TravelBlog, 15 марта 2007 г.
  7. ^ Эрлих, Риз (5 мая 2009 г.). «Рок-н-ролл на вершине мира» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 16 марта 2013 г.
  8. ^ Jump up to: а б Джоя, Тед (2006). Исцеляющие песни . Дарем и Лондон: Издательство Университета Дьюка. стр. 149–151.
  9. ^ Jump up to: а б Конгдон 2007 , стр. 197–198.
  10. ^ Конгдон 2007 , с. 125.
  11. ^ Конгдон 2007 , стр. 214, 215.

СМИ, связанные с музыкой Тибета, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9a011df02f8f12767253b21777fc87d__1714832820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/7d/c9a011df02f8f12767253b21777fc87d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Music of Tibet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)