Музыка Тибета
![]() | ||||
Музыка Китая | ||||
Общие темы | ||||
---|---|---|---|---|
Жанры | ||||
|
||||
Конкретные формы | ||||
СМИ и производительность | ||||
|
||||
Националистические и патриотические песни | ||||
|
||||
Региональная музыка | ||||

Музыка Тибета отражает культурное наследие трансгималайского региона с центром в Тибете , но также известно везде, где этнические тибетские встречаются группы: в Непале , Бутане , Индии и за рубежом. Тибета Религиозная музыка отражает глубокое влияние тибетского буддизма на культуру.
» нового века Музыка « поющих чаш , продаваемая на Западе как «тибетская музыка», зародилась в США 1970-х годов.
История
[ редактировать ]Западные исследования истории тибетской музыки часто фокусируются больше на религиозной, чем на светской музыке. [ 1 ] Было высказано предположение, что тибетская религиозная музыка могла находиться под сильным влиянием музыки Западной Азии , в том числе музыки домусульманской Персии (и, возможно, даже Византии ). [ 2 ] Было также высказано предположение, что ландшафт – и в частности резонанс пещер с их естественными ударно звучащими камнями – оказали формирующее влияние на обертонное пение, встречающееся в тибетских буддийских песнопениях (и, вероятно, также в доисторических шаманских заклинаниях), которое производится путем искусного формования полости рта . [ 3 ] Усердное заимствование и развитие индийских буддийских традиций и культуры в Тибете между XII и серединой XX веков – в период, когда буддизм исчез на большей части Индийского субконтинента – позволило тибетцам увековечить музыкальные практики из Индии, которые в противном случае были бы потеряны, и развивать их разными способами. [ 2 ] Хотя тибетская религиозная музыка может казаться совершенно отдельной от основных традиций , возникших в индийской музыке, некоторые музыкальные инструменты на самом деле происходят из индийского монашеского и буддийского контекста, включая, например, дрил-бу колокольчик тантрического , характерный часовой колокольчик. стеклянные барабаны, называемые дамару , и труба из бедренной кости ( канлинг ), используемая в практике чод . [ 4 ]
Традиция Ламы Мани – рассказывания буддийских притч посредством песни – восходит к XII веку. Песни исполнялись странствующими рассказчиками, которые путешествовали из деревни в деревню, опираясь на свое зачастую скромное происхождение, чтобы общаться с людьми любого происхождения. Ярко иллюстрированные буддийские картины тханки отражали повествование и помогали аудитории понять, что по сути является учением.
Тибетские «уличные песни» были традиционной формой выражения, особенно популярной как средство политических и других комментариев в стране, которая раньше не имела газет или других средств массовой коммуникации. Они предоставили политические и социальные комментарии и сатиру и являются хорошим примером бардской традиции, сродни той, что существовала в средневековой Европе или, в последнее время, роли, которую калипсо играли в Вест-Индии . Поскольку тексты песен в Тибете обычно содержали строфы из 4 строк по 6 слогов в каждой, текст можно было легко адаптировать практически к любой мелодии. [ 5 ]
Светскую тибетскую музыку пропагандируют такие организации, как -ламы Далай Тибетский институт исполнительских искусств . Эта организация специализировалась на лхамо , оперном стиле, прежде чем перейти к другим стилям, включая танцевальную музыку , такую как тоэшей и нангма . Нангма особенно популярна в караоке- барах городского центра Тибета, Лхасы . Другая форма популярной музыки — классический стиль гар , который исполняется во время ритуалов и церемоний. Лу — это тип песен, в которых присутствуют голосовые вибрации и высокие тона. Есть также эпические барды, воспевающие национального героя Тибета Гесара .
Музыкальные инструменты
[ редактировать ]Ветер
[ редактировать ]
- Дунгчен (dungchen) или тряпка-дунг (rag dung) — длинный рог из меди и/или латуни.
- Дунг-кар или дунг-дкар (དུང་དཀར་, буквально «белая раковина») - рог раковины.
- Гялинг (Китай) – шаум
- Канглинг (kang gling) или кан-дун (kang dung) — труба, сделанная из кости человеческой ноги, а иногда и из дерева.
- Линбу ( གླིང་བུ་ ) — флейта из бамбука, а иногда и из дерева.
- Дунг-рус глинг-бу — флейта, сделанная из кости ноги орла или стервятника.
- Ха-ван или гугзи - варган
Нить
[ редактировать ]- Драмыин или сгра-снян ( སྒྲ་སྙན་ ) — безладовая щипковая лютня с длинной шеей и 6 или 7 струнами.
- Пиван ( པི་ཝང་ ) — двухструнная вертикальная скрипка.
- Ргьюд-манг (много струн, буквально «много струн») — чеканные цимбалы.
Перкуссия
[ редактировать ]- Чёнга или лак нга — двуглавый барабан, который обычно держат за ручку в левой руке и по нему ударяют изогнутой палкой, удерживаемой в правой руке.
- Дамару (damaru) — небольшой барабан в виде песочных часов.
- Дхьянгро — барабан, используемый гималайскими шаманами.
- Бур-колокольчик ( колокольчик ) — колокольчик
- Гьер-ха ( གཡེར་ཁ་ ) — небольшой декоративный колокольчик.
- Кхар-нга (барабан) – гонг
- Нга или рнга ( རྔ་ ) — термин, обозначающий любой барабан или ритуальный ударный инструмент.
- Нга чен или рнга-чен (རྔ་ཆེན་) - большой двуглавый барабан, подвешенный в раме, на котором играют двумя палочками.
- Рнга-чунг — небольшой двуглавый барабан.
- Лда ман (ལྡ་མན་) — пара литавр.
- Рёлмо ( རོལ་མོ་ ), также называемый бук чёль , буп чал или сбуб-чал — полусферические тарелки.
- Силньен или сил-снян (сил снян или сил снян) — плоские тарелки
- Тинша или тинг-шагс ( ting shags ) — маленькие тарелки.
- Мкхар-рнга бчу-па - набор из 10 настроенных гонгов в рамке.
Популярный и современный
[ редактировать ]

Тибетцы имеют очень сильную [ нужны разъяснения ] популярной музыкальной культуры, а также хорошо представлены в китайской популярной культуре. Тибетские певцы особенно известны своими сильными вокальными данными, которые многие объясняют большой высотой Тибетского нагорья. Цетен Долма (才旦卓玛) прославилась в 1960-х годах благодаря своей музыкально-танцевальной сюите «Восток красный». Келсанг Меток (格桑梅朵) — популярный певец, сочетающий вокальные традиции Тибета с элементами китайской , индийской и западной поп-музыки . Пурба Ргьял (Пубаджия или 蒲巴甲) был победителем в 2006 году Цзяю Хаонанер ( китайский : 加油!好男儿 ), китайского реалити-шоу талантов. В 2006 году он снялся в фильме Шервуда Ху « Принц Гималаев» , экранизации шекспировского « Гамлета» , действие которого происходит в древнем Тибете, а актерский состав состоит исключительно из тибетцев.
В многоэтнических провинциях Цинхай и Сычуань , тибетские жители которых считаются частью культурной традиции « Амдо », существует очень сильная местная жизнь, которая в основном демонстрируется через видео в местных автобусах. Звездами Амдо среди прочих являются Шертен (сокращение от Шераб Тендзин). [ 6 ] и Yadong , которые со своей музыкой вышли за пределы Китая.
Первым слиянием с западной музыкой стал альбом Tibetan Bells , выпущенный в 1972 году Нэнси Хеннингс и Генри Вольфом . Саундтрек к фильму «Кундун » Филипа Гласса помог популяризировать тибетскую музыку.
Иностранные стили популярной музыки также оказали большое влияние на тибетскую диаспору , где индийская газель и фильми очень популярны, а американский рок породил базирующуюся в Индии группу Rangzen Shonu . В самом Тибете среди рок-групп двуязычные секстанты Ваджара (Тянь Чу) являются старейшими и наиболее известными коллективами. [ 7 ] После смягчения некоторых законов в 1980-х годах тибетская поп-музыка стала популяризироваться такими музыкантами, как Ядун (Тибет), Дадон (ныне проживающий в США), Джампа Церинг (Тибет), группа из 3 человек AJIA , группа из 4 человек Гао Юань. Хун , группа из пяти человек Гао Юань Фэн , хорошо известны. Gaoyuan Hong, в частности, привнесли в свои синглы элементы тибетского рэпа . Алан Дава Долма - первый и в настоящее время единственный артист тибетской национальности, активно работающий как в китайской, так и в японской музыкальной индустрии.

Западные представления
[ редактировать ]Хотя иногда утверждается, что « тибетские поющие чаши » восходят к добуддийской шаманской традиции Бон-По , изготовление и использование чаш специально для «пения» (в отличие от стоячих колокольчиков/чаш, предназначенных для быть пораженным) считается современным и нетибетским явлением. [ 8 ] Исторические записи и описания музыки Тибета ничего не говорят о поющих чашах. Такие чаши не упоминаются ни Персевалем Лэндоном (посетителем в 1903–1904 гг.) в его заметках о тибетской музыке, ни кем-либо другим посетителем. [ 8 ]
За плодотворной записью Вольфа и Хеннингса « Тибетские колокола » последовало развитие уникального стиля американской музыки поющих чаш, которую часто называют «тибетской музыкой». [ 9 ] Это остается очень популярным в США, и многие записи продаются как мировая музыка или музыка Нью-эйджа с момента введения этих терминов в 1980-х годах. [ 10 ] В результате «тибетские поющие чаши» стали выдающимся визуальным и музыкальным символом Тибета. [ 9 ] до такой степени, что наиболее распространенным современным изображением Тибета в США являются чаши, на которых играют американцы. [ 11 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Музыкант из Тибетской детской деревни, Дхарамсала.
-
Гьялинг и дугчен в монастыре Такток , Ладакх . 2010 год
-
Гьялинг . Тагток Гомпа, 2010 г.
См. также
[ редактировать ]- Музыка Тибета (альбом)
- Музыка Бутана
- Дунгчен
- Последний поезд в Лхасу
- я Пема
- Сакья Пандита XIII века - его «Трактат о музыке» дает исторический взгляд на теорию и практику литургической музыки.
- Горловое пение#Виды горлового пения
- Тувинское горловое пение #Каргыраа - родственно тибетскому буддийскому песнопению.
- Тибетская музыкальная премия
- Подтоновое пение
Сноски
[ редактировать ]- ^ Ву, Бен (1998). «Музыкальная стипендия, Запад и Восток: тибетская музыка как пример» . Азиатская музыка . 29 (2): 31–56. дои : 10.2307/834363 . JSTOR 834363 .
- ^ Jump up to: а б Снеллгроув, Дэвид Л.; Ричардсон, Хью (2015). Культурная история Тибета (4-е изд.). Бангкок: Орхидея Пресс. стр. 100-1 281–282, 287. ISBN. 9789745240339 .
- ^ Спитцер, Майкл (2021). Музыкальный человек: история жизни на Земле . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Издательство Bloomsbury. стр. 145–146. ISBN 9781526602749 .
- ^ Эллингсон, Тер (1982). «Индийские влияния в тибетской музыке» . Мир музыки . 24 (3): 85–93. ISSN 0043-8774 . JSTOR 43560853 .
- ^ Гольдштейн, Мелвин К. (1982). Уличные песни Лхасы: политическая и социальная сатира в традиционном Тибете . Тибетский журнал . Том. VII № 1 и 2. Весна/лето 1982 г., стр. 56–66.
- ^ Мое свидание с поп-звездой , TravelBlog, 15 марта 2007 г.
- ^ Эрлих, Риз (5 мая 2009 г.). «Рок-н-ролл на вершине мира» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 16 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Джоя, Тед (2006). Исцеляющие песни . Дарем и Лондон: Издательство Университета Дьюка. стр. 149–151.
- ^ Jump up to: а б Конгдон 2007 , стр. 197–198.
- ^ Конгдон 2007 , с. 125.
- ^ Конгдон 2007 , стр. 214, 215.
Ссылки
[ редактировать ]- Мелинда Джин. Тибетская культура более активна как внутри страны, так и за рубежом. [ постоянная мертвая ссылка ] , China Tibet Online, 15 ноября 2013 г.
- Кроссли-Холланд, Питер. (1976). «Ритуальная музыка Тибета». Тибетский журнал . Том. 1, № 3 и 4, осень 1976 г., стр. 45–54.
- Конгдон, Даринда (2007). Тибетский шик: миф, маркетинг, духовность и политика в музыкальных репрезентациях Тибета в США (PDF) (докторская диссертация). Университет Питтсбурга.
СМИ, связанные с музыкой Тибета, на Викискладе?