Септет (Бетховен)
Септет , ми -бемоль мажор для кларнета , валторны , фагота , скрипки соч альта , виолончели и контрабаса , . 20 Людвига ван Бетховена была набросана в 1799 году, завершена и впервые исполнена в Вене в 1800 году и опубликована в 1802 году. [ 1 ] На партитуре имеется пометка: «Der Kaiserin Maria Theresia gewidmet» (Посвящается императрице Марии Терезии ). [ 1 ] К большому разочарованию композитора, это было одно из самых популярных произведений Бетховена при его жизни. [ 2 ] [ 3 ] Несколько лет спустя Бетховен даже пожелал уничтожить партитуру, сказав: «Эта чертова работа! Лучше бы ее сожгли!» [ 4 ] [ 5 ]
Концерт пользовался огромной популярностью в Париже, где его играли на протяжении десятилетий, часто более одного раза в год, Оркестр Общества концертов консерватории . [ 6 ] На аукционе имущества Бетховена после его смерти рукопись его Торжественной мессы была продана за 7 флоринов , а Септет был продан за 18 флоринов. [ 7 ]
Структура и анализ
[ редактировать ]Композиция состоит из шести частей и длится около 40 минут:
- Адажио – Allegro con brio ( ми-бемоль мажор ) (ок. 10 мин.)
- Adagio cantabile ( ля-бемоль мажор ) (ок. 9 мин.)
- Время менуэта (ми-бемоль мажор) (ок. 3 мин.)
- Тема с вариациями : Анданте ( си-бемоль мажор ) (ок. 7 мин.)
- Скерцо: Аллегро очень и живое (ми-бемоль мажор) (ок. 3 мин.)
- Andante con moto alla marzo (ми-бемоль минор) – Престо (ми-бемоль мажор) (ок. 7 мин.)
Анализ
[ редактировать ]Общая композиция напоминает серенаду и фактически более или менее совпадает со схемой , струнного трио Моцарта К. 563 . [ 8 ] в той же тональности, но Бетховен расширяет форму, добавляя существенные вступления к первой и последней части и изменяя второй менуэт на скерцо . Бетховен уже использовал тему третьей части в своей Сонате для фортепиано соч. 49 № 2 , которая была более ранней работой, несмотря на более высокий номер опуса. В финале звучит скрипичная каденция .
Оценка септета для одного кларнета, валторны и фагота (а не для пар этих духовых инструментов) была новаторской. Такова была необычайно выдающаяся роль кларнета , столь же важная, как и скрипка.
Септет был одним из самых успешных и популярных произведений Бетховена и распространялся во многих изданиях и аранжировках для разных оркестров. Примерно в 1803 году сам Бетховен аранжировал это произведение как трио для кларнета (или скрипки), виолончели и фортепиано, и эта версия была опубликована как его соч. 38 1805 года в Вене. Бетховен посвятил Трио соч. 38 профессору Иоганну Адаму Шмидту (1759–1809), немецко-австрийскому хирургу и офтальмологу, личному врачу Бетховена, которого он лечил с 1801 по 1809 год.
Дирижер Артуро Тосканини перестроил струнную часть Септета так, чтобы на ней могла играть вся струнная часть оркестра, но остальную часть партитуры он не изменил. Он записал Септет для RCA Victor с Симфоническим оркестром NBC 26 ноября 1951 года в Карнеги-холле . [ 7 ]
Влияние
[ редактировать ]- Луи Шпора «Большое нонет» , соч. 31 (1813 г.), находился под влиянием Септета Бетховена. [ 6 ]
- Франц Шуберт сочинил свой Октет 1824 года (фа мажор, D. 803) для кларнетиста Фердинанда Тройера , который просил пьесу, похожую на Септет Бетховена, и, соответственно, эти произведения во многом похожи друг на друга. Оценка октета такая же, как и у септета, с добавлением второй скрипки.
- В 1840 году Ференц Лист переложил Септет Бетховена для фортепиано сначала в две руки (S.465), а затем в четыре руки (S.634). [ 9 ] Было опубликовано несколько других фортепианных аранжировок таких деятелей, как Карл Черни , Эрнст Пауэр , Адольф Рутхардт и Хьюго Ульрих . [ 10 ]
- Луизы Фарренк разделяет Нонет тональность ми-бемоль мажор с Септетом Бетховена, и есть свидетельства его влияния на Фарренка. [ 6 ]
- Петер Шикеле пародировал Септет с помощью PDQ Баха Шлептета ми-бемоль мажор, S.0 . Для этого нужны юмористические шутки, такие как потеря сознания валторниста и крики музыкантов «Эй!» в финале. На смену контрабасу и кларнету пришли флейта и гобой. [ 11 ]
- Британский композитор Питер Фриббинс сочинил септет (с подзаголовком « Дело Зонга ») для тех же инструментов, что и у Бетховена, но на него повлияла Дж. М. У. Тернера картина «Невольничий корабль ». [ 12 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Музыкальная тема испанского дубляжа французского сериала « Однажды... Человек» ( Érase una vez... el hombre ) поётся на мотив Септета. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Тексты песен написал испанский певец и автор песен Хосе Луис Пералес . [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Андерсон, Кейт (1995). Бетховен: Камерная музыка для валторн, духовых и струнных (компакт-диск). Наксос Рекордс . 8.553090.
- ^ Герц, Уиллард Дж. (15 июля 2014 г.). «Людвиг ван Бетховен: Септет ми-бемоль мажор» . sllmf.org . Проверено 3 апреля 2023 г.
- ^ Бадмен, Лоуренс (20 декабря 2020 г.). «Ранний Бетховен в исполнении оркестра Майами» . Southfloridaclassicalreview.com . Проверено 3 апреля 2023 г.
- ^ Хорнер, Кейт (11 мая 2020 г.). «Что нового – inTUNE: Септет Бетховена» . saskatoonsymphony.org . Проверено 3 апреля 2023 г.
- ^ Уикс, Крис (11 мая 2020 г.). «Искусство слушать: Септет Бетховена» . christopher-weeks.com . Квинтет+2 . Проверено 3 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Новые перспективы», примечания к программе, Австралийский романтический и классический оркестр Ивонн Фриндл (2023)
- ^ Перейти обратно: а б Чармейн Бояковски. «В центре внимания септет Бетховена» . sydneymozartsociety.com.au . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ WA Mozart: Divertimento KV 563 на YouTube , Вероника Эберле , Амихай Гросс , Соль Габетта
- ^ Бетховен - Септет, соч. 20 (пер. Листа – фортепиано в 4 руки) , с. 1, через IMSLP
- ^ Септет ми-бемоль мажор, соч. 20 (Бетховен) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- ^ Schleptet, S.0, автор: PDQ Bach , chelet.com
- ^ «Питер Фриббинс – Дело Цзуна (2011, премьера)» (PDF) . Проверено 13 октября 2015 г.
- ^ «Тетрадь - Жили-были... септимино Бетховена» (на испанском языке). РТВЕ . 28 сентября 2020 г. Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «Классическая музыка для детей: Бетховен доступен для самых маленьких» . RZ100arte (на испанском языке). 18 февраля 2016 года . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «Симфонический оркестр UdeC представляет онлайн-премьеру «Септимина» Бетховена, знаменитой мелодии из сериала « Однажды… Мужчина » » . Вся культура (на испанском языке). 12 июня 2020 г. Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Медина, Марта (3 сентября 2019 г.). « Однажды... » — сериал, который воспитал наше поколение, а теперь его открывает Пабло Иглесиас . El Confidencial (на испанском языке) . Проверено 12 декабря 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- де Альваре, Эндрю Л. (2007). Септеты, октеты, нонеты: романтическая камерная музыка в ее культурном контексте ( магистр музыки ). Университет Небраски-Линкольн .
- Купер, Барри (2000). Бетховен . США: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0191592706 .
- Холман, Питер (1992). Бетховен: Септет ми-бемоль/Секстет ми-бемоль (PDF) (CD). Гиперион Рекордс . CDH55189.
- Уотсон, Ангус (2012). Камерная музыка Бетховена в контексте . Вудбридж: Бойделл Пресс. ISBN 978-1-84383-716-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Септет ми-бемоль мажор, соч. 20 (Бетховен) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Исследование первой части Септета (видео, 48 минут) на YouTube , Лондонского симфонического оркестра Discovery A Level, 2012 г. семинар
- Анимированная партитура на YouTube , Венской филармонии. Камерный ансамбль