МакМердо Саунд

Пролив Мак-Мердо — это звук в Антарктиде , известный как самый южный проходимый водоем в мире, расположенный примерно в 1300 километрах (810 миль) от Южного полюса . [1]
Капитан Джеймс Кларк Росс обнаружил этот звук в феврале 1841 года и назвал его в честь лейтенанта Арчибальда МакМердо с HMS Terror . [2] В настоящее время пролив служит маршрутом пополнения запасов для грузовых кораблей и самолетов , которые приземляются на плавучие ледяные взлетно-посадочные полосы возле станции Мак-Мердо .
Физические характеристики [ править ]
Граница и пределы [ править ]
Звук простирается примерно на 55 километров (34 мили) в длину и ширину и выходит в более крупное море Росса на севере. На юге пролив ограничен полостью шельфового ледника Росс , на западе лежит хребет Королевского общества , а на востоке — остров Росс . Пролив Мак-Мердо отделен от шельфового ледника Мак-Мердо (часть шельфового ледника Росса) проливом Хаскелл . Залив Уинтер-Куортерс расположен на южной оконечности пролива Саунд и является самым южным портом на Земле .
[ править ]
Хотя пролив и судоходен, он содержит значительное количество дрейфующего льда , особенно вдоль береговой линии залива Уинтер-Куортерс . Паковый лед, опоясывающий береговую линию в заливе Уинтер-Куортерс и в других местах пролива, представляет собой серьезное препятствие для надводных кораблей. ледового усиления Судам требуются корпуса , и им часто приходится полагаться на сопровождение ледоколов . Менее 10 процентов береговой линии пролива Мак-Мердо свободны ото льда. [3]
Во время южной зимы пролив Мак-Мердо представляет собой большое пространство поверхностного льда. Летом суда, приближающиеся к проливу, часто блокируются разным количеством однолетнего льда, припая (связанного с береговой линией) и твердого многолетнего льда. Впоследствии ледоколы потребуются для морских миссий по снабжению станции Мак-Мердо.
Остров Росс — самый южный участок суши Антарктиды, куда можно добраться на корабле. Кроме того, гавань в заливе Уинтер-Куортерс Мак-Мердо является самым южным морским портом в мире (факультет географии Техасского университета A&M ). Доступ судов зависит от благоприятной ледовой обстановки.
Туризм становится все более популярным в других частях Антарктиды, но в проливе Мак-Мердо он остается ограниченным из-за экстремальных морских условий.
Температуры [ править ]
Холодные циркумполярные течения Южного океана сужают поток теплых вод южной части Тихого океана или Южной Атлантики, достигающих пролива Мак-Мердо и других прибрежных вод Антарктики. В проливе Мак-Мердо дуют стоковые ветры с антарктического полярного плато . Зимой пролив Мак-Мердо замерзает морским льдом толщиной около 3 метров (9,8 футов). Во время южного лета, когда паковый лед разрушается, ветер и течения могут толкать лед на север, в море Росса, вызывая холодные придонные течения, которые разливаются в океанские бассейны. Температура в зимние месяцы на станции Мак-Мердо упала до -28 ° C (-18 ° F). Декабрь и январь — самые теплые месяцы, со средней максимальной температурой -4 ° C (25 ° F). [4]
Воздействие ветра [ править ]

Полярные ветры являются движущей силой погодных систем, возникающих в трех поверхностных зонах, которые сходятся в проливе Мак-Мердо: полярное плато и Трансантарктические горы , шельфовый ледник Росса и море Росса . Эти поверхностные зоны создают целый ряд динамических погодных систем. Холодный, тяжелый воздух, быстро спускающийся с полярного плато на высоте 3000 метров (9800 футов) и более, порождает жестокие стоковые ветры. Эти сухие ветры могут достигать силы урагана, когда достигают побережья Антарктики. Ветровые приборы зафиксировали самую высокую скорость ветра в Антарктиде на прибрежной станции Дюмон-д'Юрвиль в июле 1972 года - 320 километров в час (200 миль в час) ( Антарктический отдел правительства Австралии ).
Преобладающие ветры в проливе Мак-Мердо проносятся между горными перевалами и другими наземными образованиями, вызывая метели, известные среди местных жителей как «Херби». Такие метели могут случиться в любое время года. Жители станции Мак-Мердо и базы Скотт прозвали близлежащие острова Белый и Черный островами Аллеей Херби из-за ветров, которые переносят метели между островами (Полевое руководство для Антарктической программы США).
В целом чрезвычайно холодный воздух континента не удерживает достаточно влаги для обильных снегопадов. Годовое количество снегопадов на острове Росс составляет в среднем всего 17,6 см (6,9 дюйма). Снегопад во внутренних районах Антарктиды гораздо меньше - 5 сантиметров (2,0 дюйма). Снег редко скапливается в Сухих долинах Мак-Мердо на западном берегу пролива Мак-Мердо.
Пролив Мак-Мердо является важным компонентом глобального воздействия Антарктиды на климат . Ключевым фактором являются полярные ветры , которые летом или зимой могут загонять паковый лед в море Росса. Холодные стоковые ветры разгребают впоследствии обнаженную воду, вызывая образование морского льда. Замерзающая поверхностная вода исключает соль из воды ниже; оставляя после себя тяжелую холодную воду, которая опускается на дно океана. Этот процесс повторяется вдоль прибрежных районов Антарктиды, распространяя холодную морскую воду в океанские бассейны Земли. [5]
Согласно интервью с климатологом Гердом Вендлером, опубликованном в журнале «Антарктическое солнце» Национального научного фонда, можно нырнуть на дно океана в любой точке мира и встретить воду с побережья Антарктиды. «Семьдесят пять процентов всей придонной воды, где бы вы ни находились, поступает из Антарктиды».
Температуры [ править ]
- Средняя средняя температура на уровне моря: -20 ° C (-4 ° F).
- Среднемесячный диапазон: от -3 ° C (27 ° F) в январе до -28 ° C (-18 ° F) в августе.
- Самые бурные месяцы: февраль и октябрь.
Дикая природа [ править ]

Под бесплодными просторами пакового льда пролива Мак-Мердо процветает богатая морская жизнь. В холодных водах, которые могли бы убить многих других рыб в мире, обитает антарктический нототениоид , костистая «ледяная рыба», родственная судаку и окуню . кактусовые губки, шаровидные губки, морские звезды , морские ежи и морские анемоны Также присутствуют . Крупные морские пауки обитают в глубинах Звука и питаются морскими анемонами. Антарктический криль процветает на верхних глубинах вод [6]

Антарктические пингвины , императорские пингвины и пингвины Адели живут в проливе и вокруг него. [6] тюлень Уэдделла , морской леопард и тюлень-крабоед Были замечены , а также косатки .
Стратегическое значение [ править ]
Роль пролива Мак-Мердо как стратегического водного пути восходит к периоду исследования Антарктики в начале 20-го века. Британские исследователи Эрнест Шеклтон и Роберт Скотт построили базы на береговой линии пролива для своих сухопутных экспедиций к Южному полюсу .
Логистическое значение Мак-Мердо-Саунд сохраняется и сегодня. Самолеты, перевозящие грузы и пассажиров, приземляются на замерзшие взлетно-посадочные полосы Уильямс-Филд на шельфовом леднике Мак-Мердо . Более того, ежегодные морские перевозки грузового судна и топливного танкера зависят от звука как маршрута снабжения на крупнейшую базу континента, станцию Мак-Мердо в США . И американская база, и близлежащая новозеландская база Скотт находятся на южной оконечности острова Росс.
Айсберг Б-15А [ править ]

В марте 2000 года 282-километровый (175 миль) айсберг B-15 , самый крупный из когда-либо наблюдавшихся в то время, откололся от шельфового ледника Росса (Антарктический климат и экосистемы: Совместный исследовательский центр), а затем внезапно распался 27 мая 2000 года. Октябрь 2005 г.
исследования, основанные на измерениях, полученных с помощью сейсмометра, ранее установленного на B-15, показали, что волнение океана, вызванное землетрясением на расстоянии 13 000 километров (8 100 миль) в заливе Аляски, вызвало распад. Согласно сообщению Национального общественного радио США, [7] Ветер и морские течения сместили меньший, но все же массивный айсберг B-15A в сторону пролива Мак-Мердо. Обхват B-15A временно заблокировал отток пакового льда из пролива Мак-Мердо.
Приземление айсберга B-15A в устье пролива Мак-Мердо также заблокировало тысячам пингвинов путь к источнику пищи в открытой воде. , за айсбергом в море Росса образовался паковый лед, создавший замороженный барьер длиной почти 150 километров (81 морскую милю), который заблокировал два грузовых корабля, направлявшихся на станцию Мак-Мердо Более того, по данным Национального научного фонда .

Ледоколы « USCGC Полярная звезда» и российский «Красин» должны были проложить судоходный канал сквозь лед толщиной до 3 метров (9,8 футов). Последний участок канала проходил по маршруту вдоль восточной береговой линии пролива Мак-Мердо, примыкающего к острову Росс . В конце января ледоколы сопровождали танкер USNS Paul Buck к ледовому причалу станции Мак-Мердо. грузовое судно MV American Tern 3 февраля последовало .
Подобный паковый лед не позволил экспедиции National Geographic на борту 34-метрового (112 футов) корабля «Храброе сердце» добраться до B-15A. Однако дайверам экспедиции удалось изучить подводный мир еще одного севшего на землю таблитчатого айсберга. Они столкнулись с удивительной средой обитания рыб и других морских обитателей, спрятанных в глубокой трещине айсберга . Среди открытий были морские звезды , крабы и ледяная рыба. Было обнаружено, что последние проделали во льду дыры размером с большой палец.
Экспедиция сообщила, что стала свидетелем взрыва айсберга. Осколки льда взлетели в воздух, как будто бомба взорвалась всего через несколько часов после того, как дайверы всплыли на поверхность и после того, как «Храброе сердце» отошло от айсберга (National Geographic). [8]
Загрязнение [ править ]

За более чем 50 лет непрерывной работы баз США и Новой Зеландии на острове Росс остались очаги серьезного загрязнения в проливе Мак-Мердо. До 1981 года жители станции Мак-Мердо просто буксировали мусор на морской лед и позволяли природе идти своим чередом. По сообщениям новостей, мусор опустился на морское дно, когда весной раскололся лед. [9]
Обследование морского дна возле Мак-Мердо в 2001 году выявило 15 транспортных средств, 26 транспортных контейнеров и 603 бочки с топливом, а также около 1000 различных предметов, сброшенных на площади около 20 гектаров (49 акров). Результаты аквалангистов были опубликованы в «Отчете о состоянии окружающей среды», исследовании, спонсируемом Новой Зеландией. [10] [11]
Исследование правительственного агентства «Антарктида Новой Зеландии» показало, что десятилетия перекачки тысяч галлонов неочищенных сточных вод от 1200 дачников в пролив привели к загрязнению залива Уинтер-Куортерс. Загрязнение прекратилось в 2003 году, когда по переработке отходов стоимостью 5 миллионов долларов. был запущен завод [12] Другие задокументированные загрязнители воды в заливе включают утечку из открытой свалки на станции. Из-за свалки попали тяжелые металлы , нефтяные соединения и химикаты. в воду [11]
Исследование Австралийского института морских наук показало, что противообрастающие краски на корпусах ледоколов загрязняют пролив Мак-Мердо. [13] Такие краски убивают водоросли , ракушки и другую морскую жизнь, прилипающую к корпусам кораблей. Ученые обнаружили, что образцы, взятые со дна океана, содержат высокий уровень трибутилолова (ТБТ), компонента противообрастающих красок. "Уровни близки к максимальным, которые можно найти где угодно, кроме мест стоянки кораблей", - сказал Эндрю Негри из института.
Корабли, самолеты и наземные операции в проливе Мак-Мердо представляют опасность разливов нефти или утечек топлива. Например, в 2003 году из-за продолжавшейся в течение двух лет сложной ледовой обстановки американский танкер MV Richard G. Mattiesen не смог добраться до гавани станции Мак-Мердо, несмотря на помощь ледоколов. Вместо этого береговые рабочие проложили временный топливопровод длиной 5,6 км (3,5 мили) над паковым льдом для разгрузки груза с корабля. Судно перекачало более 23 миллионов литров (6,1 миллиона галлонов США) топлива в хранилища в Мак-Мердо. [14]

Чиновники сопоставляют вероятность разливов топлива, присущих таким операциям, с острой необходимостью обеспечивать станцию Мак-Мердо нефтью. В результате разлива топливного бака в результате несвязанного с ним инцидента на берегу в 2003 году площадке станции Мак-Мердо было разлито около 25 000 литров (6 600 галлонов США) дизельного топлива на вертолетной . [15] Стоянка на мели в 1989 году аргентинского корабля Bahía Paraiso и последующий разлив 640 000 литров (170 000 галлонов США) нефти в море недалеко от Антарктического полуострова продемонстрировали экологические опасности, присущие миссиям по снабжению в Антарктиду. [9]
Согласно статье New Zealand Herald за 2004 год, зоолог Клайв Эванс из Оклендского университета описал гавань Мак-Мердо как «одну из самых загрязненных гаваней в мире с точки зрения нефти».
Усилия по очистке [ править ]
Современные операции в проливе Мак-Мердо стимулировали усилия по очистке поверхности, переработке отходов и вывозу мусора и других загрязняющих веществ на судах. в 1989 году Национальный научный фонд США начал пятилетнюю программу очистки стоимостью 30 миллионов долларов . По данным агентства Reuters , [16] Концентрированные усилия были нацелены на открытую свалку в Мак-Мердо. к 2003 году Антарктическая программа США сообщила о переработке примерно 70% своих отходов. По данным австралийской газеты Herald Sun ,
В ходе уборки 1989 года рабочие проверяли на свалке сотни бочек, в основном наполненных топливом и человеческими отходами, на предмет идентификации, прежде чем их погрузили на грузовое судно для вывоза. Прецедент экспорта отходов начался в 1971 году. Соединенные Штаты вывезли тонны радиационно-загрязненной почвы после того, как власти закрыли небольшую атомную электростанцию. [17]
Туризм [ править ]

Чрезвычайная удаленность Антарктиды и опасные условия путешествий ограничивают антарктический туризм до уровня дорогостоящей нишевой отрасли, в основном сосредоточенной на Антарктическом полуострове . Число морских туристов выросло более чем в четыре раза за 1990-е годы, достигнув более 14 000 к 2000 году по сравнению с 2500 всего десятилетием ранее. [18] в сезоне 2007–2008 годов Антарктиду посетили более 46 000 воздушных и морских туристов . По данным Международной ассоциации антарктических туроператоров (МААТО), [19]
Эта конфедерация туроператоров сообщает, что только 5% антарктических туристов посещают район моря Росса , который охватывает пролив Мак-Мердо. Летом туристы собираются в свободных ото льда прибрежных зонах вблизи Антарктического полуострова . Дикая природа полуострова, высокие горы и впечатляющие морские пейзажи привлекают коммерческих посетителей с конца 1950-х годов, когда Аргентина и Чили совершали круизы на Южные Шетландские острова . [20]
Туристические полеты начались в 1957 году, когда самолет Pan American Boeing 377 Stratocruiser совершил первый гражданский рейс в Антарктиду. Коммерческие рейсы приземлились в проливе Мак-Мердо и на Южном полюсе в 1960-х годах. , в период с 1977 по 1980 год совершались регулярные пролеты над Австралией и Новой Зеландией, в ходе которых было перевезено более 11 000 пассажиров По данным новозеландской компании «Антарктида» , которая управляет базой Скотт . Один из таких самолетов, рейс 901 авиакомпании Air New Zealand , врезался в гору Эребус на восточном берегу пролива Мак-Мердо. Удар, произошедший в секторе белого цвета на нижних склонах действующего вулкана, унес жизни всех 257 человек, находившихся на борту самолета.
В 1969 году MS Explorer доставил морских туристов в Антарктиду (Британская антарктическая служба). Основатель круиза Ларс-Эрик Линдблад сочетал экспедиционные круизы с образованием. Его цитируют: «Невозможно защитить то, чего не знаешь» (МААТО). За прошедшие с тех пор десятилетия корабли, совершавшие экскурсионные круизы по Антарктике, выросли в размерах и количестве.

В нечастые антарктические круизы входили пассажирские суда, перевозившие до 960 туристов (МААТО). Такие суда могут совершать так называемые круизы «проездом» без высадки на берег.
Российский ледокол «Капитан Хлебников» (вверху справа) совершает рейсы в районы морей Уэдделла и Росса с 1992 года. Круизы в высоких широтах в плотном паковом льду возможны только в течение южного летнего сезона, с ноября по март. В 1997 году судно «Капитан Хлебников» претендовало на звание первого корабля, совершившего кругосветное плавание вокруг Антарктиды с пассажирами ( Quark Expeditions ). Пассажиры ледокола совершают посадку на надувные лодки «Зодиак» , чтобы исследовать отдаленные пляжи. Их маршрут может также включать остановки в исторических хижинах исследователей острова Росс в Дискавери-Пойнт возле станции Мак-Мердо или мыса Ройдс (Антарктида, Новая Зеландия). Кроме того, российский ледокол расширяет сферу туризма, организуя полеты на вертолете со своей палубы, включая посещение таких мест, как Сухие долины Мак-Мердо , и мест, известных местами наблюдения за дикой природой.
« Дух Эндерби» уже много лет совершает круизы в регион моря Росса , включая пролив Мак-Мердо. Хотя « Эндерби» имеет ледоукрепленный корпус, корабль не является ледоколом. В Эндерби есть надувные лодки Zodiac, судно на воздушной подушке для путешествий по Антарктиде и вездеходы для путешествий по льду или по суше. Однако наземный туризм в Антарктиде по-прежнему встречается редко. В Антарктиде нет постоянного наземного туристического объекта, несмотря на ежегодный рост числа посетителей.
Международная ассоциация туроператоров (МААТО) установила добровольные стандарты, препятствующие туристам наносить ущерб дикой природе. Тем не менее, большие суда, перевозящие более 400 пассажиров, могут тратить до 12 часов на перевозку туристов к местам размножения и обратно. Такие операции с крупными судами подвергают дикую природу воздействию людей гораздо дольше, чем с меньшими судами. [18]
Выдающиеся особенности [ править ]

- Остров Бофорта . Этот небольшой остров у северного входа в пролив Мак-Мердо является охраняемой территорией, поскольку на нем находится лежбище пингвинов.
- Черный остров . Этот остров находится к западу от близлежащего Уайт-Айленда и примерно в 25 милях (40 км) от станции Мак-Мердо. Здесь находится беспилотная телекоммуникационная база.
- Мыс Ройдс – это охраняемая территория, где находится самая южная колония пингвинов Адели (Антарктида, Новая Зеландия). На этом месте находится экспедиционная хижина, построенная Эрнестом Шеклтоном и его командой «Нимрода» в 1907 году на западном берегу острова Росс.
- Мыс Дискавери – также называемый мысом Хат. Это место с видом на залив Уинтер-Куортерс является местом расположения экспедиционной хижины, построенной Британской антарктической экспедицией (1901–04 гг.) под руководством Роберта Фалькона Скотта .
- Языки ледника . Язык ледника Эреб выступает на 11–12 километров (6,8–7,5 миль) от береговой линии и достигает 10 метров (33 футов) в высоту. Лед, быстро стекающий с ледника у подножия горы Эребус, образует ледяную структуру. Язык ледника Маккея находится через пролив к северо-западу от Гранитной гавани.
- Сухие долины Мак-Мердо . Этот ряд долин на западном берегу назван так из-за чрезвычайно низкой влажности и отсутствия снежного или ледяного покрова.
- Шельфовый ледник Мак-Мердо . Этот плавучий шельфовый ледник образует южную границу пролива Мак-Мердо и сам является частью более крупного шельфового ледника Росса.
- Гора Дискавери . Этот изолированный вулканический конус на западном берегу пролива Мак-Мердо достигает высоты 2681 метр (8796 футов).
- Гора Эребус . Эта гора является самым южным действующим вулканом на Земле. (Антарктическая связь). Гора достигает 3794 метров (12 448 футов) в высоту и находится на острове Росс.
- Остров Росс . На этом острове есть четыре основных вулкана: гора Эребус , гора Террор , гора Берд и гора Терра Нова . Научные базы США и Новой Зеландии находятся на южной оконечности острова.
- Хребет Королевского общества . Этот вулканический хребет является частью Трансантарктических гор, одной из самых длинных горных цепей в мире (Antarctic Connection). Хребет Королевского общества находится на юго-западном берегу пролива Мак-Мердо.
- Белый остров . Шельфовый ледник Мак-Мердо окружает остров Уайт, который виден с базы Скотт. Постоянная приливная трещина во льду позволяет тюленям Уэдделла жить на острове круглый год. (Техасский университет A&M в Галвестонской лаборатории)
Галерея [ править ]
- Косатка у острова Росс
- Косатки в проливе Мак-Мердо
- Залив Уинтер-Куортерс на станции Мак-Мердо
- Айсберг B-15A в проливе Мак-Мердо
- Ледоколы возле станции Мак-Мердо, 29 декабря 1965 г.
См. также [ править ]
- Марбл Пойнт
- Станция Мак-Мердо
- Море Росса
- Скотт Бэйс
- Уильямс Филд
- Уинтер-Куортерс-Бэй
- Морской лед
- Айсберг
Примечания [ править ]
- ^ «Морской профессионал – Звук МакМердо» . 14 марта 2014 года . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ «NSF 92–134 Факты об антарктической программе США» . Национальный научный фонд . 7 ноября 1994 года . Проверено 23 мая 2007 г.
- ^ Кристин Эллиотт (май 2005 г.). «Антарктида, база Скотт и ее окрестности». Новозеландский географ . 61 (1): 68–76. Бибкод : 2005NZGeo..61...68E . дои : 10.1111/j.1745-7939.2005.00005.x .
- ^ «Погода, средняя температура на станции Мак-Мердо в декабре (Антарктида) – Weather Spark» . WeatherSpark.com . Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ Антарктический отдел правительства Австралии
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Подводный путеводитель по острову Росс и проливу Мак-Мердо
- ^ Ричард Харрис (5 октября 2006 г.). «Шторм на Аляске играет роль бабочки для Антарктиды» . Национальное общественное радио . Проверено 23 мая 2007 г.
- ^ Дженнифер Голдблатт (1 апреля 2001 г.). «На борту «Храброго сердца: В поисках чудовищного айсберга» . Санкт-Петербург Таймс (Флорида) . Проверено 23 мая 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Замороженная чистая комната мира». Деловая неделя . 22 января 1990 года.
- ^ Тим Рэдфорд (17 ноября 2001 г.). «Оттепель представляет огромную опасность на пути преемников Скотта» . Хранитель . Проверено 23 мая 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рэй Лилли (18 ноября 2001 г.). «Морское дно Антарктики загрязнено отходами жизнедеятельности человека вблизи баз» . Проверено 23 мая 2007 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Отражения времени на льду» . Новости Эн-Би-Си. 4 декабря 2006 г. Проверено 23 мая 2007 г.
- ^ «Токсичные химикаты с ледокольных кораблей загрязняют моря Антарктики», New Scientist. 22 мая 2004 г. В этой статье цитируется исследование Австралийского института морских наук, которое планировалось опубликовать в Бюллетене по загрязнению морской среды.
- ^ «NSF выбирает альтернативный метод дозаправки своей главной антарктической исследовательской станции; необычные многолетние ледовые условия не позволяют танкеру заходить на станцию Мак-Мердо», M2 Presswire. 27 февраля 2003 г.
- ^ «Антарктические исследования: станция, подзаряжаемая с корабля через мили топливопроводов», Science Letter через NewsRx.com и NewsRx.net. 17 марта 2003 г.
- ^ «Антарктическая база США в Мак-Мердо-Саунд — свалка; Окружающая среда: Разгром начался в прошлом веке с началом исследований. Территория отходов огорожена, чтобы замедлить распространение мусора, переносимого ветром», Reuters. 29 декабря 1991 года.
- ↑ Антарктическая свалка пропускает отходы», Courier Mail. 20 марта 1991 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Рост туризма помогает Антарктиде или вредит ей?», Travel Watch; Национальный географический путешественник. 22 августа 2003 г.
- ^ «Статистика туризма МААТО» . Архивировано из оригинала 4 июля 2004 г.
- ^ Наука и управление в Антарктике: Комиссия по наукам о Земле, окружающей среде и ресурсам. 1993 год
Ссылки [ править ]
- Особое место , Антарктический отдел правительства Австралии.
- Антарктическая связь .
- Информационный бюллетень об Антарктиде и Новой Зеландии .
- Антарктический климат и экосистемы: Кооперативный исследовательский центр
- Проект Астер .
- Британская антарктическая служба .
- Кларк, Питер; На льду , Рэнд МакНелли и компания, 1966.
- Эволюция гена антифризного гликопротеина из гена трипсиногена у антарктических нототениоидных рыб , Труды Национальной академии наук США, декабрь 2006 г.
- Полевой справочник Антарктической программы США.
- Первые путешествия , кварковые экспедиции .
- Свежая рыба, не замороженная , Происхождение: Антарктида. Научные путешествия от Макмердо к полюсу.
- Замерзший континент: пора очистить лед , New Zealand Herald. 6 января 2004 г.
- Историческое развитие станции Мак-Мердо, Антарктида, экологический взгляд , географический факультет, Техасский университет A&M; Группа геохимических и экологических исследований, Техас A&M; Средняя школа Юниондейл, Юниондейл, Нью-Йорк.
- Ледяная бомба взрывается . Нэшнл Географик.
- Ледоколы очищают канал до станции Мак-Мердо. 3 февраля 2005 г.
- Международная ассоциация туроператоров по Антарктике (IAAT0) .
- Лаборатория прикладной биотелеметрии и биотехнологии .
- План управления Особо охраняемым районом Антарктики (ООРА) № 121 . Антарктида Новая Зеландия.
- РЕГИОН СУХИХ ДОЛИН МАКМЕРДО, ТРАНСАНТАРКТИЧЕСКИЕ ГОРЫ , Национальный научный фонд
- Погода на станции Мак-Мердо (США сегодня).
- Земная обсерватория НАСА .
- NewsRx.com
- Национальное общественное радио
- Краска загрязняет Антарктику , Herald Sun; Мельбурн, Австралия. 21 мая 2004 г.
- Runaway Iceberg, Reed Business Information, Великобритания; 16 апреля 2005 г.
- Американские и российские ледоколы открывают путь к антарктической базе . США сегодня; 6 февраля 2005 г.
- Хранитель
- Антарктическая база США в Мак-Мердо-Саунд – свалка , агентство новостей Reuters. 29 декабря 1991 года.
- Понимание полярной погоды, USA Today. 20 мая 2005 г.
- Подводный путеводитель по острову Росс и проливу Мак-Мердо. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Антарктическая программа США .
- Там, где дует ветер , Анатарктическое солнце. 28 января 2001 г.
- Почему в Антарктиде так холодно ? , Антарктическая связь.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Куртсингер, Билл (апрель 1986 г.). «Под антарктическим льдом». Нэшнл Географик . Том. 169, нет. 4. С. 497–511. ISSN 0027-9358 . OCLC 643483454 .
Внешние ссылки [ править ]
- Антарктида Новая Зеландия.
- Антарктическая фотобиблиотека.
- Антарктическое Солнце.
- Антарктический отдел правительства Австралии .
- Британская антарктическая служба.
- Международная ассоциация антарктических туроператоров.
- Международная студенческая секция ледового патруля.
- Национальный научный фонд.
- Новозеландский фонд антарктического наследия.
77 ° 30'ю.ш., 165 ° 00' в.д. / 77,500 ° ю.ш., 165,000 ° в.д.