Jump to content

Трюггве Гран

Трюггве Гран
Портрет головы и верхней части туловища Трюггве Грана, около 25 лет, с напряженным выражением лица смотрящего через левое плечо, в зимней одежде со снегом на шерстяной шапке.
Ель Трюггве около 1912-1913 гг.
Рожденный ( 1888-01-20 ) 20 января 1888 г. [ 2 ]
Берген , Норвегия
Умер 8 января 1980 г. ) ( 1980-01-08 ) ( 91 год
Гримстад , Норвегия
Место отдыха Церковь Фьере , Гримстад, Норвегия.
Памятники Мемориальная доска в заливе Круден , Шотландия.
Известный Авиатор, полярный исследователь и писатель.
Супруг (а)
Лилиан Клара Джонсон
( м. 1918–⁠1921)
(див.)
Ингеборг Майних
( м. 1923)
(див.)
Маргарет Шенхейдер
( м. 1941–1980)
Награды Военный крест
Авиационная карьера
Полное имя Йенс Трюггве Херман Гран
Первый полет Блерио XI
Знаменитые рейсы Первый полет на самолете тяжелее воздуха через Северное море ( из Шотландии в Норвегию , 30 июля 1914 г.)
Лицензия на полет 2 августа 1917 г. [ 1 ]
ВВС Воздушная служба Королевского военно-морского флота Норвегии
Королевский летный корпус
Королевские ВВС
Битвы Защита Лондона (1917)
Западный фронт (1917)
Северо-российский поход (1918)
Классифицировать Исполняющий обязанности майора (исполняющий обязанности командира эскадрильи)

Йенс Трюггве Херман Гран MC (20 января 1888 - 8 января 1980) был норвежским летчиком, полярным исследователем и писателем. [ 3 ]

Он был экспертом по лыжам в антарктической экспедиции Скотта 1910–13 годов и первым человеком, перелетевшим Северное море из Шотландии в Норвегию на самолете тяжелее воздуха в августе 1914 года. Во время Первой мировой войны он присоединился к Королевскому летному корпусу и летал. ночные бомбардировки Западного фронта , за что был награжден Военным крестом . Он был вторым пилотом первого рейса из Лондона через Осло в Стокгольм в 1920 году.

Во время Второй мировой войны он присоединился к правящей партии Видкуна Квислинга и в 1948 году был приговорен к 18 месяцам тюремного заключения.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Трюггве Гран родился в Бергене , Норвегия, в богатой семье, занимавшейся судостроительной промышленностью. Его прадед Йенс Гран Берле (1758–1828) основал верфь в районе Лаксевог города Бергена . Его отец, Йенс Гран (1828–94), унаследовавший судостроительный бизнес, умер, когда Трюггве было всего пять лет. В 1900 году, после школы в Бергене и Лиллехаммере , Грана отправили в школу в Лозанне, Швейцария на год , где он немного выучил немецкий и французский языки. Три года спустя он встретил немецкого императора Вильгельма II , общего гостя с семьями друзей Трюггве. Встреча с императором оказала влияние на тогдашнего 14-летнего мальчика, который с этого момента захотел стать морским офицером. В это время за его плечами было несколько лет службы в батальоне Найгаардс, одном из буекорпов Бергена . Он поступил в Королевскую норвежскую военно-морскую академию в 1907 году и окончил ее весной 1910 года. [ 4 ]

Полярные исследования

[ редактировать ]
Ель Трюггве в Антарктиде (1911 г.)

Гран проявил интерес к науке и исследованиям, что в 1910 году привело к тому, что Фритьоф Нансен порекомендовал свои услуги Роберту Фалькону Скотту , который в то время находился в Норвегии, готовясь к экспедиции в Антарктику и испытывая моторный трактор, который он намеревался взять с собой. Скотт был впечатлен Граном, который был опытным лыжником, и Нансен убедил Скотта взять Грана в качестве инструктора по лыжам к людям Скотта для экспедиции Терра Нова .

Прибыв в Антарктиду в начале января 1911 года, Гран был одним из 13 членов экспедиции, участвовавших в закладке складов снабжения, необходимых для попытки достичь Южного полюса позднее в том же году. С ноября 1911 по февраль 1912 года, пока Скотт и остальная часть южной группы находились в пути к полюсу, Гран сопровождал геологическую экспедицию в западные горы под руководством Гриффита Тейлора .

В ноябре 1912 года Гран входил в состав поисковой группы из 11 человек, которая нашла палатку с трупами участников прошлой группы на Южном полюсе. После сбора личных вещей группы палатку опустили на тела Скотта и двух его товарищей, а над ней возвели 12-футовую снежную пирамиду. Пара лыж использовалась для того, чтобы образовать крест над их могилой. Бабушка вернулась на базу на мысе Эванс на лыжах Скотта, полагая, что, по крайней мере, лыжи Скотта завершат путешествие. Прежде чем покинуть Антарктиду, он совершил восхождение на гору Эреб вместе с Рэймондом Пристли и Фредериком Хупером в декабре 1912 года, и это событие едва не закончилось катастрофой, когда неожиданное извержение вызвало падение вокруг него ливня из огромных блоков пемзы. наградил Грана Полярной медалью 24 июля 1913 года король Георг V . [ 5 ]

Авиация: пересечение Северного моря

[ редактировать ]
Blériot XI -2, самолет-рекордсмен Грана.

На обратном пути Гран познакомился с авиатором Робертом Лорейном , первым пилотом, пересекшим Ирландское море , и сразу же заинтересовался авиацией. По его собственным словам в газетном сообщении, [ 6 ] Бабушка научилась летать в начале 1913 года на аэродроме Хендон в авиационной школе Темпл. [ 7 ] но, похоже, в то время не получил сертификат британского авиатора. Его инструктор Джордж Ли Темпл (который также обучал Макса Леверье , летавшего на Эскадрилье 112 во время войны) [ 8 ] ) погиб в авиакатастрофе в 1914 году в возрасте всего 21 года. [ 9 ] [ а ] [ б ]

Карта полета Грана

двухместный самолет Blériot XI -2 «Artillerie» Он поехал во Францию ​​и купил у Blériot Aéronautique мощностью 80 л.с. с двигателем Gnome за 20 000 франков. [ 12 ] [ 6 ] В школе Блерио в Бюке он был одним из первых, кто сделал петлю и полетел вверх ногами. [ 13 ] [ 14 ] [ с ]

30 июля 1914 года Гран стал первым пилотом, пересекшим Северное море . [ 16 ] Взлет на своем Blériot XI -2 моноплане , получившем название Ca Flotte (он был оборудован воздушными подушками на случай аварийного падения) [ 17 ] Из Круден-Бэй , Шотландия, Гран приземлился через 4 часа 10 минут в Йерене , недалеко от Ставангера , Норвегия, после полета длиной 320 миль (510 км). Это рекордное достижение — самый длинный на сегодняшний день полет над водой аппарата тяжелее воздуха. [ д ] был омрачен началом Первой мировой войны всего пять дней спустя.

Гран летал на Блерио на службе в Норвегии во время Первой мировой войны. Он был выставлен на выставке Christiana Aero Show 1918 года на стенде Еноха Тулина авиастроительного завода , AB Thulinverken . [ 19 ] Восстановленный, но полный и оригинальный самолет выставлен в Норвежском музее науки и технологий в Осло, Норвегия. [ 20 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

Гран присоединился к недавно сформированной Воздушной службе норвежской армии в звании лейтенанта 3 августа 1914 года, а его Bleriot XI было куплено правительством. [ 20 ] Весной 1915 года он совершал агрессивные патрули против немецких подводных лодок на своем «Блерио» (переименованном в «Нордсён» ) с небольшого пляжа в Западной Норвегии.

«Внезапно слышится жужжание гнома, и, как огромная птица, появляется двухместный автомобиль Блерио, плывущий близко над вершиной гор. Он пикирует вниз, пока его колеса почти не касаются моря, и, пролетая мимо, Лейтенант Гран и его наблюдатель делают жесты, которые можно интерпретировать только как вежливую, но твердую просьбу «уйти». [ 21 ]

С начала войны Гран пролетел над морем более 3000 км (1900 миль), однажды преодолев расстояние почти 400 км (250 миль). [ 21 ] 9 сентября 1915 года Гран совершил полет на своем Блерио из Эльвенеса в муниципалитете Саланген на севере Норвегии, за Полярным кругом . [ 22 ] [ 23 ] Позже в том же году его отправили в Великобританию и Францию ​​для изучения противовоздушной обороны. [ 24 ]

с декабря 1914 года ничего не было слышно Эрнеста Шеклтона К марту 1916 года об Императорской трансантарктической экспедиции , и он предложил отправиться на спасательном корабле для поиска отряда моря Росса и « Авроры» . [ 25 ] [ 26 ] Однако « Аврора» прибыла в Новую Зеландию в апреле, а Шеклтону удалось достичь Южной Георгии в мае, и корабль помощи не понадобился. В газетном сообщении от того же дня утверждалось, что теперь он был лейтенантом воздушной службы Королевского военно-морского флота Норвегии . [ 26 ]

18 октября 1916 года он вернулся в Норвегию и убедил норвежского военного министра Кристиана Холтфодта разрешить ему пойти добровольцем в Королевский летный корпус (RFC) и получить уроки ночных полетов. [ 27 ] Вернувшись в Лондон, он дал интервью в норвежской миссии, а затем у подполковника. Фелтон Холт , командир 16-го крыла внутренней обороны RFC. [ 28 ] [ 29 ] Было решено, что, чтобы обойти проблему его нейтрального норвежского гражданства, ему будет предоставлена ​​​​комиссия под вымышленным именем «Тедди Грант», канадский летчик. [ 30 ] [ 31 ]

Кадет Уильям Эйвери Бишоп, 1914 г., Каменный фрегат 1
Кадет Билли Бишоп в 1914 году.

В конце концов, 1 января 1917 года он был назначен временным младшим лейтенантом с испытательным сроком в RFC. [ 32 ] Первоначально он был направлен в 11-ю резервную учебную эскадрилью , входящую в состав лондонской зоны противовоздушной обороны , базирующуюся на авиабазе Королевских ВВС Нортхолт . [ 33 ] В 11 резервной учебной эскадрилье он получил дополнительные уроки пилотирования у лейтенанта Б.Ф. Мура, старого знакомого по полетам Грана в Хендоне в 1913 году. Он «лично взял на себя мои инструкции, и после нескольких полетов под его руководством я наконец взял на себя управление». водительское сиденье сам». [ 34 ] [ 36 ]

Бабу быстро сделали инструктором. По случайности, Билли Бишоп был направлен в ту же самую учебную эскадрилью месяцем ранее, в декабре 1916 года, для дальнейших занятий, прежде чем присоединиться к своему официальному подразделению, 37-й эскадрилье . [ 37 ] Бишоп ранее был наблюдателем и учился летать в RAF Upavon с сентября 1916 года. [ 38 ] Крайняя антипатия Бишопа к дисциплине привела его к серьезному конфликту со своим командиром (командиром). Приезд Бабушки вполне может спасти карьеру пилота Бишопа. Судя по всему, они хорошо ладили, и в результате ходатайства Грана перед своим командиром Бишоп получил лишь строгий выговор и был направлен в 37-ю эскадрилью внутренней обороны, а затем, в марте 1917 года, в 60-ю эскадрилью во Франции. [ 37 ] где он выиграл VC .

То, что кажется едва скрываемым официальным оправданием разрешения Грану вступить в RFC, появилось в норвежской газете: «Любопытная история исходит от Christiania Dagblad о лейтенанте Трюггве Гране, которого запомнят по его полету на самолете над Сообщается, что некоторое время назад лейтенанту Грану было приказано уйти в отставку из Норвежского летного корпуса за то, что он появился в военной форме в чужой стране, при этом добавляется, что он, вероятно, станет натурализованным британским подданным и присоединиться к Британскому летному корпусу». [ 39 ]

Королевский авиационный завод BE12

Гран был утвержден в звании и назначен летным офицером 1 марта 1917 года. [ 40 ] Его направили в полет B 39-й эскадрильи, базирующийся на ферме RFC Sutton's Farm. [ 41 ] в лондонской зоне ПВО, входящей в состав крыла внутренней обороны. [ 42 ] 39-я эскадрилья обычно летала на самолетах Royal Aircraft Factory BE2 и BE12 , но в составе подразделения имелся как минимум один Armstrong Whitworth FK8., [ 43 ] тип, на котором Гран позже полетит, чтобы совершить первый (непрямой) рейс из Лондона в Стокгольм через Кристианию.

Эскадрилья летала против дирижаблей «Цеппелин» и «Шютте-Ланц» , которые возобновили свои атаки в середине марта 1917 года, а также против «Гот», таких как бомбардировщики Gotha GV и «Гигант» Riesenflugzeug . 13 июня Гран поднялся в воздух на самолете BE12. [ 45 ] из RFC North Weald (еще один аэродром 39-й эскадрильи), когда ему едва не удалось сбить Gotha. [ 46 ] [ 47 ]

24 июля 1917 года он был направлен в недавно сформированную 44-ю эскадрилью , также входившую в состав внутренней обороны, базирующуюся на ферме Эно, Илфорд . [ 48 ] Эссекс (позже RAF Fairlop ), летающий на Sopwith Camel . [ 49 ] Его командиром был майор (впоследствии командир звена) Т. О'Б. Хаббард. [ 50 ] Не совсем понятно, как Грану удалось продвинуться так далеко, не имея действующей лицензии пилота , но 2 августа 1917 года он наконец получил Королевского аэроклуба № 5000. Сертификат авиаторов [ 1 ]

Королевский авиационный завод FE2b, похожий на самолет, на котором летал Гран.

28 августа 1917 года Гран был направлен в недавно сформированную 101-ю эскадрилью на Западном фронте во Франции. [ 42 ] Его ненадолго отправили в 70-ю эскадрилью - очевидно, промежуточный пункт перед присоединением к его официальному подразделению - и он прибыл туда 1 сентября 1917 года. [ 51 ] Несколько дней спустя он уже был в составе 101-й эскадрильи, летающей на Королевского авиационного завода FE2b /d ночных истребителях . [ 52 ] Эскадрилья дислоцировалась на аэродроме Клермарэ (аэродром-спутник RFC Saint-Omer ) с 31 августа 1917 года по 2 февраля 1918 года. [ 53 ] Командиром был достопочтенный майор. Лоуренс Твислтон-Уайкхэм-Файнс, второй сын 18-го барона Сэя и Селе . [ 54 ]

101-я эскадрилья выполняла ночные бомбардировки с FE2bs во время битвы при Менен-роуд , 3-й битвы при Ипре и битвы при Камбре . [ 55 ] [ 56 ] [ и ] Гран совершил 17 ночных бомбардировок. [ 57 ] 30 ноября 1917 года целями 101-й эскадрильи были Камбре , Деши и Маркион . [ 58 ] Той ночью он был тяжело ранен в ногу зенитным огнем («Арчи») во время полета над оккупированной территорией, сумел приземлиться прямо в пределах линий союзников и был госпитализирован. [ 59 ] Он вернулся в Англию 16 декабря 1917 года и выздоровел в Королевской бесплатной больнице . [ 57 ] За свои подвиги он был награжден Военным крестом (опубликовано 26 марта 1918 г.). [ 60 ]

В своей книге, рассказывающей о своем военном опыте, Гран воспроизводит три письма Джеймса МакКаддена , датированные августом-октябрем 1917 года , «своим почерком», но не упоминает, что он не был первоначальным получателем. [ 61 ] Письма, очевидно, были отправлены другу Грана, второму лейтенанту Лестеру (Ларри) Картеру, который позже прилетел с Граном в Норвегию в июне 1920 года на автомобиле Armstrong Whitworth FK8 .

1 января 1918 года он был назначен командиром звена в звании исполняющего обязанности капитана. [ 62 ] к этому времени он уже мог ходить на костылях. [ 57 ] а в марте его стаж в звании младшего лейтенанта был перенесен на 1 января 1917 года. [ 63 ] 20 марта 1918 года он получил разрешение поехать на несколько недель в Норвегию, чтобы оправиться от травмы стопы. [ 64 ] а через несколько дней его наградили Военным крестом. [ 60 ] Его цитата гласит:

Т./капитан. Трюггве Гран, генеральный список и RFC
За проявленную храбрость и преданность долгу. Он с большим успехом бомбил аэродромы противника, поражал пулеметным огнем прожекторы, транспорт и другие цели противника. Он неизменно проявлял величайшую решимость и находчивость. [ 65 ]

Он женился на своей первой жене 29 апреля 1918 года и, как сообщается, носил Звезду Монса , хотя маловероятно, что он имел на нее право. [ 66 ]

ему было присвоено звание исполняющего обязанности майора (комэска) . 10 сентября 1918 года [ 67 ] и получил предложение отправиться на север России, чтобы возглавить летный отряд Королевских ВВС во время интервенции союзников в Северо-русскую кампанию . [ 68 ] 20 сентября 1918 года он вылетел из Данди прибыл в Архангельск . и через десять дней [ 69 ] хотя он, кажется, не добился многого. В своих мемуарах он не упоминает о встрече с сэром Эрнестом Шеклтоном , который также был там с октября 1918 года. [ 70 ] В октябре из-за сильного холода его беспокоила рана на ноге, и врач RFC посоветовал ему перевестись. Он вернулся в Норвегию 8 ноября, за несколько дней до перемирия . [ 71 ] [ 57 ] 26 апреля 1919 года Гран был временно переведен в список безработных Королевских ВВС. [ 72 ]

Попытка первого беспосадочного трансатлантического перелета.

[ редактировать ]
V-1500 «Атлантик» во время полета из Нью-Йорка в Чикаго (1919 г.)

Он немедленно присоединился к экипажу , представленного Хэндли Пейджем , V/1500 четырехмоторного бомбардировщика в трансатлантической воздушной гонке Daily Mail , которая была отложена во время войны. Пилотом был майор Герберт Дж. Брэкли . [ ж ] а вторым пилотом был недавно вышедший в отставку адмирал Марк Керр , первый военно-морской флагман, ставший пилотом. Гран был штурманом и пилотом-помощником. [ 74 ] [ 75 ] Во время испытаний в Харбор-Грейс , Ньюфаундленд , в мае 1919 года двигатели закипели из-за неисправных радиаторов. Пока команда ждала прибытия последних радиаторов из Англии, Олкок и Браун (прибывшие 24 мая 1919 года) собрали свой Vickers Vimy , протестировали его и 14 июня вылетели, чтобы выиграть соревнование. [ г ]

Рекламный ход, организованный Хэндли Пейджем по полету на V/1500 прямо в Нью-Йорк в начале июля 1919 года, был прерван, когда у самолета снова случился перегрев двигателей, и он разбился на Паррсборо ипподроме , Новая Шотландия . [ 77 ] [ 78 ] Сиденье штурмана V/1500 находится в Оттавском доме-музее, Паррсборо . [ 74 ] Ремонт должен был занять три месяца, и 1 августа Гран получил постоянную комиссию в Королевских ВВС в звании капитана. [ 79 ] Он вернулся в Великобританию; В конце концов V/1500 добрался до Нью-Йорка в октябре 1919 года. [ 74 ]

Рейсы в Скандинавию

[ редактировать ]
Handley Page O/400, похожий на тот, на котором Гран прилетел в Норвегию.

В 1918 году Хэндли Пейдж (HP) и Вильгельм Мейстерлин (генеральный агент HP в Норвегии) ​​уже планировали создать англо-норвежскую авиакомпанию, летающую из Кристиании в Гетеборг и Копенгаген . HP также собиралась выполнять регулярные рейсы из Копенгагена в Лондон. Чтобы проверить этот маршрут, Гран и капитан Дж. Стюарт вылетели на самолете Handley Page O / 400 16 августа 1919 года (G-EAKE) из Лондона через Состерберг в аэропорт датской армии Клёвермаркен недалеко от Копенгагена; затем в Орхус и аэропорт Кьеллер недалеко от Кристиании. [ 80 ] Был запланирован первый рейс из Кристиании в Стокгольм, и 6 сентября самолет O/400 со Стюартом, Граном и его английской женой в качестве пассажира вылетел из Кьеллера. Но «Хэндли-Пейдж» разбился вскоре после взлета из-за заклинившего двигателя; никто не пострадал, самолет был серьезно поврежден, хотя и подлежал ремонту. [ 80 ] Гран вернулся в Великобританию, и 2 декабря 1919 года его комиссия была снова отменена. [ 81 ]

Armstrong Whitworth FK8, похожий на тот, на котором Гран и Карпентер летели из Лондона в Стокгольм.

Друг бабушки, капитан Ларри Картер, купил самолет Armstrong Whitworth FK8, принадлежавший бывшим ВВС Великобритании , с намерением перелететь на нем без пересадок в Швецию. FK8 был зарегистрирован в Гране как гражданский самолет 9 июня 1920 года: [ 82 ] они отправились из Дувра 17 июня и после нескольких задержек прибыли в Орхус 23 июня. Из Норвегии пришли новости о том, что O/400 был отремонтирован в Кьеллере после зимы, и они изменили план, чтобы первыми полететь из Кристиании в Стокгольм. Переправившись через Скаггерак, они прибыли в Кьеллер рано утром 25 июня. [ 80 ] Последний этап путешествия продолжился в постоянных сумерках ночи с 24 на 25 июня 1920 года, когда Картер и Гран перелетели из Кьеллера в Стокгольм чуть более чем за 2,5 часа: таким образом, они стали первыми, кто (несколько косвенно) перелетел из Лондона в Стокгольм. Стокгольм. [ 80 ] «Хэндли Пейдж О/400» прибыл из Норвегии на следующий вечер. Была запланирована ответная гонка, и 30 июня Гран и Картер вылетели. двигатель загорелся Однако над Эребру , и после вынужденной посадки пожар потушили. Однако при повторном взлете FK8 перевернулся и разбился, хотя пара летателей получила лишь относительно легкие травмы. [ 82 ] [ 80 ] [ ч ]

летный инструктор Королевских ВВС

[ редактировать ]

22 сентября 1920 года Гран получил еще одно звание летного лейтенанта. [ 83 ] В том же месяце он присоединился к коллективу Школы воздушного пилотирования (по-разному — Школы навигации № 2, позже Школы воздушной навигации) ВВС Великобритании в Андовере . Другим инструктором в Андовере был летный офицер (позже командир звена) Обри Р.М. Рикардс. [ 84 ]

Щенок Сопвита в полете, 1917 год.

Во время совместного полета Рикардс и Бабушка были вынуждены приземлиться из-за плохой погоды и приземлились в Уоддоне (позже аэропорт Кройдона ), где компанией по утилизации самолетов руководил Хэндли Пейдж. Они осмотрели излишки военных самолетов и впоследствии оба купили Sopwith Pup . [ 57 ] Щенок G-EAVW (заводской номер C312) был зарегистрирован на Грана 27 октября 1920 года, а Рикардс купил G-EAVX. [ 85 ] Похоже, что они пытались вместе отправить своих щенков в Норвегию через Голландию в декабре 1920 года, но преобладающий ветер вынудил их добраться до Ньюкасла , где они сели на пароход, следующий в Норвегию. [ 86 ] [ 87 ] [ я ]

Весной 1921 года Гран столкнулся с мотоциклом в Лондоне и настолько серьезно повредил левую ногу, что не смог возобновить активные полеты и вернулся домой, в Норвегию. [ 4 ] [ Дж ] Гран окончательно отказался от своей должности 6 августа 1921 года. [ 91 ]

В мае 1922 года Гран отправился с будущими олимпийскими лыжниками Торлейфом Хаугом и Якобом Туллином Тамсом на Шпицберген, чтобы подготовиться к лыжному походу по ледяному покрову. Из Ню-Олесунна они должны были в течение месяца кататься на лыжах и санках, чтобы «изучить страну, технику и самих себя»; одновременно должны были снимать фильм о Шпицбергене. На этот раз Грану не удалось собрать достаточно денег на два самолета и оборудование, и поездка была прекращена. [ 4 ]

Позже гражданская карьера

[ редактировать ]

После войны Гран начал читать лекции об авиации и своих путешествиях в полярные края, а также писать книги. В 1928 году плавал на « Веслекарях». [ 92 ] в рамках согласованных усилий по поиску полярного исследователя Руальда Амундсена , потерявшего полет при попытке выяснить судьбу экспедиции Умберто Нобиле на Северный полюс на борту дирижабля «Италия» .

Национальный круг армий, Париж, где Гран был награжден Орденом Почетного легиона.

В 1931 году Гран предложил одиночную попытку достичь Южного полюса на мотоцикле. [ 93 ]

Гран получил Крест Почетного легиона в 1934 году. Он был вручен 24 июля генералом Дененом , министром авиации Франции , на военном кружке по случаю обеда, устроенного министром. Гран и другие норвежские летчики были в Париже в рамках торжеств, посвященных 25-летию исторического перелета Блерио через Ла-Манш. Также прошло почти ровно 20 лет с момента рекордного полета Грана на 500 км в Норвегию. Ранее партия посетила Виллакубле , а также возложила цветочный венок к Могиле Неизвестного солдата . [ к ]

Гран (справа) с Видкуном Квислингом на ежегодном митинге Стиклестад , июль 1944 года.

Сообщается, что во время Второй мировой войны Гран был членом «Насджонал Самлинг » (НС), партии Видкуна Квислинга коллаборационистской . НС использовали геройский статус Грана в своей военной пропаганде, и в 1944 году была выпущена памятная марка, посвященная 30-летию полета Грана через Северное море. [ 94 ]

В 1948 году он предстал перед судом за свою деятельность во время войны. Одним из свидетелей был полковник Гудбранд Остбай , командир бригады норвежских войск в Вальдресе в 1940 году. Он сказал, что Гран провел некоторое время в военной тюрьме ( Какебу ) по подозрению в шпионаже; но после освобождения он действовал почти как начальник лагеря для военнопленных и приказал 300 солдатам расчищать снег для фермеров в Хемседале . [ 95 ] Гран был признан виновным в государственной измене и приговорен к 18 месяцам тюремного заключения, но, поскольку во время ареста он уже находился в заключении, дальнейшего срока в тюрьме он не отсидел. [ 96 ]

Было высказано предположение, что Гран опасался репрессий со стороны прогерманской фашистской партии из-за своей приверженности Королевским ВВС во время Первой мировой войны. Другие предполагают, что его дружба с Герингом и горечь из-за того, что ему не предложили постоянную работу в Воздушной службе норвежской армии, могли быть причинами, по которым Гран поддержал НС во время нацистской оккупации Норвегии . [ 96 ]

Оставшуюся часть своей жизни он посвятил в основном написанию книг.

Личная жизнь

[ редактировать ]
Мемориал Трюггве Гран в Круден-Бэй , Абердиншир, Шотландия

Бабушка была замужем трижды. Во-первых, как «Тедди Грант, ранее Трюггве Гран» 29 апреля 1918 года в Лондоне актрисе Лили Сент-Джон (Лилиан Клара Джонсон), которая позже снялась в «Непослушной принцессе» . [ 66 ] брак расторгнут в 1921 году; во-вторых, в 1923 году брак с Ингеборгой Майних (1902–1997), от которой у него было две дочери, был расторгнут; наконец, в 1941 году — Маргарет Шёнхейдер, известной художнице-портретистке. От последней жены у него родился сын Германн, родившийся в 1944 году.

Гран также был одаренным футболистом , заработав один матч за сборную Норвегии Норвегии в 1908 году. Это был первый международный матч , который проводился против Швеции в Гетеборге . Гран играл на позиции нападающего . [ 97 ] Швеция обыграла Норвегию со счетом 11–3.

Трюггве Гран умер в своем доме в Гримстаде , Норвегия, 8 января 1980 года в возрасте 91 года. Мемориал был открыт в заливе Круден в 1971 году. Гран вместе со своей третьей женой Маргарет похоронен на кладбище церкви Фьере в Гримстаде.

Наследие

[ редактировать ]

Кентерберийский музей в Крайстчерче , Новая Зеландия, приобрел четыре сохранившиеся медали Грана на лондонском аукционе в 2017 году за 105 000 фунтов стерлингов. [ 98 ] «В покупку вошли два дневника г-на Грана, а также его полярная медаль как члена антарктической экспедиции, Военный крест Соединенного Королевства, Французский Почетный легион и итальянский Орден Короны». [ 99 ] [ 100 ]

Публикации

[ редактировать ]
  • Там, где горит южный свет - (1915)
  • Под британским флагом: Война 1914–1918 - (1919)
  • Триумвират - (1921)
  • Герой: Последнее путешествие капитана Скотта - (1924)
  • Между небом и землей - (1927)
  • Приветствую - Ла Вилла - (1932)
  • Буря на Монблане - (1933)
  • Ла Вилла в битве - (1934)
  • Вот как это было: От ползания к полету - (1945)
  • Вот как это было: Через течение жизни - (1952)
  • Битва за Южный полюс - (1961)
  • Первый полет через Северное море: пятидесятилетняя память - (1964).
  • От двадцати с чем-то до исследователя Южного полюса (1974).
  • Моя жизнь между небом и землей - (1979)

См. также

[ редактировать ]
Примечания
  1. Темпл сам научился летать, был первым британцем, совершившим полет вверх ногами в Великобритании, и самым молодым в то время летавшим из Парижа в Лондон. Он основал авиационную школу, но летом 1913 года продал свою долю в ней в пользу показательных полетов. Он умер в 1914 году в возрасте всего 21 года - он почувствовал недомогание во время полета на Blériot XI (50 л.с. Gnome) в Хендоне, потерял сознание, ударился головой о палку, и самолет спикировал на землю.
  2. Похоже, что школа Темпл объединилась со школой Дж. Лоуренса Холла в 1913 году (они находились по соседству друг с другом). [ 10 ] ), а в рекламе школы Холла бабушка была указана как ученица. [ 11 ]
  3. Впервые этого добился Петр Нестеров , который обогнул Ньюпор IV 9 сентября 1913 года. Адольф Пегу сделал то же самое в Бюке 21 сентября 1913 года. [ 15 ]
  4. ^ Были совершены более длительные полеты: например, Ролан Гаррос пролетел без посадок через Средиземное море в сентябре 1913 года из Фрежюса , Франция, в Бизерту , Тунис, полет длился почти восемь часов, но он пролетел над Сардинией . большую часть пути [ 18 ]
  5. ^ Для получения дополнительной информации: Менин-Роуд-Ридж - ( Джонс, 1934 , стр. 186–8); Полигон Вуд - ( Джонс 1934 , стр. 191, 194, 197). Румбеке , 21 октября 1917 г. (недалеко от Руселаре , к северо-востоку от Ипра ) - ( Джонс 1934 , стр. 208–9, 211). Карты ( Джонс 1934 , стр. 137, 212, 227, 244), хотя ни на одной из них не указана 101-я эскадрилья, дислоцированная слишком далеко на западе.
  6. Брэкли научил летать Джек Алкок , который преподавал в летной школе RNAS Eastchurch . [ 73 ]
  7. Часто повторяемое утверждение о том, что «Хэндли Пейдж» разбился в заливе Фанди в штате Мэн, похоже, является плодом воспаленного воображения бабушки. Это заявление, наряду с рядом других фантастических утверждений 86-летней Гран, появилось в некритической статье в цветном журнале The Observer от 31 марта 1974 года. [ 76 ]
  8. Мейстерлин все еще планировал начать авиаперевозки, но 30 июня 1920 года в конце демонстрационного полета из Кьеллера в Стокгольм в компании с летающей лодкой Нормана Томпсона NT2B O / 400 G-EAKA заблудился и упал. безопасная аварийная посадка на кукурузном поле недалеко от Стокгольма. Однако на следующий день при взлете высокая кукуруза задела крылья и обернулась вокруг шасси: самолет накренился, и один человек получил серьезные ожоги. [ 80 ]
  9. Позже Рикардс погиб в авиакатастрофе в октябре 1938 года во время службы в Омане . [ 88 ] Щенок Сопвита Рикарда, единственный сохранившийся экземпляр военного времени, сейчас реставрируется. [ 86 ] [ 89 ]
  10. Регистрация Gran's Pup G-EAVW, судя по всему, была отменена в декабре 1921 года. [ 90 ]
  11. ^ «Le capitaine Gran, pionnier de l'air méconnu» . Ле Фигаро (на французском языке). 26 июля 1934 г. с. 4д . Проверено 22 июня 2022 г. В другой статье на той же странице сообщается о награде пяти пилотам, которые в совокупности пролетели более 1 000 000 километров в составе Air France .
Цитаты
  1. ^ Jump up to: а б Сертификаты РАК 1930 г. , с. 113 [pdf 37].
  2. ^ «Церковная книга № B 7 (1888–1903), Домкиркен и Берген» . Национальная архивная служба Норвегии . 2014 . Проверено 29 сентября 2014 г.
  3. ^ «Трюггве Герман Гран» . Большая норвежская энциклопедия (на норвежском языке). 2014 . Проверено 29 сентября 2014 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Барр 2014 .
  5. ^ «№28740» . Лондонская газета . 25 июля 1913 г., стр. 5322–5323.
  6. ^ Jump up to: а б «Полет по Северному морю. Шотландия в Норвегию» . Бедность Бэй Вестник . Том. XLI, нет. 13461. Бедность Бэй , Новая Зеландия. 17 августа 1914 г. с. 4 . Проверено 21 июня 2022 г.
  7. ^ «Темплская летная школа, Хендон» . Руководство Грейс . Проверено 21 июня 2022 г.
  8. ^ «Эскадрилья СПА 112» (на французском языке) . Проверено 21 июня 2022 г.
  9. ^ Фордер, Ник. «Темпл Джорджа Ли» . Ранние авиаторы . Проверено 21 июня 2022 г.
  10. ^ «Пилот летной школы JL Hall в Хендоне» . Печатает онлайн . Проверено 22 июня 2022 г.
  11. ^ «1915: Зал летной школы» . База данных авиационного происхождения британской авиационной рекламы, 1909–1990 гг . Проверено 24 апреля 2023 г.
  12. ^ Либер, Мишель (декабрь 2009 г.). «Другая переправа через Северное море — Трюггве Гран» . Пегас (на французском языке) (135): 28.
  13. ^ «Петля школьника Холла» . Рейс : 666. 19 июня 1914 г.
  14. ^ Лукас, Анна (октябрь 2019 г.). «Шеклтон и норвежские связи» (PDF) . Журнал Общества Джеймса Кэрда (10): 19 . Проверено 17 июня 2022 г.
  15. ^ «Пегуд зацикливает петлю» (PDF) . Полет . Том. 5, нет. 39. 27 сентября 1913. с. 1078 . Проверено 10 ноября 2023 г.
  16. ^ «Подвиг в авиации» . Abbeville Press и Banner . Абвиль, Южная Каролина. 5 августа 1914 г. с. 1. ISSN   2372-6768 . ОСЛК   10708843 . Проверено 30 июля 2020 г.
  17. ^ «Иностранные банкноты: Норвегия» . Самолет . VII (2): 41. 8 июля 1914 г.
  18. ^ «Полет над Средиземным морем» (PDF) . Полет . Том. 5, нет. 39. 27 сентября 1913. с. 1078 . Проверено 10 ноября 2023 г.
  19. ^ «Эйризмы четырех ветров» . Полет . Х (29): 803 [17]. 18 июля 1918 г. с нечеткой фотографией (слева вверху). Остальные самолеты — это моноплан Thulin K, также свисающий с потолка, единственный трехмоторный Thulin H и Thulin M одноместный истребитель производства компании Nielsen & Winter в Дании.
  20. ^ Jump up to: а б «Лейтенант. Бегство Грана в Норвегию» . Полет . VI (293): 837. 7 августа 1914 г. Проверено 21 июня 2022 г.
  21. ^ Jump up to: а б Эол (21 мая 1915 г.). «Эдди» . Полет : 360.
  22. ^ Эол (24 сентября 1915 г.). «Эдди» . Рейс : 721–2. С фотографиями Блерио на конной повозке и на пароходе, пересекающем Полярный круг.
  23. ^ «Исторический полет» [Исторический полет]. Salangen Sailfly Club (на норвежском языке) . Проверено 21 июня 2022 г.
  24. ^ Робинсон, Бетани (31 января 2018 г.). «Пионер-летчик Северного моря Трюггве Гран» . Историянет . Проверено 21 июня 2022 г.
  25. ^ «Переписка: предложение лейтенанта Грана» . Рейс : 302. 6 апреля 1916 г.
  26. ^ Jump up to: а б «Антарктическая экспедиция» . Пресса . Том. ЛИИ, нет. 15, 553. Крайстчерч, Новая Зеландия. 31 марта 1916 г. с. 7в . Проверено 21 июня 2022 г.
  27. ^ Великий 1919 год , с. 39.
  28. ^ Великий 1919 год , с. 41.
  29. ^ «Вице-маршал авиации Ф.В. Холт» . RAFweb.org . Проверено 14 июня 2022 г.
  30. ^ Великий 1919 год , с. 40.
  31. ^ Strathie 2015 , необходимая страница.
  32. ^ «№30058» . Лондонская газета (Приложение). 8 мая 1917 г. с. 4449.
  33. ^ ( Джонс 1931 , стр. 169–71) [pdf 201-3], включая карту расположения эскадрилий внутренней обороны.
  34. ^ Великий 1919 год , с. 42.
  35. ^ «Сертификаты авиаторов 1913 года — Великобритания» . Руководство Грейс . Проверено 21 июня 2022 г.
  36. ^ Это был (позже майор) Барри Фицджеральд Мур, номер лицензии пилота. 567, (биплан Грэма-Уайта, школа Грэма-Уайта, Хендон), 21 июля 1913 года. [ 35 ]
  37. ^ Jump up to: а б Килдафф, 2014 г. , стр. 50–51.
  38. ^ Маккаффри 1988 , стр. 42–45.
  39. ^ «Эйризмы четырех ветров» . Рейс : 273. 22 марта 1917 г.
  40. ^ «№30257» . Лондонская газета (Приложение). 28 августа 1917 г. с. 8968.
  41. ^ «Первая мировая война, ферма Саттонс, 1915–1919» . Исторический фонд аэродрома Хорнчерч . Проверено 16 июня 2022 г.
  42. ^ Jump up to: а б «Служебный послужной список Грана в RFC» . Крест и кокарда . Проверено 21 июня 2022 г.
  43. ^ Брюс 1982 , стр. 103, 105.
  44. ^ «Серии 1–10000» . История воздуха . Проверено 18 июня 2022 г.
  45. ^ BE12 № 6488, построенный компанией Daimler , не работает. 4515. [ 44 ]
  46. ^ Гран 1919 , стр. 78–80.
  47. ^ Гайд 2012 , с. 121.
  48. ^ «Ферма Эно (Илфорд)» . Аэродромы Британского фонда охраны природы . Проверено 17 июня 2022 г.
  49. ^ Великий 1919 год , с. 109.
  50. ^ «Каталог аукциона 9 и 10 мая 2018 года — Лот № 23» . Мейфэр Нунан . Проверено 8 июня 2022 г.
  51. ^ Великий 1919 год , с. 103.
  52. ^ Гран 1919 , стр. 102, 105.
  53. ^ «Клермаре, Сен-Омер — аэропорт Клермаре [1940-1944]» . ArmedConflicts.com (на чешском и английском языках). 10 августа 2016 г. Проверено 9 июня 2022 г.
  54. ^ «101-я эскадрилья РФК» . ArmedConflicts (на чешском и английском языках). 10 марта 2014 года . Проверено 9 июня 2022 г.
  55. ^ «101-я эскадрилья RAF» . Компания военной печати . Проверено 18 июня 2022 г.
  56. ^ Джонс 1934 , стр. 181, 186–8, 191.
  57. ^ Jump up to: а б с д и Strathie , 2015 г. (нужна страница).
  58. ^ Джонс 1934 , с. 255.
  59. ^ Великий 1919 год , с. 144.
  60. ^ Jump up to: а б «№30597» . Лондонская газета (Приложение). 22 марта 1918 г., стр. 3744–3745.
  61. ^ Гран 1919 , стр. 164–9.
  62. ^ «№30562» . Лондонская газета (Приложение). 5 марта 1918 г. с. 2956.
  63. ^ «№30582» . Лондонская газета (Приложение). 15 марта 1918 г. с. 3400.
  64. ^ Великий 1919 год , с. 179.
  65. ^ «№30862» . Лондонская газета (Приложение). 23 августа 1918 г. с. 9910.
  66. ^ Jump up to: а б "Женатый" . Полет . X (18): 488. 2 мая 1918 г. Проверено 14 июня 2022 г.
  67. ^ «№30905» . Лондонская газета . 17 сентября 1918 г. с. 11093.
  68. ^ Великий 1919 год , с. 188.
  69. ^ Великий 1919 год , с. 190.
  70. ^ «Дэмиен Райт. Люди Шеклтона в Арктике: полярники и арктическая война на севере России 1918–1919 гг . Журнал Исследовательского общества орденов и медалей, сентябрь 2017 г., стр. 188–199» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 октября 2017 года . Проверено 25 апреля 2017 г.
  71. ^ Гран 1919 , стр. 195–6.
  72. ^ «№31352» . Лондонская газета . 23 мая 1919 г. с. 6367.
  73. ^ Вигар и Хиггс 2019 , с. 52.
  74. ^ Jump up to: а б с Боланд, Гейл. «Связь Паррсборо с Хэндли Пейджем «Атлантик» » . Историческая Новая Шотландия . Проверено 16 марта 2021 г.
  75. ^ Фотография Брэкли, Керра и Гран в 1919 году: «Подготовка к беспосадочному перелету через Атлантику» . Печатные издания онлайн: Библиотека изображений Мэри Эванс . Проверено 22 июня 2022 г.
  76. ^ Хантфорд, Роланд (31 марта 1974 г.). «Человек, который помнит последнее путешествие Скотта» . Наблюдатель . Хостинг у тех, кто осмелился . Проверено 20 июня 2022 г.
  77. ^ К.Барнс. Handley Page Aircraft с 1907 года (Патнэм)
  78. ^ «Ткань и открытка со страницы Хэндли Паррсборо, Новая Шотландия V / 1500» . kaisersbunker.com . Проверено 5 июня 2022 г.
  79. ^ «№31486» . Лондонская газета . 1 августа 1919 г., стр. 9867–9868.
  80. ^ Jump up to: а б с д и ж Малдер, Роб (17 июня 2010 г.). «Handley Page O/400, G-EAKE в Норвегии» . Проверено 5 июня 2022 г.
  81. ^ «№31669» . Лондонская газета . 2 декабря 1919 г. с. 14924.
  82. ^ Jump up to: а б «Армстронг Уитворт FK8 (G-EATP)» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 5 июня 2022 г.
  83. ^ «№32078» . Лондонская газета . 8 октября 1920 г. с. 9815.
  84. ^ «Школа воздушного пилотирования/Школа воздушного пилотирования/Аэронавигационная школа/Школа аэронавигации - Персонал и места расположения» . Воздух власти - История организации RAF . Проверено 9 июня 2022 г.
  85. ^ «Реестр гражданских самолетов – Великобритания» . Золотые годы авиации . п. 2 . Проверено 23 июня 2022 г.
  86. ^ Jump up to: а б «Настоящий выживший!» (PDF) . Дух Норт-Уилда . Серия по истории аэродрома Норт-Уилд (1). Совет округа Эппинг-Форест: 37–38 . Проверено 7 июня 2022 г.
  87. ^ «Данные самолета G-EAVY» . Данные аэропорта . Проверено 3 июня 2022 г.
  88. ^ «Происшествие № 209225» . Авиационная безопасность . Проверено 3 июня 2022 г.
  89. ^ «Редкий самолет приземляется в Тинтсфилде» . Новости боевых птиц . 13 августа 2015 года . Проверено 14 июня 2022 г.
  90. ^ «Досье по планеру G-EAVW» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 23 июня 2022 г.
  91. ^ «№32413» . Лондонская газета . 5 августа 1921 г. с. 6175.
  92. ^ Кьер, Чель-Г.; Сефланд, Магнус (январь 2005 г.). «Арктический корабль Веслекари» . Полярный рекорд . 41 (1): 57–65. Бибкод : 2005PoRec..41...57K . дои : 10.1017/S0032247404003997 . S2CID   131638156 . Проверено 22 июня 2022 г.
  93. ^ «Штурм Южного полюса на мотоцикле» . Le Petit Parisien (на французском языке). 26 июля 1931 г. с. 3-й . Проверено 22 июня 2022 г.
  94. ^ «Норвежские марки: Памятные памятки 1938-1945 годов» . Мир коллекционирования марок . Проверено 19 августа 2022 г.
  95. ^ Альбрецен 2000 , цитируя Хага, Арнфинн (1999). Вальдрес 1940 г. Осло: Дж. В. Каппелен.
  96. ^ Jump up to: а б Альбрецен 2000 .
  97. ^ «Швеция против Норвегии 12 июля 1908 г.» . Национальные футбольные команды . Проверено 24 июня 2022 г.
  98. ^ «Гран, Трюггве (1888-1980). Медали и награды» . Кристи . Живой аукцион 14299: Лот 70. 12 июля 2017 г. Проверено 17 июня 2022 г.
  99. ^ «Медали Южного полюса, купленные Кентерберийским музеем» . Совет директоров австралийских музеев . 16 января 2018 года . Проверено 17 июня 2022 г.
  100. ^ Изображение двух медалей и дневника: «Музей приобретает медали и дневники лыжного эксперта Скотта» . Совет директоров австралийских музеев . 17 января 2018 года . Проверено 17 июня 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1599da79f103f98b08792c62f69f9bf6__1723456200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/f6/1599da79f103f98b08792c62f69f9bf6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tryggve Gran - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)