HMS Hampshire (1903)
![]() Хэмпшир на якоре
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Хэмпшир |
Тезка | Хэмпшир |
Строитель | Армстронг Уитворт , Элсвик |
Заложен | 1 сентября 1902 г. |
Запущен | 24 сентября 1903 г. |
Завершенный | 15 июля 1905 г. |
Судьба | Потоплен миной , 5 июня 1916 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Девоншир» типа Броненосный крейсер |
Смещение | 10 850 длинных тонн (11 020 т ) (нормальный) |
Длина | 473 футов 6 дюймов (144,3 м) ( о/а ) |
Луч | 68 футов 6 дюймов (20,9 м) |
Черновик | 24 фута (7,3 м) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) |
Емкость | 1033 длинных тонны (1050 т) угля |
Дополнить | 610 |
Вооружение |
|
Броня |
HMS Hampshire был одним из шести Devonshire, класса броненосных крейсеров построенных для Королевского флота в первом десятилетии 20 века. По завершении ее направили в 1-ю крейсерскую эскадру Флота Ла-Манша . После ремонта он был направлен в резерв Третьего флота в 1909 году, а затем отправился на Средиземноморский флот в 1911 году. В 1912 году он был переведен на Китайскую станцию и оставался там до начала Первой мировой войны в августе 1914 года.
Корабль охотился за немецкими торговыми рейдерами, пока его не перевели в состав Великого флота. в конце 1914 года его направили в 7-ю крейсерскую эскадру По возвращении домой . Был переведен во 2-ю крейсерскую эскадру в 1916 году и присутствовал в Ютландском сражении . Несколько дней спустя, 5 июня, она направлялась в Архангельск ( Россия) с военным министром , фельдмаршалом лордом Китченером , когда, как полагают, подорвалась на мине, заложенной немецкой подводной лодкой . Она затонула, и 737 из 749 человек на борту погибли, включая Китченера и его команду. Позже ходили слухи о причастности к затоплению немецких шпионов и диверсий. Ее обломки внесены в список Закона о защите военных останков , хотя позже части были спасены. Было снято несколько фильмов, в которых исследуются обстоятельства ее утраты.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Хэмпшир был спроектирован на водоизмещение 10 850 длинных тонн (11 020 т ). Корабль имел общую длину 473 фута 6 дюймов (144,3 м), ширину 68 футов 6 дюймов (20,9 м) и глубокую осадку 24 фута (7,3 м). Он был оснащен двумя 4-цилиндровыми паровыми двигателями тройного расширения , каждый из которых приводил в движение один вал, что производило в общей сложности 21 000 лошадиных сил (16 000 кВт ) и обеспечивало максимальную скорость 22 узла (41 км/ч ; 25 миль в час ). Двигатели приводились в действие семнадцатью тысячелистниками и шестью цилиндрическими котлами . [ 1 ] Он перевозил максимум 1033 длинных тонны (1050 т) угля, а его состав состоял из 610 офицеров и рядовых. [ 2 ]
Ее основное вооружение состояло из четырех казнозарядных (БЛ) 7,5-дюймовых (191-мм) орудий Mk I, установленных в четырех одноорудийных башнях , по одной в носовой и кормовой части надстройки и по одной с каждого борта . [ 3 ] Орудия выпустили 200-фунтовые (91 кг) снаряды на дальность около 13 800 ярдов (12 600 м). [ 4 ] Дополнительное вооружение из шести 6-дюймовых (152-мм) орудий БЛ Mk VII располагалось в казематах на миделе корабля. Четыре из них были установлены на главной палубе и могли использоваться только в безветренную погоду. [ 5 ] Максимальная дальность стрельбы 100-фунтовыми (45 кг) снарядами составляла примерно 12 200 ярдов (11 200 м). [ 6 ] Хэмпшир также имел 18 скорострельных 3-фунтовых орудий Гочкиса и два подводных 18-дюймовых (457-мм) торпедных аппарата . [ 1 ] Ее две 12-фунтовые пушки мощностью 8 центнеров можно было демонтировать для службы на берегу. [ 3 ]
В какой-то момент войны шестидюймовые орудия главной палубы кораблей класса «Девоншир» были перенесены на верхнюю палубу и снабжены орудийными щитами . Их казематы были закрыты металлическими пластинами для улучшения мореходности , а четыре 3-фунтовые пушки, перемещенные в результате перемещения, были высажены. [ 7 ]
корабля по ватерлинии Броневой пояс имел максимальную толщину 6 дюймов (152 мм) и закрывался 5-дюймовыми (127 мм) поперечными переборками . Броня орудийных башен также имела толщину пять дюймов, а барбетов — шесть дюймов. Толщина защитной брони палубы составляла 0,75–2 дюйма (19–51 мм), а боевая рубка была защищена броней толщиной 12 дюймов (305 мм). [ 1 ]
Строительство и сервис
[ редактировать ]Хэмпшир , названный в честь английского графства , [ 8 ] был заложен Армстронгом Уитвортом на верфи в Элсвике 1 сентября 1902 года и спущен на воду 24 сентября 1903 года. Завершен 15 июля 1905 года. [ 1 ] и первоначально был приписан к 1-й крейсерской эскадре Флота Ла-Манша вместе с большинством своих однотипных кораблей . Он начал переоборудование на Королевской верфи Портсмута в декабре 1908 года, а затем в августе 1909 года был направлен в резерв Третьего флота. В декабре 1911 года он был повторно введен в строй для назначения в 6-ю крейсерскую эскадру Средиземноморского флота и был переведен на Китайскую станцию в 1912 году. . [ 9 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Когда началась война, она находилась в Вэй Хай Вэй и была приписана к небольшой эскадре под командованием вице-адмирала Мартина Джеррама , главнокомандующего Китайской станцией. Ей было приказано уничтожить немецкую радиостанцию на Япе вместе с броненосным крейсером «Минотавр» и лёгким крейсером «Ньюкасл» . По пути корабли захватили угольщик SS Elspeth 11 августа и потопили его; К тому времени в Хэмпшире уже не хватало угля, чтобы добраться до острова, поэтому Джеррам приказал ей вернуться в Гонконг с командой « Элспет» . В конце месяца ему было приказано отправиться в Голландскую Ост-Индию для поиска немецких кораблей в море, едва не задев немецкий легкий крейсер «Эмден» . О немецком корабле не сообщалось с начала войны, он зашел в Бенгальский залив и начал охоту на ничего не подозревающих британских кораблей, начиная с 14 сентября. Хэмпширу было приказано искать Эмдена. [ 10 ] и оставался там в течение октября и ноября вместе с вооруженным торговым крейсером «Императрица Азии» , разыскивая рейдер, пока он не был уничтожен 9 ноября HMAS Sydney . Затем Хэмпшир сопровождал конвой войск АНЗАК через Индийский океан и Красное море в Египет. В декабре Хэмпшир был переоборудован в Гибралтаре , а затем вернулся домой для службы в Великом флоте. [ 11 ] В январе 1915 года он был приписан к 7-й крейсерской эскадре и в ноябре был направлен для сопровождения судов в Белом море . [ 9 ] Она вернулась домой вовремя, чтобы принять участие в Ютландской битве 31 мая 1916 года. [ 12 ] в составе 2-й крейсерской эскадры. Во время боя он ни разу не вступал в бой и произвел всего четыре залпа по 2-й немецкой разведывательной группе , которая далеко не достигла своих целей, а также стреляла по иллюзорным перископам подводных лодок в течение дня. [ 13 ]
Последнее плавание и затопление
[ редактировать ]Сразу после боя ей было приказано перевезти лорда Китченера из Скапа-Флоу с дипломатической миссией в Россию через порт Архангельск . Из-за ураганных условий было решено, что Хэмпшир проплывет через Пентленд-Ферт , а затем повернет на север вдоль западного побережья Оркнейских островов . Этот курс обеспечит защиту от сильного ветра и позволит эсминцам сопровождения идти в ногу с ней. Она покинула Скапа-Флоу в 16:45 и примерно через час встретилась с двумя своими эскортами, «Акаста» класса эсминцами «Юнити» и «Виктор» . Когда корабли повернули на северо-запад, шторм усилился и изменил направление так, что корабли оказались лицом к нему. Это привело к тому, что эсминцы отстали от Хэмпшира . Поскольку считалось маловероятным, что вражеские подводные лодки будут активны в таких условиях, капитан Хэмпшира Сэвилл приказал Юнити и Виктору вернуться в Скапа-Флоу. [ 14 ]
Плавая в одиночку в сильном волнении, Хэмпшир находился примерно в 1,5 морских милях (2,8 км; 1,7 миль) от материка на Оркнейских островах между Бро-оф-Бирсей и Марвик-Хед в 19:40 5 июня, когда произошел взрыв, и она накренилась на правый борт. Она подорвалась на одной из нескольких мин, установленных немецкой лодкой- подводной минером U-75 28–29 мая, незадолго до Ютландского сражения. В результате взрыва крейсер оказался между носом и мостиком, а спасательные шлюпки были разбиты о борт корабля сильным волнением, когда их спускали на воду. Примерно через 15 минут после взрыва «Хэмпшир» затонул в носовой части. [ 14 ] Из 735 членов экипажа и 14 пассажиров, находившихся на борту, только 12 членов экипажа выжили после того, как сошли на берег на трёх поплавках «Карли» . Всего погибло 737 человек, включая Китченера и всех членов миссии в Россию. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Фриц Жубер Дюкен – бурский и немецкий шпион – утверждал, что принял личность русского графа Бориса Закревского и присоединился к Китченеру в Шотландии. Дюкен предположительно подал сигнал немецкой подводной лодке вскоре после выхода из Скапа-Флоу, чтобы предупредить их о приближении корабля Китченера. Затем он был спасен подводной лодкой, когда Хэмпшир . затонул [ 19 ] В 1930-х и 1940-х годах он руководил шпионской сетью Дюкена и был схвачен ФБР вместе с 32 другими нацистскими агентами по крупнейшему обвинению в шпионаже в истории США. [ 20 ]
Крушение
[ редактировать ]

Место крушения внесено в список контролируемых объектов в соответствии с Законом о защите военных останков по координатам. 59 ° 7,065' с.ш. 3 ° 23,843' з.д. / 59,117750 ° с.ш. 3,397383 ° з.д. и дайвинг без лицензии запрещен. [ 21 ] Корабль перевернулся на глубине 180–230 футов (30–38 саженей ; 55–70 м ) воды.
Мемориалы
[ редактировать ]В 1983 году один гребной винт часть . и Хэмпшира приводного вала с места крушения были подняты [ 18 ] Сейчас их можно увидеть в Центре и музее для посетителей Скапа-Флоу, Лайнесс , Хой , Оркнейские острова. С места крушения также были извлечены три палубных орудия Vickers 3 Pounder Mk II Quick-Firing. В 2021 году один из них был восстановлен до первоначального состояния специалистами-реставраторами в Аллоа и теперь выставлен в фойе музея. [ 22 ] [ 23 ]
Память о 737 погибших в Хэмпшире похоронена на правой стороне базы в Хэмпшире, на острове Уайт и в Винчестерском военном мемориале возле Винчестерского собора .
Башня была возведена на Марвик-Хед на материке, Оркнейские острова , в 1926 году жителями Оркнейских островов в память о Китченере, а также офицерах и солдатах Хэмпшира . Мемориал Китченера представляет собой квадратную зубчатую каменную башню со следующей надписью: [ 24 ]
Эту башню воздвигли жители Оркнейских островов в память о фельдмаршале графе Китченере Хартумском в том уголке его страны, которому он так верно служил, ближайшем к месту, где он умер при исполнении служебных обязанностей. Он и его штаб погибли вместе с офицерами и почти всеми солдатами HMS Hampshire 5 июня 1916 года.
СМИ
[ редактировать ]Затопление корабля и события, связанные со смертью Китченера, изображены в фильме 1921 года « Как Китченер был предан» . [ 25 ] фильм 1969 года «Фройляйн Доктор» о женщине-шпионке, [ 26 ] и фильм 2021 года «Человек короля» , приквел к фильму «Кингсман: Секретная служба» 2015 года .
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Шено и Колесник, с. 71
- ^ Фридман 2012, с. 336
- ^ Jump up to: а б Фридман 2012, с. 256
- ^ Фридман 2011, стр. 75–76.
- ^ Фридман 2012, стр. 256, 260–261.
- ^ Фридман 2011, стр. 80–81.
- ^ Фридман 2012, с. 280
- ^ Сильверстоун, с. 235
- ^ Jump up to: а б Гардинер и Грей, с. 13
- ^ Корбетт, Том. I, стр. 137, 142–143, 282–283, 288, 290.
- ^ Стенограмма
- ^ «Потеря HMS Hampshire» . Королевский военно-морской музей. Архивировано из оригинала 7 марта 2014 года . Проверено 15 марта 2014 г.
- ^ Кэмпбелл, стр. 22, 123.
- ^ Jump up to: а б Кассар, с. 286
- ^ Ирвин, Джеймс; и др. (2016). HMS Hampshire: век разгаданных мифов и тайн . Киркуолл, Оркнейские острова, Великобритания: Общество наследия Оркнейских островов. ISBN 978-0-9535945-7-3 .
- ^ «Сайт Общества наследия Оркнейских островов, посвященный жертвам HMS Hampshire и HM Drifter Laurel Crown» . www.hmshampshire.org . Проверено 17 августа 2016 г.
- ^ «HMS Hampshire, убит и погиб, списки потерь, июнь 1916 года» . www.naval-history.net . Проверено 17 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Историческая среда Шотландии . «HMS Hampshire: залив Бирсай, Атлантика (102221)» . Кенмор . Проверено 29 июня 2023 г.
- ^ Вуд, стр. 335–349.
- ^ «Некролог. Фриц Жубер Дюкен». Время . 4 июня 1956 г. ISSN 0040-781X . [1] (требуется подписка)
- ^ «Закон о защите военных останков 1986 года (обозначение судов и контролируемых объектов) Приказ 2009 года» . Национальный архив . Проверено 18 марта 2014 г.
- ^ «Большие артефакты скрываются в музее Скапа-Флоу» . www.orkney.gov.uk . 12 ноября 2021 г. Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Мерритт, Майк (9 февраля 2022 г.). «Пушка с затонувшего корабля с Китченером на борту восстановлена». Вестник . Глазго, Шотландия. п. 11.
- ^ «Мемориал Китченера» . Шотландские места. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 21 июля 2013 г.
- ^ Робертсон, стр. 17–19.
- ^ Павлидес, Дэн. «Фройляйн Доктор (1969)» . AllMovie.com . Проверено 18 марта 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Джон (1998). Ютландия: анализ боевых действий . Нью-Йорк: Лайонс Пресс. ISBN 1-55821-759-2 .
- Кассар, Джордж Х. (2004). Война Китченера: британская стратегия с 1914 по 1916 год . Брасси. ISBN 978-1-57488-708-2 .
- Шено, Роджер и Колесник, Юджин М., ред. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Корбетт, Джулиан (март 1997 г.). Военно-морские операции до битвы за Фолклендские острова . История Великой войны: На основе официальных документов. Том. I (2-е, переиздание изд. 1938 г.). Лондон и Нэшвилл, Теннесси: Имперский военный музей и издательство Battery Press. ISBN 0-89839-256-Х .
- Фридман, Норман (2012). Британские крейсеры викторианской эпохи . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-59114-068-9 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5 .
- Бадж, Брайан; Каллистер, Джуд; Горюй, Исси; Хит, Кевин; Холлинрейк, Эндрю; Ирвин, Джеймс; Джонсон, Кейт; Кермод, Нил; Лоури, Майкл; Мьюир, Том; Тертон, Эмили и Уэйд, Бен (2016) HMS Hampshire: век разгаданных мифов и тайн. Киркуолл, Оркнейские острова, Великобритания: Общество наследия Оркнейских островов. ISBN 0-9535945-7-2
- Мэсси, Роберт К. (2004). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Лондон: Джонатан Кейп. ISBN 0-224-04092-8 .
- Робертсон, Джеймс К. (1993). Скрытое кино: британская киноцензура в действии, 1913–1975 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 0-203-99007-2 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- «Расшифровка: HMS HAMPSHIRE - октябрь 1914 г. - февраль 1915 г., Индийский океан - Великобритания, британские домашние воды» . Журналы Королевского флота времен Первой мировой войны . Naval-History.net . Проверено 4 марта 2014 г.
- Сиехе, Эрвин Ф. (1990). «Последний визит Австро-Венгрии в США». Военный корабль Интернешнл . XXVII (2): 142–164. ISSN 0043-0374 .
- Вуд, Клемент (1932). Человек, который убил Китченера: жизнь Фрица Жубера Дюкена 1879– . Нью-Йорк: Уильям Фаро. ОСЛК 1071583 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Крейсеры типа Девоншир (1903 г.)
- Корабли, построенные Армстронгом Уитвортом
- Корабли, построенные на реке Тайн
- корабли 1903 года
- Крейсеры Великобритании Первой мировой войны
- Морские происшествия 1916 года
- Кораблекрушения времен Первой мировой войны в Северном море
- Защищенные затонувшие корабли Соединенного Королевства
- Корабли, потопленные минами
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками в Первой мировой войне.
- Фриц Дюкен