Битва при Лемносе (1913)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2010 г. ) |
Битва при Лемносе | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Первой Балканской войны | |||||||
Греческая литография с изображением Аверофа. и греческий флот во время битвы. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Греция | Османская империя | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Павлос Кунтуриотис | Рамиз Бей | ||||||
Сила | |||||||
1 броненосный крейсер 3 броненосных линкора 7 эсминцев |
2 линкора до дредноута 1 броненосный линкор 1 защищенный крейсер 5 эсминцев | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 раненый |
41 убит 104 раненых 2 линкора повреждены 1 броненосец поврежден [ 2 ] |
Морское сражение при Лемносе ( греч . Ναυμαχία της Λήμνου , турецкий : Mondros Deniz Muharebesi ), состоявшееся 18 января [ OS 5 января] 1913 года, было морским сражением во время Первой Балканской войны , в котором греки победили вторую и последнюю попытку. Османской империи прорвать греческую военно-морскую блокаду Дарданелл и вернуть себе господство над Эгейским морем . Это последнее морское сражение Первой Балканской войны вынудило османский флот отступить на свою базу в Дарданеллах, откуда он не отважился до конца войны, обеспечив тем самым господство в Эгейском море и на Эгейских островах. Грецией.
Прелюдия
[ редактировать ]После потери Греции ряда Эгейских островов на первом этапе войны в 1912 году и своего первого поражения в битве при Элли , Османский флот стремился остановить прогресс Греции, уничтожив греческий флот, пришвартованный в порту Мудрос. , Лемнос . Однако перед ним стояла проблема противодействия греческому флагману « Георгиосу Аверофу» , который уже разгромил их при Элли .
Османы разработали план пропустить быстроходный крейсер через греческие патрули для совершения рейда в Эгейском море, надеясь отвлечь несколько греческих кораблей, возможно, даже сам «Георгиос Авероф» , оставив остальную часть греческого флота ослабленной для атаки. Действительно, крейсер «Хамидие» уклонился от греческих наблюдательных кораблей в ночь с 13 на 14 января 1913 года и на следующий день потопил греческий транспортный корабль на Сиросе , также обстреляв гавань острова. Это действие вызвало обеспокоенность в Афинах, и флоту был отправлен приказ «немедленно плыть в погоню». Адмирал Кунтуриотис отказался подчиниться, подозревая османскую ловушку, и вместо этого приготовился к неизбежному выходу османского флота из пролива Дарданеллы .
С османской стороны были предприняты усилия для поднятия боевого духа экипажей, включая водружение оригинального знамени великого корсара и адмирала Хайреддина Барбароссы на флагманском корабле «Барбарос Хайреддин» , названном в его честь.
Боевой
[ редактировать ]Греческий флот, возглавляемый контр-адмиралом Павлосом Кунтуриотисом, состоял из броненосного крейсера водоизмещением флагманского 9960 тонн «Георгиос Авероф» ; три старых броненосных линкора «Спецай» , «Гидра» и «Псара» ; и семь эсминцев . Османская флотилия, возглавляемая капитаном Рамизом Беем, включала линкоры до дредноута «Барбарос Хайреддин» и «Тургут Рейс» , а также старый броненосный линкор «Месудие» ; крейсер «Мецидие» ; и пять эсминцев. Старый броненосец Асыр-Тевфик остался в Дарданеллах и в сражении не участвовал.
В 08:20 утра 5 января греческие патрули дали сигнал о появлении османского флота. В 09:45 греческий флот вышел из залива Мудрос. Два флота встретились примерно в 19,3 км (12 милях) к юго-востоку от Лемноса , плывя на юго-восток сходящимися колоннами, с флагманами впереди. Артиллерийская перестрелка началась в 11:34, когда два флота находились на расстоянии 8400 метров (9186 ярдов). Греческая колонна тут же повернула налево, еще больше сокращая расстояние. Вскоре после этого «Месидие» и сопровождающие его эсминцы повернули на северо-восток в сторону Дарданелл, а в 11:50 последовал « Месудие» , после того как он получил тяжелые повреждения от совместного огня Гидры и Псары . В 11:54 успешный залп « Георгиоса Аверофа» поразил « Барбарос Хайреддин» , разрушив его среднюю башню, вынудив его отойти в сторону Дарданелл вместе с « Тургут Рейсом» в 12:00. Как и в Элли, « Георгиос Авероф» начал независимые действия, используя свою превосходную скорость и маневрируя так, чтобы он мог использовать артиллерию обеих сторон для преследования османских кораблей, в то время как более старые линкоры следовали за ним так быстро, как только могли. Преследование окончательно закончилось в 14:30, когда османские корабли приближались к Дарданеллам.
Последствия
[ редактировать ]На протяжении всего боя османские корабли продемонстрировали отличную скорострельность, выпустив около 800 снарядов, но с удручающей точностью. было зарегистрировано всего два попадания По «Георгиосу Аверофу» , в результате чего один получил ранение и незначительные повреждения, остальные линкоры остались невредимыми. Османские корабли пострадали гораздо больше. В Барбароса Хайреддина попало более 20 снарядов, которые уничтожили большую часть его артиллерии, в результате чего 32 человека были убиты и 45 ранены. Тургут Рейс получил серьезную утечку и другие незначительные повреждения в результате 17 попаданий, 9 убитых и 49 раненых. Месудие также получил несколько попаданий, но основной ущерб был нанесен 270-мм снарядом, который разрушил центральную 150-мм артиллерийскую платформу и стал причиной 68 ранений. Это последнее морское сражение Первой Балканской войны вынудило османский флот отступить на свою базу в Дарданеллах , откуда он не отважился до конца войны, обеспечив тем самым господство Греции в Эгейском море .
Для греков вывод османского флота в Дарданеллы был подтвержден 1-м лейтенантом Михаэлем Мутуссисом и прапорщиком Аристейдисом Мораитинисом 24 января 1913 года. Они выполнили миссию морской авиации, пролетев на своем гидроплане Морис Фарман над военно-морской базой Нагара , где они заметил вражеский флот. Во время своей вылазки они точно нарисовали схему позиций османского флота, на который сбросили четыре бомбы. Мутусси и Мораитинис преодолели более 180 километров (111,8 миль) и завершили свою миссию за 140 минут, о чем широко сообщалось как в греческой, так и в международной прессе.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Холл (2000) , с. 65.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз (1995) , с. 196.
Ссылки
[ редактировать ]- Холл, Ричард К. (2000). Балканские войны 1912–1913 годов: прелюдия к Первой мировой войне . Рутледж. ISBN 9780415229463 .
- Лангензипен, Бернд; Гюлерюз, Ахмет (1995). Османский паровой флот, 1828–1923 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-610-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эриксон, Эдвард Дж.; Буш, Брайтон К. (2003). Поражение в деталях: Османская армия на Балканах, 1912–1913 гг . Издательская группа Гринвуд. ISBN 0275978885 .
- Фотакис, Зисис (2005). Греческая военно-морская стратегия и политика, 1910–1919 гг . Рутледж. ISBN 978-0-415-35014-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Битва при Лемносе - Морское сражение 1913 г. Архивировано 12 февраля 2011 г. в Wayback Machine.