1914 г. греческая депортация

Греческая депортация 1914 года представляла собой насильственное изгнание от 150 000 до 300 000 османских греков из Восточной Фракии и Эгейского побережья Анатолии Комитетом Союза и Прогресса , кульминацией которого стали май и июнь 1914 года. Депортации чуть не вызвали войну между Грецией и Османской империей. и были важным предшественником геноцида армян .
Фон
[ редактировать ]После аннексии Крита Грецией в 1909 году начало формироваться османское движение бойкота , первоначально нацеленное на граждан Греции, но также затронувшее османских греков с греческим гражданством, а также, в конечном итоге, всех османских греков. Вскоре поступили сообщения о насилии и грабежах. [2] Целью бойкота было лишить греков возможности жить в Анатолии. [3] а также вытеснить христиан из экономики, чтобы создать национальную экономику, в которой доминируют турки-мусульмане. Этот новый экономический класс воспринимался как более лояльный к государству не только из-за своих этнорелигиозных особенностей, но и потому, что он обязан своим местом устранению конкуренции со стороны государства. Многие османские греки были экономически разорены бойкотом, но они не хотели уезжать. [4] Некоторые уехали временно и вернулись, когда бойкот утих. [3] После Балканских войн бойкот продолжал усиливаться и был организован непосредственно правящей партией, Комитетом Союза и Прогресса (CUP). [5] Историк Матиас Бьёрнлунд рассматривает депортацию Греции как «продолжение политики экономического и культурного бойкота». [6]
1912 года Первая Балканская война привела к потере почти всей европейской территории империи. [7] и массовое изгнание мусульман с Балкан; [8] около 350 000–400 000 мусульман бежали в Османскую империю в период с 1912 года до вступления Османской империи в Первую мировую войну . [9] Османское мусульманское общество было возмущено зверствами, совершенными против балканских мусульман, что усилило антихристианские настроения и привело к желанию мести. [10] Современный историк Арнольд Тойнби в книге «Западный вопрос в Греции и Турции » (1922) подчеркивает сходство изгнания османских греков с изгнанием балканских мусульман, заявляя: «Балканская война [ы] принесла два урожая: во-первых, Румили-турки с одной стороны и... анатолийские греки с другой». [11] Во время Первой Балканской войны Греция также захватила населенные греками острова Хиос , Лесбос и Лемнос недалеко от анатолийского побережья. [12] Европейские державы позволили Греции сохранить острова, несмотря на протесты Османской империи о том, что они угрожают материку, поскольку они расположены рядом с районами, где проживало много османских греков. [13]
В январе 1913 года КЕП совершила еще один переворот , установила однопартийное государство и строго подавила всех реальных или предполагаемых внутренних врагов. [14] [15] После переворота 1913 года КЕП усилила антигреческое и антиармянское насилие и проводила политику изменения демографического баланса приграничных территорий путем переселения иммигрантов-мусульман и принуждения христиан к выезду; [16] иммигрантам было обещано имущество, принадлежавшее христианам. [17] В результате войны мусульманско-турецкий национализм стал сильнейшим идеологическим течением в оставшейся Османской империи. [18] Депортации греков «были вызваны [этой] радикально исключающей политической идеологией». [6] Еще одной проблемой была концентрация населения, лояльность которого вызывала сомнения у КЕП, в стратегически важном месте. [19]
Восточная Фракия
[ редактировать ]Когда части Восточной Фракии были повторно оккупированы Османской империей во время Второй Балканской войны в середине 1913 года, местные греки, а также армяне подверглись грабежам и запугиванию, особенно в Малкаре и Родосто . Начиная с марта 1914 года подразделения Особой организации начали систематически нападать на греческие деревни, собирая мужчин в трудовые батальоны и вынуждая других жителей покинуть их; Предприятия, принадлежавшие грекам, были конфискованы и переданы мусульманам. [20] [21] Цель заключалась в том, чтобы убедить или, в случае неудачи, заставить греков уйти, лишив их доступа к своим сельскохозяйственным угодьям, взимая непропорционально высокие налоги, конфискацию, принудительный призыв на военную службу и убийства. [22] Османское правительство специально контролировало, какие предприятия должны увольнять рабочих-христиан, и оплачивало проезд всех эмигрантов в Грецию. [23] Некоторые греки до сих пор живут в Восточной Фракии в Турции и происходят от людей и семей, принявших ислам , чтобы остаться и избежать депортации в Грецию. [24]
Западная Анатолия
[ редактировать ]Датский консул Альфред ван дер Зее считал, что из-за относительно низкой плотности населения в этом районе можно было бы расселить мусульманских беженцев, не изгоняя греческое население. [25] Лидер Специальной организации Эшреф Сенсер Кущубаши сказал, что движение населения было организовано государством, и что в феврале 1914 года Энвер-паша настаивал на уничтожении немусульманского населения из-за его предполагаемой нелояльности - такое действие было сочтено необходимым. сохранить империю. Российский консул Андрей Калмыков писал, что Талат-бей (позже Талат-паша) сказал ему: «Греки не могут оставаться. Они вынуждены уйти. Они должны уйти». [26] Халил Ментеше заявил, что «Талат-бей предложил очистить страну от тех элементов, которые считались способными предать государство». [17]

Нападения на греков начались в марте и апреле 1913 года, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы, направленные Вселенским Патриархатом османским властям на грабежи, захват собственности, произвольные аресты и изгнание. [27] Правительство внимательно наблюдало за процессом, собирая информацию о зачищенных деревнях и планируя переселение туда мусульман. Однако оно сохраняло правдоподобное отрицание , используя двойную систему — отправляя компрометирующие приказы по неофициальным каналам — и отрицая ответственность за последовавшие атаки. [28] Правительство распорядилось охранять пустующие деревни, чтобы предотвратить грабежи, чтобы имущество греков можно было передать предполагаемым получателям - иммигрантам-мусульманам для переселения туда. [29]
Одним из самых жестоких нападений в Западной Анатолии стала резня в Фокее , начавшаяся 12 июня; несколько тысяч греков были вынуждены бежать после систематического разрушения и разграбления их города нерегулярными отрядами башибузуков . [26] До этого нападения многие греки из окрестностей Чакмаклы и Алиаги бежали в Фокею, а другие эмигрировали в Парфени. [30] Жители внутренних районов, таких как Козбейли, Геренкёй и Сёгютчук, оказались под угрозой и также бежали в Фокею. [30] Эта концентрация беженцев, превышающая вместимость гавани, привела к тому, что деревня была окружена, и насилие стало более интенсивным, чем где-либо еще в Западной Анатолии. [31] По оценкам американского консульства в Салониках, в окрестностях Смирны было убито от пятисот до шестисот человек . [32]
В некоторых случаях жестокие антигреческие кампании напрямую координировались с высадкой мусульманских беженцев, которым было поручено изгнать греческое население и захватить их собственность. [33] Десятки тысяч греков бежали на близлежащие острова Эгейского моря , часто на тех же лодках, которые доставляли мусульманских беженцев. [34] По большей части греки не оказывали вооруженного сопротивления, но в Саракее некоторые греки оборонялись до тех пор, пока у них не кончились боеприпасы и они не были убиты; лишь немногим удалось бежать в соседний Менемен , слишком большой город, чтобы нерегулярные войска могли атаковать его. [35] [13] Последующий президент Турции Джелал Баяр координировал высылку. [19] Местная экономика и уровень жизни значительно снизились, поскольку большинство иммигрантов были крестьянами, у которых не было навыков выращивания местных культур, и большая часть собственности была ими разграблена или уничтожена. [34]
Международная политика
[ редактировать ]29 сентября 1913 г., 14 октября 1913 г. и 14 ноября 1913 г. Османская империя заключила соглашения о добровольном обмене населением с Болгарией, Сербией и Грецией соответственно. [36] На основе переговоров в мае между Элефтериосом Венизелосом и Галипом Кемали-беем 1 июля 1914 года было подписано соглашение «О взаимном добровольном обмене турок в Македонии на греков в провинциях Восточной Фракии и Македонии». Это соглашение так и не было ратифицировано. [37] [38] Правительство Османской империи приступило к изгнанию граждан-христиан, не дожидаясь продолжения международных соглашений или переговоров. [39]
Османские власти пытались сохранить в секрете операцию и ответственность CUP за организацию кампании, чтобы предотвратить международное возмущение. [35] Акчам заявляет, что «было приложено максимум усилий, чтобы создать впечатление, что ни одно из этих действий агентов CUP никогда не было связано с государством». [40] Эмигрантам приходилось подписывать документы, подтверждающие, что они уехали добровольно и передали свое имущество османским учреждениям. [41] Иностранные консулы, вопреки отрицаниям Османской империи, сообщили, что кампания террора и изгнания носила систематический характер и координировалась правительством Османской империи, отметив, что в некоторых случаях официальные жандармы . нападения проводили [42] Посольство Османской империи в Париже сообщило, что информация об антигреческой кампании наносит вред империи в европейском общественном мнении, и предложило немедленно прекратить нападения, если эти сообщения правдивы. [43]
Османские власти пытались использовать угрозу этнических чисток, чтобы оказать давление на Грецию, чтобы она отказалась от претензий на острова, захваченные ею во время Второй Балканской войны. [17] Многие наблюдатели в то время считали, что преследования приведут к войне между Грецией и Османской империей. [35] Венизелос заявил, что Греция останется нейтральной в предстоящей Первой мировой войне, если османские греки не будут депортированы и Османская империя не нападет на греческие острова в Эгейском море. CUP согласилась на это и прекратила кампанию этнических чисток. [44] 2 ноября 1914 года Талат объявил об официальном прекращении этой политики, поскольку он пришел к соглашению с Германией, которая не хотела, чтобы Греция присоединилась к Антанте . В этой телеграмме говорилось, что дальнейшие нападения на греков недопустимы. [45] Будет создана комиссия по расследованию событий, которую возглавит Талат-бей, в которую войдут представители нескольких иностранных посольств. [46] После того, как Греция присоединилась к Антанте во время войны, депортации возобновились, организованные генералом Лиманом фон Сандерсом . [46]
Общее количество депортированных людей
[ редактировать ]Общее количество греков, изгнанных из Османской империи, достоверно неизвестно. Историк Танер Акчам оценивает ее в «примерно триста тысяч». [47] в то время как Бьёрнлунд пишет, что «около 150–200 000 османских греков» покинули страну либо принудительно, либо под угрозой насилия. [48] По оценкам Василиоса Мейханецидиса, по меньшей мере 115 000 человек были депортированы из Восточной Фракии в Грецию, 85 000 из Восточной Фракии в центральную Анатолию и еще 150 000 из Западной Анатолии в Грецию. [49]
Связь с геноцидом армян
[ редактировать ]В своих мемуарах посол США Генри Моргентау-старший утверждает, что «турки настолько успешно изгнали греков, что решили применить тот же метод ко всем другим расам в империи». [50] 6 июля 1914 года депутат Османской Греции Эммануил Эммануилидис поднял вопрос о депортации в парламенте Османской империи . Талат объяснил, что мусульманских мигрантов переселили в обезлюдевшие деревни, потому что они бы погибли, если бы их отправили в пустыни Сирии и Ирака — именно туда, куда он отправил депортированных армян год спустя. [51] [52] Историк Ханс-Лукас Кизер пишет, что успех, достигнутый «людьми действия CUP... превзошел все ожидания», и они «могли насладиться сокрушительной победой, достигнутой в тайной войне по внутригосударственным этнорелигиозным линиям». [53] Бьорнлунд заявляет, что предполагаемый «успех» греческой депортации «означал, что еще более радикальные меры можно было рассматривать не только как возможные, но и как еще одно продолжение политики социальной инженерии посредством тюркизации». [54] Историк Тесса Хофманн утверждает, что «депортации в Восточной Фракии являются прототипом всех последующих депортаций христиан». [49]
Многие из одних и тех же боевиков CUP, в том числе Шюкрю Кая , Назим-бей и Мехмед Решид , были замешаны в обоих преследованиях. [54] [55] Акчам описывает депортацию Греции как «пробную попытку геноцида армян ». [56] [50] Он отмечает, что обе операции «якобы проводились под правовой защитой османской демографической политики», однако «неофициальный план был реализован теневой организацией, которая нападала и терроризировала османских христиан». [11] Бьёрнлунд заявляет, что «официальная реакция на события 1914 года указывает на аспекты» отрицания геноцида армян , разработанного CUP и продолжающегося по сей день: «заявление о том, что правительство, когда дело доходило до убийств и преследований, не контролировало местными властями или назначенными бандами убийц, а также попытки контролировать ущерб посредством сокрытия, перекладывания вины и пропаганды». [57] Талат обвинил во всех эксцессах местное правительство Рахми-бея , в то время как правительство Османской империи заявило, что только 1000 греков уехали вопреки воле властей, и «инциденты» были вызваны в равной степени греками и изгоями османских элементов. [58] Крупные депортации анатолийских греков с побережья во внутренние районы произошли во время Первой мировой войны с 1915 года из-за убеждения, что они были пятой колонной , хотя они не подвергались систематическим убийствам, как армяне. [59] [60]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Далегре, Жоэль (2012). «Феликс Сартьо и Фокея, Эски Фоса, Παλαιά Φώκια» . Cahiers balkaniques (на французском языке) (40): 1–11. дои : 10.4000/ceb.874 . ISSN 0290-7402 .
- ^ Озил 2020 , стр. 104–105.
- ^ Jump up to: а б Озил 2020 , с. 111.
- ^ Бьорнлунд 2008 , стр. 45–46.
- ^ Акчам 2012 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б Бьорнлунд 2008 , стр. 50.
- ^ Suny 2015 , стр. 184–185.
- ^ Кизер 2018 , стр. 167.
- ^ Пезо 2017 , с. 70.
- ^ Suny 2015 , стр. 185, 363.
- ^ Jump up to: а б Акчам 2012 , с. 95.
- ^ Фрэнк, Мэтью Джеймс (2017). Делая историю меньшинств: перемещение населения в Европе двадцатого века . Издательство Оксфордского университета. п. 35. ISBN 978-0-19-963944-1 .
Территориальный спор по поводу островов Хиос, Лесбос и Лемнос на севере Эгейского моря, захваченных Грецией во время Первой Балканской войны и до сих пор оспариваемых Османской империей, спровоцировал военно-морскую гонку между двумя государствами.
- ^ Jump up to: а б Солнечный 2015 , с. 211.
- ^ Suny 2015 , стр. 189–190.
- ^ Избиратель 2018 , стр. 133–134, 136, 138, 172.
- ^ Калигян 2017 , с. 95, 98–9
- ^ Jump up to: а б с Качество 2017 , с. 97.
- ^ Пезо 2017 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Гёчек 2015 , с. 208.
- ^ Калигян 2017 , стр. 96–97.
- ^ Акчам 2012 , с. 69.
- ^ Акчам 2012 , с. 68.
- ^ Акчам 2012 , стр. 76–77.
- ^ Георгиос Лиманцакис, доктор философии. Первые разговоры о греко-турецком обмене населением в 1914 году и политические и военные причины этого, Материалы симпозиума по международному обмену, 30 января-1 февраля 2017 г., Кемаль Ары (редактор), Текирдаг, 2017 г. – через www.academia.edu.
- ^ Бьорнлунд 2008 , стр. 45.
- ^ Jump up to: а б Бьёрнлунд 2008 , стр. 47.
- ^ Акчам 2012 , стр. 69–70.
- ^ Акчам 2012 , с. 71.
- ^ Акчам 2012 , стр. 72–73.
- ^ Jump up to: а б Эрол 2016 , с. 164.
- ^ Эрол 2016 , стр. 165–167.
- ^ Акчам 2012 , стр. 84–85.
- ^ Бьорнлунд 2008 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: а б Гёчек 2015 , с. 209.
- ^ Jump up to: а б с Бьорнлунд 2008 , стр. 48.
- ^ Акчам 2012 , стр. 64–65.
- ^ Акчам 2012 , с. 66.
- ^ Пезо 2017 , с. 74.
- ^ Акчам 2012 , стр. 78–79.
- ^ Акчам 2012 , с. XXIV.
- ^ Акчам 2012 , с. 92.
- ^ Акчам 2012 , с. 80.
- ^ Акчам 2012 , с. 82.
- ^ Солнечно 2015 , с. 212.
- ^ Акчам 2012 , стр. 74–75.
- ^ Jump up to: а б Акчам, Танер (2007). Позорный поступок . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 105. ИСБН 978-0-8050-8665-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Акчам 2012 , с. 63.
- ^ Бьорнлунд 2008 , стр. 42, 48.
- ^ Jump up to: а б Мейханецидис 2015 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б Акчам 2012 , с. 94.
- ^ Избиратель 2018 , стр. 179–180.
- ^ Солнечно 2015 , с. 213.
- ^ Кизер 2018 , стр. 178.
- ^ Jump up to: а б Бьёрнлунд 2008 , стр. 51.
- ^ Акчам 2012 , стр. 94–95.
- ^ Калигян 2017 , с. 104.
- ^ Бьёрнлунд 2008 , стр. 49.
- ^ Бьорнлунд 2008 , стр. 49–50.
- ^ Озил 2020 , стр. 111–112.
- ^ Suny 2015 , стр. 212–213.
Источники
[ редактировать ]- Акчам, Танер (2012). Преступление младотурков против человечества: Геноцид армян и этнические чистки в Османской империи . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-15333-9 .
- Бьёрнлунд, Матиас (2008). «Чистка эгейских греков в 1914 году как случай насильственной тюркизации». Журнал исследований геноцида . 10 (1): 41–58. дои : 10.1080/14623520701850286 . S2CID 72975930 .
- Четинкая, Ю. Доган (2014). Младотурки и движение бойкота: национализм, протест и рабочий класс в формировании современной Турции . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-78672-516-5 .
- Эрол, Эмре (2016). Османский кризис в Западной Анатолии: «Прекрасная эпоха» Турции и переход к современному национальному государству . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-85772-820-3 .
- Гёчек, Фатма Мюге (2015). Отрицание насилия: османское прошлое, турецкое настоящее и коллективное насилие против армян, 1789–2009 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-933420-9 .
- Калигян, Дикран (2017). «Конвульсии на закате империи: Фракия, Малая Азия и Эгейское море». В Ширинян, Джордж Н. (ред.). Геноцид в Османской империи: армяне, ассирийцы и греки, 1913-1923 гг . Книги Бергана. стр. 82–104. ISBN 978-1-78533-433-7 .
- Кизер, Ханс-Лукас (2018). Талаат-паша: отец современной Турции, архитектор геноцида . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-8963-1 .
- Разместить резюме в: Кизер, Ханс-Лукас. «Паша, Талат». 1914-1918-онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны .
- Мейханецидис, Василиос Т. (2015). «Геноцид греков Османской империи, 1913–1923 гг.: Всесторонний обзор» . Международное исследование геноцида . 9 (1): 104–173. дои : 10.3138/gsi.9.1.06 . S2CID 154870709 .
- Моррис, Бенни; Зеэви, Дрор (24 апреля 2019 г.). Тридцатилетний геноцид: уничтожение Турцией своих христианских меньшинств, 1894–1924 гг . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-91645-6 .
- Озил, Айше (2020). «В городах Западной Анатолии во время Великой войны: реакция Греции на османский бойкот и принудительное перемещение населения». Не все спокойно на османских фронтах: забытые перспективы глобальной войны, 1914-1918 гг . Эргон-Верлаг. стр. 101–118. ISBN 978-3-95650-778-6 .
- Пезо, Эдвин (2017). «Насилие, вынужденная миграция и демографическая политика». Балканские войны от современного восприятия к исторической памяти . Спрингер. ISBN 978-3-319-44642-4 .
- Суни, Рональд Григор (2015). «Они могут жить в пустыне, но больше нигде»: История геноцида армян . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-6558-1 .
- Разместить резюме в: Суни, Рональд Григор. «Геноцид армян». 1914-1918-онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дундар, Фуат (2010). «Изгнание греков в 1914 году, наблюдения иностранной инспекционной комиссии и фоторепортаж села Сейрек». Социальная история . 189 : 82–86.
- Контогиорги, Элизабет (1994). «Вынужденная миграция, репатриация, исход: на примере православных общин Ганос-Хора и Мириофито-Перистасис в Восточной Фракии» . Балканские исследования . 35 (1): 15–45. ISSN 2241-1674 .
- Мурелос, Джон (2011). «Преследования греков в Османской империи в 1914 году и первая попытка обмена меньшинствами между Грецией и Турцией». Геноцид османских греков: исследования спонсируемой государством кампании истребления христиан Малой Азии, 1912-1922 годы и ее последствий: история, право, память . Аристид Д. Карацас. ISBN 978-0-89241-615-8 .
- Мурелос, Яннис Г. (1985). «Преследования 1914 года и первая попытка обмена меньшинствами между Грецией и Турцией» . Балканские исследования . 26 (2): 389–413. ISSN 2241-1674 .
- Пападопулос, Александр (1919). Преследования греков в Турции накануне европейской войны . Серия «Военный колледж». Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-298-04103-6 .