Битва при Превезе (1911)
Битва при Превезе | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть итало-турецкой войны | |||||||
![]() | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Гвидо Бискаретти ди Руффия | Капитан Тевфик | ||||||
Сила | |||||||
5 эсминцев |
4 торпедных катера 1 вооруженная яхта | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
никто |
~10 убитых 3 торпедных катера потоплены 1 вооруженная яхта захвачена |
- Это сражение не следует путать с битвой при Превезе в 1538 году.
Битва при Превезе была первым морским сражением во время Итало-турецкой войны , которое произошло в Ионическом море 29–30 сентября 1911 года. Бои принимали участие в двух отдельных сражениях: первом у Превезы и втором у Гоменицы. на следующий день. 29 сентября пять итальянских эсминцев столкнулись с парой османских торпедных катеров у порта Превеза и посадили один на мель ; второй скрылся в безопасном месте Превезы. еще два миноносца и вооруженная яхта На следующий день итальянские эсминцы совершили набег на Гоменицу, где на якоре стояли . Итальянцы потопили оба миноносца, а яхту захватили в качестве трофея .
Атаки Италии вызвали значительную напряженность в отношениях с другими европейскими государствами, особенно с Австро-Венгерской империей , которая считала действия Италии дестабилизирующими ситуацию на Балканах . Обеспокоенные тем, что дальнейшие операции в регионе могут привести к более широкой войне, австро-венгры оказали давление на Италию, чтобы она ограничила свои нападения на османские войска Османской Триполитанией . Следующий инцидент, произошедший 5 октября с участием австро-венгерского судна, привел к более сильным австро-венгерским протестам и официальным извинениям со стороны Италии. Этот спор был одним из многих, на которые позже сослалась Италия, когда решила объявить войну Австро-Венгрии в 1915 году во время Первой мировой войны .
Фон
[ редактировать ]

В 1911 году Османский флот содержал небольшой отряд по борьбе с контрабандой из шести торпедных катеров , рассредоточенных вдоль албанского побережья и патрулирующих между Превезой , Гоменицей и Дураццо . [ 1 ] В состав отряда «Превеза» на тот момент входили миноносцы «Токад» , «Анталья» , «Хамидие» и «Альпагот» , вооруженная яхта «Траблус» , а также малые канонерские лодки №9 и №10 . Подразделением командовал Бинбаси (капитан) Тевфик. [ 2 ] В Превезе османы полагались на ряд устаревших укреплений для местной обороны, в том числе те, которые были построены в 1400-х годах. Оборонительные сооружения были вооружены в общей сложности пятью 150-мм (5,9 дюйма) орудиями Круппа и двадцатью полевыми орудиями . Основной крепостью был замок Святого Андрея , построенный в начале 1800-х годов, но переоборудованный современной артиллерией. Его поддерживали замок Святого Георгия и форт Пантократор того же возраста, а также современная батарея береговой артиллерии из двух 210-мм (8,3 дюйма) орудий. [ 3 ]
В течение года напряженность между Османской империей и Италией росла, поскольку последняя искала предлог, под которым она могла бы участвовать в колонизации Северной Африки после вторжения французов в Алжир и Марокко . 27 сентября Италия выдвинула ультиматум об уступке контроля над Триполитанией , который на следующий день правительство Османской империи отклонило. [ 4 ] Надвигающееся состояние войны побудило османское военно-морское командование отдать приказ торпедным катерам в Албании искать убежища в нейтральных австро-венгерских портах дальше на север в Адриатическом море , однако приказы вовремя не дошли до экипажей торпедных катеров. Итальянский принц Луиджи Амедео планировал провести рейд небольшим отрядом эсминцев с целью потопить миноносцы в первые часы конфликта. [ 5 ] Амедео был в то время командиром дивизии инспектора миноносцев, имея чин контр-адмирала . [ 6 ]
Боевой
[ редактировать ]Отец Превеза
[ редактировать ]
Италия официально объявила войну в 15:00 дня 29 сентября. [ 7 ] и Амедео немедленно послал пять эсминцев прочесать албанское побережье; В состав отряда входили Артильере , Корацциер , Фучильер , Дзеффиро и Альпино , и им командовал командующий Гвидо Бискаретти ди Руффиа. Примерно через час после заявления итальянцы заметили пару османских миноносцев — «Токад» и «Анталия» . [ 6 ] [ 7 ] Османские корабли следовали на северо-запад между Превезой и островом Корфу и направлялись в Сингин . [ 4 ]
Итальянцы открыли огонь, и османы, значительно превосходящие по численности, разделились: Токад направился на север, а Анталия бежала на юг обратно в Превезу. Три итальянских эсминца преследовали «Токад» , вытеснив его на берег возле Никополиса, получив тяжелые повреждения из своих 75-мм (3 дюйма) орудий, нанеся пятнадцать попаданий. погибли девять человек На борту «Токада» , включая ее капитана. Тем временем Анталия успешно ускользнула от преследователей и достигла безопасного города Превеза. Османские 210-мм орудия открыли огонь, чтобы прикрыть Анталии отход , выпустив около 76 снарядов, но не поразив итальянские суда. В ходе боя итальянцы выпустили около ста 75-мм снарядов, но нанесли Анталье лишь незначительный ущерб . [ 3 ] [ 4 ] [ 7 ]
После этого 3 октября Амедео предъявил ультиматум османскому командующему обороной города, потребовав от него сдать Анталию и другие османские суда в гавани в течение двадцати четырех часов, иначе он вернется и обстреляет город. [ 7 ] Амедео в это время плыл на борту броненосного крейсера «Веттор Пизани» и сопровождался додредноутным линкором «Аммираглио ди Сен-Бон» . Однако к тому времени иностранные протесты против действий Италии на Балканах вынудили итальянское правительство запретить дальнейшие операции, и Амедео был отозван. [ 8 ]
В Гоменице
[ редактировать ]Не желая пытаться прорваться в защищенную гавань и потопить Анталию , итальянцы направились в Гоменицу, где, как им было известно, находились другие османские суда. Вечером того же дня итальянский офицер из Корацьера сошел на берег, чтобы провести разведку порта. Он наблюдал за местонахождением Альпагота и Хамидие , вернулся на свой корабль и сообщил информацию Бискаретти ди Руффия. Рано утром 30 сентября Артильер , Корацциер и Альпино вошли в Гоменицу; первые два корабля открыли огонь по стоящим на якоре османским торпедным катерам. Османы не смогли открыть ответный огонь, прежде чем были потоплены. [ 9 ] Османские войска в прибрежных укреплениях, защищающих порт, были полностью застигнуты врасплох атакой и не оказали никакой помощи, хотя итальянцы произвели по сооружению семьдесят шесть выстрелов и серьезно повредили его дамбу. [ 7 ]
Тем временем «Альпино» подошел к «Траблусу» , котлы которого ремонтировались, и чья команда попыталась его затопить . Итальянцы взяли ее на абордаж, закрыли забортные краны и оторвали от причала. Пока они работали на борту корабля, османские мирные жители в городе открыли огонь по абордажной группе, что побудило Корацциера обстрелять город, что отогнало стрелков. Затем итальянцы привязали буксирный трос к одному из эсминцев, чтобы захватить Траблус в качестве приза . [ 7 ] [ 10 ] По словам современного автора Уильяма Билера, Корацциер буксировал Траблуса , [ 7 ] в то время как историк Чарльз Стивенсон указывает, что Альпино выполнил задачу. [ 9 ] [ а ] Помолвка длилась около сорока пяти минут. [ 7 ]
Последствия
[ редактировать ]
Действия Италии породили слухи о запланированной высадке десанта в Османской Румелии , которая угрожала дестабилизировать ситуацию на Балканах . Алоис Лекса фон Эренталь , министр иностранных дел Австро-Венгрии , вызвал итальянского посла в Австро-Венгрии, чтобы возразить против операции на Адриатике. Аэренталь охарактеризовал их как «вопиющее нарушение [итальянских] обещаний локализовать войну в Средиземноморье» и пригрозил «серьезными последствиями» за невыполнение их заверений во избежание конфликта на Балканах. [ б ] Аэренталь считал, что Италия провела рейд, чтобы еще больше дестабилизировать Османскую Албанию , которая восставала более года, в попытке получить там влияние. [ 8 ]
Джованни Джолитти , тогдашний премьер-министр Италии , приказал Амедео отказаться от дальнейших операций на Адриатике, поскольку он считал, что дальнейшие провокации могут привести к австро-венгерской оккупации Дураццо. [ 8 ] Кроме того, итальянское правительство решило, что прекращение действий в регионе необходимо, чтобы избежать расширения войны за пределы периферии Османской империи, несмотря на давление со стороны нескольких балканских государств, которые хотели вступить в войну против османов. Итальянское правительство опасалось, что это может создать общеевропейский кризис между великими державами , которого оно стремилось избежать. [ 11 ] Балканская лига , состоящая из Греции, Сербии, Черногории и Болгарии, тем не менее объявила войну Османской империи 18 октября 1912 года, в день, когда Ушиский договор положил конец итало-турецкой войне; это положило начало Первой Балканской войне . [ 12 ]
Несмотря на запрет на дальнейшие нападения на Адриатику, 5 октября 1911 года Артильер , Корразьер и броненосный крейсер «Марко Поло» проинспектировали Сингин, где обнаружили судно под австро-венгерским флагом. Для проверки судна был отправлен абордажный отряд из Артильера , но лодка с людьми попала под обстрел османской артиллерийской батареи. Затем Артильер вступил в артиллерийскую дуэль с укреплением и после сорока пяти минут стрельбы заставил османские орудия замолчать. В ходе боя Артильер израсходовала большую часть боеприпасов, а османские артиллеристы нанесли небольшой урон. Осколками снаряда также был ранен Бискаретти. Инцидент вызвал дальнейшие протесты со стороны Австро-Венгрии, и 7 октября Италия официально извинилась. Австро -венгерский флот направил дивизию линкоров , из Полы на юг в залив Каттаро чтобы оказать дополнительное давление на Италию. Австро-венгерское вмешательство раздражало многих в итальянском правительстве и вооруженных силах, и оно было включено в список оправданий Объявление Антонио Саландрой войны Австро-Венгрии в 1915 году во время Первой мировой войны . [ 13 ]
Османов, со своей стороны, не убедили заверения Италии в том, что война будет локализована в Восточной и Северной Африке, и они приступили к усилению обороны своих европейских и анатолийских городов, особенно Селаника и Измира . Были заложены минные поля , а несколько старых судов были затоплены у входов в гавань в качестве блокировочных кораблей, чтобы не допустить набегов итальянских судов на порты. [ 14 ]
Токад Позже был спасен ВМС Греции после того, как Первая Балканская война привела Превезу под контроль Греции; она была отремонтирована и введена в эксплуатацию как Тотой . Анталия , оставшаяся у Превезы, также была захвачена и сдана в эксплуатацию как Никополис . [ 15 ] Позже Траблус был введен в состав итальянского флота под именем Капитано Верри и служил в этом качестве до 1926 года. [ 16 ]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Билер также утверждает, что инцидент произошел в Превесе, а не в Гоменице. [ 7 ] чему противоречат как Стивенсон, так и историки Бернд Лангензипен и Ахмет Гюлерюз, которые согласны с тем, что это произошло в последнем. [ 9 ] [ 4 ] Тот факт, что Билер не упоминает Анталию во втором сражении, предполагает, что он неправ. [ 7 ]
- ^ Цитируется по Стивенсону. [ 8 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Билер , с. 21.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 194.
- ^ Jump up to: а б Стивенсон , стр. 53–54.
- ^ Jump up to: а б с д Лангензипен и Гюлерюз , с. 15.
- ^ Билер , стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б Стивенсон , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Билер , с. 22.
- ^ Jump up to: а б с д Стивенсон , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с Стивенсон , с. 54.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 15, 170.
- ^ Каккамо , с. 186.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 16, 18.
- ^ Стивенсон , стр. 55–56.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 16.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 156.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 170.
Ссылки
[ редактировать ]- Билер, Уильям Генри (1913). История итало-турецкой войны: 29 сентября 1911 г. — 18 октября 1912 г. Аннаполис: Военно-морской институт США. OCLC 1408563 .
- Каккамо, Франческо (2013). «Глава XI: Османская империя и восточный вопрос». В Мишелетте, Лука; Унгари, Андреа (ред.). Ливийская война 1911–1912 гг . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 175–192. ISBN 978-1-4438-4837-4 .
- Лангензипен, Бернд и Гюлерюз, Ахмет (1995). Османский паровой флот 1828–1923 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-610-1 .
- Стивенсон, Чарльз (2014). Ящик с песком: Итало-Османская война 1911–1912 годов . Тайсхерст: Издательство «Порванный флаг». ISBN 978-0-9576892-2-0 .
38 ° 57'00 ″ с.ш. 20 ° 44'00 ″ в.д. / 38,9500 ° с.ш. 20,7333 ° в.д.