Jump to content

Текст Гебена

(Перенаправлено с TCG Явуз )

Текст Гебена
Текст Гебена
История
Германская империя
Имя Гебен
Тезка Август Карл фон Гебен
Заказал 8 апреля 1909 г.
Строитель Блом и Восс , Гамбург
Заложен 28 августа 1909 г.
Запущен 28 марта 1911 г.
Введен в эксплуатацию 2 июля 1912 г.
Судьба Передан Османской империи 16 августа 1914 г.
Османская империя / Турция
Имя Явуз Султан Селим
Тезка Селим I
Приобретенный 16 августа 1914 г.
Введен в эксплуатацию 16 августа 1914 г.
Выведен из эксплуатации 20 декабря 1950 г.
Переименован Явуз в 1936 году
пораженный 14 ноября 1954 г.
Судьба Списан в 1973 году.
Общие характеристики
Класс и тип Мольтке класса Линейный крейсер
Смещение
Длина 186,6 м (612 футов 2 дюйма)
Луч 29,4 м (96 футов 5 дюймов)
Черновик 9,19 м (30 футов 2 дюйма)
Установленная мощность
Движение
Скорость Расчетная: 25,5 узлов (47,2 км/ч; 29,3 миль в час)
Диапазон 4120 миль (7630 км; 4740 миль) на скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час)
Дополнить
  • 43 офицера
  • 1010 мужчин
Вооружение
Броня

Текст Гебена [ а ] Был вторым из двух типа «Мольтке» линейных крейсеров Императорского флота Германии , спущен на воду в 1911 году и назван в честь немецкого франко-прусской войны ветерана генерала Августа Карла фон Гебена . Вместе со своим однотипным кораблем « Гебен» был похож на предыдущий немецкий линейный крейсер конструкции «Фон дер Танн» , но крупнее, с усиленной бронезащитой и еще двумя главными орудиями в дополнительной башне . Goeben и Moltke были значительно крупнее и лучше бронированы, чем сопоставимый британский Indefatigable класс . [ б ]

Через несколько месяцев после ее ввода в строй в 1912 году «Гебен» вместе с легким крейсером «Бреслау » сформировал немецкую Средиземноморскую дивизию и патрулировал ее во время Балканских войн . После начала Первой мировой войны 28 июля 1914 года Гебен и Бреслау бомбардировали французские позиции в Северной Африке, а затем уклонились от британских военно-морских сил в Средиземноморье и достигли Константинополя . Два корабля были переданы Османской империи 16 августа 1914 года, и Гебен стал флагманом Османского флота под именем Явуз Султан Селим , обычно сокращаемый до Явуз . Бомбардируя российские объекты в Черном море, она втянула Турцию в Первую мировую войну на стороне Германии. корабль действовал в основном против российских войск на Черном море Во время войны , включая несколько безрезультатных боев с российскими линкорами . В январе 1918 года она совершила вылазку в Эгейское море , которая закончилась битвой при Имбросе , где Явуз потопил пару британских мониторов , но сам был сильно поврежден минами .

В 1936 году он был официально переименован в TCG Yavuz («Корабль Турецкой Республики Явуз »); она перевезла останки Мустафы Кемаля Ататюрка из Стамбула в Измит в 1938 году. «Явуз» оставался флагманом ВМС Турции до тех пор, пока не был списан в 1950 году. Он был списан в 1973 году, после того как правительство Западной Германии отклонило приглашение выкупить его у Турции. . Это был последний сохранившийся корабль, построенный Императорским флотом Германии, и самый долгослуживший корабль типа дредноут в любом военно-морском флоте.

Пока немецкая Kaiserliche Marine (Императорский флот) продолжала гонку вооружений с британским Королевским флотом в 1907 году, Reichsmarineamt (Управление Имперского военно-морского флота) рассматривало планы по созданию линейного крейсера, который должен был быть построен в следующем году. Увеличение бюджета подняло возможность увеличения калибра главной батареи с 28-см (11 дюймов) орудий, использовавшихся на предыдущем линейном крейсере SMS Von der Tann , до 30,5 см (12 дюймов), но «Адмирал Альфред фон Тирпиц» , Государственный секретарь ВМФ выступил против увеличения, предпочитая вместо этого добавить пару 28-см орудий. Департамент строительства поддержал это изменение, и в конечном итоге было разрешено строительство двух кораблей 1908 и 1909 годов постройки; Мольтке был первым, за ним следовал Гебен . [ 2 ]

«Гебена » Передняя башня главного калибра

Goeben составляла 186,6 метра (612 футов 2 дюйма) Общая длина , ширина - 29,4 м (96 футов) и осадка - 9,19 м (30 футов 2 дюйма) при полной загрузке. корабля Водоизмещение 22 979 т (22 616 длинных тонн) в нормальном режиме и 25 400 т (25 000 длинных тонн) при полной загрузке . «Гебен» приводился в движение четырьмя «Парсонс» паровыми турбинами , а пар вырабатывался двадцатью четырьмя угольными водотрубными котлами «Шульц-Торникрофт» . Силовая установка имела мощность на валу 51 289 лошадиных сил (38 246 кВт ) и максимальную скорость 25,5 узлов (47,2 км / ч; 29,3 миль в час), хотя на испытаниях она значительно превышала эту скорость. При скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) корабль имел дальность плавания 4120 морских миль (7630 км; 4740 миль). Ее экипаж состоял из 43 офицеров и 1010 рядовых. [ 3 ]

Корабль был вооружен главной батареей из десяти 28-см (11 дюймов) орудий SK L/50, установленных в пяти двухорудийных башнях ; из них один размещался в носовой части, два располагались эшелоном на миделе , а два других находились в суперстрелковой паре в кормовой части. Ее дополнительное вооружение состояло из двенадцати 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L/45, размещенных в отдельных казематах в центральной части корабля. Для защиты от торпедных катеров он нес двенадцать орудий SK L/45 калибра 8,8 см (3,5 дюйма) , также в отдельных установках в носовой части, корме и вокруг передней боевой рубки . Он также был оснащен четырьмя подводными торпедными аппаратами диаметром 50 см (20 дюймов) : один в носовой части, один в корме и по одному на каждом борте . [ 4 ]

Броня корабля состояла из крупповской цементированной стали . Пояс , имел толщину 280 мм (11 дюймов) в цитадели где он закрывал корабельные магазины с боеприпасами и машинные отделения. Ремень сужался до 76 мм (3 дюйма) на обоих концах. Палуба имела толщину от 25 до 76 мм ( от 1 до 3 дюймов) и имела наклон вниз сбоку для соединения с нижним краем ремня. Орудийные башни главного калибра имели грани толщиной 230 мм (9,1 дюйма) и располагались на барбетах такой же толщины. [ 5 ]

История обслуживания

[ редактировать ]
Большой военный корабль бороздит воду, густой черный дым валит из двух центральных дымовых труб.
Goeben парит на полной скорости

Императорский флот заказал Goeben , третий немецкий линейный крейсер, 8 апреля 1909 года под временным названием «H» на верфи Blohm & Voss в Гамбурге, строящийся номер 201. Его киль был заложен 19 августа; Корпус был завершен, и 28 марта 1911 года корабль был спущен на воду. Последовали достроечные работы, и 2 июля 1912 года он был принят в состав ВМС Германии. [ 4 ]

Когда Первая Балканская война в октябре 1912 года разразилась , немецкий генеральный штаб военно-морская средиземноморская дивизия ( Mittelmeer-Division решил, что для проецирования немецкой мощи в Средиземном море необходима ), и поэтому отправил Гебена и легкий крейсер «Бреслау» в Константинополь . Два корабля покинули Киль 4 ноября и прибыли 15 ноября 1912 года. Начиная с апреля 1913 года, Гебен посетил многие средиземноморские порты, включая Венецию, Полу и Неаполь , прежде чем отправиться в албанские воды . После этой поездки Гебен вернулся в Полу и оставался там с 21 августа по 16 октября для технического обслуживания. [ 6 ]

29 июня 1913 года разразилась Вторая Балканская война , и Средиземноморская дивизия осталась в этом районе. 23 октября 1913 года контр- адмирал Вильгельм Сушон командование эскадрой принял . Гебен и Бреслау продолжили свою деятельность в Средиземноморье и до начала Первой мировой войны посетили около 80 портов. [ 6 ] Военно-морской флот планировал заменить Гебен ее сестрой Мольтке , но убийство эрцгерцога Франца Фердинанда Австрийского в Сараево, Босния, 28 июня 1914 года и последующий рост напряженности между великими державами сделали это невозможным. После убийства Сушон понял, что война между центральными державами и Тройственной Антантой неизбежна , и приказал своим кораблям направиться в Полу для ремонта. [ 7 ] Для работы на корабле приехали инженеры из Германии. [ 8 ] Помимо прочего, компания Goeben заменила 4460 котельных труб. По завершении корабли отправились в Мессину. [ 6 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Большой светло-серый военный корабль стоит в гавани, два передних ствола орудий слегка повернуты влево.
Гебен в порту, дата неизвестна.

Погоня за Гебеном и Бреслау

[ редактировать ]

Кайзер Вильгельм II приказал, чтобы в случае войны Гебен и Бреслау либо провели рейды в западном Средиземноморье, чтобы предотвратить возвращение французских войск из Северной Африки в Европу, [ 8 ] или вырваться в Атлантику и попытаться вернуться в немецкие воды, по усмотрению командира эскадры. [ 9 ] 3 августа 1914 года два корабля направлялись в Алжир, когда Сушон получил известие об объявлении войны Франции. Гебен бомбардировал Филиппвиль , Французский Алжир , в течение примерно 10 минут рано утром 3 августа, в то время как Бреслау обстреливал близлежащий Бон , в соответствии с приказом кайзера. [ 10 ] Затем Тирпиц и адмирал Гуго фон Поль передали Сушону секретные приказы, предписывающие ему отплыть в Константинополь, в прямое нарушение инструкций кайзера и без его ведома. [ 9 ]

Поскольку Гебен не мог добраться до Константинополя без угля, Сушон направился в Мессину. Немцы столкнулись с британскими линейными крейсерами HMS Indefatigable и Indomitable , но Германия еще не воевала с Великобританией, и ни одна из сторон не открыла огонь. Британцы повернули вслед за Гебеном и Бреслау , но немецкие корабли смогли обогнать британцев и к 5 августа прибыли в Мессину. Дозаправка в Мессине осложнилась заявлением Италии о нейтралитете 2 августа. Согласно международному праву, боевым кораблям разрешалось находиться в нейтральном порту только 24 часа. [ 10 ] [ 11 ] Сочувствующие итальянские военно-морские власти в порту позволили Гебену и Бреслау оставаться в порту около 36 часов, пока корабли добывали уголь на немецкой угольной шахте . [ 12 ] Несмотря на дополнительное время, запасы топлива у «Гебена » оказались недостаточными для перехода в Константинополь, поэтому Сушон договорился о встрече с другим угольщиком в Эгейском море . [ 10 ] Французский флот остался в западном Средиземноморье, поскольку командующий французским военно-морским флотом в Средиземном море адмирал Лапейрер был убежден, что немцы либо попытаются бежать в Атлантику, либо присоединятся к австрийцам в Поле. [ 13 ]

Довоенная открытка с изображением Гебена

Два корабля Сушона покинули Мессину рано утром 6 августа через южный вход в пролив и направились в восточное Средиземноморье. Два британских линейных крейсера находились на расстоянии 100 миль, а третий, «Инфлексибл» , добывал уголь в Бизерте , Тунис. Единственной британской военно-морской силой, стоявшей на пути Сушона, была 1-я крейсерская эскадра. [ 14 ] в состав которого входили четыре броненосных крейсера «Дефенс» , «Блэк Принс» , «Герцог Эдинбургский» и «Уорриор» под командованием контр-адмирала Эрнеста Трубриджа . [ 15 ] Немцы сначала хитростью направились к Адриатике ; этот шаг ввел в заблуждение Трубриджа, который поплыл, чтобы перехватить их в устье Адриатики. Осознав свою ошибку, Трубридж изменил курс и приказал легкому крейсеру «Дублин» и двум эсминцам начать торпедную атаку на немцев. Бреслау Дозорные заметили корабли, и в темноте она и Гебен ускользнули от преследователей незамеченными. Траубридж прервал погоню рано утром 7 августа, убежденный, что любая атака его четырех старых броненосных крейсеров на «Гебен» , вооруженную ее более крупными 28-сантиметровыми орудиями, будет самоубийственной. [ 16 ] Путь Сушона в Константинополь теперь был ясен. [ 17 ]

«Гебен» пополнила свои угольные бункеры у острова Донуса недалеко от Наксоса . [ 17 ] Во второй половине дня 10 августа два корабля вошли в Дарданеллы . Их встретил османский патрульный катер , который провел их к Мраморному морю . [ 18 ] Чтобы обойти требования нейтралитета, османское правительство предложило передать корабли в его собственность «путем фиктивной продажи». [ 19 ] Прежде чем немцы смогли это одобрить, 11 августа османы объявили, что приобрели корабли за 80 миллионов марок . на официальной церемонии оба корабля были введены в состав ВМС Османской империи 16 августа . 23 сентября Сушон принял предложение командовать турецким флотом. Гебен был переименован в Явуз Султан Селим , а Бреслау был переименован в Мидилли ; их немецкие экипажи носили османскую форму и фески . [ 20 ]

Черноморские операции

[ редактировать ]
Большой военный корабль привязан к причалу в узком водном канале.
Явуз в бухте Истинье на европейском берегу Босфора в Стамбуле .

29 октября Явуз бомбардировал Севастополь в ходе своей первой операции против императорской России , хотя Османская империя еще не воевала с Антантой; Сушон провел операцию по вступлению Турции в войну на стороне Германии. трубу корабля Снаряд диаметром 25,4 см (10 дюймов) попал в кормовую , но не взорвался и причинил незначительный ущерб. [ 21 ] Два других попадания причинили незначительный ущерб. Во время бомбардировки корабль и его сопровождающие прошли через бездействующее российское минное поле. [ 22 ] Возвращаясь в турецкие воды, Явуз наткнулся на российский минный заградитель «Прут» , который затопил себя, имея на борту 700 мин. [ 23 ] В ходе боя сопровождавший российский эсминец «Лейтенант Пушкин» был поврежден двумя Явуза калибра снарядами ПМК 15 см (5,9 дюйма). В ответ на бомбардировку Россия объявила войну 1 ноября, тем самым вынудив Османов к более широкой мировой войне. Франция и Великобритания 3 ноября обстреляли турецкие крепости, охранявшие Дарданеллы, а два дня спустя официально объявили войну. [ 21 ] Из этого боя русские пришли к выводу, что весь Черноморский флот должен оставаться консолидированным, чтобы не смог его разгромить по частям (по одному кораблю) Явуз . [ 24 ]

Явуз в сопровождении Мидилли , 18 ноября перехватил российский Черноморский флот в 17 морских милях (31 км; 20 миль) от побережья Крыма когда он возвращался после бомбардировки Трапезундского острова . Несмотря на полдень, погода была туманной, и ни один из крупных кораблей поначалу не был замечен. Черноморский флот до войны экспериментировал с концентрацией огня нескольких кораблей под управлением одного «хозяина» корабля, и «Евстафий» сдерживал огонь до тех пор, пока Иоанн Златоуст капитан корабля « » не увидел Явуза . Когда наконец были получены артиллерийские команды, они показали дальность более 4000 ярдов (3700 м), что превышает Евстафи собственную оценку в 7700 ярдов (7000 м), поэтому Евстафи открыла огонь, используя свои собственные данные, прежде чем Явуз повернулась, чтобы открыть залп. [ 25 ] Она попала в цель своим первым залпом, когда 12-дюймовый снаряд частично пробил каземат брони, защищавший одно из Явуза 15 -сантиметровых (5,9 дюйма) вспомогательных орудий . Он взорвал часть готовых боеприпасов, вызвав пожар, охвативший каземат и унесший жизни всего артиллерийского расчета. [ 26 ] Всего тринадцать человек были убиты и трое ранены. [ 21 ]

Явуз открыл ответный огонь и попал Евстафи в среднюю воронку; снаряд взорвался после прохождения дымовой трубы и разрушил антенны радиоуправления огнем, так что Евстафий не смог исправить Иоанна Златоуста . неточные данные о дальности полета Остальные российские корабли либо использовали Иоанна Златоуста , неверные данные либо никогда не видели Явуза и не зарегистрировали ни одного попадания. Явуз попал в Евстафи еще четыре раза, но один снаряд не взорвался. [ 26 ] прежде чем Сушон решил разорвать контакт после 14 минут боя. [ 27 ] Четыре попадания из девятнадцати выпущенных 28-см (11 дюймов) снарядов убили 34 человека и ранили 24. [ 28 ]

В следующем месяце, 5–6 декабря, Явуз и Мидилли обеспечивали защиту войсковых транспортов, а 10 декабря Явуз бомбардировал Батум . [ 21 ] 23 декабря Явуз и защищенный крейсер «Хамидие» сопроводили три транспорта в Трапезунд. Возвращаясь 26 декабря из очередной операции по транспортному сопровождению, Явуз подорвался на мине, которая взорвалась под боевой рубкой по правому борту, примерно в одной морской миле от Босфора . [ 29 ] В результате взрыва в корпусе корабля образовалась дыра площадью 50 квадратных метров (540 квадратных футов), но переборка торпеды устояла. Две минуты спустя Явуз подорвался на второй мине с левого борта, прямо перед барбетом крыла главной батареи; в результате этого образовалась дыра площадью 64 квадратных метра (690 квадратных футов). Переборка прогнулась на 30 см (12 дюймов), но сохранила водонепроницаемую защиту внутренней части корабля. Однако корабль затопило около 600 тонн воды. [ 21 ] В Османской империи не было достаточно большого дока, чтобы обслуживать Явуз , поэтому временный ремонт проводился внутри стальных коффердамов , которые откачивались, чтобы создать сухую рабочую зону вокруг поврежденного корпуса. Дыры были заделаны бетоном, который продержался несколько лет, прежде чем потребовались более капитальные работы. [ 29 ]

Все еще поврежденный, Явуз вышел из Босфора 28 января и снова 7 февраля 1915 года, чтобы помочь Мидилли уйти от российского флота; она также освещала возвращение Хамидие . Затем Явуз до мая провел ремонтные работы по устранению повреждений на шахте. [ 29 ] 1 апреля, когда ремонт не был завершен, Явуз покинул Босфор вместе с Мидилли, чтобы прикрыть отход Хамидие и защищенного крейсера Меджидие , который был отправлен для бомбардировки Одессы. Сильные течения, однако, оттеснили крейсера на 15 миль (24 км) на восток к подходам Днепровско-Бугского лимана (залива), ведущего к Николаеву . Когда они плыли на запад после корректировки курса, Меджидие подорвался на мине и затонул, поэтому атаку пришлось прервать. [ 30 ] После того как «Явуз» и «Мидилли» появились у Севастополя и потопили два грузовых парохода, российский флот преследовал их весь день, а после наступления сумерек выделил несколько эсминцев для попытки торпедной атаки. Лишь один эсминец, «Гневный» , смог сократить дистанцию ​​и начать атаку, но промахнулся. Явуз и Мидилли вернулись в Босфор невредимыми. [ 31 ]

Явуз на Босфоре, ок. 1914–1916 гг.

25 апреля, в тот же день, когда союзники высадились в Галлиполи , российские военно-морские силы прибыли к Босфору и подвергли бомбардировке форты, охранявшие пролив. Двумя днями позже Явуз Султан Селим направился на юг, к Дарданеллам, чтобы бомбардировать войска союзников в Галлиполи в сопровождении , который еще не был дредноутом линкора «Тургут Рейс» . Их заметили на рассвете с воздушного змея , когда они занимали позицию. Когда первый 15-дюймовый (380-мм) снаряд дредноута « Куин Элизабет» приземлился неподалеку, Явуз покинул огневую позицию, ближе к скалам, где королева Елизавета не могла с ней поразить. [ 32 ] 30 апреля Явуз предпринял еще одну попытку, но был замечен с дредноута « Лорд Нельсон» , который двинулся в Дарданеллы, чтобы бомбардировать турецкий штаб в Чанаккале . Британскому кораблю удалось произвести всего пять выстрелов, прежде чем Явуз исчез из поля зрения. [ 33 ]

1 мая Явуз отплыл в залив Бейкос на Босфоре после того, как российский флот обстрелял укрепления в устье Босфора. Около 7 мая Явуз отправился от Босфора в поисках русских кораблей до Севастополя, но не нашел ни одного. Из-за нехватки боеприпасов для основного орудия она не стала бомбардировать Севастополь. Возвращаясь утром 10 мая, Явуза дозорные заметили два российских дредноута, «Три святителя» и «Пантелеймон» , и открыли огонь . За первые десять минут ее ударили дважды, хотя серьезных повреждений она не получила. Адмирал Сушон вышел из боя и направился к Босфору, преследуемый русскими легкими силами. [ 34 ] Позже в том же месяце два корабельных 15-см орудия были вывезены на берег и использовались там. [ 4 ] одновременно были сняты четыре 8,8-см орудия в кормовой надстройке. [ 35 ] четыре 8,8-см зенитки . К концу 1915 года на кормовой надстройке установили [ 36 ]

18 июля Мидилли подорвался на мине; корабль набрал около 600 длинных тонн (610 т) воды и больше не мог сопровождать конвои с углем из Зонгулдака в Босфор. Это задание было поручено Явуз , и 10 августа она сопровождала конвой из пяти транспортов с углем, а также Хамидие и трех торпедных катеров . Во время перехода конвой подвергся нападению российской подводной лодки «Тюлен» , которая потопила один из угольщиков. На следующий день Тюлен и еще одна подводная лодка попытались атаковать Явуз , но не смогли выйти на огневую позицию. [ 37 ] Два российских эсминца, «Быстрый» и «Пронзительный» атаковали турецкий конвой, сопровождаемый «Хамидие» , 5 сентября Хамидие и двумя торпедными катерами. 15-см (5,9-дюймовые) орудия сломались во время боя, и турки вызвали Явуз , но она прибыла слишком поздно: турецкие угольщики уже были выброшены на берег, чтобы избежать захвата русскими эсминцами. [ 37 ]

21 сентября Явуз Султан Селим снова был отправлен из Босфора, чтобы отогнать три российских эсминца, атаковавших турецкие угольные суда. Миссии по сопровождению продолжались до 14 ноября, когда подводная лодка «Морж» едва не поразила Явуз двумя торпедами недалеко от Босфора. Адмирал Сушон решил, что риск для линейного крейсера слишком велик, и приостановил систему конвоев. Вместо этого было разрешено только тем кораблям, которые были достаточно быстрыми, чтобы совершить путешествие из Зонгулдака в Константинополь за одну ночь; за пределами Босфора их встретят торпедные катера, чтобы защитить от затаившихся подводных лодок. [ 38 ] К концу лета завершение строительства двух новых российских линкоров-дредноутов, Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая» , еще больше ограничило Явуза . « деятельность [ 39 ]

Несколько мужчин в военной форме, некоторые в турецкой феске, на борту военного корабля; справа большая квадратная орудийная башня.
Кайзер Вильгельм II посещает Явуз во время своего пребывания в Константинополе в октябре 1917 года в качестве гостя султана Мехмеда V , своего союзника в Первой мировой войне .

Адмирал Сушон 8 января отправил Явуза в Зонгулдак, чтобы защитить приближающийся пустой угольщик от находящихся в этом районе российских эсминцев, но русские потопили транспортный корабль до прибытия Явуза . На обратном пути к Босфору Явуз встретил императрицу Екатерину . Два корабля вступили в короткую артиллерийскую дуэль, начавшуюся с дистанции 18 500 метров. Явуз повернула на юго-запад и за первые четыре минуты боя произвела пять залпов из своих главных орудий. Ни один из кораблей не попал ни в один корабль, хотя осколки снарядов от близких попаданий попали в Явуз . [ 40 ] Это был единственный когда-либо произошедший бой между дредноутами на Черном море. [ 41 ] Хотя номинально турецкий линейный крейсер был намного быстрее, чем «Императрица Екатерина» , днище турецкого линейного крейсера было сильно загрязнено, а его гребные валы находились в плохом состоянии. Это затруднило Явузу побег с мощного российского линкора, скорость которого, как сообщалось, достигла 23,5 узлов (44 км/ч; 27 миль в час). [ 42 ] [ с ]

Русские войска добились значительных успехов на территории Османской империи во время Кавказской кампании . Пытаясь предотвратить дальнейшее продвижение российской армии, Явуз 4 февраля срочно перебросил в Трапезунд 429 офицеров и солдат, батарею горной артиллерии, пулеметные и авиационные подразделения, 1000 винтовок и 300 ящиков с боеприпасами. [ 43 ] 4 марта российский флот высадил отряд численностью около 2100 человек вместе с горными орудиями и лошадьми по обе стороны порта Атина . Турки были застигнуты врасплох и вынуждены эвакуироваться. [ 44 ] Еще одна высадка произошла в июне в заливе Кавата, примерно в 5 милях к востоку от Трапезунда. [ 45 ] В конце июня турки контратаковали и прорвались примерно на 20 миль вглубь русских позиций. Явуз и Мидилли провели серию прибрежных операций для поддержки турецких атак. 4 июля «Явуз» обстрелял порт Туапсе , где потопил пароход и моторную шхуну . [ 46 ] Турецкие корабли направились на север, чтобы обойти русских, прежде чем два российских дредноута покинули Севастополь, чтобы попытаться атаковать их. Затем они вернулись к Босфору. [ 47 ] где Явуз стоял в доке для ремонта гребных валов до сентября. [ 48 ]

Дефицит угля продолжал ухудшаться до тех пор, пока адмирал Сушон не был вынужден приостановить операции Явуза и Мидилли до 1917 года. [ 49 ] Рано утром 10 июля 1917 года бомбардировщик Королевской военно-морской воздушной службы Handley Page Type O , летевший из Мудроса , Греция, попытался бомбить Явуз с высоты 800 футов (240 м) восемью 112-фунтовыми (51 кг) бомбами. Он промахнулся, но вместо этого потопил эсминец «Ядигар-и Миллет» , крупнейший корабль, затопленный в воздухе во время Первой мировой войны. [ 50 ] было подписано перемирие между Россией и Османской империей После того, как в декабре 1917 года после большевистской революции , оформленное Брест-Литовским договором в марте 1918 года, уголь снова начал поступать из восточной Турции. [ 51 ]

Явуз в Севастополе , 1918 год.

20 января 1918 года Явуз и Мидилли покинули Дарданеллы под командованием вице-адмирала Хуберта фон Ребер-Пашвица , который сменил Сушона в сентябре прошлого года. Намерением Ребера-Пашвица было отвести военно-морские силы союзников от Палестины для поддержки тамошних турецких войск. [ 51 ] За пределами пролива, в ходе так называемой битвы при Имбросе , Явуз застал врасплох и потопил мониторы «Раглан» и М28 , стоявшие на якоре и не поддерживаемые дредноутами, которые должны были их охранять. Затем Ребер-Пашвиц решил отправиться в порт Мудрос ; до дредноута там британский линкор «Агамемнон» набирал обороты, чтобы атаковать турецкие корабли. [ 52 ] По пути Мидилли подорвался на нескольких минах и затонул; [ 51 ] Явуз также подорвался на трех минах. [ 53 ] Отступая к Дарданеллам и преследуемый британскими эсминцами HMS Lizard и Tigress , [ 54 ] ее намеренно выбросили на берег недалеко от мыса Нагара, недалеко от Дарданелл. [ 51 ] Британцы атаковали Явуз бомбардировщиками 2-го крыла Королевской военно-морской авиации, когда она была приземлена, и дважды поразили ее, но бомбы легкого самолета были недостаточно тяжелыми, чтобы нанести какой-либо серьезный ущерб. Монитор М17 попытался обстрелять Явуз вечером 24 января, но успел произвести всего десять выстрелов, прежде чем отступить, спасаясь от огня турецкой артиллерии. [ 55 ] Подводная лодка Е14 была отправлена ​​на уничтожение поврежденного корабля, но было слишком поздно; [ 56 ] старый бывший немецкий дредноут Тургут Рейс отбуксировал Явуза и вернул его в безопасный Константинополь. [ 57 ] Явуз получил серьезные повреждения; вокруг корпуса снова были построены коффердамы, [ 58 ] ремонт длился с 7 августа по 19 октября. [ 57 ]

Перед проведением ремонтных работ Явуз сопровождал членов Османской комиссии по перемирию в Одессу 30 марта 1918 года, после подписания Брест-Литовского мира, . Вернувшись в Константинополь, в мае она отплыла в Севастополь, где ей почистили корпус и устранили некоторые утечки. 28 июня «Явуз» и несколько эсминцев направились в Новороссийск, чтобы интернировать оставшиеся советские военные корабли, но они уже были затоплены, когда прибыли турецкие корабли. Эсминцы остались, но Явуз вернулся в Севастополь. [ 59 ] 14 июля корабль был поставлен на прикол до конца войны. [ 59 ] Находясь в Севастополе, работники верфи соскребли нагар со днища корабля. Впоследствии Явуз вернулся в Константинополь, где с 7 августа по 19 октября была установлена ​​бетонная перемычка для ремонта одного из трех участков, поврежденных минами. [ 42 ]

2 ноября немецкий военно-морской флот официально передал право собственности на судно правительству Турции. [ 60 ] По условиям Севрского договора между Османской империей и западными союзниками, Явуз должен был быть передан Королевскому флоту в качестве военных репараций, но этого не было сделано из-за турецкой войны за независимость разразившейся немедленно . после окончания Первой мировой войны, когда Греция попыталась захватить территорию у распадающейся Османской империи. После того, как современная Турция вышла из войны победителем, Севрский договор был отменен, и вместо него в 1923 году был подписан Лозаннский договор. По этому договору новая турецкая республика сохранила владение большей частью своего флота, включая Явуз . [ 61 ]

Послевоенная служба

[ редактировать ]
Явуз и два турецких эсминца в проливе Босфор в Стамбуле, вид с авианосца ВМС США Лейте в 1947 году.

В 1920-е годы обязательство переоборудовать Явуз в качестве центрального элемента флота новой страны было единственным постоянным элементом различных выдвигавшихся военно-морских политик. [ 62 ] Линейный крейсер оставался в Измите до 1926 года в запущенном состоянии: [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ] работали только два ее котла, она не могла ни управлять рулем, ни парить, и у нее все еще оставались два неотремонтированных шрама от повреждения на шахте в 1918 году. ) плавучий док из Германии, так как «Явуз» нельзя было никуда отбуксировать без риска его затопления в бурном море. [ 66 ] В декабре 1926 года с французской компанией Atelier et Chantiers de St. Nazaire-Penhöet был заключен контракт на надзор за последующим ремонтом, который проводился военно-морской верфью Gölcük . [ 64 ] Работа продолжалась три года (1927–1930); оно было отложено из-за того, что несколько отсеков дока обрушились во время откачки. «Явуз» был слегка поврежден, прежде чем его удалось снять с мели, и док пришлось отремонтировать, прежде чем можно было начать ремонтные работы. В результате расследования министр морской пехоты Ихсан-бей (Ихсан Эрьявуз) был признан виновным в растрате. [ 66 ]

Другие задержки были вызваны обвинениями в мошенничестве, в результате которых было упразднено Морское министерство. Начальник штаба турецких вооруженных сил маршал Февзи выступил против строительства военно-морского флота и замедлил все программы строительства военно-морского флота после обвинений в мошенничестве. Интенсивная работа над линейным крейсером началась только после того, как ВМС Греции провели крупномасштабные военно-морские учения у берегов Турции в сентябре 1928 года, и турецкое правительство почувствовало необходимость противостоять военно-морскому превосходству Греции. [ 67 ] Турки также заказали у итальянских верфей четыре эсминца и две подводные лодки. [ 68 ] Правительство Греции предложило 10-летний «каникул» от строительства военно-морского флота по образцу Вашингтонского договора, когда оно узнало, что Явуз должен быть снова введен в строй, хотя оно оставило за собой право построить два новых крейсера. Правительство Турции отвергло это предложение и заявило, что корабль предназначался для противодействия растущей силе советского военно-морского флота на Черном море. [ 69 ]

В ходе ремонта повреждения мины были устранены, [ 53 ] ее водоизмещение было увеличено до 23 100 т (22 700 длинных тонн), а корпус немного переработан. Ее длина уменьшилась на полметра, но ее ширина увеличилась на 10 см (4 дюйма). «Явуз» был оснащен новыми котлами и французской системой управления огнем орудий главного калибра. Два из 15-см орудий были сняты с казематных позиций. [ 63 ] Ее бронезащита не была модернизирована с учетом уроков Ютландской битвы , и над магазинами у нее было всего 2 дюйма (5,1 см) брони. [ 65 ] Явуз был повторно введен в строй в 1930 году, возобновив свою роль флагмана ВМС Турции. [ 70 ] и показала лучшие результаты, чем ожидалось, в гонках на скорость; ее последующие испытания по стрельбе и управлению огнем также прошли успешно. Четыре эсминца, необходимые для защиты линейного крейсера, поступили на вооружение в период с 1931 по 1932 год; их характеристики никогда не соответствовали проектным характеристикам. [ 71 ] В ответ на Явуза возвращение в строй Советский Союз в конце 1929 года перевел с Балтики линкор «Парижская коммуна» и легкий крейсер «Профинтерн», чтобы гарантировать сохранение паритета Черноморского флота с ВМС Турции. [ 68 ] Правительство Греции также отреагировало заказом двух эсминцев. [ 72 ]

В 1933 году она отвезла премьер-министра Исмета Инёню из Варны в Стамбул, перевезла шаха Ирана из Трапезунда в Самсун . а в следующем году [ 70 ] Явуз Султан Селим официально сократила свое имя до Явуз Султан в 1930 году, а затем до Явуз в 1936 году. [ 73 ] Еще один короткий ремонт был проведен в 1938 году, и в ноябре того же года он перевез останки Мустафы Кемаля Ататюрка из Стамбула в Измит. [ 63 ] [ 64 ] Он и другие корабли военно-морского флота были признаны британским военно-морским атташе устаревшими к 1937 году, отчасти из-за их некачественного зенитного вооружения, но в 1938 году турецкое правительство начало планировать расширение сил. [ 74 ] По этим планам надводный флот должен был состоять из двух 10-тысячных крейсеров и двенадцати эсминцев. «Явуз» будет сохраняться до тех пор, пока в 1945 году не будет сдан в строй второй крейсер, а флот должен был построить корабль водоизмещением 23 000 тонн в период с 1950 по 1960 год. Программа военно-морского строительства не была реализована, поскольку иностранные верфи, которые должны были строить корабли, сосредоточились на строительстве кораблей. нужды своих стран в преддверии Второй мировой войны . [ 75 ]

в Пропеллер Явуза военно - Стамбульском морском музее

Явуз оставался на вооружении на протяжении всей Второй мировой войны, но Турция сохраняла нейтралитет во время конфликта. Явуз находился в Гёльчуке, защищенном торпедными сетями и усиленными зенитными подразделениями. С корабля сняли главную мачту, чтобы затруднить определение курса. [ 76 ] В ноябре 1939 года он и «Парижская коммуна» были единственными крупными кораблями в Черноморском регионе, а журнал Life сообщил, что «Явуз» превосходил советский корабль, поскольку последний находился в плохом состоянии. [ 77 ] В 1941 году ее зенитная батарея была усилена до четырех 88-мм (3,5 дюйма) орудий, десяти 40-мм (1,6 дюйма) орудий и четырех 20-мм (0,79 дюйма) орудий. Позже их число было увеличено до двадцати двух 40-мм орудий и двадцати четырех 20-мм орудий. [ 63 ] для размагничивания для защиты от магнитных мин. В 1943 году на борту корабля (и нескольких других турецких военных кораблей) было установлено оборудование [ 78 ]

5 апреля 1946 года американский линкор « Миссури» , лёгкий крейсер «Провиденс » и эсминец « Пауэр» прибыли в Стамбул, чтобы вернуть останки турецкого посла Мюнира Эртегюна . [ 79 ] Явуз приветствовала корабли в Босфоре, где она и Миссури обменялись салютами из 19 орудий. [ 80 ] После 1948 года корабль стоял либо в Измите, либо в Измите. [ 63 ] или Гельчук . [ 64 ] Корабль продолжал участвовать в ежегодных маневрах флота, которые проводились каждый сентябрь до 1950 года. [ 78 ] Выведен из боевой службы 20 декабря 1950 года и исключен из списков ВМФ 14 ноября 1954 года. [ 63 ] [ 64 ] Когда в 1952 году Турция вступила в НАТО , кораблю был присвоен бортовой номер B70. [ 81 ] Хотя корабль был исключен из военно-морского реестра, он продолжал использоваться в качестве стационарного штаба Командования боевого флота и Командования минного флота до 1960 года. [ 78 ]

турецкое правительство предложило продать корабль правительству Западной Германии В 1963 году в качестве корабля-музея , но предложение было отклонено. [ 63 ] Не в силах позволить себе расходы на сохранение самого корабля, [ 78 ] Турция продала корабль MKE Seyman в 1971 году на слом . [ 64 ] Его отбуксировали к гидромолотам 7 июня 1973 года, а работы завершились в феврале 1976 года. [ 63 ] [ 64 ] К моменту утилизации он был последним дредноутом, существовавшим за пределами США. [ 82 ] Это был последний сохранившийся корабль, построенный Императорским флотом Германии, и самый долгослуживший корабль типа дредноут в любом военно-морском флоте. [ 83 ] Сохранилось несколько частей корабля, в том числе три его винта (которые были отправлены Военно-морскому командованию и в Стамбульский военно-морской музей ) и фок-мачта (которая была размещена в военно-морской академии). [ 78 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества» на немецком языке.
  2. ^ Корабли класса Indefatigable водоизмещением 22 100 т (21 800 длинных тонн; 24 400 коротких тонн) при полной загрузке по сравнению с 25 400 т (25 000 длинных тонн; 28 000 коротких тонн) для класса Moltke . Корабли класса Indefatigable имели бронепояс толщиной 4–6 дюймов (100–150 мм), а Мольтке пояс имел толщину 11–3 дюйма (279–76 мм). [ 1 ]
  3. Лангензипен и Гюлерюз не упоминают об этой помолвке.
  1. ^ Гардинер и Грей , стр. 26, 152.
  2. ^ Персонал , стр. 11–12.
  3. ^ Грёнер , стр. 54–55.
  4. ^ Jump up to: а б с Персонал , с. 12.
  5. ^ Грёнер , с. 54.
  6. ^ Jump up to: а б с Персонал , с. 18.
  7. ^ Персонал , стр. 15, 18.
  8. ^ Jump up to: а б Халперн , с. 51.
  9. ^ Jump up to: а б Хервиг , с. 153.
  10. ^ Jump up to: а б с Халперн , с. 52.
  11. ^ Вторая Гаагская конвенция, раздел 13 .
  12. ^ Беннетт , с. 31.
  13. ^ Халперн , стр. 55–56.
  14. ^ Беннетт , с. 33.
  15. ^ Беннетт , с. 27.
  16. ^ Беннетт , стр. 33–34.
  17. ^ Jump up to: а б Халперн , с. 56.
  18. ^ Беннетт , стр. 35–36.
  19. ^ Гамильтон и Хервиг , с. 164.
  20. ^ Халперн , стр. 57–58.
  21. ^ Jump up to: а б с д и Персонал , с. 19.
  22. ^ Маклафлин , с. 122.
  23. ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 44.
  24. ^ Халперн , с. 227.
  25. ^ Маклафлин , стр. 127–128.
  26. ^ Jump up to: а б Маклафлин , с. 131.
  27. ^ Маклафлин , стр. 129–130.
  28. ^ Маклафлин , стр. 131, 133.
  29. ^ Jump up to: а б с Халперн , с. 228.
  30. ^ Nekrasov , pp. 51–52.
  31. ^ Халперн , с. 231.
  32. ^ Корбетт , с. 359.
  33. ^ Корбетт , с. 370.
  34. ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 47–48.
  35. ^ Кэмпбелл , с. 23.
  36. ^ Брайс , с. 276.
  37. ^ Jump up to: а б Халперн , с. 234.
  38. ^ Халперн , с. 235.
  39. ^ Халперн , с. 236.
  40. ^ Халперн , с. 237.
  41. ^ Шпильки , с. 23.
  42. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл , с. 26.
  43. ^ Халперн , с. 241.
  44. ^ Халперн , с. 240.
  45. ^ Халперн , стр. 243–244.
  46. ^ Халперн , стр. 244–245.
  47. ^ Халперн , с. 245.
  48. ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 51.
  49. ^ Халперн , с. 248.
  50. ^ Нофи , с. 30.
  51. ^ Jump up to: а б с д Халперн , с. 255.
  52. ^ Бакстон , стр. 36–37.
  53. ^ Jump up to: а б Гардинер и Грей , с. 152.
  54. ^ Бакстон , с. 38.
  55. ^ Хоунам-Мик и др .
  56. ^ Халперн , стр. 255–256.
  57. ^ Jump up to: а б Персонал , с. 20.
  58. ^ Халперн , с. 256.
  59. ^ Jump up to: а б Лангензипен и Гюлерюз , с. 54.
  60. ^ Халперн , с. 258.
  61. ^ Гардинер и Грей , с. 388.
  62. ^ Гювенч и Барлас , с. 7.
  63. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гардинер и Грей , с. 391.
  64. ^ Jump up to: а б с д и ж г Уитли , с. 241.
  65. ^ Jump up to: а б Стоит , с. 271.
  66. ^ Jump up to: а б Брайс , с. 277.
  67. ^ Барлас и Гювенч , с. 152.
  68. ^ Jump up to: а б Ровер и Монаков , с. 30.
  69. ^ Гювенч и Барлас , с. 10.
  70. ^ Jump up to: а б Брайс , с. 278.
  71. ^ Гювенч и Барлас , стр. 19–20.
  72. ^ Барлас и Гювенч , с. 155.
  73. ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 142.
  74. ^ Дерингил , с. 35.
  75. ^ Гювенч и Барлас , стр. 27–28.
  76. ^ Атмака , с. 200.
  77. ^ Элиот .
  78. ^ Jump up to: а б с д и Атмака , с. 201.
  79. ^ Стиллвелл , стр. 99–101.
  80. ^ Стиллвелл , с. 102.
  81. ^ Стертон , с. 147.
  82. ^ Уиллмотт , с. 220.
  83. ^ Хаф , с. 91.
  • Атмака, Гекхан (2018). «Линейный крейсер Явуз Султан Селим (бывший Гебен, 1911 г.)». Тейлор, Брюс (ред.). Мир линкора: жизнь и карьера двадцати одного крупного корабля ВМС мира, 1880–1990 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-0-87021-906-1 .
  • Барлас, Д. Лек и Гювенч, Серхат (2002). «Построить военно-морской флот с помощью противника: итало-турецкая торговля военно-морским оружием, 1929–32». Ближневосточные исследования . 38 (4). Лондон: Тейлор и Фрэнсис: 143. doi : 10.1080/714004485 . ISSN   1743-7881 . S2CID   144043689 .
  • Беннетт, Джеффри (2005). Морские сражения Первой мировой войны . Барнсли: Военная классика Pen & Sword. ISBN  978-1-84415-300-8 .
  • Брайс, Мартин Х. (1969). «SMS Goeben / TNS Yavuz: самый старый из существующих дредноутов - ее история и технические подробности». Военный корабль Интернешнл . VI (4). Толедо: Клуб военно-морских рекордов: 272–279.
  • Бакстон, Ян (2008). Мониторы Big Gun: проектирование, конструкция и эксплуатация 1914–1945 (2-е, исправленное и расширенное изд.). Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-045-0 .
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). Боевые крейсеры . Специальный военный корабль. Том. 1. Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-130-4 .
  • Корбетт, Джулиан (1997) [1929]. Военно-морские операции . История Великой войны: На основе официальных документов. Том. II (перепечатка второго изд. 1929 г.). Лондон и Нэшвилл: Имперский военный музей совместно с Battery Press. ISBN  978-1-870423-74-8 .
  • Дерингил, Селим (2004). Внешняя политика Турции во время Второй мировой войны: «активный» нейтралитет . Монографии LSE по международным исследованиям. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-52329-5 .
  • Элиот, Джордж Филдинг (6 ноября 1939 г.). «Турция оседлала Дарданеллы» . Жизнь . Time Inc. ISSN   0024-3019 . Проверено 17 февраля 2010 г.
  • Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1986). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Гювенч, Серхат и Барлас, Дилек (2003). «Флот Ататюрка: определяющие факторы военно-морской политики Турции, 1923–38». Журнал стратегических исследований . 26 (1). Лондон: Routledge: 1. doi : 10.1080/01402390308559306 . ISSN   1743-937X . S2CID   154113770 .
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-352-7 .
  • Гамильтон, Ричард Ф. и Хервиг, Хольгер Х. (2005). Решения о войне, 1914–1917 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-51119-678-2 .
  • Хервиг, Хольгер Х. (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN  978-1-57392-286-9 .
  • Хаф, Ричард (2003). Дредноут: история современного линкора . Корнуолл: Пензанс. ISBN  978-1-904381-11-2 .
  • Хаунам-Мик, RSS; и др. (2000). «Вопрос 3/99: Гибель немецкого легкого крейсера Бреслау». Военный корабль Интернешнл . XXXVII (1). Толедо: Международная организация военно-морских исследований: 92–95. ISSN   0043-0374 .
  • Лангензипен, Бернд и Гюлерюз, Ахмет (1995). Османский паровой флот 1828–1923 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-610-1 .
  • Маклафлин, Стивен (2001). «Предредноуты против дредноута: бой у мыса Сарыч, 18 ноября 1914 года». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2001–2002 гг . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 117–140. ISBN  978-0-85177-901-0 .
  • Некрасов, Георгий (1992). Север Галлиполи: Черноморский флот в войне 1914–1917 гг . Восточноевропейские монографии. Том. CCCXLIII. Боулдер: Восточноевропейские монографии. ISBN  978-0-88033-240-8 .
  • Нофи, Альберт А. (2010). Готовить флот к войне: проблемы флота ВМС США, 1923–1940 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Военно-морского колледжа. ISBN  978-1-884733-87-1 .
  • Ноппен, Райан К. (20 июля 2015 г.). Военные корабли Османского флота 1914–18 . Издательство Блумсбери. ISBN  978-1-4728-0620-8 .
  • Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина: советская военно-морская стратегия и программы кораблестроения, 1935–1953 гг . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-7146-4895-8 .
  • «Вторая Гаагская конвенция, раздел 13» . avalon.law.yale.edu. 18 октября 1907 года . Проверено 2 июня 2012 г.
  • Персонал, Гэри (2006). Немецкие линейные крейсеры: 1914–1918 гг . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN  978-1-84603-009-3 .
  • Стиллвелл, Пол (1996). Линкор Миссури: иллюстрированная история . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-780-8 .
  • Стертон, Ян, изд. (1987). Конвея «Все линкоры мира: с 1906 года по настоящее время» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-448-0 .
  • Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-184-4 .
  • Уиллмотт, HP (2002). Линкор . Лондон: Cassell Military. ISBN  978-0-304-35810-6 .
  • Стоит, Ричард (2001). Флоты Второй мировой войны . Кембридж: Да Капо Пресс. ISBN  978-0-306-81116-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Брейер, Зигфрид (1997). флот и его большие крейсеры ( Императорский на немецком языке). Вёльферсхайм: Podzun-Pallas Verlag. ISBN  978-3-7909-0603-5 .
  • Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-5267-4198-1 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eb9ffebf81e34b63e0357d8a34818904__1710405840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/04/eb9ffebf81e34b63e0357d8a34818904.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Goeben - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)