СМ У-5 (Австро-Венгрия)
![]() У-5 , на испытаниях
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | СМ У-5 |
Заказал | 1906 [ 2 ] |
Строитель | Уайтхед и Ко , Фиуме [ 1 ] |
Заложен | 9 апреля 1907 г. [ 3 ] |
Запущен | 10 февраля 1909 г. [ 1 ] |
Спонсор | Агата Уайтхед [ 4 ] |
Введен в эксплуатацию | 1 апреля 1910 г. [ 3 ] |
Судьба | Передан Италии в качестве военной репарации и сдан на слом, 1920 г. [ 5 ] |
Послужной список | |
Командиры: |
|
Победы: | |
Общие характеристики | |
Класс и тип | У-5 Подводная лодка класса |
Смещение |
|
Длина | 105 футов 4 дюйма (32,11 м) [ 1 ] |
Луч | 13 футов 9 дюймов (4,19 м) [ 1 ] |
Черновик | 12 футов 10 дюймов (3,91 м) [ 1 ] |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Дополнить | 19 [ 1 ] |
Вооружение |
|
SM U-5 или UV была головной лодкой класса U-5 , или подводных лодок подводных лодок построенных и эксплуатируемых ВМС Австро-Венгрии ( нем . Kaiserliche und Königliche Kriegsmarine, KuK Kriegsmarine ) до и во время Первой мировой войны. . Подводная лодка была построена в рамках плана оценки зарубежных проектов подводных лодок и была первой из трех лодок этого класса, построенных компанией Whitehead & Co. из Фиуме по проекту ирландца Джона Филипа Холланда .
U-5 была заложена в апреле 1907 года и спущена на воду в феврале 1909 года. Подводная лодка с двойным корпусом имела длину чуть более 105 футов (32 м) и водоизмещение от 240 до 273 метрических тонн (от 265 до 301 короткой тонны), в зависимости от того, всплывала ли она на поверхность. или погруженный. Конструкция U-5 имела недостаточную вентиляцию, а выхлопы ее сдвоенных бензиновых двигателей часто приводили к отравлению экипажа. Лодка была введена в состав австро-венгерского флота в апреле 1910 года и служила учебной лодкой — иногда совершая до десяти круизов в месяц — до начала Первой мировой войны в 1914 году.
Большую часть своих военных успехов подводная лодка добилась в первый год войны, находясь под командованием Георга Риттера фон Траппа . Французский броненосный крейсер «Леон Гамбетта» , затонувший в апреле 1915 года, был крупнейшим кораблем, потопленным U-5 . Потопление итальянского военно-транспортного корабля SS Principe Umberto в июне 1916 года с потерей 1926 человек стало крупнейшей военно-морской катастрофой Первой мировой войны с точки зрения человеческих жизней. В мае 1917 года U-5 подорвалась на мине и затонула, потеряв шесть человек. Его подняли, перестроили и снова ввели в строй, но больше кораблей не топили. В конце войны U-5 была передана Италии в качестве военной репарации и списана на слом в 1920 году. Всего U-5 потопила три корабля общим водоизмещением 7929 брутто-регистровых тонн (брт) и 12641 тонну.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]U-5 была построена в рамках плана ВМС Австро-Венгрии по конкурсной оценке проектов иностранных подводных лодок компаний Simon Lake , Germaniawerft и John Philip Holland . [ 8 ] Австро-Венгерский флот разрешил строительство U-5 (и родственного корабля U-6 ) в 1906 году компанией Whitehead & Co. из Фиуме . [ 2 ] Лодка была спроектирована американцем Джоном Филипом Холландом и лицензирована Холландом и его компанией Electric Boat . [ 1 ] U-5 был заложен 9 апреля 1907 года в Соединенных Штатах, частично собран и отправлен на завод Уайтхеда для окончательной сборки, процесс, который, как отмечает автор Эдвин Сич, «вызвал много проблем». [ 3 ] Он был спущен на воду в Фиуме 10 февраля 1909 года Агатой Уайтхед. [ 1 ] [ 4 ] [ Примечание 1 ] и отбуксирован в Полу 17 августа. [ 3 ]
U-5 имела Конструкция однокорпусный корпус каплевидной формы , который очень напоминал современные атомные подводные лодки. [ 3 ] Она имела длину 105 футов 4 дюйма (32,11 м), ширину 13 футов 9 дюймов (4,19 м) футов 12 и осадку 10 дюймов (3,91 м). Его водоизмещение 240 метрических тонн (260 коротких тонн) в надводном положении и 273 метрических тонны (301 короткая тонна) в подводном положении. [ 7 ] Ее два 45-сантиметровых (17,7 дюйма) носовых торпедных аппарата в форме клеверного листа имели уникальные люки , которые вращались вокруг центральной оси. [ 3 ] и лодка была рассчитана на перевозку до четырех торпед . [ 7 ] Для надводного хода У-5 был оснащен двумя бензиновыми двигателями , но имел недостаточную вентиляцию, что приводило к частому отравлению экипажа; [ 8 ] ее подводное движение осуществлялось двумя электродвигателями . [ 7 ] U -5 была названа Агатой Уайтхед 10 февраля 1909 года. [ 9 ] [ 10 ]
Служебная карьера
[ редактировать ]У-5 была принята в состав ВМС Австро-Венгрии 1 апреля 1910 года. [ 3 ] под командованием линейного лейтенанта Урбана Пассерара. [ 6 ] В течение следующих трех лет она служила в основном учебной лодкой, совершая до десяти тренировочных круизов в месяц. 1 мая 1911 года она приняла делегацию офицеров ВМС Перу , которая ее осмотрела. В июне 1912 года она буксировала воздушный шар в рамках усилий по оценке подводной видимости схем окраски корпуса. [ 3 ]
В начале Первой мировой войны U -5 была одной из четырех полностью боеспособных подводных лодок австро-венгерского военно-морского флота. [ 11 ] Первоначально он размещался на базе подводных лодок на Бриони был переведен в Каттаро . , но к концу 1914 года [ 12 ] U-5 предприняла неудачную атаку на эскадру французских линкоров у Пунта-Стило 3 ноября . В декабре вооружение корабля было дополнено скорострельной палубной пушкой калибра 3,7 см/23 (1,5 дюйма) и на нем был установлен первый радиоприемник. [ 5 ] В апреле 1915 года Георг Риттер фон Трапп принял командование U-5 . [ 6 ] а в следующем месяце возглавил лодку, потопившую французский броненосный крейсер «Леон Гамбетта» у Санта-Мария-ди-Леука . [ 5 ] В ночь на 26 апреля Леон Гамбетта патрулировал пролив Отранто на медленной скорости 6,5 узлов (12,0 км/ч) без прикрытия эсминца . U-5 выпустила по французскому крейсеру две торпеды, попав обеими. Корабль был потрясен взрывами двух торпед и затонул через десять минут, унеся с собой весь состав офицеров, включая контр-адмирала Виктора Баптистена Сенеса . [ 13 ] [ 14 ] Из состава французского корабля в результате нападения погибло 648 человек; [ 5 ] выжило 137 человек. [ 15 ] «Леон Гамбетта» был самым большим кораблем, потопленным U-5 . [ 16 ]
В июне U-5 помогла найти потерянный австро-венгерский гидросамолет L 41 , а в июле получила модернизацию своей палубной пушки до пушки QF калибра 4,7 см (1,9 дюйма). [ 5 ] В начале августа U-5 была отправлена из Лиссы , когда австро-венгерский флот получил сообщение от самолета-разведчика о том, что у Пелагосы была замечена итальянская подводная лодка . [ 17 ] Утром 5 августа итальянская подводная лодка «Нереида» находилась в надводном положении, пришвартованная под скалой в гавани острова. [ 18 ] Когда U-5 всплыла недалеко от берега, «Нереиды » командир , капитан корветты Карло дель Греко, отошел от строя и маневрировал, чтобы выстрелить в лодку фон Траппа. Нереида выпустила одну торпеду по U-5, но она промахнулась, после чего дель Греко приказал затопить свою лодку. U-5 выстроила выстрел и выпустила одиночную торпеду по медленно погружающейся цели, поразив ее и отправив на дно всеми руками. [ 19 ] [ Примечание 2 ] За свои действия итальянский капитан получил Золотую медаль за военную доблесть . [ 20 ] В конце августа U-5 захватила водоизмещением 1034 брт греческий пароход «Цефалония» в качестве приза у Дураццо . [ 5 ] В конце ноября Фридрих Шлоссер сменил фон Траппа на посту U-5 . командира [ 6 ]
Шлоссер и U-5 предприняли неудачную атаку на итальянский «Индомито» эсминец класса лодке удалось торпедировать итальянский вооруженный торговый крейсер «Принчипе Умберто» у мыса Лингетта . 7 июня 1916 года, но на следующий день [ 5 ] Согласно современным данным, «Принсипи Умберто» и два других корабля перевозили войска и технику под конвоем двух эсминцев. [ 21 ] После попадания торпеды Принсипи Умберто быстро затонул, потеряв 1750 человек. [ 5 ] [ 21 ] Principe Umberto был последним кораблем, сбитым U-5 . [ 16 ]
16 мая 1917 года U-5 совершала тренировочный поход по проливу Фасана недалеко от Пулы, когда ее корма подорвалась на мине . Лодка затонула на глубине 36 метров (118 футов), погибли 6 из 19 человек на борту. С 20 по 24 мая подводная лодка была поднята и до ноября прошла ремонт. В ходе ремонта была добавлена новая боевая рубка и снова модернизирована палубная пушка, на этот раз до пушки калибра 7,5 см/30 (3,0 дюйма). [ 5 ] По завершении У-5 была вновь принята в строй, [ 5 ] но больше не добился военных успехов. [ 16 ] За свою карьеру U-5 потопила в общей сложности три корабля общим водоизмещением 7929 брт и 12641 тонну. [ 16 ] После окончания войны U-5 была переведена в Венецию , где прошла проверку британскими военными комиссиями. [ 5 ] Позже U-5 был передан Италии в качестве военной репарации в 1920 году и списан. [ 1 ]
Краткое изложение истории рейдов
[ редактировать ]Дата | Имя | Национальность | Тоннаж [ Примечание 3 ] | Судьба [ 22 ] |
---|---|---|---|---|
27 апреля 1915 г. | Леон Гамбетта | ![]() |
12,416 | затонул |
5 августа 1915 г. | Нереида | ![]() |
225 | затонул |
29 августа 1915 г. | Кефалония | ![]() |
1,034 | Захвачен в качестве приза |
8 июня 1916 г. | Принц Умберто | ![]() |
7,929 | затонул |
Галерея
[ редактировать ]-
видел на довоенной открытке
-
СМУ-5 пролетает мимо острова Бриони в начале Первой мировой войны.
-
СМУ-5 с новым палубным орудием 1915 г.
-
Георг Риттер фон Трапп на мосту
-
СМУ-5 в Которской гавани
-
75-мм палубная пушка
Галерея жертв
[ редактировать ]-
U-5 потопила французский крейсер «Леон Гамбетта» в апреле 1915 года с большими человеческими жертвами.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Агата Уайтхед, внучка Роберта Уайтхеда , впервые встретила своего будущего мужа Георга Риттера фон Траппа на церемонии запуска; Позже фон Трапп стал U-5 . самым успешным командиром См.: Берковиц, с. 82, примечание 1.
- ↑ Стерн (стр. 40) сообщает, что 20 человек были убиты, когда Нереида упала; Сиехе (стр. 22) сообщает о потере 17 человек.
- ^ Тоннаж торговых судов указан в брутто-регистровых тоннах . Военные суда указаны по водоизмещению в тоннах .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Гардинер, с. 343.
- ^ Jump up to: а б Гибсон и Прендергаст, с. 384.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сьехе, с. 21.
- ^ Jump up to: а б Берковиц, с. 82, примечание 1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Сьехе, с. 22.
- ^ Jump up to: а б с д и Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: КУК Ю5» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 24 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сьехе, с. 17.
- ^ Jump up to: а б Гардинер, с. 340.
- ^ «Звуки музыкальной истории» . www.washingtonoes.org . Архивировано из оригинала 24 октября 2019 года.
- ^ «G&A | Георг и Агата» .
- ^ Гардинер, с. 341.
- ^ Болезнь, стр. 21–22.
- ^ «Вена подтверждает катастрофу. Лейтенант фон Трапп командует подводной лодкой, потопившей крейсер. Французский военный корабль затонул. 552 человека погибли» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 29 апреля 1915 года . Проверено 16 ноября 2009 г.
- ^ Гибсон и Прендергаст, с. 69.
- ^ Гардинер, с. 193.
- ^ Jump up to: а б с д Хельгасон, Гудмундур. «Корабли, пораженные КУК У5» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 24 ноября 2008 г.
- ^ фон Трапп, с. 41.
- ^ Халперн, с. 149.
- ^ Стерн, стр. 39–40.
- ^ Стерн, с. 40.
- ^ Jump up to: а б Райдер, стр. 459.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Корабли, пораженные КУК У 5» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 21 января 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Берковиц, Брюс Д. (2003). Новое лицо войны: как будет вестись война в XXI веке . Нью-Йорк: Свободная пресса . ISBN 978-0-7432-1249-6 . OCLC 51559019 .
- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд : Издательство Военно-морского института . ISBN 978-0-87021-907-8 . OCLC 12119866 .
- Гибсон, Р.Х.; Прендергаст, Морис (2003) [1931]. Немецкая подводная война 1914–1918 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-314-7 . OCLC 52924732 .
- Грант, Роберт М. (2002) [1964]. Уничтоженные подводные лодки: эффект противолодочной войны, 1914–1918 гг . Пензанс : Перископ. ISBN 978-1-904381-00-6 . OCLC 50215640 .
- Халперн, Пол Г. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 . OCLC 57447525 .
- Райдер, Фремонт, изд. (1917). Информационный ежегодник 1916 года: непрерывная циклопедия и дайджест текущих событий . Нью-Йорк: Cumulative Digest Corporation. OCLC 67878688 .
- Сиече, Эрвин Ф. (1980). «Австро-Венгерские подводные лодки». Военный корабль, Том 2 . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-976-4 . OCLC 233144055 .
- Стерн, Роберт Сесил (2007). Охотник, на которого охотятся: подводная лодка против подводной лодки: встречи от Первой мировой войны до наших дней . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-379-6 . OCLC 123127537 .
- фон Трапп, Георг (2007) [1935]. До последнего салюта: воспоминания командира австрийской подводной лодки . Линкольн : Издательство Университета Небраски . ISBN 978-0-8032-4667-6 . OCLC 70866865 .