Монументальная пропаганда
«Монументальная пропаганда» стратегия — это предложенная Владимиром Лениным использования визуального монументального искусства (революционных лозунгов и монументальной скульптуры) как важного средства пропаганды революционных и коммунистических идей. План имел значение создания большого спроса на монументальную скульптуру на государственном уровне и, таким образом, стоит у истоков советской школы скульптуры . «План» состоял из двух основных проектов: (1) – украшение зданий и других поверхностей, «традиционно используемых для знамен и плакатов» революционными лозунгами и мемориальными рельефными досками; (2) – масштабное возведение «временных гипсовых» памятников в честь великих революционных лидеров. [1]
План
[ редактировать ]Реализация плана была инициирована декретом Совнаркома (Совет Народных Комиссаров) «О республиканских памятниках» (санкционирован 12 апреля 1918 г.), которым предписывалось сносить памятники, «воздвигнутые в честь царей и их слуг». [2] и разработка проектов памятников Российской социалистической революции». [3] Отдел изобразительного искусства Наркомпроса составил список личностей, в честь которых должны были быть установлены памятники. [4] В список вошли не только революционеры и великие общественные деятели, но и великие российские и зарубежные учёные, философы, поэты и писатели, художники, композиторы и актёры – всего 67 человек. Помимо скульптур отдельных лиц, план монументальной пропаганды предполагал и проекты аллегорических композиций.
Строительство
[ редактировать ]известные скульпторы со всей России, в основном из Москвы и Петрограда (ныне Санкт-Петербург Проектированием памятников занимались ). Тем самым был дан мощный импульс становлению и поступательному развитию советской школы скульптуры . Важно отметить, что Государственная комиссия по монументальной скульптуре сыграла определяющую роль в формировании основных тенденций развития советской скульптуры: преобладание городских памятников, критерий общественной значимости как тематического ориентира, патриотизм, сдержанное выражение эмоций, героическое содержание. , идеализация и художественная краткость, временами чрезмерный пафос, грандиозность масштаба.
Прием
[ редактировать ]Воспоминания Леонида Шервуда , старейшего из русских скульпторов того времени, передают возрастающий среди скульпторов оптимизм по поводу «плана»: «…Я не только обрадовался, но и поразился тому, что, несмотря на огромные нужды, которые мы переживали в то время, Молодое советское государство выдвинуло запрос на скульптуру, спрос, который традиционно связывался с богатыми отдельными клиентами или экономически преуспевающими общественными организациями. Сегодня нам, конечно, ясно, что ленинский план «монументальной пропаганды» был неразрывно связан с искусством. дело культурной революции, вызванной Великими днями Октября и направленной на «перестройку» сознания людей». [5]

Кончина
[ редактировать ]В ситуации послевоенного экономического кризиса 1920-х годов «план» не имел необходимой финансовой поддержки и, следовательно, не полностью выполнился. Часто приходилось идти на компромиссы, например, использовать недорогие материалы, например, штукатурку и бетон, которые не лучше всего подходят для общественных памятников. Стремясь преодолеть эти недостатки, русские скульпторы проявили недюжинную изобретательность: Николай Андреев добавлял в бетонную смесь мраморные гранулы, создавая убедительную иллюзию качественного камня. Таким образом, финансовые трудности не замедлили работу над планом «монументальной пропаганды». Сам Ленин ревностно работал над решением денежного вопроса для этого дела, потому что «монументальная пропаганда» должна была реализовать то, что Ленин считал одним из самых важных аспектов революции - так называемую «культурную революцию». В 1924 году в Москве после Октябрьской революции были установлены первые бронзовые памятники. [6]
Самые ранние памятники «плана» появились на улицах и площадях Москвы и Петрограда (ныне Санкт-Петербург) к первой годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1918 года. Самым значительным из этих памятников был обелиск, посвященный до Первой Советской Конституции (через несколько месяцев обелиск был достроен Статуей Свободы). [7] В 1918–1921 годах только в Москве было установлено свыше 25 скульптурных памятников, а в Петрограде — более 15 памятников.
Наследие
[ редактировать ]Распространено мнение, что «монументальная пропаганда» «не добилась выдающегося художественного результата». [8] Такое мнение, безусловно, субъективно. Большинство этих работ выполнены исключительно искусными и талантливыми скульпторами, а среди авторов такие выдающиеся мастера, как Сергей Меркуров , Сергей Коненков , Вера Мухина, чьи произведения (в том числе проекты «монументальной пропаганды») высоко оцениваются российскими искусствоведами и учеными. Следует также иметь в виду ограничения материалов, например бетона, которые скульпторам пришлось преодолеть. И если эстетическая оценка скульптур «монументальной пропаганды» является предметом дискуссий, то историческое значение ленинской инициативы «монументальной пропаганды» как импульса к формированию советской школы скульптуры не подлежит сомнению.
До наших дней на улицах Москвы сохранилось несколько ранних скульптурных памятников и рельефных досок, установленных в 1918–1923 годах в рамках плана «монументальной пропаганды». Позже скульптуры были перенесены в традиционные прочные материалы. Некоторые из них сегодня хорошо известны россиянам и особенно коренным жителям Москвы:
- Памятник Достоевскому, улица Достоевского работы Сергея Меркурова (первоначально на Цветном бульваре , ныне возле Мариинской больницы )
- «Мысль», скульптура Сергея Меркурова (первоначально на Цветном бульваре, теперь на могиле Меркурова на Новодевичьем кладбище ).
- the monument to Russian botanist Kliment Timiryazev , by Sergey Merkurov (in Tverskoy Boulevard )
- памятники российским политическим деятелям, писателям и революционерам Александру Герцену и Николаю Огареву работы Николая Андреева (ныне скульптуры расположены перед Африки МГУ Институтом стран Азии и на Моховой улице )
- тондо-рельеф с изображением рабочего и крестьянина работы Г. Алексеева (этот тондо заменил старый герб Москвы на фасаде Музея Ленина, который расположен в здании бывшей Московской ратуши рядом с Государственным историческим музеем на Красная площадь )
- рельеф с изображением мускулистого рабочего-спортсмена работы Матвея Манизера (на стене Петровского пассажа )
- Медальон с портретом русского революционера и писателя Александра Герцена работы Николая Андреева (находится на пилоне Ворот дома № 25 по Тверскому бульвару ).
Среди ранних памятников «монументальной пропаганды», сохранившихся в Санкт-Петербурге:
- памятник русскому революционеру и теоретику марксизма Георгию Плеханову работы И. Гинзбурга (представляет собой двухфигурную композицию: Плеханов, произносящий речь с трибуны, и молодой рабочий рядом с трибуной, держащий знамя) – памятник отлит из бронзы в 1925 году и установлен перед Технологическим институтом .
См. также
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Луначарский, А. «Ленин и искусство». Статьи об искусстве (антология). Москва, Ленинград, 1941. С. 449–450.
- ↑ С начала XIX века до Октябрьской революции 1917 года в Москве было установлено всего 11 памятников, посвящённых отдельным лицам (не считая надгробных статуй на кладбищах). 4 из этих 11 скульптур были снесены советским правительством: памятник Александру II работы Александра Опекушина в Кремле, памятник московскому губернатору князю С. Романову также в Кремле, памятник Александру III работы Александра Опекушина возле храма Христа Спасителя в Волхонка и памятник генералу М. Скобелеву работы А. Самсонова на Тверской площади (бывшая площадь Скобелева) (Шефов А., стр. 48, см. раздел «Источники» ниже).
- ^ published in Izvestia and Pravda on 14 April 1918.
- ↑ опубликовано в «Искусство» 1918, №2/6: с.16. – окончательная редакция списка, подписанная Лениным, была опубликована в «Известиях» 2 августа 1918 года.
- ^ Cited from Istoriya Russkogo Iskusstva, tom. XI. (The History of Russian Art, vol.XI) Moscow: USSR Academy of Sciences, 1957. 30-31.
- ^ Sobolevskiy, N., p.41 (ref. Sources ).
- ^ Архитектор Памятника Советской Конституции — Д. Осипов, скульптор — Николай Андреев . Памятник установлен на месте памятника генералу М. Скобелеву на Советской площади (бывшая площадь Скобелева и нынешняя Тверская площадь) в 1918-1919 годах. Его снесли в 1941 году, незадолго до вторжения немецко-фашистских захватчиков в СССР и начала Великой Отечественной войны (российский термин, обозначающий Вторую мировую войну на Восточном фронте). В 1954 году на этом месте был установлен памятник Юрию Долгорукому – основателю Москвы.
- ^ Энциклопедия мирового искусства (в XV т.). Нью-Йорк, Торонто, Лондон: Книжная компания McGraw-Hill, 1967. Том XIV, 580.
Источники
[ редактировать ]- Энциклопедия мирового искусства (в XV т.). Нью-Йорк, Торонто, Лондон: Книжная компания McGraw-Hill, 1967. Том XIV, Союз Советских Социалистических Республик: Современные движения.
- Istoriya Russkogo Iskusstva, tom. XI. (The History of Russian Art, vol.XI) . Moscow: USSR Academy of Sciences, 1957.
- Shefov, Alexander. Skul'ptory Andreyevy . Moscow: Izdatel'skiy Dom TONCHU, 2009.
- Sobolevskiy, N. Skul'pturnyye pam'yatniki i monumenty v Moskve (Sculptures and sculptural monuments in Moscow) . Moscow: Moskovskiy Rabochiy, 1947.