1945 Восстание Шейха Башира
1945 Восстание Шейха Башира | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Шейх Башир читает молитву Сунна , 1920 год. [1] | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Шейх Башир † Алин Юсеф Эльми (Кибдиид) † | ![]() ![]() | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Представители племени Хабр Джело | Полицейские охранники, сипаи и южноафриканские войска | ||||||
Сила | |||||||
25 вооруженных последователей | Неизвестный | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
2 убитых, 3 взятых в плен | Двое убиты, несколько ранены |
Восстание Шейха Башира 1945 года — восстание, организованное племенами клана Хабр Джело в городах Бурао и Эригаво в бывшей колонии и протекторате Британского Сомалиленда против британских властей в июле 1945 года под руководством Шейха Башира , сомалийского религиозного лидера. восстание произошло через два месяца после окончания Второй мировой войны в Европе , а послевоенные условия и надвигающийся крах Британской империи , возможно, были в первую очередь причинами восстания. [2]
Фон
[ редактировать ]Ситуация в протекторате Британского Сомалиленда в 1920-е годы до восстания была напряженной. В период между восстанием и поражением движения дервишей во главе с Мухаммедом Абдуллой Хасаном произошло несколько других восстаний как в городских, так и в сельских районах протектората , самым серьезным из которых было налоговое восстание Бурао 1922 года , возглавляемое соплеменниками подразделение Рер Айнанше клана Хабр Юнис , которое отказалось от попыток британских властей обложить их налогом, а также мятеж Верблюжьего корпуса Сомалиленда в 1944 году в ответ на попытку британских властей отправить верблюжий корпус за границу для службы в других британских колониях. [2] [3] [4] За это время было сформировано несколько организаций, которые выражали и продвигали сомалийский национализм, например, Сомалийская исламская ассоциация, возглавляемая Хаджи Фарахом Омаром в 1920 году в Адене . [3] [5] [6]
Сомалийцы опасались завоевания своей земли европейцами еще в начале 19 века, когда в 1825 году « Хабр Аваль Исаак» разграбил британское торговое судно, которое пыталось зайти в важный торговый порт Бербера , что привело к британскому нападению на Берберу в 1827 году. в ответ, а также сомалийцы, нападавшие на британских исследователей в экспедициях в Зейле , Бербере и Лас-Хорее . [7] [8] Другой пример недоверия сомалийцев к европейцам - это когда в 1855 году губернатор Зейлы Хаджи Шармарке отказался продать дом французскому агенту в городе и заявил, что предпочитает значительную потерю присутствию опасных друзей. [9] [10]
Еще одним примером недоверия к европейцам являются массовые беспорядки по всему протекторату, произошедшие в 1945 году в ответ на то, что британские власти разместили ядовитые приманки на пастбищах в рамках антисаранчовой кампании, направленной на борьбу с роями саранчи. [11] Жестокие демонстрации распространились на разные части обширного протектората, от Зейлы на крайнем западе до Бадхана на дальнем востоке. [12]
Обзор
[ редактировать ]История Сомалиленда |
---|
![]() |
![]() |
Шейх Башир родился в 1905 году в Талехе , Британский Сомалиленд . Талех был известен как столица дервишей и расположен в регионе Сул в Сомалиленде . Шейх Башир был племянником Мохаммеда Абдуллы Хасана и был назван им. Он родом из Йисиф подклана клана Хабр Дже'ло Исаак . Шейх Башир воспитывался в Марказе (Центре), расположенном в деревне Беэр к востоку от Бурао, и учился там по наследству своего отца. Этот Марказ был впервые основан дедом шейха Башира шейхом Хасаном Фики Абди как образовательный центр, где преподавали Коран, хадисы и другие исламские науки.
По словам сомалийского историка и писательницы Фары Аула, Сайид оказал значительное влияние на шейха Башира, слушая его стихи и беседы, влияние, которое побудило его к «войне с британцами». После учебы в марказе в Беере где-то в 1930-х годах он открыл суфийский тарикат (орден), где проповедовал свою идеологию антиимпериализма, подчеркивая зло колониального правления и возможность радикальных перемен посредством войны. Его идеология была сформирована ориентацией на тысячелетие, которая, по словам историка-марксиста Эрика Хобсбаума, является «надеждой на полное и радикальное изменение мира, лишенного всех его нынешних недостатков». [13]
Шейх Башир был арестован несколько раз до того, как произошло само восстание за то, что он бросил вызов власти британского протектората. Он достиг известности в 1939 году, когда сыграл заметную роль в беспорядках в Бурао, которые произошли в том же году в результате новой образовательной политики, объявленной британскими властями и которой они положили конец после беспорядков. В то же время британцы объявили о новой политике разоружения, направленной против вооруженных скотоводов. В ответ шейх Башир организовал группу из нескольких сотен вооруженных соплеменников и бросил вызов британским властям проводить в жизнь эту политику, в результате чего он был арестован в конце 1939 года и приговорен к небольшому сроку тюремного заключения. После освобождения он вернулся в свой тарикат в Бире, где продолжал проповедовать и призывать своих последователей сопротивляться любой политике британских властей. Он продолжал сопротивляться британским властям посредством проповедей до 1945 года, когда решил взяться за оружие. [14]
Однажды, согласно хорошо известной истории, он призвал шейхов, которые гневно критиковали британцев, действительно что-то с этим сделать. Разговор между шейхом Баширом и шейхами вошёл в историю в стихотворении Ясина Ахмеда Хаджи Нура « Мурук Баа Дагаал Гала» («Мышцы участвуют в войне»), написанном в январе 1980 года, где он описывает этот инцидент:
Посмотрите на Шейха Башира. | Возьмите шейха Башира в качестве примера. |
— Ясин Ахмед Хаджи Нур, «Мурук Баа Дагаал Гала» (Мускулистые попугаи на войне) [2] |
Восстание
[ редактировать ]2 июля шейх Башир собрал 25 своих последователей в городе Вадамаго и перевез их на грузовике в окрестности Бурао , где раздал оружие половине своих последователей. Вечером 3 июля группа вошла в Бурао и открыла огонь по полицейскому охраннику центральной тюрьмы города, заполненной заключенными, арестованными за предыдущие демонстрации. Группа также напала на дом окружного комиссара района Бурао майора Чемберса, в результате чего погиб полицейский охранник майора Чемберса. Была немедленно мобилизована группа из 30 полицейских, которым было поручено досмотреть группу. [15] Шейх Башир и его последователи впоследствии бежали в Бур-Даб, стратегическую гору к юго-востоку от Бурао и к северу от Айнабы, где небольшой отряд шейха Башира занял форт и занял оборонительную позицию в ожидании британской контратаки. [15]
Британская кампания против войск шейха Башира оказалась неудачной после нескольких поражений, поскольку его войска продолжали перемещаться с места на место и избегать каких-либо постоянных мест. Как только экспедиция покинула этот район, новости быстро распространились среди сомалийских кочевников по равнине. Война подвергла британскую администрацию унижению. Правительство пришло к выводу, что новая экспедиция против него будет бесполезна; что они должны построить железную дорогу, проложить дороги и фактически оккупировать весь протекторат или полностью покинуть внутренние районы. Последний вариант был выбран, и в первые месяцы 1945 года передовые посты были выведены, а британская администрация сосредоточилась в прибрежном городе Бербера . [16]
Шейх Башир урегулировал множество споров между окрестными племенами, что удерживало их от набегов друг на друга. Считалось, что он разрешал споры с помощью исламского шариата , и он собрал вокруг себя сильных последователей. [17]
Восстание Эригаво
[ редактировать ]Шейх Башир направил послание религиозным деятелям города Эригаво и призвал их восстать и присоединиться к восстанию, которое он возглавил. Религиозные лидеры, а также жители Эригаво прислушались к его призыву, мобилизовали значительное количество людей в Эригаво, вооруженных винтовками и копьями, и устроили восстание. Британские власти отреагировали быстро и жестко, отправив в город подкрепление и открыв огонь по вооруженной толпе в ходе двух «локальных акций», а также арестовав второстепенных религиозных лидеров в городе. [18]
Смерть шейха Башира
[ редактировать ]
Британская администрация завербовала индийские и южноафриканские войска во главе с генералом полиции Джеймсом Дэвидом для борьбы против шейха Башира и имела планы разведки по захвату его живым. Британские власти мобилизовали полицию и в конце концов 7 июля обнаружили Шейха Башира и его подразделение на оборонительных позициях за своими укреплениями в горах Бур-Даба. В результате столкновений были убиты шейх Башир и его заместитель Алин Юсуф Эльми по прозвищу Кайбдиид. Третий повстанец был ранен и попал в плен вместе с двумя другими повстанцами. Остальные покинули укрепления и рассеялись. С британской стороны в ходе столкновений погиб генерал полиции, возглавлявший британские войска, а также ряд индийских и южноафриканских военнослужащих, а также был ранен полицейский. [17]
После его смерти местные жители широко провозглашали шейха Башира мучеником и пользовались большим уважением. Его семья приняла быстрые меры, чтобы вывезти его тело с места его смерти на горе Гила-эг, примерно в 20 милях от Бурао . [19]
Последствия
[ редактировать ]Несмотря на смерть шейха Башира и его заместителя, британские власти не покончили с повстанцами и продолжили кампанию по борьбе с повстанцами. Власти быстро узнали имена и личности всех последователей шейха Башира и попытались убедить местных жителей выдать их. Когда они отказались, власти применили Постановление о коллективном наказании , в соответствии с которым власти арестовали и арестовали в общей сложности 6000 человек. верблюды принадлежали Хабр Джело , клану, к которому принадлежал Шейх Башир. Британские власти поставили возвращение скота в зависимость от выдачи и ареста сбежавших повстанцев. [20] Остальные повстанцы были впоследствии найдены, арестованы и перевезены на архипелаг Саад-уд-Дин , у побережья Зейлы на северо-западе Сомалиленда. Несмотря на смерть шейха Башира и его последователей, сопротивление британским властям продолжалось в Сомалиленде, особенно в Эригаво, где его смерть вызвала дальнейшее сопротивление в городе и городе Бадхан и привела к нападениям на британские колониальные войска по всему округу и захвату оружия. из сельской полиции. [3]
Наследие
[ редактировать ]Шейх Башир появляется как значительная фигура в популярной культуре Сомали, это видно по ссылкам на его жизнь и борьбу в сомалийской поэзии, во многих стихах, описывающих его восстание и призывающих местных сомалийцев отомстить за него. В стихотворении «Ракдия Башир» («Труп Башира»), написанном знаменитым поэтом Хабр Юниса Хаджи Аданом Ахмедом Аф-Каллуком ( сомали : Хааджи Аадан Акмед Аф-Каллук ), он описывает последствия смерти шейха Башира и плохое обращение с ним со стороны британцев. орган и призвал людей продолжать восстание и отомстить за Шейха Башира и его последователей, а также предупредил их о том, что британские поселенцы захватят землю, что британские власти отрицали. [21] и что привело к его аресту за попытку возобновить восстание. В стихотворении он сказал: [3] [22]
В полдень Башир был поражен, дворец рядом с тобой, | Шейха Башира повесили среди бела дня в доме |
— Аден Ахмед «Аф-Каллук», «Шейх Башир» по литературе: средняя школа: второй класс. (Могадишо: National Press, без даты), стр. 49–50. [2] |
Адан Ахмед Аф-Каллук также написал еще одно стихотворение в честь шейха Башира под названием «Гобонимо» («Свобода»). В нем он сказал: [23] [22]
Добро не ищут ради свободы, wa sange u fuule | Свобода никогда не достигается легко |
—Аден Ахмед «Искажение», «Суверенитет» [23] |
Восстание шейха Башира также можно отнести к вкладу в развитие балво и хелло , двух известных стилей музыки и поэзии, практикуемых в современном Сомалиленде , а также в Джибути . Антиколониальные поэты, возникшие после его восстания, сыграли решающую роль в антиколониальном националистическом движении, как утверждал известный поэт Хадрави в своем стихотворении «Поэт». [24]
Две средние школы в Харгейсе и Бурао , обе называются средней школой Шейха Башира, названы в его честь. [25] [26]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Реунис, Леви и Нейрдейн (1920). Коллекция RCM Сомали .
- ^ Jump up to: а б с д Мохамед, Джама (1996). Построение колониальной гегемонии в протекторате Сомалиленд, 1941-1960 гг. (Диссертация).
- ^ Jump up to: а б с д Мохамед, Джама (2002). « Зло наживки саранчи»: народный национализм во время восстания против саранчи в 1945 году в колониальном Сомалиленде» . Прошлое и настоящее . 174 (174): 184–216. дои : 10.1093/прошлое/174.1.184 . ISSN 0031-2746 . JSTOR 3600720 .
- ^ Саматар, Абди Исмаил Преобразование государства и сельских районов в Северном Сомали, 1884–1986 , Мэдисон: 1989, University of Wisconsin Press, стр. 31
- ^ Ау Али, Бархад (19 февраля 2018 г.). «Хаджи Фарах Омар». Бархад Ау Али .
- ^ Ибрагим, доктор. (20 февраля 2017 г.). «Борьба двух паломников из Фараха». Этика СМИ Момента .
- ^ Льюис, IM; Саматар, Саид С. (1999). Пастырская демократия: исследование скотоводства и политики среди северных сомалийцев Африканского Рога . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 978-3-8258-3084-7 .
- ^ Саматар, Саид С. (19 марта 2009 г.). Устная поэзия и сомалийский национализм: случай Саида Мухаммада Абдилла Хасана . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-10457-9 .
- ^ Лайтин, Дэвид Д. (1977). Политика, язык и мысль: опыт Сомали . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-46791-0 . ОСЛК 2542277 .
- ^ Бертон, Ричард Фрэнсис (1 ноября 2004 г.). Первые шаги в Восточной Африке .
- ^ Лоуренс, Маргарет (15 октября 2011 г.). Верблюжий колокол Пророка: воспоминания о Сомалиленде . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-47007-8 .
- ^ Родда, лорд Реннелл (1949). Британская военная администрация оккупированных территорий в Африке в 1941–1947 годах . Лондон: Колониальное управление. п. 481.
- ^ Хобсбаум, Эрик (01 июня 2017 г.). Примитивные повстанцы . Литтл, Группа Брауновой книги. ISBN 978-0-349-14300-2 .
- ^ Джама Мохамед, «Зло наживки для саранчи»: народный национализм во время восстания против саранчи в колониальном Сомалиленде в 1945 году, прошлое и настоящее , том 174, выпуск 1, февраль 2002 г., страницы 201–202
- ^ Jump up to: а б Родд, Фрэнсис Джеймс Реннелл Родд барон Реннелл; Реннелл, Фрэнсис Джеймс Реннелл Родд Бэрон (1948). Британская военная администрация оккупированных территорий в Африке в 1941-1947 годах . Канцелярский офис HM. стр. 481–482.
- ^ Шейх Амир, Яхье. «История борьбы: Шейх Башир Ш. Юсуф» . Лашин и инновации (на сомалийском языке). Архивировано из оригинала 2 июня 2021 г. Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Шейх Амир, проф. Яхе (11 января 2018 г.). «История борьбы: Шейх Башир Ш. Юсуф». Лашин .
- ^ Родда, лорд Реннелл (1948). Британская военная администрация в Африке 1941-1947 гг . ХМСО. п. 482.
- ^ Акьемпонг, Эммануэль. К (2012). Словарь африканской биографии, тома 1–6 . ОУП США. п. 107.
- ^ Ежегодный отчет Управления по делам колоний о протекторате Сомалиленд, 1948 год . п. 31.
- ^ Его Превосходительство губернатор открывает 13-ю сессию Консультативного совета протектората, обширное выступление, за которым следует неделя важных дискуссий (1953 г.). Война Сомали Сидидии .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Хаджи Адан Афкалук АУН (1862-1986)» . Голос Сомали . 17 августа 2014 г. Архивировано из оригинала 19 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Хаджи Адан Ахмед «Афкаллук» » . Литературный приют . Архивировано из оригинала 26 октября 2011 г.
- ^ Ибрагим Варсаме «Хадрави», Мохамед (1993). Хал-Караан . Осло, Норват: GCS AS. стр. 141–142.
- ^ «Инициатива молодежных лидеров Сомали, ежеквартальный отчет о ходе работы, второй квартал 2013 финансового года» (PDF) . USAID Сомали : 9–10. 30 апреля 2013 г.
- ^ «Конкурс побуждает молодежь проявлять таланты» . БЛОГ . 11 мая 2015 г. Проверено 31 мая 2021 г.