Фарах Омар
Хаджи Фарах Омар Хаджи Фарах Омар Хадж Фарах Омар | |
---|---|
![]() | |
Личные данные | |
Рожденный | 1879 Угол , Исаакский султанат (ныне Сомалиленд ) |
Умер | 1949 Харгейса , Британский Сомалиленд (ныне Сомалиленд ) |
Хаджи Фарах Омар ( сомали : Xaaji Faarax Oumaar , арабский : الحاج فارح أومار ) (1879–1949) был видным сомалийским политиком и националистом в бывшем британском протекторате Сомалиленд (сегодняшний Сомалиленд ). Он был одним из первых современных политиков, появившихся в Протекторате, а позже стал одним из первых инициаторов и пионеров политической борьбы между сомалийским народом и колониальными силами. [ 1 ] [ 2 ] Ему приписывают создание первой сомалийской ассоциации, Сомалийской исламской ассоциации, созданной в 1925 году для пропаганды претензий сомалийцев на независимость. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Хаджи Фарах Омар описан в Оксфордской энциклопедии современного исламского мира как реформистский, модернистский исламский лидер. [ 6 ] Омар был сослан в Аден британской администрацией за его протесты против эксцессов колониальной администрации и кампанию за улучшение экономических условий и расширение образования в Протекторате. [ 7 ]
Омар посетил Индию в 1930 году, где он встретил Махатму Ганди и находился под влиянием ненасильственной философии Ганди, которую он принял в своей кампании в британском протекторате Сомалиленд. [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]Хаджи Фарах Омар Илей ( сомали : Xaaji Faarax Oomaar Ileeye ) родился в 1879 году в Ксагале , городе недалеко от Берберы в регионе Сахиль в Сомалиленде , и происходит из Рир Даахир подразделения клана Хабр Джело Исаак . Фара происходила из богатой и уважаемой семьи пастоляристов. Это позволило совсем юной Фарах получить образование и учиться в медресе города. Во время изучения Корана отец Фары Омар Илейе отвез его в Берберу, где он продолжил изучать Коран, а также арабский язык. После этого он переехал в Аден для дальнейшего обучения и вернулся в Сомалиленд в 1904 году в возрасте 25 лет, где женился и у него родился сын Джама Хаджи Фарах, который умер молодым, когда Фарах был еще жив. [ 8 ]
После получения высшего образования в Адене и возвращения в Сомалиленд британские власти назначили его командиром Верблюжьего корпуса Сомалиленда, базировавшегося в восточных частях протектората, и это был первый раз, когда он занимал государственную должность. Его время и опыт в качестве полководца сформировали его взгляды и идеологию и стали причиной того, что он стал современной фигурой антиколониализма и одним из первых инициаторов и лидеров-пионеров борьбы с нарушением прав сомалийского народа из-за колониализма. Британский командир спросил его, чего достаточно для сомалийца с точки зрения зарплаты, еды и звания, на что Фарах ответил по-английски, что сомалийец достаточно хорош во всех отношениях, как и европейец. Этот ответ стал шоком для британского командующего и привел к тому, что Фарах находился под пристальным наблюдением со стороны британских властей. Подозревая, что он может начать неминуемое восстание, британские власти создали небольшой отряд из сомалийцев для наблюдения за его деятельностью, при этом сомалийским войскам платили дополнительно. [ 8 ]
Фарах подвергался все большему давлению, заговорам и фабрикациям в попытке осудить его, включая поддельный документ, якобы принадлежащий офисному клерку Фары. Письмо, скрепленное печатью и подписью Фараха, было письмом поддержки Мохаммеда Абдуллы Хасана , возглавлявшего движение дервишей , боровшееся с британскими властями. Забытое письмо было передано сомалийскому солдату, который спланировал маршрут и время своего отбытия. Затем в селе Ина Аф-Мадобе был установлен блокпост, где и был арестован солдат. Письмо было доставлено в офис окружного комиссара в Бурао , который впоследствии уволил уже высокопоставленную Фараха. [ 8 ] [ 9 ]
Позже Фарах получил стипендию для обучения в Мусульманском университете Алигарха в Алигархе , Индия , где он изучал право и познакомился с Махатмой Ганди , который повлиял на него в своей ненасильственной философии, а также с Мохаммедом Али Джинной и Джавахарлалом Неру . [ 4 ] Его изучение права стало для Фары Омара ключом к прокладыванию пути к его политической борьбе за независимость и стало оружием против британского колониального правления в стране. [ 9 ] [ 10 ] По окончании учебы он открыл адвокатскую контору, а затем вступил в Британскую ассоциацию юристов. В ответ британские власти использовали 35 финансируемых государством вождей в попытке настроить общественность против него. В некоторой степени это было возможно, поскольку в то время общественная осведомленность была низкой. В результате Фарах вновь покинула страну и вернулась в Аден. [ 9 ] [ 11 ]
Политическая активность
[ редактировать ]По прибытии в Аден в 1920 году Хаджи Фарах вместе с несколькими другими ключевыми фигурами Сомали сформировал Сомалийскую исламскую ассоциацию, первую сомалийскую националистическую ассоциацию в истории. На протяжении всего своего существования она выступала защитником интересов Сомали на всей территории Африканского Рога. Сомалийская исламская ассоциация проявляла активный интерес к развитию протектората Британского Сомалиленда и часто обращалась к британским властям с петициями по вопросам Сомали. [ 12 ] Фарах, вдохновленный ненасильственным активизмом Ганди, сам придерживался аналогичной формы мирного активизма. [ 12 ]
В 1938 году он был назначен представителем кенийцев Исаака и их интересов в британском протекторате Сомалиленд. По словам Туваля, «один из первых современных политиков, появившихся в Протекторате». В том же году он вернулся в Сомалиленд, чтобы организовать оппозицию британским усилиям по созданию письменного сомалийского языка, опасаясь, что Исааки в Кении потеряют свой привилегированный статус азиатов. Высказывалось также мнение, что попытка введения письменности для сомалийцев была мотивирована желанием британских властей распространить христианство . [ 13 ] В начале августа 1938 года он был назначен представителем местных сомалийцев в Бурао. В документе, подписанном 125 местными акылами и старейшинами, говорится: [ 10 ] [ 14 ]
Мы, нижеподписавшиеся Акилы и старейшины Британского Сомалиленда, настоящим заявляем, что мы пришли к выводу, что мы назначили и назначили Хаджи Фараха Омара представлять жалобы подданных Британского Сомалиленда, и мы полностью уполномочиваем его представлять в целом вопросы, которые наносят ущерб и интересуют племя.
- Хаджи Фарах Омар, Хабр Тольялла и Хасан Дахри, кого это может касаться, Сомалийская диаспора Исака и агитация за подушный налог в Кении, 1936-41 гг.
К концу августа Фарах получил значительную поддержку в Харгейсе, где он в конечном итоге был избран ее представителем при поддержке местного отделения кадирийского тариката . К тому времени британские власти почувствовали, что Фарах представляет серьезную угрозу для всего правительства Протектората. Позже Фарах был избран представителем Берберы . Из-за давления Хаджи Фараха и почти всеобщего противодействия письменному сомалийскому языку у тогдашнего губернатора Британского Сомалиленда Винсента Глендея не было другого выбора, кроме как приостановить образовательную политику Протектората. [ 15 ]
Ссылка и заключение
[ редактировать ]Политическая агитация и активизм Хаджи Фараха не нашли одобрения у британских колониальных властей и рассматривались как опасная угроза, что привело к его аресту и ссылке на острова Сокотра у побережья Сомали в современном Йемене . [ 1 ] После известия об аресте и депортации Хаджи Фараха его ассоциации, в частности Сомалийская исламская ассоциация и Ассоциация британских юристов, выразили протест. Знаменитый поэт Хабр Юниса Хаджи Адан Ахмед Аф-Каллук описывает условия, в которых была заключена Фарах, в своем стихотворении «Ракди Башир» («Труп Башира»), написанном в июле 1944 года. В стихотворении он сказал: [ 16 ] [ 17 ]
Прибавьте к этому игру, которую убили, и появился давгал, |
Были и другие, убитые игриво, |
— Аден Ахмед «Аф-Каллук», «Ракди Башир» [ 18 ] |
Когда британское правительство осознало и подтвердило, что он слаб и бессилен и что помимо старости у него много болезней, с которыми он больше не может справиться, Хаджи Фарах в конце концов освободил его из тюрьмы в конце Второй мировой войны . Пожилая Фарах, вернувшаяся после длительного периода болезни и лишений, изоляции и лишений, прибыла в Харгейсу. Британские власти, снова опасаясь, что одно только его присутствие было опасным и могло привести к еще большим беспорядкам, сослали его в Харар , чтобы держать его отдельно от общественности. После пяти-шести месяцев жизни в Хараре он вернулся в Харгейсу. [ 9 ]
Смерть
[ редактировать ]Хаджи Фарах умер в 1948 году в возрасте 70 лет и к тому времени провел большую часть своей жизни в конфликтах, войнах, борьбе, долгих путешествиях, тюремном заключении и преследованиях. Фарах, которого оплакивали его друзья и другие сторонники, когда он скончался, перед смертью сказал своему другу Хаджи Ашаадо: [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Туваль, Саадия (1963). Сомалийский национализм: международная политика и стремление к единству на Африканском Роге . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674818255 .
- ^ Конфликт на Африканском Роге . Министерство информации и национальной ориентации. 1982.
- ^ Гриффитс, Дэвид Дж. (1 января 2002 г.). Сомалийские и курдские беженцы в Лондоне: новые идентичности в диаспоре . Эшгейт. ISBN 978-0-7546-1701-3 .
- ^ Jump up to: а б с Увечуэ, Раф (1981). Создатели современной Африки: профили в истории . Опубликовано Africa Journal Ltd. для Africa Books Ltd. ISBN. 978-0-903274-14-2 .
- ^ Абдулла (Сельский), Абдулла М. (30 апреля 2015 г.). ИСЛАМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СОМАЛИИ . Адонис и Эбби Паблишерс Лтд. ISBN 978-1-912234-03-5 .
- ^ Эспозито, Джон Л. (1995). Оксфордская энциклопедия современного исламского мира: Сата-Цурк . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-506613-5 .
- ^ Пейл, Маргарет; Ойниай, Олатунджи Ю. (1998). Консенсус, конфликт и перемены: социологическое введение в африканские общества . Восточноафриканские издатели. ISBN 978-9966-46-747-8 .
- ^ Jump up to: а б с д «Сир Фарах Омар». Как мед-мед . 29 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ау Али, Бархад (19 февраля 2018 г.). «Хаджи Фарах Омар». Бархад Ау Али .
- ^ Jump up to: а б Тертон, ER (1974). «Сомалийская диаспора Исака и агитация за подушный налог в Кении, 1936-41» . Дела Африки . 73 (292): 325–381. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a096494 . ISSN 0001-9909 . JSTOR 720811 .
- ^ Ибрагим, доктор. (20 февраля 2017 г.). «Борьба двух паломников из Фараха». Этика СМИ Момента .
- ^ Jump up to: а б Шейх-Абди, Абди (1977). «Сомалийский национализм: его истоки и будущее» . Журнал современных африканских исследований . 15 (4): 657–665. дои : 10.1017/S0022278X00002299 . ISSN 0022-278X . JSTOR 159586 . S2CID 153598671 .
- ^ Протекторат Сомалиленд, Департамент образования (1938 г.). Годовой отчет .
- ^ Хабр Тольялла и Хасан Дахри, Хаджи Фарах Омар (1938). Р. Х. Смит секретарю правительства . Бурао.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Лоуренс Макдональду (1938). CO.535/129/46036 .
- ^ Мохамед, Джама (2002). « « Зло наживки саранчи »: народный национализм во время восстания против саранчи 1945 года в колониальном Сомалиленде» . Прошлое и настоящее (174): 184–216. дои : 10.1093/прошлое/174.1.184 . ISSN 0031-2746 . JSTOR 3600720 .
- ^ «Хаджи Адан Афкалук АУН (1862-1986)» . Голос Сомали . 17 августа 2014 г.
- ^ Мохамед, Джама (1996). Построение колониальной гегемонии в протекторате Сомалиленд, 1941-1960 гг. (Диссертация).