Закон Ливии
![]() | Эту статью необходимо обновить . ( декабрь 2013 г. ) |

На законодательство Ливии исторически повлияли османские, французские, итальянские и египетские источники. При Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии Ливия перешла к правовой системе, основанной на шариате , но с различными отклонениями от него.
Османское и итальянское право
[ редактировать ]Когда Ливия находилась под властью Османской империи , гражданским правом был Маджаллат аль-ах Кам аль-ад Лият . В 1830 году Османская империя приняла Кодекс Наполеона в качестве торгового кодекса. [1] Однако исламское право продолжало влиять на другие области, например, Земельный кодекс Османской империи 1858 года, который представлял собой сочетание турецкой традиционной практики и исламского права. [2] К 1870 году сенусское движение суфиев и салафитов , находившихся под влиянием юриста Мухаммада ибн Али ас-Сенусси, также эффективно создало альтернативную правовую систему, более основанную на исламском праве, для племен внутренней Ливии. [3] Прибрежная часть Ливии также управлялась как итальянская колония с 1911 по 1943 год, в результате чего итальянское законодательство также распространилось на Ливию. [1]
Закон при федеральной монархии
[ редактировать ]В 1950-х годах при короле Идрисе были разработаны совершенно новые кодексы, основанные на французском и итальянском гражданском праве, в том числе Торговый кодекс 1953 года и Гражданский кодекс 1954 года. [1] Последний был написан Абд Эль-Раззаком Эль-Санхури , автором Гражданского кодекса Египта 1948 года , который сам был основан на французском гражданском праве , но также признавал шариат и арабские обычаи источником права. [4] [5] Согласно статье I Ливийского кодекса арабские обычаи заняли третье место в качестве источника права в Ливии после шариата; это сопоставимо с его вторым местом, опережая шариат, в других странах, принимающих кодексы Санхури, таких как Египет и Ирак. [6] Европейские законы были импортированы и применялись в областях, где законы шариата были менее развиты, а именно в коммерческом праве, процессуальном праве и уголовном праве. [7] Однако исламское влияние сохранялось и в некоторых областях коммерческого права; Ливия была первой страной, принявшей кодекс Санхури, запрещающий ростовщичество . [8]
В этот период в Ливии сохранялась двойная система судов: шариата законы Малики школы применялись шариатскими судами в вопросах личного статуса. Однако создание этой системы двойных судов на практике означало, что власть была отнята у традиционных шариатских судов, что привело к негативной реакции и росту исламских оппозиционных движений. [7]
Послереволюционное право
[ редактировать ]Когда Муаммар Каддафи пришел к власти в результате ливийской революции, он пообещал восстановить законы шариата и отменить импортированные законы, противоречащие исламским ценностям. [9] Однако первоначально статья 34 конституции 1969 года гласила, что все старые законы остаются в силе, за исключением тех, которые противоречат новой конституции. [10] В 1973 году Каддафи приостановил действие всех законов и заявил, что шариат будет законом страны, однако шариат Каддафи был основан только на Коране, а не на классическом мусульманском законническом источнике фикха . Следовательно, его можно считать новой формой фикха. [11] В том же году была упразднена система двойного суда, замененная системой единого суда, целью которой было объединение исламских и светских принципов. [12] Однако к 1974 году прогресс в исламизации закона остановился. [13]
«Зеленая книга» , изложение политической и экономической философии Ливии Каддафи, официально признает религию и обычное право источниками права для общества. [14] В 1977 году ливийское правительство обнародовало Декларацию народной власти, которая заменила конституцию; в нем также говорилось, что Коран был источником законодательства для Ливии. [15] Однако на протяжении конца 1970-х и 1980-х годов Каддафи неоднократно подчеркивал в своих выступлениях, что исламское право не является достаточной основой для современных экономических и социальных отношений и что традиционные исламские принципы собственности и торговли не имеют юридической силы. [16] На практике светская политика отвергла религию как источник права. [14] Таким образом, к 1990 году Энн Элизабет Майер из Пенсильванского университета охарактеризовала фактический прогресс Каддафи в направлении исламизации ливийского законодательства как «очень скромный» и в основном направленный не на возрождение конкретных правил шариата, а на обеспечение соблюдения общественной морали, соответствующей ливийским ценностям. [11]
Одной из областей, в которой ливийские законы несовместимы с шариатом, является уголовное право, где наказания мягче, чем те, которые предусмотрены традиционным худудом , особенно в случае нуждающихся правонарушителей. Майер анализирует это как снисходительность, вдохновленную социалистическими принципами ливийского правительства. [17] Ливийское правительство также считало защиту шариата частной собственности, а также принципы исламского права в отношении контрактов и торговли несовместимыми с социалистической экономической программой. [18] Однако ливийское законодательство следует шариатским правилам доказывания; Показания женщин и немусульман не принимаются по уголовным делам. [19] Школа Малики продолжала использоваться как источник исламского права; однако, если источники Малики не освещают определенный вопрос, делается ссылка на Уголовный кодекс Ливии и Уголовно-процессуальный кодекс Ливии, а не на другие школы шариата. Практическая цель этой процедуры, судя по всему, заключалась в ограничении количества и сферы применения законов шариата. [19]
См. также
[ редактировать ]- Закон о нефти 1955 года.
- Закон об авторском праве 1968 года на Wikisource
- Конституция Ливии (1951 г.)
- Конституция Ливии (1969 г.)
- Временная конституционная декларация Ливии
- Юридическое общество Ливии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Отман и Карлберг 2007 , стр. 63.
- ^ Ахмида 2009 , с. 35
- ^ Ахмида 2009 , стр. 91–93.
- ^ Бехор 2007 , с. 57
- ^ Томас 2006 , с. 72
- ^ Бехор 2007 , с. 278
- ^ Перейти обратно: а б Майер 1990 , стр. 100–101.
- ^ Томас 2006 , с. 85
- ^ Майер 1990 , стр. 101–102.
- ^ Отман и Карлберг 2007 , стр. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Майер 1990 , с. 102
- ^ Отман и Карлберг 2007 , стр. 66.
- ^ Майер 1990 , с. 111
- ^ Перейти обратно: а б Вандевалле 2006 , с. 126
- ^ Хаддад и Стовассер 2004 , с. 151
- ^ Вандевалле 2006 , с. 123
- ^ Майер 1990 , с. 105
- ^ Вандевалле 2006 , с. 122
- ^ Перейти обратно: а б Майер 1990 , с. 106
Источники
[ редактировать ]- Ахмида, Али Абдуллатиф (2009), Создание современной Ливии: формирование государства, колонизация и сопротивление , SUNY Press, ISBN 978-1-4384-2891-8
- Бехор, Гай (2007), Кодекс Санхури и появление современного арабского гражданского права (1932–1949) , Брилл, ISBN 978-90-04-15878-8
- Хаддад, Ивонн Язбек; Стоуассер, Барбара Фрейер (2004), Исламское право и проблемы современности , Роуман Альтамира, ISBN 978-0-7591-0671-0
- Майер, Энн Элизабет (1990), «Восстановление исламского уголовного права в Ливии», в Дуайере, Дейзи Хилс (редактор), «Право и ислам на Ближнем Востоке» , Greenwood Publishing Group, стр. 99–115, ISBN. 978-0-89789-151-6
- Отман, Ванисс А.; Карлберг, Эрлинг (2007), «Ливийская правовая система и ключевое недавнее законодательство», Ливийская экономика: экономическая диверсификация и международное перепозиционирование , Springer, стр. 63–86, ISBN 978-3-540-46460-0
- Томас, Абдулкадер С. (2006), Интерес к исламской экономике: понимание риба , Routledge, ISBN 978-0-415-34242-1
- Вандевалле, Дирк Дж. (2006), История современной Ливии , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-85048-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на арабском языке) Полный текст ливийских законов на сайте Генерального народного комитета юстиции (правительственного органа Ливии)
- Английский перевод Конституции 1969 года. Архивировано 11 августа 2011 г. в Wayback Machine.