Идеальное сообщество
Часть серии о |
Утопии |
---|
Мифические и религиозные |
Литература |
Теория |
Концепции |
Упражняться |
Communitas perfecta («идеальное сообщество») или societas perfecta («идеальное общество») — латинское название, данное одной из нескольких экклезиологических , канонических и политических теорий Католической церкви . Доктрина учит, что церковь является самодостаточной или независимой группой, которая уже имеет все необходимые ресурсы и условия для достижения своей общей цели ( конечной цели ) всеобщего спасения человечества. Исторически он использовался для определения отношений между церковью и государством и обеспечения теоретической основы законодательной власти церкви в философии католического канонического права .
Идеальное сообщество по Аристотелю
[ редактировать ]Его истоки можно проследить до «Политики» , Аристотеля который описал полис как целое, состоящее из нескольких несовершенных частей, то есть как завершение естественных сообществ, таких как семья и деревня. [1] «Идеальное сообщество» изначально разрабатывалось как теория политического общества. Самая суверенная политическая организация ( полис ) может достичь цели общества в целом (счастья) лучше, чем любая из подчиненных частей сообщества (семья, деревня и т. д.). Поскольку оно может достичь своей цели ( телос ) своими собственными силами и ресурсами внутри себя, то оно самодостаточно. Именно самодостаточность является определяющим элементом полиса. [1]
Учебное развитие
[ редактировать ]Идея «совершенного сообщества» присутствовала и в средневековой философии . Ссылаясь непосредственно на Аристотеля, Фома Аквинский упоминает государство ( civitas ). [2] как идеальное сообщество : [3]
Как один человек есть часть домашнего хозяйства, так и домашнее хозяйство есть часть государства: а государство есть совершенная общность, согласно Полит. I, 1. И поэтому, поскольку благо одного человека не является последней целью, но предназначено для общего блага; точно так же благо одного дома предназначается для блага одного государства, которое представляет собой совершенное сообщество. Следовательно, тот, кто управляет семьей, действительно может издавать определенные приказы или постановления, но не такие, чтобы они имели силу закона. [4]
Фома Аквинский никогда не называл церковь в своих трудах идеальным сообществом. [5] Если у Фомы Аквинского и средневековых писателей было какое-либо понятие « communitas perfecta», применимое к церкви, оно не было четко выражено и не было четкой основой для теории societas perfecta , используемой в более поздних спорах между церковью и государством. [6]
Использование пап
[ редактировать ]Лев XIII в своей энциклике Immortale Dei объясняет это учение применительно к Католической Церкви: [7]
это общество, учрежденное по божественному праву, совершенное по своей природе и по своему титулу, обладающее само по себе, по воле и любящей доброте своего Основателя, всем необходимым для своего существования и деятельности. И как цель, к которой стремится Церковь, является, безусловно, самой благородной из целей, так и ее власть является самой возвышенной из всех властей, и ее нельзя рассматривать как низшую по отношению к гражданской власти или каким-либо образом зависящую от нее.
Два совершенных общества соответствуют двум силам, церкви и государству, далее утверждает Лев XIII: [7]
Поэтому Всемогущий поручил управление человеческим родом двум властям, церковной и гражданской, одна из которых поставлена над божественными, а другая над человеческими вещами. Каждый в своем роде является высшим, каждый имеет установленные пределы, в которых он содержится, пределы, которые определяются природой и особым объектом области каждого.
Бенедикт XV писал: [8]
Церковь, мудрейшая Мать, желанная Христом, Ее Основателем, так, чтобы она обладала всеми признаками совершенного общества с самого начала своего существования, когда, согласно задаче, порученной ей Господом, она начала обучая и управляя всеми народами, она посвятила себя регулированию и защите поведения посвященных людей и христианского народа с помощью определенных законов.
События в постсоборный период
[ редактировать ]До Второго Ватиканского Собора доктрина Льва XIII о двух совершенных обществах считалась официальной в богословских исследованиях. Во время самого собора, а также в самом новом 1983 года Кодексе канонического права эта доктрина больше не упоминалась явно, и аристотелевское «Совершенное сообщество» было практически заменено библейским « Народом Божьим ». В современном католическом постсоборном богословии его обсуждение ограничивается теологами и академиками. Практически полное отсутствие его обсуждения в дискуссиях оказалось спорным. [ нужна ссылка ]
В любом случае, Папа Павел VI упомянул об этом и резюмировал в motu proprio Sollicitudo omnium ecclesiarum 1969 года о задачах папского легата :
Не подлежит сомнению, что обязанности Церкви и государства принадлежат разным порядкам. Церковь и государство представляют собой совершенные общества по отдельности. Это означает: у них есть собственная правовая система и все необходимые ресурсы. Они также в пределах своей юрисдикции имеют право применять ее законы. С другой стороны, не следует упускать из виду, что они оба стремятся к одному и тому же благу, а именно к тому, что народ Божий должен обрести вечное спасение. [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Аристотель, политики I, глава 1. Книга
- ↑ Перевод слов «civitas» со словом «государство» на этом этапе см. Арони, Николас, «Субсидиарность, федерализм и лучшая конституция: Фома Аквинский о городе, провинции и империи», в журнале «Право и философия» , том 26, стр. 161–228, 2007 г.
- ^ Сумма I-II q 90 a 3 (английский: NewAdvent.org )
- ^ Summa Theologiæ Ia-IIæ q.90 респ. объект 3 http://sacred-texts.com/chr/aquinas/summa/sum228.htm , по состоянию на 8 мая 2014 г.
- ^ Роберт А. Грэм, SJ, Дипломатия Ватикана: исследование церкви и государства в международном плане (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1959), стр. 230.
- ^ Роберт А. Грэм, SJ, Дипломатия Ватикана: исследование церкви и государства в международном плане (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1959), стр. 231.
- ^ Jump up to: а б «Immortale Dei (1 ноября 1885 г.) | LEO XIII» . www.vatican.va . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ "Providentissima Mater (27 мая 1917 г.) | БЕНЕДЕТТО XV" . www.vatican.va . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ Цитируется из Листла, Церковь и государство, стр. 227
Источники
[ редактировать ]- Листл, Джозеф. Церковь и государство в последнем Законе о католической церкви , Берлин, 1978 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бёкенфёрде, Эрнст-Вольфганг. «Государство – Общество – Церковь», в: «Сочинения о государстве – обществе – церкви» , III, Фрайбург, 1990, с. 113-211