Эльфгифу (жена Эдвига)
Эвтаназия | |
---|---|
Королева-консорт Англии | |
Срок владения | в. 955 – 958 |
Похороны | |
Супруг | Эдвиг , король Англии (аннулирован) |
Отец | Неопределенный |
Мать | семейный отдых |
Эльфгифу была королевой Англии как жена короля Англии Эдвига (годы правления 955–959) в течение короткого периода времени до 957 или 958 года. То немногое, что известно о ней, происходит в основном из англосаксонских хартий , возможно, включая воля , англосаксонские хроники и враждебные анекдоты в произведениях агиографии . Ее союз с королем, аннулированный через несколько лет правления Эдвига, похоже, стал мишенью фракционного соперничества, окружавшего трон в конце 950-х годов. К ц. В 1000 году, когда карьера бенедиктинских реформаторов Данстана и Освальда стала предметом агиографии, память о ней сильно деградировала. Однако в середине 960-х годов она, похоже, стала зажиточной землевладелицей, находившейся в хороших отношениях с королем Эдгаром, и, по ее воле, щедрой благотворительницей церковных домов, связанных с королевской семьей, особенно Старого собора и Нового собора. Министр в Винчестере .
Семейное прошлое
[ редактировать ]
Источники недвусмысленно сообщают два факта о семейном происхождении Эльфгифу. Сначала ее мать носила имя Этельгифу, [ 1 ] женщина очень знатного происхождения ( natione precelsa ). [ 2 ] Во-вторых, она была родственницей своего мужа Эдвига, поскольку в 958 году их брак был расторгнут архиепископом Одой на том основании, что они были слишком близки по крови, то есть в пределах запрещенных степеней родства. [ 3 ] Эльфгифу также отождествляют с тезкой, оставившей завещание где-то между 966 и 975 годами, что может пролить дополнительный свет на ее происхождение. [ 4 ]
Эти висящие подсказки, какими бы неудовлетворительными они ни были, были использованы для построения двух возможных — и, возможно, совместимых — генеалогий Эльфгифу, обе из которых приписывают ей определенную степень королевского ранга. Одна теория, поддерживаемая Сирилом Хартом и рассматриваемая Полиной Стаффорд, делает ее дворянкой мерсийского происхождения, происходящей от олдормена Этельфрита Мерсийского. [ 5 ] и его жена Этельгит , [ 6 ] которая, возможно, была дочерью элдормена Этельвульфа и племянницей мерсийской супруги короля Альфреда Элсвит . [ 7 ] Эта реконструкция основана на вероятности того, что Рисборо (Бакингемшир), одно из владений Эльфгифу, упомянутых в завещании, ранее принадлежало Этельгит. [ 8 ] Возможное значение состоит в том, что Эльфгифу унаследовал поместье и многие другие поместья в Бакингемшире. Учитывая, что она попросила епископа Этельволда, одного из ее бенефициаров, заступиться за ее «душу матери», возможно, она сделала это по материнской линии. Если предположение верно, она была бы тесно связана с политически известной семьей элдормена Этельстана Полукороля и его потомков. [ 9 ]
Ее предполагаемое завещание также является отправной точкой для другой, более широко распространенной гипотезы. [ 10 ] В этом документе она завещает Эльфверду и Этельверду, по-видимому, ее братьям (один из которых был женат на Этельфлед), а также своей сестре Эльфвару. Этельверд и Эльфверд вновь появляются как братья и тэны ( министры ) в списке свидетелей поддельной королевской хартии, датированной 974 годом. [ 11 ] Похоже, это тот самый Этельверд, который регулярно подтверждает королевские грамоты между 958 и 977 годами в качестве королевского тэна. [ 12 ] и, возможно, впоследствии стал прославленным элдорменом западных провинций и автором латинской хроники, [ 13 ] в котором он утверждал, что происходит от короля Этельреда Уэссекского (ум. 871), четвертого сына короля Этельвульфа. [ 14 ] Вывод, который можно сделать из этих просопографических обходных путей, состоит в том, что, если элдормен и летописец Этельверд был ее братом, она, должно быть, имела с ним общего предка в лице короля Этельреда. В этом свете Эльфгифу был бы троюродным братом Эдвига, если бы его удалили.
Две генеалогии не исключают друг друга. Эндрю Уэрхэм предполагает, что эти две разные ветви королевской семьи могли соединиться в браке, в результате которого родился Эльфгифу. Учитывая особое упоминание в завещании «души матери» Эльфгифу, это могло означать, что Этельгифу был потомком Этельгита, в то время как анонимный отец прослеживал свое происхождение от Этельреда. [ 15 ]
Ни одна из гипотез не является окончательной. Слабая сторона этих предположений заключается в том, что они основаны на предположении, что завещательница Эльфгифу — это то же самое, что и бывшая королевская супруга. [ 16 ] Однако по причинам, которые будут рассмотрены ниже, большинство историков отдают предпочтение этой идентификации, хотя обычно с оговорками. [ 17 ]
Свадьба
[ редактировать ]

В неизвестную дату, примерно во время своего вступления на престол, молодой король Эдвиг женился на Эльфгифу. Этот союз был или должен был стать одним из самых противоречивых королевских браков в Англии X века. был брат Эдвига Эдгар Предполагаемым наследником , но законный сын, рожденный от этого брака, серьезно уменьшил бы шансы Эдгара на престол, особенно если бы оба родителя имели королевский ранг. [ 18 ] Воспитанный Эльфвинн , женой Этельстана-Полукороля , вместе со своим сыном Этельвином , Эдгар пользовался поддержкой Этельстана-Полукороля (ум. после 957 г.) и его сыновей, чья база власти была сосредоточена в Мерсии и Восточной Англии и которые не хотели любил терять власть и влияние в пользу родственников и соратников Эльфгифу. Если предположение Харта о том, что Эльфгифу имел королевское мерсийское происхождение и был связан с последней семьей, верно, можно было надеяться, что этот брак даст Эдвигу некоторое политическое преимущество в осуществлении западно-саксонского контроля над Мерсией. [ 19 ]
Мать Эльфгифу, Этельгифу, похоже, сыграла решающую роль в ее возвышении на стороне короля, о чем свидетельствуют их совместные появления в источниках. Вместе они становятся свидетелями подписания хартии, в которой записан обмен землей между епископом Брихтельмом и Этельволдом, тогдашним аббатом Абингдона. [ 20 ] и оба их имени встречаются среди «прославленных» благотворителей на листе Liber Vitae начала XI века Нового собора в Винчестере. [ 21 ] В своем предполагаемом завещании (см. выше) Эльфгифу просит епископа Этельволда, одного из ее бенефициаров, заступиться за нее и ее мать. [ 22 ]
Вполне вероятно, что это две женщины, которые изображены как сексуальные партнерши Эдвига в « Житии святого Данстана» автора «Б» и в «Житии святого Освальда» Биртферта из Рэмси , обе датируются примерно 1000 годом. «Жизнеописании В Данстана» утверждается, что На банкете после торжественной коронации в Кингстоне (Суррей) Эдвиг встал из-за стола и удалился в свою комнату, чтобы развратился с двумя женщинами, неприличной дворянкой ( quaedam, licetnationepræcelsa, inepta tamen mulier ), позже идентифицированной как Этельгифу, и ее дочерью зрелого возраста ( adultafilia ). Говорят, что они присоединились к нему «очевидно, чтобы вступить с ним в законный брак и вступить в союз с ним самой или своей дочерью». [ 23 ] Потрясенные неподобающим уходом Эдвига, дворяне послали Данстана и епископа Кинесиджа, которые силой потащили короля обратно на пир. Этим поступком Дунстан навлек на себя неприязнь короля, который отправил его в изгнание по наущению Этельгифу. Названная современной Иезавелью , она воспользовалась бы гневом Эдвига, приказав преследовать Данстана и ограбить его собственность. [ 24 ] О том, что воспоминания о сексуальных связях Эдвига на рубеже веков стали испорченными и запутанными, свидетельствует « Жизнь святого Освальда» Бирферта, в которой есть более фантастическая история о двух женщинах Эдвига. В нем рассказывается, что король был женат, но сбежал с дамой, которая была ниже его жены по рангу. Архиепископ Ода лично схватил новую любовницу короля в ее доме, вынудил ее покинуть страну и сумел исправить поведение короля. [ 25 ]
Эти истории, записанные примерно 40 с лишним лет спустя, похоже, коренятся в более поздних клеветнических кампаниях, целью которых было опорочить репутацию Эдвига и его супружеских родственников. Хотя обе «Жизни» сосредоточены на личном аспекте событий с точки зрения их главных героев, на заднем плане вырисовываются последствия фракционного соперничества. Известно, что в 958 году архиепископ Кентерберийский Ода , сторонник Данстана, аннулировал брак Эдвига и Эльфгифу на основании их кровного родства. [ 3 ] Основной мотив этого удивительно запоздалого решения вполне мог быть политическим, а не религиозным или юридическим, поскольку оно укрепило статус Эдгара как наследника престола. Вполне вероятно, что поступок Оды был спровоцирован сторонниками Эдгара, сыновьями Этельстана-полукороля и, в частности, их союзником Данстаном , чью монашескую реформу они щедро поддержали. [ 18 ]
Это событие необходимо поместить в более широкий контекст борьбы Эдвига за сохранение политического контроля и фракций, которые поддерживали Эдгара как предполагаемого наследника. [ 26 ] Летом 957 года Эдгар был избран королем Мерсии. [ 27 ] Автор «Б» представляет это как результат северного восстания против Эдвига, в результате которого он потерял контроль к северу от Темзы (Мерсия и Нортумбрия ), и Эдгар стал королем этой части Англии. Это сильное преувеличение, поскольку Эдвиг сохранил в своих грамотах титул «короля Англии», а Этельверд предусматривал «непрерывное» правление. [ 28 ] Описание Эдгара как regulus в аллитеративной хартии 956 года может даже означать, что существовала предварительная договоренность о том, что Эдгар станет подчиненным своего брата в Мерсии, как только он достигнет совершеннолетия. [ 29 ] Слабость политической позиции Эдвига, тем не менее, подтверждается ретроспективной запиской епископа Этельволда с жалобой на то, что Эдвиг «по невежеству детства рассеял свое королевство и разделил его единство». [ 30 ]
Хотя тогда казалось, что Дунстан и архиепископ Ода выступили против брака, это была не вся враждебность, которую Эльфгифу пришлось терпеть со стороны церковных магнатов. Другой бенедиктинский реформатор, Этельволд , аббат Абингдона, а затем епископ Винчестера, похоже, предпочитал поддерживать ее, даже если он не был некритичен к правлению ее мужа. Одной из немногих хартий, засвидетельствованной Эльфгифу, является вышеупомянутый меморандум из Абингдона, который подтверждает обмен землей между Этельволдом и Брительхлем. В подписке она признана женой короля ( þæs cininges wif ). [ 20 ] Завещание Эльфгифу, если его можно приписать ей, представляет собой еще более четкое свидетельство ее тесной связи с Этельволдом. [ 31 ]
Вдовство
[ редактировать ]
Не менее важным, чем обстоятельства ее семейной жизни, является то, как Эльфгифу могла действовать после распада ее брака и, особенно, с осени 959 года, когда Эдвиг умер (1 октября 959 года) и ему наследовал его брат Эдгар. как король всей Англии. Витэ . в этот момент бесполезно Бирхтферт пишет, что любовница Эдвига была сослана Одой (ум. 958), но его рассказ о вмешательстве архиепископа сомнителен и лишь слабо перекликается с историческими сведениями «Хроник » . Еще менее правдоподобной является история, записанная Осберном в конце XI века. Приняв описание Б. правления Эдгара в Мерсии как результат переворота против Эдвига, он усиливает историю, предполагая, что любовница Эдвига ( adultera ) попала в засаду, устроенную восставшими из Мерсии, и умерла вскоре после этого. [ 33 ]
Независимо от того, вела ли Эльфгифу сдержанную деятельность или действительно жила в изгнании, как, по-видимому, утверждает Биртферт, есть основания полагать, что к середине 960-х годов она обрела некоторый мир, процветание и хорошее взаимопонимание с королем Эдгаром и королевским домом. . Эта картина основана на ее отождествлении с Эльфгифу, богатым землевладельцем в Юго-Восточной Англии и родственником короля Эдгара. Под покровительством Эдгара она фигурирует в двух королевских грамотах 966 года нашей эры, в которых он называет ее «некоей знатной матроной ( matrona ), связанной со мной родством мирской крови». [ 34 ] Незадолго до смерти Эдгара (975 г.) [ 35 ] она оставила завещание, в котором завещала обширные поместья в Бакингемшире, Оксфордшире и Хартфордшире, значительные суммы денег и различные ценные предметы (1) церковным домам (Старый и Новый соборы, Абингдонское аббатство , Ромсиское аббатство и Батское аббатство ), (2 ) Епископ Этельволд (лично), (3) члены королевской семьи (Эдгар, королева Эльффрит и Эдвард Мученица ), и (4) ее ближайшие родственники (два ее брата, сестра и жена брата). Самыми значительными завещаниями являются наследства королю Эдгару и Старому собору, которые получили обширное поместье в Принцах Рисборо, насчитывающее 30 хинов . [ 36 ] О детях не упоминается. Исключительно высокий статус предполагает подарок или плата Эдгару, который интерпретируется как ее гериот , состоящий из двух нарукавников по 120 манкусов в каждом, кубка для питья, 6 лошадей, 6 щитов и 6 копий. [ 37 ] Убедительных доказательств нет, но на то, что два Эльфгифуса идентичны, убедительно указывает их близкая связь с королевской семьей, епископом Этельволдом, новым министром в Винчестере и с их собственной матерью. [ 10 ]
К сожалению, условия возвращения Эльфгифу к счастью остаются неясными. Было бы важно, например, знать, как и на каких условиях она стала владеть поместьями, упомянутыми в ее завещании. Те, что в Ньюнхем-Мюррене и Линслэйде, ранее были подарены ей королем Эдгаром и теперь возвращены королевской семье. [ 38 ] но невозможно определить, какие из других имений входили в состав ее приданого имущества, а какие были унаследованы или приобретены иным образом. [ 39 ] Как отмечалось ранее, были выдвинуты предположения, что принцы Рисборо перешли по материнской линии. Если бы другие владения также принадлежали ей, восстановление ее положения могло бы стоить очень дорого, что значительно обогатило королевскую семью землями к северу от Темзы. [ 19 ]
Хотя в двух грамотах 966 года Эдгар проявил щедрость и признал родственные узы, возникает вопрос, насколько это было вызвано давлением, а не доброй волей. [ 19 ] В пользу первого Эндрю Уэрхэм предположил, что, назвав своего третьего и самого «престольного» сына (род. после ок . 964 г.) Этельредом , в честь своего прапрадяди и, следовательно, в честь предков Эльфгифу и Этельверда (см. Генеалогию ↑) Эдгар, возможно, намеревался сделать сочувственный жест, которым он подчеркнул их родство. [ 40 ]
В своем завещании Эльфгифу связывает свои дары «Божьей церкви» со спасением ее души и души Эдгара, что предполагает, что она выразила общий интерес к бенедиктинской реформе, щедрым спонсором которой был Эдгар, а выдающимся проводником - епископ Этельволд. В свою очередь, она, возможно, надеялась, что он направит ее гранты на хорошее и благочестивое применение. Согласно Либеллусу Этельволди , такое, похоже, сбылось в случае с Марсвортом , который он пожертвовал аббатству Эли , вновь основанному епископом Этельволдом в 970 году. [ 41 ]
Интригующим аспектом завещания Эльфгифу является то, как оно могло быть использовано для более тесной связи ее родственной группы и соратников в выгодных отношениях с королевской семьей и ведущими церковными учреждениями или же для подтверждения ассоциации. Наиболее прямо это видно, когда она обращается к Эдгару с особой просьбой: «Я умоляю моего королевского господина из любви к Богу, чтобы он не покинул моих людей, которые ищут его защиты и достойны его». Она также позаботилась о том, чтобы Монгевелл, расположенный недалеко от нового поместья Эдварда в Ньюнхем-Мюррене и Беркхемпстеде, не перешел непосредственно в собственность общины Старого собора, а сначала был сдан в аренду ее братьям и сестрам при условии, что они будут отдавать арендную плату за питание ( feorm ) два министра каждый год.
В то время как Эдвиг, как Альфред и Эдвард, была похоронена в Новом соборе, Эльфгифу намеревался похоронить ее тело в соседнем Старом соборе . В Винчестере Эльфгифу хорошо помнили за ее щедрость, и, возможно, ее мать тоже: Ælfgyfu coniunx Eadwigi regis и Æþelgyfu , которая, возможно, была ее матерью, появляются на странице Нового собора Liber Vitae 1031 года среди прославленных благодетельниц общины. [ 42 ]

БЕНЕФИЦИАР ЗАКАЗАНИЕ Церковные дома: Старый собор, Винчестер поместье в Принсес Рисборо (Бакс), за исключением освобожденных рабов + 200 манкусов золота, ее святыня с реликвиями + Поместья в Монджвелле (Оксон) и Беркхемпстеде (Хертс), см. ниже. Нью-Мистер, Винчестер поместье в Бледлоу (Бакс). + 100 манкусов золота Нуннаминстер (аббатство Святой Марии), Винчестер диск ( диск ) Женский монастырь Христа и Святой Марии в Ромси (Хантс), заново основанный Эдгаром в 967 году. [ 43 ] поместье в Уоддоне (Бакс). Абингдонское аббатство Чешам (Бакс.) Батское аббатство Уикхем ( Wicham ), возможно, в Беркшире или южнее, в Хэмпшире , но топоним слишком распространен для идентификации. [ 43 ] Королевская семья Король Эдгар поместья в Винге (Бакс), Линслэйде (Бакс, ср.: S 737), Хавершеме (Бакс), Хэтфилде (Хертс?), Масворте или Марсворте (Бакс) и Гуссаже (Олл-Сэйнтс, Дорсет) + 2 нарукавника (по 120 манкусов в каждом), чаша для питья ( сопчапан ), 6 коней, 6 щитов и копий (предположительно ее гериот «смертный долг»). Этелинг , , вероятно Эдвард поместье в Ньюнхэм-Мюррене (Оксон), ранее подаренное королем Эдгаром (S 738) + нарукавник из 30 манкусов Королева ( Элфрит ) ожерелье из 120 манкусов, браслет из 30 манкусов и чаша для питья Семья Эльфверд, Этельверд и Эльфвару поместья в Монджвелле (Оксон) и Беркхемпстеде (Хертс) на всю жизнь с ежегодной двухдневной арендной платой за еду для Старого и Нового соборов; с возвращением к Старому собору после их жизни. Эльфвару «все, что я ей одолжил» Эльфворт чаша для питья Этельверд орнаментированный рог для питья Этельфледа, жена ее брата повязка на голову Епископы и настоятели Епископ Этельволд поместье в Tæafersceat (неизвестно) с просьбой заступиться за нее и ее мать. Каждый настоятель 5 фунтов пенсов, которые можно потратить на ремонт церкви. Епископ Этельволд и Этельгар , настоятель Нового собора. оставшиеся деньги, вверенные им на (1) содержание Старого собора и (2) раздачу милостыни.
Примечания
[ редактировать ]- ^ S 1292 (956 x 957 гг. н. э.), засвидетельствовано Эльфгифу — þæs cininges с 7 Æþelgifu — þæs cyninges Wifes modur .
- ^ B, Вита С. Дунстани § 21.
- ^ Перейти обратно: а б Англосаксонские хроники (MS D), 958 г. н.э.
- ^ S 1484. Keynes, "Eadwig". PASE s.v. Ælfgifu 2 / Ælfgifu 4
- ^ С 367, 367а, 371.
- ^ PASE s.v. Æthelgyth 1
- ^ S 1442. PASE s.v. Æthelwulf 30 / Æthelwulf 21
- ^ S 367 и S 1484.
- ^ Харт, Сирил, Дэнелау , с. 462 и др. и 569–604; Стаффорд, «Эльфгифу»; Уайтлок, Англо-Саксон Уиллс ; п. 119
- ^ Перейти обратно: а б Йорк, Барбара, епископ Этельволд .
- ^ S 796 (974 г. н.э.) .
- ^ PASE s.v. Æthelweard 21
- ^ PASE s.v. Æthelweard 23
- ^ Этельверд (1961), Chronicon , предисловие и IV гл. 2.
- ^ Уэрхэм, Эндрю, Трансформация родства ; п. 385.
- ^ Вормальд, Патрик, «Этельверд ( ум . 998?)». ОДНБ . По состоянию на 1 июля 2008 г.
- ^ Уайтлок, завещания Дороти Англо-Саксон . п. 119; Йорк, Барбара, епископ Этельволд и см. примечание.
- ^ Перейти обратно: а б Йорк, Барбара, епископ Этельволд . п. 77.
- ^ Перейти обратно: а б с Стаффорд, «Эльфгифу».
- ^ Перейти обратно: а б S 1292 г. (956 x 957 г. н. э.).
- ^ Нью-Минстера Книга жизни , л. 26r 20 iii ( Ælfgyfu conjux короля Эдвига ) и fol. 26 v 20 xxxix. Источник: «Ælfgifu 2» и «Æthelgifu 3», PASE.
- ^ С 1484.
- ^ B, Вита С. Дунстани § 21, тр. Дороти Уайтлок, «Английские исторические документы» , с. 901.
- ^ B, Вита С. Дунстани § 21-2: стр. 32–3.
- ^ Биртферт, Жизнь святого Освальда.
- ^ Барбара Йорк, епископ Этельволд . стр. 78–9.
- ^ Англо-саксонские хроники (B и C) 957 г. н.э.
- ^ Этельверд, Chronicon Bk 4, гл. 8.
- ^ S 633 (956 г. н. э.) ; Барбара Йорк, епископ Этельволд . стр. 77–8.
- ^ Предисловие к «Староанглийскому переводу Правила Бенедикта (975–984 гг. Н.э.)», изд. Уайтлок, Бретт и Брук. Соборы и Синоды 871-1204 . Том 1. 142-54: 146; тр. Д. Уайтлок, Английские исторические документы, вып. 238, с. 920.
- ^ Йорк, Барбара, епископ Этельволд ; п. 80.
- ^ См. Его Величество Тейлор, «Англосаксонская церковь в Крыле». Археологический журнал ; 136 (1979): 43–52.
- ^ Осберн, Вита С. Дунстани § 28, изд. Стаббс, с. 102. См.: Эдмер и Уильям Малмсберийский.
- ^ С 737 и 738.
- ^ Уайтлок, Англосаксонские завещания , стр. 118.
- ↑ По данным «Книги судного дня», поместье оценивалось в 30 шкур в 903 году и оставалось таковым в 1066 году. Уайтлок, Англо-Саксон Уиллс . п. 119; Уэрхэм, «Трансформация родства». п. 386.
- ^ Стаффорд, «Жена короля». п. 22; Уайтлок, Англо-Саксон Уиллс . п. 120.
- ^ С 737-8.
- ^ Стаффорд, «Жена короля». п. 22 и «Эльфгифу». О различии между книжной и фольклорной страной см. Патрик Вормолд, « On ða wœpnedhealfe : королевская власть и королевская собственность от Этельвульфа до Эдварда Старшего». В Эдварде Старшем, 899–924 , изд. Нью-Джерси Хайэм и Дэвид Хилл. Лондон: Рутледж, 2001. 264–79.
- ^ Уэрхэм, «Трансформация родства». п. 389.
- ^ Либеллус Этельволди гл. 58; Liber Eliensis II гл. 47 (основанный на первом); Уэрхэм, «Трансформация родства». п. 387.
- ^ Новый министр Liber Vitae , л. 26р 20; Саймон Кейнс, «Эдвиг».
- ^ Перейти обратно: а б Уайтлок, англосаксонская воля . п. 119.
Первоисточники
[ редактировать ]- Этельверд , Хроники Этельверда: Chronicon Aethelweardi , изд. и тр. Алистер Кэмпбелл, «Хроники Этельверда» . Лондон: Нельсон, 1962.
- Англосаксонские уставы :
- S 1292 г. , Соглашение между епископом Брительмом и Этельволдом (956 x 957 гг. н.э.).
- S 1484 , завещание Эльфгифу (966 x 975 н.э.), из архива Старого собора, изд. и тр. Д. Уайтлок, «Англо-Саксон Уиллс» . Кембриджские исследования по истории английского права. Кембридж, 1930 год.
- S 737 г. король Эдгар дарит 10 шкур в Линслейде (Бакингемшир) матроне Эльфгифу, своей родственнице (966 г. н.э., архив: Абингдон).
- S 738 , король Эдгар передает 10 шкур в Ньюнхем-Мюррене (Оксфордшир) матроне Эльфгифу , его родственнице (966 г. н.э., архив: Старый собор).
- S 745 , Хартия о восстановлении Нью-Минстера (966 г. н. э.).
- Англосаксонские хроники MS D, изд. Дэвид Дамвилл и Саймон Кейнс, «Англосаксонские хроники». совместное издание . Том. 6. Кембридж, 1983 год.
- Англосаксонские хроники ; Майкл Дж. Суонтон, пер. 2-е изд. Лондон, 2000.
- Автор «Б.», Вита С. Дунстани , изд. У. Стаббс, Мемориалы святого Данстана, архиепископа Кентерберийского . (Серия Rolls; 63.) Лондон: Longman & Co., 1874. 3–52.
- Биртферт из Рэмси , Жизнь святого Освальда , изд. Дж. Рейн, Историки Йоркской церкви и ее архиепископов . (Серия Rolls; 71.) 3 тома: том 1. Лондон: Longman & Co., 1879: 399–475.
- Liber Eliensis , изд. Э.О. Блейк, Liber Eliensis . (Камден, третья серия; 92.) Лондон: Королевское историческое общество, 1962; тр. Дж. Фэйрвезер. Либер Элиенсис. История острова Эли с седьмого по двенадцатый век . Вудбридж, 2005.
- New Minster Liber Vitae , согласно резюме на PASE , по личным ссылкам ниже.
Ссылки
[ редактировать ]- Харт, Сирил. Данелау . 1992. 455–65 (глава «Воля Эльфгифу») и 569–604.
- Кейнс, Саймон. «Эдвиг ( ок . 940–959)». Оксфордский национальный биографический словарь . Oxford University Press, 2004. По состоянию на 11 января 2007 г.
- Стаффорд, Полин. «Эльфгифу ( эт . 956–966)». Оксфордский национальный биографический словарь . Oxford University Press, 2004. По состоянию на 11 января 2007 г.
- Стаффорд, Полин. «Жена короля в Уэссексе, 800–1066». Прошлое и настоящее 91 (1981): 3–27.
- Уэрхэм, Эндрю. «Трансформация родства и семьи в позднеанглосаксонской Англии». Раннесредневековая Европа ; 10 (2001). 375–99. (особенно 385–99)
- Уайтлок, Дороти (редактор), Anglo-Saxon Wills . (Кембриджские исследования по истории английского права.) Кембридж: UP, 1930.
- Йорк, Барбара. Епископ Этельволд: его карьера и влияние . Вудбридж, 1988. 76–88.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Смайт, Росс Вудворд. «Действительно ли король Эдвиг отказался от своего коронационного пира, чтобы устроить ménage à trois со своей женой и тещей? Какая история стоит за этой историей?» Quaestio insularis 6 (2005): 82–97.
- Стаффорд, Полин. Объединение и завоевание. Политическая и социальная история Англии в десятом и одиннадцатом веках . Лондон, 1989 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Эльфгифу 2 в Просопографии англосаксонской Англии ; возможно, также Эльфгифу 4
- Гравюра Уильяма Гамильтона
- Эльгива, захваченная по приказу архиепископа Одо Джоном Эвереттом Милле (1829–1896), Фонд музеев Бирмингема