Данстан
Данстан | |
---|---|
Архиепископ Кентерберийский | |
![]() Возможный автопортрет ; деталь из учебника Гластонбери | |
Установлено | 959 |
Срок закончился | 988 |
Предшественник | Бюртельм |
Преемник | Еда по выходным |
Личные данные | |
Рожденный | в. 909 |
Умер | 19 мая 988 г. (около 79 лет) Кентербери , Англия |
Похороненный | Кентерберийский собор |
Святость | |
Праздник | 19 мая |
Почитается в | |
канонизирован | 1029 |
Атрибуты | Мужчина держит кузнечные щипцы; с голубем, парящим возле него; с отрядом ангелов перед ним |
Покровительство | Кузнецы; ювелиры; слесари; музыканты; серебряники; звонари; Шарлоттаун, Канада; Запаска |
Святыни | Кентерберийский собор (но также претендует на Гластонберийское аббатство ), оба разрушены. |
Данстан , [ а ] ( ок. 909 – 19 мая 988), [ 2 ] был английским епископом и -бенедиктинцем монахом . Он был последовательно аббатом Гластонберийского аббатства , епископом Вустера , епископом Лондона и архиепископом Кентерберийским , позже канонизированным . [ 3 ] Его работа восстановила монашескую жизнь в Англии и реформировала английскую церковь. Его биограф XI века Осберн , сам художник и писец, утверждает, что Данстан умел «создавать изображения и писать буквы», как и другие священнослужители его возраста, достигшие высшего ранга. [ 4 ]
Данстан служил важным государственным министром при нескольких английских королях. Он был самым популярным святым в Англии на протяжении почти двух столетий, получив известность благодаря многочисленным историям о своем величии, не последними из которых были истории о его знаменитой хитрости в победе над Дьяволом .
Молодость (909–943)
[ редактировать ]Рождение и родственники
[ редактировать ]По словам самого раннего биографа Данстана, известного только как «Б», [ б ] его родителей звали Хеорстан и Кинетрит, и они жили недалеко от Гластонбери . Б утверждает, что Дунстан был « оритуром » во времена короля Этельстана , с 924 по 939 годы. « Оритур » часто понималось как «рожденный», но это маловероятно, поскольку другой источник утверждает, что он был рукоположен во время правления Этельстана, и он ему было бы меньше 30 лет, если бы он родился не ранее 924 года. Более вероятно, что « оритур » следует понимать как «появился» и что он родился около 910 года. Б заявляет, что он был родственником Эльфхеа Лысого , епископа Винчестера и Кинесиджа , епископа Личфилда . По словам более позднего биографа, Аделарда Гентского , он был племянником Ательма , архиепископа Кентерберийского , но это менее достоверно, поскольку об этом не упоминает Б., который должен был знать, поскольку он был членом семьи Данстана. [ 2 ]
Школа при королевском дворе
[ редактировать ]В детстве Данстан учился у ирландских монахов , которые тогда занимали руины аббатства Гластонбери . [ 6 ] Отчеты рассказывают о его юношеском оптимизме и о его видении восстановления аббатства. Еще будучи мальчиком, Данстан заболел почти смертельной болезнью и, казалось бы, чудесным образом выздоровел. Еще в детстве он отличался преданностью учебе и мастерством во многих видах художественного мастерства. С согласия родителей он был пострижен , получил мелкие сан и служил в старинной церкви Святой Марии. Он стал настолько известен своей преданностью знаниям, что, как говорят, Ательм вызвал его на службу. [ 7 ] Позже он был назначен при дворе короля Этельстана. [ 8 ]

Дунстан вскоре стал фаворитом короля и стал предметом зависти других членов двора. Был задуман заговор с целью опозорить его, и Данстана обвинили в причастности к колдовству и черной магии . [ 3 ] Король приказал ему покинуть двор, и когда Дунстан покидал дворец, его враги физически напали на него, жестоко избили, связали и бросили в выгребную яму . [ 9 ] Ему удалось выползти и пробраться к дому друга. Оттуда он отправился в Винчестер и поступил на службу к своему родственнику Эльфхеаху , епископу Винчестера. [ 7 ]
Епископ пытался уговорить его стать монахом , но Дунстан сомневался, есть ли у него призвание к безбрачной жизни. Ответ пришел в виде приступа опухолей по всему телу Данстана. Эта болезнь была настолько серьезной, что ее приняли за проказу . Скорее всего, это была какая-то форма заражения крови, вызванная избиением и броском в выгребную яму. [ 9 ] Какова бы ни была причина, она изменила мнение Данстана. Он принял священный сан в 943 году в присутствии Эльфхеа и вернулся, чтобы жить жизнью отшельника в Гластонбери. [ 7 ] Напротив старой церкви Святой Марии он построил небольшую келью длиной 5 футов (1,5 м) и Глубина 2 + 1 ⁄ 2 фута (0,76 м). Именно там Данстан учился, занимался своим искусством и играл на арфе. Согласно легенде конца XI века, именно в это время Дьявол искушал Данстана и был удержан за лицо щипцами Данстана. [ 9 ]
Монах и настоятель (943–957).
[ редактировать ]Жизнь монаха
[ редактировать ]
Данстан работал серебряным мастером и в скриптории, пока жил в Гластонбери. Вероятно, он был тем художником, который нарисовал широко известный образ Христа с маленьким коленопреклоненным монахом рядом с ним в Гластонберийском учебнике , «одном из первых из серии контурных рисунков, которые должны были стать особенностью англоязычного искусства». -Саксонское искусство этого периода». [ 4 ] Данстан прославился как музыкант, осветитель и мастер по металлу. [ 8 ] Леди Этельфлед, племянница короля Этельстана, сделала Данстана своим доверенным советником и после своей смерти оставила ему значительное состояние. Позже он использовал эти деньги для содействия возрождению монашества в Англии. [ 10 ] Примерно в то же время умер его отец Херстан, и Данстан также унаследовал его состояние. Он стал человеком большого влияния, и после смерти короля Этельстана в 940 году новый король Эдмунд вызвал его ко двору в Чеддере и назначил министром. [ 3 ]
И снова королевская благосклонность вызвала ревность среди других придворных, и снова враги Данстана преуспели в своих заговорах. Король был готов отослать Данстана. [ 10 ] Тогда в Чеддере находились посланники из «Восточного королевства», под которым, вероятно, подразумевалась Восточная Англия . Дунстан умолял послов взять его с собой, когда они вернутся в свои дома. Они согласились сделать это, но этого не произошло. Рассказ записан:
...король поехал охотиться на оленя в лес Мендип . Он отделился от своих слуг и на огромной скорости последовал за оленем в направлении скал Чеддер. Олень слепо бросился через пропасть, а гончие преследовали его. Эдмунд тщетно пытался остановить свою лошадь; затем, видя, что смерть неминуема, он вспомнил о своем жестоком обращении со святым Данстаном и пообещал загладить свою вину, если его жизнь будет сохранена. В этот момент его лошадь остановилась на самом краю обрыва. Возблагодарив Бога, он немедленно вернулся в свой дворец, позвал святого Данстана и велел ему следовать за ним, а затем поехал прямо в Гластонбери. Войдя в церковь, король сначала преклонил колени в молитве перед алтарем, затем, взяв святого Дунстана за руку, поцеловал его, подвел к трону игумена и, посадив на него, пообещал ему всяческую помощь. в восстановлении богослужения и регулярного соблюдения.
Настоятель Гластонбери
[ редактировать ]Данстан, ныне аббат Гластонбери, сразу же приступил к работе над реформой. [ 3 ] Ему пришлось воссоздать монашескую жизнь и восстановить аббатство. Он начал с основания бенедиктинского монашества в Гластонбери. [ 8 ] По мнению автора «Учреждения монастырей Эдгара» (написанного в 960-х или 970-х годах) и по мнению первого биографа Данстана, который был членом общины в Гластонбери, «Правило святого Бенедикта» послужило основой его восстановления. [ 11 ] Их заявления также соответствуют характеру его первых мероприятий в качестве аббата, значению его первых построек и бенедиктинским наклонностям его наиболее выдающихся учеников. [ 12 ]
Тем не менее, не все члены общины Данстана в Гластонбери были монахами, соблюдавшими бенедиктинское правило . Фактически, первый биограф Данстана, «Б.», был священнослужителем, который в конце концов присоединился к сообществу каноников в Льеже после отъезда из Гластонбери. [ 13 ]

Первой заботой Данстана было восстановить церковь Святого Петра, восстановить монастырь и восстановить монастырскую ограду. [ 10 ] Светские дела дома были поручены его брату Вульфрику, «чтобы ни он сам, ни кто-либо из так называемых монахов не мог нарушить ограду». [ 12 ] Была основана школа для местной молодежи, которая вскоре стала самой известной в свое время в Англии. [ 8 ] Также было завершено существенное расширение ирригационной системы на окружающих уровнях Сомерсета . [ 14 ]
Через два года после назначения Данстана, в 946 году, король Эдмунд был убит. Его преемником стал Эадред . Политику нового правительства поддержали мать королева - Эдгифу Кентская , архиепископ Кентерберийский Ода и восточноанглийская знать, во главе которой стоял могущественный олдермен Этельстан «Полукороль» . Это была политика объединения и примирения с датской половиной королевства. [ 6 ] Целью было прочное установление королевской власти. В церковных вопросах он выступал за распространение католических обрядов, восстановление церквей, моральную реформу духовенства и мирян и конец религии датчан в Англии. [ 9 ] Эта политика сделала Данстана популярным на севере Англии, но непопулярным на юге. [ 15 ] Против всех этих реформ была знать Уэссекса, среди которой было большинство родственников Данстана и которые были заинтересованы в сохранении устоявшихся обычаев. В течение девяти лет влияние Данстана было доминирующим, в течение этого времени он дважды отказывался от должности епископа (от должности Винчестера в 951 году и Кредитона в 953 году), подтверждая, что он не оставит сторону короля, пока король жив и нуждается в нем. [ 8 ]
Изменения в судьбе
[ редактировать ]
В 955 году Эадред умер, и ситуация сразу изменилась. Эдвиг , старший сын Эдмунда, взошедшего тогда на трон, был упрямым юношей, полностью преданным реакционной знати. По одной из легенд, вражда с Данстаном началась в день коронации Эдвига, когда он не смог присутствовать на собрании дворян. Когда Дунстан в конце концов нашел молодого монарха, он резвился с дворянкой по имени Эльфгифу и ее матерью и отказался вернуться с епископом. Разъяренный этим, Данстан потащил Эдвига обратно на королевское собрание. [ 16 ]
Позже, осознав, что он спровоцировал короля, Данстан увидел, что его жизнь в опасности. Он бежал из Англии и переправился через Ла-Манш во Фландрию, где обнаружил, что не знает языка и обычаев местных жителей. [ 8 ] Граф Фландрии Арнульф I принял его с почестями и поселил в аббатстве Мон-Бланден , недалеко от Гента . Это был один из центров бенедиктинского возрождения в этой стране, и Данстан впервые смог наблюдать строгое соблюдение правил, которое возродилось в Клюни в начале века. Его изгнание не было длительным. До конца 957 года мерсийцы и нортумбрийцы восстали и изгнали Эдвига, избрав его брата Эдгара королем страны к северу от Темзы. [ 6 ] Юг остался верен Эдвигу. Советники Эдгара сразу же отозвали Данстана. [ 8 ]
Епископ и архиепископ (957–978)
[ редактировать ]Епископ Вустера и Лондона
[ редактировать ]По возвращении Данстана архиепископ Ода епископы, а после смерти Кенвальда Вустерского посвятил его в в конце 957 года Ода назначил Данстана на кафедру. [ 17 ]
В следующем году кафедра в Лондоне стала вакантной и была передана Данстану, который занимал ее одновременно с Вустером. [ 3 ] [ 17 ] В октябре 959 года Эдвиг умер, и его брат Эдгар был с готовностью принят правителем Уэссекса. Одним из последних действий Эдвига было назначение преемника архиепископа Оды, который умер 2 июня 958 года. Кандидатом был выбран Эльфсиге Винчестерский, но он умер от холода в Альпах, когда направлялся в Рим за мантией . На свое место Эдвиг затем назначил одного из своих сторонников, епископа Уэллса Биртельма . Как только Эдгар стал королем, он отказался от второго выбора на том основании, что Биртельм не смог должным образом управлять даже своей первой епархией. [ 18 ] Затем Данстану было передано архиепископство. [ 8 ]
Архиепископ Кентерберийский
[ редактировать ]
Дунстан отправился в Рим в 960 году и получил паллий от Папы Иоанна XII . [ 3 ] По пути туда Данстан благотворительность была настолько щедрой, что ничего не оставило ему и его сопровождающим. Его управляющий пожаловался, но Данстан, похоже, предложил им довериться Иисусу Христу .
По возвращении из Рима Данстан сразу же восстановил свое положение виртуального премьер-министра королевства. По его совету Эльфстан был назначен епископом Лондона, а Освальд — епископством Вустера. В 963 году Этельволд , аббат Абингдона , был назначен на кафедру Винчестера. С их помощью и при готовой поддержке короля Эдгара Данстан продвинул вперед свои реформы в английской церкви. [ 3 ] Монахов в его общинах учили жить в духе самопожертвования, и Данстан активно соблюдал закон безбрачия, когда это было возможно. [ 19 ] Он запретил практику симонии (продажу церковных должностей за деньги) и положил конец обычаю священнослужителей назначать родственников на должности, находящиеся под их юрисдикцией. Были построены монастыри, а в некоторых великих соборах монахи заняли место светских каноников; в остальном каноники были обязаны жить по правилам. Приходские священники были вынуждены соответствовать своей должности; их призывали обучать прихожан не только истинам христианской веры, но и ремеслу для улучшения своего положения. [ 9 ] В государстве также произошли реформы. [ 8 ] Во всем королевстве поддерживался хороший порядок и соблюдалось уважение к закону. Обученные отряды охраняли север, а флот охранял берега от набегов викингов. [ 20 ]
В 973 году государственная мудрость Данстана достигла своего апогея, когда он возглавил коронацию короля Эдгара. Эдгар был коронован в Бате на императорской церемонии, запланированной не как инициация, а как кульминация его правления (шаг, который, должно быть, потребовал значительной предварительной дипломатии). [ 21 ] Эта служба, придуманная самим Данстаном и отмеченная стихотворением в «Англосаксонских хрониках», составляет основу современной британской церемонии коронации . [ 21 ] Позже состоялась вторая символическая коронация. Это был важный шаг, поскольку другие короли Британии пришли и присягнули Эдгару в Честере . [ 22 ] Шесть королей Британии, включая королей Шотландии и Стратклайда , поклялись в том, что они будут вассалами короля на море и на суше.
Эдгар правил как сильный и популярный король 16 лет. Правление Эдгара и, косвенно, его правящее партнерство с Данстаном хвалили ранние летописцы и историки, которые считали его золотым веком. « Англо-Саксонская хроника» опровергла это признание одной жалобой, критикуя высокий уровень иммиграции, имевший место в то время. следует Из более поздней истории Уильяма Малмсберийского , что возражение ограничивалось моряками-наемниками, нанятыми со всего побережья Северного моря для оказания помощи в защите страны. [ 23 ]
В 975 году Эдгару наследовал его старший сын Эдуард «Мученик» . [ 8 ] Его вступление на престол оспаривалось его мачехой Эльффрит ее собственный сын Этельред , которая желала, чтобы правил . Благодаря влиянию Данстана Эдвард был избран и коронован в Винчестере. [ 3 ] Смерть Эдгара воодушевила реакционную знать, и сразу же последовала решительная атака на монахов, сторонников реформ. По всей Мерсии их преследовали и лишали имущества. Их дело, однако, поддержал Этельвин , элдормен Восточной Англии, и королевству грозила серьезная опасность гражданской войны. три собрания Витана : Для разрешения этих споров было проведено в Киртлингтоне , в Кальне и в Эймсбери . При втором из них пол зала, где сидел витан, прогнулся, и все, кроме Данстана, цеплявшегося за балку, упали в комнату внизу; несколько мужчин были убиты. [ 24 ]
Последние годы (978–88)
[ редактировать ]В марте 978 года король Эдуард был убит в замке Корф , возможно, по наущению мачехи, и королём стал Этельред Неготовый. Коронация состоялась в воскресенье 31 марта 978 года. Согласно Уильяму Малмсесберийскому , написанному более века спустя, когда молодой король дал обычную клятву хорошо управлять, Данстан обратился к нему с торжественным предупреждением. Он раскритиковал насильственные действия, благодаря которым он стал королем, и предсказал несчастья, которые вскоре обрушились на королевство: [ 25 ] но влиянию Данстана при дворе пришел конец. [ 8 ] Данстан удалился в Кентербери, чтобы преподавать в кафедральной школе . [ 3 ]
Известны еще только три публичных акта. В 980 году Данстан присоединился к Эльфферу Мерсийскому в торжественном переносе мощей короля Эдуарда, который вскоре будет считаться святым, из могилы в Уэрхэме в святыню в аббатстве Шефтсбери . В 984 году он убедил короля Этельреда назначить Эльфхеа епископом Винчестера вместо Этельволда. [ 26 ] В 986 году Данстан убедил короля, пожертвовав 100 фунтов серебра, прекратить преследование Рочестерского престола .
Выход на пенсию Данстана в Кентербери состоял из долгих часов, как днем, так и ночью, проведенных в частной молитве, а также его регулярного посещения мессы и ежедневного офиса . Он посетил святыни Святого Августина и Святого Этельберта . Он работал над улучшением духовного и материального благосостояния своего народа, строил и восстанавливал церкви, открывал школы, рассматривал дела, защищал вдов и сирот, пропагандировал мир и укреплял уважение к чистоте. [ 6 ] Он занимался своим ремеслом, изготавливал колокола и органы, корректировал книги в соборной библиотеке. Он поощрял и защищал европейских ученых, приехавших в Англию, и активно преподавал мальчикам в соборной школе. В день Вознесения 988 года Дунстан отслужил мессу и трижды проповедовал народу: при Евангелии , при благословении и после Agnus Dei . В этом последнем обращении он объявил о своей скорой смерти и пожелал удачи своей пастве. [ 27 ] [ 15 ] В тот же день он выбрал место для своей могилы и лег спать. Его силы быстро иссякли, и в субботу утром, 19 мая, он собрал духовенство. В его присутствии отслужили мессу, затем он принял Чрезвычайное Соборование и Виатикум и умер. Сообщается, что последними словами Данстана были: «Он напомнил о своих чудесных делах, будучи милосердным и милостивым Господом: Он дал пищу боящимся Его». [ 12 ]
Вскоре после этого англичане признали его святым . Официально он был канонизирован в 1029 году. В том же году на Винчестерском Синоде было приказано торжественно отмечать праздник Святого Данстана по всей Англии. [ 12 ]
Наследие
[ редактировать ]Пока слава Томаса Беккета не затмила славу Данстана, он был любимым святым английского народа. Данстан был похоронен в своем соборе . В 1180 году его мощи были перенесены в гробницу на южной стороне главного алтаря, когда это здание было восстановлено после частичного разрушения пожаром 1174 года. [ 28 ]
Монахи Гластонбери утверждали, что во время разграбления Кентербери датчанами в 1012 году тело Данстана в целях безопасности было перенесено в их аббатство. Эту историю опроверг архиепископ Уильям Уорхэм , открывший гробницу в Кентербери в 1508 году. Они обнаружили, что мощи Данстана все еще находятся там. Однако его святыня была разрушена во время английской Реформации .
Покровительство и праздник
[ редактировать ]Данстан стал покровителем английских ювелиров и серебряников, потому что работал серебряным мастером, изготавливая церковную утварь. Восточная православная церковь и Римско-католическая церковь отмечают его праздник 19 мая. [ 3 ] Данстана также чтят в англиканской и епископальной церкви 19 мая. [ 29 ] [ 30 ]
В 2023 году пастырская территория Римско -католической епархии Клифтона . в честь Данстана была названа [ 31 ]
В литературе и фольклоре
[ редактировать ]Английская литература содержит множество упоминаний о нем: например, в «Рождественской песне» Чарльза Диккенса , [ с ] и в этом народном стишке:
Святой Данстан, как гласит история,
Однажды вытащил дьявола за нос
Раскаленными щипцами, от которых он рычал,
Что его было слышно за три мили или больше. [ 33 ]
Эта народная история уже показана в инициале «Жизни Данстана» в «Кентерберийских пассионале » второй четверти XII века ( Британская библиотека , Harley MS 315, ф. 15 об.). [ 34 ]

Дэниел Анлезарк предварительно предположил, что Данстан может быть средневековым автором поэмы «Соломон и Сатурн» , ссылаясь на стиль, выбор слов и хиберно-латынь, использованные в текстах. [ 35 ] Однако Клайв Толли рассматривает это утверждение с лингвистической точки зрения и не согласен с утверждением Анлезарка. [ 36 ]
Другая история повествует о том, как Данстан прибил подкову к ноге Дьявола, когда его попросили переобуть раздвоенное копыто Дьявола. Это причинило Дьяволу сильную боль, и Данстан согласился снять подкову и освободить Дьявола только после того, как пообещал никогда не входить в места, где над дверью находится подкова. Это считается источником счастливой подковы. [ 37 ]
Другая легенда, касающаяся Данстана и Дьявола, пытается объяснить феномен ночей Франклина, поздних заморозков, которые случаются в период его праздника. История гласит, что Данстан был великим пивоваром и заключил соглашение, согласно которому Дьявол мог уничтожить цвет местных яблонь морозом, повредив урожай сидра , чтобы собственное пиво Данстана продавалось легче. [ 38 ]
Святой из Восточного Лондона
[ редактировать ]Как епископ Лондона, Данстан также был лордом поместья Степни и, возможно, как и последующие епископы, жил там. Записано, что Дунстан основал (или перестроил) [ 39 ] ) Церковь Степни , 952 год нашей эры. Эта церковь была посвящена Всем Святым, но была повторно посвящена Данстану после его канонизации в 1029 году, что сделало Данстана покровителем Степни. [ 40 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Латынь : Данстанус
- ↑ Хартия 955 года засвидетельствована только тремя свидетелями-священниками ниже статуса епископа, Данстаном, и двумя дьяконами, Биртельмом и Этельфертом, а Майкл Лапидж предполагает, что дьяконы были личными секретарями Данстана, а Биртельм, возможно, был «Б». [ 5 ]
- ^ «Еще туманнее и холоднее! Пронзительный, ищущий, жалящий холод. Если бы добрый Святой Дунстан только укусил Злого Духа в нос прикосновением такой погоды, вместо того, чтобы использовать свое знакомое оружие, тогда, действительно, он бы взревел с воодушевлением». [ 32 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ (на греческом языке) Святой Дунстан, архиепископ Кантуарийский . 19 мая. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ Перейти обратно: а б Лапидж 2004 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бансон, Бансон и Бансон, 1998 .
- ^ Перейти обратно: а б Александр 1992 , с. 9.
- ^ Лапидж 1993 , стр. 285–286, S 582 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Сент-Дунстан» . Католик онлайн . Проверено 5 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Британника, Редакторы энциклопедии. «Святой Данстан Кентерберийский». Британская энциклопедия , 28 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Кросс и Ливингстон 1997 , с. 514.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Сент-Дунстан» . Католическая община – Уокинг . st-dunstans.org. Архивировано из оригинала 8 июня 2017 года . Проверено 5 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мозг, Джессика. «Сент-Данстан», Историческая Великобритания, 25 мая 2023 г.
- ^ Уайтлок 1979 , с. 920.
- ^ Перейти обратно: а б с д Токе 1909 года .
- ^ Уинтерботтом и Лапидж, 2011 , с. lxix.
- ^ Уильямс 1970 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б Кифер, Джеймс Э. «Данстан Кентерберийский», Биографические очерки памятных христиан прошлого.
- ^ Уинтерботтом и Лапидж, 2011 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б Фрид и Повик, 1961 , с. 260.
- ^ Стентон, FM (1971). Англосаксонская Англия (Третье изд.). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 367. ИСБН 978-0-19-280139-5 .
- ^ Холлистер 1966 , с. 61.
- ^ Уильямс, Энн (2014). «Эдгар (по имени Эдгар Пацификус) (943/4–975)» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/8463 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Перейти обратно: а б Черчилль 1966 , с. 134.
- ^ Шама 2011 , с. 65.
- ^ Ранние источники об Эдгаре и Данстане, http://www.dot-domesday.me.uk/edgar.htm
- ^ Роуч, Леви (2013). Царство и согласие в англосаксонской Англии, 871–978 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 67, 240. ISBN. 978-1-107-03653-6 .
- ^ Черчилль 1966 , с. 139.
- ^ Фрайд, Э.Б.; Гринуэй, Делавэр; Портер, С.; Рой, И. (1996). Справочник британской хронологии (Третье исправленное издание). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 223. ИСБН 0-521-56350-Х .
- ^ «Биография: Сент-Дунстан» . Миссия Сент-Клер . Проверено 2 августа 2007 г.
- ^ Кук, GH (1949), Портрет Кентерберийского собора , Лондон: Дом Феникса, стр. 22–23.
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Малые праздники и посты 2018 . Church Publishing, Inc. 17 декабря 2019 г. ISBN 978-1-64065-235-4 .
- ^ «Приходы» . Клифтонская епархия . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ Диккенс 1893 , с. 24.
- ^ Достопочтенный 1825 г. , с. 670
- ^ Даннинг 2016 .
- ^ Анлезар 2009 .
- ^ Толли 2010 , стр. 166–168.
- ^ Лоуренс 1899 , с. 91.
- ^ Сэндлс, Тим (17 апреля 2016 г.). «Ночи Франклина» . Легенды Дартмура . Проверено 19 мая 2022 г.
- ^ «Средневековые пригороды Лондона», Кевин МакДоннелл, стр. 136.
- ^ Официальный путеводитель столичного округа Степни - 10-е издание - 1961 г. - Опубликовано Ed J Burrow and Co Ltd с. 29
Источники
[ редактировать ]- Александр, Джонатан Дж.Г. (1992). Средневековые иллюминаторы и методы их работы . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-05689-1 .
- Анлезарк, Дэниел (2009). Древнеанглийские диалоги Соломона и Сатурна . Д.С. Брюэр. ISBN 978-1-84384-203-3 .
- Бансон, Мэтью; Бансон, Маргарет; Бансон, Стивен (1998). Энциклопедия святых для наших воскресных посетителей . Хантингтон, Индиана: Наше воскресное издательство для посетителей. ISBN 0-87973-588-0 .
- Черчилль, Уинстон (1966). Рождение Британии . Додд, Мид.
- Кросс, Флорида; Ливингстон, Э.А., ред. (1997). Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета, США.
- Диккенс, Чарльз (1893). Рождественская песнь в прозе: история Рождества с привидениями. «Сверчок в очаге», домашняя сказка; с биографическим очерком и примечаниями . Хоутон Миффлин.
- Даннинг, Эндрю (19 мая 2016 г.). «Англосаксонский «человек эпохи Возрождения»: Сент-Данстан» . Блог средневековых рукописей . Проверено 7 ноября 2019 г.
- Даннинг, Роберт Уильям (1983). История Сомерсета . Чичестер: Филлимор. ISBN 978-0-85033-461-6 .
- Фрайд, Э.Б.; Повике, Фредерик Морис (1961). Справочник британской хронологии . Королевское историческое общество. ISBN 9780901050175 .
- Грин, Джон Ричард (1895). История английского народа . Том. 1. Лондон: Макмиллан.
- Хоун, Уильям (1825). Книга на каждый день, или Путеводитель по году . Уильям Тегг.
- Иггульден, Коннектикут (2017). Данстан: Один человек. Семь королей. Кровавый трон Англии . Пингвин. ISBN 978-1-4059-2150-3 .
- Лапидж, Майкл (1993). «Б. и Вита С. Дунстани». Англо-латинская литература 900–1066 . Лондон, Великобритания: Hambledon Press. стр. 279–291. ISBN 978-1-85285-012-8 .
- Лапидж, Майкл (1999). «Данстан». В Лапидже, Майкл; Блэр, Джон; Кейнс, Саймон; Скрэгг, Дональд (ред.). Блэквеллская энциклопедия англосаксонской Англии . Уайли. ISBN 978-0-631-15565-2 .
- Лапидж, Майкл (23 сентября 2004 г.). «Данстан [Сент-Данстан] ( ум . 988)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/8288 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Лоуренс, Роберт (1899). Магия подковы . Бостон, Массачусетс: Хоутон Миффлин. OCLC 603818324 .
- Шама, Саймон (2011). История Британии . Том. 1: На краю света? 3000 г. до н.э. – 1603 г. н.э. Случайный дом. ISBN 978-1-4090-1824-7 .
- Токе, Лесли Александр Сент-Лоуренс (1909). Католическая энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Толли, К. (2010). «Соломон и Сатурн I 'Пролога Прима' ». Примечания и запросы . 57 (2): 166–168. дои : 10.1093/notesj/gjq050 . ISSN 0029-3970 .
- Холлистер, Чарльз Уоррен (1966). Создание Англии, 55 г. до н. э. – 1399 г. Хит.
- Уайтлок, Дороти (1979). «Староанглийский отчет об основании монастырей королем Эдгаром». Английские исторические документы . 1 :920.
- Уильямс, Майкл (1970). Слив уровней Сомерсета . Издательство Кембриджского университета. п. 50 . ISBN 0-521-07486-Х .
- Уинтерботтом, Майкл; Лапидж, Майкл (2011). Ранние жизни святого Данстана . Оксфорд: ОУП. ISBN 978-0-19-960504-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- «Автор Б», Вита С. Дунстани , изд. У. Стаббс, Мемориалы святого Данстана, архиепископа Кентерберийского . Серия Роллс . Лондон, 1874. 3–52. Части текста переведены Дороти Уайтлок в английских исторических документах c. 500–1042 . 2-е изд. Лондон, 1979. Они были заменены новым изданием и переводом Майкла Лапиджа и Майкла Уинтерботтома, The Early Lives of St Dunstan , Oxford University Press, 2012.
- Аделард Гентский , Epistola Adelardi ad Elfegum Archiepiscopum de Vita Sancti Dunstani , письмо Аделарда архиепископу Эльфхеаху Кентерберийскому (1005–1012) о жизни святого Данстана, изд. У. Стаббс, Мемориалы святого Данстана, архиепископа Кентерберийского . Роллс, серия 63. Лондон, 1874. 53–68. Также в новом издании и переводе Майкла Лапиджа и Майкла Уинтерботтома «Ранние жизни святого Данстана» , Oxford University Press, 2012.
- Вульфстан Винчестерский , Жизнь святого Этельволда , изд. и тр. М. Лапидж и М. Уинтерботтом, Вульфстан из Винчестера. Жизнь святого Этельволда . Оксфордские средневековые тексты. Оксфорд, 1991.
- Reliquiae Dunstanianae , изд. У. Стаббс, Мемориалы святого Данстана, архиепископа Кентерберийского . Серия Роллс. Лондон, 1874. 354–439.
- Fragmenta Ritualia de Dunstano , изд. У. Стаббс, Мемориалы святого Данстана, архиепископа Кентерберийского . Серия Роллс. Лондон, 1874. 440–57.
- Осберн Кентерберийский , Vita Sancti Dunstani и Liber Miraculorum Sancti Dunstani , изд. У. Стаббс, Мемориалы святого Данстана, архиепископа Кентерберийского . Серия Роллс. Лондон, 1874. 69–161.
- Эдмер , Вита С. Дунстани и Миракула С. Дунстани , изд. и тр. Бернард Дж. Мьюир и Эндрю Дж. Тернер, Эдмер Кентерберийский. Жития и чудеса святых Оды, Данстана и Освальда . ОМТ. Оксфорд, 2006. 41–159 и 160–212; ред. У. Стаббс, Мемориалы святого Данстана, архиепископа Кентерберийского . Роллс, серия 63. Лондон, 1874. 162–249, 412–25.
- Староанглийское повествование об основании монастырей королем Эдгаром , тр. Д. Уайтлок, Английские исторические документы I . Издательство Оксфордского университета, 1979.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Дейлс, Дуглас, Данстан: Святой и государственный деятель , 3-е изд., James Clark & Co, 2023 г.
- Дакетт, Элеонора. Святой Дунстан Кентерберийский (1955).
- Дунстан, Св. Энциклопедия мировой биографии , 2-е изд. 17 томов. Гейл Исследования, 1998.
- Ноулз, Дэвид. Монашеские ордена в Англии (1940; 2-е изд. 1963 г.).
- Рамзи, Найджел Сент-Данстан: его жизнь, времена и культ , Вудбридж, Саффолк, Великобритания; Рочестер, Нью-Йорк: Boydell Press, 1992.
- Сэйлс, О.О., Средневековые основы Англии (1948; 2-е изд. 1950).
- Уильям Малмсберийский , Vita Santi Dunstani , изд. и тр. Бернард Дж. Мьюир и Эндрю Дж. Тернер, Уильям Малмсберийский. Жизнь СС. Вульфстан, Данстан, Патрик, Бенигнус и Индракт . Оксфордские средневековые тексты. Оксфорд, 2002 г.; ред. У. Стаббс, Мемориалы святого Данстана, архиепископа Кентерберийского . Серия Роллс. Лондон, 1874. 250–324.
- Джон Кэпгрейв , Vita Santi Dunstani , изд. У. Стаббс, Мемориалы святого Данстана, архиепископа Кентерберийского . Серия Роллс. Лондон, 1874. 325–53.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Дунстан 1 в просопографии англосаксонской Англии
- «Правдивая легенда о святом Данстане и дьяволе» Эдварда Г. Флайта, иллюстрированная Джорджем Крукшенком , опубликованная в 1871 году и доступная в Project Gutenberg.
- Дунстан в Британской библиотеке , блог о средневековых рукописях BL, май 2016 г.
- 900-е рождения
- 988 смертей
- Английские архиепископы X века
- Художники 10 века
- Христианские святые X века
- Английские епископы X века
- Настоятели Гластонбери
- Ангельские провидцы
- Англиканские святые
- Англосаксонские художники
- Англосаксонские бенедиктинцы
- Англосаксонские святые
- Архиепископы Кентерберийские
- Епископы Лондона
- Епископы Вустера
- Английские кузнецы
- Английский фольклор
- Иллюминаторы рукописей
- Средневековые европейские писцы
- английские писцы
- Люди из района Мендип