Jump to content

Эдвард Герберт, первый барон Герберт Чербери

(Перенаправлено с лорда Герберта Чербери )

Эдвард Герберт, Уильям Ларкин , ок. 1609–10

Эдвард Герберт, 1-й барон Герберт Чербери (или Чирбери ) KB (3 марта 1583 г.) [1] - 5 августа 1648 г. [2] ) — английский солдат, дипломат, историк, поэт и религиозный философ Королевства Англии .

Он изучал несколько языков и дисциплин в Университетском колледже Оксфорда и начал свою политическую карьеру в парламенте, представляя валлийские графства Монтгомеришир и Мерионет .

Как солдат Герберт отличился в Нидерландах, служа под началом принца Оранского. Его дипломатическая карьера была наиболее активной в Париже, где он стремился устроить брак между Чарльзом, принцем Уэльским , и Генриеттой Марией , который состоялся в 1625 году.

Герберту был предоставлен титул ирландского пэра как барон Герберт Касл-Айленда в 1624 году, а затем титул английского баронства в 1629 году. Во время гражданской войны в Англии он занял нейтральную позицию, уединившись в замке Монтгомери , который сдал парламенту.

Герберт наиболее известен своими работами в области философии, особенно своим трактатом De Veritate , в котором он назван «отцом английского деизма». Эта плодотворная работа отличает истину от откровения, вероятности, возможности и лжи. Другие важные работы включают De Religione gentilium , новаторскую работу по сравнительному религиоведению, и Expedition Buckinghami ducis , защиту действий герцога Бекингема в 1627 году.

Герберт также написал ряд стихов, показав свое мастерство как верного ученика Донна , а его автобиография дает живое описание его жизни вплоть до 1624 года.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Эдвард Герберт был старшим сыном Ричарда Герберта из замка Монтгомери (члена боковой ветви семьи графов Пембруков ) и Магдалины , дочери сэра Ричарда Ньюпорта . [3] и брат поэта Джорджа Герберта . Он родился в Англии в Эйтон-он-Северн недалеко от Роксетера , Шропшир . После частного обучения в мае 1596 года он поступил в Университетский колледж Оксфорда как джентльмен-простолюдин . 28 февраля 1599 года, в возрасте 15 лет, он женился на своей кузине Мэри, которой тогда был 21 год («несмотря на разницу в возрасте между нас" [4] ), дочь и наследница сэра Уильяма Герберта (ум. 1593). Он вернулся в Оксфорд с женой и матерью, продолжил учебу и выучил французский, итальянский и испанский языки, а также музыку, верховую езду и фехтование. [3] В этот период, еще до того, как ему исполнился 21 год, он обзавелся семьей.

Герберт вошел в парламент как рыцарь графства Монтгомеришир в 1601 году . С приходом на престол короля Якова I он представился двору и был назначен рыцарем Бани . 24 июля 1603 года [3] С 1604 по 1611 год он был членом парламента от Мерионета . [5] С 1605 года он был мировым судьей и назначен шерифом Монтгомеришира на 1605 год. [6]

Эдвард Герберт, миниатюрный портрет ок. 1613–1614, Исаак Оливер , сейчас в замке Поуис. [7]

В 1608 году Эдвард Герберт отправился в Париж вместе с Аурелианом Таунсендом , наслаждаясь дружбой и гостеприимством старого коннетабля де Монморанси в Мерлу и встречаясь с королем Генрихом IV ; он много месяцев жил у Исаака Кейсобона . [5] По возвращении, как он писал о себе, он пользовался «большим уважением как при дворе, так и в городе, многие из величайших деятелей желали моего общества». [3] В этот период он был близок как с Беном Джонсоном , так и с Джоном Донном , и в « Эпикоене» Джонсона , или «Безмолвной женщине», вероятно, упоминается Герберт. [8] И Донн, и Джонсон почтили его в стихах. [9] В декабре 1609 года он дрался с шотландским швейцаром в Гринвичском дворце , который вырвал ленту из волос Мэри Миддлмор , и, если бы Тайный совет не воспрепятствовал этому, дрался бы на дуэли в Гайд-парке . [10]

В 1610 году Герберт служил добровольцем в Нидерландах под началом принца Оранского , чьим близким другом он стал, и отличился при взятии Жюльера у императора Священной Римской империи . Он предложил решить исход войны, вступив в единоборство с чемпионом, выбранным из числа врагов, но его вызов был отклонен. Вернувшись в Англию в 1611 году, он пережил нападение в Лондоне со стороны сэра Джона Эйра , который обвинил его в романе с женой Дороти . [11] Он нанес визит Спиноле в испанском лагере под Везелем , а затем к небному курфюрсту в Гейдельберге , впоследствии путешествовав по Италии. По настоянию герцога Савойского он возглавил экспедицию из 4000 гугенотов из Лангедока в Пьемонт , чтобы помочь савойцам против Испании, но, едва не погибнув на пути в Лион , по прибытии туда был заключен в тюрьму, и предприятие сошло на нет. ничего. Оттуда он вернулся в Нидерланды и к принцу Оранскому прибыл в Англию в 1617 году. [3]

Дипломат

[ редактировать ]

В 1619 году Герберт был назначен послом в Париж, взяв в свою свиту Томаса Кэрью . [12] Он был вовлечен в дело Пьеро Хьюгона , который украл драгоценности, принадлежавшие Анне Датской . [13] Ссора с де Люином и вызов, посланный им последнему, стали причиной его отзыва в 1621 году. После смерти де Люина Герберт возобновил свой пост в феврале 1622 года. [3]

Он был популярен при французском дворе и проявил значительные дипломатические способности. Его главными целями было заключить брак между Карлом, принцем Уэльским , и Генриеттой Марией , а также заручиться помощью Людовика XIII для Фридриха V, курфюрста Палатина . Последнее ему не удалось, и в апреле 1624 года он был уволен. [3]

Герберт вернулся домой с большими долгами и получил небольшое вознаграждение за свои услуги, за исключением ирландского пэра барона Герберта с острова Касл 31 мая 1624 года и английского баронства Герберта Чербери, или Чирбери , 7 мая 1629 года. [3]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

В 1632 году Герберт был назначен членом военного совета. Он сопровождал короля в Йорке во время Первой епископской войны с Шотландией в 1639 году, а в мае 1642 года был заключен в тюрьму парламентом за то, что призывал Палату лордов добавить слова «без причины» к резолюции о том, что король нарушил свои коронационную присягу, объявив войну парламенту. После этого он решил не принимать дальнейшего участия в борьбе, которая переросла в Гражданскую войну в Англии , удалился в замок Монтгомери и отклонил вызов короля в Шрусбери . [3] ссылаясь на плохое здоровье.

5 сентября 1644 года он сдал замок путем переговоров парламентским силам во главе с сэром Томасом Мидделтоном . [14] Он вернулся в Лондон, подал заявление и получил пенсию в размере 20 фунтов в неделю. В 1647 году он нанес визит Пьеру Гассенди в Париже и умер в Лондоне следующим летом в возрасте 65 лет, будучи похороненным в церкви Святого Джайлса в полях . [3]

Герберт оставил двух сыновей, Ричарда (ок. 1600–1655), который сменил его на посту 2-го лорда Герберта Чербери , и Эдварда. Сыновья Ричарда, Эдвард Герберт (умер в 1678 г.) и Генри Герберт (умер в 1691 г.), каждый унаследовали этот титул, после чего он вымер. Он был возрожден в 1694 году, когда Генри Герберт (1654–1709), сын сэра Генри Герберта (1594–1673), последнего выжившего брата 1-го лорда Герберта, [3] был создан лордом Гербертом Чербери. Двоюродный брат и тезка лорда Герберта, сэр Эдвард Герберт , также был видной фигурой в гражданской войне в Англии.

Основная работа Герберта — «De Veritate» , в отличие от откровения, вероятного, возможного и ложного. [3] (Об истине, в отличие от откровения, вероятного, возможного и ложного) [15] Он опубликовал его по совету Гроция . [16]

В « De Veritate » Герберт опубликовал первый чисто метафизический трактат, написанный англичанином. Настоящая претензия Герберта на славу – это то, что он является «отцом английского деизма ». [17] Общими понятиями религии являются знаменитые пять статей, ставшие уставом английских деистов. [3] [18] [19] Чарльз Блаунт , в частности, выступал в качестве публициста идеи Герберта.

Она внесена в список запрещенных книг Католической церкви. [ нужна ссылка ]

Другие работы

[ редактировать ]
Лорд Герберт Чербери автора Венцеслав Холлар

О религии язычников [20] была посмертно опубликованной работой, написанной под влиянием De theologia gentili Герарда Воссиуса и напечатанной Исааком Воссиусом . Это ранняя работа по сравнительному религиоведению , содержащая, по словам Дэвида Юма , «естественную историю религии». Это также в некоторой степени зависит от De dis Syris Джона Селдена и Quaestiones celeberrimae в Genesim Марина Мерсенна . [21] Исследуя языческие религии, Герберт обнаруживает универсальность своих пяти великих статей и то, что они легко узнаваемы. Тот же дух поддерживается в трактатах «De causis errorum» , незаконченном труде о логических заблуждениях, «Religio laici» и «Ad sacerdotes de religio laici» (1645). [3]

Первой исторической работой Герберта была « Экспедиция Букингами Дучис» . [22] защита поведения герцога Бекингема во время экспедиции в Ла-Рошель 1627 года. Жизнь и правление короля Генриха VIII (1649 г.) [3] считается хорошим для своего периода, но этому препятствует ограниченность источников. [23]

Его стихи, опубликованные в 1665 году (переизданные и отредактированные Джоном Чертоном Коллинзом в 1881 году), в целом показывают его верным учеником Донна. Его сатиры плохи, но некоторые из его лирических стихов демонстрируют силу размышления и истинное вдохновение, в то время как его использование размера, впоследствии использованного Теннисоном в его «In Memoriam», особенно удачно и эффективно. Его неолатинские стихи являются свидетельством его учености. Три из них появились вместе с De causis errorum в 1645 году.

К этим произведениям следует добавить «Диалог наставника и ученика» . [24] подлинность которого оспаривается; [25] и трактат о верховенстве короля в церкви (рукопись хранится в архиве и в Королевском колледже Оксфорда ). Его автобиография, впервые опубликованная Хорасом Уолполом в 1764 году, представляет собой наивное и забавное повествование, много посвященное его дуэлям и любовным приключениям, и обрывается в 1624 году. В ней отсутствуют его дружеские отношения и дипломатическая сторона его посольства во Франции, в по отношению к которому он описывал только великолепие своей свиты и свои социальные триумфы. [3]

Он был лютнистом , и его сборник « Лютнная книга лорда Герберта Чербери» сохранился в рукописи. [26] Его собственные композиции, во всех четырех прелюдиях, четырех паванах и куранте, консервативны по стилю и мало влияют на произведения французской школы, представленные в его коллекции. [27] По словам эрудита Сэмюэля Хартлиба , он также написал «несколько превосходных пьес для Виоле да Гамба», но они не сохранились. Хартлиб записал в своих «Эфемеридах», что эти пьесы были составлены «Ex intimis Matheseos Fundamentis», из которых Герберт вывел «Правила» композиции, предполагая, что Герберт писал музыку, основанную на mathesis Universalis . [28]

Герберт также был автором неоконченной пьесы «Амазонка», рабочий проект которой был заново открыт в 2009 году. [29] Пьеса, вероятно, была написана, когда он завершал «De Veritate» во время своего пребывания на посту английского посла во Франции, 1619–21 и 1622–1624 гг. [30]

Виды молитвы

[ редактировать ]

Джозеф Валигор в своей статье «Набожность английских деистов». [31] показал, что Герберт был одним из самых набожных деистов, поскольку он горячо молился Богу и верил, что Бог дает знамения в ответ на наши молитвы. Он был настолько уверен, что Бог ответил на наши молитвы, что сказал, что молитва — это идея, которую Бог вложил в каждого человека. Он сказал, что:

каждая религия верит, что Божество может слышать молитвы и отвечать на них; и мы вынуждены предположить особое Провидение (опуская другие источники доказательств) из всеобщего свидетельства чувства божественной помощи во времена бедствий. [32]

Для Герберта это универсальное свидетельство о том, что Бог отвечает на наши молитвы, означало, что это было общее представление или что-то, запечатленное в нашем сердце Богом.

Герберт говорил исходя из своего опыта. В своей автобиографии Герберт рассказал, что однажды он помолился и получил божественное знамение. Он написал «De Veritate» и раздумывал, стоит ли его публиковать. Поэтому он опустился на колени и горячо молился Богу о знамении, указывающем ему, что делать. Несмотря на то, что день был ясный, солнечный и без ветра, Герберт сказал, что услышал тихий шум в ясном небе, который так его утешил, что он решил, что это знак Божий, что ему следует опубликовать свою книгу. Герберт писал:

Будучи в таком сомнении в своей комнате, в один прекрасный летний день, когда мое окно было открыто на юг, солнце светило ясно и ветер не шевелился, я взял свою книгу «De Veritate в руку » и, преклонив колени, благоговейно произнес эти слова: «О Ты, Вечный Бог, Автор Света, который сейчас сияет на меня, и Податель всех внутренних просветлений, я умоляю Тебя, по Твоей бесконечной Доброте, простить большую просьбу, чем должен просить грешник; Я недостаточно уверен, опубликую ли я эту Книгу De Veritate ; если это будет для Твоей славы, я умоляю Тебя дать мне какое-нибудь Знак с Небес, если нет, я скрою ее». Едва я произнес эти слова, как с Небес раздался громкий, но тихий Шум (ибо он не был похож ни на что на Земле), который так утешал и ободрял меня, что я принял свое Прошение как удовлетворенное и что у меня было Я потребовал подписи, после чего решил напечатать свою Книгу. [33]

Герберт подвергся нападкам со стороны ортодоксальных протестантских священников восемнадцатого века как религиозный энтузиаст. Один служитель, Джон Браун, сказал, что его заявление о том, что он получил знамение от Бога, было «восторженным». [34] Другой служитель, Джон Лиланд , сказал, что даже просить о таком знамении неправильно, поскольку Бог не вмешивается подобным образом в жизнь людей. Лиланд сказал, что заявление Герберта «произошло как приступ сильного энтузиазма. ... Я думаю, что, возможно, справедливо сомневаться в том, что обращение такого особого рода, как обращение его светлости, было правильным или регулярным. Я считаю, что у нас есть все основания просить или ожидать необычайного знамения с небес». [35] Очевидно, что эти два христианских комментатора восемнадцатого века не считали понимание Бога Гербертом далеким и незаинтересованным. Скорее, Герберт подвергся нападкам за веру в чрезмерно вовлеченное божество, которое имело слишком интимные отношения с людьми. [ нужна ссылка ]

Современные исследователи деизма часто испытывают трудности с вписыванием религиозных взглядов Герберта в свою схему того, во что верили деисты. Например, Питер Гей сказал, что Герберт, живший в начале семнадцатого века, был нетипичен для более поздних деистов, потому что Герберт думал, что получил божественный знак. [36] но Валигор утверждает, что вместо того, чтобы говорить, что Герберт не был деистом, нам следует изменить наши представления о деистах и ​​их отношениях с Богом посредством молитвы. [37]

Помимо веры в молитвы и божественные знамения, Герберт также верил в чудеса, откровения и прямое божественное вдохновение. Герберт был настолько уверен, что Бог творит чудеса, что считал эту доктрину и связанную с ней идею о том, что Бог отвечает на наши молитвы, идеей, которую Бог вложил в каждого человека. [38] Герберт сказал, что его упор на естественную религию не означает, что откровение было излишним. Он сказал, что считает Библию «более надежным источником утешения и поддержки», чем любая другая книга, и ее чтение пробудило к жизни «всего внутреннего человека». [39] Герберт считал, что божественное вдохновение обычно происходит через «посредство духов… называемых по-разному ангелами, демонами, разумами и гениями». [40] Он сказал, что мы можем быть уверены, что имеем божественное вдохновение, если подготовимся к нему и соблюдаем определенные условия. Для начала, сказал Герберт, «мы должны использовать молитвы, обеты, веру и все способности, которые можно использовать для призыва» божественного. Тогда «необходимо немедленно почувствовать дыхание Божественного Духа» и рекомендуемый образ действий должен быть хорошим. Когда эти условия были соблюдены, «и мы чувствуем Божественное руководство в нашей деятельности, мы должны с благоговением признать добрую волю Божию». [41]

Редакции и переводы

[ редактировать ]
  • Основные работы: анастатическое переиздание под редакцией Гюнтера Гаулика в трех томах, Штутгарт / Бад-Каннштатт: Фромманн-Хольцбуг, 1966–1971.
  • 1. Об истине (Третье издание), О причинах заблуждений, О религии мирян, Парерга . (Лондон, 1645 г.).
  • 2. О религии язычников и причинах заблуждений среди них . (Амстердам 1663 г.).
  • 3. Диалог воспитателя и его ученика . (Амстердам 1768 г.).
  • De Veritate , английский перевод Мейрика Х. Карре (Бристольский университет, 1937); факсимильная перепечатка: Thoemmes Continuum (1992) ISBN   1-85506-126-0 .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эдвард Герберт, 1-й барон Герберт Чербери в Британской энциклопедии
  2. Дата смерти Герберта вызвала путаницу. Дата 5 августа фигурирует в списках захоронений Сент-Джайлс-ин-Филдс и подтверждается независимыми документальными свидетельствами. Однако на его надгробии, воздвигнутом несколько лет спустя, видимо, стояла дата 20 августа, и эта дата впоследствии была принята многими биографами. Сейчас считается, что это была ошибка: см. Робертс, Данстан (2016). «Возвращение к смерти лорда Герберта Чербери». Примечания и запросы . 63 (1): 44–45. дои : 10.1093/notesj/gjv228 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Герберт Чербери, Эдвард Герберт, барон ». Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 340–341.
  4. ^ Автобиография .
  5. ^ Jump up to: а б Бедфорд, с. 2.
  6. ^ Валлийская биография в Интернете
  7. ^ «Сэр Эдвард Герберт, позже 1-й лорд Герберт Чербери (1581/2–1648)» . Коллекции Национального фонда, места, статьи . Проверено 2 сентября 2018 г.
  8. ^ Ричард Даттон (редактор), Epicene, Or, The Silent Woman: Бен Джонсон (2003), стр. 10.
  9. ^ Бедфорд, стр. 10–11.
  10. ^ Эдвард Герберт, Жизнь Эдварда, лорда Герберта Чербери (Лондон, 1826), стр. 108-9: Норман Эгберт МакКлюр, Письма Джона Чемберлена , том. 1 (Филадельфия, 1939), с. 296.
  11. ^ Кристин Джексон, придворный, ученый и человек меча: лорд Герберт Чербери и его мир (Оксфорд, 2021), стр. 91-92.
  12. ^ «Томас Кэрью» . 23 октября 2021 г.
  13. ^ Сидни Ли, Автобиография Эдварда, лорда Герберта Чербери (Лондон, 1886), стр. 343.
  14. ^ «Журнал Палаты лордов, том 6: 23 сентября 1644 года | Британская история в Интернете» .
  15. ^ Об истине, как она отличается от Откровения, вероятного, возможного и ложного ) (Париж, 1624 г.; Лондон, 1633 г.; переведено на французский язык в 1639 г. и на английский в 1937 г.).
  16. ^ «Герберт Чербери, Эдвард | Интернет-энциклопедия философии» .
  17. ^ «Соглашение во всем мире — апологетика и информационно-пропагандистская деятельность» . Архивировано из оригинала 7 августа 2008 года . Проверено 20 сентября 2008 г.
  18. ^ «Деизм, английский | Интернет-энциклопедия философии» .
  19. ^ «Английские деисты, лорд Герберт Чербери» .
  20. Завершено в 1645 г., опубликовано в Амстердаме, 1663 г., переведено на английский язык Уильямом Льюисом, Лондон, 1705 г.
  21. ^ Бедфорд, с. 179.
  22. Опубликовано в латинском переводе в 1656 году и на оригинальном английском языке графом Поуисом для Общества Филобиблон в 1860 году.
  23. ^ «Генрих VIII – король Англии – страница четвертая» . Архивировано из оригинала 2 марта 2016 года . Проверено 7 января 2009 г.
  24. ^ 1768; трактат об образовании, рукопись в Бодлианской библиотеке .
  25. Поддержано Гюнтером Гауликом в его факсимильном издании 1971 года после того, как Росси поставил это под сомнение.
  26. ^ «7а – Название» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2000 года.
  27. ^ Поултон, Диана; Спенсер, Роберт (2001). «Герберт, Эдвард, лорд Чербери и Замкового острова» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  28. ^ Джексон, Саймон (2022). Джордж Герберт и музыкальная культура раннего Нового времени . Издательство Кембриджского университета. стр. 125–28. дои : 10.1017/9781009106887 . ISBN  9781009098069 . S2CID   253486066 .
  29. ^ «Раскрыто: незаконченная пьеса, в которой лорд Эдвард Герберт был завязан в узлы» . Хранитель . Проверено 27 декабря 2022 г.
  30. ^ Миллер, Грег; Миллер-Блез, Анн-Мари (9 августа 2022 г.). Эдвард и Джордж Герберты в Европейской республике литературы . Издательство Манчестерского университета. п. 218. ИСБН  9781526164070 .
  31. ^ Валигор, Джозеф (2012). «Благочестие английских деистов». Обзор интеллектуальной истории . 22 (2): 181–197. дои : 10.1080/17496977.2012.693742 . S2CID   170532446 .
  32. ^ Герберт, De Veritate , 292–94, цитируется в Waligore p. 189.
  33. ^ Герберт, Жизнь Эдварда, лорда Герберта Чербери (Дублин, 1771), 244–245, цитируется в Валигоре, с. 189.
  34. ^ Джон Браун, Всеобщая история христианской церкви , 2 тома. (Эдинбург, 1771), 2: 278.
  35. ^ Джон Лиланд, Взгляд на главных писателей-деистистов , 3-е изд., 3 тома. (1757; переиздание, Нью-Йорк: Гарленд, 1978), 1:25.
  36. ^ Питер Гей, Деизм: Антология (Принстон: D. Van Nostand Company, Inc., 1968), 30, 53.
  37. ^ Валигор 2012.
  38. ^ Герберт, De Veritate , 292–294, цитируется в Waligore p. 189.
  39. Herbert, De Veritate , 316, цитируется по Waligore, p. 196.
  40. ^ Герберт Чербери, De Veritate , пер. Мейрик Х. Карре (Бристоль: Дж. В. Эроусмит, 1937), 308–309.
  41. Герберт из Чербери, Of Veritate , 308–9, цитируется в Waligore p. 186.
[ редактировать ]
Пэрство Ирландии
Новое творение Барон Герберт с Замкового острова
1624–1648
Преемник
Пэрство Англии
Новое творение Барон Герберт Чирбери
1629–1648
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3390fc2f067050066e06bb840874c8b6__1722281520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/b6/3390fc2f067050066e06bb840874c8b6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Edward Herbert, 1st Baron Herbert of Cherbury - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)